Научная статья на тему 'Образ женщины во французской рекламе'

Образ женщины во французской рекламе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
443
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА / ГЕНДЕРНЫЙ СТЕРЕОТИП / ОБРАЗ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / ADVERTISING / GENDER LINGUISTICS / GENDER STEREOTYPE / IMAGE / SEMANTIC FIELD / CONTENT ANALYSIS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пережогина Алена Анатольевна, Гердаускас Зоя Валерьевна

В настоящей статье рассматривается образ женщины в рекламе потребительских товаров, опубликованной во французских периодических изданиях. Проведенное исследование доказывает, что образ женщины, представленный в рекламных текстах, изменяется в зависимости от целевой направленности рекламы и потребительской аудитории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A WOMAN IN FRENCH ADVERTISING

In this paper we consider the image of a woman in advertising of consumer products published in French periodicals. The study shows that the image of a woman presented in the advertising text varies depending on the target of advertising and consumer audience.

Текст научной работы на тему «Образ женщины во французской рекламе»

А.А. Пережогина, З.В. Гердаускас Курганский государственный университет

УДК 8.81-26

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ РЕКЛАМЕ

Аннотация

В настоящей статье рассматривается образ женщины в рекламе потребительских товаров, опубликованной во французских периодических изданиях. Проведенное исследование доказывает, что образ женщины, представленный в рекламных текстах, изменяется в зависимости от целевой направленности рекламы и потребительской аудитории.

Ключевые слова: реклама, гендерная лингвистика, тендерный стереотип, образ, семантическое поле, контент-анализ.

A.A. Perezhogina, Z.V. Gerdauskas Kurgan State University

THE IMAGE OF A WOMAN IN FRENCH ADVERTISING

Annotation

In this paper we consider the image of a woman in advertising of consumer products published in French periodicals. The study shows that the image of a woman presented in the advertising text varies depending on the target of advertising and consumer audience.

Keywords: advertising, gender linguistics, gender stereotype, image, semantic field, content analysis.

В последнее десятилетие стало актуальным исследование тендерной тематики в медиатекстах, так как реклама сегодня - одно из неотъемлемых явлений современной жизни. Нередко в рекламе используются образы мужчин и женщин. Рекламные образы воздействуют на людей, заставляя их не только приобретать товар, но и переносить представленные рекламой стили полоролевого поведения в реальную жизнь.

Предметом нашего исследования является образ женщины в рекламе, что входит в область гендерной лингвистики.

Согласно справочной литературе образ рассматривается как результат и идеальная форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека [http://evoc.ru].

Тендерная лингвистика (лингвистическая гендеро-

логия) - научное направление в составе междисциплинарных тендерных исследований, изучающее гендер. Гендер рассматривается как социокультурный пол относительно автономный от биологического пола [www. ru.wikipedia.org].

Ключевым термином гендерной лингвистики является термин «гендерный стереотип».

Гендерный стереотип - это социально разделяемое представление о личностных качествах и поведенческих моделях мужчин и женщин, а также о гендерной специфике социальных ролей [www.ru.wikipedia.org].

Детальным изучением образа женщины в рекламе занимались А. Альчук, Е.А.Глазова, И.В. Грошев, Л.В. Матвеева, П.В. Мусиец, Е. Черкасова и др. Они считают, что реклама показывает нам, какой должна быть женщина и чем она должна заниматься.

В нашей работе мы проанализировали стереотипный образ женщины во французской рекламе. Мы предположили, что образ женщины, используемый во французской рекламе потребительских товаров, отвечает гендерным стереотипам, сложившимся в современном обществе: женщина, представленная в рекламе, выполняет различные гендерные роли в зависимости от целевой направленности рекламы и потребительской аудитории.

Во время практического исследования нами были проанализированы французские рекламные тексты из журналов «Elle», «L'Equipe féminine», «Psychologies».

В основе отбора рекламных текстов учитывались два фактора:

1. Использование изображения женщины.

2. Упоминание каких-либо характеристик женщины в непосредственно вербальном компоненте.

Мы выяснили, что женский образ используется или упоминается в 68% рекламных текстов. Это говорит о полифункциональности и универсальности образа женщины, который, как нами было установлено, встречается как в рекламе, предназначенной для женщин, так и для мужчин, а также в рекламе для смешанной аудитории.

Для исследования были использованы 100 рекламных текстов, в которых фигурирует образ женщины. Были рассмотрены вербальный и невербальный компоненты рекламного текста.

Для анализа невербального компонента (фотографии) мы взяли за основу метод контент-анализа. Нами были выделены следующие категории: изображение, внешние характеристики женщины и гендерные роли. Рекламные тексты были разделены на рекламу автомобилей, женского парфюма, нижнего белья, косметики, одежды и часов.

При исследовании изображения рекламного текста мы обнаружили, что чаще всего женщина представлена во взаимодействии с рекламируемым объектом - 70% и лишь в 3% изображение женщины отсутствует Также мы можем увидеть использование частей тела женщины в 44 % случаев, и в 34% женщина выступает фоном для рекламируемого предмета.

В рекламе часов, одежды и нижнего белья в 100% случаев женщина представлена во взаимодействии с предметом. Это объясняется тем, что данные товары предназначены непосредственно для женщины и выглядят наиболее привлекательно на ее теле.

В рекламе косметики изображение женщины отсутствует в 10% случаев, так как само предназначение косметических товаров направлено на создание прекрасной женской внешности. Следует отметить, что чаще всего части тела женщины используются в рекла-

ме нижнего белья (80%) для большей аттрактивности рекламы.

Во внешних характеристиках женщины мы рассматривали ее рост, фигуру, возраст, цвет и длину волос, наличие макияжа и одежды. В результате мы выяснили, что чаще всего используется изображение высокой, стройной, молодой шатенки с макияжем и длинными волосами. Однако нередко этот образ может изменяться в зависимости от рекламируемого товара. Например, для рекламы нижнего белья и женского парфюма предпочтителен образ блондинки (40% и 36% соответственно). Обнаженная женщина чаще всего представлена в рекламе косметики, в частности, средств для похудения (23%). Также обнаженной мы можем увидеть ее в рекламе автомобилей и женского парфюма и никогда в рекламе нижнего белья и одежды, что абсолютно естественно. Что касается фигуры женщины, то в большинстве случаев она представлена стройной, и лишь в одном рекламном тексте косметики Dove мы видим группу полных женщин. Это сделано для того, чтобы показать, что женщины могут быть абсолютно разными, в том числе и с пышными формами, и их косметика предназначена для всех женщин.

Реклама чаще всего использует образ женщины молодого возраста. Но в рекламе женского парфюма (12%), косметики (17%) и одежды (10%) появляется женщина средних лет. Это определяет целевую аудиторию такой рекламы, например, женщина средних лет рекламирует антивозрастную косметику. Пожилая женщина встретилась нам в рекламе автомобиля (14%). Ее образ показывает скоростные возможности автомобиля: при максимальной скорости у нее разглаживаются морщины.

Без макияжа женщина представлена в 8% рекламы женского парфюма, что показывает естественность аромата и гармонию с природой, и в 7% рекламы косметики - средств для снятия макияжа.

В основном, в рекламе используется образ женщины с длинными волосами, но в рекламе женского парфюма, косметики и часов преобладает образ женщины с волосами средней длины. Например, в 88% рекламы часов у женщины не слишком длинные волосы, что говорит о ее быстром темпе жизни.

Среди гендерных ролей нами были выделены следующие образы: мать-жена, беззаботная девушка, бизнес-леди, сексуальный объект. Большее предпочтение отдается трем последним образам, это связано с уходом женщины от семейных обязанностей, явлением эмансипации и равенства полов. Но в то же время использование женщины в роли сексуального объекта показывает ее подчиненность мужчине.

Чаще всего женщина как сексуальный объект представлена в рекламе женского парфюма (36%), нижнего белья (60%), косметики (27%). В образе бизнес-леди женщина предстает в рекламе одежды (45%) и часов (75%), что говорит о функциональном предназначении рекламируемого товара. В рекламе автомобиля женщина выступает в равной степени как сексуальный объект и как мать-жена. Как сексуальный объект она представляет больший интерес для мужчины, а как мать-жена в рекламе семейных автомобилей.

Вербальный компонент представлен в 100% рекламных текстов косметики, 44% - женского парфюма и 70% - нижнего белья. В нашем исследовании мы исключили из анализа рекламу автомобилей, одежды и часов, где вербальный компонент ограничен логотипом и справочными сведениями.

Анализ текстового наполнения рекламы показал,

что для характеристики образа женщины чаще всего используются существительные (41%), прилагательные (33%), глаголы (21%) и реже - наречия (5%). Это подчеркивает направленность данных рекламных текстов на женскую аудиторию, для которой важна эмоциональная и качественная стороны рекламного обращения.

Для анализа содержания вербального компонента мы использовали метод семантического поля. Анализ вербального компонента включил в себя дополнительную категорию: моральный портрет.

Понятие beauté (красота) объединяет всю исследуемую лексику, поскольку рекламные тексты этих категорий товаров призывают женщину быть красивой. На этом этапе мы выделили семантическое поле, определяющее характеристики красивой женщины: аgréable, sublime, attachant(e), brillant(e), doux(douce), naturel(le), séduction, lumineux(euse), pétillant(e), gourmand(e), soyeux(euse), lis(se), fort(e), beau(belle), sensible, lumière, brilliance, éclat. Следует отметить, что внутри этого семантического поля определенно просматривается ряд синонимов, в том числе и контекстуальных: éclat, lumière, brillance, pétillant(e), lumineux(euse), sensible, soyeux(euse), lis(se), pétiller. Чаще всего слова из этого семантического поля употребляются в рекламе косметики. Они характеризуют состояние кожи и призывают женщину пользоваться различными кремами для достижения желаемого результата.

Следующее семантическое поле soin (уход) состоит из понятий, относящихся к уходу за внешностью; soin, complexe, bronzage, hydradatation, global(e), autobronzant(e), minceur, cellulite, brûle-graisse, anti-âge, ride, nettoyant(e), bronzer, sculpter, réduire, fondre, briller, foncer, concentrer, embellir, relancer, optimiser, pétiller, capter, rêver, créer, fixer, changer, rendre, réunir. Обширность этого семантического поля свидетельствует о том, что уход за внешностью - это основное занятие современной женщины. Причем, наиболее важным в этом нелегком труде для нее является похудение, борьба с целлюлитом, достижение ровного загара круглый год, увлажнение кожи, которая обязательно должна сиять и быть гладкой, для чего необходим антивозрастной уход. Это подтверждает гипотезы, высказанные И.В. Грошевым и Е. Черкасовой об идеальном облике женщины, пропагандируемом средствами массовой информации.

Не менее важным является результат беспрестанного ухода, и это подтверждается рядом следующих лексем: élancé(e), tatoué(e), global(e), confort, bonheur, délice, magie, évasion. К этому полю можно полностью добавить характеристики красивой женщины, так как именно обладание этими качествами и есть цель всего действа. Однако здесь присутствуют не только внешние характеристики, но и внутренние ощущения женщины, ее эмоции: счастье, удовольствие, наслаждение, комфорт.

О том, что результат должен быть незамедлительным и эффективным говорит следующее семантическое поле: ultime, forte, extrême, global(e), exceptoinnel(le), éternel(le), absolu(e), pouvoir, puissance, éfficacité и наречия интенсивности mieux, plus, même, intensément, immédiatement. Такая поспешность свидетельствует о скорости жизни женщины в современном обществе, о ее полифункциональности в плане выполнения различных гендерных ролей одновременно.

Здесь следует также остановиться на сексуальности женщины. Лексика этой тематики представлена преимущественно в рекламных текстах, предлагающих нижнее белье, так как этот предмет туалета достаточно

СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 8

33

интимный и непосредственно связан с сексуальной жизнью. Ключевым понятие выступает séduction (обольщение), так как женщина должна быть соблазнительной. Также рекламные обращения призывают женщину обнажить свое прекрасное тело (dévoiler, redécouvrir) и этим обезоружить мужчину (déconcentrer), но при этом притворяться беззащитной и слабой (simuler, timidité, innocence).

Таким образом, мы видим, что исследованные семантические поля тесно взаимосвязаны, нередко представлены синонимичными рядами. Весь вербальный компонент можно объединить общим понятием «красота», которое включает в себя различные характеристики внешнего и внутреннего мира современной женщины.

Объединив результаты анализа вербального и невербального компонентов, можно воспроизвести стереотипный образ женщины, используемый во французской рекламе потребительских товаров: высокий рост, молодость, стройность, сексуальная привлекательность, чувственность, сверкающая кожа, власть над мужчиной и над временем и в то же время невинность, скромность и стремление достичь результата за наиболее короткие сроки. Все эти характеристики напрямую отражают гендерные стереотипы, сложившиеся в современном обществе, а также такие социальные явления, как эмансипация и равенство полов.

Образ женщины, представленный в рекламе потребительских товаров, зависит как от целевой аудитории, так и от категории рекламируемого объекта. Так, в рекламе автомобилей, предназначенной для мужской аудитории, образ женщины в первую очередь выполняет функцию аттрактивности и выступает как сексуальный объект.

В зависимости от реализуемого товара образ женщины может быть разным. Например, в рекламе часов и в рекламе нижнего белья, так как функциональность этих товаров различна, гендерные роли женщины также отличаются: в рекламе часов - бизнес-леди, в рекламе нижнего белья - сексуальный объект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.