УДК070(091)
В. В. Фролов
ОБРАЗ ВРАГА НА СТРАНИЦАХ ЖУРНАЛА «ЛЕТОПИСЬ ВОЙНЫ С ЯПОНИЕЙ»
В представленной статье автор обращается к рассмотрению образа Японии как врага Российской империи начала XXвека, создаваемого на страницах журнала «Летопись войны с Японией». Данная работа может быть полезна и интересна всем тем, кто интересуется, как историей отечественной журналистики, так и историей русско-японской войны 1904—1905 гг.
Ключевые слова:российская журналистика, образ врага, общественное сознание, информационное воздействие, русско-японская война, журнал «Летопись войны с Японией».
В результате обострения борьбы за сферы влияния на Дальнем Востоке в начале XX века между Российской империей и Японией разгорелся военный конфликт мирового масштаба, затрагивавший интересы не только отдельных государств, но целых наций и даже их коалиций. В условиях этой войны особое внимание, как в Японии, так и в России, стало уделяться идеологической работе: формированию образа врага в общественном сознании. При этом основополагающей силой, формирующей такой образ, являлось государство, власть. Общественное сознание оказалось под воздействием различных источников информации: официальных заявлений правителей (императоров), глав правительств, официальной публицистики и СМИ.
Для формирования негативного образа врага имела большое значение периодическая печать. На страницах отечественных газет и журналов представали очень яркие зарисовки с мест сражений, враг изображался в образе зверей, а также звучали призывы к борьбе с неприятелем до полной победы над ним.
В представленной статье делается попытка рассмотреть образ Японии как врага Российской империи начала XX века, создаваемый на страницах журнала «Летопись войны с Японией».
«Летопись войны с Японией» — военный журнал, являвшийся одним из основных информационных источников о событиях русско-японской войны 1904—1905 гг. Это еженедельное иллюстрированное периодическое издание издавалось на протяжении всей войны. Всего в свет было выпущено 84 номера «Летописи...». Главным редактором журнала являлся полковник (впоследствии генерал-майор) Д. Н. Ду-бенский. Печатал осьданное издание в художественной типографии «Товарищество Р. Голике и А. Вильборг»в Санкт-Петербурге [4].
В № 25 «Летописи...» за 1904 г. содержится статья «Желтая опасность», в которой представлены основные теоретические постулаты, направленные на формирование негативного образа не только японцев, но и других азиатских народов, стремившихся к обретению суверенитета. В данной публикации её автор П. Вожин (творческий псевдоним Петра Николаевича Дубенского, брата главного редактора журнала — авт.) отмечает, что «фантом "желтой" опасности, ранее бывший посмешищем общеевропейского скептицизма, оказался возможной и недалекой действительностью» [2, с. 462]. Успехи японцев в войне против России «пробудили от
спячки» азиатские государства, застывшие в апатии сознания своей политической немощи». По мнению П. Вожина, «старая ненависть к христианству и белой расе, затаенная злоба против властной Европы сказались с новой силой. Азиатская Турция, британская Индия, Сиам, Индокитай и «поднебесная» империя волнуются и бродят, объятые мечтой возрождения Азии в руках азиатов» [2, с. 462]. Автор статьи обращает особое внимание читателей на то, что «в Японии мы видим наглядный результат той эволюции, которую производит европейский материальный прогресс в азиатских народностях. Бредни об их восприимчивости к великим идеалам христианства, их духовном тождестве с европейцами, распространявшиеся не только в заграничной, но даже и русской печати — рассеялись как дым». «Азиату, язычнику доступна и нужна лишь утилитарная сторона европейской цивилизации — военная, техническая и промышленная... Усвоивший себе так называемый «культурный» обиход, в душе он [японец] остается тем же варваром, каким был тысячи лет назад» [2, с. 464]. Центральное место в своей публикации П. Вожин отводит, конечно же, и негативному образу самой Японии. На взгляд автора, «война изменила общепринятый взгляд на самих японцев и их страну». «Япоша» (так П. Вожин уничижительно называет японцев — авт.) подкупил всех своей детской улыбкой, мягким говором, любовью к красоте и искусству. «Япоша» заполонил европейские рынки своими кустарными изделиями, побывал во всех европейских армиях, как наивный любознательный ученик. На некоторое время в мире, и в том числе в России, установилось мнение, что японцы — «услужливый, безобидный и ласковый народец...» [2, с. 464]. Но это все, по мнению П. Вожина, была иллюзия мирного времени. «Вместо лакированного подноса, с игрушечными пейзажами и людишками, [все] увидели страну всеобщего шпионства, в которой это не исключительная, позорная профессия, а общее народное призвание». В Японии все классы общества шпионят, начиная с «маршалов» и «графов», и кончая легкомысленными обитательницами чайных домов и чернорабочими...» [2, с. 464].
Особое внимание автор статьи «Желтая опасность» уделяет образу японской армии. «Установлено актами врачей и фотографиями, что раненные [русской армии], оставленные на полях сражений — добиваются штыками и расстреливаются в упор. Японские мародёры обшаривают трупы и тащат с них все, представляющее хоть какую-нибудь ценность... Каждая японская победа сопровождается дикими оргиями. Водка и дурман — неизменные спутники [японских] солдат на походе» [2, с. 464]. В заключение своей публикации П. Вожин приходит к выводу, что Япония — это «враг, антипод всего христианства и его миросозерцания».
Другой публицист журнала «Летопись войны с Японией» В. Недзвецкий поддерживает точку зрения своего коллеги П. Вожина о том, что Япония приняла европейскую военную систему и военное искусство, но главным образом в их внешних формах, «не проникнувшись их духом и не внеся в них ничего самобытного». Сам японец — «человек желтой расы, сохранивший её типичные внутренние свойства среди внешних европейских порядков» [1, с. 27]. При этом данный автор отмечает, что «массы населения, из которого вышли военные силы [Японии], характеризуются физически слабыми, но с закаленными нервами, лишёнными инициативы и способности рождать плодотворные мысли, но чрезвычайно самолюбивыми». Для японцев, по мнению В. Недзвецкого, также характерно «презрение к смерти, присущее всем
народам желтой расы, а сильно развитое чувство чести рождают у японских военных спокойную храбрость» [1, с. 27].
В № 41 «Летописи...» за 1905 г. представлена аллегорическая картина В. Ульянова «Желтая опасность». На ней изображен огромный дракон (образ Японии/Азии), из пасти которого идут неиссякаемые полчища японских солдат. Эти солдаты спускаются с гор [из Маньчжурии] на равнину [в Европу] [3, с. 781]. Своей картиной художник хотел сказать, что над европейской цивилизацией нависла серьезная угроза столкновения с окрепшим азиатским миром, негласным лидером которого в то время являлась Япония. Первой принять на себя удар этих «азиатских варваров» предстояло России.
Таким образом, на страницах «Летописи...» перед читателем предстают следующие отличительные черты образа японского народа:
— отсталый, дикий, варварский этнос;
— азиатский народ, который стремится к территориальным захватам;
— подвижная нация, которая легко усваивает достижения европейской культуры;
— враг христианской Европы.
В заключение следует отметить, что образ Японии как врага Российской империи, создаваемый на страницах журнала «Летопись войны с Японией», был в достаточной степени субъективен и идеологизирован. Целью всех правительственных печатных изданий того времени было не только внушить «нелюбовь» к Стране восходящего солнца, но и убедить население России в необходимости войны с этим «варварским государством». При этом в самой Японии происходил сходный процесс по созданию образа врага в лице Российской империи.
Литература
1. Летопись войны с Японией. 1904. № 2.
2. Летопись войны с Японией. 1904. № 25.
3. Летопись войны с Японией. 1905. № 41.
4. Фролов В.В. Отношение мирового сообщества к русско-японской войне 1904—1905 гг. по данным военного журнала «Летопись войны с Японией» / В.В. Фролов // Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015. ART 65124. [Электронный ресурс]: URL: http://e-koncept.ru/teleconf/65124.html.
Об авторе
Фролов Василий Владимирович — кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры связей с общественностью и журналистики, Псковский государственный университет, Россия. E-mail: frolov1406@mail.ru
V. V. Frolov
THE IMAGE OF THE ENEMY IN THE «CHRONICLE OF THE WAR WITH
JAPAN» JOURNAL
In the present article, the author turns to the image of Japan as an enemy of the Russian Empire in the early XX century, created by the magazine «Chronicle of the war with Japan». This work can be useful and interesting to all those who are interested in how the history of Russian journalism and the history of Russian-Japanese war of 1904—1905.
Key words: the history of Russian journalism, enemy image, social awareness, information infuence, Russian-Japanese war, the journal «Chronicle of the war with Japan».
About the Author
Vasiliy Frolov — Candidate of Historical Sciences, senior lecturer at the Department of Public Relations and Journalism, Pskov State University, Russia.
E-mail: frolov1406@mail.ru