Научная статья на тему 'Образ президента России В. В. Путина в сознании российских граждан'

Образ президента России В. В. Путина в сознании российских граждан Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5180
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕЗИДЕНТ / В.В. ПУТИН / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Селезнёва Антонина Владимировна

В статье представлен анализ образа российского президента В.В. Путина. В рамках политико-психологического подхода восприятие политика рассматривается на рациональном и бессознательном уровнях с учетом различных факторов объектного и субъектного характера. Основываясь на эмпирических данных, автор заключает, что на обоих уровнях восприятия В.В. Путин представляется гражданам как сильный, активный и привлекательный политик. В мотивационном профиле его образа превалируют мотивы дела и власти. В последние годы образ В.В. Путина все больше приобретает символический характер. Он рассматривается гражданами как национальный лидер, с которым они отождествляют власть и государство. После Крымской весны 2014 г. на восприятие президента значительное влияние оказывает внешнеполитический контекст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Селезнёва Антонина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ президента России В. В. Путина в сознании российских граждан»

4 Раздел I. ИТОГИ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

ОБРАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В.В. ПУТИНА В СОЗНАНИИ РОССИЙСКИХ ГРАЖДАН

Аннотация

В статье представлен анализ образа российского президента В.В. Путина. В рамках политико-психологического подхода восприятие политика рассматривается на рациональном и бессознательном уровнях с учетом различных факторов объектного и субъектного характера.

Основываясь на эмпирических данных, автор заключает, что на обоих уровнях восприятия В.В. Путин представляется гражданам как сильный, активный и привлекательный политик. В мотивационном профиле его образа превалируют мотивы дела и власти. В последние годы образ В.В. Путина все больше приобретает символический характер. Он рассматривается гражданами как национальный лидер, с которым они отождествляют власть и государство. После Крымской весны 2014 г. на восприятие президента значительное влияние оказывает внешнеполитический контекст.

Ключевые слова: президент, В.В. Путин, политическое восприятие, политический образ, массовое сознание, политическая психология.

Автор

Селезнёва Антонина Владимировна

Доктор политических наук,

доцент кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Москва, Россия)

Владимир Владимирович Путин — ключевая фигура на российской политической сцене на протяжении последних 18 лет. И дело даже не в том, что он занимает пост президента уже четвертый срок. В соответствии с традицией нашей политической культуры он является олицетворением всей власти в стране: восприятие гражданами власти определяется формулой «власть — это Путин» [7]. Именно на него граждане возлагают свои надежды, от него ждут защиты и решения насущных проблем. Недаром год от года растет количество обращений на Прямую линию с президентом: в 2017 г. их было 33,3 тыс., что на 63% больше, чем годом ранее [3].

В отношении В.В. Путина давно утвердился термин «тефлоновый президент», что подразумевает не-

восприимчивость массового сознания к любой негативной информации, касающейся его. Так ли это на самом деле? Как воспринимают В.В. Путина российские граждане сегодня, и чем это обусловлено? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

Вводные теоретико-методологические замечания

Теоретической основой изучения образов президентов в рамках политико-психологического подхода является теория политического восприятия. Формирование политических образов в сознании личности происходит посредством психологического механизма политического восприятия (перцепции), который предполагает когнитивную работу с информацией об объекте воспри-

ятия. Образ президента, как и любой психологический образ, представляет собой отражение реальных характеристик объекта восприятия(конкретного политика), а также проекцию ожиданий субъектов восприятия — российских граждан [9. — С. 12].

В соответствии с политико-психологическим подходом политическое восприятие детерминируется рядом факторов: политической культурой и событийным фоном, особенностями воспринимаемых политических объектов (государства, власти, политической системы, лидеров), социально-демографическими характеристиками и психологическими особенностями граждан как воспринимающих субъектов [6. — С. 20].

Исследовательская стратегия предполагает анализ основных компонентов и параметров образа политика на рациональном и бессознательном уровнях восприятия. В первом случае выявляется его узнаваемость и одобрение политических взглядов, мотива-ционный профиль образа, параметры силы, привлекательности, активности. Привлекательность, сила и активность политика на бессознательном уровне восприятия определяются на основе ассоциаций с животными, цветами и запахами, которые возникают у респондентов [4].

Объектом анализа в рамках данной статьи является образ В.В. Путина, существующий в сознании граждан в 2016-2018 гг. Анализ восприятия этого политика в более ранние президентские сроки или в период премьерства представлен в работах коллег [8; 10]. Предметом нашего анализа является не только сам образ В.В. Путина в его структурно-содержательной целостности, смысловом и символическом наполнении. Нас интересуют также особенности восприятия российского президента, отражающие определенные тренды массового сознания. В данном случае нам интересны сами закономерности восприятия. Кроме того, важно

понимать, чем они обусловлены — личностными особенностями политика или ролевыми характеристиками президентской позиции, политико-культурными традициями или текущими событиями, психологическим состоянием общества или информационным фоном политических процессов.

Эмпирическую базу анализа составили данные, собранные в рамках лонгитюдного научно-исследовательского проекта кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ «Образы власти и лидеров в современной России» с помощью метода фокусированного интервью и ассоциативных методик в 2016-2018 гг. За этот период было проведено 4 замера и собрано в общей сложности 580 интервью. Кроме того, для выявления закономерностей восприятия были использованы данные по образу В.В. Путина, начиная с 2000 г.

Результаты исследования Рациональный уровень восприятия

Вторая половина третьего президентского срока В.В. Путина характеризуется тенденцией к некоторому снижению одобрения его политических взглядов (табл. 1). Патриотическая эйфория на фоне присоединения Крыма постепенно стала утихать, и граждане вновь стали обращать внимание на внутриполитические проблемы: «Внешнеполитические взгляды я полностью

Таблица 1. Одобрение политических взглядов В.В. Путина

VO оо

VO j— 1 1

J— о 0 0

о 2 2 2

(М -О -О -О

-О CL CL

ю Ю а

е о; о; L

ъг ъг е

С О О е

Да 62 60,9 56,5 60

Нет 12 11,9 12,2 19

Частично 21 20,6 28,6 16

одобряю, потому что я считаю, что он отстаивает интересы нашей страны очень активно. Внутриполитические я считаю недостаточно приемлемыми для меня, со многими я не согласна».

В феврале 2018 г. показатель одобрения политических взглядов В.В. Путина немного выправился, что в целом объясняется фактором президентских выборов. Избирательная кампания в целом, то есть процесс выдвижения кандидатов, агитации, голосования и подведения итогов, а также общий социально-экономический, политический и психологический фон их проведения, оказывают значительное влияние на образ политика. Так, в период президентских выборов 2012 г., которые проходили на волне подъема протестной активности и поляризации населения по принципу «власть — оппозиция», политические взгляды В.В. Путина одобряли 38% наших респондентов. Выборы 2018 г. проводились в ситуации социальной консолидации и политической инертности общества, среди кандидатов в президенты у политика не было реальных соперников, поэтому граждане и отдали ему свои голоса.

Таким образом, мы фиксируем две закономерности восприятия В.В. Путина. С одной стороны, после 2014 г., когда одобрение его политических взглядов за весь период наших наблюдений достигло своего максимума (71,1%), постепенно происходит снижение этого показателя. С другой стороны, В.В. Путин продолжает оставаться самым узнаваемым и популярным политиком для российских граждан.

Мотивационный профиль образа

В мотивационном профиле образа В.В. Путина в данный период просматриваются две тенденции. Во-первых, превалирующим является мотив «власть ради дела». Респонденты проецируют данный мотив, прежде всего, в сферу решения внешнеполитических

задач, связанных с укреплением места России в мире и возвращения ей статуса великой державы: «Потому что он болеет за свою страну, является патриотом, делает много, чтобы Россия стала могучей державой».

Внутриполитические вопросы в интерпретации данного мотива в ответах респондентов встречаются достаточно редко.

Таблица 2. Мотивационный профиль образа В.В. Путина

VO 7 8

VO 1 0 1 0 0

о 2 2 2

(М -О -О -О

-О с с.

ю ю

ф о; о; .

ъг ъг ф

С О О е

Ради денег 12 16,3 12,9 14

Ради дела 42 47,8 53,7 47

Ради амбиций 16 8,7 12,9 4

Ради власти 12 21,7 38,1 21

Власть не нужна 0 8,7 4,1 10

Во-вторых, в мотивационном профиле усилился мотив «власть ради власти»: за полтора года этот показатель вырос более чем в три раза — с 12% в апреле 2016 г. до 38,1% в октябре 2017 г. И хотя к февралю 2018 г. количественное выражение данного мотива снижается, он продолжает оставаться вторым по значимости. Интерпретация данного мотива в ответах респондентов имеет два основных аспекта. Первый можно обозначить формулами «власть как наркотик» или «власть как привычка»:

«Власть сладкая вещь. От нее никто не отказывается. А Путин — человек, который любит власть, любит властвовать».

«Сначала это было обычное стремление изменить Россию, однако сейчас это превратилось в привычку».

Второй аспект интерпретации мотива власти в ответах респондентов вы-

ражается в том, что в их представлении В.В. Путин продолжает сосредотачивать власть в своих руках от невозможности передать ее кому-то другому:

«Я думаю, что он уже не может отказаться от власти, ему не дадут отказаться от власти. Потому что он часть этой системы».

«Ему просто нет альтернативы. Он сам это понимает, поэтому держит Россию в руках».

И еще один интересный момент. В этот период впервые за всю историю наших наблюдений за образом В.В. Путина мотив «власть ради амбиций» достигает своего минимума (4%) и интерпретируется гражданами как желание политика «вписать себя в историю».

Параметр привлекательности

В рассматриваемый период продолжается отмеченная нами ранее тенденция положительного восприятия внешности В.В. Путина как неотъемлемого элемента его образа. Респонденты отмечают, что политик «хорошо выглядит для своего возраста», находится в хорошей физической форме, подтянут, ведет здоровый образ жизни, занимается спортом.

В 2016-2017 гг. просматривается тенденция возрастания привлекательности психологических характеристик В.В. Путина. Граждане отмечают его целеустремленность, волевые качества, самообладание, ум, сдержанность, решительность, твердость характера, хладнокровие. Граждан привлекает наличие у политика харизмы: «...больше всего мне нравится харизматичность Владимира Владимировича, это одно из важнейших качеств для политика, да и для мужчины вообще». Людям очень импонируют коммуникативные способности Президента, его ораторское мастерство и чувство юмора:

«Хороший оратор, умный, остр на язык».

«Он уверен в себе, отличный оратор, спокойно может дискутировать на любые темы».

«Человек, который не читает по бумаге, но на любой вопрос при этом у него всегда готов ответ».

Таблица 3. Привлекательность В.В. Путина на рациональном уровне восприятия

6 7 8

6 1 1 1

1 0 0 0

0 2 2 2

2 .0 .0 ь

.0 CL CL ^

л ю ю а

е я я в

с кт кт е

С О О О

Внешние 27 12 17,7 18

Психологические 33 42,3 56,5 40

Моральные 8 19,6 18,4 19

Политические 53 54,3 74,1 58

и деловые

Ничего не нравится 5 7,6 8,8 7

В рассматриваемый период высока привлекательность политических и деловых качеств В.В. Путина. Граждане обращают внимание на его компетентность («разбирается во всем — от хоккея до политики»), самостоятельность в принятии решений, последовательность действий («умение не отступать от определенных позиций»). При этом положительные оценки деятельности Президента связаны преимущественно с укреплением внешнеполитического положения страны.

Непривлекательность в образе В.В. Путина выражается в трех основных аспектах.

Во-первых, гражданам не нравится отсутствие семьи у Президента, закрытость информации о его личной жизни: «...мне не нравится закрытость семейной жизни и непубличность членов семьи, поскольку, например, в Российской Империи цесаревичи росли на глазах у людей и готовили себя к большим государственным делам».

Во-вторых, негативно воспринимаются отношения В.В. Путина с окружением. Его обвиняют в нетребователь-

ности к подчиненным, лояльности к коррупционерам самого высокого уровня:

«Он держит на близком расстоянии тех людей, по которым давно плачет тюрьма».

«Я считаю, что он слишком мягкий, надо быть суровее к своим подчиненным, к тем, кто ворует».

В-третьих, наиболее негативно воспринимается россиянами уклон президента в сторону решения внешнеполитических задач и недостаточное внимание к внутренним проблемам:

«Внутренняя политика у него хромает, например, проблемы с пенсиями, экономикой, производством».

«Он закрывает глаза на многие внутренние проблемы, слабо пытается улучшить экономику».

Параметр силы в образе В.В. Путина выражен достаточно явно. Сила как обязательная характеристика политического лидера доминирует в восприятии президента. В последние

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

годы не наблюдается единой тенденции в изменении ее показателей: в апреле 2016 г. сила нравилась 69% наших респондентов, а в октябре 2017 г. — только 37,4% опрошенных, а в феврале 2018 г. — 53% граждан. Думается, что существует некоторая двойственность в оценке силы в образе В.В. Путина: с одной стороны, у граждан есть запрос на сильного лидера, который сможет сделать сильной страну, а с другой стороны — в отношении внутренней политики проявления силы ассоциируются скорее с жесткостью (или даже жестокостью), авторитарностью.

Параметр активности в образе национального лидера также традиционно имеет высокие показатели. Но показатели активности в последние годы снижаются: с 70% в апреле 2016 г. до 51% в феврале 2018 г. Судя по ответам респондентов на открытые вопросы, в оценке активности президента также нет однозначности: гражданам

40 35 30 25 20 15 10 5 0

/ +о-

/ ° Z

□ октябрь 2016

□ октябрь 2017

□ февраль 2018

11

7,6

Рисунок 1. Статусно-ролевые позиции ассоциируемых животных в образе В.В. Путина

нравится его внешнеполитическая активность, но не очень импонирует внутриполитическая деятельность в режиме ручного управления страной, которая не приводит к существенным изменениям жизни людей в лучшую сторону.

Бессознательный уровень восприятия

На бессознательном уровне В.В. Путин воспринимается как привлекательный, сильный и активный политик.

Он устойчиво ассоциируется с крупными (62,6%), сильными (70,1%) и агрессивными (65,3%) животными: медведем, тигром, волком, лисой, собакой (ротвейлером, овчаркой, бульдогом). Лидерский потенциал Президента, его активно-агрессивное поведение подтверждаются также данными о распределении статусно-ролевых позиций ассоциируемых животных: в них преобладают роли «хозяина леса, лидера» и «охотника».

Цветовой тест показывает, что В.В. Путин ассоциируется с темными и холодными цветами. По параметру яркости соотношение ассоциаций с яркими и тусклыми цветами примерно равное. Это связано с тем, что при неброской внешности и сдержанном поведении политик совершает активные и запоминающиеся действия.

В.В. Путин ассоциируется у граждан с приятными и маскулинными запахами. В ответах респондентов 2016-2017 гг. преобладают ассоциации с запахами дорогого мужского одеколона (туалетной воды), хвойными запахами.

Особенности восприятия В.В. Путина

В.В. Путин — самый известный политик в нашей стране. Он единственный, кто по нашим данным, имеет стопроцентную узнаваемость с 2001 г. Наблюдение за его образом на протяжении восемнадцати лет позволяет

выделить некоторые закономерности его восприятия массовым сознанием.

Во-первых, стержневыми в образе В.В. Путина являются показатели привлекательности (или непривлекательности) по параметрам «психологические черты», «политические и деловые качества». Именно по этим характеристикам определяется отношение граждан к этому политику. Он может стареть и меняться внешне (хотя граждане по-прежнему отмечают, что он молод, здоров и подтянут), он может разводиться и снова жениться, если захочет (люди отметили его развод с женой, но как-то по ходу, вскользь), это не является определяющим для его восприятия. А вот его поведение с подчиненными и политическими оппонентами, его решения и действия во внутренней и внешней политике оцениваются гражданами в первую очередь. И пусть эти оценки скачут порой, как кардиограмма, — от крайне позитивных до резко негативных, именно они являются центральным элементом образа В.В. Путина, вокруг которого выстраиваются все остальные составляющие.

Во-вторых, нахождение В.В. Путина в роли премьер-министра в 2008-2012 гг., конечно, повлияло на его образ, но не радикально. Официальный статус второго лица в государстве позволил выйти на первый план личностным качествам, лидерскому потенциалу и символическим аспектам. Увеличились параметры силы и привлекательности его образа [8]. В целом в восприятии В.В. Путина мы не зафиксировали ничего неожиданного. Впоследствии он уверенно выиграл президентскую гонку и окончательно укрепил свой статус национального лидера в связи с присоединением Крыма.

В-третьих, образ В.В. Путина в последнее десятилетие приобретает символический смысл. Он, несомненно, воспринимается как национальный лидер, олицетворяя собой не только

власть и политику, но и страну в целом. Свидетельством этого является постепенное увеличение количества ассоциаций с медведем среди прочих животных. Если в первый президентский срок в ассоциативном ряду в единичных случаях встречается мишка (маленький, неопытный, несамостоятельный), то в последние пару лет около трети граждан устойчиво отождествляют президента с медведем. Кроме того, в ассоциациях с цветом появляется триколор — цвет государственного флага России. Ни один политик за все годы наших наблюдений не вызывал таких ассоциаций, да и сам В.В. Путин раньше тоже. А в последние годы — после присоединения Крыма — в ассоциативном ряду присутствует сочетание сине-бело-красного цветов. Это говорит о том, что образ В.В. Путина как национального лидера символичен, содержит мифологические и героические характеристики. Граждане верят ему, готовы идти за ним, ждут от него заступничества и помощи. Проявлений этого в реальном политическом процессе огромное множество — от обращений на Прямую линию до голосования на президентских выборах.

Вместо заключения

Подводя итоги наших размышлений и опираясь на положения теории политического восприятия, можно сформулировать ряд общих выводов.

Первое. В.В. Путин задал вектор восприятия всех президентов в нашей стране: образ каждого последующего выстраивается (путем «отстройки» или «подстройки») в соответствии с тем, каким был образ предыдущего руководителя страны. Так, сам В.В. Путин, «будучи преемником Ельцина, воплощал его полную противоположность» [8. — С. 70] и по возрасту, и по состоянию здоровья, и по политическому багажу

и моральному облику. То есть формирование образа «Путина-президента» осуществлялось путем «отстройки» от образа «Ельцина-президента». Д.А. Медведев, напротив, воспринимался как последователь и продолжатель линии своего предшественника, то есть его образ «подстраивался» по образ В.В. Путина.

Второе. Результаты наших исследований позволяют утверждать, что для российских граждан президент — это сначала Личность, а уже потом — Роль. Именно личность политика, наличие лидерского потенциала и политической воли, коммуникативных и профессиональных компетенций обуславливают его восприятие как президента. Масштаб личности В.В. Путина, его самостоятельность, определенная жесткость, сдержанность и уверенность в себе — вот ключевые личност-но-психологические характеристики, которые высоко оценивают граждане.

Третье. Основным фактором, влияющим на образ В.В. Путина в последнее десятилетие, является внешнеполитический контекст. Присоединение Крыма, конфликт с Украиной, обострение отношений с западными странами и США существенно повлияли на образ президента, сделав его еще более привлекательным, сильным и активным в глазах граждан. При этом нельзя сказать, что отдельные события внутри страны и политический процесс в целом не влияют на восприятие В.В. Путина. Они влияют, но в значительно меньшей степени. Кроме того, если внешнеполитический контекст обусловил рост позитивных оценок в образе политика, то внутриполитический — стимулировал увеличение критики и недовольства (следует напомнить, что в 2000-е гг. граждане, наоборот, позитивно воспринимали его действия по наведению порядка внутри страны).

Литература

1. Владимир Путин: три года после выборов-2012, пятнадцать лет во главе России. Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2792 от 13 марта 2015 г. — Режим доступа: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=586.

2. Доверие политикам. Рейтинг ВЦИОМ. — Режим доступа: https://wciom.ru/news/ratings/ doverie_politikam/.

3. Достучаться до Кремля: на кого россияне жалуются президенту. — Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/06/06/2018/5b154F519a794734260bbdca.

4. Зверев А.Л., Палитай И.С., Смулькина Н.В., Рогозарь А.И. Особенности политического восприятия в современных российских условиях // Полис. Политические исследования. — 2016. — № 3. — С. 40-54.

5. Образы российской власти: от Ельцина до Путина / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М.: РОССПЭН, 2009. — 416 с.

6. Психология политического восприятия в современной России / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М.: РОССПЭН, 2012. — 423 с.

7. Путин 3.0: общество и власть в новейшей истории России / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М.: АРГАМАК-МЕДИА, 2015. — 420 с.

8. Шестопал Е.Б. Восприятие В.В. Путина российскими гражданами: 15 лет пребывания у власти // Полис. Политические исследования. — 2015. — № 6. — С. 68-80.

9. Шестопал Е.Б. Образ и имидж в политическом восприятии: актуальные проблемы исследования // Образы государств, наций, лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. — М.: Аспект Пресс, 2008. — С. 8-24.

10. Шестопал Е.Б., Пищева Т.Н., Гикавый Е.М., Зорин В.А. Образ В.В. Путина в сознании российских граждан // Полис. Политические исследования. — 2004. — № 3. — С. 6-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.