Научная статья на тему 'Образ жизни учащихся специализированного образовательного учреждения'

Образ жизни учащихся специализированного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / LIFESTYLE / SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTION / BEHAVIORAL FEATURES / BOARDING SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Валеева Эмилия Рамзиевна, Акберова Г. Р., Кладов Д. Ю., Зиятдинова А. И.

Результаты социологического опроса свидетельствуют о том, что обучающиеся в специализированном образовательном учреждении (СОУ) росли в менее благоприятных условиях, чем лицеисты: они чаще воспитывались в неполных (45% против 26%), многодетных (34% против 14%) семьях, среди их родителей было меньше лиц с высшим образованием. Образ жизни родителей учащихся СОУ является более «нездоровым», чем родителей лицеистов: они в 1,8 раза чаще употребляют алкоголь, среди них в 24 раза больше курящих матерей. Среди учащихся СОУ опыт курения табака имеет каждый пятый (21%), среди лицеистов - только каждый двадцать пятый (4,0%), употребление алкоголя распространено у 24% школьников и 6% лицеистов, 7,1% учащихся нерегулярно употребляют наркотики, среди лицеистов таких детей не было. Нерациональный режим дня чаще встречался у лицеистов: они реже оценивали свое здоровье как хорошее (61% против 76%), имели больше жалоб на свое здоровье, а также чаще испытывали утомление после учебных занятий (40% против 26%) и трудности в засыпании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Валеева Эмилия Рамзиевна, Акберова Г. Р., Кладов Д. Ю., Зиятдинова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lifestyle of the students of specialized educational institutions and lyceum

The results of the survey indicate that students of the specialized educational institution have grown in less favorable conditions than lyceum students, they often brought up in single-parent (45% vs. 26%), large (34% vs. 14%) families, their parents are less likely to have higher education. Lifestyle of the parents of students of specialized educational institution is more “unhealthy” than in families of lyceum students: parents drink alcohol 1.8 times more frequently, the prevalence of smoking among mothers was 24 times more. Among students of the specialized educational institution one in five (21%) had the experience of tobacco smoking, among lyceum students only every 25 th (4.0%), alcohol use is common in 24% of pupils and 6% of lyceum students, 7.1% of students irregularly use drugs, among lyceum students there was no such children. Irrational mode of the day was more common among lyceum students: they less frequently rate their health as good (61% vs. 76%), had more complaints about their health, as well as more often experience a fatigue after training sessions (40% versus 26%) and difficulty in falling asleep.

Текст научной работы на тему «Образ жизни учащихся специализированного образовательного учреждения»

- со слабым и очень слабым телосложением.

2. Функциональное состояние обследованных всех возрастов в 1-й группе характеризуется повышенным артериальным давлением и более низким исходным вегетативным тонусом у детей с высокой активностью симпатической нервной системы. Во 2-й группе автономный дисбаланс у детей с гиперактивацией симпатической нервной системы, возможно, свидетельствует о повышенном риске развития патологии сердечно-сосудистой системы.

3. Особенности физического развития, состояние вегетативного тонуса и сердечной деятельности, выявленные у обследованных школьников трех возрастных групп, свидетельствуют о напряжении механизмов адаптации под влиянием факторов среды обитания, различающихся по характеру, структуре и интенсивности в обеих группах.

Литер ату р а

1. Антонова Л.Т., Сердюковская Г.Н., ред. Внутренние болезни и функциональные расстройства в подростковом возрасте. Охрана здоровья подростков. М.: Промедэк; 1993.

2. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптивных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина; 1997.

3. Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Ульяновской области в 2011 году». Ульяновск; 2012.

4. Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста. В кн.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск; 1975: 5-8.

5. Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Платонова А.Г. Физическое развитие московских и киевских школьников. Гигиена и санитария. 2011; 1: 75-8.

References

1. Antonova L.T. Serdyukovskaya G.N. Internal diseases andfunctional disorders in adolescence. Okhrana zdorov'ya podrostkov. [Vnutrennie bolezni i funktsional'nye rosstroistva v podrostko-vom vozraste. Okhrana zdorov'ya podrostkov. Moscow: Medicine; 1993. (in Russian)

2. Baevsky R.M., Berseneva A.P. Estimation of the human body's ability to adapt and the risk of developing diseases. [Otsenka adaptivnykh vozmozhnostey organizma i risk razvitiya zabol-evaniy]. Moscow: Medicine; 1997: 236. (in Russian)

3. A state report «On the sanitary and epidemiological situation in Ulyanovsk region in 2011» [O sanitarno-epidemiologicheskoy obstanovke v Ul'yanovskoy oblasti v 2011 godu]. Ulyanovsk; 2012. (in Russian)

4. Dorokhov R.N. Physical development of school age children. In: Medicine, teenager and sport. [Meditcina, podrostok i sport]. Smolensk; 1975: 5-8. (in Russian)

5. Kuchma V.R., Skoblina N.A., Platonova A.G. Physical development of schoolchildren in Moscow and Kiev. Gigiena i sanitari-ya. 2011; 1: 75-8. (in Russian)

Поступила 19.01.13 Received 19.01.13

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.955:373.54

Валеева Э.Р.1, Акберова Г.Р.1, Кладов Д.Ю.2, Зиятдинова А.И.2

образ жизни учащихся специализированного образовательного учреждения и лицея

'«Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт фундаментальной медицины и биологии, 420008, Казань; 2«Казанский (Приволжский) федеральный университет», Институт физической культуры, спорта и восстановительной медицины, 420008, Казань

Результаты социологического опроса свидетельствуют о том, что обучающиеся в специализированном образовательном учреждении (СОУ) росли в менее благоприятных условиях, чем лицеисты: они чаще воспитывались в неполных (45% против 26%), многодетных (34% против 14%) семьях, среди их родителей было меньше лиц с высшим образованием. Образ жизни родителей учащихся СОУ является более «нездоровым», чем родителей лицеистов: они в 1,8 раза чаще употребляют алкоголь, среди них в 24 раза больше курящих матерей.

Среди учащихся СОУ опыт курения табака имеет каждый пятый (21%), среди лицеистов - только каждый двадцать пятый (4,0%), употребление алкоголя распространено у 24% школьников и 6% лицеистов, 7,1% учащихся нерегулярно употребляют наркотики, среди лицеистов таких детей не было. Нерациональный режим дня чаще встречался у лицеистов: они реже оценивали свое здоровье как хорошее (61% против 76%), имели больше жалоб на свое здоровье, а также чаще испытывали утомление после учебных занятий (40% против 26%) и трудности в засыпании.

Ключевые слова: образ жизни; специализированное образовательное учреждение; лицей-интернат; поведенческие особенности.

Valeeva E. R.1, Akberova G. R.1, KladovD. Yu.2, Ziyatdinova A.I.2 - LIFESTYLE OF THE STUDENTS OF SPECIALIZED EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND LYCEUM

'Institute ofthe fundamental medicine and biology ofthe Kazan (Volga region) Federal University, " Kazan, Russian Federation, 420008; 2Institute of Physical Education, Sport and Restorative Medicine of the Kazan (Volga region) Federal University, " Kazan, Russian Federation, 420008

The results of the survey indicate that students of the specialized educational institution have grown in less favorable conditions than lyceum students, they often brought up in single-parent (45% vs. 26%), large (34% vs. 14%) families, their parents are less likely to have higher education. Lifestyle of the parents of students of specialized educational

[гиена и санитария 4/2014

institution is more "unhealthy" than in families of lyceum students: parents drink alcohol 1.8 times more frequently, the prevalence of smoking among mothers was 24 times more. Among students of the specialized educational institution one in five (21%) had the experience of tobacco smoking, among lyceum students - only every 25th (4.0%), alcohol use is common in 24% of pupils and 6% of lyceum students, 7.1% of students irregularly use drugs, among lyceum students there was no such children. Irrational mode of the day was more common among lyceum students: they less frequently rate their health as good (61% vs. 76%), had more complaints about their health, as well as more often experience a fatigue after training sessions (40% versus 26%) and difficulty in falling asleep.

Key words: lifestyle, specialized educational institution, boarding school, behavioral features

Здоровье человека в период роста и развития формируется под влиянием сложного комплекса факторов и внешних воздействий. Образ жизни в период развития ребенка определяет его здоровье и в последующем [1, 2].

Целью нашего исследования явилось изучение образа жизни и поведенческих особенностей учащихся специализированного образовательного учреждения - СОУ (детей и подростков совершивших противоправные действия) и лицея-интерната Казани.

Для изучения образа жизни учащихся изучаемых групп был использован метод анонимного анкетированного опроса. В соответствии с программой исследований была разработана карта «Медико-социальная характеристика ребенка», включающая разделы: медико-биологическая и социально-гигиеническая характеристика семьи и ребенка.

Всего в анкетном опросе приняло участие 470 мальчиков в возрасте 12-16 лет, 235 из них - учащиеся СОУ и 235 - учащиеся лицея-интерната, которые были разделены на возрастные подгруппы 12-13, 14-15, 16-17 лет. Процент возврата составил 95.

Согласно полученным результатам исследований, каждый третий (34,2%) обучающийся в СОУ из многодетной семьи, а у лицеистов - каждый седьмой (14,5%). На момент опроса среди респондентов из СОУ воспитывались в неполных семьях 45,0%, среди лицеистов -лишь 25,7%. Благоприятным психологический климат в семье считали 81,9% лицеистов и 76% школьников, неблагоприятным - 18,1 и 24% соответственно. 56,0% лицеистов и 64,3% учащихся СОУ ответили, что семья проживает в благоустроенной квартире. В то же время в частном доме проживал каждый четвертый лицеист, среди учащихся СОУ - каждый десятый. Интересным оказался тот факт, что респонденты из СОУ оказались в лучших бытовых условиях. Среди опрошенных родителей преобладали лица с высшим образованием: у лицеистов 60,9% отцов и 74,5% матерей, а у учащихся из СОУ этот показатель составил 11,1 и 25,0% соответственно.

Известно, что социальная среда оказывает влияние на психику учащихся, особенно в подростковом возрасте. Возникает психологический дискомфорт, который определяет девиантное поведение. Курение окружающих оказывает непосредственное влияние на приобщение к курению и опосредованно - на знакомство в будущем с наркотиками. Дети подтвердили наличие в их семьях лиц, употребляющих спиртные напитки и курящих. Сравнительный анализ показал, что в семьях учащихся употребление алкоголя в 1,8 раза выше. Курящих мам учащихся СОУ в 24 раза больше, чем курящих мам лицеистов (р < 0,001).

Среди самих учащихся СОУ опыт табакокурения имеет каждый пятый (21,0%), а среди лицеистов количе-

Для корреспонденции: Валеева Эмилия Рамзиевна, val med@mail.ru

For correspondence: Valeeva Emilia, val_med@mail.ru

ство курящих составило лишь 4,0%. Во всех возрастных группах среди юношей СОУ число курящих было выше, чем среди лицеистов (р < 0,001).

Рассмотрение девиантного поведения подростков было бы неполным без анализа употребления ими алкогольных напитков. Употребляют алкоголь 24,2% учащихся и лишь 6,1% лицеистов. Иногда употребляют алкогольные напитки 8,2% школьников и 2,4% лицеистов, различие статистически значимо (р < 0,05).

На нерегулярное употребление наркотиков указывали 7,1% респондентов из СОУ, опыт употребления наркотиков все лицеисты отрицали. На вопрос об отношении респондентов к алкоголю, наркотикам и курению обе группы осознанно отказываются от вредных привычек и связывают это с пониманием социальной опасности и риска для здоровья. По данным корреляционного анализа было отмечено, что чем старше ребенок, тем критичнее и более осознанно он относится к употреблению наркотиков и алкоголя (р < 0,01).

Занимаются спортом большинство (82,0%) опрошенных учащихся обучающихся СОУ, а среди лицеистов -67,0%. Длительность посещения тренажерных залов и занятий футболом и другими видами спорта в основном составляет 2 ч. Что касается утренней гимнастики, то только 20% лицеистов не делают ее, а среди школьников - 93%. Чем старше респонденты, тем реже они делают гимнастику (г = 0,4). Вероятно, у лицеистов меньше свободного времени и соответственно у них меньше возможностей заниматься спортом, поэтому они больше времени уделяют утренней гимнастике.

В субъективной оценке своего здоровья между школьниками и лицеистами есть различия: 61% лицеистов считают свое здоровье хорошим, а у школьников этот показатель значимо выше и составляет 76% (Р < 0,05).

Следует отметить, что у 50-55% учащихся обоих образовательных учреждений имелись жалобы на боли после выполнения физических нагрузок, из них у 41% школьников и 35% лицеистов они возникали иногда, у 14 и 15% соответственно - всегда, что, по-видимому,

%

80-,

Субъективная оценка своего здоровья школьниками и лицеистами.

связано с активными занятиями такими видами спорта, как футбол (около 80% в обеих группах), волейбол, хоккей, бокс, а также с посещением тренажерных залов. У респондентов обеих групп преобладают боли в мышцах ног (41-44%), в спине (44-47%) и головные боли (32-36%). Меньшая распространенность перечисленных жалоб на боли в ногах, спине, головную боль определена в ходе наших исследований среди учащихся СОУ.

В результате статистической обработки данных анкет выявлена математически значимая положительная связь между частотой занятий спортом и наличием болей в ногах и спине. К старшим классам частота предъявляемых жалоб среди учащихся возрастает: определена положительная связь между возрастом и наличием боли в спине (г = 0,49), головной боли (г = 0,51), болей в желудке (г = 0,46), а также между возрастом и трудностью засыпания (г = 0,50).

На наличие болей в желудке в 2 раза чаще жаловались респонденты СОУ, что, возможно, связано с меньшей кратностью приемов пищи (4 раза) по сравнению с лицеем (5 раз) и качеством питания.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что для обеих групп респондентов наиболее трудными оказались первый и последний уроки. У лицеистов чаще по 8 уроков в день, тогда как у учащихся СОУ - по 6 уроков. После учебных занятий испытывают утомление 26,3% учащихся и 40,4% лицеистов. При изучении ответов на вопрос о наличии свободного времени определилось, что у 56-60% респондентов обеих групп оно есть. В свободное время 33,5% учащихся и 3,8% лицеистов смотрят телевизор. Результаты опроса показали, что лицеисты читают в 2 раза больше, чем учащиеся СОУ.

В режиме дня школьников различные виды деятельности должны чередоваться с отдыхом, в частности, сон является одним из основных элементов отдыха. Среди опрошенных 79,4% учащихся из СОУ ложатся спать в 22 ч, а среди лицеистов - лишь 27%. Оптимальная продолжительность сна школьника составляет 9-10 ч. Ро результатам наших исследований у 84,5% лицеистов и 9,7% учащихся длительность сна составляет всего 7 ч. Надо отметить, что 25,7% учащихся СОУ и 15,1% лицеистов испытывают трудности с засыпанием.

Выводы. 1. Обучающиеся в СОУ росли в менее благоприятных условиях, чем лицеисты: они чаще воспи-

тывались в неполных (45% против 26%), многодетных (34% против 14%) семьях, среди их родителей было меньше лиц с высшим образованием (у отцов 11% против 61%, у матерей 25% против 74%).

2. Образ жизни родителей учащихся СОУ является более «нездоровым», чем в семьях лицеистов: в 1,8 раза чаще родители употребляют алкоголь, в 24 раза больше курящих матерей.

3. Поведение, сопряженное с риском в отношении здоровья, родителей учащихся СОУ повлияло на формирование девиантного поведения у их детей: опыт табакокурения имеют 21% учащихся по сравнению с 4% лицеистов; употребляют алкоголь соответственно 24,2 и 6,1%; нерегулярно употребляют наркотики 7,1 и 0%. Тем не менее на вопрос об отношении респондентов к алкоголю, наркотикам и курению обе группы осознанно отказываются от вредных привычек и связывают это с пониманием социальной опасности и риска для здоровья.

4. Нерациональный режим дня чаще встречался у лицеистов: они реже занимаются спортом (67% по сравнению с 82% учащихся), позже ложатся спать, у них меньше длительность сна. Они реже оценивали свое здоровье как хорошее (61% против 76%), имели больше жалоб на свое здоровье, а также чаще испытывали утомление после учебных занятий (40% против 26%) и трудности в засыпании.

Работа выполнена за счет средств субсидий, выделенных в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях обеспечения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Литер атур а

1. Альбицкий В.Ю., Баранов А.А. Основные тенденции здоровья детского населения России. М.: Союз педиатров России; 2011.

2. Кучма В.Р., Рапопорт И.К. Общественное здоровье и профилактика заболеваний. 2008; 1: 40-5.

References

1. Albitsky V.Yu., Baranov A.A. The main trends of children's health of the Russian population. [Osnovnye tendentsii zdorov'ya detskogo naseleniya Rossii]. M.: The Union of Pediatrov Russia; 2011. (in Russian)

2. Kuchma V.R., Rapoport I.K. Obshchestvennoe zdorov'e i pro-filaktika zabolevaniy. 2008;1: 40-5. (in Russian).

Поступила 22.11.13 Received 22.11.13

Гигиена питания

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2014 УДК 613.2-057.874

СалданИ.П.1, Филиппова С.П.2, Турчанинов Д.В.3, Околелова О.В.2, Вильмс Е.А.3

гигиеническая оценка эффективности региональной программы модернизации школьного питания в алтайском крае

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, 656056, Барнаул; 2ГБОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет « Минздрава России, 656038, Барнаул; 3ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия « Минздрава России, 644043, Омск

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.