Научная статья на тему 'ОБРАЗ СТУДЕНТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА'

ОБРАЗ СТУДЕНТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студент / студенчество / русская литература / история / бедность / student / student body / Russian literature / history / poverty

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абрамова Е. Д.

В статье рассматриваются яркие черты героев-студентов в русской литературе XIX века, показываются схожести между литературным студентом и студентом действительным в современный авторам период, отмечается, что образ, созданный в литературе, во многом соответствует действительности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF STUDENT IN RUSSIAN LITERATURE OF THE XIX CENTURY

The article examines the striking features of student heroes in Russian literature of the XIX century, shows the similarities between a literary student and a real student in the modern period of the authors, it is noted that the image created in literature largely corresponds to reality.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ СТУДЕНТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА»

УДК 82

Абрамова Е.Д.

магистрант филологического факультета Воронежский государственный университет (г. Воронеж, Россия)

ОБРАЗ СТУДЕНТА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА

Аннотация: в статье рассматриваются яркие черты героев-студентов в русской литературе XIX века, показываются схожести между литературным студентом и студентом действительным в современный авторам период, отмечается, что образ, созданный в литературе, во многом соответствует действительности.

Ключевые слова: студент, студенчество, русская литература, история, бедность.

Литература всегда являлась отражением общества. Литературные образы базируются на ярких, в какой-то мере даже стереотипных, чертах той или иной социальной или возрастной группы, а некоторые герои имеют свой прототип. Стоит отметить, что художественные тексты не только воспроизводят взгляды общества, но часто формируют их самостоятельно.

В данной статье мы рассмотрим студенчество на страницах художественных произведений XIX века, выявим частотные стереотипы, которые были сформированы вокруг фигуры студента и выясним, насколько эти стереотипы соответствовали действительности позапрошлого столетия.

XIX век - век реализма в русской литературе. Писатели стремились отразить реальность в своих произведениях максимально близкой к действительности. Этот факт говорит о том, что на страницах художественных произведений можно встретить вполне реальные примеры быта, учёбы, взаимоотношений, взглядов студентов. Вот некоторые конкретно-исторические особенности студенчества, которые можно извлечь из текстов русской литературы выбранного периода.

Первой особенностью можно назвать социальную неоднородность студенчества. Чаще всего в литературных произведениях можно было встретить студентов-разночинцев, и зачастую этот фактор играл большую роль в создании образа персонажа, становился его важнейшей характеристикой. Однако иногда эта характеристика оказывалась незначительной для формирования образа героя. Преобладание данного типа студентов, вероятно, являлось отражением действительного исторического процесса. Если посмотреть исторические справки о студентах того периода, например, в работе Г. И. Щетининой «Университеты в России и устав 1884 года» [15, 70-72], можно убедиться в росте количества студентов-разночинцев. Так, в 1855 году дворянство было ведущим классом среди студентов всех высших учебных заведений страны, и составляло порядка шестидесяти пяти процентов, то к 1875 году общее число студентов сильно выросло, однако удельный вес дворянства понизился почти на двадцать процентов, а число студентов-разночинцев и выходцев из духовенства, напротив, увеличилось. Несмотря на это, нельзя исключать сознательного стремления писателей создать узнаваемый образ студента в русской литературе, выбрав за «образец» именно типаж студента-разночинца. Такой выбор, возможно, был продиктован стремлением писателей отразить изменения в современной им действительности, подчеркнуть то, что студенчество, а соответственно и будущее России связано с представителями разных сословий, а не только с представителями дворянского.

Так, «типичный» студент в художественном произведении XIX века - это студент недворянского происхождения. Примером могут стать Петр Ширяев из рассказа «Тяжелые люди» А.П. Чехова, студент из рассказа «Почта» [12, 273, 394], Оперов и Зюзин из «Юности» Л.Н. Толстого, Лопухов Чернышевского из романа «Что делать?».

Второй чертой студенчества становится стремление к созданию студенческого сообщества. Про это можно узнать также из «Юности» Л.Н. Толстого, где Иртеньев отмечает, что он «везде чувствовал связь, соединяющую всё это молодое сообщество», герой отмечает некое «чувство сознания себя

членом этого огромного сообщества», оно для него «было очень приятно» [10, 219]. В русской литературе XIX века студенты часто объединяются в союзы, кружки, землячества [2]. В этой связи можно вспомнить и героя произведения Гарина-Михайловского «Студенты», который отмечал, что именно среди студентов «радостное чувство охватило Карташева, и он вдруг впервые ощутил какую-то тесную связь с толпой. Нет, всё-таки это уже не толпа улицы, а его толпа» [2, 32].

Третьей яркой особенностью студентов на страницах литературных произведений становятся тяжёлые бытовые условия студентов, бедность, постоянные лишения. Исключением становится только герой Л.Н. Толстого из повести «Юность». В русской литературе XIX века формируется стереотип «студент всегда беден», подробно описываются плохие жилищные условия (например, Раскольников из «Преступления и наказания» Достоевского нанимает зловонный и бедно обставленный «угол», даже не комнату), нехватка работы (студенты берутся за любую работу, получая копейки за свои труды), хронические болезни, бедственное материальное положение. Интересно, что это всегда сочетается с интеллектуальным трудом в больших объёмах (студенты дают уроки, занимаются переводами текстов, пишут статьи) и разрешением различного рода морально-нравственных вопросов.

Данную особенность художественных студентов XIX века можно проиллюстрировать следующими произведениями. Так, в автобиографической повести Гарина-Михайловского «Студенты» отмечено множество деталей быта представителей одноимённой социальной группы: герои живут в самых дешевых квартирах, им часто не на что купить книги, одежду и даже еду. Один из героев отмечает, что «лекций нет, одежи нет, жрать нечего...» [2, 146], а также, что «в доме не было ни копейки денег. Имелся только чай, сахар да несколько папирос» [2, 165]. Герои вынуждены продавать личные вещи, иногда даже всю обувь и одежду: «Нужда у них с Ларио. Его прогнали. Ларио в одном белье. Шацкий всё с него продал, и с себя всё. сидит в салопе горничной. и больной совсем» [2, 153]. Как уже ранее отмечалось, в романе Достоевского «Преступление и

наказание» подробно описано бедственное положение студентов Раскольникова и Разумихина. Отмечаются заношенная, истёртая в лохмотья одежда героев, пространство для жизни «шагов в шесть длиной», нехватка средств на отопление и еду [7, 32, 35, 58]. Описывая студентов-разночинцев, Л.Н. Толстой подчёркивает, что это были «Очень бедные и очень молодые люди» [10, 240]. Не стоит забывать и о чеховском Клочкове, у которого «нет табаку, нет чаю, а сахару осталось четыре кусочка» [12, 155], и ранее уже упомянутого Лопухова из романа Чернышевского «Что делать?», который в годы студенчества тоже испытывал «невыносимую нищету», обходился «без чаю, иной раз без сапог» [11, 78].

Любопытно, что из-за этой студенческой литературной особенности герои-студенты часто прекращали таковыми являться. Именно за неуплату героев литературных произведений часто отчисляли из университетов. Так, из-за неуплаты были отчислены студент-юрист из рассказа Вересаева [1,116], Раскольников и Разумихин из романа Достоевского [3, 59]. Интересно, что, снова обращаясь к Щетининой, в 1875 году число студентов дворянского происхождения было около сорока процентов, а малообеспеченных студентов было приблизительно семьдесят пять процентов от общей численности студентов [15, 70-72], из чего следует, что происхождение студентов не влияло на их материальное положение.

Завершающей, четвертой, особенностью героев-студентов в литературе XIX века становится неумеренное пьянство и кутежи. А.Е. Иванов отмечает, что эпизодически выпивали девяносто пять процентов студентов исследуемого исторического периода, а регулярно - от пятидесяти восьми до семидесяти четырёх процентов, в зависимости от университета [4,333]. В литературе эта черта ярко отражена в произведениях всё тех же Гарина-Михайловского [2,21,67,206], Чехова (например, в «Припадке») [12, 570-579], Л.Н. Толстого, у которого в произведениях кутежи есть «обыкновенные студенческие удовольствия» [10, 229], а также у Мамина-Сибиряка, у которого студент-Рубцов имел «студенческую привычку выпивать», которая «кажется, росла с каждым днём» [6, 87]. Любопытно, что авторами XIX века эта привычка описывается как

часть студенческой культуры, повседневности, не приобретая негативной окраски.

Русские авторы XIX века действительно часто обращаются к теме студенчества. Они не только отражают историческую действительность в героях-студентах, но создают и формируют свой образ художественного студента, современного им, своеобразный художественный стереотип. Студент всегда беден, имеет недворянское происхождение (чаще всего в русской литературе выбранного периода встречается бедный студент-разночинец), чувствует свою принадлежность к большому сообществу, много кутит. Он готов взяться за любую, даже самую низкооплачиваемую интеллектуальную работу, часто разрешает морально-нравственные вопросы, находится на этапе формирования собственного «Я». Авторы относятся к своим героям-студентам благожелательно, сочувственно, подчёркивали, что бедность и другие затруднения в жизни студентов временны, что за ними наступит светлое будущее, которое выстраивать будут эти самые студенты.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вересаев В.В. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. - М., 1985. -463 с;

2. Гарин-Михайловский Н.Г. Студенты. Инженеры. - М.: Правда, 1981. -528 с;

3. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. - М.: Эксмо, 2015. - 592 с;

4. Иванов А.Е. Высшая школа в России в конце XIX- начале ХХ века. -Москва, 1991. - 392 с;

5. Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. - М.: Наука, 1987. - 439 с;

6. Мамин-Сибиряк Д.Н. Первые студенты. - М., 1905. Режим доступа: ^^Шгев.ги;

7. Николаева ИЮ. Новые возможности диалога истории и литературы в условиях методологической «смены вех» // «Диалог со временем». Альманах интеллектуальной истории. -2013. Вып. 45. - С. 22-33;

8. Соколов А.К. Наука, искусство и социальные реалии минувшего столетия // Отечественная история. - 2002. - № 1. - C. 60-72;

9. Твердюкова в.. источники по новейшей истории России в «человеческом измерении»: историко-антропологический подход // Труды Исторического факультета Санкт-Петербургского университета. - 2014. - № 14. - C. 18-32;

10. Толстой Л.Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Издательство «Наука», 1979. - 527 с;

11. Чернышевский Н.Г. Что делать? - М., 1969. - 445 с;

12. Чехов А. П. Рассказы. - М.: СЛОВО/SLOVO, 2000. - 784 с;

13. Шмидт С.О. Памятники художественной литературы как источники исторических знаний // Отечественная история. - 2002. - N° 1. - С. 40-49;

14. Шмидт С.О. Путь историка: Избранные труды по источниковедению и историографии. - М.: Российский государственный университет, 1997. - 612 C. 92;

15. Щетинина Г.И. Университеты в России и устав 1884 года. - М.: Издательство «Наука», 1976. 232 с.

Abramova E.D.

Voronezh State University (Voronezh, Russia)

IMAGE OF STUDENT IN RUSSIAN LITERATURE OF THE XIX CENTURY

Abstract: the article examines the striking features of student heroes in Russian literature of the XIX century, shows the similarities between a literary student and a real student in the modern period of the authors, it is noted that the image created in literature largely corresponds to reality.

Keywords: student, student body, Russian literature, history, poverty.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.