Научная статья на тему 'Образ Владивостока в искусстве как открытого города и свободного морского порта: перспективный ресурс развития региона и брендинга его территории'

Образ Владивостока в искусстве как открытого города и свободного морского порта: перспективный ресурс развития региона и брендинга его территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
69
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Развитие Дальнего Востока России / международное сотрудничество / информационная экономика / брендинг территории / имиджи / Азиатско-Тихоокеанский регион / «Восточный вектор» / Владивосток / искусство / свободный порт / открытый город. / Development of the Russian Far East / international cooperation / information economy / branding of the territory / images / Asia Pacifi c region / “Eastern Vector” / Vladivostok / art / free port / open city.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Самойленко Петр Юрьевич

В статье анализируются перспективы использования визуальных и ментальных составляющих образа Владивостока в искусстве для развития территории в рамках политики так называемого «Восточного вектора». Брендинг территории, применительно к столице ДФО, должен обязательно учитывать исторический образ города как морского форпоста России в АТР, а также современные реалии его развития и необходимость реализации задач ускоренного развития экономики и превращения Владивостока в полноценный центр международного сотрудничества России в Тихоокеанской Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Самойленко Петр Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Vladivostok in Arts as Open City and Free Port: Advanced Resource of Development of Region and Branding of Its Territory

The author analyses prospects of using visual and mental parts of Vladivostok image in art for developing territory in the framework of policy of «Eastern Vector». Branding of the territory with regard to the FEFD must consider historical image of the city as a marine outpost of Russia in the Asia Pacifi c region as well as his current development and a need of implementing tasks of advanced development of economy and turning Vladivostok into a complete centre of international cooperation of Russia with the Asia Pacifi c region.

Текст научной работы на тему «Образ Владивостока в искусстве как открытого города и свободного морского порта: перспективный ресурс развития региона и брендинга его территории»

УДК 339.9

DOI 10.24412/cl-36450-2021-2-142-146

П. Ю. САМОЙЛЕНКО

Образ Владивостока в искусстве как открытого города и свободного морского порта: перспективный ресурс развития региона и брендинга его территории

В статье анализируются перспективы использования визуальных и ментальных составляющих образа Владивостока в искусстве для развития территории в рамках политики так называемого «Восточного вектора». Брендинг территории, применительно к столице ДФО, должен обязательно учитывать исторический образ города как морского форпоста России в АТР, а также современные реалии его развития и необходимость реализации задач ускоренного развития экономики и превращения Владивостока в полноценный центр международного сотрудничества России в Тихоокеанской Азии.

Ключевые слова: развитие Дальнего Востока России, международное сотрудничество, информационная экономика, брендинг территории, имиджи, Азиатско-Тихоокеанский регион, «Восточный вектор», Владивосток, искусство, свободный порт, открытый город.

P. Yu. SAMOILENKO

Image of Vladivostok in Arts as Open City and Free Port:

Advanced Resource of Development of Region and Branding of Its Territory

The author analyses prospects of using visual and mental parts of Vladivostok image in art for developing territory in the framework of policy of «Eastern Vector». Branding of the territory with regard to the FEFD must consider historical image of the city as a marine outpost of Russia in the Asia Pacific region as well as his current development and a need of implementing tasks of advanced development of economy and turning Vladivostok into a complete centre of international cooperation of Russia with the Asia Pacific region.

Keywords: development of the Russian Far East, international cooperation, information economy, branding of the territory, images, Asia Pacific region, "Eastern Vector", Vladivostok, art, free port, open city.

Владивосток как столица Дальнего Востока России - крупнейшая агломерация региона и один из самых известных морских портов нашей страны в настоящее время становится все более актуальным объектом для имиджевого продвижения в пределах Азиатско-Тихоокеанского региона [2]. Это не просто свободный порт, центр ежегодного проведения Восточного экономического форума, но и реальный экономический центр Дальневосточного федерального округа. В такой ситуации необходимы активные усилия по позиционированию агломерации как в рамках России, так и в пределах АТР, поскольку политика «Восточного

САМОЙЛЕНКО Петр Юрьевич, канд. полит. наук, доцент Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета.

вектора» ориентирована на превращение Владивостока в центр международного сотрудничества России с тихоокеанскими экономиками [13; 14].

В число объектов, на основе которых строится территориальный бренд, входят достопримечательности, объекты туристического показа, а также товары и услуги местного (регионального) производства, которые приобретаются туристами и иными нерезидентами, а также вывозятся на экспорт и повышают известность региона [1]. Мощным ресурсом построения имиджа являются производственные объекты, такие как морские порты, а также гуманитарная сфера - образование, культура, образ населения территории [10; 12]. К числу мощных коммуникативных основ следует отнести искусство, в котором отражен образ города, территории, а также их узнаваемых составляющих.

Говоря о потенциале искусства для продвижения Владивостока как свободного порта и открытого города, необходимо отметить, что есть определенный исторический «бэкграунд», на основе которого можно вести соответствующую работу сегодня [5; 11].

В настоящее время живопись и монументальное искусство - это те два вида классического искусства, которые не просто имеют значение для современности и для истории, но и несут гораздо больший потенциал и имеют большее значение применительно к ближайшему будущему региона [16]. Они могут создать «проекцию» в это будущее, показывая, прежде всего, самые значимые аспекты современности. И дело в том, что это не просто отражение каких-то реальных событий, выражение автором духа эпохи и исторических событий. Также это определенно и футуристическая проекция, направленная в будущее. Художники и скульпторы отражают в той или иной степени не только существующее положение вещей, но и то, как бы они хотели видеть продолжение настоящего. Говоря про Владивосток как объект восприятия следует подчеркнуть, что современное искусство, к примеру, живопись приморских авторов, достаточно широко известна, и эта известность простирается далеко за пределы нашего региона. Не стоит забывать и о том, что в высших и средне-специальных учебных заведениях региона готовятся специалисты по направлениям, непосредственно связанным с искусством - художники, дизайнеры, скульпторы и архитекторы [6]. Поэтому именно с помощью искусства можно выйти за пределы неких традиционных форматов имиджевого продвижения города и работать в прикладном отношении, занимаясь формированием бренда территории и имиджа региона. И для привлечения внимания к развитию региона, к людям, которые здесь живут или переезжают сюда [15]. Это будет иметь значение прежде всего в рамках политики «Восточного вектора».

Сегодня необходимы совместные усилия органов власти, представителей науки, активной части профессионального сообщества деятелей культуры для того, чтобы определить самые «прорывные» направления в искусстве, то, над чем следует работать для продвижения имиджа Владивостока. Необходимо создавать мультикультурную площадку применительно к искусству на территории Владивостока [8]. Тем более что общий тренд современной урбанистики показывает, что любая современня агломерация всегда связана с культурной составляющей, имеет соответствующий базис.

Можно констатировать, что сегодня в региональной культуре и искусстве пока недостаточно отражен «Восточный вектор» развития региона, позиционирование Владивостока как центра опережающего развития.

Применительно к нынешней проблематике развития бренда Владивостока наиболее актуальными видятся такие темы в искусстве, как работа территорий опережающего развития, Свободного порта Владивосток, такие проекты как «Дальневосточный гектар», переселение сюда соотечественников и многие другие. Необходимо отображать это в искусстве, тем более что постепенно это будет становиться историей. Важной задачей является формирование в современном искусстве интернационального образа Владивостока, потому что город действительно все больше и больше становится таковым. Необходимо отражать в искусстве такую мультикультурность Владивостока - это и люди на улицах, это и общественное питание, которое сегодня представлено как мультикультурная паназиатская и паневропейская кухня. Это приморские порты, заход круизных лайнеров, нахождение в городе туристов, и другие подобные тематики. Так же как мы сегодня судим о Владивостоке времен имперского порто-франко и о советском периоде по кинохронике, фотодокументам и картинам известных художников того периода, и нынешний период должен быть запечатлен в искусстве. В искусстве необходимо отразить современное освоение Дальнего Востока - как открываются новые предприятия, работают иностранцы, приезжающие сюда, любые позитивные изменения в регионе.

Таким образом, основными трендами существующей ситуации являются следующие:

- достаточно высокая известность Владивостока как крупнейшего российского города и морского порта на Тихоокеанском побережье страны, который исторически сочетал две ключевые функции - военно-политического форпоста восточной части государства и крупнейшего транзитного логистического центра;

- наличие примеров позиционирования Владивостока в искусстве и литературе, активная романтизация образа морского города в советский период, формирование образа города как центра современной рыночной экономики и современного международного сотрудничества начиная с 90-х гг. ХХ в. и до наших дней;

- во Владивостоке слабо реализуются стратегии создания зонтичных брендов для родовых групп товаров, на основе которых формируется и бренд территории города и региона, что помогает продвигать продукцию для всех групп потребителей как в других регионах России, так и за рубежом. Их может быть целая серия, как «Сделано в Приморье», «Владивостокские морепродукты», «Дальневосточные сладости» и т. д.;

- весьма неактивно используются возможности для создания новых произведений искусства, отражающих современное развитие Владивостока как свободного порта; таких составляющих, как территории опережающего развития (ТОР) и т. д.;

- фактически отсутствует система единого продвижения Владивостока, образа жизни и иных гуманитарных составляющих, а также товаров и услуг, производимых соответственно на территории Приморского края и его столицы;

- въездной туризм крайне слабо интегрирован в систему имиджевых и рекламных коммуникаций по продвижению бренда территории. На практике отсутствуют система, связывающая туристические маршруты с местами производства и продажи товаров местного и регионального производства, промышленный и производственный туризм, развитие малого и среднего бизнеса, ориентированного на производство фирменных товаров для туристов [12];

- во многом в массовом сознании сегодня Владивосток утратил романтизм восприятия как морского города, как агломерации, связанной с развитием морских профессий, хотя именно эта составляющая имеет сегодня большое значение и могла бы использоваться достаточно активно.

Соответственно, к числу актуальных задач в таких условиях можно отнести следующие:

- активизация создания бренда территории Владивостока и его продвижения для российской и иностранной целевой аудитории, в том числе с использованием уже сложившихся исторических стереотипов восприятия территории [4];

- создание преференций для региональных производителей, которые производят и экспортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью, пользующуюся устойчивым спросом у иностранцев, для использования имиджа таких товаров, как части бренда территории Владивостока [3; 7; 9];

- популяризация таких мощных имиджевых составляющих, как морские порты, морские профессии, торговый и рыболовецкий флот, «Владивостокская крепость» и другие в современном искусстве;

- активизация работы с предпринимательским сообществом ДФО для создания стимулов для расширения числа участников ВЭД, производящих экспортные товары и услуги;

- использование искусства и гуманитарных информационных носителей для информационного продвижения образа города;

- создание системы целенаправленного информирования зарубежных туристов о наиболее перспективных с точки зрения экспорта российских товарах, с акцентом на запоминаемость и узнаваемость соответствующих товарных категорий и их смысловой «привязки» к Владивостоку, использование образов этих товаров в современном искусстве в привязке к локации столицы региона;

- формирование образа современного Владивостока и его развития в рамках политики «Восточного вектора» в искусстве с перспективой активного распространения таких носителей за пределы региона, к примеру, с использованием живописи приморских художников, предметов декоративно-прикладного искусства, имеющих высокий экспортный потенциал как предметы культурного назначения.

Список литературы

1. Брендинг территории. Лучшие мировые практики. URL: https://ur-consul. ru/Bibli/Bryending-tyerritoriyi-Luchshiye-mirovyye-praktiki.html (дата обращения: 25.06.2021).

2. Данилова Е. А., Шайхетдинов А. В. Брендинг приграничных территорий Дальнего Востока Российской Федерации как фактор повышения качества жизни

населения региона // Вестник Томского государственного университета. 2021. № 4б2. С. 9б—102.

3. Владимир Путин: Дальний Восток - ключевое направление для экспорта продовольствия в АТР. URL: https://minvr.gov.ru/press-center/news/13B9B/ (дата обращения: 20.09.2020).

4. Внешнеэкономические связи Дальнего Востока со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. URL: https://otherreferats.allbest.ru/international/001B37 22_0.html (дата обращения: 25.0B.2020).

5. Дьяков В. И. Таможенные проблемы и совершенствование дела сохранения культурных ценностей. // Таможня. 2017. № 4. С. бб.

6. Край бунтарей. Современное искусство Владивостока 19б0-2010 гг. URL: https://gallerix.ru/pr/kray-buntarey-sovremennoe-iskusstvo-vladivostoka-19б0-2010-e/ (дата обращения: 25.0б.2021).

7. Кондратюк К. В. Внешняя торговля Дальневосточного федерального округа // Молодой ученый. 2017. № 2 (13б). С. 444-447.

B. Культурно-исторический потенциал города Владивостока как фактор туристской мотивации URL: https://www.referat911.ru/Turizm/kulturnoistoricheskij-potencial-goroda-vladivostoka-kak/290060-2629923-place 1.html (дата обращения: 25.0б.2021).

9. Паначева А.С., Самойленко П. Ю. Проблемы брендирования дальневосточных товаров и услуг в рамках российской политики восточного вектора. URL: https://sfera.fm/articles/rybnaya/problemy-brendirovaniya-dalnevostochnykh-tovarov-i-uslug-v-ramkakh-rossiiskoi-politiki-vostochnogo-vektora (дата обращения:

23.09.2020).

10. Попиль В. А. Символы туристических брендов субъектов федерации Дальневосточного федерального округа РФ как инструмент управления развитием территории // Вестник Забайкальского государственного университета. 201B. № 2. С. B2-B6.

11. Почему падают объемы экспорта Дальнего Востока и Байкальского региона. URL: https://www.eastrussia.ru/material/eksport-v-aziyu-ostaetsya-problemoy (дата обращения: 15.09.2020).

12. Территориальный брендинг на примерах. URL: https://koloro.ru/blog/ brending-i-marketing/territorialnyy-brending-na-primerakh.html (дата обращения:

25.06.2021).

13. Экспортный потенциал Дальнего Востока. Как удовлетворить растущий спрос АТР. URL: http://tass.ru/vef-2017/articles/453BB15 (дата обращения: 05.09.2020).

14. Дальний Восток. Экспорт в Азию остается проблемой. Электрон. ресурс. URL: https://www.eastrussia.ru/material/eksport-v-aziyu-ostaetsya-problemoy (дата обращения: 19.09.2020).

15. Branding // American Marketing Association. URL: https://www.ama.org/ topics/branding (дата обращения: 01.05.2021).

16. Владивосток как центр культурного развития Приморского края. URL : https ://cyberleninka.ru/article/n/vladivostok-kak-tsentr-kulturnogo-razvitiya-primorskogo-kraya/viewer (дата обращения: 05.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.