Научная статья на тему 'Самостоятельное правление Худаяр-хана кокандским ханством (1853-1858 гг. )'

Самостоятельное правление Худаяр-хана кокандским ханством (1853-1858 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
436
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОКАНДСКАЯ ХАНСТВО / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ХУДАЯР-ХАН УРА-ТЮБЕ / НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ / ВОССТАНИЕ КАЗАХСКИХ ПЛЕМЕН / АВЛИЯ-АТА / KOKAND KHANATE / POLITICAL STRUGGLE / KHUDAYARKHAN IN URA-TYUBE / POPULAR REBELLION / REBELLION OF KAZAKH TRIBES / AVLIYA-ATA / ХОНИГАРИИ ҚӯқАНД / МУБОРИЗАҳОИ СИЁСӣ / ХУДОЁРХОН ӮРОТЕППА / ОШӯБҳОИ ХАЛКЦ / ШӯРИШИ ЦАБИЛАҳОИ қАЗОқ / АВЛИЁОТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турсунов Бустон Рахмонович

В статье анализируется политическая ситуация в Кокандском ханстве после казни Мусульманкуламингбаши, когда Худаяр-хан становится самостятльным правителем, но в связи с усилением политической раздробленности часто вспыхивают мятежи, восстания, сепаратистски настроенные правители Ура-Тюбе не подчиняются Коканду. Указывается, что поход Худаяр-хана в Ура-Тюбе завершается поражением кокандцев, а междинастическая борьба за верховную власть продолжается с новой силой, восстают казахские племена, недовольные налоговой политикой ханства. Все это свидетельствовало об отсутствии сильной централизованной власти. Восстание в ханстве под руководством Рустамхона-тюря, восстание казахских племен в округе Авлия-Ата, самовольная политика правителей владения Ура-Тюбе из племени юз показывают усиление политической борьбы в ханстве. Все это было связано со слабостью центральной власти, усилением влияния эмиров полукочевых и кочевых племен. Вожди племенных конфедераций всегда опирались на военизированные племенные конные подразделения, которые всегда были готовы к грабежам и набегам, отличались мобильностью. Слабость центра дала возможность владетелям областей и руководителей конфедераций племен активно вмешиваться в государственные дела. В результате, в Кокандском ханстве усилились анархия и хаос, что в конечном итоге привело к завоеванию его Россией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KHUDA YARKHANS INDEPENDENT RULING ON KOKAND KHANATE (1853-1858)

The article dwells on the political situation in Kokand khanate after Muslim-mingbashi's execution, when Khudayarkhan became an independent ruler, but in connection with the strengthening political fragmentation, rebellions, and separatist rulers of Ura-Tyube often do not submit to Kokand. It is asserted that Khudayarkhan's campaign in Ura-Tyube ends with the Kokandans' defeat, and the inter-dynastic struggle for supreme power continues with renewed vigor, Kazakh tribes dissatisfied with the tax policy of khanate. All this testified to the absence of a strong centralized authority. Rebellion in the khanate under the leadership of Rustamkhon-tyur, the Kazakh tribes' uprising in Avliya-Ata district, unauthorized policies of the rulers of Ura-Tyube tenure from the Yuz tribe show an intensification of the political struggle in khanate. All this was due to the weakness of central authority, increasing influence of the emirs of seminomadic and nomadic tribes. The leaders of the tribal confederations always relied on paramilitary tribal horse units, which were always ready for robberies and raids, and were distinguished by mobility. The weakness of the center made it possible for the owners of regions and the leaders of the confederations of tribes to actively intervene in state affairs. As a result, anarchy and chaos intensified in Kokand Khanate, which ultimately led to its conquest by Russia.

Текст научной работы на тему «Самостоятельное правление Худаяр-хана кокандским ханством (1853-1858 гг. )»

УДК 93

ББК 63.5(5Т)-3

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ Турсунов Бустон Рахмонович, к.и.н., доцент кафедры

ПРАВЛЕНИЕ ХУДАЯР-ХАНА отечественной истории и археологии ГОУ "ХГУ им.

КОКАНДСКИМХАНСТВОМ академика Б.Гафурова "

(1853-1858 ГГ.) (Таджикистан, Худжанд)

ХУКМРОНИИ Турсунов Бустон Рахмонович, номзади илщои таърих,

МУСТАЦИЛОНАИХУДОЁРХОН дотсенти кафедраи таърихи ватан ва археологияи

ДАР ХОНИГАРИИЦУЦАНД МДТ "ДДХ ба номи академик Б. Гафуров "

(СОЛХОИ1853-1858) (Тоцикистон,Хуцанд)

KHUDA YARKHAN^S Tursunov Buston Rahmonovich, candidate of historical INDEPENDENT RULING ON sciences, Associate Professor the department of home KOKAND KHANATE (1853-1858) history and archeology under the SEI "KhS U named after

academician B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail: 7561172@mail.ru Ключевые слова: Кокандская ханство, политическая борьба, Худаяр-хан Ура-Тюбе, народные восстания, восстание казахских племен, Авлия-Ата

В статье анализируется политическая ситуация в Кокандском ханстве после казни Мусульманкула-мингбаши, когда Худаяр-хан становится самоапоятльным правителем, но в связи с усилением политической раздробленности часто вспыхивают мятежи, восстания, сепаратистски настроенные правители Ура-Тюбе не подчиняются Коканду. Указывается, что поход Худаяр-хана в Ура-Тюбе завершается поражением кокандцев, а междинастическая борьба за верховную власть продолжается с новой силой, восстают казахские племена, недовольные налоговой политикой ханства. Все это свидетельствовало об отсутствии сильной централизованной власти. Восстание в ханстве под руководством Рустамхона-тюря, восстание казахских племен в округе Авлия-Ата, самовольная политика правителей владения Ура-Тюбе из племени юз показывают усиление политической борьбы в ханстве. Все это было связано со слабостью центральной власти, усилением влияния эмиров полукочевых и кочевых племен. Вожди племенных конфедераций всегда опирались на военизированные племенные конные подразделения, которые всегда были готовы к грабежам и набегам, отличались мобильностью. Слабость центра дала возможность владетелям областей и руководителей конфедераций племен активно вмешиваться в государственные дела. В результате, в Кокандском ханстве усилились анархия и хаос, что в конечном итоге привело к завоеванию его Россией.

Вожа^ои калидй: хонигарии Куцанд, муборизауои сиёси, Худоёрхон Уротеппа, ошуб^ои халцй, шуриши цабила^ои цазоц, Авлиёота

Дар макрла вазъияти сиёсии хонигарии Куцанд баъди цатли Мусулмонцул, вацте ки Худоёрхощокими мустацил меггардад, мавриди таулил царор гирифтааст. ба сабаби парокандагии сиёсй тез-тез ошубуо сар мезананд, уокимони цудоиталаби Уротеппа ба Куцанд итоат намекараданд. Зикр шудааст, ки лашкаркашии Худоёрхон ба Уротеппа бо шикасти цуцандиён ба охир мерасад, ки дар натичр муборизаи байнисулолавй бар точу тахт тацвият меёбад, цабоили казоии аз сиёсати андозаи хонигарй норозй ру ба исён меоранд. Хамаи ин аодисаао аз набудани уокимияти мутамаркази неруманд ша^одат медиуанд. Шуриш таути роубарии Рустамхон тура, исёни цабоили цазоц дар минтацаи Авлиёота, Тура, исёни цабоили цазоц дар минтацаи Авлиёота, сиёсати мустацилонаи уокимони мулки Уротеппа аз цабилаи юз шоуиди тацвияти муборизаи сиёси дар хонигарй мебошад. Гузашта аз ин аодисааои мазкур аломати заифии уокимияти марказй ва пурзур гардидани таъсиру нуфузи црбилаоои кучманчй ва амирони нимкучманчй мебошанд. Сардорони иттщодияи цабилауо ба цуввауои савораи уарбй такя мекарданд ва ин цисмати лашкар барои талаву тороц доим тайёр буданд. Заъфи уокимияти марказй ба уокимони вилоятуо ва роубарони иттщодищои цабилауо барои фаъолона дахолат кардан ба коруои давлатй имкон фароорм меовард. Дар натича дар хонигарии Куцанд бесарусомонй авц гирифт ва дар ниуояти кор он аз чониби Русия тасарруф гардид.

Key words: Kokand khanate, political struggle, Khudayarkhan in Ura-Tyube, popular rebellion, rebellion of Kazakh tribes, Avliya-Ata

The article dwells on the political situation in Kokand khanate after Muslim-mingbashVs execution, when Khudayarkhan became an independent ruler, but in connection with the strengthening political fragmentation, rebellions, and separatist rulers of Ura-Tyube often do not submit to Kokand. It is asserted that Khudayarkhans campaign in Ura-Tyube ends with the Kokandansл defeat, and the inter-dynastic struggle for supreme power continues with renewed vigor, Kazakh tribes dissatisfied with the tax policy of

khanate. All this testified to the absence of a strong centralized authority. Rebellion in the khanate under the leadership of Rustamkhon-tyur, the Kazakh tribesл uprising in Avliya-Ata district, unauthorized policies of the rulers of Ura-Tyube tenure from the Yuz tribe show an intensification of the political struggle in khanate. All this was due to the weakness of central authority, increasing influence of the emirs of semi-nomadic and nomadic tribes. The leaders of the tribal confederations always relied on paramilitary tribal horse units, which were always ready for robberies and raids, and were distinguished by mobility. The weakness of the center made it possible for the owners of regions and the leaders of the confederations of tribes to actively intervene in state affairs. As a result, anarchy and chaos intensified in Kokand Khanate, which ultimately led to its conquest by Russia.

Ослабление Кокандского ханства началось в последние годы жизни и правления Мухаммад Али-хана, оно продолжалось и в дальнейшем. Период правления Худаяр-хана государством - это закат существования ханства. В результате ослабления ханства в 1842 г. Бухарский эмират смог захватить территории ханства, превратив его в один из владений Бухарского эмирата, как это было в эпоху Аштарханидов. Но Коканд, как феникс, заново возродился всего через какие-то три месяца. Государство не только заново возродилось, а смогло вновь приобрести полную независимость. Объединение всех слоев и этнических групп вокруг Шерали-хана дало возможность преодолеть трудности, заново достигнув политической независимости. Но в результате борьбы за независимость больше всех пострадала феодальная верхушка мингов и аборигенная земледельческая и городская феодальная знать, куда входила и военная верхушка, в большинстве своем состоявшая из аборигенных народов - сартов (или вилояти) и горных таджиков - галча. Во время бухаро-кокандского столкновения они были уничтожены, часть их в результате недовольства политикой Мадали-хана перешли в сторону бухарского эмира, этим поставив конец своей будущей карьере в Коканде. Далее кыпчакские и киргизские племена вместе с народным ополчением, пострадавшим больше всех от насилия и грабежа бухарских войск, составляли основные силы сопротивления. Именно этот союз и смог восстановить и сохранить политическую независимость Коканда. Но после победы как всегда простому народу нужны мир, покой и свобода, больше ничего, в такой ситуации место опустевшей феодальной верхушки без труда заняли полукочевые кипчаки и кочевые киргизы. К чему привело их правление, мы рассмотрели, оно завершилось окончательным истреблением одним из них - кипчаков. В результате усиления роли другого, а именно, кочевых киргизских племен в ханстве. Эта политическая борьба, которая началось после ухода бухарских войск из Коканда, в результате не только привела к ослаблению государства, а открыла путь к ее исчезновению с политической карты как государство. Поэтому можно с уверенностью сказать, что падение государства началось после «кыпчакской резни» - с 1852 года. После трагических событий 1852 года Худаяр-хан впервые начал править государством самостоятельно. Первый период его самостоятельного правления охватывает 1853 - 1858 гг.

Теперь осталась в прошлом политическая стабильность, сильная центральная власть и армия. Поэтому, начиная с первого прихода и самостоятельного правления Худаяр-хана, до конца существования ханства, сопровождается мятежами, народными волнениями, государственными переворотами и восстаниями.

Таким образом, первый самостоятельный период правления Худаяр-хана начался мятежами и проникновением русских на территории ханства. В 1848 г. назначенный правителем Ура-Тюбе Гафарбек, выходец из племени юз,(8,97) в 1853 г. восстал против Коканда. Но имеющиеся исследования отвергают сведения о правлении Ура - Тюбе в 1853 г. Гафарбеком (в литературах также Абдулгаффорбек). В тот момент, как отмечает А. Мухтаров, городом правил Рустамбек юз(8,100-101).

Приблизительно в это время старший брат Худаяр-хана Малла-хан, который был правителем Ташкента, вышел с заманчивым предложением. Он предложил Худаяр-хану передать ему Коканд, а самому Худаяр-хану для управления перейти в Ташкент, таким образом сохранить принцип майората. Как старший в семье, Малла-хан хотел править не областью, а государством(4,100-101). Это фактически означало мятеж против центральной власти, поэтому предложение Малла-хана Худаяр-хану «не понравилось» и он организовал военный поход в Ташкент, войска мятежников были разбиты, Малла-хан сам вынужден был бежать в Бухару. После этого кокандцы проникли в Ура-Тюбе и подавили мятеж, подчинив заодно Ём и Замин.

В этот момент, в 1853 г., русские войска проникли на территории ханства, с целью овладеть крепостью Ак-Мечеть. Наместником крепости был Мухаммад Али (в русских источниках Мухаммад Вали(5,17), год назад заменивший на этой должности Якуб-бека, уроженца Пскента, известного также в дальнейшем как Якуб-бек-Бадавлат. Политика Якуб-бека и правителей Ташкента, относительно казахских племен, играла отрицательную роль. Усиление налога и других феодальных повинностей были основными причинами противоречий сторон. На эту должность Якуббек был назначен еще Мусулманкулом мингбаши, он имел родственные связи с другим влиятельным кипчаком - Нормухаммадом кушбеги, (человек который, после

кыпчакской резни не только сохранил жизнь, но и смог сохранить авторитет, но недолго), Якуб-бека также называли Якуб-бачча(9,49). По правилам административной системы управления в Кокандском ханстве начальник крепости не только управлял крепостью, также управлял окрестными районами, взимал налоговую пошлину, собирал налоги и наблюдал за исполнением всех других административных повинностей(1,11). В этом регионе, зимовали такие казахские племена, как чиклинцы, чумеевы, дюрткарыни, джагалбайлинцы и алтыны. В последние годы, в связи с невыплатой налога казахами, усилилось противостояние между кокандцами и казахскими племенами. Якуб-бек несколько раз организовывал военные походы против казахов, что еще более усилило их противостояние(9,49). Усиление противостояния между казахами и кокандцами русские считали удобной ситуацией для проникновения на территории Кокандского ханства. Вначале, под предлогом рыбной ловли, они приблизились к Ак-Мечети, но потом потребовали от нового коменданта - Мухаммада Али вернуть награбленное имущество казахских племен, получив отказ они «... предложили отдать рыбный промысел данного озера"(9,50), все это было поводом для царских войск, основная цель была захват крепости Ак-Мечеть. После того, как были отвергнуты все требования, русские с помощью артиллерии организовали атаку на крепость, и Ак-Мечеть была захвачена. Худаяр-хану была непонятной реальная ситуация, и с целью вернуть Ак-Мечеть он отправил Кокандские войска, которым руководил Шодмон-худжа-инок. Но поход кокандских войск был неудачным, отсталая военная техника и незнание современной тактики ведения войны привели к поражению кокандских войск. Кокандские военачальники с поражением вернулись в Коканд, они не смогли вернуть Ак-Мечеть, за что были опозорены перед публикой, по приказу Худаяр-хана, Шодмон-худжа-инок и других военачальников заставили с женской одеждой прясть(7,144-145).

Зимой того же года под командованием Касыма-мингбаши заново отправлено многотысячное войско, вооруженное артиллерией и ружьями, называемыми «кара кундак», которые производились в Хорезме(9,51). К кокандцам присоединились кураминцы и ахенгаренцы (пскентцы), это был трудный поход холодной зимой. Проходив долгий и трудный путь, кокандцы ближе к ночи подошли к крепости Ак-Мечеть и безответственно расположились на ночной отдых. Русские войска на рассвете внезапно атаковали кокандцев, застав их врасплох. Оставив сотни убитых и всю артиллерию, кокандцы были вынуждены отступить. Это было еще тяжелее, чем первые потери, хан и его окружение теперь начали ощущать силу, с которой они столкнулись, это был не воинствующий пламенный союз вроде кипчаков, это даже не был Бухарский эмират, который иногда побеждал, а иногда проигрывал. Кокандская верхушка начала ощущать, что она столкнулась с такой силой, которую невозможно не только преодолеть, а не под силу ее победить.

Слабость центральной власти не дала возможность последним правителям сконцентрировать все силы для сохранения государства. Та опора, которая усилила центральную власть и привела к рассвету государство, состоящая из сильной земледельческой, ремесленно-торговой феодальной знати и военной верхушки, основу которой составляли воинственное племя мингов и горные таджики - кухистани или галча, была окончательно уничтожена Бухарским эмиром. Другая воинственная сила, которая образовалась в результате борьбы против бухарской экспансии, - это кыпчакская военно-феодальная знать, после прихода к власти она превыше всего ставила личные корыстные цели своих соплеменников. В результате, противопоставила себя всему остальному обществу, за что была жестоко наказана, и в результате «кыпчакской резни» она была поголовно истреблена. Все это привело, не только к ослаблению военной мощи ханство, но также, усиление противостояние межэтнических, социальных и региональных групп, а также к снижению морально-нравственного уровня общества. В конечном итоге после Мадали-хана никто из правителей и ни одна из политических групп или личностей больше не смогли объединить общество воедино, это открыло путь к дальнейшей анархии, ослаблению и, в конечном итоге, падению Кокандского ханства.

В том же 1853 году Худаяр-хан отправляет в России своего посла с грамотой и подарками, по распоряжению императора приняли грамоту, но подарки хана и сам посол, прибывший в Омск, не пропущены дальше в Санкт-Петербург(10). Как показывала практика приёма послов в истории дипломатии России, такой прием принимался в практике русской дипломатии, когда им были невыгодны дальнейшие отношения (2,17-18). Суть грамоты Худаяр-хана тоже известна, в ней Худаяр-хан передаёт императору России, что виновниками всех бед, которые привели к ухудшению отношений Коканда с Россией, являются кипчаки, они теперь изгнаны и истреблены, и в дальнейшем между государствами нет никаких преград, можно развивать сотрудничество. Кроме того, посол лично должен был передать императору жалобу о последней самовольной экспедиции русских и захвате укреплений прибережной Сырдарьи(9,49). Посланник Коканда встречался с генерал-губернатором Западной Сибири Госфортом, передавая ему намерения Худаяр-хана и, не дойдя до столицы Российской империи, таким образом, не встречаясь с императором, вернулся обратно(9,49). Эти дипломатические отношения выражали дальнейшую цель Российской империи, которая была связана с намерением оккупировать

среднеазиатские ханства. Коканд был изолирован от внешнего мира, требовались коренные реформы в обществе, но некому было организовать и проводить их. Никто из правителей не был готов к преобразованиям, которых требовала та эпоха.

Продолжалось внутренняя борьба за власть, теперь место полукочевых кыпчакских племен занимали кочевые киргизские племена, как источники анархии. Они тоже, как и кипчаки в прошлом, активно участвовали в государственных переворотах или сами создавали такую ситуацию. Не было никакой политической силы, которая смогла бы обеспечить стабилизацию в стране, объективно оценивать политическую ситуацию внутри государства, помочь в усилении централизованной власти.

Одно за другим в ханстве вспыхивали восстания, мятежи, перевороты. После подавления мятежа Гафарбека в Ура-Тюбе, Маллабека в Ташкенте в 1853г., около пяти лет в ханстве ожило духовенство, создавая угрозу центральной власти. В 1271 год (1854-1855 гг.) поднял мятеж потомок Махдуми Азам, Рустамхан тюра, со стороны матери он был родственником мингов (его мать был дочерью Норбутабия). Поэтому он стал претендентом ханского престола, его мятеж был жестко подавлен. Усиление террора в связи с мятежом зародило другое восстание, которым руководил Мирза Мунаввар. И это восстание было подавлено, Мирза Мунаввар бежал и через некоторое время, вернувшись в Коканд, получил наказание.

Начиная с 1858 года в окрестностях Ташкента казахские племена начали неповиновения, причина была связана с взиманием налога - называемый закят. По шариату закят взимается с того имущества, которое считается основой дополнительного дохода. Саркори - сборщики налогов Мирза Ахмеда - правителя Ташкента, требовали закат с тех имуществ, которые употребляет население. Это служило возникновению недовольства, возмущенные казахи убили сборщиков закята, среди убитых и был двоюродный брат Мирза Ахмеда - Мирза - бий. Когда об этом стало известно, Мирза Ахмед, собрав войско , двинулся против восставших. Восставшие казахские племена, тоже объединившись, готовились оказать сопротивление, в результате столкновения сторон войска Мирза Ахмеда потерпели поражение в Аулие - Ата, и были блокированы казахами(З). Только прибывшие из Коканда войска под командованием Шодмонхуджа и Маллабека смогли договориться с казахскими биями, и блокада была снята.

Принявший наместничество область Усрушаны после Гафарбека, другой представитель юзов -Рустамбек, продолжил вести самостоятельную, независимую политику. Худаяр-хан был вынужден организовать поход против него, была блокирована крепость, но кокандцы не смогли ее захватить. Когда были вынуждены снять безрезультатную осаду и вышли в обратный путь, уратюбинцы устроили ловушку в ущелье Ак-су, организовав внезапное нападение на кокандцев, кокандцы были наголову разбиты. Фозилбий мингбаши каракалпак вместе с эмирами и более 200 сарбазами попали в плен, сам Худаяр-хан спасся бегством. Но имеются сведения о более крупных потерях и попавших в плен кокандцев. Об этом инциденте вот что пишется в других исследованиях: «... Худоёрхон решил по дороге из кишлака Иторчи переправиться через речку Оксу и отсюда податься в Коканд. Когда они дошли до селения Олмабароз, Рустамбек выбрал подходящий момент и внезапно со своими воинами в числе 2500 человек атаковал кокандцев. Местность была гористая. Противник был в панике и деморализован, . Рустамбеку досталось пять тысяч пленных и несметное число трофеев, включая драгоценности»(8,99). А. Мухтаров считает, что это событие происходило намного раньше - в начале 50-х годов Х1Х в.(8,99)

Вблизи селения Тагояк правитель Дарваза Якуб-шах встречал Худаяр-хана с подмогой стрелков из Каратегина и Куляба(6,59), с их помощью Худаяр-хан добрался до крепости Нау, потом до Худжанда, где Шодмонхуджа был правителем, после поехал в Коканд. Шодмонхуджа был назначен на должность мингбаши вместо Фазилбия - попавшего в плен к Рустамбеку. Фазилбий мингбаши каракалпак вместе с сарбазами отправлен в Бухару, эмир Музаффар обезглавил всех пленных и с войском отправился в Ура-Тюбе. Захватив Ура-Тюбе, первым делом обезглавил самого Рустамбека, как главного организатора сепаратизма в эмирате, и, дальше проникнув в Коканд, захватил крепость Нау, потом захвачен Худжанд, и бухарцы вернулись обратно в Бухару.

Конечно, существование Ура-Тюбе как самостоятельного владения, как буферной зоны, возможно, в определенный период было выгодно Бухаре и Коканду. Поэтому в течение 1848 - 1858 гг. Рустамбек юз и Гаффарбек юз в течение десяти лет, по три раза правили, заменяя друг - друга и овладев городом(8,101). Первый и второй раз (в 1848 и и 1854 гг.) всего несколько месяцев, Гаффарбек правил городом. В основном город был в распоряжении Рустамбека юза. Основная причина казни Рустамбека эмиром Бухары связана с тем, что за всю историю существования Бухары и Коканда военно-племенная знать юзов, учитывая разногласие между двух государств, старалась имеет расширенную автономность. Всегда, как самостоятельное владение, был очагом конфликта между Кокандом и Бухарой. Эмир Насрулла хотел поставить конец сепаратизму в своем государстве, и заодно хотел уничтожить очаг конфликта с соседним государством. Но и после Насруллы, до завоевания города Россией, он был в руках юзов, последним правителем Ура-Тюбе был тот же Гаффарбек юз, который в третий раз от Малла-хана получив в 1858 г.

крепость Нау, после смерти эмира Насруллы овладел опять Ура-Тюбе, уже в третий раз. Он был сторонником Кокандского ханства, через два года оставил Ура- Тюбе, и в четвертый раз в 1863 г. заново овладел городом и до прихода русских в нем и правил(8,101).

Таким образом, политическая элита Кокандского ханства во главе с Худаяр-ханом, освободившись от влияния кыпчаков, вела самостоятельную политику. Но продолжалась политическая борьба, между членами династии за власть, мятеж ура-тюбинских правителей и восстание казахов еще более ослабляли центральную власть.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вохидов, Ш. Марказий Осиёдаги давлат бошкаруви тарихидан-Из истории государственного управления Центральной Азии/Ш.Вох,идов, Р.Холикова. - Тошкент: Янги авлод, 2006. - 72 с. (на узб.яз.)

2. Григорьев, В.В. Об отношениях между кочевыми народами и оседлыми государствами //Журнал Министерства народного просвещения. Март, 1875. Часть GLXXVIII/ В.В.Григорьев. - СПб.: Типография В.С. Балашева, 1875. - С.1-27.

3. Записка управляющего присырдарьинскими казахами командующему Сырдарьинской линией, 31 мая 1858 г., ЦГА Рес., Казахстана, ф.383, оп.1,д.81,л.25.

4. Зиёев, Х. Туркистонда Россия тажовузи ва хукумронлигига карши кураш. - Борьба в Туркестане против проникновения и правления России/Х.Зиёев-Тошкент: Шарк, 1998.-478 с.

5. История 4-го Туркестанского линейного батальона за период 1771 по 1882 год. /составлено поручиком В.Н. Зайцевым. - Ташкент, 1882. - 212 с.+приложение

6. Мирзоолим, Мушриф. Ансоб ас-салотин ва таворих ул-хавокин. (^укон хонлиги тарихи). -История Кокандского ханства. - Тошкент: Гафур Гулом номидаги Адабиёт ва санъат нашриёти, 1995. - 128 с. (на узб.яз.)

7. Мирза, Алим ибн Мирза Рахим Тошканди. Ансаб ас-салатин ва таварих ал-хавакин (Генеаология султанов и история хаканов)/Мирза Алим. - Ташкент, 2007. - 255 с.

8. Мухторов, А. История Ура-Тюбе (конец XV - начало XX вв.)/А.Мухторов. - М.: Типография № 9, 1998. - 278 с.

9. Набиев, Р.Н. Из истории Кокандского ханства (Феодальное хозяйство Худаяр-хана)/Р.Н.Набиев. - Ташкент: Фан, 1973. - 388 с.

10.Оренбургский государственный архив (ОГА), 1853, ф.6, оп.10, д.6972, л.5-9.

REFERENCES:

1. Vohidov, Sh. From the History of Public Administration in Central Asia / Sh. Vohidov, R. Kholikova. - Tashkent: New Generation, 2006. - 72 p. (in Uzbek)

2. Grigoriev, V.V. On the Relations between Nomadic Peoples and Sedentary States // The Journal of the Ministry of National Education. March, 1875. Part GLXXVIII / V.V. Grigoriev. - SPb.: Typography named after V.S. Balasheva, 1875. - P. 1 - 27.

3. Note of Managing with Pre-Sirdarya Cossacks Commanding the Syrdarya Line, May 31, 1858, CSAR, Kazakhstan, f.383, op.1, d.81, l.25.

4. Ziyoyev, Kh. Combat with in Turkestan against the Penetration and Rule of Russia / Kh. Ziyoyev. - Tashkent: Orient, 1998. - 478 p.

5. The History of the 4-th Turkestan Linear Battalion Referring to the Period of 1771 to 1882 / Compiled by Lieutenant V.N. Zaytsev - Tashkent, 1882. - 212 p.

6. Mirzoolim, Mushrif. Ansab as-salatin wa tawarih ul-havaqin. The History of Kokand Khanate. -Tashkent: Literature and Art, 1995. - 128 p. (in Uzbek)

7. Mirza, Alim ibn Mirza Rahim Tashkenti. Ansab as-salatin wa tawarikh al-hawakin (Genealogy of Sultans and History of Khakans) / Mirza Alim. - Tashkent, 2007. - 255 p.

8. Mukhtorov, А. The History of Ura-Tyube ( referring to the end of the XV-th - the beginning of the XX-th centuries) / A.Mukhtorov. - M.: Typography № 9, 1998. - 278 p.

9. Nabiev, RN From the History of Kokand Khanate (Feudal Agriculture of Khudayarkhan) / R.N. Nabiev. - Tashkent: Science, 1973. - 388 p.

10.Orenburg State Archive (OSA), 1853, f.6, inv.10, dis.6972, l.5-9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.