Научная статья на тему 'Образ Венгрии в официальном искусстве эпохи Миклоша Хорти'

Образ Венгрии в официальном искусстве эпохи Миклоша Хорти Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусство / М. Хорти / идеология / межвоенное время / ревизионизм / Трианонский договор / Art / Horthy era / Hungary / ideology / interwar period / revisionism / Treaty of Trianon

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скрипцова Ирина Евгеньевна

Изучение идеологических особенностей того или иного периода в истории государств является в настоящее время одним из активно развивающихся направлений в исторической науке, по-скольку позволяет найти объяснения многим процессам и явлениям.Особенно это касается наиболее спорных периодов истории, каким для Венгрии является эпоха правления Микло-ша Хорти. Травмирующие события Первой Мировой войны и раздел государства после Триа-нонского мирного договора 1920 года способствовали укреплению в обществе ревизионист-ских идей, а позже определили выбор союзников в лице захваченных фашистскими режимами Германии и Италии, в результате чего Будапешт выступил во Второй Мировой войне на сто-роне стран гитлеровской коалиции. Господствующие в то время в обществе настроения нахо-дили отражение не только в политических заявлениях, но и ярко проявлялись в искусстве, особенно в той его части, которую можно назвать «официальной». Основные черты образа Венгрии, которые создавались хортистским искусством на основе идеологических нарративов, позволяют сформировать общее представление о том, на основе каких понятий и идей населе-ние страны формировало свою идентичность. Тем не менее, в тот же период появились и про-изведения, художественными качествами которых современники восхищаются и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of Hungary in the Official Art of Mikolos Horthy's Epoche

The study of ideological features of a particular period in the history of states is currently one of the actively developing trends in historical science, since it allows for finding explanations for many processes and phenomena. This is especially true for the most controversial and “negative” periods of history, such as the era of M. Horthy’s rule in Hungary, when the country was influenced by Nazi and fascist ideology, as a result of which it fought on the side of Germany in World War II. It is precisely this political choice of the Hungarian government that is largely explained by the ideological features formed as a result of the traumatic events of World War I and the division of the state after the Treaty of Trianon in 1920. In addition to political statements, ideology is most clearly manifested in art, especially in that part of it that can be called “official”. The main features of the image of Hungary, which were created by Horthy’s art on the basis of ideological narratives, allow for a general idea of the concepts and ideas on the basis of which the country’s population formed its identity at that period.

Текст научной работы на тему «Образ Венгрии в официальном искусстве эпохи Миклоша Хорти»

ТЕРРИТОРИЯ ИСТОРИИ

УДК 94(439)

Ирина Скрипцова

Образ Венгрии в официальном искусстве эпохи Миклоша Хорти

Аннотация. Изучение идеологических особенностей того или иного периода в истории государств является в настоящее время одним из активно развивающихся направлений в исторической науке, по-скольку позволяет найти объяснения многим процессам и явлениям. Особенно это касается наиболее спорных периодов истории, каким для Венгрии является эпоха правления Микло-ша Хорти. Травмирующие события Первой Мировой войны и раздел государства после Триа-нонского мирного договора 1920 года способствовали укреплению в обществе ревизионист-ских идей, а позже определили выбор союзников в лице захваченных фашистскими режимами Германии и Италии, в результате чего Будапешт выступил во Второй Мировой войне на сто-роне стран гитлеровской коалиции. Господствующие в то время в обществе настроения нахо-дили отражение не только в политических заявлениях, но и ярко проявлялись в искусстве, особенно в той его части, которую можно назвать «официальной». Основные черты образа Венгрии, которые создавались хортистским искусством на основе идеологических нарративов, позволяют сформировать общее представление о том, на основе каких понятий и идей населе-ние страны формировало свою идентичность. Тем не менее, в тот же период появились и про-изведения, художественными качествами которых современники восхищаются и сегодня.

Ключевые слова: искусство, М. Хорти, идеология, межвоенное время, ревизионизм, Трианонский договор.

© Скрипцова Ирина Евгеньевна - студент МГИМО МИД РФ. E-mail: [email protected]

Политический контекст: внутреннее и внешнее положение

Венгрии в 1920-1930 гг.

После распада Австро-Венгерской империи Венгрия еще долго находилась в состоянии нестабильности, власть часто менялась и не было ясно, куда стране двигаться дальше. На это накладывались и внешние тяжелые обстоятельства — заканчивалась Первая Мировая война, которую страна проиграла. Правительство до последнего надеялось заключить мир на более выгодных условиях, но Антанта не пошла навстречу и всё закончилось подписанием Трианонского мирного договора (Трианонский мирный договор... 1920), который определил судьбу страны и народа на десятилетия вперед и отчасти продолжает влиять на политику сегодня.

От Венгрии по Договору было отторгнуто 60% территории, которые отошли Румынии, Чехословакии, Югославии и Австрии. При этом венгры составляли значительную часть населения. Суммарно около 3,2 млн человек оказались за границей — это было тяжело не только идеологически, но и с материальной точки зрения: страна потеряла ценные ресурсы, что обрушило ее экономическое положение. Именно экономические проблемы стали одним из основных вызовов для деятельности правительства, отражаясь на внутренней политике страны. Война и отторжение территорий резко отбросили Венгрию назад в развитии, сократив уровень жизни до 20-40% от довоенного показателя. Кроме того, к 1920 г. уровень производства в промышленности составлял 35% довоенного, а в сельском хозяйстве — 50%. Естественно, проблемой стала и инфляция, хотя и не такая высокая, как в Германии.

Первые годы независимости сопровождались сменой режимов и сведением счетов между приверженцами «старого» и «нового» порядков. Кратковременный захват власти коммунистами способствовал созданию вокруг Венгрии Малой Антанты из государств, опасавшихся ревизии со стороны Будапешта. На это были основания, поскольку заключение Трианонского договора негативно воспринималось венгерской общественностью и элитой. Всё больше было разговоров о возврате к прошлому, восстановлению великой королевской Венгрии и традиционного образа управления государством. Всё это привело к власти М. Хорти, который получил титул регента до времени, пока не будет вновь избран король Венгрии. Интересно также, что до событий 1920-1921 гг. Хорти о в политике не участвовал, а его приход к власти случился именно на гребне идеи возвращения к прошлому (Контлер Л., 2002). Поэтому правитель был вынужден внимательно прислушиваться к запросам элиты и населения и действовать исходя из них.

Для решения первых задач выхода из экономического кризиса венгерское правительство, которое в это время возглавлял И. Бетлен — один

из вдохновителем и главных оплотов новой идеологии, предприняло ряд мер: были повышены налоги, сокращены расходы на государственные нужды, в том числе на госаппарат. Также была предпринята попытка взять денежный займ у Лиги Наций. Однако противодействие бывших держав Антанты и тот факт, что стране и так нужно было выплачивать репарации, не дало достичь поставленной цели полностью: Венгрия получила только около половины запрошенных денег. Позитивным результатом антикризисных мер стало то, что уже к 1925 г. Венгрия смогла выплатить всю сумму репараций: теперь можно было заняться дальнейшим экономическим развитием. В 1927 г. появилась национальная валюта — пенгё.

Темпы экономического роста были действительно довольно быстрыми и опережали показатели соседних стран, но это носило довольно противоречивый характер: правительство поощряло жесткие протекционистские меры, доводя пошлины на импортную продукцию до 75%. Тем не менее, рост промышленного производства был довольно медленным, а сельское хозяйство практически не развивалось, превысив к 1930 г. довоенный уровень только на 2% (Контлер Л., 2002). Причиной этого была и потеря значительного количества земли, приведшая к уменьшению площади наделов — на них нельзя было интенсивно и эффективно обрабатывать землю.

Тяжелым ударом для едва окрепшей экономики стала «Великая депрессия» 1929-1932 гг. Упали цены на сельскохозяйственную продукцию, которая составляла три четверти венгерского экспорта — в результате значительно сократился и доход государства и мелких фермеров, которые из-за нехватки денег были вынуждены выставить свои участки на продажу. Правительство не смогло оказать им финансовую поддержку, поскольку настойчиво продолжало придерживаться старого курса на экономию денежных средств и снижение расходов. Венгерская промышленность пострадала не так сильно, однако объемы производства сократились примерно на 30%. Существенно снизилась доля малого и среднего бизнеса, выросла безработица. Ситуация осложнилась еще и тем, что правительству Бетлена не удалось получить внешних займов из-за банкротства Венского кредитного банка, а также немецких финансовых организаций. <

Переходя к анализу главных вызовов для правительства во внешней о политике, стоит отметить довольно тяжелое, фактически изолированное положение, в котором Венгрия оказалась сразу после подписания Триа-нонского договора. Попытка найти союзников среди других стран Восточной Европы оказалась неудачной — правительства соседних государств настороженно относились к Венгрии, опасаясь ирредентистских настроений. Также не удалось установить стабильность в отношениях с дер-

<

и <

жавами-победительницами1. Интеграция в общеевропейскую систему оказалась невозможной, в результате чего единственным путем развития осталось сотрудничество с другими государствами, недовольными итогами Первой мировой войны и желающими пересмотра существующей ситуации. Это и предопределило судьбу Венгрии, а также действия и идеологию правительства. Интересно, что сначала Венгрия (как и Германия) действовала очень осторожно, придерживаясь тактики «самоотвержения» и подчинения обстоятельствам. Это позволило ей вступить в Лигу Наций и получить денежную помощь для восстановления экономики.

Однако после 1927 г., когда наблюдатели Антанты, следившие за выполнением ограничений Трианонского договора, покинули Венгрию, в её политике начался новый этап (Контлер Л., 2002), направленный на расширение сотрудничества с наиболее близкими по настроениям государствами, также недовольными сложившейся ситуацией. Так, в том же 1927 г. был подписан договор о дружбе с Италией, началось активное сближение с Германией. Интересно, что венгерский премьер-министр Д. Гёмбёш стал первым из европейских лидеров, посетивших Германию после прихода Гитлера к власти в 1933 г.2 Вскоре Германия стала основным торговым партнером Венгрии, на её долю к концу 1930-х гг. приходилось более 50% венгерской внешней торговли.

Тесное сотрудничество с Германией, с одной стороны, давало надежду на пересмотр Трианонского договора, но с другой — фактически подчиняло венгерское руководство политической линии Гитлера. Попытка найти баланс между национализмом, который усиленными темпами набирал популярность и в самой Венгрии, и соблюдением национальных интересов (для чего, по мнению правительства, нужно было вернуть утраченные территории) стала главным вызовом для внешней политики. Венгерское правительство долгое время пыталось сохранить баланс и между сторонами будущего конфликта, но возможностей для противостояния Германии становилось всё меньше. Попытки правительства Венгрии в 1937 г. найти поддержку у Великобритании оказались безуспешными, что фактически означало, что оно должно полностью подчиниться германской линии. В 1941 г. премьер-министр П. Телеки покончил жизнь самоубийством, поскольку что не смог предотвратить вступление страны < в войну против Югославии. о

т

Это произошло, в том числе, и по вине самой Венгрии. Можно вспомнить о громком скан- 2 дале 1926 г., когда был организован заговор по подрыву экономики Франции с помощью ^ вброса фальшивых денег. В заговоре приняли участие некоторые члены правительства и государственного аппарата Венгрии.

Здесь также стоит учитывать, что Гёмбёш сам придерживался радикальных правых взглядов, и подобное было бы невозможно при консерваторе-традиционалисте Бетлене.

При этом следует отметить, что сотрудничество с Германией обеспечило частичную реализацию ревизионистских идей, и поэтому считалось оправданным в представлении части общества. Желание вернуться к временам сильной Венгрии до Трианона стало основой для выбора послевоенного строя и появления эпохи Хорти. Борьба с несправедливостью по отношению к Венгрии, которую олицетворял Трианонский договор, стала основой новой национальной идентичности и идеологии, что было одной из важнейших задач после распада старого государства.

Идеология правительства эпохи М. Хорти и её влияние

на создание образа Венгрии

Для решения многих внутренних и внешних задач правительство считало необходимым формирование новой национальной идентичности и образа страны. На это было направлено много усилий, которые должны были повлиять и на отображение роли страны в искусстве.

Во-первых, следовало «правильно» и эффектно презентовать идеи, вкладываемые правительством в политику — заявления представителей власти и публицистические работы поддерживаемых правительством авторов. Основные идеи, озвученные самим Хорти в произносимых им речах, можно найти в его мемуарах (Хорти М., 2023). Так, он говорит о том, что его правление и действия имели своей целью прежде всего, восстановление Венгрии и её утраченной силы и величия. Причем, по источникам, относящимся к 1938-1939 гг., можно проследить ассоциации Хорти с великими венгерскими правителями древности — князем Арпадом, Святым Иштваном и Белой IV ^а^ог J., 1938: 5-13). Таким образом прослеживается важный для идеологии его правительства мотив — возвращение к Венгрии прошлого, под которой понимается Венгрия еще до Австро-Венгерской империи и завоевания Османской империей. Обращает на себя внимание, что возвращением к прошлому апеллируют в своих высказываниях и другие видные деятели того времени. В частности, Дьюла Секфю в одном из своих высказываний говорит об ошибочности либеральных настроений, существовавших в Венгрии с 1867 г., и считает необходимым обращаться к консервативным идеям, которые ставит в один ряд с понятиями позитивных улучшений и разви- < тия ^екШ G., 1920). Консерватизм и стремление вернуться к прошлому о стали, таким образом, важнейшими чертами идеологии, которые сопровождали политику Венгрии времен Хорти.

Помимо исторического мотива, особое значение в формируемой идеологии приобрело христианство. Для страны стала характерной политизация религии: тесное сотрудничество государства с церковью и поддержка его лидера со стороны религиозных деятелей дополняют идеологию но-

<

и <

выми смыслами (Turbucz D., 2023: 68-69). В случае Венгрии это проявилось в ярких параллелях между судьбой Венгрии и библейских событий. Так, образ Хорти рисовался как образ мессии, который пришел, чтобы вернуть стране то, что она утратила. Разделение Венгрии по Трианонскому договору находило сопоставление со страданиями Христа. Другой мотив, который довольно часто использовался священниками в проповедях — образ Моисея, который ведет народ к Земле обетованной фипатеПеЫ... 1930: 9-10) (здесь Хорти выступает как Моисей, а Земля обетованная — Великая Венгрия до Трианонского договора). Эти мотивы создавали иллюзию неизбежного возвращения к былому величию, для осуществления которого Провидение послало Венгрии Хорти. Это также реабилитировало в глазах венгров сотрудничество с нацистской Германией, в результате которого удалось вернуть часть бывших венгерских территорий3.

По мнению исследователей, в стране складывался культ личности Хорти, который приобретал довольно большие масштабы, хотя и не мог быть сопоставлен по масштабам с феноменами культа личности Гитлера, Франко, Чаушеску и других диктаторов (Romsics I., 2016). Поэтому более корректным и точным будет определение этого явления как «особой роли личности Хорти в идеологии». Образ Хорти как разумного правителя, который пришел к власти ради блага Венгрии и возродил государственную традицию, стал одним из основных в пропаганде и идеологии. Здесь показателен и пример мемуаров Хорти, сохранивших его идеи уже после окончания эпохи. Хорти неоднократно подчеркивает, что никогда не хотел власти и не стремился к её обретению, а оказавшись во главе государства, лишь соблюдал национальные интересы (Хорти М., 2023). Развитие культа личности проявлялось и в постепенном увеличении количества его изображений, а также посвященных ему книг. Интересно проследить это явление по газетным статьям, приуроченным к дню рождения М. Хорти. С 1935 г. начинается резкое увеличение числа фраз о том, что Хорти олицетворяет собой венгерский народ (Turbucz D., 2023: 68-69). Параллельно приравнивание образа Хорти и образа Венгрии отражалось и в официальном искусстве.

Другой темой в развитии идеологии в 1920-1930 гг. стал пересмотр решений Трианонского договора, о котором Венгрия начала громко за-

< с

О

Это было воспринято населением с огромным энтузиазмом как доказательство пра- <

вильности пути, по которому пошла Венгрия - высказывались идеи и о продолжении возвращения земель и вооруженном вторжении Венгрии на Карпаты. Естественно, это не < входило в планы Гитлера и не могло осуществиться, но венгерская воодушев-ленность и безусловная вера в реальность подобных планов (даже на уровне правительства) весь показательна как результат усиленного влияния идеологии.

являть практически сразу после освобождения от репараций и выхода из международной изоляции в 1927 г. Территориальная ревизия стала основным пунктом фактически всех идеологических заявлений и акций. Правительство последовательно выводило идею ирредентизма, подразумевающего объединение в венгерское государство всех, обладающих венгерской национальностью (Zeidler M., 2007). Здесь интересно обратить внимание на практические меры, с помощью которых эта идея продвигалась и закладывалась в национальное сознание.

В 1927 г. при поддержке государства была создана Венгерская ревизионная лига (A Magyar Revizios Liga), которая занималась пропагандой новой венгерской идеологии в других странах. Главным полем для продвижения ревизионистских идей внутри самой Венгрии стало образование. Трианонский договор и его последствия подробно изучались в школах, причем каждый учебный день читалось стихотворение «Венгерское кредо», посвященное объединению всех венгров. Интересно, что эта мера, наряду с увеличением количества школ и заведений среднего профессионального образования, оказалась довольно эффективной: к концу 1930-х гг. именно молодежь больше всего доверяла Хорти и его идеологии (Turbucz D., 2023: 68-69).

Еще одно направление идеологии ирредентизма — национальная политика. Здесь следует особо остановиться на таком её элементе как еврейский вопрос, поскольку к концу 1930-х гг. идея возвращения к Великой Венгрии, во многом под влиянием Германии выливалась в достаточно жесткую дискриминацию иудаизма. Были приняты несколько законов против евреев, запрещающих им заниматься определенной экономической деятельностью, поступать в высшие учебные заведения, заключать браки с неевреями и т.п. Надо отметить, что принятие таких законов не поддерживалось представителями культуры — широкую известность получило, например, заявление деятелей искусства о том, что ограничение прав евреев-жителей Венгрии противоречит идее о защите всех граждан Венгрии (Pesti Naplo, 05.05.1938).

Что же касается венгров, оказавшихся за рубежами страны, то правительство регулярно апеллировало к притеснениям, которым венгры подвергаются. Действительно, имели место запреты на использование ^ венгерского языка, не соблюдались обязательства о соблюдении прав о венгров на территориях, где они проживали (например, в румынской Трансильвании). Эти факты создавали благоприятную почву для доказательства несправедливости Трианонского договора, а значит — для ¡^ необходимости его пересмотра.

В ряду наиболее важных направлений формирования идеологии времен Хорти нельзя не упомянуть и о внимании правительства к развитию

<

науки. Власть в Венгрии занималась этим с особым вниманием, создавая новые университеты и стремясь распространить венгерское образование и в другие страны: например, оказывалась активная поддержка венгерским студенческим сообществам за рубежом; были открыты Венгерские коллегиумы в Берлине, Вене, а также Академия Венгрии в Риме (Контлер Л., 2002). Важно отметить, что в 1920-1930-х годах в Венгрии активно развивалась именно историческая наука, которая стала одним из самых эффективных каналов пропаганды и распространения идеологии. Была издана «Венгерская история» за авторством Балинта Хомана и Дьюлы Секфю. Последний имел большую популярность благодаря другой своей книге «Три поколения» — описывающей послевоенный кризис в Венгрии сквозь призму несправедливости Трианонского договора и ошибочности либеральных устремлений в довоенной Венгрии.

Таким образом, можно выделить несколько ключевых элементов идеологии правительства в эпоху Хорти. Это особое внимание к личности самого М. Хорти, который воспринимался как правитель, символизирующий возрождение старой государственной традиции. Вместе с этим большое значение в идеологии придавалось исторической памяти о прошлом страны, а также параллелям с настоящим. Активную роль в формировании идеологии и образа Венгрии сыграло христианство, особенно в части сопоставления переживаемых страной невзгод с библейскими сюжетами. Важным аспектом стало освещение национального вопроса с точки зрения необходимости защиты и сохранения венгерской диаспоры, дискриминируемой за рубежом в результате несправедливого Трианонского договора. В связи с этим, ключевыми элементами новой идеологии стали ревизионизм и ирредентизм. Подчеркивалась роль Венгрии как жертвы обстоятельств и решений других государств, которые не учитывали её национальные интересы. Все эти тенденции так или иначе нашли отражение в искусстве того периода, что будет рассмотрено в следующей главе.

Отражение идеологии правительства Хорти в искусстве

Стоит оговориться, что история венгерского искусства периода 19201930-х гг. гораздо шире и разнообразнее, чем рассматриваемые в статье примеры. Фактически не существовало запрета на те или иные стили ^

с

и идеи, поэтому в этот же период произошел расцвет венгерской литера- о туры, архитектуры модерна, которыми восхищаются современники.

Достаточно долгое время образ Хорти составлял лишь часть общей

идеологии и не проявлялся настолько ярко, чтобы его можно было на- ¡^

<

звать «культом личности». При этом вводилось множество повседневных практик, связанных с его именем, такие как всенародное чествование дня рождения Хорти, годовщины его въезда в Будапешт; введение то-

понимики в честь Хорти; использование его изображений на плакатах и в пропаганде; упоминание о нём в церковных проповедях.

Очевидно, что развитие внимания к личности Хорти сопровождалось увеличением числа книг и работ, посвященных биографии правителя. Всего с 1920 по 1938 гг. было написано 8 крупных работ, некоторые из которых переиздавались. В основном, в описании жизни Хорти фигурируют несколько мотивов. Первый из них может быть описан как «высшее предназначение», согласно которому вся жизнь Хорти была подготовкой к его правлению, и именно он был предназначен для возвращения Венгрии к величию её прошлого (Turbucz D., 2016). Использовался интересный мотив, отсылающий к прошлому самого Хорти — ассоциация с морем и капитаном, который управляет кораблем-Венгрией. С одной стороны, это связывается с титулом адмирала, который Хорти получил во времена Австро-Венгерской империи, а с другой стороны — оказывается ещё одним маркером ревизионизма, поскольку в то время, когда Хорти стал адмиралом, Венгрия имела выход к морю, утраченный после Три-анонского договора. Образ капитана или кормчего стал особенно популярным в изобразительном искусстве — так, одно из наиболее популярных и известных пропагандистских изображений представляет собой штурвал корабля с лаконичной надписью «HORTHY!» (рис. 1).

Интересно также отметить, что популярностью пользовались и изображения Хор-ти на белом коне, создававшие образ, связанный с историческими событиями — прежде всего ассоциативный ряд с князем Арпадом и обретением Родины. Такой образ встречается не только на парадных фотографиях с государственных праздников, но и на картинах. Например, именно такое изображение Хорти было включено в серию работ «Венгерское прошлое», которую написал Лайош Варга Нандор, один из крупнейших венгерских художников-неоклассиков (рис. 2).

Можно сказать, что детали создаваемого в искусстве образа Хорти, в целом, не выбиваясь из пропагандистского нарратива, тесно переплетаются с другими идеологическими особенностями — мы видим и религиозный мотив предназначения, и исто-

Рис. 1. Miltiades Manno, «Horthy!», 1920 год.

< с

О

к

<

и <

Рис. 2. Varga Nandor Lajos : Мадуаг тиК. Ног^у, 1940 год.

^ рическое обоснование этого предназначения с помощью параллелей ^ с героями прошлого. Кроме того, традиции репрезентации личности ° Хорти в искусстве добавляют новую, довольно любопытную деталь ^ к образу Венгрии. Титул адмирала вводит в образ Венгрии новый мозг тив — корабль, плывущий в очевидно счастливое будущее, поскольку им ° руководит опытный капитан-Хорти. Этот образ, учитывая потерянный £ страной выход к морю, вполне мог использоваться для отражения ир-н редентистских тенденций в идеологии.

Неоклассицизм стал основным стилем официального изобразительного искусства Венгрии. При этом стоит отменить, что большой вклад в развитие живописи внёс институт Collegium Hungaricum в Риме, где училось немало венгерских художников и скульпторов. Вообще Италия и т.н. «золотой век», становится одной из популярнейших тем художественных произведений, что представляется своеобразным феноменом венгерского искусства того времени. Пейзажи и сюжетные картины на итальянскую тематику изображают безмятежную жизнь, наполненную яркими красками и никак не связанную с проблемами повседневности. Это перекликается с идеализмом, свойственным эпохе Хорти — нельзя допустить сомнений, что подобное не будет достигнуто и в реальной жизни. Среди наиболее ярких представителей этого направления в искусстве можно выделить работы Кароя Патко (рис. 3) Вилмоша Аба-Новака (рис. 4).

Другая же, не меняя важная тема для живописи — история Венгрии. Наверное, одна из интереснейших работ здесь — это уже кратко упомянутая выше серия «Венгерское прошлое», состоящая из 40 картин, сопровождаемых описаниями. Художник Варга Нандор создал их в 1940 г. Показательно, что сюжеты заканчиваются именно Трианонским договором (Varga N.L.), тем самым тесно переплетается историзм с ревизионистскими идеями.

Внимание к национальной истории нашло отражение и в право-консервативной литературе. Здесь нельзя не упомянуть о творчестве Ференца Херцега, который был любимым писателем самого М. Хорти. Херцег издавал газету «Новые времена» (Ц/ idбk), которая была одной из самых популярных в Венгрии того времени. Помимо этого, он активно занимался публицистикой, был членом Ревизионистской Лиги. Политические взгляды Херцега, вполне соответствующие официальной идеологии, повлияли и на его произведения, посвященные истории Венгрии. Так, в романе «Врата жизни» (Herceg F.), в котором речь идет о борьбе венгров с Османской империей в начале XVI в., речь идет о защите родной страны от врагов, подвигах героев-венгров и о судьбе венгерского народа. Мотив защиты Венгрии от врагов связывается в романе с борьбой жизни и смерти, что показывает его политическую направленность, учитывая год издания — 1919, когда происходит гражданская война в Венгрии между коммунистическим правительством и силами М. Хорти.

Ностальгическое восприятие прошлого проявляется также в театральном искусстве. Особой популярностью пользовались старые, написанные ещё в XIX в. пьесы, в которых показывалась жизнь обычных людей времен Австро-Венгерской империи. Например, «Старый сапожник и его сын-гусар» Йожефа Сигети, «Деревенское зло» Эде Тота. Другая популярная в театре тема — проекция патриотизма на прошлое. Среди прочих, Национальный театр Венгрии поставил пьесу Ференца Херцега «Бригадир» ^ЛбрШп А.) о борьбе дворян-куруцев за независимость Венгрии от империи Габсбургов.

Влияние политики памяти и постоянного возвращения к «ушедшей» Венгрии проявлялось и в архитектуре этого периода. Государственным стилем стали неоклассицизм и необарокко, воспроизводящие стиль построек ^Ш-Х1Х вв. Среди наиболее значимых архитекторов можно выделить Дьюлу Вальде-ра. Его произведения — Дворец Музыки в Мишкольце (рис. 5), Цистерцианская средняя школа Святого Имре, вилла на улице Химфи и другие — выполнены в стиле необарокко и напоминают о временах королевской Венгрии, создавая определенный ландшафт городов и напоминая о связи прошлого с настоящим. Такое же настроение создает созданное Дьюлой Шанди, другим Рис.5. Храм Святого Имре в Балатоналмади.

< с

О

к

<

и <

известным архитектором этого времени, здание почты на Krisztina копЛ в Будапеште.

В целом историческое направление в официальном венгерском искусстве, с одной стороны, характеризуется темой воспоминаний об идеализированном безмятежном прошлом4. Интересно, что окончание этой истории на Трианонском договоре выступает как логичная часть идеологической картины мира эпохи Хорти, связывая исторический мотив с ревизионистским. С другой стороны, наблюдается определенная степень героизации истории — идея защиты Венгрии от врагов, которая реализуется через литературу, воспитывает как чувство патриотизма, так и ощущение постоянной опасности. В целом, мотив Венгрии, которая находится под угрозой в настоящем и стремится вернуться к идеальному прошлому, можно назвать особенностью реализации исторического нарратива в искусстве.

Политизация религии нашла отражение в связанном с религией искусстве — в частности, в архитектуре и религиозной живописи. Государство ставило перед собой цель создать новое национальное церковное искусство, которое будет вписываться в общую идеологическую парадигму и служить политическим целям.

В частности, для этого многие государственные праздники совмещались с церковными торжествами. Особенно это проявлялось в связи с культом личности М. Хорти (Turbucz D., 2016). Его именины, приход к власти и другие связанные с ним праздники сопровождались церковными проповедями, богослужениями и подобными торжествами. Использование церкви позволяло обосновать приход к власти и правление Хорти как божественное предопределение.

В 1920-1930 гг. особую важность приобрел культ Св. Иштвана — первого короля и крестителя Венгрии. В 1938 г. широко отмечалось 900-летие со дня его смерти. Интересно также, что вторым значимым святым этого периода стал князь Имре, сын Иштвана. В честь Имре за короткое время было построено несколько церквей, примечательных своей архитектурой, в которой традиции классицизма объединялись с национальными венгерскими мотивами (рис. 6). В целом, внимание к ликам венгерских святых реализовало образ некогда великой Венгрии, чье величие про- 2 являлось и в духовной сфере. Кроме того, популяризировались образы о правителей-воинов, которые готовы защитить страну от врагов. Создаваемый религией идеал явно носил патриотический характер и корре-

<

и <

Что характерно, особое место здесь занимает и итальянская тематика, которую можно связать с укреплением отношений с Италией после установления там фашистского режима, который по идеологии сильно перекликался с венгерским.

лировал с идеей постоянно нависающей над Венгрией опасности.

Церковное строительство развивалось достаточно динамично, и одним из главных архитекторов того времени стал Гашпар Фабиан, чьи церкви были выполнены в неоклассическом или неоготическом Рис. 6. Дворец Музыки в Мишкольце. стиле, возвращавших к про-

шлому — но уже не только к «имперскому» наследию, но и к средневековой независимой Венгрии. Среди наиболее ярких примеров можно назвать церковь Святой семьи в Будапеште (рис. 7), а также церковь Святого Креста (рис. 8).

Рис. 7. Храм Святой Семьи, Будапешт.

Рис. 8. Храм Святого Креста, Будапешт.

Интересные тенденции наблюдаются в живописи на библейскую и религиозную тематику. Одними из самых популярных сюжетов стали изображения пророков (Aba-Novak V.) и тема Тайной вечери, а также распятие и страдания Христа. По мнению венгерских искусствоведов, эти картины передают идею безвозмездного искупления, за которым неизменно идет Воскресение. Здесь мы можем, учитывая важность религиозной живописи для власти, увидеть параллели с исторической судьбой Венгрии: на протяжении всей своей истории она терпела множество

<

О

к

<

и <

испытаний, которые стали особенно тяжелыми после раздела государства по Трианонскому договору. Однако теперь она вынесла достаточно5 и под руководством избранного пророка — Хорти, которому было предназначено править Венгрией, страна вернет себе утраченное величие.

Христианские мотивы идеологии через искусство показывали «избранность» Венгрии, а ассоциации со страданиями Христа и неизменно следующим за тем Воскресением создают иллюзию того, что так же будет и с Венгрией. Кроме того, христианство поддерживало патриотическую идею защиты государства от врагов, в то же время подпитывая мотив опасности.

Разделение венгерского народа породило две глобальные тенденции в идеологии и отражавшем её искусстве. С одной стороны, это появление новых жизненных реалий и связанных с ними собственных течений в литературе и других формах искусства у трансильванских, словацких и карпатских венгров, которые вынуждены были остаться на территории других государств. С другой — это формирование ощущения опасности для народа, разрушение старых представлений о единстве и необходимость изобретения новых. Частично это было сделано через усиление влияния религии, помогающей сплотить общество. Однако, важное значение имело и искусство, обратившее особое внимание на венгерские традиции, выраженные в понятии «венгерства».

Для государства было важно сохранить и укрепить национальное сознание, что можно было эффективно реализовать через искусство и поддержку собственных национальных авторов. Например, это активно делалось в кинематографе — был введен налог за показ иностранный фильмов. Этот налог получал Фонд киноиндустрии, который обязан был финансировать производство венгерского кино. При этом можно было получить налоговую льготу, если распространитель иностранного фильма оплачивал съемку венгерского.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Специфическим явлением искусства, связанным с вниманием к феномену «венгерства», стало движение «народных писателей», которые выступали за возрождение и популяризацию венгерской народной культуры. Интересно отметить, что подробные описания крестьянского быта, традиций иногда сопровождались идеями реформирования, изме- < нений и критическим отношением к власти. Тем не менее, сам интерес о к народной культуре, стремление сделать её доступной для более широкого круга лиц вносит вклад в характеристику влияния на искусство

идеи сохранения идентичности венгерского народа. Крупнейшими ¡^

<

5 Подобное религиозное изображение страданий венгерского народа перекликается со

строками гимна Венгрии - «За грядущее народ и за прошлое страдал...».

к

<

представителями этого направления в литературе были писатели Ласло Немет, Иштван Шинка, Янош Кодоланьи, Петер Вереш, Арон Тамаши. В своих произведениях они уделяли внимание жизни венгров за пределами страны, стараясь описывать их мировоззрение и быт с доскональной точностью.

Новая национальная идентичность сопрягалась с патриотическим направлением в искусстве. Наиболее ярким литературным примером могут служить работы Ференца Херцега. В частности, в книге «Северное сияние» ^ЛбрАт А.) речь идет о молодом аристократе, который не хочет служить Венгерской советской республике, которая противоречит национальному сознанию венгров. Стоит отметить, что во времена Хорти формируется идея неприемлемости коммунизма для Венгрии в силу национальных особенностей и важности исторических традиций.

Ещё один писатель, который уделял особое внимание теме «венгер-ства» — Дежё Сабо. Одно из важнейших его произведений — «Разрушенная деревня» (Dezsб Sz.) — монументальное описание судьбы венгерского народа в Первой Мировой войне и после неё. Показательно, что главный герой посвящает свою жизнь после войны помощи венгерскому крестьянству. В последней части романа автор выражает надежду на восстановление Венгрии после Трианона.

Так, чувство патриотизма и особое внимание ко всему народному и традиционному, переплетаясь с идеями ревизионизма и историзма помогали создавать и поддерживать новую национальную идентичность. Образ страны в посвящённых «венгерству» произведениях искусства формировал представления об уникальности венгерской нации и множестве традиций, объединяющих всех венгров, в том числе и тех, кто вынужден после раздела государства жить за границей.

Тема возвращения венгерских территорий после Трианона является наиболее важной как в идеологии, так и в искусстве. Все выявленные составляющие идеологии и особенности образа страны, формируемые искусством, так или иначе связаны с идеей ревизионизма.

Искусство позволяло распространять эти идеи в больших масшта- 2 бах. Интересно, что большой популярностью тема Трианона пользова- о лась в монументальном искусстве. В этой связи появилось даже особое понятие «трианонской скульптуры». Памятники с символическим изображением страдающей от раздела Венгрии создавались практически во всех городах. В 1921 г. на площади Свободы в Будапеште был сооружен целый мемориальный комплекс из четырех статуй, символизирующих утраченные территории. На скульптурах «Север», «Юг», «Запад»

и «Восток» аллегорически изображены распятая на кресте Венгрия, венгерский народ, исторические герои из прошлого и символы королевской власти Венгрии. Композиция дополнялась памятником страданиям венгерской нации, а также клумбой с изображением карты Венгрии до Трианонского договора.

В дополнение к скульптурным памятникам определенное настроение создавали и агитационные плакаты. Их главными мотивами было изображение прежней территории Венгрии в сопоставлении с новой, национальная символика, образы детей и военных (Magyar plakatok...). Интересно, что в плакатах позднего периода, посвященных возвращению «верхних земель» после раздела Чехословакии в 1938 г. и присоединению части Трансильвании в 1940 г., встречаются и исторические параллели с Обретением родины, народные и религиозные мотивы.

Подобные идеи были распространены и в венгерской литературе этого времени. Как самые яркие примеры, можно выделить творчество Шандора Ременьика (Remenyik Sandor osszes...), а также самое известное стихотворение эпохи Хорти — так называемый «Венгерский символ веры» (A Magyar Hiszekegy...), написанный Се-реной Сиклаи. Сокращенная версия этого стихотворения ежедневно читалась в школах, а также изображалась на различных плакатах (рис. 9). Формула «Верю в Бога, верю в одну страну, верю в божественную вечную истину, верю в возрождение Венгрии» представляет собой краткое и емкое описание всех идеологических установок, создаваемых государственной властью в эпоху Хорти. В расширенной версии стихотворения, состоящей из 15 строф и переложенной на музыку, содержатся

идея патриотической борьбы за Венгрию, а также тема страданий народа и страны. В творчестве Шандора Ременьика, который родился и вырос на территории Трансильвании, стержнем проходит тема страданий венгерского народа и несправедливости, с которой нужно бороться. Вместе

Рис. 9. Magyar Hiszekegy. Plakat, 1927 год.

<

О

к

<

и <

с этим в его стихах присутствует и тема идеального прошлого, которое вернуть практически невозможно.

Тема ревизионизма собирает в себе фактически все основные идеологические нарративы и наиболее ярко представлена в искусстве. Можно выделить такие особенности образа Венгрии, как страдающего от несправедливости государства и народа, который готов силой восстановить свое прошлое величие.

Таким образом можно констатировать, что внутри- и внешнеполитическая ситуация, в которой Венгрия оказалась после окончания Первой Мировой войны, оказала непосредственное влияние на идеологию и искусство. Правительство стремилось объяснять все трудности и неудачи разделом страны по Трианонскому договору, который действительно негативно сказался на экономическом развитии страны. Любая несправедливость во внутренней ситуации могла быть объяснена несправедливостью положения Венгрии после 1921 г. Ревизионистские настроения усиливались внешнеполитическим положением - единственными возможными союзниками правительство видело Германию и Италию, что повлияло на направление развития идеологии в сторону радикализации ревизионистских идей. Помимо этого, перед правительством стояла задача «собирания» нации после ее разделения — для этого необходимо было создать соответствующую идеологию, что и стало одной из важнейших задач для власти Хорти.

Активная работа над построением новой идеологии позволила сформировать комплексную картину мира и места Венгрии в нем. Идеологическую систему можно описать, используя пять основных смысловых нарративов: особое внимание к истории Венгрии и к личности Хорти в сочетании с идеализацией прошлого; опора на христианство как одну из основных составляющих венгерской культуры; идея исключительности венгерского народа и необходимости защищать его от притеснений; и наконец, самая важная и включающая в себя все предыдущие мотивы, идея пересмотра Трианонского договора и исправления несправедливого положения, в котором оказалась Венгрия.

Эти нарративы ярко проявлялись в официальном искусстве, рисуя о образ страны. Можно выделить характерные черты образа Венгрии как государства с особым историческим предназначением. Во главе < этого государства стоит «избранный Богом» правитель Миклош Хор-ти, под чьим руководством Венгрия должна будет вернуть свое былое величие и влияние. Интересной деталью представлений об образе Венгрии является и идея о том, что существует определенная «идеаль-

ная» модель страны — монархия, которая сохраняет консервативные христианские традиции. Именно поэтому крайне негативно воспринимались идеи коммунизма, которые представлялись «неестественными» для венгров как нации. При этом постоянно повторяется ощущение опасности и угрозы для страны и народа, который был несправедливо разделен и вынужден страдать. Мотив непрекращающейся боли в настоящем и идеального прошлого подпитывал ревизионистские настроения в обществе, вызывая желание исправить нанесенное стране оскорбление.

Этот образ государства, которое было великим раньше и оказалось несправедливо ослабленным, достаточно агрессивно продвигался через произведения литературы, монументальное искусство и агитационные изображения. Большое влияние пропаганды с помощью искусства, как показывают исторические события, оказалось крайне эффективным и способствовало радикализации ревизионистских настроений и воодушевления венгров к 1940-м гг., в итоге приведшим Венгрию к попаданию под полное влияние Германии и участие во Второй Мировой войне на её стороне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ / REFERENCES

Контлер, Л. (2002). История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. М.: Весь Мир. Трианонский мирный договор (1920). Электронная библиотека исторических документов. 04.06.1920. Available at: https://docs.historyrussia.org/ru/nodes/183667-trianonskiy-mirnyy-dogovor-4-iyunya-1920-g-izvlechenie (accessed 3.05.2024). Хорти, М. (2023). Жизнь для Венгрии: мемуары, 1920-1944. М.: Центрполиграф, A Magyar Hiszekegy. TMry Gyorgy Mflzeum. Available at: https://tgym.hu/index.php/virtualis-

kiallitas/518-a-magyar-hiszekegy (accessed 21.05.2024). A Magyar Hiszekegy. Plakat. Mutargy Available at: https://www.mutargy.com/egyeb-mutargy/1927-magyar-hiszekegy-irredenta-nyomat-hatoldalan-a-magyar-hiszekegyet-terjeszto-orszagos-bizottsag-elnokenek-pecsetjevel-szelen-hajtasnyomokkal-35x25cm-1 (accessed 27.05.2024).

Aba-Novak, V. (1925). Savonarola. Libreria antiquaria gonnelli. Available at: https://www.gonnelli.it/

it/asta-0012/abanovak-vilmos-savonarola-.asp (accessed 27.05.2024). Aba-Novak V. Artworks. Available at: https://www.12images.net/various-artists/aba-novak-vilmos/ < (accessed 27.05.2024). о

Bellak G. Back to the Golden Age! Neoclassicism in the Hungarian Art of the 1920s and 1930s.

Klebelsbergkastely. Available at: https://klebelsbergkastely.hu/vissza-az-aranykorba- < neoklasszicizmus-az-1920-1930-as-evek-magyar-muveszeteben/ (accessed 21.05.2024). Dunamelleki Egyhazkeruleti Kozlony. 1930. pp. 9-10. <

Herceg, F. (1922). Az elet kapuja. Available at: https://mek.oszk.hu/02500/02523/02523.htm (accessed 24.05.2024).

Irredenta Szobor. Szabadsag ter. Budapest. 1921. Available at: http://www.mvkkvar.hu/kiallitas/ trianonkiallitas/tartalom/emlekmuvek.php (accessed 27.05.2024).

Lorincz, Z. (2002). Magyar Bibliatarsulat megbizojabol a Magyarorszagi Reformatus Egyhaz Kalvin Janos Kiadoja. Budapest.

Magyar plakatok a II. Vilaghaborabol. Available at: https://hogyantortent.com/magyar_plakatok_a_ ii_vilaghaborubol/ (accessed 27.05.2024).

Magyarorszag a XX. Szazadban. 1996-2000. Available at: https://mek.oszk.hu/02100/02185/html/ index.html (accessed 21.05.2024).

Manno, M. (1920). Horthy! Available at: https://en.mng.hu/artworks/100291/ (accessed 27.05.2024).

Patko, K. Italian Landscape. Available at: https://ru.pinterest.com/pin/204421270579960700/ (accessed 27.05.2024).

Pesti Naplo. 1938. NKP. Available at: https://www.nkp.hu/tankonyv/tortenelem_11_nat2020/ lecke_06_022 (accessed 03.05.2024).

Remenyik, S. All his poems. Available at: https://mek.oszk.hu/01000/01052/html/index.htm (accessed 24.05.2024).

Romsics, I. (2016). Changing Images of Miklos Horthy. In: Vit, M., Baran, M. M. (eds.) Transregional versus national Perspectives on Contemporary Central European History. Studies on the Building of Nation-States and Their Cooperation in the 20th and 21th Century. Stuttgart.

Sandor, J. (1938). Valiant Miklos Horthy of Nagybanya, the Governor of Hungary and his People in the Blood of the Arpadhaz kings. Szerzo: Budapest. pp. 5-13.

Schopflin, A. (1926). Ocskay brigaderos. Herczeg Ferenc dramaja a Nemzeti Szinhazban. Available at: https://epa.oszk.hu/00000/00022/00404/12532.htm (accessed 23.05.2024).

Schopflin, A. (1930). Eszaki Feny. Herczeg Ferenc uj regenye. Available at: https://epa.oszk. hu/00000/00022/00481/14840.htm (accessed 23.05.2024).

Szabo, D. (1919). Az elsodort falu. Available at: https://mek.oszk.hu/18300/18390/pdf/18390_1. pdf (accessed 24.05.2024).

Szekfu, G. (1920). A kiraly nelkuli alkotmanyos kiralysag. NKP. Available at: https://www.nkp.hu/ tankonyv/tortenelem_11_nat2020/lecke_06_020 (accessed 14.05.2024).

Turbucz, D. (2016). The Horthy cult 1919-1944. MTA Bolcseszettudomanyi Kutatokozpont Tortenettudomanyi Intezet. Budapest.

Turbucz, D. (2023). Nation Building and Religion. The Horthy Cult in Hungary between 1919 and 1944. Historical Studies on Central Europe. Vol. 3. pp. 68-89.

Urban, E. (2020). Templomepiteszet a ket vilaghaboru kozott a veszpremi puspokseg teruleten», Nandor Rott and His Times. In: The Catholic Church in 1918-1919 and the Bishopric of Veszprem between the two world wars. Veszprem.

Varga Nandor, L. (1940). Magyar mult. 40 fametszete Rajk Gyula szovegevel. Muzeum Antikvarium.

Available at: https://muzeumantikvarium.hu/item/30be51d44a5595d5580f7963df1e7288

(accessed 27.05.2024). i=

o

Zeidler, M. (2007). Ideas on Territorial Revision in Hungary, 1920-1945. New York: Columbia

University Press. ^

THE IMAGE OF HUNGARY IN THE OFFICIAL ART OF MIKLOS HORTHY'S EPOCHE

o

Irina Skriptsova

MGIMO University, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

o.

o

Abstract. The study of ideological features of a particular period in the history of states is currently one of the actively developing trends in historical science, since it allows for finding explanations for many processes and phenomena. This is especially true for the most controversial and "negative" periods of history, such as the era of M. Horthy's rule in Hungary, when the country was influenced by Nazi and fascist ideology, as a result of which it fought on the side of Germany in World War II. It is precisely this political choice of the Hungarian government that is largely explained by the ideological features formed as a result of the traumatic events of World War I and the division of the state after the Treaty of Trianon in 1920. In addition to political statements, ideology is most clearly manifested in art, especially in that part of it that can be called "official". The main features of the image of Hungary, which were created by Horthy's art on the basis of ideological narratives, allow for a general idea of the concepts and ideas on the basis of which the country's population formed its identity at that period.

Key words: Art, Horthy era, Hungary, ideology, interwar period, revisionism, Treaty of Trianon.

к

<

и <

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.