Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВРАЧА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)'

ОБРАЗ ВРАЧА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
235
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / СТАТУС / ПРЕСТИЖ / ОБРАЗ ВРАЧА / ОПРОС / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Богдан И.В., Кузьменков В.А., Чистякова Д.П.

Исследования образа врача в своей целостности практически не представлены в научной литературе, исследуются, как правило, частные аспекты образа и на нерепрезентативных выборках. Проведен телефонный опрос жителей Москвы по случайной стратифицированной выборке ( N =1201) о восприятии различных аспектов образа врача, использованы закрытые и открытые (проективные) вопросы. Объект - отражение в массовом сознании образа профессии. Предмет - восприятие врачей как профессиональной категории. Цель - выявление образа врача в массовом сознании москвичей. Исследование подтвердило сложность, многомерность социального восприятия (образа) профессии. Отношение к специалисту скорее позитивное, содержательно преобладают ассоциации с профессиональными и личными качествами. Врач видится гуманной, самоотверженной, уважаемой профессией, при этом не всегда получающим заслуженное признание и возможности. Москвичи склонны доверять лично знакомым врачам, общепризнанных лидеров врачебного сообщества с этих позиций у них нет. Более престижной для врачей население видит работу в частной медицине и больницах (особенно в хирургии). Несмотря на в целом позитивный образ, важно управление им и работа с негативными аспектами восприятия врачей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Богдан И.В., Кузьменков В.А., Чистякова Д.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF DOCTOR IN THE MASS CONSCIOUSNESS (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)

There are few studies that examine the image of a doctor in its entirety; more often than not the publications focus on individual aspects of the image using non-representative samples. A survey of Moscow residents was conducted on a random stratified sample (N=1201) to understand the perception of various aspects of doctor’s image. Closed and open-ended (projective) questions were used. The purpose of the study was to identify the image of a doctor. The study confirmed the complexity, multidimensionality of the social perception (image) of the profession. The attitude towards the specialty is rather positive, associations with professional and personal qualities predominate in content. The doctor is seen as a humane, selfless and respected profession, at the same time, not always receiving well-deserved recognition and opportunities. Muscovites tend to trust doctors they know personally; they do not have generally recognized leaders of the medical community. The population sees work in private medicine and hospitals (especially in surgery) as more prestigious for doctors. Despite the generally positive image, it is important to manage the image and work with the negative aspects of the perception of doctors.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВРАЧА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2022, № 4 (68), с. 95-102 95

УДК 316.351

DOI 10.52452/18115942_2022_4_95

ОБРАЗ ВРАЧА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ (ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

© 2022 г. И.В. Богдан, В.А. Кузьменков, Д.П. Чистякова

Богдан Игнат Викторович, к.полит.н., начальник отдела медико-социологических исследований Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента

Департамента здравоохранения г. Москвы bogdaniv@zdrav.mos.ru

Кузьменков Владимир Александрович, к.филос.н.; аналитик отдела медико-социологических исследований Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы KuzmenkovVA@zdrav.mos.ru Чистякова Дарья Павловна, аналитик II категории отдела медико-социологических исследований Научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента

Департамента здравоохранения г. Москвы chistyakovadp@zdrav. mo s. т

Статья поктупила в редакцию 28.04.2022 Статья присята к публикации 17.10.2022

Исследования образа врача в своей целостности практически не представлены в научной литературе, исследуются, как правило, частные аспекты образа и на нерепрезентативных выборках. Проведен телефонный опрос жителей Москвы по случайной стратифицированной выборке (#=1201) о восприятии различных аспектов образа врача, использованы закрытые и открытые (проективные) вопросы. Объект - отражение в массовом сознании образа профессии. Предмет - восприятие врачей как профессиональной категории. Цель -выявление образа врача в массовом сознании москвичей. Исследование подтвердило сложность, многомерность социального восприятия (образа) профессии. Отношение к специалисту скорее позитивное, содержательно преобладают ассоциации с профессиональными и личными качествами. Врач видится гуманной, самоотверженной, уважаемой профессией, при этом не всегда получающим заслуженное признание и возможности. Москвичи склонны доверять лично знакомым врачам, общепризнанных лидеров врачебного сообщества с этих позиций у них нет. Более престижной для врачей население видит работу в частной медицине и больницах (особенно в хирургии). Несмотря на в целом позитивный образ, важно управление им и работа с негативными аспектами восприятия врачей.

Ключевые клова: личные качества, профессиональные качества, статус, престиж, образ врача, опрос, массовое сознание.

Введение

Образ врача косвенно или напрямую постоянно фигурирует в общественных дискуссиях в России. Например, начиная с 90-х годов можно было наблюдать дискуссию между сторонниками советской медицины, отстаивающими образ врача, оказывающего помощь, и их оппонентами, говорящими о врачах в терминах оказания медицинских услуг. Данная тема является «заряженной» и для самих медицинских работников, в социологических исследованиях врачи подчеркивают негативные эффекты такого перехода, который ведет, по их мнению, к утрате статуса профессии [1]. Новый виток дискуссия об образе врача обрела в период пандемии, когда общество и СМИ заговорили о врачах-героях. Не удивительно, что социологические опросы показывали, что врачи находились среди групп, к которым доверие в пандемию было максимальным [2].

Стоит признать, что в публичном пространстве разговор по рассматриваемой теме идет чаще не в категориях образа, а в категориях статуса, нравственности, престижа [3]. Однако видится, что данные понятия отражают более частные аспекты образа и не дают целостной картины (каков итог социального восприятия образа медицинской профессии (собственно образ)).

Среди редких отечественных социологических исследований, говорящих именно об образе врача, можно упомянуть изучение образа-стереотипа врача методом ассоциаций, проведённое в 2018 г. в двух вузах Волгограда на выборке российских и иностранных студентов. По мнению отечественных учащихся, врач - это «умный, добрый, ответственный человек в белом халате со шприцом, который качественно, хорошо и быстро лечит, помогает и спасает в больнице, в поликлинике, дома» [4, с. 155]. Как показало исследование, своя специфика ассоциаций с вра-

чом есть и у студентов из Африки, арабских стран, Азии [4], которые описывали образ специалиста с учётом различных аспектов, с позиции положительных и отрицательных профессиональных, личных качеств, внешности (одежда, пол, привлекательность), положения в обществе. О культурных различиях в восприятии врача говорилось и в другом исследовании русских и китайских студентов, которое, однако, несмотря на ряд различий, говорит о в целом схожем образе профессии у различных респондентов [5]. Была также показана многоаспектность образа врача, включающая в себя внешние, личностные, профессиональные и иные аспекты восприятия профессии.

Однако такие исследования носят единичный характер. Более проработанным направлением в нашей стране можно называть исследование образа врача в художественных произведениях [6-9], хотя сами же авторы говорят о том, что в целом и эта тема проработана слабо [6].

Что касается зарубежных исследований, был найден ряд работ, в которых исследуются различные аспекты образа врача, при этом по большей части они концентрируются на вопросе внешнего вида специалиста. Часто оценивается социальное восприятие респондентами (в т.ч. пациентами) врача в зависимости от формы одежды последнего, например, от того, одет ли он в обычную повседневную одежду, деловой костюм, классический белый халат или операционную одежду («хирургичку»). Как правило, большинство респондентов предпочитают белый халат, специалист в такой одежде вызывает больше доверия.

Например, Чан и соавторы обнаружили, что белый халат вызывает больше доверия и ощущения компетентности при восприятии врачей и западной, и восточной (альтернативной) медицины [10]. Во французском исследовании пациенты различных возрастов также больше доверяли специалистам в белом халате [11]. Исследования демонстрируют, что белый халат важен при восприятии помощи и в таких специфических условиях, как отделение реанимации [12] или ортопедическая помощь, и в больничных, и в поликлинических условиях [13, 14]. Аналогичные результаты были получены в обзоре Бич и соавторов [15]. При этом вопрос внешности не так одномерен: в обзоре приводятся исследования, которые говорят о стереотипах и в других аспектах внешности врачей, например, когда считается предпочтительным, чтобы женщины-врачи носили юбки [15].

«Белый халат» является яркой стереотипной ассоциацией с образом медицинского работника в целом, не только врача, соответственно, в ря-

де случаев совпадение с этим стереотипом респондентами может восприниматься более позитивно, чем отклонение от него (например, потому что взаимодействие с таким «типичным» врачом более психологически комфортно, привычно, что особенно важно в зачастую тревожных больничных условиях).

Не обходят вниманием зарубежные исследователи и личные качества специалиста. По данным румынского исследования 2016-2017 гг., большинство опрошенных ассоциируют врачей страны с такими положительными качествами, как профессионализм (85%), вежливость (84%), компетентность (84%) или справедливость (76%). При этом есть и негативные ассоциации: 40% считают, что большинство врачей коррумпированы, а 39% - что они используют свои знания в угоду личным целям. Исследование показало, что отношение к врачам различается и по специальностям. Наибольшим доверием у опрошенных пользуются кардиологи (87%), хирурги, радиологи и офтальмологи (по 85%). Наименьший уровень доверия имеют психиатры (73%) и диетологи (62%). Наблюдается и определенная «компетентностная иерархия» специалистов - например, самой сложной мед ицинской специальностью респонденты считают хирургию [16].

Вопросы личных качеств и статуса поднимались в исследовании словенских социологов, которые использовали не опрос, а аналитику образа специалиста в СМИ. Эксперты пришли к выводу, что существует двойственное и упрощённое освещение медицинских специалистов в прессе. С одной стороны, их негативно описывают как представителей очень влиятельной в социальном и культурном отношении профессии, позволяющих себе не признавать собственных ошибок и демонстрирующих свою власть за счет незащищённых слоёв общества; врачи имеют свои собственные, никому не подчиняющиеся профессиональные объединения. С другой стороны, некоторые врачи положительно представлены как трудолюбивые и перегруженные работой [17].

Стоит отметить, что образ медицинского работника не является исключительно предметом научного интереса или этики, прикладной аспект образа также можно связать с тем, что позитивные или негативные стереотипы в массовом сознании создают социальную среду, которая будет поощрять медицинских работников вести себя в соответствии с системой общественных ожиданий [18]. Ряд исследователей говорят о связи образа специалиста и качества оказанных услуг (как минимум их оценки) [19], а также кадровой обеспеченности [20].

По итогам краткого обзора можно заключить, что образ врача является пока слабоизу-ченным, кроме отдельных аспектов (таких, например, как использование врачами униформы). Исследований в России, посвященных комплексному вопросу образа специалиста, практически нет, в основном это частные исследования литературного образа. Более того, встреченные исследования проведены на специфических выборках, таких как студенты или корпус текстов.

С другой стороны, это неудивительно ввиду указанной многоаспектности образа, включающего в себя внешний вид, личные и профессиональные качества, демонстрирующего дифференциацию по основанию медицинской специальности.

Представленное исследование направлено на заполнение пробелов в изучении образа врача в нашей стране, а также представляет собой попытку более научного и репрезентативного изучения образа медицинского специалиста, что интересно как с содержательной, так и с методической точки зрения.

Материалы и методы исследования

Исследование проведено Центром медико-социологических исследований НИИ организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения г. Москвы (ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ») в июле-августе 2021 г. в Москве. Методом сбора данных выступил опрос (САТ1), проведённый по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных телефонов региона. Опрошен 1201 человек, все респонденты старше 18 лет, выборка репрезентативна для жителей Москвы по полу и возрасту.

Целью исследования являлось определение основных характеристик образа врача, сформированного в массовом сознании москвичей.

Методология исследования включала как закрытые, прямые вопросы, посвященные интересующим нас аспектам образа специалиста (сформулированные на основании обзора литературы и предыдущих исследований Центра), так и открытые вопросы. Среди последних присутствовали вопросы проективные, связанные с ассоциациями с профессией. Данные вопросы видятся более релевантными реальному восприятию профессии, так как меньше подвержены цензуре сознания, а при их использовании мы не «наводим» респондентов на определенные ответы. Ассоциативный вопрос в данном исследовании будем считать основным, с точки зрения описания содержания образа, а закрытые - вспо-

могательными, конкретизирующими отдельные аспекты образа (собственно, в анкете закрытые вопросы следовали после открытых). Анализируемые компоненты образа включали в себя следующие категории: воспринимаемые профессиональные и личные характеристики специалиста, представления о месте работы, внешнем виде, статусе в обществе, а также требования, предъявляемые обществом к специалисту.

При анализе в качестве одной из теоретико-методологических основ был использован авторский подход, принятый в исследованиях ГБУ «НИИОЗММ ДЗМ», который выделяет в образе врача образ профессии (представления о том, какой является профессия, обычно это сфера должного, метафорически обозначенная авторами как «a врач») и опыт конкретного, реального взаимодействия с её представителями (который, как правило, более негативен, обозначенный как «the врач») [21]. Данный подход позволяет снимать противоречия, которые могут возникать при анализе различных аспектов образа врача, на первый взгляд слабо совместимых (например, одновременный позитив в отношении образа профессии и негатив в отношении опыта взаимодействия).

Результаты и обсуждение

Согласно описанному методологическому подходу, общее представление об образе врача в массовом сознании можно составить на основании ассоциацией с профессией. Как правило, такие ассоциации являются положительными. В целом около 10% ассоциаций негативны по своей тональности, 36% нейтральны и 55% позитивны. О содержательном наполнении ассоциаций говорит таблица 1.

Наиболее популярная ассоциация - это профессиональные качества. Вторая по популярности ассоциация ярко свидетельствует о характере массовых ожиданий от медика - спасение жизни, помощь; по своей сути она выражает культурный архетип «спасителя», в чем-то аналогичный тому, который мы можем наблюдать в современной западной супергероике. При этом анализ данных показывает, что такое видение (героизация) в очень незначительной мере связано с пандемией [21], это типичное представление о врачебной профессии как о высокогуманной. Ассоциации с хорошими личностными качествами отражают ожидание от врача этического поведения, в том числе умения выслушать, понять и посочувствовать.

В противоположность указанной ранее популярности соответствующей тематики в зарубежных исследованиях, обращает внимание

Ассоциации со словом «врач» у москвичей

Таблица 1

Ассоциация Процент

Профессиональные качества врача (как положительные, так и отрицательные) 28

Помощь / Помощник / Спасатель / Целитель 26

Хорошие личностные качества врача 21

Функционал врача: выписка справок, диагностика и т.д. 20

Общемедицинские ассоциации: медицина, болезнь, здоровье, лечение и т.д. 17

Собственные эмоции респондента по отношению к врачу 14

Собктвессые положительсые чувктва по отсошесию к врачам: садежда, доверие 8

Собктвессые сегативсые эмоции по отсошесию к врачам, сапример ктрах 3

Врачи - боги, герои 3

Внешние атрибуты врача (одежда, аксессуары, пол) 9

Белый халат 5

Исые физичеккие атрибуты врача, кроме халата 3

Пол врача (преимущектвессо жесккий) 2

Форма помощи и специальность работы врача 5

Форма помощи (амбулатория, ктациосар, ккорая) 3

Аккоциации к коскретсой кпециальсоктью 2

Низкий статус врача: бедность, бесправность, «винтик системы», тяжёлые условия труда 4

Негативные финансовые ассоциации: вымогатели, коррупция, платность 2

Респондент сам врач / его родственники врачи 1

Врач связан с другим медицинским персоналом 1

Несодержательные ассоциации: никакие / затрудняюсь ответить / абстрактные, без конкретики (как положительные, так и отрицательные) 8

Рис. 1. Личные качества врача

низкое количество ассоциаций с внешними атрибутами, в том числе с белым халатом как традиционным элементом врачебного образа.

Качества врача раскрывают и ответы на закрытые вопросы (рис. 1).

Аналогично данным о высоком моральном восприятии профессии от врача ожидают трудолюбия, вежливости, сочувствия пациенту и бескорыстности, работы «за идею». По сути, всё это компоненты уже упомянутой модели

«a врач», которая отражает высокие идеальные требования к специалистам. Причем идеальный врач - это «сплав» человечности и компетенций, данные исследования показывают важность не только профессиональных, но и личностных качеств для специалиста, что коррелирует сегодня с большим вниманием к повышению так называемых soft skills медицинских работников. Только 37% согласились мириться с грубостью врача, потому что он профессионал.

При этом, говоря о компонентах реального опыта («the врач»), обращают внимание полярные оценки профессиональной автономии и энергичности, то есть медик значимой частью населения может восприниматься как «винтик» системы здравоохранения, который не в полной мере имеет возможность реализовать свои задатки.

Образ профессии дополняют следующие представления: респонденты считают, что эта профессия требует большого профессионализма (97% опрошенных), этой профессии нужно призвание (86%); 59% респондентов полагают, что наличие учёной степени является свидетельством более высокой профессиональной квалификации.

Интересно отношение к традиционным/нетрадиционным медицинским подходам со стороны врачей: половина опрошенных допускают возможность применения альтернативного лечения, примерно треть относятся к этому отрицательно. Чаще всего положительно к нему относятся женщины в возрасте старше 60 лет, люди со слабым здоровьем, при этом обращение к нетрадиционным практикам возрастает с увеличением потребности в медицинской помощи. Возможно, воспринимаемая недостаточная эффективность или доступность традиционного лечения обостряет запрос на альтернативную медицину. С одной стороны, это говорит о важности соответствующей просветительской работы по популяризации официального медицинского подхода, с другой - видится, что врачам для улучшения коммуникации с пациентами желательно самим разбираться в самых популярных из нетрадиционных практик (например, в применении гомеопатии). Это может способствовать повышению доверия врачам и компла-ентности у некоторых категорий пациентов, в первую очередь пожилых женщин.

Оценка внешнего вида врача зависит от субъективного опыта взаимодействия с медиками. Здесь существует гендерное разделение: 40% опрошенных ассоциируют врача с женщиной, при этом наиболее велико число людей с хроническими заболеваниями (имеющих реальный опыт); ещё 23% видят во враче мужчину, и здесь чаще всего встречаются люди без хронических заболеваний; остальные 37% не дали конкретного ответа (затруднились). Видно влияние стереотипов, когда имеющие меньше опыта пациенты чаще подвержены стереотипам о профессии врача как о «мужской» (например, в противоположность представлениям о «сестринском деле» как о женской сфере деятельности).

Национальные различия тоже присутствуют: для 46% респондентов врач принадлежит к русской национальности, 39% не имеют устойчи-

вого национального образа врача («затруднились ответить») и только 15% опрошенных ассоциируют врача с иными, нерусскими национальностями.

Население склонно доверять лично знакомым врачам, что было выявлено и в других исследованиях [22]. «Рядовые» знакомые медработники в несколько раз чаще «публичных» называются в качестве уважаемых врачей, что опять свидетельствует о важности личного контакта, «своего» человека в вопросах доверия. Единого «ам-бассадора» врачебной профессии в массовом сознании, можно сказать, нет. Из известных врачей чаще всего называли Л.М. Рошаля (7% от ответов) и Л.А. Бокерию (5%), а 59% респондентов вообще затруднились назвать врача, которому они доверяют.

Об одобряемых аспектах образа можно получить представление при анализе факторов доверия медицинским работникам. Прежде всего это возраст. В большей мере доверяют врачам среднего возраста (рисунок 2), что, по всей видимости, связано с представлением о достаточности у них практического опыта одновременно с обладанием актуальными знаниями. Иные физические атрибуты (пол, внешний вид) принципиального значения не имеют: 81% жителей столицы декларируют равнодушное отношение к внешнему виду врача при условии хорошего выполнения им своих профессиональных обязанностей, чаще всего так считает молодёжь в возрасте 18-34 лет.

В обзоре было отмечено, что зарубежные исследования постулируют важность классического образа врача (белый халат и официальная одежда) для выстраивания положительных отношений между пациентом и медиком. Как следует из результатов нашего исследования, существенной роли внешний вид врача скорее не играет, это относительно малоценный компонент профессионального образа. Классический вид медика важен главным образом для женщин-пенсионерок, что коррелирует с обнаруженной и в зарубежных исследованиях большей симпатией к стереотипному образу (более привычному, комфортному, узнаваемому) более старших групп. Однако в целом в фокусе ценностного восприятия большей части москвичей оказываются скорее качества врача, а не внешние атрибуты.

Одним из важнейших компонентов образа профессии является её престиж. По данным исследования, 84% опрошенных признают, что врач - это уважаемая в социуме профессия. Среди врачебных специализаций наиболее престижной считают хирурга, на что может оказывать влияние широко растиражированный в

Рис. 2. Доверие к врачам в зависимости от возраста

Рис. 3. Престижность врачебных специализаций

средствах массовой информации образ профессионала, спасающего жизни (рисунок 3). При прямой оценке такой образ более престижен (оценка 9 из 10 баллов), чем участковый терапевт (6.5) или медицинская сестра (6), а также иные рассмотренные в исследовании немедицинские профессии (программисты, юристы, учителя, предприниматели, военнослужащие, кассиры). В целом престижность профессии врача в значительной мере обусловливается имеющейся узкой специализацией, что находит смысловое пересечение с упомянутым ранее румынским опросом [16].

Форма собственности организации, в которой трудится врач, тоже влияет на представления о престижности. Большей престижностью обладают частные медицинские организации, чем государственные (51% против 25%), что обусловлено представлением (не всегда корректным) о более высоких заработках, внимании и заботе о людях и хорошем сервисе. Выделение достаточного объёма времени на общение врача и пациента подчёркивается как один из самых важных аспектов заботы о пациенте в платных клиниках. Престижность государственных медицинских организаций основана в том числе на представлениях об их надёжности и стабильности, а также на убеждении, что в них работают «по призванию», а не за деньги. Тем не менее москвичи признают, что квалифицированный персонал в равной степени представлен и в частных, и в государственных организациях. Встречается точка зрения, что государственные организации лучше подходят для получения опыта и профессионального роста, а дальнейшее развитие карьеры может быть связано с работой в частных клиниках.

Взаимное сравнение сильных сторон частных и государственных медицинских учреждений можно увидеть на рисунке 4.

Престижность места работы медицинских специалистов коррелирует с формой оказания помощи: 42% затруднились ответить, 39% считают, что более престижно работать в больнице, только 19% видят престижной работу в поликлинике. Восприятие престижности работы в

больницах можно связать с восприятием работы там как требующей большей квалификации, близостью к критическим ситуациям спасения жизни (в том числе воспетым в художественных произведениях), получением достаточно оперативной помощи (по причине быстрого купирования симптомов) в противоположность зачастую многолетнему лечению хронических заболеваний в поликлиниках, требующему определенной работы пациента над своим образом жизни. Можно увидеть параллель между восприятием формы оказания помощи и специализации - популярные хирурги ассоциируются, как правило, с больницами, тогда как участковые терапевты работают в амбулаторно-поликлиническом звене. Характерно, что большинство респондентов вообще считают, что врач - это тот, кто скорее работает в больнице (42%), а не в поликлинике (24%).

Один из главных недостатков профессии врача - тяжесть и неблагодарность труда, в том числе материальная. Так считают две трети москвичей преимущественно старшего возраста. В финансовом плане профессия врача часто ассоциируется с невысокими заработками (38%), хотя обращает на себя внимание существенный процент затруднившихся с ответом. Профессия видится статусной, гуманной, но не всегда по достоинству материально обеспеченной.

Заключение

Исследование показывает сложность и мно-гоаспектность образа врача в массовом сознании, который включает личные и профессиональные качества, внешние атрибуты, представления об определенном уровне статусности, дифференциацию в зависимости от формы оказания помощи, специальности.

В целом образ врача позитивен, в его основе -личностные и профессиональные качества. Ассоциации с внешним видом (например, белый халат) менее выражены, и можно говорить, что внимание к этому аспекту образа в литературе за счет других аспектов скорее незаслуженно. Респондентов, по их отзывам, больше интере-

Рис. 4. Качества частной и государственной медицины

суют личные и профессиональные качества врача, чем то, как он одет.

Врач видится гуманной, самоотверженной, уважаемой профессией, при этом население признает, что их труд могут не ценить, в т.ч. с материальной точки зрения. Врач может не иметь возможности реализовать свой потенциал, поскольку может выступать «винтиком» системы здравоохранения. Опрошенные москвичи склонны доверять лично знакомым врачам, общепризнанных лидеров врачебного сообщества с этих позиций у них нет.

Как и в других исследованиях, больше уважения к врачам в больницах и больничным специальностям, таким как хирурги, чем амбула-торно-поликлиническому звену и, например, участковым терапевтам. Частная медицина видится более престижной, чем государственная, притом что квалификация представителей государственной медицины не считается респондентами меньшей. Дело в восприятии частной медицины как сферы с более высоким доходом и лучшими возможностями для сервиса.

Интересны вопросы стереотипии, которые, как тенденция, в большей степени обнаруживаются у тех, кто за помощью обращался меньше (реже сталкивался с реальными врачами), например более частые представления о враче как о «мужской» профессии у людей без хронических заболеваний, несмотря на статистическое преобладание среди врачей женщин.

Несмотря на в целом позитивный образ, важной представляется работа с выявленными негативными аспектами восприятия врачей, в основном имеющими отношение к реальному опыту взаимодействия со специалистами. Видится, что построение системы управления образом врача (и других медицинских специалистов) в массовом сознании, включающей в себя систему социологического мониторинга, является важнейшей задачей в процессе формирования позитивного образа врача будущего и снижения разрыва между «должным» и «реальным» в данном образе.

Список литературы

1. Решетников А.В., Айвазян Ш.Г., Присяжная Н.В. Роль участкового врача во мнениях молодых и опытных профессионалов// Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.

2020. № 2. С. 331-346.

2. Ipsos. Доверие к профессиям. 2021. URL: https://www.ipsos.com/ru-ru/global-trustworthiness-ind ex-2021 (дата обращения: 22.04.2022).

3. Ющук Н.Д., Ачкасов Е.Е., Мартынов Ю.В. и др. Высшая медицинская школа глазами преподавателей, студентов, врачей и населения. Информационно-аналитические материалы по результатам социологического исследования. М.: Триада-Х, 2011. 128 с.

4. Чигринова Е.А. Особенности лингвокультур-ного образа-стереотипа «врач» с позиций направленного ассоциативного эксперимента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. Вып. 2. С. 153-157.

5. Шуюе Ц. Образ врача в языковом сознании носителей русского и китайского языков // Вопросы психолингвистики. 2021. № 1. С. 160-169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Аксой Г.А. Образ врача в современной татарской литературе // Филология и культура. 2021. № 4. С. 143-148.

7. Бузмакова А.Л. Образ врача в отечественной драматургии // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 2. С. 37-39.

8. Ихун Д. Образы врачей в пьесе А.П. Чехова «Иванов» и рассказе «Палата № 6» // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 4. С. 479-481.

9. Магомедова Р.А. Стратегии невежливости в формировании художественного образа врача (на материалах сериала House M.D.) // Цифровая наука.

2021. № 1. С. 58-74.

10. Dong-Seon C., Hyeyeon L., Hyejung L. et al. What to wear when practicing oriental medicine: Patients' preferences for doctors' attire // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. 2011. Volume 17. Number 8. P. 763-767.

11. Maruani A., Leger J., Giraudeau B. et al. Effect of physician dress style on patient confidence // JEADV. 2012. № 27(3):e333-7.

12. Kawarai Lefor A., Ohnuma T., Nunomiya Sh. et al. Physician attire in the intensive care unit in Japan influences visitors' perception of care // Journal of Critical Care. 2018. № 43. P. 288-293.

13. Jennings J.D., Ciaravino S.G., Ramsey F.V., Haydel Ch. Physicians' attire influences patients' perceptions in the urban outpatient orthopaedic surgery set-

ting // Clinical Orthopaedics and Related Research. 2016. Volume 474. P. 1908-1918.

14. Jennings J.D., Pinninti A., Kakalecik J. et al. Orthopaedic physician attire influences patient perceptions in an urban inpatient setting // Clinical Orthopaedics and Related Research. 2019. № 477. P. 2048-2058.

15. Beach M.C., Fitzgerald A., Saha S. White coat hype: branding physicians with professional attire // JAMA Intern Med. 2013. № 173. P. 467-468.

16. Dancu V.S. The public image of doctors and illness // Conference: The public image of doctors and illness. 2017. Project: Economia bunurilor imaginare. Sociologia ideologiilor, credintelor colective si super-stitiilor la romani. URL: https://www.researchgate.net/ publication/320161717_The_public_image_of_doctors_ and_illness (дата обращения: 17.04.2022).

17. KovaciC M.P., Erjavec K. The image of doctors in the Slovenian daily press: White mafia or hardworking altruists? Podoba zdravnikov v slovenskem dnevnem tisku: bela mafija ali delavni altruisti? // Zdrav Vestn. 2011. № 80. P. 182-187.

18. Fletcher K. Image: changing how women nurses think about themselves. Literature review // Journal of Advanced Nursing. 2007. № 58 (3). P. 207-215.

19. Пацеева А.Г. Социальные ожидания пациентов как элемент оценки качества оказания медицинской помощи // Социологический альманах. 2020. № 11. С. 155-162.

20. Фадеева Е.В. Доступность бесплатной медицинской помощи в России: состояние и проблемы // Социологические исследования. 2020. № 4. С. 94-104.

21. Богдан И.В., Дренева А.А., Чистякова Д.П. Изменился ли образ врача в пандемию? // Труды III форума с международным участием «Социология здоровья: уроки пандемии и контуры будущего здравоохранения». Москва, 23.11.2021. М.: Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы, 2021. C. 47-48.

22. OMI и «Платформа». Социальные эффекты пандемии. URL: https://pltf.ru/2020/04/17/omi-i-plat forma-socialnye-jeffekty-pandemii/ (дата обращения: 20.04.2022).

IMAGE OF DOCTOR IN THE MASS CONSCIOUSNESS (BASED ON SOCIOLOGICAL RESEARCH)

I.V. Bogdan, V.A Kuzmenkov, D.P. Chistyakova

Research Institute for Healthcare and Medical Management of Moscow Healthcare Department

There are few studies that examine the image of a doctor in its entirety; more often than not the publications focus on individual aspects of the image using non-representative samples. A survey of Moscow residents was conducted on a random stratified sample (N=1201) to understand the perception of various aspects of doctor's image. Closed and open-ended (projective) questions were used. The purpose of the study was to identify the image of a doctor. The study confirmed the complexity, multidimensionality of the social perception (image) of the profession. The attitude towards the specialty is rather positive, associations with professional and personal qualities predominate in content. The doctor is seen as a humane, selfless and respected profession, at the same time, not always receiving well-deserved recognition and opportunities. Muscovites tend to trust doctors they know personally; they do not have generally recognized leaders of the medical community. The population sees work in private medicine and hospitals (especially in surgery) as more prestigious for doctors. Despite the generally positive image, it is important to manage the image and work with the negative aspects of the perception of doctors.

Keywords: personal qualities, professional qualities, status, prestige, doctor's image, survey.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.