Научная статья на тему 'Образ воды в узбекской детской поэзии второй половины ХХ века'

Образ воды в узбекской детской поэзии второй половины ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
248
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ВОДА / ЖИЗНЬ / ВОЛНЫ / ДОЖДЬ / ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ / ПЕЙЗАЖ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тураева Д.Дж.

В статье изучается образ воды в узбекской детской поэзии второй половины ХХ века на примере произведений К.Хикмата, Ш.Сагдуллы и Т.Адашбаева. Делаются научные выводы на основе сравнительнотипологического анализа и влияния образа воды юным читателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ воды в узбекской детской поэзии второй половины ХХ века»

3. Кушнарева Л. И. Эволюция притчи // Сфера языка и прагматика речевого общения. Краснодар, 2002.

4. Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск,1999.

© Зыкова А.В., 2019

УДК: 811.512.133

Д.Дж.Тураева

PhD, старший научный сотрудник Института узбекского языка, литературы и

фольклора АН РУз, г.Ташкент, Узбекистан

ОБРАЗ ВОДЫ В УЗБЕКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Аннотация

В статье изучается образ воды в узбекской детской поэзии второй половины ХХ века на примере произведений К.Хикмата, Ш.Сагдуллы и Т.Адашбаева. Делаются научные выводы на основе сравнительно-типологического анализа и влияния образа воды юным читателям.

Ключевые слова

Детская литература, вода, жизнь, волны, дождь, олицетворение, пейзаж.

Простые предметы из повседневной жизни в поэзии обретают переносные значения и наделяются новыми смыслами на основе своих свойств. Так образ воды, самого необходимого элемента человеческого существования, часто встречается и в произведениях узбекских детских поэтов в разных контекстах.

Без воды на планете Земля невозможно существование живого мира. Научный мир утверждает, что жизнь возможна на планете только при наличии воды. Какое понятие может быть у детей о воде, которые каждый день употребляют её в разных видах: умываются, пьют, чистят, поливают и т.д. Со слов взрослых младшее поколение знают что нельзя бесполезно тратить воду. Юный читатель не имеет никакого представления о том, что откуда и как вода доходит до него, и какие функции она выполняет по пути. Проницательный узбекский детский поэт Кудрат Хикмат в стихотворении "Сув" - "Вода" отвечает на вопросы связанные с водой:

Тогдан келар пилдираб, Канал цазиб уар ёцдан,

Арицлардан шилдираб, Олиб келдик гулбоцца,

Муздай, тиниц зилол сув. Экинларга цуймоцца,

Симоб каби уйнабу - - Fyза цониб ичсин деб,

Цайси ердан оцса уам, Чулни бауор цучсин деб,

Гуркираб яшнар улкам. Гузал Ватанда асло,

Узоцлардан - дарёдан Цолмасин, деб буз сауро [9, с. 32]

(Бежит вода с гор, / В арыках вертется, / Ледниковая, прозрачная. / Как ртуть крутиться она, / Откуда бы ни шла вода, /Расцветает страна. /Из далека - из реки, /Рой каналов со всех сторон. /Привели в сад-цветник, / Чтобы поливать посевы. / Чтобы хлопчатник напился, / Чтобы в степь пришла весна, / Чтобы в родном краю, /Не осталось степь-пустыня.)

Автор стихотворения информирует читателей с первоначальными информациями о воде: о том, что вода начинается с гор, рек и родников, о нелегких человеческих трудах для обеспечения города водой, о том, что только с её помощью расцветает Родина, процветают сады и поля, растут овощи и фрукты. С этой помощью читатель осознает, почему взрослые твердят о том, что нельзя тратить воду бесполезно, а нужно

беречь каждую её каплю. Воду нужно дорожить как хлеб, так как она является источником жизни. Гармоничность формы и содержания стихотворения, мастерски отобранные слова, употребление неожиданных форм рифма и в специфическом приёме являются находками поэта. В полустишии "Узоцлардан - дарёдан, //Канал цазиб х,ар ёцдан" рифмование слова "дарёдан" слову "х,ар ёкдан" является новшеством того времени. Обычно слова "Хдр ёкдан" произносятся "Хдр ёдан", и рифма формируется на 2 словах (х,ар ёкдан). Такая же редкаю рифмовку встречается в строках "Гузал Ватанда асло//Цолмасин, деб буз сахро" в рифмующихся словах "асло" и "са^ро". Автор олицетворяет образ воды и призывает весну (имеется в виду дождь) обнять пустыню, а хлопчатнику вдоволь напоиться водой (не просто поливать её). Когда весна обнимает пустыню, Родина становится краше. Выходит, что поэт дарит читателю шанс познакомиться не только с информациями о воде, но и её могуществами.

В стихотворении "Булок" - "Родник" поэт воспевает о том, как и откуда появляется родник и наряду с тем подчеркивает, что хочет кипеть и бурлить в творчестве как родник. Автор сапоставляет величавых гор с красивым, величавым человеком в серой меховой шапке, а кипение родника сравнивает с человеком который трудиться не зная покоя. Стихотворение создано на 4 строчном стихотворной строфе, но рифмование каждой строки по отдельности блестяще обеспечивает ритмико-музыкальную структуру произведения, в котором отражается специфика феномена К.Хикмата. Поэт изображая неповторимую красоту природы, призывает человечество получить удовольствия с поэзии как весь мир получает удовольствие с родника. Под этим призывом существует цель предводительство к знанию. Действительно, как писал известный литературовед О.Шарафутдинов: "Литература - самое великое среди всех открытий и чудес человека. Она прекрасный родник. Такой родник, что в нем существует и прозрачность слёз, и звонкий звук девячих смехов, переливающийся как разноцветные лучи радуги. Люди, торопитесь напиться прозрачным родником, в котором наши предки оставили нам вечное наследство удовлетворяющее жажду просвещения, лучей и мысли!" [4, с. 96].

В поэме "Чирчик фарзанди" - "Сын Чирчика" К.Хикмата волны реки сравниваются с горбом верблюда "Нортуядек лукиллаб, // Бебош Чирчиц пишцирган" (качается как одногорбый верблюд, необузданный Чирчик рычит), такое же аналогичное сравнение можно встретить и в стихотворении "Аркитда" поэта Турсунбай Адашбаева "Нортуядек лукиллаб, // Шошиб оцар Цапчигай" (качается как одногорбый верблюд, спеша течет Капчигай ). В обеих стихотворениях волны реки сравниваются горбом верблюда.

В стихотворении Шукур Сагдуллы "Ёмгир ёгалок" - "Дождь идет" путем аллетарации блестяще изображается пейзаж дождливой погоды, как он наполняет водосточные трубы и анхары, чистый и прозрачный воздух после дождя:

(Дождик идет, поля зеленые. Теперь будут видны ушки посевов. Спеша перелазеет водосточные трубы, потом разливает ручей).

Художественное совершенство стихотворения в том, что автор при создании пейзажа сохраняет гармоничность формы и содержания, мастерски употребляя искусства отбора слов, при помощи складного и простого языка передает читателю не только картину дождя, но и дает понятие о том, что с помощью дождя наши сады и поля расцветают, хороший урожай созревает, дождь является основой жизненного изобилия. Отбор рифмованных слов Ёгалоц-утлоц-цулоц, тулар-булар-унар, ошиб-шошиб-тошиб служит не только музыкальности ритма, но и обеспечивает легкое запоминание в памяти читателя. Кроме того, употребление художественных средств, как дождь идет "спеша", "перелазеет" по водосточным трубам, "видныушки" посевов служат превышению художественной совершенности стихотворения.

Герои произведений Т.Адашбаева немного озорники и хитрицы. Герой стихотворения "Ким узгир?" - "Кто победит?" увидев протекающую воду начинает параллельно бегать и соревноваться с водой:

Ёмгир ёгалоц, Ям-яшил утлоц.

Энди экинлар Чицарар цулоц.

Тарновдан ошиб, Тушади шошиб. Сунг жилгалардан Оцади тошиб [5, с. 74]

Тошдан-тошга урилиб, Сапчиб оццан сувни куриб, Чопа кетди Муроджон, Ким узарга югуриб, Иргишлайди бетиним, Гоу пастликка, гоу тикка. Тошдан-тошга сапчиб сув уам, Тушди оппоц купикка.

Уз-узича уйлар Мурод, Ортда цолмай ишцилиб. Сув эса парво цилмай, Уйнаб оцар пишцириб, Мурод секин орцасига, Боццан эди кайрилиб,

Сув уз йулин узгартирди, Пахтазорга айрилиб [1, с. 5]

(Ударившись о камень в камень, увидев подпрыгшую, текущюю воду, Начал бегать Муроджон, наперогонки с водой. Подпрыгивает беспрерывно, камень о камень и вода, превращяясь в белую пену. Муроджон думает про себя, лижбы не отстать от неё. А вода беспечно, игриво течет с шумом и гулом. Муроджон осторожно обернулся назад, и увидел как вода поменяла дорогу в хлопковое поле.)

Герой стихотворения увидев храбрость и энергию воды, старался не отставать от неё. Увидев обернувшуюся в другую сторону воду мальчик понял, что вдоволь набежавшись не достиг никакого результата, ибо цель воды была ясна - поливать землю. Муроджон увязался к нему детской наивностью. Прочитав это стихотворение читатель поймет, что перед тем как действовать, надо подумать.

В заключении можно отметить, что каждый поэт специфически подходил к образу воды. К.Хикмат ею пользовался и для пейзажа, и для труда, и для просветительства, Ш.Сагдулла обратился к устному народному творчеству, Т.Адашбоев с помощью образа воды дал читателю возможность насладиться юмором. Так, образ воды играет важную роль в узбекской детской литературе. Список использованной литературы:

1. Адашбоев Т. Арслонбоб афсонаси. Тошкент: Ёш гвардия, 1988. - 208 б.

2. Маршак С.Я. Воспитание словом. - М.: Сов.писатель, 1964. - 584 с.

3. Михалков С. Бола бошидан. - Тошкент: Ёш гвардия, 1977. - 200 б.

4. Озод Шарафиддинов замондошлари хотирасида. - Тошкент: Узбекистан, 2007. - 304 б.

5. Саъдулла Шукур.Сенинг байраминг. 3-томлик. 1-китоб. Шеър, достон, эртак, масал ва латифалар (19351970). - Тошкент: Ёш гвардия, 1972. - 240 б.

6. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Обучение детей чтению. Детская книга и детское чтение. - М.: Академия, 1999. - 248 с.

7. Чуковский К. От двух до пяти. - Москва: Педагогика, 1990. - 381 с.

8. Школа мастерства. - Ташкент: Гослитиздат УзССР, 1960. - 750 с.

9. Хикмат Кудрат. Менинг юрагим. - Тошкент: Адабиёт ва санъат, 1986. - 174 б.

© Тураева Д.Дж., 2019

УДК 34.07

О.В. Бурлев

магистрант программы ИГСУ РАНХиГС г. Москва

КАЗАЧЬИ ДРУЖИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И ПРАВОПОРЯДКА

Аннотация

Актуальность научной статьи обусловлена необходимостью уточнения правовых механизмов участия казачьих дружин в обеспечении общественной безопасности и охране правопорядка. Основным методом, использованным при написании научной статьи был формально-юридический. Это позволило достичь научную цель - рассмотреть основы правового обеспечения деятельности казачьих дружин из числа реестровых казачьих обществ по привлечению их органами публичной власти к обеспечению общественной безопасности и правопорядка.

Выводы: по нашему мнению, достаточно полно обеспечить необходимый уровень регулирования всех вопросов, связанных с обеспечением деятельности общественных организаций - казачьих, привлекаемых к обеспечению общественной безопасности и правопорядка следует передачей части полномочий правоохранительных органов государственной власти органам местного самоуправления, которое бы способствовали расширенному привлечению специализированных казачьих дружин к обеспечению общественной безопасности и правопорядка с учетом объективных природно-географических, экономических и криминологических особенностей муниципальных районов и городских округов в России, их исторических, национальных и иных местных традиций, а так же в условиях реформирования органов внутренних дел, сокращения личного состава и отказа от несвойственных им функций.

Ключевые слова:

органы публичной власти, обеспечение общественной безопасности и правопорядка, казачья дружина, общественные объединения, добровольные народные дружины, соглашение, местное самоуправление.

Необходимый уровень социальных общественных отношений безопасности и правопорядка обуславливается совокупностью правовых норм «в целях предотвращения, локализации и ликвидации условий и факторов, создающих потенциальную или реальную опасность жизненно-важным общественным интересам и гражданам» [13], и является необходимым условием позитивного российского общественного развития, в том числе на территориях муниципальных образований Краснодарского края.

Правопорядок - многоаспектное явление, характеризующее состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение законодательства, одна из составных частей общественного порядка. Поддержание и восстановление правового порядка осуществляется специальными органами государства.

Общественная безопасность является совокупностью общественных отношений, правовое регулирование которых обеспечивает предотвращение, локализацию и ликвидацию условий и факторов, создающих потенциальную и реальную опасность для жизненно важных интересов личности, общества и государства. Обеспечение общественной безопасности и правопорядка осуществляется на всех уровнях публичной власти, в соответствии с п. «б» ст. 72 Конституции РФ обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В статье 132 Конституции Российской Федерации устанавливается, что осуществление охраны общественного порядка относится также и к ведению местного самоуправления [1].

Конституционное сохранение прерогативы за местным самоуправлением охраны общественного порядка силами общественных организаций (попытка создания муниципальной полиции потерпела неудачу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.