Научная статья на тему 'ОБРАЗ В.В. ПУТИНА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

ОБРАЗ В.В. ПУТИНА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
590
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фольклор / смеховое / юмористический фольклор / политическое восприятие / массовое сознание / клиповое мышление / президент / образ политика / folklore / laughter / humorous folklore / political perception / collective consciousness / mosaic thinking / the president / image of a politician

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Турков Егор Анатольевич

В статье представлен анализ образа В.В.=Путина в российском юмористическом фольклоре (телевизионных передачах, интернет-мемах) за период 2000–2019=гг. Основой анализа послужили теории клипового мышления и политического восприятия. Автор констатирует корреляцию между образом В.В.=Путина в массовом сознании и образом, созданном в юмористическом фольклоре. Президент представлен как сильный политик, обладающий властью и авторитетом в стране и за рубежом, лидер и победитель. Отмечается, что В.В.=Путин часто представлен на фоне внешнеи внутриполитических акторов, с которыми ему приходится бороться. Внешняя и внутренняя политика президента поразному представлены в юморе: внешнеполитический курс оценивается положительно, внутриполитический=— отрицательно. В=юмористическом фольклоре образ В.В.=Путина гиперболизирован.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Vladimir Putin: political and psychological analysis

The article is devoted to the analysing of Vladimir Putin’s image in Russian humour folklore (TV-programs, internet memes), appeared in the period between 2000 and 2019. The analysis bases on the theories of mosaic thinking and political perception. The author concludes that the images in collective consciousness and in humour folklore are near the same. The president is represented as powerful and authoritative politician, a leader and a winner. V. Putin fi ghts against actors of inner and foreign policy in the humour folklore. The inner and foreign policy are shown in the humour folklore in diff erent ways. The inner policy is considered good, and the foreign policy is evaluated badly. The image of V. Putin is rather exaggerated.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ В.В. ПУТИНА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

ОБРАЗ В.В. ПУТИНА В МАССОВОМ СОЗНАНИИ: ПОЛИТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация

В статье представлен анализ образа В.В. Путина в российском юмористическом фольклоре (телевизионных передачах, интернет-мемах) за период 2000-2019 гг. Основой анализа послужили теории клипового мышления и политического восприятия. Автор констатирует корреляцию между образом В.В. Путина в массовом сознании и образом, созданном в юмористическом фольклоре. Президент представлен как сильный политик, обладающий властью и авторитетом в стране и за рубежом, лидер и победитель. Отмечается, что В.В. Путин часто представлен на фоне внешне- и внутриполитических акторов, с которыми ему приходится бороться. Внешняя и внутренняя политика президента по-разному представлены в юморе: внешнеполитический курс оценивается положительно, внутриполитический — отрицательно. В юмористическом фольклоре образ В.В. Путина гиперболизирован.

Ключевые слова: фольклор, смеховое, юмористический фольклор, политическое восприятие, массовое сознание, клиповое мышление, президент, образ политика.

Автор

Турков Егор Анатольевич

Студент факультета политологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Всоциогуманитарных науках сложились шесть основных групп концепций смехового, т.е. связанного со смехом: теории превосходства (Т. Гоббс, К. Гроос, А. Адлер), деградации (А. Бейн, А. Стерн), контраста (И. Кант, Т. Липпс), отклонения от нормы (Н. Акимов), смешанного типа (К. Грос) и противоречия (А. Шопенгауэр) [2. — С. 11]. Отдельно развивалась русская школа исследования юмора, представленная М.М. Бахтиным, В.Я. Проппом, Д.С. Лихачёвым. Несмотря на большое количество работ, единого понимания феномена смехового в современной науке нет. Более того, многие психологические аспекты юмора, в частности образы, создаваемые в комическом фольклоре, восприятие их массовым сознанием практически не изучены.

Данная работа не ликвидирует существующие теоретические лакуны, но позволяет обратить внимание на применение концепции смехового к изучению массового сознания.

Теоретические и методологические основания исследования

Юмор—одно из важнейших явлений в природе человека и общества, имеющее биосоциальное происхождение и выполняющее ряд фундаментальных функций в коммуникации (интегратив-ную, игровую, социализирующую и т.д.) [3. — С. 225]. В интернет-коммуникации юмор также выполняет эмоциональную функцию, т.е. смех ради эмоций, но не смысла: чем абсурднее, тем смешнее [4. — С. 415]. В основе всех указанных

функций лежит объект комического — странное, не соответствующее некой норме. Обычное становится странным при использовании определенных художественных методов: гиперболы, литоты,сравнения(реального с другим реальным и реального с идеальным), противопоставления и т.д. Более точное определение объекта юмора, его целей позволяет выделить несколько типов данного явления: иронию, сарказм, сатиру, поддразнивание, игру слов и т.д. [13]. Их общая черта — использование стереотипов и образов, существующих в массовом сознании. Смешным может быть только понятное всем и существующее в реальности [3. — С 219].

В данной работе мы не стремимся исследовать юмор теоретически, в связи с чем понимаем его как «широкое понятие, которое относится ко всем словам и действиям людей, воспринимающимся как забавное и обычно вызывающее смех у других, а также к психическим процессам, которые участвуют в генерации и восприятии такого забавного стимула, и к эмоциональной реакции, связанной с получением удовольствия от него» [5. — С. 25].

В современном мире юмористический фольклор формируется параллельно в двух реальностях: в «обычной» социальной и виртуальной, в основе которой лежит коммуникация, протекающая в сети Интернет и обладающая рядом особенностей: анонимностью, неограниченностью во времени, но главное — карнавальным, или юмористическим, характером [6. — С. 9]. Юмористический политический фольклор в интернет-пространстве представлен в основном мемами. Анекдоты, по мнению ряда исследователей, теряют значение, что обусловлено клиповым характером мышления (обрывистыми восприятием и ретрансляцией информации), превращением изначально устного анекдота в письменный речевой жанр [8].

Политический юмор представлен также в юмористических шоу, которые

существуют в «обычной» реальности и дополнительно используют виртуальную реальность: Comedy Club, КВН и т.д. От мемов их отличает более тонкое обыгрывание образов и использование стереотипов, более глубокая рефлексия.

Теоретической основой для изучения политических образов в юморе может служить теория политического восприятия (перцепции), согласно которой образ политика в массовом сознании «представляет собой отражение реальных характеристик объекта восприятия (конкретного политика), а также проекцию ожиданий субъектов восприятия — российских граждан» [9. — С. 12]. Анализ эмпирического материала построен на модели, разработанной Е.Б. Шестопал и включающей в себя мотивационный профиль политика, а также параметры силы, активности и привлекательности [10. — С. 20].

Нами был использован метод контент-анализа выступлений в КВН, Comedy Club, интернет-мемов, посвященных В.В. Путину. Использование двух источников — телевидения и Интернета — позволяет получить более достоверную информацию. Были проанализированы 73 выступления и 452 мема. 54 выступления посвящены отношениям В.В. Путина и Д. Трампа, 180 — отношениям В.В. Путина и Б. Оба-мы, 32 — отношениям России с другими странами, 86 — внутренней политике.

Интернет-мемы можно разделить на две гипергруппы по смысловому содержанию. В первой гипергруппе, не представляющей интереса в рамках данного исследования, для шуток используется внешность Путина. Смешное достигается за счет комбинации внешнего и внутреннего абсурда.

Объект второй гипергруппы — президент и его окружение как субъекты политической деятельности.

Для обеспечения верифицируемо-сти результата исследования мы сравнили его с образом, зафиксированным в ходе лонгитюдного научно-исследовательского проекта кафедры социоло-

гии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова «Образы власти и лидеров в современной России», а также в материалах исследований общественного мнения ВЦИОМ, ФОМ, Левада-Центр [12].

Образ В. Путина в массовом

сознании в период 2000-2019 гг.

В российской политической науке большое количество исследований посвящено восприятию населением политических акторов, в частности президента России В.В. Путина [1; 10]. Интерес к главе государства связан с особенностями российской политической культуры, в которой лидер олицетворяет власть: господствует формула «власть — это Путин» [7]. В. Путин — единственный политик, обладающий стопроцентной узнаваемостью в России.

Исследования политических психологов показывают, что в период 2000 — 2019 гг. на рациональном уровне восприятия он наделяется такими качествами, как сила, активность, лидерские способности [10. — С. 70]. Гражданам импонируют политические, деловые и психологические качества главы государства: ум, ораторские способности, целеустремленность. На бессознательном уровне В. Путин ассоциируется с крупными, сильными и агрессивными животными, чаще всего с медведем.

В мотивационном профиле президента преобладает мотив «ради дела», который проецируется на внешнюю политику: глава государства оценивается как патриот, способный отстоять интересы своей страны [7. — С. 6].

В образе В.В. Путина на протяжении 2000-2019 гг. почти всегда преобладали положительные характеристики, численное выражение которых колебалось в пределах 43,0 — 89,9%. Минимальный уровень доверия президенту зафиксирован в первой половине августа 2019 г., максимальный — в октябре 2015 г. В первые годы президентства В.

Путина исследователи констатировали «тефлоновость» его образа — критика его не касалась.

Положительное отношение населения к главе государства зафиксировано аналитическими центрами. Так, опрос Фонда общественного мнения (ФОМ) 2013 г. выявил положительное отношение населения к переизбранию В. Путина на пост главы государства, несмотря на протестные настроения 2011-2012 гг. [11]. В начале апреля 2017 г., в год накануне выборов, исследовательский «Левада-Центр» констатировал, что свое отношение к президенту около 30% обозначили как «симпатия», 9% — «восхищение», 28% — «не могу сказать ничего плохого». Негативные ответы по разным показателям колебались в пределах 1 — 17% [12].

Исследование АНО «Левада-Центр» 2017 г. показало: на вопрос «Что Вас привлекает во Владимире Путине?» большинство ответили: «решительность, мужество, спокойствие, воля, защита от Запада» [12].

Таким образом, В.В. Путин воспринимается российскими гражданами как сильный авторитетный политик, национальный лидер, ассоциирующийся скорее с внешней, чем внутренней политикой. В массовом сознании граждан зафиксированы такие черты президента, как сила, активность, воля.

Образ В. Путина в юмористическом фольклоре

Количество интернет-мемов, посвященных В. Путину, огромно, но их содержание не отличается разнообразием и легко поддается классификации. Число юмористических сценок в КВН и Comedy Club на ту же тематику относительно невелико. Их сценарии также легко можно объединить в несколько групп. Количество и качество шуток говорит о том, что образ В.В. Путина присутствует в юмористическом фольклоре, однако, скорее, как периферийный элемент. Это можно объяснить

недостатком информации о президенте и исторически сложившейся в нашей стране сакральностью власти в целом и лидера государства в частности.

Выступления на юмористических шоу, посвященные В. Путину, можно разделить на периоды его пребывания на посту президента и премьер-министра.

Первый срок (2000 — 2004). В данный период население имело слабые представления о В.В. Путине как политике, в связи с чем тематика шуток отличается наибольшим разнообразием и включает в себя рост нового президента, превосходство России на международной арене, семейные отношения президента и т.д. Однако уже существует представление о президенте как о супергерое и человеке, возможности которого не ограничены. Актер, изображающий В. Путина, всегда имеет при себе двух охранников; авторитет президента непререкаем. В качестве примера приведем следующую шутку: «М: Итак, Иван, чемпион России по самбо? И: Путин. М: Неверно, Гата-улин. А, нет, верно, Путин». В данный период был создан образ президента, который в дальнейшем уточнялся, но не изменялся.

Второй срок (2004 — 2008). В шутках прослеживается ассоциирование Путина и спецслужб, играющих роль помощников. Показательна следующая шутка. В.В. Путин в Бочаровом Ручье: «П: Почему здесь так скучно? Я в бинокль на Сочи смотрю — там весело. О: Сейчас позвоним, и там скучно будет. П: Не надо!» Используются такие характеристики Путина, как сила, узнаваемость.

Премьер-министр (2008-2012). Наиболее характерная черта выступлений данного периода — признание Путина лидером страны. Появляются шутки, противопоставляющие политика и региональных властей по принципу «эффективный — неэффективный». Окончательный образ создан и используется в различных ситуациях без изменений. Исключение составляют

шутки, в которых сам президент служит фоном для другого, более яркого в конкретном выступлении персонажа, например, стереотипного кассира.

Третий срок (2012-2018). Образ Путина используется без изменений. Окончательно укрепляется противопоставление политика региональным властям: «Снимать людей, когда они ничего не делают, — это фишка Путина».

Выступления в КВН, посвященные президенту, различаются глубиной и продуманностью образа, но не его характеристиками. Президент изображен как человек, владеющий собой, с размеренной, уверенной походкой, спокойными и чаще всего ничего не выражающими лицом и голосом. В сконструированном образе подчеркивается параметр силы, усиливающийся за счет сюжетов шуток: международных контактов, внутренней политики и т.д.

В Comedy Club выступления чаще всего посвящены контактам президента с лидерами США, КНР, Армении, лидерами региональной власти. Путин изображен как старший товарищ, умный, сильный, умелый, ловкий политик. Также подчеркивается параметр силы.

Главная составляющая юмора в выступлениях, посвященных В.В. Путину, — сравнение с лидерами других стран, простыми людьми, лидерами регионального уровня. На их фоне образ президента достигает максимальной гиперболизации — он представлен героем, победителем, для которого не существует ни пространственных (шутка про аренду офиса в Белом Доме), ни временных (шутка про путешествие Путина в прошлое) препятствий. Ярко характеризует образ президента в визуальном юморе следующая сценка: Путин засыпает, но продолжает работать во сне, что приводит в шок представителей местной власти.

Сравнение с другими лидерами происходит на фоне борьбы с абстрактным Западом и США, а также с преступлениями на местах. Президент выходит из этой борьбы победителем.

Путин изображен как таинственный политик. Его личная жизнь не раскрывается; распространяется информация только о его работе, в связи с чем акцент в шутках сделан на политике-роли, а не на политике-личности. В шутках обыгрываются не личные, а профессиональные черты президента.

Итак, в формировании образа В.В. Путина в визуальном юморе господствует мотив силы. Основой для большинства сюжетов служит борьба/ противостояние. Путин играет роль единственного героя, победителя и спасителя России. При этом президент вызывает, скорее, страх, чем уважение других героев сценок.

При анализе шуток удалось выяснить, что В.В. Путин воспринимается амбивалентно: население разделяет его внешнеполитические успехи и критикует внутриполитические неудачи. Негативное отношение к политике выражается с помощью конкретных претензий (повышение пенсионного возраста, рост тарифов ЖКХ и т.д.) и абстрактных претензий. Количество исключений, выражающих другое мнение, в каждой группе мемов незначительно.

Шутки про внешнеполитическое превосходство президента можно разделить на несколько подгрупп по их объекту и характеру. Так, нападкам чаще всего подвергаются лидеры США (Б. Обама и Д. Трамп), Украины (В. Янукович и П. Порошенко), украинские политики (В. Кличко, А. Яценюк). Большое количество мемов посвящено абстрактному высмеиванию других политиков. Так, В. Путин в меме может «подкалывать» политика рифмовками, распространенными среди населения. Таким образом, автор мема выражает свое отношение к определенной проблеме, стране, используя авторитет В.В. Путина. Также в Интернете представлено большое число мемов, обыгрывающих политико-экономические аспекты отношений России и других стран. К примеру, неэффективность

антироссийских санкций,назначение Д. Трампа официальным представителем Президента России по Североамериканскому федеральному округу и т.д.

В мемах В. Путин борется против Запада и побеждает его с помощью символов России: энергоносителей (Россия как обладатель огромных энергоресурсов) и оружия (ракеты «Тополь»). Предполагаем, что В.В. Путин рассматривается как политик, способный правильно пользоваться мощью России.

В обеих гипергруппах мемов часто встречаются такие, которые изображают В. Путина и Д. Медведева. Изображение в качестве партнеров обусловлено, вероятно, почти постоянной совместной работой на вершине власти. В мемах периода 2000-2014 гг. Путин особенно часто изображен вместе с Д. Медведевым. Другие российские политики значительно реже используются в мемах вместе с президентом.

Динамику изменения отношения к президенту, наблюдаемую в ин-тернет-мемах, можно представить в виде двойной параболы: первый пик отрицательных настроений пришелся на 2011-2013 гг. Второй пик пришелся на 2018 г. и был вызван пенсионной реформой. Пик позитивного отношения был обусловлен присоединением Крыма.

Итак, в креализованном юморе (текст с картинкой) господствуют два мотива: силы— в мемах с положительной оценкой и непривлекательности— в мемах с отрицательной оценкой. Путин изображен как символ России, обладающий ее мощью. В юморе прослеживается формула «Россия — это Путин». При конструировании образа В. Путина в основном используется метод гиперболизации.

Выводы

Итак, в юмористическом фольклоре мы наблюдаем синтез как современных представлений о лидере государства, так и укоренившихся историко-куль-

турных мифологем. Воспроизводятся общеизвестные стереотипы. Можно сделать вывод, что юмористический политический фольклор выполняет функцию воспроизводства и ретрансляции стереотипов вне зависимости от внешней ситуации. Создатели ме-мов реагируют стереотипами на те или иные события: власть хорошая — власть плохая и т.д.

В основе подавляющего большинства шуток лежит мотив борьбы: противостояние Западу и, только в визуальных источниках, внутренним «врагам» (региональным чиновникам). Путин представлен как единственный полюс силы, центральный политик. При этом президент воспринимается не как политик-личность, но как политик-роль, что обусловлено отсутствием качественной информации о его частной жизни.

Удалось выяснить, что образ В.В. Путина, существующий в юмористическом фольклоре, частично коррелирует с

образом, сложившимся в массовом сознании: подчеркивается сила политика, который выполняет функцию лидера и защитника от внешних и внутренних врагов.

Предполагаем, что в юмористическом фольклоре происходит функциональное и символическое слияние образов Путина и России. Изображается не сила Путина, но мощь России, в связи с чем образ В.В. Путина гиперболизирован. Усиливаются наиболее характерные черты политика, что, вероятно, позволяет оттенить отсутствие официальной информации о политике-личности.

Перспектива развития исследования в дальнейшем может быть связана с проведением фокус-групповых дискуссий с гражданами, что позволит проанализировать реакцию респондентов на образ президента в массовом сознании и в юмористическом контексте.

Литература

1. Власть и лидеры в восприятии российских граждан. Четверть века наблюдений (1993-2018)/ Отв. ред. книги Е.Б. Шестопал. М.: Весь Мир, 2019. — 656 с.

2. Дземидок Б. О комическом. — М.: Прогресс, 1974. — 223 с.

3. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Смех: социофилософский анализ. — М.: Альфа-М, 2005. — 592 с.

4. Лысенко Е.Н. Интернет-мемы в коммуникации молодежи // Вестник СПбГУ. Социология. — 2017. — Т.10. Вып. 4. — С. 410-424.

5. Мартин Р. Психология юмора / Пер. с англ. под ред. Л.В. Куликова. — СПб.: Питер, 2009. — 480 с.

6. РукомойниковаВ.П.Виртуальный фольклор в контексте народной смеховой культуры: Автореф. дисс. ... канд. филол. наук. — Ижевск, 2004.

7. СелезневаА.В.Образ президента России В.В. Путина в сознании российских граждан// Русская политология — Russian political science. — 2018. — №7 (2). — С. 4-11.

8. Тарасенко Т.В. Анекдот сквозь призму Интернета// Вестник Новгород. ун-та. — 2009. — №52. — С. 78-81.

9. Шестопал Е.Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций, лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 8-24.

10. Шестопал Е.Б. Восприятие В.В. Путина российскими гражданами: 15 лет пребывания у власти // Полис. Политические исследования. — 2015. — №6. — С. 68-80.

11. В. Путин: первый год третьего президентского срока. Промежуточные итоги работы В. Путина на посту главы государства. ФОМнибус от 6 мая 2013 г. — Режим доступа: https://Fom.ru/Politika/10911.

12. Владимир Путин: отношение и оценки. Пресс-выпуск Левада-Центр от 24 апреля 2017 г. — Режим доступа: https://www.levada.ru/2017/04/24/15835/.

13. Long D.L., GraesserA.C. Wit and humor in discourse processing // Discourse Processes. — 1988. — №22(1). — С. 35-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.