Научная статья на тему 'ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА'

ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
357
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИ / ТАДЖИКИ / УЙГУРЫ / КИПЧАКИ / ТЫСЯЧИ / КАЛМЫКИ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / РЕМЕСЛА / ЖИВОТНОВОДСТВО / КОЧЕВНИЧЕСТВО / ПОЛУКОЧЕВНИЧЕСТВО / САДОВОДСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рузматова Ш.А.

В данной статье представлена информация о народах, проживающих на территории Кокандского ханства, их образе жизни и занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIFESTYLE OF THE POPULATION OF THE KOKAND KHANATE

This article provides information about the peoples living on the territory of the Kokand khanate, their way of life and occupations.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА»

УДК 004.02:004.5:004.9

Рузматова Ш.А. преподаватель кафедры «История» факультет истории Кокандский государственный педагогический институт

ОБРАЗ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ КОКАНДСКОГО ХАНСТВА

Аннотации. В данной статье представлена информация о народах, проживающих на территории Кокандского ханства, их образе жизни и занятиях.

Ключевые слова: узбеки, таджики, уйгуры, кипчаки, тысячи, калмыки, земледелие, ремесла, животноводство, кочевничество, полукочевничество, садоводство.

Ruzmatova S. A. teacher of the department «History» faculty of history Kokand State Pedagogical Institute

LIFESTYLE OF THE POPULATION OF THE KOKAND KHANATE

Abstracts. This article provides information about the peoples living on the territory of the Kokand khanate, their way of life and occupations.

Key words: Uzbeks, Tajiks, Uighurs, Kipchaks, thousands, Kalmyks, agriculture, crafts, animal husbandry, nomadism, semi-nomadism, gardening.

Население Ферганской области в конце 17 - начале 18 вв. Имело сложный этнический состав, при этом большинство населения составляли узбеки, проживающие в разных районах. В основном это кочевые и полукочевые «сарты», образовавшиеся в результате ассимиляции тюркоязычного и персоязычного населения, тюрков тюрко-монгольского происхождения и потомков Дашти Кипчака благодаря Мухаммаду Шайбанихану.

На территории ханства проживало в основном оседлое, частично кочевое и полукочевое население. Большинство населения составляют узбеки и таджики, а также киргизы, кипчаки, каракалпаки, казахи, казахские кипчаки, калмыки, уйгуры, персы, арабы, индийцы, афганцы, цыгане, русские, евреи и армяне [1]. В составе населения оседлое население было больше, чем кочевое и полукочевое население. В начале 19 века более 40 процентов населения были кочевыми и полукочевыми, но к концу того же столетия их было 15 процентов [2].

По хозяйству основная часть оседлого населения занималась земледелием, ремеслами и торговлей, а кочевое и полукочевое население занималось животноводством. Во втором номере газеты «Туркестанские ведомости» за 1871 год собраны сведения об образе жизни тысяч узбеков.

Многотысячная местность очень удобна для ведения сельского хозяйства и животноводства. Они выращивали рис, ячмень, пшеницу, кукурузу, овес и другие злаки. В Ургутском районе выращивают табак. У тысяч было мало садов, но было много озер, а некоторые занимались производством шелка, хотя и в небольших количествах.

Мужчины племени Мин изготавливали войлок, алаху и другие вещи, очищали рис, перемалывали пшеницу в муку, продавали рожь на рынках и собирали сахар в конце весны.

Помимо обычных домашних дел, женщины ткали цветы на тканях и коврах, ткали веревки, обрабатывали козьи шкуры, шили пальто и даже красили кожу. В других узбекских племенах последнюю работу выполняли мужчины. Как и другие узбеки, они использовали пряжу для изготовления шерстяной и бумажной пряжи.[3]

Ташкентская область ранее была заселена персами, которые мигрировали из Бухары и Хивы и жили в пригородном поселке Кара -Камыш.[4] В 40-м номере газеты «Туркестанские ведомости» за 1871 год представлены сведения об образе жизни узбекских племен мангит, кирк, юз, багрин, сарайи. Из сотни пришло много солдат, но они не достигли более высокого уровня. Его борода была очень редкой или отсутствовала.

Внешностью и повадками они похожи на сырдарьинских кыргызов. Они разделили ячеек в своих семенах на 16. Сорок выращивали мелкий скот, похожий на рожки, и выращивали рис. Сорок человек забыли свои обычаи и приняли обычаи окружающих народов.[5] Произведение Р.Н.Набиева «Из истории Кокандского ханства» описывает быт и характер кипчаков. Кипчаки были искренним, смелым и мужественным народом. В первой половине 18 века, во время правления Абдукаримби, калмыки вторглись в Ферганскую долину. В войне против врага молодой воин один на поле битвы в течение трех дней сражается с большим количеством дикарей и принимает мученическую смерть на поле битвы.

Его тело будет похоронено в саду Отабия в Коканде, и этот сад будет передан в собственность фонда. Позднее гробница была переименована в Большое кладбище. Кипчаки вели жестокую войну в битвах, умирая при смерти, но не покидая поля битвы. Тактика ведения войны кипчаками такая же, как и тактика Джалалиддина против монголов в Парване. Благодаря своему боевому мастерству, знать этого племени всегда защищала свои права, как экономически, так и политически. [6] Русский исследователь Н. Петровский в «Очерках Кокандского ханства» пишет о населении ханства: Личностные особенности этих народов, проживающих в Кокандском ханстве, до сих пор полностью неизвестны. Могу добавить, что Кокандское

ханство не имело возможности или сформировалось как мусульманская община и государство на примере Бухары среди огненных китайцев, горных племен, киргизов, которые меньше верили в ислам и были почти немусульманами на Дальнем мусульманском Востоке с точки зрения географического положения. Поэтому, как я уже сказал, в кокандцах очень мало изъянов, лжи, скрытности, лицемерия, лести, лицемерия, лицемерия и тому подобного, характерных для жителей Бухары. В религиозном отношении кокандцы не так преданы Богу, как бухарцы, но отличаются открытостью и религиозной терпимостью. В общественных отношениях они честны, открыты для бухарцев, гораздо мягче в личной жизни, открыты и искренни люди, которые называют семью и дом местом и в целом. Таким образом, они имеют меньшую особенность, которая выражается словом «лук» из сартов. Независимо от того, насколько вы знаете сарт, его внутренняя часть не такая открытая, как открытый лук, в нижней части слоя есть еще одна кожура. Подобные черты населения Кокандского ханства показывают, что в этом ханстве не было рабов и не было случаев бесстыдной торговли людьми, как на рынках Бухары. Случаи торговли людьми существовали в Бухаре до недавнего времени, но существуют до сих пор. Я видел это собственными глазами. Все, что говорится о казаках, следует понимать по отношению к другим жителям Центральной Азии и оценивать скорее с мусульманской, чем с европейской точки зрения »[7]. о словам Наливкина, узбеки пришли в Фергану из Уратепы и Ташкента (XI век хиджры), а таджики пришли из Коратагина и Гиссара, что имело большое значение в жизни региона. Занятие горных пастбищ и истощение лесов со временем побудили людей постепенно заниматься сельским хозяйством. В то время большая часть земель находилась под контролем узбекских захватчиков. Узбеки, как и кипчаки и каракалпаки того времени, стали специализироваться на земледелии и животноводстве.

После земледелия некоторые узбеки начали переходить от кочевого и полукочевого образа жизни к оседлому образу жизни. Узбеки переняли оседлый образ жизни земледелия и садоводства, который был для них новым.[8] Животноводство было развито в горных и предгорных районах ханства. Большинство сельскохозяйственных культур типично для среднеазиатских ханств, хорошо развито зерноводство, садоводство и садоводство, широко распространено шелководство. К XIX веку выращиванию хлопка в сельском хозяйстве уделялось большое внимание, и хлопковые поля постоянно расширялись. Основным покупателем хлопка была Россия. В Бухаре и Коканде очень популярны более 10 сортов лучших сортов винограда и гранатов, особенно абрикосы, экспортируемые в Иран, Афганистан и Россию. Во всех трех ханствах выращивают пять видов зерновых культур: пшеницу, ячмень, овес, просо и рис. Коканд славился просом. Поскольку главным богатством ханства была земля, большая часть плодородных земель считалась государственной. Отношения

землепользования в ханстве продолжались традиционным образом, существовали государство или собственность, фонд, община, собственность, аренда, упор, светские формы собственности на землю. Основная часть земель принадлежала хану, его семье. Земельная собственность, хозяйственная жизнь и управление городами и территориями в стране находились в руках правящей династии, высших классов и вождей ведущих племен. Земли, принадлежавшие ханству, делились на вотчинные, вакфные, имущественные и имущественные-ушрияты. Индивидуальное фермерство развито и среди фермеров. Большинство бедных крестьян, которые были отделены от своих земель, добывались в руках крупных землевладельцев.

Одним словом, население жило только своим трудом. Поскольку плодородные земли принадлежали в основном государству, чиновникам, люди работали в их руках.

Использованные источники:

1. Шодмон Вохидов. Историография в Кокандском ханстве. Ташкент, Академнашр. 2010г. Б. 59.

2. Т. Д. Худайкулов. Общественно-политическая, экономическая и культурная жизнь Кокандского ханства в XIX веке. Любитель истории. ном. дисс. Ташкент, 2009 г. Б. 64-65.

3. Туркестанские ведомости. Ташкент, Типография Окружного Штаба. 1871 г, №2, с. 10.

4. Туркестанские ведомости. Ташкент, Типография Окружного Штаба. 1874 г, №41, с. 162.

5. Туркестанские ведомости. Ташкент, Типография Окружного Штаба. 1871г. №40. Ул. 1-2.

6. Р. Н. Набиев. «Из истории Кокандского ханства», Ташкент, «Фан», 1973 г. С. 34-35.

7. Шодмон Вохидов. Историография в Кокандском ханстве. Ташкент, Академнашр. 2010г. Б.-58, 59.

8. В. Наливкин. Краткая история Кокандского ханства. Казань, Типография Императорского Университета. 1886 год. Ул. 17-19.

9. Насиржон Топильдиев. Кокандское ханство и Российская империя находятся на перекрестке истории. Ташкент. Академнашр. 2012 г. Б. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.