Научная статья на тему 'ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА "ЭФИРНЫЙ ТРАКТ"'

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА "ЭФИРНЫЙ ТРАКТ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ / ОБРАЗ УЧЕНОГО / СОЗИДАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вороная Светлана Александровна

В статье рассматривается ученый как литературный герой, подчеркивается необычность образа, разрушительная сила науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА "ЭФИРНЫЙ ТРАКТ"

The article examines the scientist as literary hero, emphasizes the singularity of the image, the destructive power of science.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА "ЭФИРНЫЙ ТРАКТ"»

Национальная ассоциация ученых (НАУ) #6 (33), 2017

63

для обозначения подобной ситуации в другом языке [10, с. 87-107].

Кардинальное свойство языкового знака - автономность формы и содержания обеспечивается взаимодействием двух системообразующих факторов языка, представляющих собой логические и психологические явления,- категоризации, определяющей включение фиксируемого понятия в систему языка, и ассоциирования, закрепляющего понятие в системе языка [3, с. 3-5].

В ходе сложного исторического развития модель значений и система наследуемых представлений закрепляются в языковом сознании социума, говорящего на данном языке в виде концептов - вербализованных символических образов идеального понятия, отражающих ментальное представление носителей языка об объекте действительности в соответствии с системой традиций данной культуры [11, с. 65-69].

Таким образом формирование картины мира происходит на основе семантики определенного языка, включая индивидуальные особенности языковой личности.

Литература:

1. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков: пер. с англ. А.Д. Шмелевой; под ред. Т.В. Булыгиной. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 780 с.

2. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании// Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.

3. Годинер Е. С. Роль системообразующих факторов языка в формировании языковой картины мира // Языковая картина мира. - Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1995. - С. 3-5.

4. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации- М.: Гнозис, 2003. - 288 с.

5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М.: Просвещение, 1987. - 264 с.

6. Корнилов О. А. Языковые картины мира как отражения национальных менталитетов: авто-реф. дис.. .д-ра филол. наук - М., 2000. - 45 с.

7. Корнилов О. А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. - 2-е изд. - М.: ЧеРо, 2003. - 348 с.

8. Морковкин В. В. Язык, мышление и сознание et vice versa // РЯЗР. - № 1. - С. 63-70.

9. Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии: пер. с англ. - М.: Прогресс, 1993. - 656 с.

10. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке: язык и мышление. АН СССР. Инт языкознания ; отв. ред. В.М. Солнцев. - М.: Наука, 1988. - 247 с.

11. Стернин И. А. Когнитивная интерпретация в лингвокогнитивных исследованиях // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 65-69.

12. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 157 с.

ОБРАЗ УЧЕНОГО В ПОВЕСТИ А. ПЛАТОНОВА «ЭФИРНЫМ ТРАКТ»

Вороная Светлана Александровна

преподаватель русского языка и литературы Краснодарский машиностроительный колледж

_г. Краснодар

_IMAGE OF SCIENTIST IN THE STORY OF A. PLATONOV "ETHERIC TRACT"_

Voronaya Svetlana

russian language and literature teacher

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается ученый как литературный герой, подчеркивается необычность образа, разрушительная сила науки.

Ключевые слова: Андрей Платонов, эфирный тракт, образ ученого, разрушение, созидание.

ABSTRACT

The article examines the scientist as literary hero, emphasizes the singularity of the image, the destructive power of science.

Keywords: Andrey Platonov, etheric tract, image of scientist, destructive power, creation.

В 1929 г. А. Платонов пишет повесть «Эфирный тракт». В ней он показывает сложное сосуществование двух начал в науке: созидающего, предоставляющего человеку огромные возможности, и разрушительного, дающего знания для совершения своих эгоистических желаний. Эти две ипостаси науки воплощаются в разных образах ученых. Первая сторона находит свое выражение в образах трех инженеров: Ф. Попова, Михаила и Егора Кирпич-никовых. Все они работают над созданием эфирного тракта, цель которого «подкормить руду,

чтобы она разжирела и сама выперла на дневную поверхность земли, где мы ее сможем схватить голыми руками», т.е. исключительно практическая цель [4; с. 103]. Идея создания этого тракта возникает у Ф. Попова, ей он посвящает всю свою жизнь, но так и не воплощает. Продолжателем работы, начатой Поповым, становится Михаил Кирпичников. Однажды прочитав дневниковые записи своего учителя, он уже не смог жить как прежде: «Открывшееся ему чудо человеческой головы сбило его с

такта жизни. Он увидел, что существует вещь, посредством которой можно преобразовать и звездный путь, и собственное беспокойное сердце - и дать хлеб в рот, и счастье и мудрость в мозг. И вся жизнь предстала ему как каменное сопротивление его лучшему желанию, но он знал, что это сопротивление может стать полем его победы, если воспитать в себе жажду знания как кровную страсть» [4; с. 110].

Открыть секрет эфирного тракта удается только сыну М. Кирпичникова - Егору. Это открытие принесло большую пользу человечеству.

Совершенно другая сторона науки связана с образом Исаака Матиссена. Делом всей его жизни было создание так называемой техники без машин. Благодаря особому резонатору, выступающему в роли проводника, он мог посылать свои мысленные приказания на большие расстояния какой-либо машине, которая тотчас же это выполняла. Матиссен уверен в успехе и необходимости своего открытия, его «технологическая» зоркость очевидна: «Я уверен в технике без машин (здесь узнаются биотехнические утопии Н. Федорова). Я знаю, что достаточно одного контакта между человеком и природой - мысли, - чтобы управлять всем веществом мира!.. Видишь, в каждом теле есть такое место, такое сердечко, что если дать по нем щелчком - все тело такое: делай с ним, что хочешь! Вот я считаю, что той электромагнитной силы, которая испускается мозгом человека при всяком помышлении, вполне достаточно, чтобы так уязвить природу, чтобы эта Маша стала нашей!..» [4; с. 123]

Используя гротескное воплощение идей Ма-тиссена (огромный болид ни с того ни с сего обрушивается в море, исчезает альфа-звезда в созвездии Гончих псов, образовывается разрыв в Млечном пути), автор стремится показать абсурдность, несостоятельность мечты человека о технократическом могуществе, а также губительность подобной идеи. В образе Матиссена Платонов выразил явное насилие над природой, именно так определил его дело Егор Кирпичников. Он загнал себя и хочет загнать весь мир. «Чтобы мою науку проверить, нужно целый мир замучить, - говорит он крестьянину Петро-павлушкину. - Вот где злая сила знания! Сначала уродую, а потом лечу. А может быть не уродовать, тогда и лекарства не нужно будет!..» [4; с. 140]

Близким к этому образу стоит герой небольшого рассказа Платонова «Сатана мысли, или Потомки солнца» инженер Вогулов. Он не только хочет управлять природой, его планы намного больше: он хочет изменить весь мир. Автор объясняет это так: «Земля с развитием человечества, становилась все более неудобна и безумна. Землю надо переделать руками человека, как нужно человеку. Это стало необходимостью, это стало вопросом дальнейшего развития человечества» [4; с. 12]. Волугов разрабатывает проект по перестройке земли, но когда план начинает осуществляться, ему приходит мысль о полном разрушении мира старого и создании нового. В гротескном образе Волу-гова автор показывает человека, душа которого изжила саму себя, а вся «сила любви, энергия сердца

Национальная ассоциация ученых (НАУ) # 6(33), 2017 хлынула в мозг, расперла череп и образовала череп невиданной, невозможной, неимоверной мощи» [4; [ с. 19]. По сути, Платонов показывает то, что происходит с человеком, когда он теряет тепло человече-: ской души и заменяет его страстью познания.

Своей зловещностью образ Матиссена может поспорить с «научным человеком», приснившимся Макару Ганушкину: «Он увидел во сне гору или возвышенность, и на той горе стоял научный чело-[ век. А Макар лежал под той горой как сонный дурак, и смотрел на научного человека, ожидая от него либо слова, либо дела. Но человек тот стоял и молчал, не видя горюющего Макара, и думал лишь [ о целостном масштабе, но не о частном Макаре. Лицо ученейшего человека было освещено заревом дальней массовой жизни, что расстилалась под ним вдалеке, а глаза были страшны и мертвы от нахождения на высоте и слишком далекого взора... Макар долез до образованнейшего человека и тронул слегка его толстое громадное тело. От прикосновения неизвестное тело шевельнулось, как живое и сразу рухнуло на Макара, потому что оно было мертвое» [3; с. 99-100].

Образ «научного человека», как отмечает Э. А. Бальбуров, - «типичное для художественной гносеологии Платонова видеопонятие. Это поразительный по своей емкости символ отвлеченного знания» [2]. В образе Матиссена автор показывает, как абстрактное знание, заключающееся в сведении пестроты предметов к их полезным и нужным свойствам, приобретает всеобъемлющую власть, превращается в идола, которому приносят в жертву и все способности души, обеспечивающие естественную полноту мировосприятия. Этот идол мертв, потому что он пуст. Ему не хватает чувства, интуи-[ ции, фантазии, сердца - всего того, без чего «не-моргающие глаза науки» «страшны, мертвы от нахождения на высоте и слишком далекого взора».

«Образы ученых у Платонова необычны, они далеки от кабинетности, респектабельности, эти образы заразительно действуют чем-то другим, не ученостью. Главное в них - не рационалистические признаки ученого, а человеческое выражение личности, нравственные переживания, наивные черты I характера» [1; с. 297]. Действительно, образ ученого, изобретателя у Платонова очень сложен; неудачи, катастрофы, разочарования и смерть буквально преследуют их: ломается супермашина Маркуна («Маркун»), неудачей оканчивается строительство системы шлюзов у инженера Перри I («Эпифанские шлюзы»), гибнут изобретатели Попов, отец и сын Кирпичниковы («Эфирный тракт») и др. Ученый у Платонова - это не тот, человек, который будет сидеть в своем кабине и проводить эксперименты, он скорее, подобно сказочному герою, пойдет на край света, чтобы в конце концов до. браться до истины. Образ ученого у Платонова : наполнен глубокой философской идеей о том, что человек не может управлять природой, т.к. всякие попытки изменить ее законы воспринимаются как насилие над ней.

Национальная ассоциация ученых (НАУ) #6 (33), 2017 Список литературы

1. Бальбуров, Э. А. «Художественная гносеология» А. Платонова в свете философских исканий русских космистов. - URL:http://www. philology.ru/ ШегаШге2/ЬаЪигоу-99.Ы:т |

2. Лобанов, М. Образ и схема (Платонов А. П. Повести и рассказы)// Молодая гвардия. - 1975. - № 10

;_65

3. Платонов, А. П. Государственный житель: Проза, ранние соч., письма /Сост. М. А. Платоновой. - Мн.: Маст. лит., 1990. - 604 с.

4. Платонов, А. П. Избранные произведения / Сост. М. А. Платонова. - М.: Экономика, 1983. -880 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.