Научная статья на тему 'Образ «я» в виртуальном пространстве интернет-независимых и интернет-зависимых социальных агентов'

Образ «я» в виртуальном пространстве интернет-независимых и интернет-зависимых социальных агентов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
879
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОБРАЗ "Я" / СОЦИАЛЬНЫЕ АГЕНТЫ / «I» IMAGE / VIRTUAL SPACE / SOCIAL AGENTS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Леонов Николай Ильич, Наумова Татьяна Альбертовна

Представлены результаты эмпирического исследования особенностей образа «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«I» Image in Virtual Space of Internet-Independent and Internet-Dependent Social Agents

The results of empirical research of the peculiarities of "I"image of Internet-dependent and Internet-independent social agents are presented.

Текст научной работы на тему «Образ «я» в виртуальном пространстве интернет-независимых и интернет-зависимых социальных агентов»

УДК 316.6

ББК Ч 426-268.4 ГСНТИ 15.41.21 Код ВАК 19.00.05

Леонов Николай Ильич,

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и конфликтологии, Удмуртский государственный университет; 426077, г. Ижевск, ул. К. Либкнехта, д. 16, кв. 53; е-mail: nileonov@mail.ru

Наумова Татьяна Альбертовна,

кандидат психологических наук, доцент, кафедра теории и методики технологического и профессионального образования, Удмуртский государственный университет; 426076, г. Ижевск, ул. Пушкинская, д. 194а, кв. 19; е-mail: nta64@yandex.ru

ОБРАЗ «Я» В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТ-НЕЗАВИСИМЫХ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ СОЦИАЛЬНЫХ АГЕНТОВ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: виртуальное пространство; образ «Я»; социальные агенты.

АННОТАЦИЯ. Представлены результаты эмпирического исследования особенностей образа «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов.

Leonov Nikolay Iliych,

Doctor of Psychology, Professor, Head of the Chair of Social Psychology and Conflictology, Udmurt State University, Izhevsk, Russia.

Naumova Tatiana Albertovna,

Candidate of Psychology, Associate Professor of the Chair of Theory and Methods of Technological and Vocational Education, Udmurt State University, Izhevsk, Russia.

«I» IMAGE IN VIRTUAL SPACE OF INUETNEU-INDEAENDENU GND INUETNEU-DEAENDENU POEIGL GEENUP

KEY WORDS: virtual space; «I» image; social agents.

ABSTRACT. The results of empirical research of the peculiarities of "I"- image of Internet-dependent and Internet-independent social agents are presented.

Вновь создающиеся и развивающиеся информационные технологии нового столетия, возможности и перспективы виртуальной образовательной среды интересуют как ученых, так и преподавателей.

Виртуальная образовательная среда дает «эффект присутствия» при изучении многих процессов и явлений, предоставляет возможность моделирования различных объектов и процессов реального мира, позволяет изучать поведение участников. Кроме того, виртуальная образовательная среда способствует постижение своего «Я», становлению или совершенствованию коммуникативных и исследовательских навыков.

Однако в процессе создания учащимися собственной образовательной (или исследовательской) среды возникают некоторые риски, в том числе риск формирования интернет-зависимости. Наличие интернет-зависимости у участников образовательного процесса может рассматриваться двояко: как стимулирующий фактор активной образовательной деятельности в виртуальной образовательной среде, а следовательно, и успешность обучения; так и замедляющей ее, смещая приоритеты учебной деятельности в виртуальной образовательной среде с образовательных на досуговые .

В ходе формирования учебных групп

каждый из обучаемых должен презентовать себя. Особенно это важно в период знакомства с группами при дистанционных формах обучения. Инструментальным средством для этого является способ собственных web-страниц, самоописаний как основы са-мопрезентации в интернет-сообществе. Пользователь (обучаемый, студент) является активно взаимодействующим субъектом в виртуальном пространстве. В нашем исследовании мы рассматривали образ субъекта виртуального сообщества как взаимосвязь объектов, сформированных на основе классификации ценностей и ценностных альтернатив.

Теоретической основой исследования является онтологический подход, заявленный в философии и психологии С. Л. Рубинштейном и обоснованный в социальной психологии и конфликтологии Н. И. Леоновым (1). В основе данного подхода лежит представление о взаимодействии человека и мира, формирующем определенную онтологическую реальность, включающую самого субъекта, окружающие его предметы и условия жизнедеятельности.

В ходе предварительного исследования были выделены две группы испытуемых -имеющие и не имеющие интернет-зависимость. На следующем этапе проведен анализ образа «Я» на основе использования

© Леонов Н. И., Наумова Т. А., 2013

метода кластерного анализа. Это позволило выделить и описать специфику образа «Я» и основные модели поведения в виртуальном пространстве.

Для группы интернет-независимых характерна артикулированная решетка, что представляет целостный образ с высокой степенью взаимосвязи всех ее элементов. На дендрограмме четко выделяются три основные согласованные группы объектов образа «Я».

В первую группу вошли объекты, характеризующие стратегию восприятия собственного «Я» в виртуальном пространстве, где определяющим является свободное время для целенаправленной деятельности, а не время свободы от необходимости целенаправленной деятельности. Это предполагает оптимальное, без «зависания», пребывание в виртуальной среде, характеризующееся комфортность пребывания в ней. Данную группу мы назвали «состояние», она отражает особенности характера пребывания «Независимого» в виртуальном сообществе.

Вторую группу объектов мы определили как комфортность деятельности в виртуальной среде. Данная группа объектов характеризует условия эффективной деятельности в виртуальной среде интернет-независимого пользователя в условиях особой организации информационного пространства. Именно это является основным регулятором деятельности независимых пользователей. Создавая свою собственную виртуальную образовательную среду, он (пользователь) не входит в конфликт с реальностью, всегда может остановиться и безболезненно для себя выйти из состояния активного взаимодействия в виртуальной среде.

Третья группа объектов включает: «я, когда мне хорошо», «я, когда ищу знакомства», «я в ситуации, когда мне скучно», «я, когда мне нечего делать» Этот блок отражает комфортность вступления во взаимодействие с партнером в виртуальной среде. Разумеется, речь не идет об учебной деятельности. Иначе это можно определить так: «В виртуальном пространстве я иду на контакт только с равными мне партнерами. Но общение состоится только тогда, когда у меня будет соответствующее настроение с максимальной пользой для меня». Эта группа объектов названа «контакт». Она отражает правило деятельности и комфортной работы в сети в группе интернет-независимых. Максимальный комфорт и польза для себя - основные ценности взаимодействия.

Следующая группа включает такие объекты: «агрессивный человек», «тупой

человек», «незнакомые мне люди». Соединив эти объекты с объектами пятой группы, куда вошли такие объекты, как «человек, которому я не доверяю», «похабный человек», мы получаем группу условий дискомфорта взаимодействия. Ситуацию можно интерпретировать следующим образом: «Иногда в виртуальной среде мне встречаются те, с кем взаимодействие является для меня невозможным. Те, кто пренебрегают правилами взаимодействия в виртуальной среде, не вызывают доверия и не заслуживают моего внимания». Этой группе объектов присвоено название «другие». Для субъекта группы интернет-неза-висимые это ситуация контакта с незнакомым, условие вхождения в новые контакты. Эта ситуация важна при первом знакомстве с виртуальной группой при дистанционном обучении, когда преподаватель, наблюдая за взаимодействием в группе, в процессе учебной деятельности может правильно формировать микрогруппы.

В общем виде модель создания образа «Я» интернет-независимого участника виртуальной среды может быть обозначена как «деятельность».

Аналогичным образом проводился анализ показателей интернет-зависимой группы испытуемых.

В группе интернет-зависимых уже нет той определенности взаимосвязей объектов образа «Я», которая характерна для группы интернет-независимых пользователей, хотя уровень близости объектов сходен.

Но первая группа объектов, где отмечается слияние четырех «Я» («Я», «Я реальное», «Я идеальное» и «Я виртуальное»), позволяет выявить механизм формирования единого виртуального образа. Для интернет-зависимого участника виртуальная среда -возможность завершить свое нереализованное «Я» в реальной жизни, найти точку опоры и создать целостный образ «Я».

Ситуация пребывания в виртуальной среде отражает следующее: «Чем бы я ни был занят, что бы ни происходило со мной в реальном мире, виртуальность манит и завлекает меня, как река с быстрым течением, к берегам неизведанным, таинственным. Новый субъект для взаимодействия всегда интересен, ему можно рассказать все, оставаясь «под маской». Виртуальное сообщество, каким бы оно ни было, это азарт неизведанного». Азарт есть основной мотив взаимодействия для интернет-зависимых, а основная цель - «адреналиновый удар», эмоциональная разрядка и энергетическая подпитка. При обучении в малых группах в виртуальной образовательной среде интер-нет-независимые являются некими «зайчи-

ками энерджайзер», зажигалками. Вектор их деятельность не всегда бывает верным, но они заставляет группу действовать и методом проб и ошибок добиваться цели и верного результата. Правда, в такой группе должен быть тот (лучше всего руководитель такой группы), кто будет гасить этот азартный фейерверк.

Сравнивая объекты обеих групп, можно заметить следующее: интернет-незави-симая группа предпочитает активную позицию в процессе деятельности в виртуальной среде. Их действия четки и идут, как правило, в верном направлении. Интернет-зави-симая группа пассивна, как «генератор идей». Члены интернет-зависимой группы своей энергией и азартом поддержат группу, но верное направление действия часто теряется ими в потоке идей и предложений.

Поведение в виртуальной среде этих групп групп накладывает отпечаток и на их самопрезентацию: реалистичная в интер-нет-независимой группе и идеализированная в интернет-зависимой. Для интернет-независимой группы ценностью являются они сами, поэтому чаще всего их образы, например «ники», аваторы являются вариантами собственного имени либо представляют собой домашние ласковые заменители имени. Для интернет-зависимой группы это «игра в прятки» - придуманный и принятый образ. Общую модель образа «Я» в ин-тернет-зависимой группе можно назвать «Азарт».

Таким образом, полученные в ходе эмпирического исследования данные систематизированы и приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Поведение интернет-зависимых и интернет-независимых людей

Паттерны Группа испытуемых

«Независимые» «Зависимые»

«Состояние» Контроль за временем пребывания в сети Бесконтрольность пребывания в виртуальном пространстве.

«Ситуация» Сетевое взаимодействие вызвано необходимостью Сетевое взаимодействие обусловлено азартным состояние.

«Контакт» Окружение должно максимально благоприятствовать для кратковременного общения и информационного поиска Новые контакты устанавливаются охотно не ограничены количеством.

«Другие» Отстранение от негативных контактов В окружении должно быть больше новых знакомых. Отстранение от негативных контактов только в случае возникновения конфликтной ситуации.

Модели поведения Деятельность Азарт

Роль в виртуальной образовательной среде Руководитель микро группы «Заряжающий»

Эмпирические данные, полученные в образовательной модели в процессе фор-

ходе исследования, имеют практическую мирования образовательной среды.

значимость при построении педагогической

ЛИТЕРАТУРА

1.Леонов Н. И. Конфликт, конфликтность и поведение в конфликте. Ижевск, 2002.

Статью рекомендует д-р психол. наук, проф. В. А. Зобков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.