Научная статья на тему 'Образ женщины в научно-популярной периодике и проблема гендерной самоидентификации'

Образ женщины в научно-популярной периодике и проблема гендерной самоидентификации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
789
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ / ГЕНДЕР / НАУЧНО-ПОПУЛЯРНАЯ ПЕРИОДИКА / ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федотова Ольга Геннадьевна

В статье исследуется проблема несовпадения предлагаемых современными СМИ гендерных стереотипов и половой самоидентификацией аудитории. Выявлен и описан феномен динамики гендерных стереотипов у женщин-читательниц, который и объясняет несоответствие женских образов в СМИ их самовосприятию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ женщины в научно-популярной периодике и проблема гендерной самоидентификации»

О. Г. Федотова

ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ В НАУЧНО-ПОПУЛЯРНОЙ ПЕРИОДИКЕ И ПРОБЛЕМА ГЕНДЕРНОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ

В статье исследуется проблема несовпадения предлагаемых современными СМИ гендерных стереотипов и половой самоидентификацией аудитории. Выявлен и описан феномен динамики гендерных стереотипов у женщин-читательниц, который и объясняет несоответствие женских образов в СМИ их самовосприятию.

Ключевые слова: самоидентификация, тендер, научно-популярная периодика, образ женщины.

Классификация мира по признаку мужское / женское и половой символизм культуры отражают и поддерживают существующую тендерную иерархию общества в широком смысле слова.

С момента своего рождения человек становится объектом воздействия тендерной системы. В процессе воспитания семья, система образования, культура в целом (через книги и средства массовой информации) создают представления о том, кто есть «настоящий мужчина» и какой должна быть «настоящая женщина». Впоследствии эти тендерные нормы поддерживаются с помощью различных социальных и культурных механизмов, репрезенту-ются через стереотипы.

Сегодня наиболее востребованным каналом распространения гендерных стереотипов и норм являются средства массовой информации. Исходя из определения Б. Н. Лозовского, стереотипы в журналистике можно понимать как устойчивые обобщенные и упрощенные представления о явлениях действительности, носящие характер предрассудка и бытующие в сознании аудитории СМИ как самостоятельно выработанные или навязанные коммуникаторами, а также как способ восприятия и отражения журналистами окружающего мира в медийном продукте [4. С. 248 ]. Уолтер Липпман говорит о том, что пресса не только создает стереотипы в общественном мнении, но и сами журналисты пользуются стереотипами в отборе событий, а также при их интерпретации. В публикациях современных журналистов ключевыми стереотипами становятся гендерные, то есть в текстах СМИ актуализируется «гендер как сложившаяся и устоявшаяся в обществе система социальных отношений между мужскими и женскими полами» [1; 2].

Проблема заключается в том, что такое навязанное восприятие социального пола и его

предназначения может диктовать мужчинам и женщинам нереальные модели поведения, не имеющие ничего общего с настоящей жизнью. С другой стороны, все острее проявляется противоречие между предлагаемым СМИ стереотипом и гендерной самоидентификацией аудитории. Это негативно отражается и на качестве журналистского продукта. Под самоидентификацией мы понимаем «...процесс осознанного и неосознанного приобщения личности к моделям поведения и ценностям общества, а также выработку ею собственных моделей поведения при взаимодействии с социумом» [6. С. 5].

Чтобы проверить эту гипотезу, мы исследовали научно-популярные журналы «Psychologies» и «Наша Психология». С помощью контент-анализа и концептуального анализа текстов мы обработали 154 статьи из названных журналов за период с февраля 2014 года по декабрь 2015 года. Материал исследования представлен на основе метода случайной выборки.

С теоретической точки зрения, в массовом сознании сегодня еще бытуют патриархальные представления об общественном предназначении мужчин и домашнем предназначении женщин, которые тиражируются средствами массовой информации, однако можно говорить борьбе двух противоположных трактовок женского тендера. Первая выражена, в частности, в работах социолога Ж. Липовецкого [3]. Автор говорит о том, что в последнее время женщинам свойственна свобода, уверенность в себе, глубокое понимание себя, настойчивость, многосторонние интересы, образованность, сексуальная активность, знание своих нужд и умение их удовлетворить. Такой «свободный» (западный) образ чаще всего находит свое выражение в виде «Суперженщины», которая легко справляется с профессиональными, ро-

дительскими и супружескими ролями. Для нее одинаково значима самореализация в семейной и профессиональной сферах жизни. Вторая в работах Т. Ломовой [5]. В противовес Липо-вецкому исследователь выделяет следующие черты образа женщины в русской культуре: самоотверженность, самопожертвование, заботливость, милосердие, способность к сопереживанию, к вживанию, к оказанию помощи.

Анализ материалов научно-популярных журналов, посвященных психологии, показал, что образы женщин близки к стереотипам, распространенным в русской культуре (забота о внешности, значимость взаимодействия и коммуникации с окружающими и др.) и практически исключают формат «новой феминности» с его «мужскими» характеристиками (нацеленность на реализацию в профессиональной сфере, силу, активность и т. п.).

Мы вычленили следующие концептуальные суждения в статьях:

Женщин страшат перемены Женщины воспроизводят привычные модели поведения

Женщины стыдятся своих желаний Женщины боятся других Женщина не знает своих проблем и не может их проанализировать

Многим женщинам кажется, что обратиться к психологу значит признать себя (как воспитателя) неудачницей

У женщин не сформирована способность полагаться на свое мнение

Женщине важно регулярно слышать от мужчины, что он ее любит

Успешных и независимых женщин мужчины боятся

Одинокие женщины независимые, самодостаточные, свободные, жестокие, рациональные, решительные, инициативные

Остаться собой в отношениях невозможно Таким образом, социальные и психологические характеристики, предлагаемые авторами, свидетельствуют о приоритете традиционного восприятия женского.

Ярче это проявляется в материалах о физическом аспекте женского пола. Например, красота является неизменным атрибутом «новой фе-минности». Современная работающая женщина должна уделять своей внешности внимания не меньше (а по некоторым данным даже больше), чем классическая домохозяйка. Стройная фигура женщины призвана олицетворять те же ценности, что и тело «нового мужчины».

Но, читая психологические журналы, мы узнаем, что ценится патриархальный канон женской красоты, внешние параметры, включаемые в данный стереотип, чаще всего соотносятся с традиционными представлениями о красоте и дородностью:

Чем больше женщина хочет стать «настоящей женщиной», тем больше она отдаляется от своей цели — нравиться мужчинам

Женщины занимаются спортом, потому что хотят оставаться молодыми; хотят заполнить эмоциональную пустоту; хотят пережить новые впечатления.

Женщина кажется мужчине красивее, если у нее длинные волосы.

Мужчины считают, что женщина должна обладать большой грудью, крепкими бедрами и упругими ягодицами.

Красивых женщин мужчины прощают чаще.

На уровне социально-психологических характеристик подчеркивается эмоциональность, чувственность женского (что укладывается в рамки русской культуры), а не рациональность и интеллектуальность. При этом акцентируется именно женская гибкость и «мягкость» в мотивировках и поведении, традиционность ролевых установок:

В мире женщин меньше войн, жесткой конкуренции, больше доверия в отношениях.

В отличие от европейцев, русские женщины гибки в суждениях, склонны к сомнениям и размышлениям.

Современной женщине нужно быть «осознанно наивной», доверчивой, простодушной.

Чтобы помочь ребенку, женщине нужно больше доверять себе и быть готовой к переменам.

Больше доверия и привязанности ребенок испытывает к матери.

Семейное счастье и прочность отношений в большей степени зависят от женщин.

Любовь — сила, которая преображает женщин.

Но анализ материалов показал, что есть незначительная доля суждений, отсылающих к образу женщины, навязываемому в эпоху «новой феминности»:

Разницы в психике мужчины и женщины нет

Гомосексуальная ориентация матери не влияет на нормальное формирование личности ребенка

Женщина боится раствориться в другом, оказаться брошенной

Без работы нет развития

Показательно, что они представлены в русской версии французского журнала «Psychologies», транслирующего западную модель гендера. Но малое количество их свидетельствует об адаптации зарубежного издания к национальной специфике. При этом данные утверждения сопровождаются обязательным уточнением, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Таким образом, мы можем утверждать, что нет явных различий в культурных и национальных стереотипах, используемых при построении женского образа во французской и русской версиях психологических журналов, а также говорить об ориентации изданий на привычные гендерные стереотипы русской культуры.

Также мы можем отметить тенденцию к снижению гендерной идентификации: большая часть статей традиционно женской направленности (любовь, воспитание и т. п.) обращена и к женщинам, и мужчинам.

С одной стороны, мы наблюдаем разрушение устойчивого деления на женские и мужские темы, сферы. С другой - видим максимальное приближение к традиционным гендерным сте-

реотипам, их активное поддержание и продвижение в научно-популярных журналах о психологии. Важно отметить, что стереотипы даются безоценочно, в виде сухого изложения, что исключает возможность аудитории оценить их как желательные или отвергаемые характеристики.

Можно говорить, что даже качественные журналы используют известные стереотипы, не учитывая реальных представлений о современной женщине. Чтобы установить корреляцию между предлагаемыми стереотипами и гендерной самоидентификацией аудитории, мы провели опрос женщин. Аудиторию составили женщины в возрасте от 18 до 45 лет, поскольку основной контингент читателей женских журналов составляют именно они. В исследовании приняло участие 102 женщины.

Мы разделили результаты анкетирования по двум возрастным категориям: девушки от 18 до 25 лет и женщины от 25 до 45 лет (согласно классификации Дж. Биррена, когда ранняя взрослость начинается в 17 и продолжается до 25 лет, а зрелым человек является в возрасте 25-50 лет). Результаты представлены в таблице:

Утверждения Девушки в возрасте 18-25 лет, в %; Женщины в возрасте 25-35 лет, в %

Психические и физические качества

В мире женщин меньше войн, жесткой конкуренции, больше доверия в отношениях 72 32

В отличие от европейцев, русские женщины гибки в суждениях, склонны к сомнениям и размышлениям 33 74

Современной женщине нужно быть «осознанно наивной», доверчивой, простодушной 23 68

Женщин страшат перемены 23 75

Женщины воспроизводят привычные модели поведения 33 55

Женщины стыдятся своих желаний 23 29

Женщины боятся других 19 44

У женщин не сформирована способность полагаться на свое мнение 15 21

Разницы в психике мужчины и женщины нет 5 7

Чем больше женщина хочет стать «настоящей женщиной», тем больше она отдаляется от своей цели — нравиться мужчинам 4 8

Женщины чаще ошибаются, решая математические задачи, если до этого им кто-то сказал, что обычно с заданиями на логику лучше справляются мужчины 3 9

Воспитание детей

Гомосексуальная ориентация женщины не влияет на нормальное формирование личности ребенка 0 0

Многим женщинам кажется, что обратиться к психологу значит признать себя (как воспитателя) неудачницей 22 83

Чтобы помочь ребенку, женщине нужно больше доверять 67 98

себе и быть готовой к переменам

Больше доверия и привязанности ребенок испытывает к 89 95

матери

Половые отношения

Успешных и независимых женщин мужчины боятся 17 79

Одинокие женщины ...

Независимые 87 18

Самодостаточные 92 87

Свободные 67 23

Жестокие 0 0

Рациональные 0 0

Решительные 55 69

Инициативные 89 47

Остаться собой в отношениях невозможно 35 14

Любовь — сила, которая нас преображает 100 100

Женщина боится раствориться в другом, оказаться брошен- 13 69

ной

Семейное счастье и прочность отношений в большей степе- 29 67

ни зависят от женщин

Женщине важно регулярно слышать от мужчины, что он ее любит 100 100

Женщина кажется мужчине красивее, если у нее длинные 86 36

волосы

Красивых женщин мужчины прощают чаще 66 39

Мужчины считают, что женщина должна обладать большой грудью, крепкими бедрами и упругими ягодицами 97 48

Сферы жизни, увлечения

Женщины занимаются спортом, потому что...

хотят оставаться молодыми 100 100

хотят заполнить эмоциональную пустоту 0 0

хотят пережить новые впечатления 16 44

Женщина не знает своих проблем и не может их проанали- 9 36

зировать

Без работы нет развития 75 39

В ходе исследования было выявлено, что проблема принятия тендерных стереотипов связана с возрастной дифференциацией (женщины разных возрастных категорий по-разному относятся к стереотипам, предлагаемым СМИ, можно говорить о возрастной динамике тендерных стереотипов). Психологические журналы не учитывают разницу в возрасте женщин, создавая обобщенно-условный, абстрактный женский образ, который не отвечает критериям самоидентификации разных возрастных групп.

При этом большая часть стереотипов не соответствует представлениям женщин всех возрастных групп о том, какие они.

Таким образом, даже качественным психологическим журналам, призванным просвещать и давать профессиональные советы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

массовой аудитории, не удается создать целостный образ женщины, совпадающий с их собственными представлениями, что приводит к использованию упрощенного сценария в интерпретации образа женщины и ее ролевых установок и снижает качество журналистского контента.

Список литературы:

1. Анжихина, Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа [Текст] / Н. Анжихина // Гендерные исследования. - 2000. - № 5. -С.261-273.

2. Бободжанова, Р. М. Роль СМИ в формировании гендерных стереотипов [Текст] : дисс... докт. филол. наук : 10.01.10 / Р. М. Бободжанова. - Душанбе, 2006. - 274 с.

3. Липовецкий, Ж. Третья женщина [Текст] / Ж. Липовецкий. - СПб. : Алетейя. 2003. - 512 с.

4. Лозовский, Б. Н. Журналистика и средства массовой информации [Текст] : крат. словарь / Б. Н. Лозовский. - Екатеринбург : УрГУ. 2007. - 306 с.

5. Ломова, Т. Е. Стереотипы гендерного поведения в русской и китайской молодежных

субкультурах : сравнительный анализ [Текст] / Т. Е. Ломова // Россия и АТР. - 2001. - № 1.

6. Осипов, Д. В. Самоидентификация в коммуникативном поведении граждан США [Текст] : автореф. на соискание уч. степени канд. филол. наук / 10.02.19 - теория языка / Д. В. Осипов. - Волгоград. - 25 с.

O. G. Fedotova

THE IMAGE OF WOMEN IN POPULAR SCIENCE PERIODICALS AND THE PROBLEM OF GENDER IDENTITY

In the article performed the problem of mismatch offers modern media gender stereotypes and gender identity audience. It identified and described the phenomenon of the dynamics of gender stereotypes in female readers, which explains the discrepancy between women's images in the media of their self-perception.

Keywords: identity, gender, popular science periodicals, the image of women.

References

1. Anzhihina, N. (2000) Gendemyie stereotipyi v sovremennyih mass-media [=Gender stereotypes in modern media], in: Gendernyie issledovaniya [=Gender Studies], no. 5, pp. 261-273. (In Russ.).

2. Bobodzhanova, R. M. (2006) Rol SMI vformirovanii gendernyih stereotipov [= The role of media in shaping gender stereotypes], Dushanbe, 274 p. (In Russ.).

3. Lipovetskiy, Zh. (2003) Tretya zhenschina [=Third woman], Sanct-Peterburg, Aleteyya, 512 p. (In Russ.).

4. Lozovskiy, B. N. (2007) Zhurnalistika i sredstva massovoy informatsii [=Journalism and the media], Ekaterinburg, UrGU., 306 p. (In Russ.).

5. Lomova, T. E. (2001) Stereotipyi tendernogo povedeniya v russkoy i kitayskoy molodezhnyih subkulturah : sravnitelnyiy analiz [=Gender stereotypes of behavior in Russian and Chinese youth subcultures: a comparative analysis], in: Rossiya i ATR [=Russia and the Asia-Pacific region], no. 1. (In Russ).

6. Osipov, D. V. Samoidentifikatsiya v kommunikativnom povedenii grazhdan SShA [=Identity in the communicative behavior of US citizens], Volgograd, 25 p. (In Russ.).

Федотова Ольга Геннадьевна - магистрант 6 курса факультета журналистики Челябинского государственного университета.

hellga86@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.