Научная статья на тему 'Образ женщины в российском кинематографе разных лет: примеры творческих заданий на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории'

Образ женщины в российском кинематографе разных лет: примеры творческих заданий на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2992
463
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНО / ФИЛЬМ / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ / ЭКРАН / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левицкая А. А., Челышева И. В.

Изучение репрезентации женского образа в российском кинематографе открывает широкие возможности для использования творческих заданий в студенческой аудитории на материале медиа (кино, прессы, телевидения и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ женщины в российском кинематографе разных лет: примеры творческих заданий на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории»

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ РАЗНЫХ ЛЕТ:

ПРИМЕРЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ НА МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СТУДЕНЧЕСКОЙ АУДИТОРИИ*

А.А.Левицкая, кандидат педагогических наук, доцент И.В.Челышева. кандидат педагогических наук, доцент

The image of women in the Russian cinema: examples of creative tasks in the media education lessons in student audience

Dr. Anastasia Levitskaya, Dr. Irina Chelysheva

Abstract. Regardless of the chosen form, creative tasks to build skills of the analysis of female images in the works of media culture should be directed to the training students' audiovisual memory, stimulation of their creative abilities, improvisation, independence, critical thinking, the ability to apply their knowledge in the study courses, and on the psychological, emotional understanding of the media culture works, reflections on the moral, ethical and artistic values, etc. The lessons' topic "The image of women in the Russian cinema" is good example for these media education tasks.

Key words: image of women, Russian cinema, film. media education, schools, universities, students, media agencies, media categories, media language, media technologies, media representations, media audiences.

Изучение репрезентации женского образа в российском кинематографе открывает широкие возможности для использования творческих заданий в студенческой аудитории на материале медиа (кино, прессы, телевидения и т.д.). Как известно, творческие задания на медийном материале выполняют обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие функции:

- обучающая функция направлена на усвоение знаний о теориях и законах, приемах восприятия и анализа медиатекстов;

- адаптационная - на способность применять эти знания в иных ситуациях;

- развивающая - на развитие мотивационных (компенсаторных, терапевтических, рекреативных и т.д.), волевых и других свойств и ка-

* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта - А.В.Федоров.

честв личности, опыта творческого контакта с медиа;

- управляющая - на создание наилучших условий для всего процесса медиаобразования [Федоров, 2001].

Особое место в процессе изучения репрезентации женского образа занимает авторский кинематограф. Например, сравнительный анализ репрезентации женских образов в творчестве российских режиссеров проводился при помощи проблемных вопросов:

- Существует ли взаимосвязь жанровой специфики авторских фильмов А.Тарковского с показом главных героинь фильма?

- Как Вы считаете, изменится ли поведение женских персонажей в фильмах С.Соловьева при смене тематической/жанровой/политической и т.д. направленности фильма? Если да, то как именно?

- Как мимика и жесты женских персонажей фильмов в творчестве К.Муратовой связана с жанром драматического фильма?

- Как А.Тарковский в фильме «Солярис» показывает нам, что женские персонажи изменились? Удалось ли ему это сделать?

- Можете ли Вы вспомнить эпизоды фильмов С.Соловьева, где события рассказаны/увидены глазами того или иного женского персонажа?

- Почему определенные предметы (включая одежду персонажей) в фильме А.Тарковского «Сталкер» изображены именно так? Что говорят нам эти предметы о женских персонажах, об их образе жизни, об их отношении друг к другу? Характеризует ли обстановка в фильме ха-

рактер женских персонажей? Если да, то как и почему?

- Какую роль играют диалоги, язык женских персонажей? Имеет ли это влияние на развитие действия фильма?

- Как изображаются в фильмах В.Шукшина семья, классовая принадлежность, пол, раса женских персонажей?

- Какие политические, социальные и культурные настроения отражаются во взглядах и поступках женских персонажей фильма К.Муратовой «Астенический синдром»?

- Кто является активным элементом действия в фильме А.Тарковского «Зеркало» - мужской или женский персонаж? Какие поступки совершают эти персонажи? Есть ли необходимость присутствия в сюжете женского персонажа?

Обсуждение фильмов К. Муратовой, А.Тарковского, С. Соловьева и др. мастеров экрана позволяет не только расширить кругозор студенческой аудитории, но и способствовать развитию эстетического вкуса, медиавосприятия будущих педагогов.

Важную роль в изучении женского кинообраза занимает фильм-экранизация. Здесь также возможно применение самых разных видов работы с фильмом. К примеру, после просмотра фрагментов из «Тихого Дона» (реж. С.Герасимов), аудитории могут быть предложены эвристические творческие задания, направленные на выявление ложной и истинной трактовки логики авторского мышления на материале конкретного эпизода фильма; верных и неверных вариантов авторской позиции. Приведем примеры предложенных аудитории тези-

сов, из которых студенты должны были выделить истинную информацию, аргументировав выбор того или иного ответа:

1) в основу данного фильма положена легенда. Сюжетная линия легенды полностью соответствует ее содержанию;

2) в основу данного фильма могла быть положена реальная история;

3) в фильме подобраны удачные цветосветовые решения;

4) авторам фильма не удалось полноценно использовать цветовые и световые решения;

5) музыкальное сопровождение фильма не соответствует основным сюжетным линиям;

6) музыка в фильме подобрана удачно, она соответствует происходящим в фильме событиям;

7) трудно определить, национальные традиции какого народа отражены в фильме;

8) во всех сюжетных линиях фильма красной нитью проходят народные традиции, обычаи и т.д.;

9) актерам удалось отобразить в своих работах особенности русского характера;

10) актерский состав не соответствует тем типажам, которые представлены в сюжете фильма и т.д.

Определяя истинность и ложность предложенных тезисов в ходе обсуждения, студенты имеют возможность еще раз проанализировать собственные позиции, обратиться к специфике выбора авторами выразительных средств и художественных решений.

Одной из неизменно популярных в студенческой аудитории тем обсуждения на медиаобразова-

тельных занятиях выступает проблема мужественности и женственности в кинематографе советского и постсоветского периода.

Одной из форм такого обсуждения может быть задание «Заметки на полях». Это задание выполняется студентами письменно в течение нескольких минут после обсуждения. После выполнения в аудитории проводится дискуссия и обмен мнениями.

Приведем несколько примеров из записей студентов:

- «в советском кинематографе женственность и мужественность довольно проблематично рассматривать как совершенно независимые категории. Многие женщины проявляют качества, типичные больше для мужчин: смелость, ответственность, мужественность, стойкость»;

- «долгое время тема женственности подменялась в советском кинематографе стремлением к социальному преобразованию мира. В женщине культивировались мужские качества. Это, безусловно, сыграло свою роль в репрезентации женского образа на советском киноэкране»;

- «для женщины, показанной в советских фильмах, поиск надежного, ответственного, мужественного партнера. не самоцель. Более того, образ женщины показан во многих кинопроизведениях с заведомо мужскими чертами характера».

Еще один вид творческого задания, позволяющего аудитории разгадать тайны женского кинообраза - «Письмо от имени героя». Выполнение этого задания заключается в написании писем в редак-

ции газет, на ТВ, радио и т.д. от имени известных героинь художественных фильмов разных лет. Игровое занятие по составлению «рассказа от имени героя» может быть проведено на конкурсной основе. Показателем выполнения задания является способность студентов отождествить себя с персонажем, понять и вербально воссоздать его психологию, лексику, обосновать мотивы его действий и поступков (включая воображаемые, отсутствующие в реальном произведении).

После выполнения задания проводится коллективное обсуждение полученных результатов, определяются наиболее удачные варианты. Приведем пример выполнения данного задания студенткой Кариной Л., написавшей «письмо» от имени героини известного кинофильма В.Шукшина «Калина красная»:

«Дорогая моя подруга! Хочу поделиться с тобой большой радостью. Скоро ко мне приедет самый дорогой мне человек, с которым я познакомилась по переписке. Если бы ты знала, какие он пишет мне письма! Они все проникнуты грустью, нежностью и житейской мудростью.

Ты знаешь, я почему-то очень волнуюсь перед этой встречей. Как у нас с ним все сложится? А вдруг он окажется совсем не таким, как в письмах? Ты же знаешь, я уже была замужем, и ничего хорошего из этого не вышло... Но все равно, я верю, что добром и любовью можно добиться своего счастья, так что буду ждать его приезда.

Твоя подруга, Люба».

Как можно заметить, студентке в данном письме удалось раскрыть характер сельской женщины

Любы - немного наивной, простой, верной и очень доброй. Здесь можно увидеть и сомнения, которые испытывает главная героиня перед встречей с чужим ей человеком.

Еще один пример творческого задания, связанного с анализом женских кинообразов может заключаться в определении условных кодов типичных женских персонажей художественных фильмов разных лет.

Приведем пример выполнения данного задания студентом Михаилом Ш. (см. таблицу 1).

Одной из форм работы на ме-диаобразовательных занятиях по изучению образа женщины в российском кинематографе выступает изучение научной литературы по проблемам репрезентации образа женщины в кинематографических произведениях. Например, изучение статей А.Усмановой «Политическая эстетика «женского кино» в контексте феминистской кинотеории», «Кино и немцы»: гендерный субъект и идеологический «запрос» в фильмах военного времени» обусловлено формирования у аудитории более четкого представления о женском образе в кинематографе советского периода 1950-х - начала 1960-х годов. После изучения материала можно попросить студентов поделиться своими впечатлениями.

Приведем несколько высказываний студентов:

Лилия В.: «Главная роль женщины того периода - строительство коммунизма. Вне зависимости от профессии, семейного положения, она должна была соответствовать или стремиться к тем идеалам, которые выдвигались перед всем советским обществом. Это касалось ее мораль-

Таблица 1. Условные коды типичных женских персонажей аудиовизуальных медиатекстов на примере художественных фильмов

Э. Рязанова

Условные коды персонажей в медиатексте Характеристика (включая аудиовизуальную) проявления данных кодов в медиатексте Список конкретных медиатекстов, где можно обнаружить данные коды

Золушка Официантка («Вокзал для двоих») «Красотка», «Анжелика -маркиза ангелов», «Не родись красивой», «Моя прекрасная няня», «Все будет хорошо», «Гений»

Богатырь/ Супермен/ Герой Женщина-шофер («Берегись автомобиля») «Антикиллер», «Супермен», «Бэтмэн», «Рэмбо»

Простачка Медсестра («Забытая мелодия для флейты») «Невезучие», «Растяпа», «Бриллиантовая рука»

Королева/ Царица/ Властительница Директор рынка («Гараж») «Тайны дворцовых переворотов», «Три мушкетера», «Сибирский цирюльник»

Красавца и Чудовище Надя («Ирония судьбы») «Чучело», «Анжелика-маркиза ангелов»

Аутсайдер/ Неудачница Гуськова («Гараж») «Растяпа», «Все будет хорошо», «Принцесса на бобах»

Злодейка или маньяк Секретарь комиссии («Гараж») «Парфюмер», «Каннибал», «Прирожденные убийцы», «Кошмар на улице Вязов»

Вампир/ Упырь нет «Молчание ягнят», «От заката до рассвета»

Шпионка/ Разведчица Ольга («Необыкновенный приключения итальянцев в России») «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Акция»

Предательн ица Жена главного героя -диктор ТВ («Вокзал для двоих») «Дети капитана Гранта», «Пятнадцатилетний капитан», «Штафбат»

Жертва Галя («Ирония судьбы») «От заката до рассвета», «Иди и смотри», «Принцесса на бобах»

ного облика, внешнего вида, поведения, отношения к жизни».

Михаил Ш.: «Влияние внешней и внутренней политики государства

отразилось и на произведениях искусства. Каждое произведение должно было пройти строгий цензурный контроль на предмет соответ-

ствия правящей идеологии. Это касалось и театральных постановок, и литературных произведения, и кинематографии и т.д. В случае несоответствия фильм или спектакль запрещались. Такое положение приводило к тому, что сценаристы, режиссеры, писатели, должны были строго следовать строгим идеологическим и политическим канонам».

София К.: «Вопрос равноправия становится одним из центральных в этот период. Равные права мужчин и женщин в СССР заключались не только в том, чтобы занимать равное социальное положение или делать профессиональную карьеру, но и в том, что женщина наравне с мужчиной занимается тяжелым физическим трудом, работая на стройках, целине, восстанавливая страну после войны».

В процессе занятий студенты работают и с профессиональными рецензиями разных лет к известным российским фильмам, после изучения которых им могут быть предложены следующие проблемные вопросы: «В чем авторы рецензий видят достоинства и недостатки данного фильма?», «Насколько глубоко рецензенты проникают в замысел автора фильма?», «Согласны ли вы или нет с теми или иными оценками рецензентов? Почему?», «Как Вы считаете, удалось ли автору рецензии понять образ главной героини фильма?», «Если бы данная рецензия была написана сегодня, изменилась бы она или нет? Что устарело, а что -нет?», и т.д.

Очень интересная форма работы в студенческой аудитории -конкурсы творческих работ. Темати-

ка здесь может быть самая разнообразная (например, «Создание женского образа в творчестве российских актрис», «Деловая женщина в кино», «Образы матери и дочери в фильмах разных лет» и т.д.). При этом творческие работы студентов могут быть выполнены в форме реферата, рецензии, эссе, устного доклада, подбора кадров из фильмов с собственными комментариями и т.д.

В частности, студенты могут построить свою творческую работу, выбрав для себя наиболее приемлемые варианты из предложенных ниже:

• сопоставление мнений профессиональных социологов, культурологов, медиакритиков, журналистов о творчестве российских актрис. В процессе подготовки творческой работы можно использовать также мнения непрофессионалов, которые можно найти в интернете на соответствующих форумах;

• устное сообщение (с помощью составления проблемных вопросов) о творчестве российских актрис с использованием заранее подготовленных видеофрагментов из фильмов;

• письменные рецензии студентов о творчестве российских актрис в фильмах различных видов и жанров и т.д.

После каждого выступления проводится его коллективное обсуждение.

На семинарских занятиях достаточно продуктивной формой творческих заданий становится конкурс ме-диаобразовательных проектов. Проект признается сегодня уже традиционным дидактическим средством

активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств студенческой аудитории. Кроме того, метод проектов ориентирован на исследовательскую деятельность аудитории, направленную на применение ранее полученных знаний и получение новых сведений учебных курсов. Проективная деятельность позволяет студентам стать активными участниками медиаобразовательного процесса, способствует умению работать в коллективе. Подготовка проектов способствует тому что у аудитории вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию.

Эффективность проектных методик, по мнению А.В. Спичкина, обусловлена следующими факторами:

- проектные методики личнос-тно-ориентированы, а именно развивающий аспект обучения является одним из ведущих в медиаобра-зовании;

- обучение в ходе реализации проекта самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;

- наконец, в проектных методиках иерархия взаимоотношений «учитель - ученик» существенно отличается от традиционных методов обучения [Спичкин, 1999].

Педагог в работе над проектом оказывает помощь в поиске информации, является одновременно и источником информации, и координатором работы студентов. Его важной задачей становится поддержка и поощрение аудитории, активизация ее творческой деятельности.

Кроме того, осуществляя меди-аобразовательную проективную деятельность, будущие педагоги имеют возможность на личном опыте ознакомиться с основными этапами осуществления проектной медиаобразовательной деятельности, выбрать для себя наиболее подходящие педагогические приемы для будущей работы.

Создание медиаобразователь-ных проектов может происходить в различных формах: портфолио, компьютерной презентации, письменной творческой работы и т.д. В практической части творческого проекта могут быть представлены сценарные разработки, рецензии, мини-сочинения, коллажи, фотографии, эссе и т.д.

Так, при подготовке рецензии (4-6 страниц) или мини-рецензии (12 страницы) студентам необходимо определить основную идею кинопроизведения, представить описание его жанровых особенностей, художественного и композиционного решения, характеристику наиболее ярких приемов и эпизодов и т.д.

При написании мини-сочинения (эссе) необходимо полностью раскрыть тему, рассмотреть отдельные аспекты изучаемой проблемы. В заключении студент должен сделать развернутые выводы, обосновать собственное отношение к изучаемой проблеме.

Коллаж - использование разностильных объектов и фактур в одном медиатексте. Данная техника может применяться при подготовке постеров, стенных газет, компьютерных презентаций и т.д. При подготовке коллажа по заданной теме студент может использовать

различные средства и материалы (вырезки из газет, журналов, иллюстрации, отрывки печатного текста, рукописный текст и т.д.) для отражения основной идеи.

Портфолио представляет собой структурированное собрание документов по определенной проблеме. С помощью портфолио студенты могут демонстрировать результаты своей деятельности в рамках индивидуальной или коллективной работы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перед началом использования системы портфолио необходимо определиться со следующими вопросами:

1.Каковы цели использования портфолио?

2.Из каких компонентов будет состоять портфолио?

3.Каким образом будет происходить процесс оценки портфолио?

4. Как будет выглядеть портфо-лио?

5.Как будет происходить обсуждение портфолио?

Например, портфолио может включать в себя «файлы достижений», в которых могут быть представлены не только документы об изучении студентами тех или иных тем

учебного курса, но и их собственные короткие самооценки и комментарии. По мере изучения учебного материала в «файлах достижений» накапливается информация обо всех темах пройденного курса, и по окончании обучения каждый студент имеет в своем портфолио полное отражение учебной деятельности.

Вне зависимости от выбранной формы, творческие задания по формированию умений анализа женских образов в произведениях медиакультуры должны быть направлены на тренировку звукозрительной памяти, стимуляцию творческих способностей студентов, на импровизацию, самостоятельность, культуру мышления, способность применить полученные знания при изучении учебных курсов; на психологическое, эмоциональное осмысление произведений медиакультуры, размышления о моральных, нравственных, художественных ценностях и т.д.

Литература

Спичкин А. В. Что такое медиаобра-зование. Курган, 1999. 115 с.

Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.