Священник Александр СИРИН, кандидат богословия, преподаватель СПДС
Образ святых равноапостольных братьев Мефодия и Кирилла в изобразительном
искусстве
Существует огромное количество произведений искусства, созданных в честь людей, труды и подвиг которых оказали огромное влияние на развитие и историю не только нашего Отечества, но и, пожалуй, всего христианского мира. В данной статье будут рассмотрены памятники изобразительного искусства, посвященные святым равноапостольным Кириллу и Мефодию.
Святые равноапостольные Кирилл (в миру Константин, по прозвищу Философ; 827-869) и Мефодий (в миру Михаил; 815-885), родные братья из города Солуни (ныне Салоники, Греция), прославляются как первоучители и просветители славянские, создатели старославянской азбуки и языка, христианские миссионеры и проповедники.
В настоящее время не теряет своей актуальности понимание того, что художники, пишущие, ваяющие или
Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл
Святитель Мефодий Святой Кирилл
рисующие славянских просветителей, обязаны придерживаться традиционных, лучших образцов и примеров изобразительного искусства.
В «Руководстве к писанию икон» Виктора Дориме-донтовича Фартусова (1910 года издания) об облике святых братьев Кирилла и Мефодия сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие.
Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...»1.
1 Фартусов В. Д. Руководство к писанию икон святых угодников Бо-жиих в порядке дней года: Опыт пособия для иконописцев. Репринт. М.: Русскш Хронографъ, 2002. С. 276.
Ранние тексты житий святых Кирилла и Мефодия по стилю приближаются к синаксарю и являются не столько изложениями биографических данных, сколько свидетельствами святости братьев. И основная задача этих текстов состоит в способствовании установлению почитания первоучителей и просветителей славянских.
Древнейшие сохранившиеся источники содержат упоминания о «преподобном отце нашем Константине Философе, пореченном в иночестве именем Кирилла» и Мефодии, епископе Моравском. Это месяцесловы Остромирова и Ватиканского (лат. Codex Assemanius) Евангелий, месяцеслов Апостола из Охридского монастыря и др.
Древнейшими изображениями равноапостольных Кирилла и Мефодия являются фрески IX века базилики священномученика Климента в Риме, где покоятся мощи святого Кирилла.
Современники не сомневались в святости жизни равноапостольного Кирилла. В частности, в материалах, собранных братом после его кончины, содержатся несомненные свидетельства его святости и указывается, что славянская азбука была получена Кириллом как откровение Божие. Всеобщее признание святого было подтверждено и написанием фрески, помещенной над его гробом2.
Святой Кирилл. Фреска в базилике святого Климента. Рим, IX в.
2 См.: Тахиаос А.-Э.Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. Сергиев Посад, 2005.
Здесь святой Кирилл изображен с книгой в руках — это Евангелие, учителем, служителем которого он является. Правая ладонь раскрыта на уровне груди — жест приятия благодати. Образ святого Кирилла очень выразителен. Неподвижная фигура, восточный тип лица, отрешенность взгляда, большая внутренняя собранность, молчание — все соответствует аскетической духовности и духовному напряжению образа.
Фреска «Посмертный суд» (фрагмент) в базилике святого Климента. Рим, IX в.
В базилике святого Климента сохранилась еще одна фреска, условно называемая «Посмертный суд», где святые Кирилл и Мефодий предстоят перед Христом и Архангелами. В центре представлен благословляющий Христос, по Его правую руку — Архангел Михаил и апостол Андрей, по левую — Архангел Гавриил и священномуче-ник Климент Римский. Перед Христом преклонили колена две фигуры — святые Кирилл и Мефодий, призванные на посмертный «частный» суд. Каждый образ на этой фреске крайне символичен. Все окружающие Христа лица свидетельствуют в защиту славянских просветителей:
— Святой Климент свидетельствует о том, что братья обрели его мощи в Крыму;
— Апостол Андрей, по преданию некогда проповедовавший предкам славян, является предшественником миссии братьев;
— Архангел Гавриил выступает в качестве вестника как в Ветхом (Книга пророка Даниила), так и в Новом (Евангелие от Луки) Завете;
Обретение мощей святого Климента Римского близ Хер-сонеса. Миниатюра из Ватиканского минология. Нач. XI в.
— Архангел Михаил напоминает о том, что миссия братьев была вдохновлена византийским императором Михаилом III.
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, находившиеся с миссией из Византии в Хазарском каганате, сумели обрести мощи священному-ченика Климента Римского в Херсонесе. В знаменитом Ватиканском минологии, изготовленном для императора Василия II Болгаробойцы, среди четырехсот замечательных миниатюр, иллюстрирующих жития святых и сообщения о памятных событиях церковной истории, есть и изображение равноапостольных Кирилла и Мефодия, открывающих мощи священномученика Климента в Крыму. Миниатюра создана не позднее начала XI века.
Впоследствии, будучи приглашенными папой Николаем I, святые братья привезли мощи в Рим. Встретивший их преемник Николая I папа Адриан II с честью принял святых Кирилла и Мефодия.
На фреске XI века в базилике святого Климента в Риме изображен кульминационный момент — папа Адриан II в сопровождении двух святых братьев Кирилла и Мефодия крестным ходом вносит мощи Святые Кирилл и Мефодий святого Климента в Рим. вносят мощи святого Климента
Еще одним древнейшим в Рим. Фреска в базилике изображением равноапо- святого Климента. Рим, XIв.
стольного Кирилла считается фреска XI века в охрид-ской церкви Святой Софии. К сожалению, сохранность ее неважная. Архиепископ Охридский Лев составил программу росписи храма. Именно благодаря ему в нижних ярусах росписи алтаря и жертвенника появились изображения славянских иерархов3 — святых Климента Охридского и Кирилла Философа4.
Святой Кирилл (справа) изображен в рост, с надписью didaskalon, то есть учитель, — это наименование в Православной Церкви усвоено именно святому Кириллу — создателю славянской письменности5.
Существует предположение, что в Святой Софии Охридской рядом с изображениями славянского просветителя Кирилла и Климента Охридского был представлен и другой славянский святитель — Мефодий, лик которого был закрыт более поздним слоем фресок.
Архиепископ Охридский блаженный Феофилакт Болгарский, живший в конце XI — начале XII века,
3 На некоторых фресках и иконах св. Кирилл изображается как святитель, хотя согласно житию святой им не был — святителем был его брат. Вероятно, благодаря последнему обстоятельству, а также тому, что подвиг св. Кирилла равен апостольскому, здесь произошло отождествление апостольского и святительского подвига.— Ред.
4 См.: Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, славянская Македония. М., 2000. С. 215.
5 См.: Бакалова Е. Стенописите на църквата при село Беренде. София, 1976. С. 76.
Святые Кирилл и Климент. Фреска в храме Святой Софии. Охрид, XI в.
в житии святого Климента Охридского упоминает, что этот святой стремился подражать в добродетели своему наставнику, «славянскому апостолу» Мефодию, «так, как берут за образец картину великого живописца»6.
Для иконописи на Балканах, а в дальнейшем и на Руси имел огромное значение один эпизод из жизни равноапостольного Кирилла, в результате которого надписи на иконах стали делать на славянском языке.
Константин Философ, будущий славянский просветитель Кирилл, в споре с иконоборцем Иоанном, бывшим Константинопольским патриархом, о том, почему в Византии не почитается изображение без надписи, но почитается крест, не имеющий никакой надписи, отвечал: «Всякий крест имеет облик Христова креста, но не все иконы имеют одинаковый облик». Руководствуясь этим, святой Савва Сербский начал надписывать изображения святых на славянском языке, начиная с росписей монастыря Сту-деницы (1208-1209). Византийцы считали, что всякое живописное произведение только в лике представляет «лик и образ того, ради кого оно было написано» — так
6 Цит. по: Николай (Погребняк), еп. Иконография святых равноапостольных Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]: сайт. URL: http:// www.pravklin.ru/publ/ikonografija_svjatykh_ravnoapostolnykh_kirilla_i_ mefodija/9-1-0-1830 (дата обращения: 15.05.2017). Загл. с экрана.
Святой Кирилл Философ. Фреска в церкви свв. апп. Петра и Павла в с. Беренде. Болгария, XIV в.
свидетельствует анонимным писатель, автор славянского жития святого Кирилла, которое было написано приблизительно после 869 года7.
Еще одно прекрасное изображение равноапостольного Кирилла сохранилось в небольшой церкви близ столицы Болгарии, и относится оно к XIV веку.
Святой Кирилл изображен в полиставрии (с греч. «много-крестие»), в руках у него свиток с текстом: «Благословляяй благословящия Тя и освящаяй на Тя уповающия». Надписано изображение: «святой Кирилл Философ». Считается, что именования «Философ» просветитель Константин-Кирилл был удостоен, скорее всего, благодаря тому, что преподавал философию в высшей «Магнаурской школе» в Константинополе.
Подобное изображение святого Кирилла, относящееся к XIV веку, сохранилось в Сербии, в церкви святителя Николая в Печском патриаршем монастыре. Тот же свиток, и то же надписание: «святой Кирилл Философ».
Еще одним прекрасным образцом живописи является фреска XIV века с изображением святителя Мефодия в сербском монастыре Калениче. Мы видим подвижнический, аскетический образ в святительском облачении, исполненный духовной глубины.
Святые Кирилл Философ и первомученик Стефан. Алтарь церкви свт. Николая
в Печском патриаршем монастыре. Сербия, XIV в.
7 См.: Джурич В. Указ. соч. С. 218.
Святитель Мефодий. Фреска в церкви монастыря Каленич. Сербия, XIV в.
В монастыре святого Наума Охридского в Македонии сохранилась еще одна фреска XVIII века, где святые Кирилл и Мефодий изображены со своими учениками Наумом, Климентом, Саввой, Ангеля-ром и Гораздом.
После смерти святителя Мефодия в 885 году деятельность «славянского» духовенства в Моравии была насильственно прекращена. Великоморавский князь Сва-топлук (его чешское имя соответствует русскому имени Святополк) прогнал учеников
Равноапостольные учители славян (слева направо): Наум, Климент, Савва, Мефодий, Ангеляр, Кирилл, Горазд. Роспись монастыря св. Наума. Охрид, XVIII в.
святых Кирилла и Мефодия — сторонников славянского обряда. Часть из них покинула страну и направилась на Балканы, другая часть пряталась от властей в труднодоступных местах.
На Балканах, в Болгарии, ученики святых Кирилла и Мефодия были тепло приняты. Здесь они заложили основы древнеболгарской письменности.
На Руси почитание святых просветителей славянских было известно уже в XI веке. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, датируются XIII веком. Древнейших изображений святых сохранилось немного. В частности, цикл миниатюр, изображающих святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, содержится в Радзи-виловской летописи, названной так по имени последнего владельца и написанной в начале XV века. Летопись содержит начальную историю Древней Руси от ее истоков до 1206 года.
Подлинник Радзивиловской летописи, попавший в середине XVII века в Кенигсбергскую библиотеку, вернулся в Россию в качестве трофея Семилетней войны в 1761 году. С 1818 года рукопись хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге. Среди 613 миниатюр этой летописи нашлось место и для изображения славянских просветителей.
Весь цикл миниатюр (№ 30-33) открывает сцена совета византийского императора с философами в Константинополе (слева) и сцена беседы императорского посланника с отцом святых братьев Львом в Солуни (справа), объединенные в одну миниатюру (№ 30).
Ниже на том же листе рукописи представлена также двойная сцена создания «письмен азбуковных словенских» и перевода на славянский язык Евангелия, Апостола, Псалтири и Октоиха (№ 31) — и «преложиста Апостол и Евангелие». Далее летописец продолжает: «рады быша
Святые Мефодий и Кирилл в миниатюрах Радзивиловской летописи. XV в.
словяне, яко слыша величие Божие своим языком», и следом добавляет: братья «пре-ложиша Псалтирь, Октоих и прочия книги». Зрительно акт создания — как бы чудесным образом мгновенен8.
До конца XVII века в иконописи Руси сохранялись древние традиционные изображения святых Кирилла и Мефо-дия, но начиная с эпохи Петра I, когда в русскую культуру и искусство вторглись западноевропейские стили барокко и классицизм, появляется академическая религиозная живопись. Изображения святых стали вторить духу и вкусам своего времени. Подобных изображений можно найти множество, но мы не будем останавливаться подробно на этом периоде изобразительного искусства. Образы, как правило, типичны, носят характер реалистической живописи, привлекают к себе внимание скорее эстетическим чувством, эмоциональностью, чем духовной выразительностью и глубиной.
Во второй половине XIX века в России стал преобладать стиль модерн. Ярким примером церковного модерна в живописи являются росписи Михаила Васильевича Нестерова для Владимирского собора в Киеве.
Лики святых Кирилла и Мефодия на иконах кисти Нестерова величественны, безмятежны, полны
Равноапостольный Мефодий. Икона иконостаса бокового придела Владимирского собора в Киеве. М. В. Нестеров
8 См.: Попов Г.В. Тема славянского просвещения в миниатюрах Рад-зивиловской летописи // Древнерусское искусство. Византия, Русь, Западная Европа: искусство и культура. СПб., 2002. С. 362-377.
умиротворенности. Глаза святого Мефодия смиренно опущены. Стройная белая фигура святого изображена в святительских одеждах, которые указывают на его высокое призвание.
Святой Кирилл, на-ШМВ против, изображен
ЗвЩМ'ШрШ в темных тонах, которые ,г,п ^Щнн указывают на его монашеский подвиг. Просветитель еще молод, Равноапост°лъный Кирилл. Икона седина не коснулась его иконостаса бокового придела Вла- волос и бороды. Напря-димирского собора в Киеве. женный взгляд устрем-М.В. Нестер(ю лен вдаль. Нестеров сво-
еобразно передал внутреннюю стойкость, несоизмеримую крепость духа святого Кирилла.
В последние десятилетия в России повсеместно проводятся различные торжества и церковные мероприятия в честь равноапостольных просветителей славян Кирилла и Мефодия. Они свидетельствуют о великом культурном, историческом и церковном значении подвига святых братьев. В стремлении увековечить их память создается множество памятников и скульптур, мозаик, витражей, картин, росписей.
Интересен памятник святым Мефодию и Кириллу (скульптор Н. Филатов) у храма во имя святых братьев в Саранске, в Мордовии. Фигуры просветителей просты и в то же время величественны. Тонкое одухотворенное лицо святого Кирилла выражает внутреннюю собранность. В руке создатель славянской письменности держит
Памятник святым Кириллу и Мефодию у Кирилловского храма в Саранске. Скульптор Н. Филатов
перо, как бы готовясь начертать открытые им письмена. Святой Мефодий бережно прижимает к груди Священное Писание — как свидетельство его неустанной пастырской деятельности. Его фигура полна сил и энергии.
Памятник святым равноапостольным Мефодию и Кириллу установлен также на Соборной площади Коломенского
Памятник первоучителям славян Кириллу и Мефодию на Соборной площади Коломенского кремля. Скульптор А. Рожников
кремля. Композиция представляет собой бронзовые фигуры на фоне православного креста. Святой Мефодий держит в руках Библию, а Кирилл — свиток с русским алфавитом. Автор монумента — заслуженный художник России Александр Рожников.
В 2009 году во время празднования в Саратове Всероссийских Дней славянской письменности и культуры на площади перед X корпусом Саратовского государственного университета состоялось торжественное открытие и освящение памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию. У святого Кирилла в руках свиток со славянским алфавитом, а у святого Мефодия
Памятник равноапостольным Кириллу и Мефодию у Саратовского государственного университета. Скульптор А. Рожников
в руке Евангелие. Высота памятника — 4,5 метра. Фигуры отлиты из бронзы, над ними возвышается крест. Автор монумента — также московский скульптор Александр Рожников.
На примере рассмотренных памятников святым просветителям славянским можно увидеть некоторые черты их сходства. Во всех скульптурных композициях (за исключением немногих) присутствует крест — символ
спасения. Также следует отметить такие элементы, как книги и свитки. Святой Кирилл в большинстве случаев изображается в монашеской одежде, так как под конец жизни он принял иночество. Как правило, он держит в своих руках свиток — символ начальной стадии развития славянской письменности. Поскольку именно святой Кирилл изобрел и объединил в систему знаки (буквы), в честь него и славянская азбука называется кириллицей. Святой Мефодий изображается с книгой — более поздним и усовершенствованным видом письменности. Он продолжил благие начинания своего брата.
Итак, рассмотрев разнообразные способы передачи образов святых братьев Кирилла и Мефодия в изобразительном искусстве, мы видим, что написания их весьма разнообразны и зависят от времени создания, стиля произведения искусства и его предназначения. Но каким бы ни было произведение искусства, в нем неизменно отражается безграничная любовь и благодарность святым братьям за то, то они сделали для православного народа.
В то же время при создании новой иконографии, несомненно, следует учитывать не только общие рекомендации иконописных подлинников, но и то неразрывное духовное единство равноапостольных братьев с вселенским Православием, которое старались показать авторы их ранних изображений — и в росписи храмов, и в книжной миниатюре.
В рукописной Минее конца XVI века из собрания Софийской библиотеки есть замечательное примечание, сделанное писцом: «Писал сию книгу раб Божий Тимофей — рука моя, письмо наше»9. Во все времена славянская письменность была, есть и будет нашей, то есть духовно объединяющей людей славянского мира — и не только славянского, всего православного мира, — объединяющей
9 Цит. по: Николай (Погребняк), еп. Указ. соч.
культурой, историей и, конечно, верой. А у истоков нашей письменности видим мы равноапостольных солунских братьев Кирилла и Мефодия и, не имея точного портретного их изображения, ясно представляем себе их духовный облик.