Научная статья на тему 'Образ жизни семьи Российской Федерации как объект социологического анализа'

Образ жизни семьи Российской Федерации как объект социологического анализа Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ / СТРУКТУРА ОБРАЗА ЖИЗНИ СЕМЬИ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕМЬИ / LIFE STYLE OF FAMILY / STRUCTURE OF LIFE STYLE OF FAMILY / FAMILY ABILITY TO LIVE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Преснякова-осипова Ирина Валерьевна

В статье рассматривается образ жизни российской семьи. Раскрываются основные тенденции и противоречия, которые имеют место в ходе изучения образа жизни семьи в современных условиях. Описывается структура образа жизни семьи и основные формы ее жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A life style of a Russian family is considered in the article. The basic tendencies and contradictions which take place in the process of studying life style of a family in modern conditions are revealed. The structure of life style of a family and the basic forms of its ability to live are described.

Текст научной работы на тему «Образ жизни семьи Российской Федерации как объект социологического анализа»

Ирина ПРЕСНЯКОВА-ОСИПОВА

ОБРАЗ ЖИЗНИ СЕМЬИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

В статье рассматривается образ жизни российской семьи. Раскрываются основные тенденции и противоречия, которые имеют место в ходе изучения образа жизни семьи в современных условиях. Описывается структура образа жизни семьи и основные формы ее жизнедеятельности.

A life style of a Russian family is considered in the article. The basic tendencies and contradictions which take place in the process of studying life style of a family in modern conditions are revealed. The structure of life style of a family and the basic forms of its vital activity are described.

Ключевые слова:

образ жизни семьи, структура образа жизни семьи, жизнедеятельность семьи; life style of family, structure of life style of family, family vital activity.

ПРЕСНЯКОВА-

ОСИПОВА

Ирина

Валерьевна —

аспирант

Российского

государственного

университета

туризма и сервиса

(РГУТиС)

pav-razov@yandex.ru

Основоположники марксистской социологической теории утверждали, что образ жизни людей определенной общественно-экономической формации имеет исторически конкретное содержание, которое обусловлено, во-первых, существующим способом производства, во-вторых, существующими на данный исторический период времени материальными условиями жизнедеятельности.

Осознавая важность для нашего исследования положений марксистской социологической теории как более рациональной в контексте изучения проблем, связанных с образом жизни семьи, нельзя не отметить и идеи М. Вебера, его «понимающую социологию», объектом которой выступает смысловая связь поведения независимо от ее субъективной выраженности в отношении окружающей социальной среды1. М. Вебер также считал, что рационализируется способ ведения хозяйства, управления как в области экономики, так и в области политики, науки, культуры, рационализируется образ мышления людей так же, как и способ их чувствования и образ жизни в целом2.

Значимость отдельных положений М. Вебера в социологическом определении образа жизни, стиля мышления и деятельности в условиях капитализма как социальной реальности очевидна.

Важнейшим социальным признаком жизнедеятельности человека является ее осознанный характер, чем она непосредственно и отличается от жизнедеятельности животных. Жизнедеятельность человека включает в себя:

— труд, имеющий своей целью создание достаточных и необходимых условий жизни;

— производство материальных и духовных ценностей;

— участие в политической и общественной жизни;

— деятельность, направленную на удовлетворение своих материальных и культурных потребностей;

— различные формы деятельности в быту и семье;

— деятельность как форму самовыражения и саморазвития — общение, досуг и т.п.

Все эти разнообразные формы и сферы жизнедеятельности могут

1 См.: Вебер М. Избранные произведения. — М. : Прогресс, 1990, с. 497.

2 См.: История социологии в Западной Европе и США. — М., 2001, с. 206.

быть условно сгруппированы в такие основные способы деятельности, как преобразование, потребление, познание, общение, каждый из которых в конкретной социально-исторической системе социальных отношений выступает как определенный тип жизнедеятельности с конкретными характерными свойствами образа жизни социального субъекта.

На содержание, направленность и результаты жизнедеятельности любого социального субъекта значительное влияние оказывают реальные условия, в которых она осуществляется. Эти условия могут выступать элементами структуры образа жизни, если входят в непосредственный процесс его жизнедеятельности и оказывают формирующее воздействие на нее.

Диалектика процесса жизнедеятельности социальных субъектов такова, что жизнедеятельность субъекта одного социального уровня становится условием жизнедеятельности субъекта другого, менее высокого уровня социальной общности.

Например, способ производства того или иного общества является характеристикой его образа жизни, но этот способ производства выступает одновременно и условием жизнедеятельности всех социальных групп, составляющих данное общество, а также каждой отдельной личности. Характер жизнедеятельности индивида обусловливает и его развитие как личности. «Какова жизнедеятельность индивидов, — писали К. Маркс и Ф. Энгельс, — таковы и они сами»1. Тем самым мы можем утверждать, что образ жизни современного российского общества проявляется также и в образе жизни современной семьи и вообще конкретного человека и обусловливается теми социально-политическими, экономическими и культурными условиями, которые и являются макрохарактеристиками этого социума.

Для раскрытия структурных составляющих образа жизни прежде всего необходимо определить субъект образа жизни. В процессе изучения образа жизни любого социального субъекта необходимо учитывать два условия: во-первых, нельзя ограничиваться изучением образа жизни в отрыве от его носителя (субъекта), во-

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч., 2-е изд., т. 3, с. 19.

вторых, нельзя не учитывать образ жизни социального субъекта другого порядка.

По этому поводу И.В. Бестужев-Лада, отмечая необходимость различать образ жизни различных социальных субъектов, утверждает, что «образ жизни общества не является суммой образов жизни составляющих их социальных групп, а образ жизни семьи — суммой образов жизни ее членов.

В каждом случае мы имеем особый социальный феномен с содержанием, структурой и показателями, отчасти общими для всех разновидностей, а отчасти специфическим для данной социальной группы»2.

Такой подход к изучению образа жизни дает по крайней мере возможность ответить на вопрос о том, как, каким образом живут, работают, отстаивают свои интересы люди в тех или иных социальных условиях, распределяют и потребляют материальные и духовные продукты своей деятельности, мыслят, совершенствуют свои качества, развиваются, отдыхают.

В качестве первого шага мы остановимся на структуре деятельности, которую можно считать всеобщей, поскольку она фиксирует необходимые и достаточные элементы, присутствующие в любом процессе деятельности независимо от того, к какой сфере относится этот процесс.

К элементам всеобщей структуры деятельности многие авторы относят цели, средства (орудия и предметы), затраты человеческой энергии (умственной и физической), операции-действия и результаты.

Среди названных элементов нет условий деятельности, как внешних, так и внутренних, носителем которых является сам субъект, в частности его потребностей и интересов.

Вместе с тем условия в определенном смысле присутствуют в деятельности благодаря тому, что они влияют на формирование ее целей, выступают в ней в качестве средств, реализуются посредством ресурсных затрат. Уместно в данном случае сказать, что они включаются в деятельность. Разумеется, условия теряют при этом свой статус и становятся элементами самой деятельности. Заметим, что такое перевоплощение происходит только с частью условий. Остальная же

2 См.: Добриянов В. Модели и индикаторы образа и качества жизни // Социология в странах Центральной и Восточной Европы. — М., 2005.

часть по-прежнему выступает по отношению к деятельности в качестве предпосылок — внешних и внутренних условий жизнедеятельности.

Анализируя жизнедеятельность через призму названных элементов, в частности целей и предметов деятельности, можно сделать еще один шаг к выяснению сущностного содержания и структуры образа жизни семьи и определить наиболее важные направления ее жизнедеятельности. Речь в данном случае пойдет о структуре деятельности, которую можно именовать «совокупной структурой жизнедеятельности семьи», поскольку ее составляют виды деятельности, образующие систему жизнедеятельности семьи.

Кроме того, образ жизни семьи включает в себя такие сферы жизнедеятельности, как социально-бытовая сфера (установление и регулирование отношений между членами семьи, восстановление физических и духовных сил, истраченных на службе, исполнение семейных обязанностей, домашний труд, досуг и т.п.); ценностно-нормативная сфера (создание и освоение духовных ценностей, нравственные основы жизнедеятельности семьи, ценности семейной жизни и пр.); ориентация внутрисемейных отношений (характер и направленность внутрисемейных отношений, ориентация на поддержание и сохранение семьи, степень взаимного доверия между супругами и т.д.). Названные сферы жизнедеятельности семьи дают своего рода функциональный срез образа жизни семьи.

Следующий шаг в выявлении структуры образа жизни семьи связан с анализом общественных форм жизнедеятельности. Для этого следует уточнить, что в данном случае речь идет не о структуре внутренней формы деятельности, не о форме, связывающей воедино различные элементы ее системы, а исключительно

о форме (способе) взаимодействия субъектов образа жизни. При этом имеются в виду не отношения, соответствующие конкретным сферам жизнедеятельности семьи (профессиональные, социальнобытовые и т.д.), а отношения, в которых реализуются родовая сущность человека, общечеловеческие и общенациональные ценности.

В отличие от первых — «видовых», или «сферных», отношений, вторые отношения, которые можно именовать «родовыми», безразличны к конкретным видам деятельности, т.е. могут заполняться любым из них.

Научная мысль и практика давно и, на наш взгляд, верно определили эти формы, дали им название. Это — свобода (демократические ценности и гражданское общество), общность (сотрудничество, солидарность, сплоченность), гуманизм (милосердие, нравственная основа жизни), социальная справедливость и др.

Продолжая перечень этих форм, важно соблюдать критерий, который гласит, что из всей совокупности связей между людьми необходимо брать существенные, закономерные связи.

Чрезвычайно важным для определения содержания социологической сущности образа жизни семьи является понимание того, что оно изменяется посредством самой же деятельности. Объяснение механизма изменения этого содержания находится в раскрытии диалектики деятельности и ее реальных социальных условий. Изменение социальных условий приводит к изменению деятельности, и наоборот, при изменении деятельности видоизменяются старые условия1. Меняется, следовательно, и образ жизни семьи.

1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 3, с. 18, 45, 72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.