Научная статья на тему 'Изобразительно - выразительные средства языка в педагогических притчах Ш. А. Амонашвили'

Изобразительно - выразительные средства языка в педагогических притчах Ш. А. Амонашвили Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
427
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изобразительно - выразительные средства языка в педагогических притчах Ш. А. Амонашвили»

УДК8

А.В. Зыкова

к.п.н., доцент

Московское высшее общевойсковое командное училище

г. Москва, Российская Федерация

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО - ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

ПРИТЧАХ Ш.А. АМОНАШВИЛИ

Притча - это народная мудрость, оформленная в афоризмах, кратких поучительных рассказах [4]. Интерес к притче не ослабевает, и каждый автор, используя традиции жанра, привносит что-то новое, выступая как новатор.

Притчи - универсальный жанр, так как могут существовать самостоятельно и легко, органично входить в речевую ткань большого произведения как притчевое начало, как составная часть романа, дополняя, разъясняя ситуацию, поведение героя или авторскую точку зрения [2].

В России притчи принято традиционно связывать с библейскими сюжетами, в основе которых глубоко нравственные идеи, помогающие раскрыть каждому человеку истину вещей, суть жизни. Мастерски воплотить эти идеи в педагогическом аспекте смог Шалва Александрович Амонашвили - один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества.

Главной особенностью притч Амонашвили является их педагогическая направленность: в них представлены установки, суть которых заключается в проявлении гуманности по отношению к ребенку и отрицании авторитарной, императивной педагогики.

Тексты его притч отличаются образностью; они информируют и убеждают читателя; соответственно тексты притч богаты разнообразными средствами выразительности, определяющими самобытность писателя, помогают ему обрести индивидуальность стиля. Однако основное отличие жанра притчи от других литературных жанров с точки зрения языковых средств выразительности в том, что последние в притче требуется не для выражения авторской индивидуальности, а для более яркой образности, чтобы историю легче было представить и запомнить каждому, кто её слышал.

Следует отметить, что многие тропы, встречающиеся в текстах притч, должны рассматриваться как способ создания метафоры, на которой и строится всё повествование. Это художественный приём, который основан на перенесении названия одного предмета или явления на другой: «Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал ещё никто» («Единственная Красота»).

При этом возникает невольное сравнение обоих предметов (Храм - Человек, Душа - Песня, Скульптура - Воля), которое способствует более полному пониманию сути высказывания. Метафора в притчах пронизывает все содержание: «Люди осмыслили притчу и ужаснулись: в педагогике джунглей они узнали свой опыт воспитания детей».

В притче «Педагогика джунглей» метафора порождает целую внутреннюю беседу читателя с самим собой. Это причина подумать о правильности выбора методов воспитания своего ребёнка. Это возможность понять и принять мудрые наставления взрослого человека. Это размышления о том, насколько важно ответственно подойти к процессу воспитания детей. Именно на яркое выражение метафоры нацелены все другие приёмы образной речи: «Царь джунглей Великий Лев объявил конкурс на лучший учебник по воспитанию детей, чтобы заменить им старый».

Эпитеты, сравнения, гипербола, литота, олицетворение, ирония, риторические вопросы или восклицания - все эти средства яркой образности создают метафору из всего содержания притчи. Раскроем эти составляющие более подробно на примере текста притчи Ш. А. Амонашвили «Педагогика джунглей».

Эпитеты художественно определяют предмет или действие: искусное гримасничанье, ослиные

крики, львиная доля, праздно произнесла. Эпитеты точно передают характеристику животных: Обезьяны, Осла, Лисы, которые представляют свои главные идеи, лежащие в основе созданного ими учебника по воспитанию детей: «Первым предстал перед ним Осёл. Он привёз свой учебник воспитания и уверенно прокричал... Сделала шаг вперёд Обезьяна. Бросила его у ног Царя и произнесла праздно и с кривляньем: Цель воспитания личности маленькой обезьянки - искусное гримасничанье».

Часто используемым приёмом создания текста притчи является антитеза (противопоставление). Этот приём ярко демонстрирует противоположную суть героев, их поступков, результаты их поступков, помыслов. Чаще всего контраст в притче не прикрыт, а, напротив, представлен открыто. Так, в притче «Педагогика джунглей» контрастным представляется образ Великого Льва, который на протяжении долгих лет придерживался традиционных методов воспитания, и собирательные образы других животных, предлагающих свои принципы воспитания: упрямый Осёл, кривляющаяся Обезьяна, хитрая Лиса, беспечный Козёл. Этот контраст особенно заметен на фоне статичного образа Мудреца, который рассказывает притчу людям, в ужасе узнающих себя в образах зверей. Притча предложит два варианта, чтобы каждый сделал свой собственный выбор: Педагогика человека или Педагогика джунглей. Языковыми средствами выражения антитезы здесь служат контекстные антонимы: Великий - беспечный, Лев - Козёл, Осёл, Мудрец - Обезьяна.

Аллегория как средство выразительности является основой педагогических притч Ш. А. Амонашвили. Аллегория - это способ художественного изображения одного явления, предмета или существа через другое. Основным способом выражения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.

Образы зверей джунглей аллегоричны и выступают в качестве неких символов, изображений для обозначения качества объекта. Символы притчи лежат в основе рассуждения после её прочтения и дальнейшей интерпретации.

В притче реализуется стремление абстрагировать до широких житейских сообщений и конкретизировать в символах или аллегориях жизненные явления: Осёл - олицетворение упрямства и твердолобости, Обезьяна - праздности и кривляний, Лиса - хитрости и коварства, Козёл - беспечности и глупости. Каждый из зверей отражает свою концепцию методики воспитания, определяя главным принципом учебника то, качество, которое олицетворяет. В языковом плане аллегории следует рассматривать в контексте. Аллегоричность притчи определяет такие её жанровые особенности, как надвременность и локальная незакреплённость её действия. В притче события не определены ни хронологически, ни территориально, нет прикрепления к конкретным именам действующих лиц. Из локальной незакреплённости притчи и вытекает такая жанровая особенность, как образность главных героев. Действующие лица притчи должны помочь автору выразить основополагающую мысль, поэтому персонажу задаётся определённое качество, которое доминирует в нём. Каждому герою соответствует аллегорический образ, служащий для выражения определённой темы: Осёл - упрямство, Лиса - хитрость, Обезьяна - кривлянье, Учитель - мудрость и т. д.

Выразительные средства не только делают текст притчи разнообразным, образным и ярким, но и являются одной из причин такой продолжительной судьбы жанра: её оторванность от конкретной действительности определяет актуальность притчевого жанра. Она не привязана к конкретной эпохе и конкретным героям, странам. В каждой притче речь идет о человеке, а не о гражданине определенной страны, конкретной нации.

Таким образом, совокупность основных изобразительно-выразительных средств языка притчи (эпитеты, антитеза, аллегория, метафора) определяет отличительные особенности жанра: аллегоризм, назидание, образность персонажей - взаимосвязаны с интерпретацией притч и влияют на их восприятие.

Список использованной литературы:

1. Амонашвили Ш. А. Педагогические притчи. - Спб.: Амрита, 2013 г. - 240 с.

2. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. - Инта, Республика Коми, 2008. - С. 245.

3. Кушнарева Л. И. Эволюция притчи // Сфера языка и прагматика речевого общения. Краснодар, 2002.

4. Тюпа В. И. Грани и границы притчи // Традиция и литературный процесс. Новосибирск,1999.

© Зыкова А.В., 2019

УДК: 811.512.133

Д.Дж.Тураева

PhD, старший научный сотрудник Института узбекского языка, литературы и

фольклора АН РУз, г.Ташкент, Узбекистан

ОБРАЗ ВОДЫ В УЗБЕКСКОЙ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА

Аннотация

В статье изучается образ воды в узбекской детской поэзии второй половины ХХ века на примере произведений К.Хикмата, Ш.Сагдуллы и Т.Адашбаева. Делаются научные выводы на основе сравнительно-типологического анализа и влияния образа воды юным читателям.

Ключевые слова

Детская литература, вода, жизнь, волны, дождь, олицетворение, пейзаж.

Простые предметы из повседневной жизни в поэзии обретают переносные значения и наделяются новыми смыслами на основе своих свойств. Так образ воды, самого необходимого элемента человеческого существования, часто встречается и в произведениях узбекских детских поэтов в разных контекстах.

Без воды на планете Земля невозможно существование живого мира. Научный мир утверждает, что жизнь возможна на планете только при наличии воды. Какое понятие может быть у детей о воде, которые каждый день употребляют её в разных видах: умываются, пьют, чистят, поливают и т.д. Со слов взрослых младшее поколение знают что нельзя бесполезно тратить воду. Юный читатель не имеет никакого представления о том, что откуда и как вода доходит до него, и какие функции она выполняет по пути. Проницательный узбекский детский поэт Кудрат Хикмат в стихотворении "Сув" - "Вода" отвечает на вопросы связанные с водой:

Тогдан келар пилдираб, Канал цазиб уар ёцдан,

Арицлардан шилдираб, Олиб келдик гулбоцца,

Муздай, тиниц зилол сув. Экинларга цуймоцца,

Симоб каби уйнабу - - Fyза цониб ичсин деб,

Цайси ердан оцса уам, Чулни бауор цучсин деб,

Гуркираб яшнар улкам. Гузал Ватанда асло,

Узоцлардан - дарёдан Цолмасин, деб буз сауро [9, с. 32]

(Бежит вода с гор, / В арыках вертется, / Ледниковая, прозрачная. / Как ртуть крутиться она, / Откуда бы ни шла вода, /Расцветает страна. /Из далека - из реки, /Рой каналов со всех сторон. /Привели в сад-цветник, / Чтобы поливать посевы. / Чтобы хлопчатник напился, / Чтобы в степь пришла весна, / Чтобы в родном краю, /Не осталось степь-пустыня.)

Автор стихотворения информирует читателей с первоначальными информациями о воде: о том, что вода начинается с гор, рек и родников, о нелегких человеческих трудах для обеспечения города водой, о том, что только с её помощью расцветает Родина, процветают сады и поля, растут овощи и фрукты. С этой помощью читатель осознает, почему взрослые твердят о том, что нельзя тратить воду бесполезно, а нужно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.