Научная статья на тему 'БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ В 40-Е ГОДЫ XIX В'

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ В 40-Е ГОДЫ XIX В Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
714
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОКАНДСКОЕ ХАНСТВО / КОЧЕВЫЕ ПЛЕМЕНА / ПОЛИТИКА ШЕРАЛИ-ХАНА / ШАДИ-ДАТХА-ТАДЖИК / ЮСУФ-МИНГБАШИ / МУСУЛЬМАНКУЛ-МИНГБАШИ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА / ПОЗИЦИИ КИПЧАКОВ / ШЕРАЛИ-ХАН / ХУДАЯР-ХАН / KOKAND KHANATE / NOMADIC TRIBES / SHERALIKHAN AND HIS POLITICS / SHODIDATHA-TAJIK / YUSUF-MINGBASHI / MUSLIM-MINGBASHI / POLITICAL STRUGGLE / KIPCHAKPOSITIONS / SHERALIKHAN / KHUDAYARKHAN / ХОНИГАРИИ ҚӯқАНД / қАБИЛАҳОИ КӯЧМАНЧИЁН / ШЕРАЛИХОН ВА СИЁСАТИ ӯ / ШОДИДОДХО ТОҷИК / ЮСУФ МИНГБОШИ / МУСУЛМОНқУЛ МИНГБОШӣ / МУБОРИЗАҳОИ СИЁСӣ / МАВқЕИ қИПЧОқҳО / ШЕРАЛИХОН ХУДОЁРХОН

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Турсунов Бустон Рахмонович

Рассмотрены политические события в годы правления Шерали-хана(1842-1845 гг.) и его сына Худаяр-хана(1845-1858 гг.). Проанализирована сущность политики Шерали-хана после освобождения от Бухарского правления и возрождения Коканда, приведшей к изменениям в расстановке политических сил в ханстве. Политическая верхушка в ханстве в течение почти полутора столетий состояла из феодальной знати оседлого населения, называемого кочевниками «сартами». Сарты состояли из аристократической группы оседлых узбеков и таджиков. Во время нашествия эмира Насруллы они были сознательно истреблены эмиром, в результате чего их место у власти заняли эмиры кочевых и полукочевых кипчакских и киргизских племен. Одним из ярких представителей кипчаков был Мусульманкул, он пришел к власти в период кокандско-бухарской войны, отличившись в битве. В результате политических интриг был убит Шерали-хан, Мусульманкул фактически стал правителем, номинально посадив на престол малолетнего Худаяр-хана - сына Шерали-хана. Отдав дочь в жены Худаяр-хану, Мусульманкул получил право оталика - регента при молодом правителе. От его имени Мусульманкул правил ханством, у власти встали кипчаки. Все крупные области перешли в руки кипчаков или их сторонников. Такое политическое положение усилило антагонизм в обществе, что привело к объединению других этнических и социальных групп против кипчаков. В этой борьбе кочевники использовали представителей господствующей династии, в результате, продолжились анархия и хаос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUGGLE FOR POWER IN WKAND KHANATE REFERRING TO THE 40-IES OF THE XIX-TH CENTURY

The article dwells on political events during the reign of Sheralikhan (1842-1845) and his son Khudayarkhan (1845-1858). In his article the author analyzes the essence of Sheralikhan’s policy after liberation from Bukhara ruling and revival of Kokand which led to changes in the alignment of political forces in khanate. For almost a century and a half, the political elite in khanate consisted of the feudal nobility of the sedentary population called by the nomads “Sarts”. Sarts consisted of an aristocratic group of settled Uzbeks and Tajiks. During the invasion of Emir Nasrullah they were deliberately exterminated by him. As a result, their place in power was taken by the emirs of nomadic and semi-nomadic kipchak and Kyrgyz tribes. One of the prominent representatives of kipchaks was Muslim he came to power during the Kokand-Bukhara war and distinguished in the battle himself. As a result, Sheralikhan was killed in political intrigue and Muslim virtually became a ruler sitting on the throne of the young Khudayarkhan -Sheralikhan's son nominally. Having given his daughter to Khudayarkhan, Musulmankul received the right for otaliki - regent under the young ruler. On his behalf, Musulmankul ruled the khanate, the kipchaks rose to power. All large areas passed into the kipchaks' hands or their supporters. The relevant political situation strengthened the antagonism in society, which led to the unification of other ethnic and social groups against the kipchaks. In this struggle, the nomads used representatives of the dominant dynasty, as a result, anarchy and chaos continued.

Текст научной работы на тему «БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В КОКАНДСКОМ ХАНСТВЕ В 40-Е ГОДЫ XIX В»

УДК 93

ББК 63.5(5Т)-3

БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ В Турсунов Бустон Рахмонович, к.и.н., доцент

КОКАНДСКОМ кафедры отечественной истории и археологии ГОУ

ХАНСТВЕ В 40-Е "ХГУ им. академика Б.Гафурова "

ГОДЫXIXВ. (Таджикистан, Худжанд)

МУБОРИЗА БАРОИ Турсунов Бустон Рахмонович, номзади илщои таърих, ХОКИМИЯТ ДАР дотсенти кафедраи таърихи ватан ва археологияи ХОНИГАРИИЦУЦАНДДАР МДТ "ДДХ ба номи академик Б. Гафуров " СОЛХОИ 40- УМИ АСРИ XIX (Тоцикистон,Хуцанд)

STRUGGLE FOR POWER IN Tursunov Buston Rahmonovich, candidate of historical KOKAND KHANATE REFERRING sciences, Associate Professor the department of home TO THE 40-IES OF THE XIX- TH history and archeology under the SEI "KhS U named after

CENTURY academician B. Gafurov" (Tajikistan, Khujand), E-mail: 7561172@mail.ru Ключевые слова: Кокандское ханство, кочевые племена, политика Шерали-хана, Шади-датха-таджик, Юсуф-мингбаши, Мусульманкул-мингбаши, политическая борьба, позиции кипчаков, Шерали-хан, Худаяр-хан

Рассмотрены политические события в годы правления Шерали-хана(1842-1845 гг.) и его сына Худаяр-хана(1845-1858 гг.). Проанализирована сущность политики Шерали-хана после освобождения от Бухарского правления и возрождения Коканда, приведшей к изменениям в расстановке политических сил в ханстве. Политическая верхушка в ханстве в течение почти полутора столетий состояла из феодальной знати оседлого населения, называемого кочевниками «сартами». Сарты состояли из аристократической группы оседлых узбеков и таджиков. Во время нашествия эмира Насруллы они были сознательно истреблены эмиром, в результате чего их место у власти заняли эмиры кочевых и полукочевых кипчакских и киргизских племен. Одним из ярких представителей кипчаков был Мусульманкул, он пришел к власти в период кокандско-бухарской войны, отличившись в битве. В результате политических интриг был убит Шерали-хан, Мусульманкул фактически стал правителем, номинально посадив на престол малолетнего Худаяр-хана - сына Шерали-хана. Отдав дочь в жены Худаяр-хану, Мусульманкул получил право оталика - регента при молодом правителе. От его имени Мусульманкул правил ханством, у власти встали кипчаки. Все крупные области перешли в руки кипчаков или их сторонников. Такое политическое положение усилило антагонизм в обществе, что привело к объединению других этнических и социальных групп против кипчаков. В этой борьбе кочевники использовали представителей господствующей династии, в результате, продолжились анархия и хаос.

Вожа^ои калиди: хонигарии К,уцанд, цабилауои кучманчиён, Шералихон ва сиёсати у, Шодидодхо тоцик, Юсуф мингбоши, Мусулмощул мингбоши, муборизауои сиёсй, мавцеи ципчоцуо, Шералихон Худоёрхон

Дар мацола, моуияти уаёти сиёси дар давраи уукмронии Шералихон (сощои 1842-1845) ва писари у Худоёрхон (солуои 1845-1858) тадциц карда шудааст. Инчунин моуияти сиёсати давлатдории Шералихон, баъди озодшави аз аморати Бухоро ва эуёи Куцанд тацассум ёфтааст. Дар байни якуним аср, асоси уокимияти олиро феодал - ашрофони ауолии муцими, ки кучманчиён онуоро сарт меномиданд, ташкил мекарданд. Сартуо аз ашрофони муцимии узбек ва тоцик иборат буданд. Дар вацти ууцуми амири аморати Бухоро Насрулло, ин гурууи ицтимои нест карда шуд. Дар натица, цои онуоро дар уокимият, амирони цабилауои кучманчи ва нимкучманчии циргиз ва ципчоцуо ишгол карданд. Яке аз вакилони намоёни ципчоцуо Мусулмонцул ном шахс буда, уангоми цангуои байни Куцанду Бухоро, худро нишон дода, ба сари уокимият омад. Дар натицаи муборизауои сиёси Шералихон ба цатл расид. Минбаъд Мусулмонцул уокимиятро ба дасти худ гирифта, расман писари Шералихон Худоёрхони 14-соларо хон эълон намуд. Духтари худро ба никоуи Худоёрхон дароварда, ууцуци оталицро гирифт. Мусулмонцул аз номи хон уокимиятро идора мекард. Хамаи вилоятуо ба дасти ципчоцуо ва тарафдорони онуо гузашт. Ин шароити сиёси, барои авц гирифтани муборизауои цуввауои ба уам зидди цомеа сабаб шуд. Дар натица, дигар гуруууои этники ва ицтимои бар зидди ципчоцуо муттауид шуданд. Бо ишораи Худоёрхон, бар зидди ципчоцуо дар цомеа мубориза огоз ёфт, ки он фоцеаи як цавм хотима ёфт. Дар таърих воцеаи бо номи «цатли оми ципчоцуо» маълум аст. Зеро, дар ин давра цир шудани яке аз калонтарин

иттщодияи цабилаи Фаргона, ба амал омад. Баъди ин уодисауо, Худоёрхон мустацилона идоракунии давлатро огоз кард. Суст будани уокимияти маркази минбаъд барои фаъолона иштироки цабилауои циргизуо дар муборизахои сиёси, имконият дод. Дар ин муборизауо кучманчиён намояндауои сулолаи уукмронро истифода мебурданд, ки дар натица дар хонигари бесарусомони давом кард.

Key words: Kokand Khanate, nomadic tribes, Sheralikhan and his politics, Shodidatha-Tajik, Yusuf-mingbashi, Muslim-mingbashi, political struggle, kipchakpositions, Sheralikhan, Khudayarkhan

The article dwells on political events during the reign of Sheralikhan (1842-1845) and his son Khudayarkhan (1845-1858). In his article the author analyzes the essence of Sheralikhan's policy after liberation from Bukhara ruling and revival of Kokand which led to changes in the alignment of political forces in khanate. For almost a century and a half, the political elite in khanate consisted of the feudal nobility of the sedentary population called by the nomads "Sarts". Sarts consisted of an aristocratic group of settled Uzbeks and Tajiks. During the invasion of Emir Nasrullah they were deliberately exterminated by him. As a result, their place in power was taken by the emirs of nomadic and semi-nomadic kipchak and Kyrgyz tribes. One of the prominent representatives of kipchaks was Muslim he came to power during the Kokand-Bukhara war and distinguished in the battle himself. As a result, Sheralikhan was killed in political intrigue and Muslim virtually became a ruler sitting on the throne of the young Khudayarkhan -Sheralikhan's son nominally. Having given his daughter to Khudayarkhan, Musulmankul received the right for otaliki - regent under the young ruler. On his behalf, Musulmankul ruled the khanate, the kipchaks rose to power. All large areas passed into the kipchaksy hands or their supporters. The relevant political situation strengthened the antagonism in society, which led to the unification of other ethnic and social groups against the kipchaks. In this struggle, the nomads used representatives of the dominant dynasty, as a result, anarchy and chaos continued.

История Кокандского ханства охватывает более полутора столетий, и первая треть XIX в. была эпохой его расцвета. Недальновидная политика Мухаммада Али-хана привела к столкновению с Бухарой и к гибели Коканда как государства. Благодаря героической борьбе разных слоев и этнических групп населения через три месяца Коканд заново обрел независимость.

Как только Коканд освободился от бухарских захватчиков, началась борьба за власть. Первым «отличился» Аталык-хан (Ибрагим-бек), сын Алим-хана, прибывший из Бухары и организовавший мятеж в селе Етти-Куприк. Он полагался на помощь киргизов, проживавших здесь, хотел овладеть властью с их помощью, но мятеж был подавлен, Аталик-хан пойман и казнён (5, 36). Политическая борьба продолжалась: племенная знать мингов, которая когда-то, объединив вокруг себя все слои оседлого населения, создала и укрепила государство, уже теряла свои позиции. Аборигенная феодальная знать, ядро которой составляли узбекские и таджикские феодалы, военные, в основном из племени мингов, сартов и таджиков - горцев - галча, тоже теряла былое могущество на политической арене. Этого мнения придерживаются также П.П. Иванов, Р.Н. Набиев, Т.К. Бейсембиев (3, 210; 5, 33; 1, 21). Последним за сохранение влияния оседлой феодальной знати боролся Шади-дадха-таджик, но безуспешно. Его не поддержала аборигенная феодальная знать, оседлые сарты - узбеки и таджики, а также галча - горные таджики. В решающий момент они покидали поле боя или предательски переходили на сторону кипчаков, таким образом открывая кочевникам путь к власти, и в истории Кокандского ханства началась эпоха анархии, хаоса, насилия, грабежей, которая привела к гибели вновь возрождающегося государства.

Борьба за власть началась по инициативе Мусульманкула, на начальном этапе борьбы Шади-дадха-таджик, тогда правитель Маргилана, играл роль посредника между кипчаками в лице Мусульманкула и киргизами под руководством Юсуфа-мингбаши. Но конечной целью Мусульманкула было не только отстранение Юсуфа-мингбаши и киргизов, но и полное владение властью. А избавиться от лидера киргизов Юсуфа-мингбаши было первым шагом на этом пути. На пути политической борьбы за власть ни одна из кочевых группировок, высоко оценивая свои силы, ещё не признавала или не хотела признать, что по отдельности им не под силу управлять ханством. Мусульманкул и его сторонники не имели практики в управлении государством и потому не знали, что путь насилия, который они выбрали в процессе прихода к власти, порождает насилие.

Как уже было отмечено, приход к власти кипчаков связан с именем Мусульманкула (1794 -1852 гг.), вместе с соплеменниками-кипчаками он отличился при защите Коканда от бухарцев

(3,210). Кипчаки вместе с некоторыми киргизскими племенами активно участвовали в обороне Коканда и в укреплении власти Шерали-хана.

По этническому признаку племенной союз кипчаков состоял из нескольких крупных родов, таких как кулан, илатай-илатан, йашик, улмас и йетти кашка (5, 34). В свою очередь они делились на более мелкие этнические группы. Кипчаки компактно проживали в восточных районах Ферганской долины. Мусульманкул был из рода кулан, на начальном этапе прихода к власти он смог объединить вокруг себя кипчакские роды. В исторических источниках и литературе имеются интересные факты о воинском искусстве кипчакских племен: они были отличными наездниками, имели своеобразную тактику ведения войны, благодаря которой им удавалось побеждать в кавалерийских сражениях, это преимущество сыграло немаловажную роль в приходе к власти кипчаков во главе с Мусульманкулом (5, 34-35).

В отличие от Мусульманкула, Шерали-хан жил и вырос в среде таласских киргизов, поэтому в его воспитании, моральном облике, культуре было ощутимо влияние киргизов. В самом начале прихода Шерали-хана к власти, на должность мингбаши, который играл ключевую роль после хана, был назначен киргиз по имени Юсуф. Это назначение послужило для кипчаков поводом к началу борьбы за власть. Мусульманкул, первым делом собрав вокруг себя соплеменников, начал требовать отстранения Юсуфа-мингбаши от занимаемой должности. Требование Мусульманкула, как было отмечено, являлось основным поводом, целью которого было открыть путь к власти. Требование Мусульманкула по отстранению Юсуфа-мингбаши от должности было выполнено: Шерали-хан назначил Юсуфа-мингбаши на должность хокима Маргилана, и вместо него на должность мингбаши был назначен Шади-таджик (в дальнейшем Шади-мингбаши). Шерали-хан в этот решающий момент, вместо того, чтобы, объединив все силы, подавить мятежных кипчаков вместе с их главарем, как это было в годы правления Абдукарим-бия, раз за разом уступал им, выполняя их требования, и в результате открыл кипчакам путь к власти. «Шир-Али-хан, в то время довольно пожилой уже человек, оказался правителем добрым и кротким. Он носил прозвище «пустак» (т.е. меховой коврик для обтирки ног, а в переносном смысле - «тряпка»), и все влиятельные кипчаки, само собою разумеется, заняли все государственные должности и взяли в свои руки все управление ханством» (6, 737). Это была первая и последняя ошибка Шерали-хана, которая ускорила его отстранение от власти.

С приходом к власти Шади-мингбаши как главного визиря началось ослабление правления хана. Главный визирь имел огромную власть, которой до него никто не имел. Он «... доводил до государственной вершины того, кого хотел, кого он ненавидел - того он мог уничтожить» (5, 36). Он назначил одного из сторонников кипчаков, Каримкула-мехтара, наместником Андижана, а должность батырбаши - начальника андижанского гарнизона - занимал Мусульманкул (5,36). Таким образом, новый главный визирь тоже способствовал приходу к власти Мусульманкула, что ускорило гибель самого Шади-мингбаши и Шерали-хана.

Учитывая дальнейшую опасность продвижения кипчаков и Мусульманкула к власти, Шади-мингбаши был вынужден организовать заговор против него. Но было уже поздно, дальновидный Мусульманкул опередил его, сначала вызвав из Ташкента своего сторонника, отправленного в Ташкент, Мухаммадназара-сокова (немой), добился его назначения хакимом Туракургана, другой сторонник, тоже из кипчаков, Мухаммадназар Куругли, отобрал город Шахрихан у Танди-инака, назначенного на эту должность Шерали-ханом. После этого, собравшись вместе, все сторонники Мусульманкула начали продвигать военные силы для захвата власти, с таким намерением они и прибыли в Баликчи и здесь объявили населению между реками Нарын и Карасу от имени Шерали-хана «кил куйрук» - общую мобилизацию. Мусульманкул обратился с посланиями к таджикам, кипчакам, курама, каракалпакам, киргизам, тюркам и арабам, обещая каждому из них по городу. Интересен тот факт, что Мусульманкул при обращении ссылался на Шерали-хана, выступая перед народом, говорил: «Эти дела, к которым мы приступили, осуществляем по указанию Шерали-хана. Неоднократно посылая на наше имя грамоту, он говорил: «Освободи нас из-под рук Шади, Мухаммада Умара, и даже от своего сына, эмир-лашкара, ибо по причине их господства, узурпации мы лишились бразды правления и не располагаем ханскими церемониями и султанским званием»» (5, 36).

Когда весть о действиях мятежников во главе с Мусульманкулом дошла до столицы, Шерали-хан собрал государственный совет, на нем обсуждался вопрос о дальнейших действиях власти относительно мятежников, большинство присутствующих отметили, что надо ждать подмогу из Ташкента, где был хакимом Саримсак-бек (Салимсак-бек), сын Шерали-хана. Но Шади-мингбаши, уверенный в своих силах, не послушался совета, не подозревая, что военачальники, на которых он опирался, занимали нейтральное положение и в любой момент могут держать путь к

предательству. В результате, Шади-мингбаши, поторопившись, собрал войска и двинулся в сторону Чуста, здесь и произошло основное столкновение противоборствующих сторон.

Во время решающего сражения под Чустом некоторые военачальники - Юнус-туглук, Муминхуджа-таджик, недовольные последними самовольными действиями Шади-мингбаши, предательски перешли на сторону Мусульманкула, что и решило исход войны. Мусульманкул, одержав победу над Шади-мингбаши, беспрепятственно приблизился к Коканду, Шади-мингбаши с некоторыми преданными людьми, такими как Бердиали-юзбаши, Миролим-юзбаши, Худоёр-ёвар, попали в плен и без промедления были казнены. Через два дня после этих событий с ташкентскими силами в Коканд прибыл сын Шерали-хана Саримсак-бек. Он был назначен командующим кокандскими войсками, а Даврон-дадха-таджик командовал силами ташкентской группы войск, в войсках Шерали-хана также были ополченцы из Коканда, которые сыграли роковую роль во время столкновения противников. Когда сторонники Мусульманкула приблизились к Коканду, хазрат Ходжи Сохиб-заде, один из влиятельных представителей духовенства того периода, по просьбе Шерали-хана отправился к кипчакам с целью облагоразумить их, но назидания хазрата не дали результатов.

Тогда Саримсак-бек с основными силами вышел из города, в результате чего началось столкновение. Бой был непродолжительным, через некоторое время, оставив поле боя, первой в город бежала группа ополченцев, за ними последовало остальное войско Саримсак-бека. Кипчаки и их союзники, преследуя их, без труда зашли за отступающими в город, Саримсак-бек бежал в Бухару, Даврон-дадха со своим ташкентским отрядом - в Худжанд. Основные противники кипчаков - Азимбай-кушбеги, Таникул-шиговул, Мухаммадкарим-ясавул, Эрназар-датха - были пойманы и казнены. Для публики Шерали-хан был снова на белом войлоке поднят на престол. Шерали-хан как правитель оставался на троне и вынужденно назначил Мусульманкула на должность мингбаши. Вся власть номинально оставалась, как и прежде, в руках хана, но реально управление государством перешло в руки Мусульманкула-мингбаши. Человек, в период правления Мадали-хана занимавший всего-навсего должность юзбоши -низший военный чин в ханстве, в условиях анархии своим упорством и умом, использовав силы не только кипчаков, но и всех кочевых, полукочевых племен и даже оседлых народов, овладел властью. С его ведома хакимом Ташкента был назначен Мулла Холбек-кипчак, Давран-дадха-таджик помилован и вызван кипчаками в Коканд, его оставили на прежней должности, до этого он командовал силами ташкентской группы войск. Сопровождая новоназначенного правителя Ташкента - Мулла Холбека-кипчака, они отправились в Ташкент.

Таков был результат переворота и прихода к власти Мусульманкула, Шерали-хан по причине своей гуманности и неопытности на начальном этапе возвышения кипчаков стал главным виновником прихода к власти кипчаков и дальнейшей трагедии и народа, и династии, и государства, и самих кипчаков. Перебежчики, которые поддерживали кипчаков во время первых столкновений, и народ Коканда еще не знали цену своим «заслугам». Влиятельное сословие, местная феодальная знать, которая держалась нейтралитета, наблюдала со стороны этот трудный момент для центральной власти, еще не представляя, каковы будут последствия прихода к власти полукочевых кипчаков. Каков будет материальный ущерб и, еще хуже, -какими человеческими ценностями им придется платить в будущем за свою наивность.

Но очень скоро политика Мусульманкула, направленная в первую очередь на защиту интересов кипчакского племени, привела к противоречиям между всеми этническими группами и социальными слоями общества. Первая отрицательная реакция наблюдалась в Ташкенте. Учитывая этот момент, бухарский эмир намеренно назначил Саримсак-бека (имя старшего сына Шерали-хана был Абдурахман-бек, но в народе он стал известен под именем Саримсак-бек) наместником местности Чордара, расположенной на границе с Ташкентом. Мулла Холбек-кипчак недолго был наместником Ташкента, ташкентская феодальная знать не приняла политики кипчаков, она отправила Даврона-дадха в Чордара и, пригласив Саримсак-бека, возвысила его до трона, объявив ханом (4, 113). Мулла Холбек-кипчак и его приближенные были арестованы. В тот момент в Фергане тоже ухудшилось политическое положение: алайские и учкурганские киргизы, недовольные приходом к власти кипчаков в лице Мусульманкула-мингбаши, восстали и блокировали город Ош. Если бы кипчаки не подавили эти очаги недовольства, им пришлось бы воевать на два фронта.

Поэтому Мусульманкул, экстренно собрав войска, двинулся в Ош, но один из его близких сторонников, шахриханский наместник Мухаммадназар Куругли-кипчак, опередив его на два дня, напал на киргизов близ Оша и одержал победу. Когда Мусульманкула не было в Коканде, предводители мингов Рахматулла-датха, Сатиболди-датха, сын Касымбека-аталыка, Охун-

коровулбеги, сын Ибрагима-датха, договорившись с алайскими киргизами, в 1260 году хиджры второго числа месяца шаъбон - 16 августа 1844 г. отстранили от трона и казнили Шерали-хана и посадили на престол старшего сына Алим-хана по имени Мурад-хан. Таким образом, в возвышении Мурад-хана до трона киргизские феодалы тоже сыграли немаловажную роль (7, 161). Когда эти слухи дошли до Мусульманкула-мингбаши, он направился из Андижана в Баликчи и в местности Юлгунтепа выдвинул на престол Худаяр-хана, третьего сына Шерали-хана, объявив его ханом, до этого Худаяр-хан был наместником Намангана (8, 218), а по другим сведениям - Андижана (2, 18). Кокандцы не поддержали нового правителя Мурад-хана, хотя он тоже был из династии Минг, когда это стало известно Мусуьлманкулу, он двинулся в Коканд и без сопротивления проник через ворота Ургенча в Коканд. Без боя овладел Урдой - резиденцией хана, киргизы разбежались, те из них, которые попали в плен, вместе с организаторами переворота - Рахматуллой-датха, Сатиболди-датха, сыном Касымбека-аталыка, Охуном-коровулбеги, сыном Ибрагима-датха, и ещё несколько военачальников, поддержавших их, вместе с Мурад-ханом, через 9 дней его правления, были казнены.

В результате, властью овладели кипчаки во главе с Мусульманкулом, подняв на трон молодого Худаяр-хана, третьего сына Ширали-хана. Мусульманкул, выдав свою дочь за Худаяр-хана, получил звание «оталик» и как полновластный хозяин в течение почти восьми лет правил ханством. Это был период правления и гегемонии кипчакского племени в государстве.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бейсембиев, Т.К. «Тарихи Шахрухи» как исторический источник/Т.К.Бейсембиев. - Алма-Ата: Наука, 1987. - 200 с.

2. Вохидов, Ш. Кукон хонлиги тарихи (хонлик тарихи манбаларда). - История Кокандского ханства (история ханства в источниках)/Ш.Вохидов. - Тошкент, 2012. - 1771 с. (на узб.яз.)

3. Иванов П.П. Очерки по истории Средней Азии (XVI - середина XIX в.)/П.П.Иванов. - М.: Издательство Восточной литературы, 1958. - 247 с.

4. Мирзо, Олим Махдумхожи. Тарихи Туркистон / Сузбоши ва изо^лар муаллифи Ш. Вохддов. Араб ёзувидан табдил Ш. Вохддов ва Р. Холикова - История Туркестана / Автор предисловия и комментариев Ш. Вохидов. Перевод с арабского Ш. Вохидова и Р. Холикова. - Тошкент: Янги авлод, 2009. - 242 с.(на узб.яз.)

5. Набиев, Р.Н. Из истории Кокандского ханства/Р.Н.Набиев. - Ташкент: Фан,1973. - 388 с.

6. Петровский, Н. Очерки Коканского ханства /Н.Петровский//Вестник Европы. 1876. - С. 722-757.

7. Плоских, В.М. Киргизы и Кокандское ханства/В.М.Плоских. - Фрунзе: Илим, 1977. -367 с.

8. Худоёрзода. Анжум ат-таворих/Худоёрзода. - История звезд. - Тошкент, 2010.-220 с. (на узб.яз)

REFERENCES:

1. Beysembiyev, T.K. "The History of Shohrukhi" as a Historical Source /T.K. Beisembiyev. -Alma-Ata: Science, 1987. - 200 p.

2. Vohidov, Sh. The History of Kokand Khanate (the history of the Khanate in the sources) / Sh. Vohidov. - Toshkent, 2012. - 1771 p. (in Uzbek)

3. Ivanov P.P. Essays on the History of Central Asia (referring to the XVI-th - the middle of the XIX-th century) / P.P. Ivanov. - M.: Publishing-house of the Oriental Literature, 1958. - 247 p.

4. Mirzo, Olim Mahdumkhuja. The History of Turkiston / the author of introduction and commentaries: S. Vohidov. Translated from Arabic by S.Vokhidov and R.Kholikov. - Toshkent: New Generation, 2009. - 242 p. (in Uzbek)

5. Nabiev, R.N. From the History of Kokand Khanate /R.N. Nabiev. - Tashkent: Science, 1973. -388 p.

6. Petrovsky, N. Essays on Kokan Khanate / N. Petrovsky //Bulletin of Europe. 1876. -P. 722 - 757.

7. Ploskikh, V.M. Kyrgyzstan and Kokand Khanate /V.M. Ploskikh.-Frunze: Science, 1977. -367 p.

8. Khudoyorzoda. Anjum at-tavorikh / Khudoyrozoda. - Toshkent, 2010. - 220 p. (in Uzbek)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.