Научная статья на тему 'Роман-трагедия Т. Гарди: особенности финала'

Роман-трагедия Т. Гарди: особенности финала Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
503
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ/ЗАКРЫТЫЙ ФИНАЛ / ФАБУЛЬНАЯ ЗАВЕРШЕННОСТЬ / АВТОРСКАЯ РОЛЬ / OPEN/CLOSED FINALE / PLOT COMPLETION / AUTHOR'S ROLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абилова Ф. А.

В статье исследуются особенности финала в романе-трагедии Т. Гарди (Тэсс из рода д’Эрбервиллей», «Джуд Незаметный»). В отличие от повествовательного канона викторианского романа, требовавшего разрешения конфликта и композиционной уравновешенности, в романах Т. Гарди выявляется отчетливая тенденция к формированию открытого финала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роман-трагедия Т. Гарди: особенности финала»

Абилова Ф.А.

Доцент, кандидат филологических наук, кафедра зарубежной

литературы

Дагестанский государственный университет

РОМАН-ТРАГЕДИЯ Т. ГАРДИ: ОСОБЕННОСТИ ФИНАЛА

Аннотация

В статье исследуются особенности финала в романе-трагедии Т. Гарди (Тэсс из рода д’Эрбервиллей», «Джуд Незаметный»). В отличие от повествовательного канона викторианского романа, требовавшего разрешения конфликта и композиционной уравновешенности, в романах Т. Гарди выявляется отчетливая тенденция к формированию открытого финала.

Ключевые слова: открытый/закрытый финал, фабульная

завершенность, авторская роль

Key words: open/closed finale, plot completion, author’s role

При рассмотрении проблемы финала во главу угла ставится оппозиция «открытости» - «закрытости». Устоявшийся («закрытый») финал привносил порядок в художественный мир произведения, восстанавливал эпическое равновесие и гармоническое единство бытия, нарушенное перипетиями индивидуального существования каждого из героев. «Открытый» финал оставляет произведение фабульно незавершенным, что противоречит сущности романа как «конечной модели бесконечного мира» (Ю.М. Лотман).

Разрешение противоречия между незавершенностью жизни и художественной завершенностью произведения во многом зависит от жанра. «Проблема завершения, - писал П.Н. Медведев, - одна из существеннейших проблем теории жанра. ...Распадение отдельных искусств на жанры в значительной степени определяется типами завершения целого произведения. Каждый жанр - особый тип строить и завершать целое»

[4,35}. Романный жанр тяготеет к композиционной завершенности, к упорядоченности и уравновешенности. Трагедии же в большей степени свойствен открытый финал, что связано с лежащим в ее основе принципиально неразрешимым, не допускающим примирения конфликтом.

В английском романе эпохи викторианства сформировался повествовательный канон с закрытым финалом, устойчивую структуру которого составляли разоблачение и наказание порока вкупе с торжеством добродетели, примирение социальных противоречий и непременный хэппи-энд. Подводила итог и завершала моделирование художественной картины мира наиболее характерная для викторианского романа авторская роль - роль «всеведущего рассказчика».

Признаки открытого финала начинают обнаруживаться в романе середины XIX века в творчестве Ч. Диккенса, У. Теккерея, в первых романах Уэссекского цикла Т. Гарди. Завершающие цикл романы «Тэсс из рода д'Эрбервиллей» («Tess of the d’Urbervilles») и «Джуд Незаметный» («Jude the Obscure») демонстрируют не просто отклонение от викторианского повествовательного канона, но формирование новой жанровой

разновидности романа. Драматические потенции, заложенные в

синтетической природе романа, усвоение принципов драматургии и постановка глубокой социально-психологической проблематики позволили Т. Гарди «превратить свои романы в романы-трагедии» [5, 416].

В романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» рассказывается история бедной девушки Тэсс Дарбейфилд, соблазненной богатым бездельником. Однако банальная история в романе Т. Гарди приобретает совершенно новые черты. Писатель деконструирует привычный финал викторианского романа, обманывая ожидания читателя: соблазнитель с аристократической фамилией оказывается жуликоватым буржуа, а убившая своего обидчика «падшая» в глазах общественного мнения героиня - «чистой женщиной», и никакого хэппи-энда. Цельная натура, не способная на сделку с совестью,

обладательница «слегка неуравновешенного характера, унаследованного от предков» [1,104], Тэсс оказывается во враждебной ей среде «социальных законов» [1,105]. Осознание зависимости своего положения от этого закона ставит героиню в ситуацию выбора: либо принять его, либо идти ему наперекор. Убийство Алека д’Эрбервилля, единственно возможная для нее форма протеста против «социальных условностей», приводит ее к гибели. Но в романе Т. Гарди «не просто умирает женщина по имени Тэсс - это гибнет целый образ жизни», - считает Д. Фаулз [8,368]. По мнению М. Урнова, роман «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» - «первый и единственный английский роман, в котором делается попытка с широтой и размахом классического социального романа осмыслить судьбу английского крестьянства» [6, 97].

Казнью Тэсс исчерпывается фабула романа. Но, как пишет Н.С. Лейтес, «окончанию на фабульном уровне нередко противоречит... сюжетная и обобщающе-проблемная открытость» [3,42]. Эта закономерность

проявляется в финальной сцене романа «Тэсс из рода д'Эрбервиллей», изображающей уходящие вдаль две человеческие фигуры: «Это были Энджел Клэр и юная девушка, полуребенок-полуженщина, живое подобие Тэсс, тоньше, чем она, но с такими же чудесными глазами, - Лиза Лу, свояченица Клэра» [1,379]. Дорога, по которой они идут, становится побудительным мотивом к размышлениям о том, какая судьба ждет эту «скорбную пару». М. Урнов полагает, что в финале появляется «робкий, символический», но все же «свет надежды» на, может быть, более счастливую жизнь, чем у Тэсс [6, 99]; Д. Фаулз надеется, что Тэсс остается «освобожденной и возрожденной под другим именем» [8,247]; Д. Шварц считает, что Энджэл Клэр и Лиза Лу не смогут «убежать от семейной истории» [10,31]. Таким образом, открытый финал романа «Тэсс из рода д’Эрбервиллей» формируется вариативностью финала как в плане интерпретации, так и в плане возможного дальнейшего сюжетного продолжения.

Нерешенностью поставленных в романе проблем формируется открытый финал романа «Джуд Незаметный». В его основе лежит, по словам Т. Гарди, конфликт «между идеальной жизнью, которую человек желает вести, и убогой реальностью, на которую он обречен» [цит. по: 9, 235], и он не получает в романе исчерпывающего разрешения. Это центральная коллизия романного мира, и она принципиально неразрешима, поскольку изначально заложена в природе взаимоотношений человека и общества. Как пишет Г. Косиков, сокровенная «цель романа заключается в том, чтобы показать, что человеческая подлинность во всей ее субстанциональной глубине, или, говоря словами М.М. Бахтина, “избыток человечности”, не укладывается ни в какую наличную социально-историческую плоть, что обретение бытийной полноты в пределах сущего мира в принципе невозможно» [2]. К пониманию этого приходит Джуд Фаули, главный герой романа: «...что-то неладно с нашими общественными порядками, но что -это уж пусть скажут умные головы, не мне чета, если вообще суждено докопаться до этого в наше время» [1,672] (курсив мой - Ф.А.).

Так же, как в романе «Тэсс из рода д’Эрбервиллей», в последнем романе Т. Гарди фабульную линию завершает смерть главного героя. Но поиски Арабеллой нового спутника жизни, ее пророчество о будущих страданиях Сью Брайдхед выявляют незавершенность противоречий действительности в рамках данного сюжета, транслируя проблему за пределы произведения и побуждая вдумчивого читателя к размышлениям.

Обозначив тему романа «Джуд Незаметный» как «трагедию неосуществленных замыслов», Т. Гарди предопределил открытый характер его финала. В постскриптуме к роману писатель обращает внимание на центральные категории классического жанрового канона трагедии -конфликт и катарсис. Указав, что главным в книге является «раскрытие трагического конфликта, состоящего в вынужденном приспособлении естественных склонностей человека к обветшалым докучным шаблонам», он

выражает надежду, что «трагедии этой будет свойственно некое очистительное воздействие в аристотелевском духе» [1,386-387]. Катарсис усиливает «тональность неразрешенности», создаваемую конфликтом, и переносит трагическую проблематику за его границы.

Эстетика «открытой формы» предопределила и специфику авторской роли. В анализируемых романах находит воплощение своеобразное сочетание «всеведущего рассказчика» с принципом драматизации повествования, когда традиционное повествование от третьего лица заменяется несобственно-прямой речью, когда усиливается значение диалога, раскрывающего картину внутренних противоречий и исканий героев непосредственно, без авторского вмешательства. Благодаря диалогу, которым завершается роман «Джуд Незаметный», контрастное соотношение конечности романа и проницаемости его границ становится особенно заметным. Таким образом, открытый финал реализуется и в жанровом аспекте.

Литература

1. Гарди Т. Тэсс из рода д’Эрбервиллей. Джуд Незаметный. - М.,

1970.

2. Косиков Г.К. К теории романа (роман средневековый и Нового времени) // [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.libfl.ru/mimesis

3. Лейтес Н.С. Роман как художественная система. - Пермь, 1985.

4. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику. - Л., 1928.

5. Сидорченко Л.В. Томас Харди // История западноевропейской литературы. XIX век: Англия: Учебное пособие для студентов филологич. ф-тов высших учебных заведений. Под ред. Л.В. Сидорченко, И.И. Буровой. СПб., 2004. С. 415- 435.

6. Урнов М.В. Томас Гарди. Очерк творчества. - М., 1969.

7. Фаулз Д. Харди и старая ведьма // Фаулз Д. Кротовые норы. - М., 2004. С. 233 - 257.

8. Фаулз Д. Англия Томаса Харди // Фаулз Д. Кротовые норы. - М., 2004. С. 361 - 378.

9. Draper R.P. Hardy’s Comic Tragedy: Jude the Obscure // Thomas Hardy. The Tragic Novels. A selected of critical essay. Ed. by R.P. Draper -Basingstoke; London: Macmillan, 1991.

10. Schwarz D.R. Beginnings and Endings in Hardy's Major Fiction // Critical Approaches to the Fiction of Thomas Hardy, ed. by Dale Kramer. -London, Macmillan, 1979. P. 17-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.