Научная статья на тему '«Кипчакская трагедия» и ее последствия в политической истории кокандского ханства'

«Кипчакская трагедия» и ее последствия в политической истории кокандского ханства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
563
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОКАНДСКАЯ ХАНСТВА / БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ / ЭМИР МУЗАФФАР / ТУРКЕСТАН / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / КИПЧАКИ / КИРГИЗЫ / KOKAND KHANATE / POWER STRUGGLE / EMIR MUZAFFAR / TURKESTAN / RUSSIAN EMPIRE / KIPCHAKS / KYRGYZ / ХОНИГАРИИ ҚӯқАНД / МУБОРИЗА БАРОИ ҳОКИМИЯТ / АМИР МУЗАФФАР / ТУРКИСТОН / ИМПЕРИЯИ РУСИЯ / қИПЧОқҳО / ЦИРГИЗҳО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турсунов Назирджон Очилович, Турсунов Бустон Рахмонович

Рассматриваются события после освобождения Кокандского ханства от власти Бухарского эмирата, когда с приходом к власти Шерали-хана (1842 г.) вначале вокруг него наблюдалась консолидация этнических, социальных и политических слоев населения, которая продолжалась недолго, так как с освобождением ханства от Бухары, оно превратилось в поле борьбы политических сил. Отмечается, что в самом начальном периоде киргизские, а за ними и кипчакские племена активно участвовали в этой борьбе, связанной с ослаблением центральной власти и частичным уничтожением местной оседлой феодальной верхушки эмиром Насруллой, который всегда был основной опорой династии Минг. Подчеркивается, что в этой борьбе временно победили кипчаки во главе с Мусульманкулом-мингбаши, который, захватив власть, посадил на престол своего ставленника молодого Худаяр-хана, сына Шерали-хана. Выдав дочь за Худаяр-хана и получив легитимность своей власти, он в должности мингбаши правил ханством. В результате, кипчаки превратились в господствующий класс общества, они начали с применением силы перераспределять материальные богатства земли, пастбища, торговые центры и др. Все области и крупные города ханства перешли в руки кипчаков или их сторонников, в течение восьми лет они самовольно правили государством. В результате хищнической политики кипчаки противопоставили себя всем этническим, социальным и политическим группам общества, последствия были трагическими. К этому времени Худаяр-хан повзрослел, собрал вокруг себя единомышленников и сторонников и тайным приказом велел готовиться к борьбе против кипчаков. Эта борьба завершилась истреблением огромной части кипчакской племенной конфедерации. Противостояние этнических групп и политических сил и их борьба ослабляли ханство, что в дальнейшем стало одной из основных причин его упразднения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KIPCHAK TRAGEDY" AND ITS CONSEQUENCES IN THE POLITICAL HISTOR Y OF KOKAND KHANATE

The article dwells on events after the liberation of Kokand Khanate from the rule of Bukhara Emirate when with coming to power Sheralikhan (1842) at first, around it consolidation of ethnic, social and political layers of the population was observed, which did not last long, since with the liberation of the khanate from Bukhara, it turned into a battlefield of political forces. It is underscored that in the very initial period, the Kyrgyz, and beyond them, Kipchak tribes actively participated in the relevant struggle associated with the weakening of central power and the partial destruction of the local sedentary feudal elite by Emir Nasrulla, who was always the main support of the Ming Dynasty. It is emphasized that in the relevant fight the Kipchaks temporarily won, led by Muslim-mingbashi, who having seized power, seated his protege the young Khudayarkhan, son of Sheralikhan on the throne. Having betrayed his daughter as Khudayarkhan and received the legitimacy of his power he ruled the khanate as mingbashi. As a result, Kipchaks turned into the ruling class of society, they began to redistribute material wealth lands, pastures, shopping centers, etc. with the use of force. All areas and large cities of the khanate passed into the hands of Kipchaks or their supporters, for eight years they arbitrarily ruled the state. As a result of predatory policies, Kipchaks opposed themselves to all ethnic, social and political groups of society, the consequences were tragic. By this time, Khudayarkhan had matured, gathered like-minded people and supporters around him, and by secret order ordered him to prepare for the fight against Kipchaks. This battle ended with the destruction of a huge part of Kipchak tribal confederation. The opposition of ethnic groups and political forces and their struggle weakened the khanate which in the long run became one of the main reasons for its demise.

Текст научной работы на тему ««Кипчакская трагедия» и ее последствия в политической истории кокандского ханства»

УДК 93

ББК 63.5(5Т)-3

«КИПЧАКСКАЯ Турсунов Назирджон Очилович, д.и.н., профессор кафедры

ТРАГЕДИЯ.» И ЕЕ отечественной истории иархеологии;

ПОСЛЕДСТВИЯ В Турсунов Бустон Рахмонович, к.и.н., доцент кафедры

ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ отечественной истории и археологии ГОУ "ХГУ имени акад.

КОКАНДСКОГО ХАНСТВА Б.Гафурова " (Таджикистан,Худжанд)

«ФОЦИАИЦИПЧОКХО» Турсунов Назирцон Очилович, д.и.т., профессори кафедраи

ВА ОЦИБАТХОИ ОН ДАР таърихи ватан ва археология; Турсунов Бустон Рахмонович,

ТАЪРИХИ СИЁСИИ н.и.т., дотсенти кафедраи таърихи ватан ва археологияи

ХОНИГАРИИ ЦУЦАНД МДТ "ДДХ ба номи акад. Б. Гафуров"(Тоцикистон,Хуцанд)

"KIPCHAK TRAGEDY" Tursunov Nazirjon Ochilovich, Dr. of History, Professor of the AND ITS CONSEQUENCES IN department of home history and archeology; Tursunov Buston THE POLITICAL HISTORY OF Rahmonovich, candidate of historical sciences, Associate

KOKAND KHANA TE Professor the department of home history and archeology under

the SEI "KSU named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), E-mail: 7561172@mail.ru

Ключевые слова: Кокандская ханства, борьба за власть, эмир Музаффар, Туркестан, Российская империя, кипчаки, киргизы

Рассматриваются события после освобождения Кокандского ханства от власти Бухарского эмирата, когда с приходом к власти Шерали-хана (1842 г.) вначале вокруг него наблюдалась консолидация этнических, социальных и политических слоев населения, которая продолжалась недолго, так как с освобождением ханства от Бухары, оно превратилось в поле борьбы политических сил. Отмечается, что в самом начальном периоде киргизские, а за ними и кипчакские племена активно участвовали в этой борьбе, связанной с ослаблением центральной власти и частичным уничтожением местной оседлой феодальной верхушки эмиром Насруллой, который всегда был основной опорой династии Минг. Подчеркивается, что в этой борьбе временно победили кипчаки во главе с Мусульманкулом-мингбаши, который, захватив власть, посадил на престол своего ставленника - молодого Худаяр-хана, сына Шерали-хана. Выдав дочь за Худаяр-хана и получив легитимность своей власти, он в должности мингбаши правил ханством. В результате, кипчаки превратились в господствующий класс общества, они начали с применением силы перераспределять материальные богатства - земли, пастбища, торговые центры и др. Все области и крупные города ханства перешли в руки кипчаков или их сторонников, в течение восьми лет они самовольно правили государством. В результате хищнической политики кипчаки противопоставили себя всем этническим, социальным и политическим группам общества, последствия были трагическими. К этому времени Худаяр-хан повзрослел, собрал вокруг себя единомышленников и сторонников и тайным приказом велел готовиться к борьбе против кипчаков. Эта борьба завершилась истреблением огромной части кипчакской племенной конфедерации. Противостояние этнических групп и политических сил и их борьба ослабляли ханство, что в дальнейшем стало одной из основных причин его упразднения.

Вожщои калиди: хонигарии Куцанд, мубориза барои уокимият, амир Музаффар, Туркистон, империяи Русия, ципчоцуо, циргизуо

Мацола ба таърихи сиёсии хонигарии Куцанд бахшида шуда, дар он воцеауо баъди озод шудани хонигарии мазкур аз аморати Бухоро инъикос ёфтааст. Кайд мешавад, ки баробари ба сари цудрат омадани Шералихон (1842) муттауид шудани гуруууои этники, ицтимои ва сиёси дар атрофи у мушоуида мешавад, ки ин цараён дере нагузашта тагйир меёбад, зеро баъди озод шудан аз Бухоро, уудуди хонигари ба майдони муборизауои цуввауои сиёси мубаддал гардид. Тазаккур меравад, ки нахуст циргизуо, баъдан ципчоцуо дар ин муборизауо фаъолона иштирок карданд. Ин уолат ба заиф гаштани уокимияти маркази, цисман маув шудани ашрофи феодалии мауалии муцими, ки дар уамма давру замон такягоуи сулолаи Мингуо буданд, вобаста буд. Дар ин муборизауои шадид ципчоцуо бо сардории Мусулмонцул голиб омаданд. У уокимиятро ба даст дароварда, Худоёрхон писари Шералихонро ба тахт шинонд. Духтари худро ба никоуи Худоёрхон дароварда, вазифаи мингбоширо соуиб шуд. Дар натица у ба уокимияти худ машруият бахшид ва ба уайси мингбоши ва хонигариро идора кард. Минбаъд ципчоцуо ба цувваи уукмрони цомеа табдил ёфта, сарватуои модди замин,

чорагоу, марказуои савдоро аз нав дар байни худ тацсим карданд. Исбот карда шудааст, ки тамоми вилоят ва шауруои калони хонигари ба дасти ципчоцуо ва тарафдорони ощо гузашт ва дар давоми уашт сол ощо худсарона давлатро идора намуд, бо сиёсати горатгарона худро ба уама гуруууои этники, ицтимоию сиёси зид монданд, оцибати он бо фоциа хотима ёфт. Зикр мешавад, ки дар ин вацт Худоёрхон ба камол расида, дар атрофи худ тарафдоронро цамъ кард ва бо фармони махфии худ муборизаро бар зидди ципчощо тайёр намуд, ки ин мубориза бо цатли оми цисмати асосии иттщодияи цабилауои ципчоцуо хотима ёфт. Хулоса мешавад, ки зиддият ва муборизауои гуруууои этники ва сиёси ба заиф гаштани давлат ва дар охир яке аз сабабуои асосии парокандашавии хонигарии Цуцанд сабаб шуд.

Key words: Kokand Khanate, power struggle, Emir Muzaffar, Turkestan, Russian Empire, Kipchaks, Kyrgyz

The article dwells on events after the liberation of Kokand Khanate from the rule of Bukhara Emirate when with coming to power Sheralikhan (1842) at first, around it consolidation of ethnic, social and political layers of the population was observed, which did not last long, since with the liberation of the khanate from Bukhara, it turned into a battlefield of political forces. It is underscored that in the very initial period, the Kyrgyz, and beyond them, Kipchak tribes actively participated in the relevant struggle associated with the weakening of central power and the partial destruction of the local sedentary feudal elite by Emir Nasrulla, who was always the main support of the Ming Dynasty. It is emphasized that in the relevant fight the Kipchaks temporarily won, led by Muslim-mingbashi, who having seized power, seated his protege - the young Khudayarkhan, son of Sheralikhan on the throne. Having betrayed his daughter as Khudayarkhan and received the legitimacy of his power he ruled the khanate as mingbashi. As a result, Kipchaks turned into the ruling class of society, they began to redistribute material wealth - lands, pastures, shopping centers, etc. with the use of force. All areas and large cities of the khanate passed into the hands of Kipchaks or their supporters, for eight years they arbitrarily ruled the state. As a result of predatory policies, Kipchaks opposed themselves to all ethnic, social and political groups of society, the consequences were tragic. By this time, Khudayarkhan had matured, gathered like-minded people and supporters around him, and by secret order ordered him to prepare for the fight against Kipchaks. This battle ended with the destruction of a huge part of Kipchak tribal confederation. The opposition of ethnic groups and political forces and their struggle weakened the khanate which in the long run became one of the main reasons for its demise.

После приобретения Кокандом независимости от Бухары (в 1842 г.) в связи с усилением борьбы за власть был убит Шерали-хан (1842-1845 гг.), заменивший его на троне Мурад-хан сын Алим-хана в девятый день восшествия на престол тоже был убит. В результате, при поддержке кипчаков во главе с Мусульманкулом в 1261 году хиджры - в 1845 году, Худаяр-хан, сын Шерали-хана, был поднят на трон на белом войлоке. Как только был устранен Мурад-хан, с поддерживающими его киргизами, Мусульманкул занялся другим реальным претендентом на власть - Саримсак-ханом, старшим братом Худаяр-хана. Отправив в Ташкент хазрата Миён Халила, авторитетного представителя духовенства Коканда, Мусульманкул, путем обмана, дав гарантию сохранности его жизни, пригласил Саримсак-хана и вероломно убил в 1263/1846-1847 гг. в местности Баликчи(10,738). После этих событий реальная власть полностью перешла в руки Мусульманкула, он занял пост - мингбаши, став вторым лицом после хана, и впоследствии кипчаки заняли все ключевые посты в государстве. В Ташкент был отправлен наместником -бекларбеги - человек по имени Азиз-парвоначи из племени лулиён, т.е. из цыган,[8,с.115-116] его также называли Азизбачча, родом из Чуста, ярый сторонник Мусульманкула-мингбаши.

Даврон-дадха - начальник гарнизона Ташкента, переехал к своему брату, назначенному ещё при Саримсак-хане наместником Туркестана - Каноатшаху(7,115-116). Когда Каноатшаху стало известно об убийстве Саримсак-хана и назначении нового наместника Ташкента, он подготовил Туркестан к обороне, решив не подчиняться узурпаторам. Даврон-дадха, уставший от междоусобиц, не хотел дальше участвовать в политических интригах, поэтому переехал в Бухару. Но вскоре Каноатшах тоже по совету Мухаммаднияза-датха, считавшего бесполезной борьбу с Мусульманкулом, оставил Туркестан и переехал в Бухару. Но в кругу самой кипчакской феодальной знати возникли группировки. В результате, в 1846 г. первый раз Мусульманкул был отстранён от власти другой партией кипчаков, которую составляли Утамбай-кушбеги, Мухаммадяр-дадха, Мулла Каримкул-дастарханчи, Кулбобо-рисолачи, Мулла Холбек-парвоначи и др. На место Мусульманкула на должность мингбаши был назначен Мулла Холбек с присвоением ему должности кушбеги. Новая партия кипчаков с приходом к

власти изменила прежнюю политику, учитывая интересы местной феодальной знати, а также не задевая обязанностей хана - главного правителя страны - Худаяр-хана.

Но этим борьба за власть не завершилась, сторонники Мусульманкула, особенно ташкентский наместник Азизбача чусти, добились второго прихода к власти Мусульманкула. Кипчаки после захвата власти начали силой захватывать дома, земли, сеть оросительной системы, превращая их в свою собственность. Новый базар Коканда был распродан, разделённый на части, несмотря на то, что там существовали сотни лавок прежних хозяев.

В 1847 г. эмир Насрулла проникает в Кокандское ханство, блокирует Худжанд, окрестные селения были разграблены бухарцами. Мусульманкул после объявления всеобщей мобилизации - «кил куйрик», собрав войска, двинулся в направлении Худжанда и остановился в урочище Джигдалик перед началом степной зоны «Хо дарвеш», 15-20 км западнее от крепости Махрам. Разбив здесь лагерь, он отправил своих людей с письмом к эмиру, в котором восславил эмира Насруллу, отмечая его как великого правителя, владыку великого государства. В конце письма он отметил, что если Насрулла победит кипчаков, «... голых, безавторитетных пастухов и кочевников», от этого не умножится славы Насруллы, но если победят кипчаки «... об этом позоре вечно будут писать в исторических сочинениях»(8,40).Это письмо решило дальнейший исход событий, эмир Насрулла, не осмелившись сражаться с кипчаками, вернулся в Бухару. После этих событий с бухарцами, Мусульманкул проник на территорию Ура-Тюбе, как и прежде, несколько лет шла война между Кокандом и Усрушаной, которая опустошила Ура-Тюбинский вилаят, в результате долгой разорительной блокады в 1265/1848-1849 гг. крепость была захвачена. Защитники были жестоко наказаны, из 900 отрубленных голов сложена пирамида, брошенные в ура-тюбинский зиндан более 200 сарбазов умерли от нехватки воздуха(8,41).

В 1848 г. Мусулманкул был заново, уже во второй раз, отстранён от власти, опять, как и прежде, своими соплеменниками. После долгих столкновений, в 1265/1849 г. с помощью андижанского гарнизона Мусульманкул в третий раз овладел Кокандом. В этой борьбе за власть между главами кипчакской верхушки не участвовал молодой Худаяр-хан. Мусульманкул снова овладел должностью мингбаши, став единоличным правителем ханства уже в третий раз. С приходом к власти он начал преследовать своих противников, самые влиятельные из них -Мулла Холбек, Джума-бий были казнены. В результате, остальные противники Мусульманкула оставили Коканд и переехали в Ташкент.

В литературе имеются сведения о распространённых слухах о тайной встрече Мусульманкула с представителем Российской империи В.В. Вельяминовым-Зерновым. Почему и где они встретились, что было обсуждено во время их тайной встречи, остается загадкой истории. Но об обсуждённых вопросах при встрече автор нескольких очерков о Кокандском ханстве - В.В. Веляминов-Зернов тоже умалчивает. Эта встреча было не в пользу Мусульманкула, его подозревали в предательстве, в его дальнейшей судьбе она сыграла роковую роль(2,115-116).

Вокруг Нормухаммада-кушбеги, наместника Ташкента, собралась ташкентская городская феодальная знать, и они подготовили заговор против Мусульманкула с целью окончательно отстранить его от власти. В свою очередь Мусульманкул, с целью устранения соперников, три раза организовал военный поход в Ташкент. Но он не смог овладеть городом, а в ходе последнего - третьего похода в 1852 г., правитель Шахрихана Холмухаммад-дадха с некоторыми эмирами, отделившись от Мусульманкула, вместе с Худаяр-ханом перешли на сторону противников Мусульманкула - в Ташкент. В результате, кокандо-кипчакское войско было разгромлено и Мусульманкул едва успел спастись бегством. Это было началом краха не только политической карьеры Мусульманкула, но и крахом всех его соплеменников. Впереди всех их ждала ужасная участь, получившая в истории название «кипчакская резня».

В Ташкенте Худаяр-хан назначил нового мингбаши, им стал другой влиятельный кипчакский феодал Утаббой-кушбеги-кипчак. Когда Худаяр-хан тоже был в Ташкенте, один из его приближенных, Абдуллабек, в Коканде, собрав полторы тысячи человек, овладел цитаделью города, но ненадолго. Вернувшись из Ташкента, кипчаки во главе с Мусульманкулом заново овладели цитаделью и казнили Абдуллабека(2,43). Это был своего рода сигнал перед начинающейся бурей, потому что местная феодальная знать и простой народ больше не хотели жить по прежним правилам - под началом кипчаков. Но кипчаки ещё не осознавали, что они больше не могут править, как прежде.

В течение семи - восьми лет (с 1845 г.) после прихода к власти Худаяр-хан повзрослел (ему уже было больше 21 года), и у него появилось «желание» единолично править государством. Для того чтобы осуществить свои намерения, на этот раз он не поддержал другую партию кипчаков,

которые были противниками Мусульманкула, а присоединился к заново образующейся силе -местной феодальной земледельческой и городской знати. С этого периода в политической жизни ханства усиливается роль Ташкента. В политической борьбе часто центробежные силы опирались на Ташкент. Худаяр-хан послал своих людей с тайным фарманом - приказом в города Ташкент, Наманган, Андижан, Маргилан, в нем было указано, что готовится отстранение от власти и истребление кипчаков. Это был решающий момент в дальнейшей судьбе Худаяр-хана и всего ханства. Мусульманкул, после поражения под Ташкентом, нашел спасение в Кетмень-Тюбе, его приютил тесть. Из Ташкента прибыло войско под командованием Мухаммаднияза-кушбеги, Косим-кушбеги, Мухаммадраджаб-курбаши, Каримкули-пансадбаши и других эмиров. Окружив кипчаков в Коканде, начали их массовую казнь. Борьба против кипчаков превратилась в народное движение и распространилась на все ханство, по всем городам и селениям, где попало стали избивать и истреблять кипчаков(7,119-120). В результате, не только была отстранена от власти кипчакская верхушка. Их начали физически уничтожать. Худаяр-хан, собрав войска, двигался в Междуречье - «Икки сув ораси» (так называлось в кокандских исторических хрониках пространство между реками Нарын и Карадарья), где была собрана основная часть бежавших кипчаков во главе с Мусульманкулом.

9 октября 1852 г. в местности Баликчи в результате столкновения противоборствующих сил с обеих сторон пало несколько тысяч человек, победу одержал Худаяр-хан с союзниками. Огромная часть кипчаков, участвовавших в сражении, попала в плен. Началась расправа над кипчаками, не щадили ни женщин, ни детей, ни стариков. Такую жестокость и беспощадность ни до того, ни после не видел никто после нашествия монголов. Это была трагедия целого племенного союза под названием «кипчак», остатки которого в будущем вливаются в состав узбекского и киргизского народов. Для полного представления о жестокости кипчакской резни можно ознакомиться в сведениях В.В. Вельяминова-Зернова, который привёл сведения о трагической смерти кипчака Сафара-серкера, одного из кипчакских «военачальников»: «... сначала его били палками и вертели ему руки и ноги; потом давили его голову свинцовыми шарами, так что глаза выходили наружу; наконец обмазали ему тело тестом и лили на него горячее масло; в заключение зарезали»(4,352-353). Такова было картина ужасов: оказывается, в отличие от остальных тюркоязычных племён, кипчаки не могли правильно произнести слова «бугдой» (в переводе «пшеница»), они называли «будай», их ловили, этим отличая от других этнических групп.

В начале 1853 года Мусульманкул все-таки был пойман около кишлака Уйчи (на территории Наманганского вилаята), оттуда его привезли в Коканд(4,353). Продолжалась ужасная, бесчеловечная расправа над кипчаками. В истории народов Средней Азии ни одна отдельно взятая этническая группа не была так страшно истреблена. В. Наливкин, позднее собравший материал со слов свидетелей этих событий, пишет, что, когда Мусульманкул был пойман и входил в город Коканд, через каждый 150 - 200 саженей его останавливали, у его ног резали его соплеменников, это продолжалось до подхода его к большой площади,(9,177) где был установлен столб, к которому Мусульманкул был прикован. «Остальные пленные кипчаки были заточены в ямы; через каждые 2-3 часа, голодных и жаждавших, их приводили сюда по 2-3 и резали у подножия позорного столба»(9,177-178). В другом русскоязычном источнике отмечается, что на глазах Мусульманкула в эти трагические дни были казнены 600 кипчаков(4,353). Через три дня Мусульманкул был повешен на бараньем базаре(3,23). Начало 1853 года В.В. Вельяминов-Зернов, Н. Петровский, А. Кун считают временем казни Мусульманкула(4,353;10,738).

В те трагические дни все крупные кипчакские сановники тоже один за другим были отстранены от власти и истреблены. «... Уже в середине ноября он (1853 г. Худаяр-хан - Т.Б.) вызвал к себе из Ташкента кушбеги Нормухаммеда и приказал умертвить. Его судьбу разделил и заменивший Мусульманкула минбаши Утембий»(11,165). Оба сановника по происхождению были кипчаками. Со смертью Мусульманкула завершается эпоха кипчакской гегемонии, что привело к еще большему ослаблению военной силы государства. В русских источниках о Мусульманкуле пишут: «... Несчастье его управления заключалось не в нем самом, а в общей, издавна существовавшей ненависти к кипчакам и вообще к кочевникам оседлой сартовской партии, состоявшей в большинстве из таджиков, более образованной и развитой (в мусульманском смысле) и более развращённой. Видеть себя в руках кочевников чуждого племени, грубых и мало развитых, плохих мусульман, - было для этой партии верхом унижения»(10,738). В другом источнике автор пишет: Мусульманкул «... повешен в начале 1853 года, с воли своего Худояра, теперешнего хана, и перед смертью в речи своей к народу с

эшафота, который, вопреки обычаю, был для него собственно построен, - он упрекал правительство и народ в безобразии их поведения, напророчил все предстоящие невзгоды и нашествие с севера «неверных»... По странному совпадению обстоятельств граф Перовский, в 1853 году, вскоре после смерти кокандского регента, взял первую крепость Ак-Мечеть (форт Перовск, ныне Кызыл 0рда)»(6,50). Кипчаки, состоявшие из объединения нескольких племён, после этого поражения на время уступили своё место в политической сцене другим этническим группам. «Тем не менее, кипчаки сумели сохранить свой род, не допустив полного уничтожения, хотя на время и утратили первенство в ханстве. Они не сложили оружия и тайно готовились отомстить своим палачам»(1,70).

Годы правления Мусульманкула ханством, бесспорно, были сложными, но имелись также положительные преобразования. Как подчеркивал Тоджир Худжанди, на определенный период утихли междоусобицы, кипчаки крепко держали узды власти в своих руках(13,49-50). Мусульманкул был инициатором построения новых магистральных каналов, которые дали возможность для развития экономики. В южных районах, в местности Иккисув ораси, по его инициативе был построен крупный канал, который дал возможность для развития этих регионов(14,49). Построил медресе Али в столице(12,255).

Как показывает анализ политических событий, учитывая слабости центральной власти, вожаки кочевых и полукочевых племен силой захватили политическую власть, чувствуя безответственность, усилили беспредел и хаос в обществе. Все это было связано непросвещённостью, глупостью политических лидеров этнических групп, которые интересы свои и своих соплеменников ставили превыше всего общества, противопоставив соплеменников всему обществу. Результат был очевиден, насилие порождало насилие, что и привело к гибели сотен и тысяч безвинных людей.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бабабеков, Х.Н. Народные движения в Кокандском ханстве и их социально-экономические и политические предпосылки (XVIII-XIX вв)/Х.Н..Бабабеков.-Ташкент, 1991.-118с.

2. Бабабеков, Х.Н. Краткая история Кокандского ханства// Алайская царица в исследованиях узбекских ученых Сборник научных исследований и статьей/Х.Н.Бабабеков. - Ташкент-Бишкек, 2011. - 270 с.

3. Бейсембиев, Т.К. «Тарихи Шахрухи» как исторический источник/Т.К. Байсембиев. - Алма-Ата: Наука, 1987. - 200с.

4. Веляминов-Зернов, В.В. Исторические известия о Коканском ханстве, от Мухаммеда-Али до Худаяр-Хана.// Труды восточного отделения Императорского археологического общества. Часть вторая. СПБ., 1856. - С. 329-370.

5. Иванов, П.П. Очерки по истории Средней Азии. (XVI - середина XIX в.)/П.П. Иванов. -М.: Издательство Восточной литературы, 1958. - 247с.

6. Кун, А. Очерки Коканского ханства. (Читано в общем собрании 4 февраля). Известия ИРГО. Том Х11/А.Кун. - СПб., 1877. - С.59-70.

7. Мирзо, Олим Махдумхожи. Тарихи Туркистон. Сузбоши ва изохлар муаллифи Ш. Вохидов. Араб ёзувидан табдил Ш. Вохидов ва Р. Холикова. /История Туркестана. Автор предисловия и комментариев Ш. Вохидов. Перевод с арабского Ш. Вохидова и Р. Холикова. (на узб яз.)

8. Набиев, Р.Н. Из истории Кокандского ханства/Р.Н. Набиев. - Ташкент: Фан,1973. - 388с.

9. Наливкин, В. Краткая история Кокандского ханства/В.Наливкин. - Казань: Типография Императорского Университета, 1886. - 216с.

10. Петровский, Н. Очерки Коканского ханства /Н.Петровский//Вестник Европы. 1876. - С. 722-757.

11. Плоских, В.М. Киргизы и Кокандское ханства/В.М.Плоских. - Фрунзе: Илим, 1977. - 367с.

12. Скайлер, Южин. Туркистон/Южин Скайлер. - Тошкент: OZBEKISTON, 2019. - Б.255.

13. Точир, Хучанди. Гароиби сипох/Точири Хучандй. - Хучанд, 1993. - 56 с. (на тадж. яз.)

14.Худоёрзода . Анжум ат-таворих. - История звезд/Худоёрзода. - Тошкент, 2010.-220с. (на узб.яз.)

REFERENCES:

1. Bababekov, H.N. People's Movements in Kokand Khanate and their Socio-Economic and Political Preconditions (referring to the XVIII-th - the XIX-th centuries)

2. Bababekov, H.N. A Brief History of Kokand Khanate // Alay Queen in the Study of Uzbek Scholars. Collection of scientific explorations and articles / H.N. Bababekov. - Tashkent-Bishkek, 2011. - 270 p.

3. Beisembiev, T.K. "The History of Shahrukh" as a Historical Source / T.K. Beisembiev. - Alma-Ata: Science, 1987. - 200 p.

4. Velyaminov-Zernov, V.V. Historical Information Concerning Kokand Khanate from Muhammadali to Khudayarkhan.// The work of the eastern branch of the Imperial Archaeological Society. The second part. - SPb., 1856. - P. 329 - 370.

5. Ivanov, P.P. Essays on the History of Central Asia (referring to the XVI-th - the middle of the XlX-th century) / P.P. Ivanov. - M.: Eastern Literature, 1958. - 247 p.

6. Kuhn, A. Essays on Kokand Khanate. (Read at the general meeting on February 4). Tidings of IRSE. -V.X11 / A. Kuhn. - SPb., 1877. - P. 59 - 70.

7. Mirzo, Olim Makhdumkhoja. The History of Turkestan. The author of the preface and comments Sh. Vohidov. Translated from Arabic by Sh. Vohidov and R. Kholikova (in Uzbek.)

8. Nabiev, R.N. From the History of Kokand Khanate / R.N. Nabiev. - Tashkent: Science, 1973. - 388 p.

9. Nalovkin, V. A Brief History of Kokand Khanate / V. Nalivkin. - Kazan: Typography of the Imperial University, 1886. - 216 p.

10. Petrovsky, N. Essays on Kokand Khanate /N. Petrovsky//Bulletin of Europe. 1876. - P. 722 - 757.

11. Ploskikh, V.M. Kyrgyz and Kokand Khanate / V.M. Ploskikh. - Frunze: Science, 1977. - 367 p.

12. Skyler, Yuzhin. Turkestan / Yuzhin Skyler. - Tashkent: O ZBEKISTON, 2019. - 255 p.

13. Tojir, Khujandi. The Stranger of Army / T. Khujandi. - Khujand, 1993. - 56 p. (in Tajik)

14. Khudoyorzoda. Anjum at-tavorikh. (The History of Star) / Khudoyorzoda. - Tashkent, 2010. - 220 p. (in Uzbek)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.