Научная статья на тему 'Образная природа макроконцепта-фрейма «Животный мир» и входящих в его структуру субфреймов'

Образная природа макроконцепта-фрейма «Животный мир» и входящих в его структуру субфреймов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ-ФРЕЙМ / КОГНИТИВНЫЙ КЛАССИФИКАТОР / СТЕПЕНЬ ОБРАЗНОСТИ И ПОНЯТИЙНОСТИ / CONCEPT-FRAME / COGNITIVE QUALIFIER / DEGREE OF FIGURATIVENESS AND CONCEPTUALITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самарин Александр Викторович

В статье раскрыты образная и понятийная стороны макроконцепта-фрейма «животный мир» и входящих в его структуру субфреймов. Роль индикаторов, определяющих степени образности и понятийности, выполняют универсальные суперклассифицирующие когнитивные признаки и дифференциальные классификационные признаки меньшего уровня обобщения. Когнитивные классификаторы, составляющие образную и понятийную стороны концепта, выделяются из словарных дефиниций, а также из фоновых знаний - жизненного опыта людей. Фоновые знания и жизненный опыт дополняют набор классифицирующих признаков, добиваясь наиболее четкого и полного образа, стоящим за словом и вербализующего концепт в языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Figurative Nature of the Macroconcept-Frame "Fauna" and the Subframes As Parts of Its Structure

In the article the author discloses figurative and conceptual aspects of the macroconcept-frame "fauna" and subframes as parts of its structure. The universal superclassifying cognitive signs and the differential classifying signs of a lower level of generalization are the indicators that define various degrees of figurativeness and conceptuality of the macroconceptframe and its subconcepts. The cognitive qualifiers as the parts of figurative and notion al aspects of the concept are taken from dictionary definitions and also from background knowledge, life experience of people. Background knowledge and life experience help to enlarge the set of classifying signs and achieve the most accurate and full image behind the word that verbalizes the concept in the language.

Текст научной работы на тему «Образная природа макроконцепта-фрейма «Животный мир» и входящих в его структуру субфреймов»

Работа с концептом веры учит способам иррационального познания духовной жизни общества, выраженной в художественных образах, и имеет исключительно высокий нравственный потенциал.

Примечания

1. Трофимов В. Н. Менталитет русской нации. Ижевск, 2004. С. 124.

2. Сычугова Л. П. Иконопись на уроках развития речи. Киров, 1999.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1981.

4. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1984.

5. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь современного русского языка. М., 2008.

6. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М. 1996.

7. Сычугова Л. П. Указ. соч.

8. Трубецкой Н. С. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991.

9. Сычугова Л. П. Указ. соч.

10. Популярная художественная энциклопедия: архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство / гл. ред. В. М. Полевой. Кн. 2. М., 1986.

11. Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990.

12. Сычугова Л. П. Указ. соч.

13. Гомаюнов С. Методологические проблемы курса «Основы православной культуры» // Пятые Свято-Трифоновские образовательные чтения 20-29 октября 2000 г. Киров, 2000.

14. Сычугова Л. П. Указ. соч.

15. Караулов Ю. Н. Лингвистическое конструирование и тезаурус литературного языка. М., 1981. С. 163.

УДК 801.8

А. В. Самарин

ОБРАЗНАЯ ПРИРОДА МАКРОКОНЦЕПТА-ФРЕЙМА «ЖИВОТНЫЙ МИР» И ВХОДЯЩИХ В ЕГО СТРУКТУРУ СУБФРЕЙМОВ

В статье раскрыты образная и понятийная стороны макроконцепта-фрейма «животный мир» и входящих в его структуру субфреймов. Роль индикаторов, определяющих степени образности и понятий-ности, выполняют универсальные суперклассифи-цирующие когнитивные признаки и дифференциальные классификационные признаки меньшего уровня обобщения. Когнитивные классификаторы, составляющие образную и понятийную стороны концепта, выделяются из словарных дефиниций, а также из фоновых знаний - жизненного опыта людей. Фоновые знания и жизненный опыт дополняют набор классифицирующих признаков, добиваясь наиболее четкого и полного образа, стоящим за словом и вербализующего концепт в языке.

In the article the author discloses figurative and conceptual aspects of the macroconcept-frame "fauna" and subframes as parts of its structure. The universal superclassifying cognitive signs and the differential classifying signs of a lower level of generalization are the indicators that define various degrees of figurativeness and conceptuality of the macroconcept-frame and its subconcepts. The cognitive qualifiers as the parts of figurative and notion al aspects of the concept are taken from dictionary definitions and also from background knowledge, life experience of people. Background knowledge and life experience help to enlarge the set of classifying signs and achieve the most accurate and full image behind the word that verbalizes the concept in the language.

Ключевые слова: концепт-фрейм, когнитивный классификатор, степень образности и понятийности.

Keywords: concept-frame, cognitive qualifier, degree of figurativeness and conceptuality.

Большинство концептов возникает на предметно-образной, чувственной основе - как определенный эмпирический образ предмета или явления. При формировании концепта происходит селекция признаков объекта; случайные признаки, проявляющиеся только в некоторых единичных ситуациях и у отдельных объектов, отсеиваются, а фиксируются лишь наиболее характерные и потому наиболее информативные. Очевидно, степень образности концептов различна, поскольку количество признаков, характеризующих той или иной объект и закрепленных в сознании человека, также различно. Постоянно расширяясь, образность может терять свою наглядность, смысловую определенность. Смысловая абстракция - важная составляющая познания, которая на каком-то этапе начинает работать как самостоятельный фактор.

© Самарин А. В., 2012

Наши исследования показывают, что чем выше степень образности того или иного объекта, тем более четкий образ, характеризующийся рядом признаков, проецируется в сознании человека [1]. Генезис признаков может быть самым различным: внешние (картиночные или пикторальные) признаки, поведенческие особенности, антропоцентрические характеристики, оценочно-экспрессивные и др.

В настоящей статье рассматривается вопрос о выявлении степени образности фреймов: макроконцепта-фрейма «животный мир» (или «фауна») и концептов-субфреймов, входящих в состав данного объемного концепта. В качестве субфреймов макрофрейма предлагаются на рассмотрение и анализ следующие концепты: вид, род и ряд других когнитивных структур, вербализованных в языке лексемами-наименованиями совокупностей животных, обладающих сходными характеристиками.

Поскольку концепты представляют собой упорядоченный, осознанный и ценностно значимый опыт, который обозначен и охарактеризован языковыми единицами, то в их составе можно выделить по меньшей мере три составные характеристики - образную (совокупность представлений), понятийную (языковое обозначение этих представлений в виде имен, развернутых дефиниций, системных противопоставлений) и ценностную (соотнесение этого опыта с системой важнейших ориентиров поведения).

В статье мы рассмотрим прежде всего образный и понятийный компоненты концепта «животный мир». Исследуемый макроконцепт характеризуется максимальной значимостью, так как животный мир во всем своем многообразии неразрывно связан с жизнью, деятельностью и бытом человека. Для удобства классификации многообразие животного мира поделено человеком на отряды, классы и прочие совокупности объектов, занимающих соответствующие места в иерархической системе животного мира.

Релевантные признаки практического знания отражены в памяти людей. Зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые, воспринимаемые обонянием характеристики предмета, явлений, событий составляют образную сторону концепта. Заметим, что образный компонент концепта «животный мир» практически отсутствует, степень образности его стремится к нулю, так как образ совокупности представителей животного мира не «прорисован» в сознании носителя языка. Степень же лингвистической абстракции данной когнитивной структуры довольно высока.

Среди когнитивных классифицирующих признаков есть разные по степени абстракции: универсальные суперклассифицирующие когнитивные признаки с крайне высокой степенью абст-

ракции, классификационные признаки меньшего уровня обобщения, еще менее обобщающие классификаторы и т. д. Данный ряд можно продолжить до тех пор, пока классифицирующие когнитивные признаки будут характеризовать единственный в своем роде объект, обладающий наименьшей степенью абстракции.

Классифицирующие признаки, или когнитивные классификаторы, можно рассматривать как индикаторы образности концептов. В зависимости от уровня обобщения - переходя от универсальных суперклассифицирующих когнитивных признаков к классификаторам все меньшего и меньшего уровня обобщения (по классификации З. Д. Поповой и И. А. Стернина) [2] - классификационные признаки как бы «вырисовывают» образ той или иной реалии в голове человека. Когнитивные классификаторы можно выделить из словарных дефиниций, но иногда данной информации недостаточно. Фоновые знания и жизненный опыт людей дополняют набор классифицирующих признаков, добиваясь наиболее четкого и полного образа, стоящего за словом.

Рассмотрим словарные определения понятия «животный мир» («фауна»):

Животный мир (фауна) - общность всех видов животных какой-либо местности, то же, что флора, если говорится о растениях [3];

Животный мир (фауна) - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих на определенной территории [4].

Из приведенных выше дефиниций выделим два классификатора высокого уровня обобщения, образующих содержание концепта «животный мир» (фауна): категория объектов, составляющих живые организмы; среда обитания объектов, составляющих «животный мир» (Земля или ее ареал).

Отметим, что образный компонент макроконцепта «животный мир» имеет крайне низкую степень репрезентации, как, впрочем, и понятийный компонент. Поэтому перейдем от общего к частному и попытаемся путем рассмотрения ряда категорий в упрощенной классификации мира животных (представляющую собой видо-родо-вую цепочку тип - отряд - семейство - вид) проследить за изменением степени образности компонентов, входящих в макроконцепт-фрейм. Рассмотрим частный случай: тип (позвоночные) -отряд (хищные) - семейство (кошачьи) - вид (тигр). Две последние лексемы как элементы схемы представляют в языке не концепт-фрейм, а уже концепты-представления. При переходе от гиперонима к гипониму степень образности каждого последующего звена растет с помощью дополнительной информации, выделяемой нами из словарных дефиниций и фоновых знаний. Такая дополнительная информация выявляет дополни-

тельные классификационные признаки, позволяющие повысить степень образности и понятий-ности концепта.

Рассмотрим каждый компонент видо-родовой цепочки в отдельности и выделим когнитивные классификаторы, индицирующие степень образности и понятийности каждого из концептов. Представим критерии степеней образности и понятийности в процентах (%).

I. Тип (позвоночные) - совокупность живых организмов, представляющая собой один из высших рангов таксономической иерархии в зоологии [5].

Обобщающим классификационным признаком субфрейма является размер, уточняемый следующими дифференциальными когнитивными признаками: большой, среднего размера, маленький, крошечный. Степень образности и понятийности концепта тип нулевая (0%).

II. Отряд (хищные) - отряд плацентарных млекопитающих, состоящий из подотрядов псо-образных и котообразных. Подавляющее большинство представителей отряда являются классическими плотоядными животными, охотящимися главным образом на позвоночных [6].

Звери, входящие в отряд хищных, чрезвычайно многообразны. Отличаются разнообразием внешнего вида, размерами тела, биологическими особенностями, способностью служить человеку или представлять для него источник опасности и т. п. Из приведенного определения и фоновых знаний выделим элементы понятийного и образного компонентов фрейма отряд (хищные) и, соответственно, определим степени его образности и понятийности:

1) обобщающие классификаторы фрейма отряд (хищные) следующие: пол (самцы, самки); размер (большой, среднего размера, маленький);

2) дифференциальные когнитивные признаки с меньшей степенью обобщения: наличие волосяного покрова и зубов; различная степень агрессивности;

3) антропоцентрические дифференциальные когнитивные признаки: источник опасности для человека; служба человеку.

Представленные классификаторы позволяют выявить довольно низкую степень понятийности (20-30%) и среднюю степень образности (4050%). В сознании человека уже «вырисовывается» обобщенный, но еще не совсем четкий образ хищника. Степени понятийности и образности увеличиваются за счет появления дополнительных когнитивных классификаторов.

III. Семейство (кошачьи) - млекопитающие отряда хищных. Наиболее специализированные из хищников, приспособленные к добыванию животной пищи путём подкрадывания, подка-рауливания, реже преследования. Размеры широко варьируют [7].

В соответствии со словарной дефиницией представим следующие классифицирующие признаки фрейма семейство (кошачьи):

1) классификаторы с высокой степенью обобщения: пол (самцы, самки); размер (большой, среднего размера, маленький);

2) дифференциальные когнитивные признаки с меньшей степенью обобщения: высокая степень агрессивности; наличие волосяного покрова, когтей и зубов; характерная плавная походка; форма морды (круглая);

3) антропоцентрические дифференциальные когнитивные признаки: источник опасности для человека; служба человеку; домашние любимцы.

Понятийный и образный компоненты увеличиваются из-за добавочных дифференциальных когнитивных признаков, взятых в том числе из фоновых знаний, жизненного опыта людей. Нередко такая фоновая информация не отражена в словарях. Когнитивные классификаторы выявляют довольно высокие степени по-нятийности и образности (70-80%) концепта. В голове носителя языка складывается относительно четкий образ живой реалии семейства кошачьих.

IV. Вид (тигр) - хищные млекопитающие семейства кошачьих, один из четырёх представителей рода пантер, который относится к подсемейству больших кошек [8].

Вслед за словарным определением представим следующие классифицирующие признаки фрейма семейство (кошачьи):

1) классификаторы с высокой степенью обобщения: пол (самцы, самки); размер (большой, среднего размера);

2) дифференциальные когнитивные признаки с меньшей степенью обобщения: высокая степень агрессивности; наличие волосяного покрова, когтей и зубов; характерная плавная походка; форма морды (круглая); характерная окраска волосяного покрова;

3) антропоцентрические дифференциальные когнитивные признаки: источник опасности для человека; неприручаемость.

Число дифференциальных когнитивных признаков еще более увеличилось, вследствие чего мы выявляем высокие степени понятийности и образности (90-100%) рассматриваемого концепта. Образ данного представителя животного мира, знакомый всем с детства, очень четко «выстраивается» сознании человека.

Таким образом, рассмотренный нами макрофрейм «животный мир» представляет собой схему познавательного опыта представителей той или иной языковой общности, которая включает информацию об основных, самых главных и организующих элементах модели совокупности

животных, адекватно ее представляющих. Такие ключевые элементы предстают прежде всего в виде термов (слотов) субфреймов в составе макрофрейма, способных, в свою очередь, разворачиваться в более мелкие структуры при помощи классификационных признаков меньшего уровня обобщения, вовлекая все новые и новые элементы в структуру фрейма. Степени по-нятийности и образности концептов-фреймов, индицируемые когнитивными классификаторами, находятся в прямой зависимости от образного и понятийного компонентов группируемых денотатов.

Примечания

1. Самарин А. В. Типология концептов-«представ-лений» в русском и английском языковом сознании. Старый Оскол: Оскол-Информ, 2011.

2. Попова 3. Д, Стернин И. А. Когнитивная лингвистика. М.: АСТ: Восток-Запад, 2007.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка (комплект из 4 книг). М., 1995.

4. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка. М., 1992.

5. Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка. АСТ; Астрель, 2008.

6. Там же.

7. Там же.

8. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.