Научная статья на тему 'ОБРАЗ ВИКТОРИАНСКОГО ДЖЕНТЛЬМЕНА В РОМАНЕ Т. ГАРДИ "ТЭСС ИЗ РОДА Д'ЭРБЕРВИЛЛЕЙ"'

ОБРАЗ ВИКТОРИАНСКОГО ДЖЕНТЛЬМЕНА В РОМАНЕ Т. ГАРДИ "ТЭСС ИЗ РОДА Д'ЭРБЕРВИЛЛЕЙ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
644
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖЕНТЛЬМЕН / GENTLEMAN / ВИКТОРИАНСТВО / VICTORIAN EPOCH / СНОБИЗМ / SNOBBISM / АНГЛИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / ENGLISH NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абилова Ф. А.

В статье рассматриваются образы Энджела Клэра и Алека д'Эрбервилля как представителей английского джентльменства, чьи характеры сформированы поведенческими стереотипами и социальными реалиями викторианской эпохи.The article deals with investigation of images of Angel Clear and Alec d'Urberville as representatives of English gentlemanship, distinctive marks of them are shaped by stereotypes of behavior and social reality of Victorian epoch.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ВИКТОРИАНСКОГО ДЖЕНТЛЬМЕНА В РОМАНЕ Т. ГАРДИ "ТЭСС ИЗ РОДА Д'ЭРБЕРВИЛЛЕЙ"»

УДК 820 Гарди - 31.06 Ф.А. Абилова

Образ викторианского джентльмена в романе Т. Гарди «Тэсс из рода

д'Эрбервиллей»

Дагестанский государственный университет; abilovafiruza@mail.ru, fukuo-ka2003@yandex. ru

В статье рассматриваются образы Энджела Клэра и Алека д'Эрбервилля как представителей английского джентльменства, чьи характеры сформированы поведенческими стереотипами и социальными реалиями викторианской эпохи.

Ключевые слова: джентльмен, викторианство, снобизм, английский национальный характер.

The article deals with investigation of images of Angel Clear and Alec d'Urberville as representatives of English gentlemanship, distinctive marks of them are shaped by stereotypes of behavior and social reality of Victorian epoch.

Keywords: gentleman, Victorian epoch, English national character, snobbism.

Одним из ключевых понятий, связанных с английским национальным характером, является понятие «джентльмен». «Трудно указать образец, влияние которого распространялось бы так широко, и притом не только в обществе, где он возник, но и за его пределами, образец равной интеграционной силы, образец, который в такой же степени унифицировал бы общество, преодолевая классовые и национальные барьеры», - пишет о нем польский историк М. Оссовская в книге «Рыцарь и буржуа» [1, с. 127]. Согласно Британской энциклопедии, упоминающей это понятие в 1400 г., это человек благородного рождения или сын благороднорожденного.

С течением времени понятие джентльмена претерпело существенные изменения. По мере демократизации европейского общества после буржуазных революций, когда возросло значение «среднего класса», утверждается тенденция выдвигать на первый план не происхождение, а личные достоинства джентльмена. В настоящее время это понятие, лишившись классового содержания, существует лишь как форма вежливого обращения к кому-либо вне зависимости от его социального или имущественного положения. Но тип джентльмена, который стал квинтэссенцией английского характера, был сформирован в XIX веке образом жизни англичан викторианской эпохи, ознаменовавшейся экономической и политической стабильностью внутри страны и расширением Британской империи, блистательным развитием национальной культуры и в первую очередь литературы. Огромные перемены, происходившие в Англии, затронули все стороны жизни человека и общества. В это время, вытесняя аристократию, вступает в свои права средний класс, чьи качества - трезвость, умеренность, трудолюбие, экономность, хозяйственность - стали в обществе нормой. Вместе с тем у аристократии буржуа перенимали правила поведения и нормы морали. Уже не знатность происхождения, а следование этим нормам и правилам, безупречность во всех отношениях и достойное поведение в любых ситуациях делало англичанина джентльменом.

Викторианский джентльмен становится подлинным «героем времени», заняв одно из главных мест в литературе XIX века. Характер и манеры истинного джентльмена стали предметом изображения в романах Э. Троллопа, Э. Гаскелл, Дж. Мередита, Дж. Голсуорси и др. Т. Гарди в своем творчестве отдавал предпочтение изображению крестьян, представителей патриархальной фермерской Англии. Но по крайней мере один персонаж Т. Гарди наделен характерными чертами джентльмена. Это Энджел Клэр, герой романа «Тэсс из рода д'Эрбервиллей».

В структуре романа ему отведена роль второстепенного персонажа, несмотря на то, что судьба Тэсс Дарбейфилд, главной героини, в значительной степени оказывается зависимой именно от него. Критики отмечают подчиненный характер образа Энджела Клэра и его психологическую неразработанность. «Его психологический переворот в Бразилии дан в поверхностной трактовке, из-за чего он не приобретает равного с образом Тэсс веса», - считает, например, Р. Самнер [2, с. 217]. Л. Бьорк замечает, что характер Энджела Клэра «скорее интеллектуальный, чем эмоциональный» [3, с. 114]. Отечественные литературоведы рассматривают образ Энджела в категориях «положительный - отрицательный», отмечая наличие в его характере черты того и другого достоинства. В качестве ведущих среди них выделяют склонность Энджела к искреннему порыву, желание перешагнуть через сословные барьеры, и в то же время указывают на его неспособность преодолеть принятые в обществе условности [4, с. 92; 5, с. 15-16]. Но если отвлечься от такого прямолинейного противопоставления и внимательнее присмотреться к этому образу, то мы увидим черты, относящиеся к доминантным в характеристике английского национального характера, и прежде всего, английского джентльмена.

Начнем с происхождения. Знатным его назвать нельзя: Энджел Клэр был сыном бедного священника. Родители с трудом смогли оплатить образование старшим сыновьям: один из них стал, как и отец, священником, другой - ученым, деканом колледжа. Прекрасно образованные, корректные до мозга костей молодые люди, -«такие безупречные модели ежегодно сходят с токарного станка систематического обучения» [6, с. 165]. Оборотной стороной такого обучения становится все возрастающая духовная ограниченность, которую Энджел почувствовал в своих братьях. Отсюда - его нежелание отправляться в Кембридж. Какая-то «мечтательность, внутренняя сосредоточенность в манерах его и взгляде заставляли предполагать, что этот человек ни к чему особенно не стремится и не заботится о своем материальном благополучии» [6, с. 124-125]. Он «без всякой системы переходил от одного занятия к другому, строил планы и размышлял. Он начал проявлять равнодушие к взглядам и традициям общества. В нем развивалось презрение к привилегиям, какие давали общественное положение и богатство. Даже "добрая старая семья"... утратила для него всякое очарование, поскольку среди членов ее не было людей, воодушевленных новыми идеями» [6, с. 127].

Подобное поведение не является чем-то неожиданным или экстраординарным. Жизнь «заставляет англичан время от времени дистанцироваться от формулы успеха и оценивать ее критически», - пишут авторы книги «Лингвокультурный типаж "английский чудак"« [7, с. 90]. В глазах обывателей, каковыми, без сомнения, являются старшие братья Клэра, всегда торопившиеся «присоединиться к общему мнению» [6, с. 165], поведение Энджела выглядит чудаковатым. Однако оно вполне вписывается в рамки английского национального характера, в т. ч. и джентльмена, в число базовых характеристик которого входило отсутствие профессиональной деятельности как таковой.

Нежелание Энджела Клэра поступать как все, тем не менее, не делает его ниспровергателем основ общества. «Английский образ жизни обладает способностью рождать индивидуалистов, которые не бросают вызова общепринятому порядку, но предпочитают отличаться от других людей какими-то специфическими склонностями или безвредными странностями, - пишет В. Овчинников в своей книге «Корни дуба». -Разнообразие и своеобразие этих склонностей свидетельствует о том, что, делая упор на незыблемых правилах поведения, английское общество оставляет известную отдушину и для индивидуализма» [8, с. 89].

Наряду со стремлением избежать клейма профессионализма в понятие джентльмена непременной частью входит «свободное распоряжение своим временем» [1, с. 140]. Энджел Клэр «изучал то, что хотел знать» [6, с. 135], «читал книги, которые его интересовали, не заботясь о том, чтобы извлекать из них сведения, необходимые для

какой-либо профессии» [6, с. 129]. Он не получил университетского образования, но, как истинный джентльмен, разбирается в искусстве, любит музыку и играет на арфе, начитан, прекрасно знает историю и мифологию, часто использует в своей речи библейские образы, хотя предпочитает «проповедь природы церковным проповедям» [6, с. 150]. Но поскольку в XIX веке джентльменам приходится так или иначе работать, Энджел Клэр должен найти для себя приемлемое занятие. Он выбирает фермерство как профессию, «которая, быть может, дарует независимость, не требуя, чтобы он ради нее пожертвовал тем, что ценил выше материальной обеспеченности, - а именно: интеллектуальной свободой» [6, с. 127-128].

В результате формируется такой парадоксальный тип англичанина, как «джентльмен-фермер». Парадоксальность называют в числе характерных примет английского национального характера, и, пожалуй, нигде она не проявляется так очевидно, как в сопоставлении любительства и профессионализма. Размышляя на эту тему, известный искусствовед и знаток английского искусства и архитектуры Н. Певзнер писал: Англия «дала немало художников-любителей, от незамужних тетушек до премьер-министров; а чтобы остаться любителем, художнику не обязательно жертвовать всей жизнью ради непременного удовлетворения непреодолимой страсти к самовыражению. Любитель вообще более типичен для Англии, чем профессионал...» [9, с. 93-94].

Любительское отношение к делу считается знаком принадлежности к избранному классу и является привилегией джентльмена. Статус джентльмена был вершиной амбиций англичанина. «Считалось, что хозяин загородного поместья если и пробовал свои силы на каком-то поприще, то не ради корысти, а из чувства долга перед обществом или для собственного удовольствия. даже если джентльмен трудился по необходимости, он все равно старался делать вид, что относится к работе как к некоему побочному увлечению, то есть изображал из себя любителя», - подмечает В. Овчинников [8, с. 51-52].

Клэр - фермер-любитель, вынужденный трудиться по необходимости. В его отношениях с фермером Криком и его работниками нет высокомерия, он работает наравне со всеми. Но при этом не забывает воспользоваться привилегиями, не очень значительными, но подчеркивающими его более высокий, чем у окружающих, социальный статус: Энджел живет отдельно от остальных работников, завтракает за отдельным столом и даже его «посуда ставилась на откидную полочку, приделанную рядом» [6, с. 130].

Одним из главных компонентов образа джентльмена является его отношение к женщине. Для него важным оказывается не столько красота и даже не финансовое положение женщины, сколько такие качества, как добродетель, невинность, нежность, благородство. Он готов вступиться за честь девушки, и свои отношения с ней рассматривает исключительно в рамках законного брака. По этому джентльменскому кодексу чести выстраивает Энджел Клэр свои отношения с крестьянкой Тэсс. Они соответствуют созданному джентльменством культу «нежной беззащитной», которая нуждается в защите: «держал он себя так, словно готов был любить ее, беречь и охранять, невзирая ни на какие условия, перемены, трудности, разоблачения» [6, с. 186]. Так, оскорбление, нанесенное Тэсс случайным прохожим, приводит его в ярость, и он, недолго думая, вступает в драку с оскорбителем. Но ни искренность его чувств, ни способность перешагнуть через сословные барьеры не могут скрыть того факта, что «этот передовой, полный добрых намерений человек последней четверти века оставался рабом условностей и обычаев, уважение к которым прививалось ему в детстве» [6, с. 260].

Приверженность Энджела Клэра этим условностям и обычаям во всей полноте проявляется в эпизодах, изображающих знакомство Энджела и Тэсс, их сближение, зарождение любви и недолгой семейной жизни. Здесь очевидной становится

зараженность Энджела Клэра снобизмом, одной из негативных сторон английского характера, о чем писал У. Теккерей. У Клэра он проявляется в отношении к представителям более низкого, чем у него, социального положения. Так, поселившись в доме фермера Крика, он считает унизительным быть на равных с его домочадцами: «Их взгляды, обычаи, интересы представлялись ему отсталыми и бессмысленными» [6, с. 128]. Несмотря на то, что Энджел искренне любил Тэсс, - «любил ее душу, любил ее сердце, любил само существо ее» [6, с. 171], - где-то в глубине души свое намерение жениться на ней он ощущает как мезальянс, и пытается оправдать его не только в глазах родителей, которым хочется иметь невестку из их круга, но и в своих собственных: он «пришел к выводу, что между хорошей и умной женщиной одного социального слоя и хорошей и умной женщиной другого социального слоя разница гораздо меньше, чем между хорошей и дурной либо умной и глупой одного и того же слоя или класса» [6,171]. Хотя Энджел критически относится к претензиям аристократии на благородство и чистоту крови и в глазах окружающих выглядит как «завзятый бунтарь, который ненавидит так называемые старинные фамилии» [6, с. 137], но, узнав о том, что Тэсс Дарбейфилд происходит из древнего аристократического рода д'Эрбервиллей и, получив, таким образом, возможность избежать мезальянса, не скрывает своей если не радости, то облегчения. «Общество состоит из неисправимых снобов, и теперь - благодаря вашим предкам - с большой охотой примет вас как мою жену.», - поучает Энджел свою невесту. И настаивает на том, что теперь она должна «правильно произносить свою фамилию - д'Эрбервилль» [6, с. 193]. Происхождение, положение в обществе для него, как оказывается, значит не меньше, чем для любого другого представителя его класса: «Твоя фамилия - наша козырная карта, и для большего эффекта я ее открою, когда мы повенчаемся.» [6, с. 197].

Но чистота и невинность невесты для общественного мнения викторианской Англии оказывается предпочтительнее чистоты крови. Общественная мораль этого времени была достаточно сурова по отношению к женщине. Девушка, оставшаяся ненадолго наедине с мужчиной, не сделавшим ей предложения руки и сердца, в глазах общества считалась скомпрометированной; женщина, имевшая добрачные половые связи, даже вынужденные, как в случае с Тэсс, считалась падшей. В то же время неженатому мужчине «закон и общественное мнение разрешают удовлетворение любого сексуального желания, ограничивая его лишь соображениями приличий» [10, с. 361]. Этот двойной стандарт викторианской морали становится наглядным благодаря эксперименту, который, отдавая дань натурализму, ставит в романе Т. Гарди. Суть его заключается в том, что и Тэсс, и Энджела писатель ставит в сходные обстоятельства: у Энджела также были добрачные половые отношения. Но результаты эксперимента оказались различными для его участников: не только в общественном мнении, но и в глазах любимого человека Тэсс оказывается виноватой: «Он видел в ней обманщицу, падшую женщину, принявшую облик невинной девушки» [6, с. 228].

Известие о «падении» Тэсс стало для Энджела сильнейшим ударом, так как чистота невесты для джентльмена всегда стоит на первом месте. Жестокая система моральных условностей и предубеждений не позволяет ему простить Тэсс. «Речь идет не о том, заслуживаешь ли ты уважения, а о принципах», - заявляет он [6, с. 239].

Энджел Клэр превыше всего ставит свою репутацию и честь. Узнав, что Алек д'Эрбервилль, виновник «падения» Тэсс, по-прежнему живет в Англии, Энджел боится, что ее прошлое станет известно всем, и его репутация будет запятнана. Общественное положение джентльмена будет небезупречным, если он женат на женщине с сомнительным прошлым. А потому он считает себя вправе бросить Тэсс на произвол судьбы. Но чтобы не разразился скандал, который может отразиться на его репутации джентльмена, Энджел предлагает ей пожить некоторое время вместе, «только ради приличия», и с облегчением принимает ее решение уехать к своим родителям.

В этой драматической ситуации Энджел Клэр проявляет качества, которые

неизменно присутствуют в романах, когда речь идет о характере английского джентльмена, - сдержанность, самообладание, хладнокровие. Выслушав исповедь Тэсс, он остается «спокойным и холодным; маленький рот с плотно сжатыми губами свидетельствовал об умении его владеть собой» [6, с. 233]. Обращает на себя внимание, с какой настойчивостью Т. Гарди демонстрирует названные качества Энджела Клэра именно в этой ситуации: на протяжении незначительного, примерно в тридцать страниц, объема текста он неоднократно говорит о суровой логике, таившейся в глубине души героя, о непреклонности характера, побеждающей все склонности и стремления, об упорстве, переходящем в жестокость.

Энджел Клэр - джентльмен в традиционном для этого времени понимании, озабоченный своим публичным образом. «Разные слои общества - разные взгляды. ...ты понятия не имеешь о значении социальных оценок», - говорит Энджел в ответ на попытки Тэсс оправдаться [6, с. 231]. Для нее они действительно не имели большого значения. Суровые правила викторианского кодекса социального поведения по-разному воспринимались в различных слоях общества. Они регламентировали главным образом уклад нижних слоев среднего класса, в то время как в среде титулованной аристократии они служили предметом насмешки, а для простых людей просто не существовали. Об этом пишет Д. Фаулз в статье «Англия Томаса Харди»: «Беременность до свадьбы была обычным делом, и до брака беременела почти каждая девушка, что респектабельными господами в городах интерпретировалось как распущенность и отсутствие морали» [11, с. 375]. Оказавшись в ситуации непростого для джентльмена выбора - веление сердца или репутация джентльмена, Энджел Клэр выбирает второе. Его любовь к Тэсс была «не столько пламенной, сколько лучезарной» [6, с. 239], «слишком духовной, для повседневной жизни, слишком неземной» [6, с. 242]. В отношениях с любимой ему не хватало простых человеческих чувств - доброты, чуткости, способности сочувствовать и сопереживать. Об этом говорит Т. Гарди в парадоксальном замечании: «если бы у Клэра животное начало было сильнее, он вел бы себя благороднее» [6, с. 242].

Нельзя не упомянуть еще об одном персонаже романа, претендующем называться джентльменом. Это Алек д'Эрбервилль, оттеняющий по контрасту образ Энджела Клэра. Если Энджел - джентльмен в традиционном представлении, то Алек д'Эрбервилль - это тип нувориша, богатого бездельника без должной для джентльмена родословной. Его отец, Саймон Сток, принадлежал к тем выходцам из буржуазии, представители которой не довольствовались приобретенным богатством, а стремились войти в аристократическую среду, и с этой целью приобретали земли, покупали титулы и, подражая аристократии, создавали себе генеалогию. Разбогатев, Саймон Сток возымел желание «обзавестись фамилией, которая не была бы столь тесно связана с удачливым торговцем прошлых лет и звучала бы менее заурядно, чем собственная его фамилия. .фамилия д'Эрбервилль была присоединена к его фамилии как для него самого, так и для его наследников на веки вечные» [6, с. 53]. Таким образом, Саймон Сток в соответствии с традицией, существовавшей с XVIII века, признается джентльменом в первом поколении, а его сын Алек д'Эрбервилль уже является наследственным джентльменом, не обремененным необходимостью работать, обладающим средствами, обеспечивающими ему чувство свободы.

Алек д'Эрбервилль, скорее, играет роль джентльмена, так же, как роль «трагического злодея» драмы Тэсс, как роль проповедника, который «больше декламировал, чем убеждал» [6, с. 293], или роль одетого в нелепый костюм ветхозаветного крестьянина. Он придает первостепенное значение внешним атрибутам: одежде, манерам, он курит сигары, обольщает Тэсс, очаровывает семейство Дарбейфилдов. Он больше соответствует новому типу джентльмена, который формируется в эпоху викторианства, когда его образ перестает отождествляться с земельным дворянством, а представляет собой горожанина среднего класса. В отличие

от Энджела Клэра, который собирается стать землевладельцем и с этой целью изучает фермерское дело, Алека д'Эрбервилля не волнуют вопросы сельского хозяйства и проблемы фермеров, а его дом похож не на привычную помещичью усадьбу, а на «загородный дом, построенный исключительно для отдыха, и землю, примыкавшую к нему, не обрабатывали.» [6, с. 52].

Отношение Алека д'Эрбервилля к женщине тоже не соответствует кодифицированному поведению джентльмена: он пользуется плачевным положением Дарбейфилдов, чтобы принудить Тэсс к сожительству. Но некоторым образом Алек д'Эрбервилль «при всех своих пороках кажется более привлекательным», - считает Дж. Гранди [12, с. 6]. Джентльменские качества Энджела Клэра уже не вызывают симпатии. Возможно, то чувственное начало, которого, по словам писателя, недоставало Энджелу, но которое подчеркнуто в облике и поведении Алека, делает его более привлекательным, и не только в глазах читателя. Стоит обратить внимание на замечание, которое делает писатель в начале романа, рассказывая о семье Саймона Стока: «Следовало признать, что семья эта являлась прекрасным деревом для прививки фамилии, чрезвычайно нуждавшейся в таком обновлении» [6, с. 53].

Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что в романе Т. Гарди «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» представлено два типа английского джентльмена, отражающие поведенческие стереотипы и социальные реалии викторианской эпохи. Энджел Клэр представляет тип традиционного джентльмена с соответствующим происхождением, воспитанием и набором черт английского национального характера; Алек д'Эрбервилль -новый, более современный тип джентльмена, представитель среднего класса, для которого внешняя атрибутика важнее следования кодексу викторианской морали.

Литература

1. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали. - М., 1987.

2. Samner R. Jude and Sue: the Psychological Problems of Modern Man and Women // Thomas Hardy: The Tragic Novels/ А selected of critical essays. Ed. by R. P. Draper. Basingstoke. - London: Macmillan, 1991.

3. Bjork L.A. Psychological vision and social criticism in the novels of Th. Hardy. -Stockholm: Almqvist and Wiksell int. 1987.

4. Урнов М. Томас Гарди. Очерк творчества. - М., 1969.

5. Толмачев В. Английский роман "конца века": от Т. Харди до Дж. Голсуорси // Зарубежная литература конца XIX - начала XX века: в 2 т. / под ред. В.М. Толмачёва. -М., 2007. - Т. 2.

6. Гарди Т. Тэсс из рода д'Эрбервиллей. Джуд Незаметный / пер. с анг. В.А. Кривцовой. - М., 1970.

7. Карасик В., Ярмахова Е. Лингвокультурный типаж «английский чудак». - М., 2006.

8. Овчинников В. Корни дуба. Впечатления и размышления об Англии и англичанах. - М., 1980.

9. Певзнер Н. Английское в английском искусстве. - СПб., 2004.

10. Эптон Н. Любовь и англичане. - Челябинск: Урал Л.Т.Д., 2001.

11. Фаулз Д. Англия Томаса Харди // Фаулз Д. Кротовые норы. - М., 2004.

12. Grundy J. Hardy and Milton // Thomas Hardy Annual. L. - 1985. - № 3.

Поступила в редакцию 03.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.