Научная статья на тему 'Образ сотрудника полиции будущего (по результатам форсайт-сессии "Полицейский - 2030")'

Образ сотрудника полиции будущего (по результатам форсайт-сессии "Полицейский - 2030") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1448
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗ СОТРУДНИКА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ / IMAGE OF LAW ENFORCEMENT OFFICER / ФОРСАЙТ / FORESIGHT / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / TECHNOLOGICAL REVOLUTION / ВЫЗОВЫ РЕАЛЬНОСТИ / REALITY CHALLENGES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Елена Артаваздовна

В основу статьи положены результаты форсайт-сессии «Глобальное образование будущего» и доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». Доклад обобщает многолетнюю совместную работу Global Education Futures и WorldSkills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего в 2014-2017 годах. Автор использует результаты докладов в качестве форсайт-прогноза образа сотрудника полиции будущего и проводит сравнительный анализ с результатами форсайт-сессии «Полицейский 2030», прошедшей в Ростовском юридическом институте МВД России в 2017 году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE POLICE OFFICER OF THE FUTURE (ACCORDING TO THE RESULTS OF FORESIGHT SESSION "POLICEMAN - 2030")

The article is based on the results of the foresight session «Global education of the future» and the report «Skills of the future. What you need to know and be able in the new complex world». The report summarizes the long-term joint work of Global Education Futures and WorldSkills Russia to determine the image of jobs in the economy of the future in 2014-2017. The results of the reports are used as a foresight forecast of the image of the police officer of the future and a comparative analysis is carried out with the results of the foresight session «Policeman 2030» conducted in Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2017.

Текст научной работы на тему «Образ сотрудника полиции будущего (по результатам форсайт-сессии "Полицейский - 2030")»

УДК 951.74 ББК 67.7

Варданян Елена Артаваздовна Vardanyan Elena Artavazdovna

доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Ростовского юридического института МВД России, кандидат философских наук.

Associate Professor, Department of Humanitarian and Socio-Economic Disciplines, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, PhD in Philosophy. E-mail: vard10@yandex.ru

ОБРАЗ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ БУДУЩЕГО (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ФОРСАЙТ-СЕССИИ «ПОЛИЦЕЙСКИЙ - 2030»)

Image of the police officer of the future (according to the results of foresight session «Policeman - 2030»)

В основу статьи положены результаты форсайт-сессии «Глобальное образование будущего» и доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире». Доклад обобщает многолетнюю совместную работу Global Education Futures и WorldSkills Russia по определению образа рабочих мест в экономике будущего в 2014-2017 годах. Автор использует результаты докладов в качестве форсайт-прогноза образа сотрудника полиции будущего и проводит сравнительный анализ с результатами форсайт-сессии «Полицейский - 2030», прошедшей в Ростовском юридическом институте МВД России в 2017 году.

Ключевые слова: образ сотрудника правоохранительных органов, форсайт, технологическая революция, вызовы реальности, профессиональные компетенции.

The article is based on the results of the foresight session «Global education of the future» and the report «Skills of the future. What you need to know and be able in the new complex world». The report summarizes the long-term joint work of Global Education Futures and WorldSkills Russia to determine the image ofjobs in the economy of the future in 2014-2017. The results of the reports are used as a foresight forecast of the image of the police officer of the future and a comparative analysis is carried out with the results of the foresight session «Policeman 2030» conducted in Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in 2017.

Keywords: image of law enforcement officer, foresight, technological revolution, reality challenges, professional competence.

Будущее существует сначала в воображении,

потом - в воле и в действии, а потом уже в реальности.

Р. А. Уилсон [12]

Профессиональная подготовка и грамотно осуществляемое обучение сотрудников полиции являются одной из важнейших проблем и одним из приоритетных направлений деятельности полиции на сегодняшний день. Изменения, которые произошли и происходят во всех сферах жизни общества, требуют новых профессиональных знаний и умений. Под влиянием ускоренного развития технологий и сопутствующих социальных изменений появится необходимость в специалистах нового типа, в том числе в правоохранительной сфере. Перед ними будут стоять задачи, которые потребуют готовности к сотрудничеству в новых технологических условиях, подверженных

цифровизации, дигитализации и, что особенно важно, готовности конкурировать в профессиональных навыках не только с людьми, но и системами искусственного интеллекта.

По данным CNN от 23 мая 2017 года в Дубае на службу выйдет робот-полицейский, а к 2030 году прогнозируется появление целого полицейского участка, состоящего из одних роботов, которые будут патрулировать туристические места и торговые центры, отвечать на вопросы, предоставлять информацию и принимать штрафы, разговаривать на девяти языках [5].

В России уровень роботизации пока крайне низок. Роботы применяются в основном в промышленности и на производстве.

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГ. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ

К серьезным выводам пришли ученые Оксфордского университета: в результате применения роботов в сфере производства товаров и услуг исчезнут сотни миллионов рабочих мест. Наиболее уязвимы работники, занимающиеся физическим трудом, сервисом, оказанием персональных услуг. Роботы могут заменить пограничников и таможенников, государственных чиновников и полицейских. Созданы первые роботы-надзиратели для тюрем. Их задача - распознавать агрессивное поведение заключенных и оказывать помощь людям в трудных ситуациях [9; 10].

На сегодняшний день уже активно используются дроны (беспилотные летательные аппараты) для патрулирования в Мексике, роботы-полицейские несут службу в ОАЭ, бес-пилотники обеспечивают безопасность побережья в Австралии, камеры видеонаблюдения становятся масштабной реальностью; базы ДНК-данных растут в геометрической прогрессии в Китае, Великобритании, Америки, других странах. Видеонаблюдение, идентификация и распознавание лиц стали повсеместным инструментом общения с клиентами магазинов, банков, правоохранительных органов.

Существует мнение экспертов о том, что роботы станут одной из важнейших технологий 21 века, а широкое применение первоначально вызовет всплеск их похищений, а также использования в криминальных целях. «Цифровое» будущее правоохранительных органов - это как возможности, так и риски. Уже сейчас дроны и коптеры широко применяются для переправки через границу контрабанды и наркотиков. Новую реальность технологических изменений называют «гиперсвязанным миром», который усиливает новые опасности и проявляет возникающие правовые коллизии [6].

В будущем изменения коснутся любой отрасли, не станет исключением и работа полицейских. «Характер происходящих изменений, -утверждает К. Шваб - президент Всемирного экономического форума в Давосе, - настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи - времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей» [15].

Новые технологии приведут к тому, что пресекать преступления будет значительно

1ОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО И ПЕРСПЕКТИВЫ»

сложнее, привычный юридический язык перестанет работать в киберпространстве. Трудности при определении потерпевших и квалификации таких преступлений возникают уже сегодня. Каковы границы преступный деяний, кто несет ответственность за поимку преступника, например, если хакерская атака на американские банки произошла из Таганрога азиатскими подданными?

В будущем для убийства смогут использовать не привычное оружие, а, например, взломанный беспилотный автомобиль. Сто таких автомобилей смогут вызвать в городе транспортный коллапс и привести к фатальным последствиям. Под угрозой окажутся элементы «цифровой личности» - аккаунты в социальных сетях, банковские карты, сервисы электронной почты. К 2020 году к Интернету будет подключено около 50 млрд де-вайсов, что неизбежно повлечет за собой развитие киберпреступности.

Более 2,5 млн человек только в России в ближайшее время могут подвергнуться увольнению в связи с заменой человеческого труда автоматизированными программами, среди них и специалисты в области юриспруденции и обеспечения правопорядка. Это ставит вопрос о выделении функциональной деятельности, присущей только человеку, описания особенностей действия в изменившихся условиях, а с другой стороны, усиления превентивных мер возможного социального недовольства, протестных настроений и преступлений по причине массовой безработицы, предвидения нового типа преступлений, совершаемых в режиме онлайн.

Для того чтобы справиться с этими вызовами, полиции будущего нужно перейти на новый уровень, где информационные технологии станут обязательной частью повседневной деятельности. Уже сегодня в ст. 11 Федерального закона «О полиции» утверждается, что «... полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру».

Усиливая политику содействия новой технологической революции государственной поддержки компаний, ведущих разработки в сфере искусственного интеллекта, Президент РФ В. В. Путин в сентябре 2017 года, высту-

пая в Ярославле на форуме «Проектория», заявил: «Лидер по созданию искусственного интеллекта станет властелином мира. .. .Искусственный интеллект - это будущее не только России, это будущее всего человечества» [2].

В США в данных целях создан специализированный «Институт преступлений будущего». Его основатель, ученый в области права, технологий и безопасности М. Гудман утверждает, что в ближайшие годы подключение к Интернету будет расти в геометрической прогрессии и все, что связано с технологическими сетями может быть «взломано». Количество новых возникающих угроз ученый связывает с количеством управляемых устройств вокруг нас, так называемого «Интернета-ве-щей» [11].

Современная ситуация требует предвидения наступающих изменений и пересмотра программ образования и требований профессиональных компетенций в новых технологических условиях. Какие же качества будут нужны профессионалу в будущем, чтобы оставаться конкурентоспособным в новых технологических условиях? Какой должна стать подготовка сотрудников полиции, чтобы противостоять надвигающимся переменам?

Попытка найти ответы на вопросы, связанные с пониманием будущих технологических тенденций и изменением требований профессиональных компетенций сотрудника полиции, в Ростовском юридическом институте МВД России 16-17 ноября 2017 года проведена демонстрационная форсайт-сессия «Полицейский - 2030». В рамках мероприятия участникам был предложен круг вопросов для обсуждения в целях выработки рекомендаций по совершенствованию программ образования сотрудников полиции и актуализации внимания учащихся к необходимости овладения специальными компетенциями для профессиональной самореализации в будущем, в том числе:

- какой будет система охраны правопорядка в 2030 году?

- каким представляется образ полицейского 2030 года?

- какие компетенции необходимы сотруднику полиции 2030 года?

- какие образовательные программы необходимы для формирования новых компетенций?

Почему именно форсайт, какую ценность несет в себе данный метод обсуждения, какова продуктивность его проведения для учащихся и конструктивность для учебного процесса? Методика форсайт-сессии основана на разработках прогнозирования будущего Агентством стратегических инициатив (далее - АСИ), выполняющего проекты по созданию альтернативных отраслевых проектов развития по заказу Правительства РФ. В рамках деятельности АСИ в регионах России проводятся форсайт-сессии по формированию стратегий развития различных отраслей. Формат выработки решений для прогнозирования будущего на основе коллективного мышления в режиме форсайт-сессий успешно тиражируется в России и в мире, начиная с 2011 года [14].

Форсайт (от англ. foresight - «взгляд в будущее, предвидение»), существуют различные способы предвидеть будущее:

- фантастика - допущение тех или иных вариантов будущего, исходя из фантазии автора;

- футурология - рассмотрение человека и социума через призму ценностной позиции, «суперпозиции»; прогнозирование будущего, в том числе путем экстраполяции существующих технологических, экономических, социальных тенденций или предсказания будущих тенденций. Методы изучения связывают футурологию с историей и прогнозированием, а интерес к будущему - с научной фантастикой;

- экстраполяция - метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения за одной частью явления, на другую его часть. Отдельные эксперты считают экстраполяцию утопией, даже крайняя экстраполяция современных технологий на масштаб мировой цивилизации как единого целого не в состоянии обеспечить преодоление глобального эволюционного кризиса;

- разработка стратегии развития (стратегическое мышление / прогнозирование) - определение плана действий на долгосрочную перспективу в условиях неопределенности с заданной целью; подразумевает четкое понимание целей заказчиком желаемого будущего и владение искусством стратегического мышления, так называемого искусства полководца.

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГ. В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ

Форсайт - иной способ мышления о будущем. Эффективность форсайт-сессии заключается в самой методике организации группового мышления, направленного на формулирование проектов изменений - от будущего к настоящему, от образа будущего к сегодняшней ситуации через точки необходимого приложения усилий.

Это прежде всего формат коммуникации, коллективного обсуждения, который позволяет участникам, непосредственно заинтересованным в этом будущем - в данном случае курсантам, профессорско-преподавательскому составу юридического института, кадровым сотрудникам полиции, договориться о модели правоохранительной деятельности будущего, определив ее как наиболее желаемую, договориться о действиях по ее совершенствованию.

Базовыми принципами форсайта являются следующие:

- будущее творимо, оно зависит от прилагаемых усилий;

- будущее вариативно (возможно много вариантов), оно не проистекает из прошлого и зависит от решений, которые будут приняты участниками;

- будущее нельзя спрогнозировать или предсказать, можно быть к нему готовым [14].

Результатом проведения форсайта являются так называемые дорожные карты. В них отражаются возможные пути развития государства, формируются долгосрочные приоритеты в различных сферах политики и общественной жизни. Похожие документы служат важными инструментами для государственных деятелей, помогают вырабатывать цели и стратегии развития страны при решении важных вопросов в проблемных и конфликтных ситуациях, для координирования политической и общественной деятельности государства.

Дорожной картой, которая явилась содер-

U U 1 U "1—Г U

жательной основой форсаит-сессии «Полицейский - 2030», стал доклад «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире» авторского коллектива в составе И. Ни-ненко, Е. Лошкаревой, П. Лукша, Д. Судаковой, И. Смагиной. В докладе исследованы результаты цикла форсайтов и экспертных встреч, проведенных с WorldSkills Russia и Global Education Futures в 2014-2017 годах

ЮГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО И ПЕРСПЕКТИВЫ»

совместно с Агентством стратегических инициатив РФ, Международной организацией труда и Московской школой управления СКОЛКОВО [7]. Анализируя тренды, формирующие сложный мир будущего, исследователи утверждают, что специалистам будущего необходимо иметь:

1) разнообразные знания и навыки, позволяющие работать с новыми технологиями, в том числе в области технического сервиса, владение техническими языками;

2) универсальные знания и навыки, которые можно применить в широком диапазоне профессиональных, социальных и персональных контекстов с учетом развития когнитивных навыков работы с информацией.

Актуальные тренды, выделенные участниками форсайта «Полицейский - 2030», созвучны с выводами Международного форсайта «Глобальное образование будущего». Это прежде всего тренды технологического порядка, которые изменят работу полиции, повлияют на адаптацию современного опыта применения технологических средств других стран и российских образцов в программах обучения будущих сотрудников полиции, а также окажут влияние на совершенствование образовательных программ, с одной стороны, техническими областями знаний, с другой стороны, развитием когнитивных навыков работы с большими объемами данных.

Подробнее о трендах, меняющих парадигму образования, а также связанных с ними методических задачах и вызовах, которые стоят перед учебными заведениями, сформулировал К. Терлоу [1] - эксперт в области высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональной подготовки преподавателей, а также методологии проектирования обучения и исследований развития образовательных систем:

- конструктивный подход к решению сложных практических задач;

- проектное обучение, создание смежных междисциплинарных, межинститутских учебных проектов актуально для подготовки сотрудников полиции, так как вызвано глобализацией преступлений, киберпреступлений, осуществляемых вне пределов границ одной территории;

- грамотное руководство полученными знаниями;

- обучение мыслительным моделям, позволяющим оперативно и адекватно принимать осознанные решения (так, американских правоохранителей обучают технологии мышления SARA - стратегия деятельности, которая разбивает решение проблем на четыре простых шага, которые сотрудники полиции с легкостью запоминают и усваивают: сканирование, анализ, реакция и оценка) [3];

- мобилизация образования: автоматизация и информатизация учебного процесса, в том числе ресурсной базы, позволяющей использовать персональные компьютеры, базы интернет-данных, копирования и передачи информации в учебных аудиториях и в профессиональной деятельности;

- внедрение игровых, в том числе виртуальных способов обучения;

- внедрение в образовательный процесс инструментов коучинга и наставничества.

Агентство стратегических инициатив уже инициировало первый Всероссийский форум, направленный на развитие профессиональной среды наставничества «Наставник - 2018». Определяя задачи форума, глава наблюдательного совета АСИ отметил: «Никакие знания не передаются иначе как от человека к человеку, за каждым успешным человеком в любой сфе-

Литература

1. 10 трендов современного образования. URL: https://www.hse.ru/news/63841790.html.

2. Семь главных тезисов о будущем из речи Владимира Путина. URL: https://aftershock.news/.

3. SARA (модель проблемно-ориентированной деятельности полиции). URL: https:// www.newsmax.com/fastfeatures/police-skills-law-enforcement/2015/07/03/id/652904/.

4. Уотсон Р. Будущее. 50 идей, о которых нужно знать. М., 2017.

5. В Дубае на службу выйдет робот-полицейский. К 2030 году появится полицейский участок из одних роботов. URL: https://meduza. io/shapito/2017/05/23/v-dubae-na-sluzhbu-vyydet-robot-politseyskiy-k-2030-godu-poyavitsya-polit-seyskiy-uchastok-iz-odnih-robotov.

6. Агамирзян И. Р. и др. Вызов 2035 / сост. Буров В. В. М., 2016.

7. Глобальная инициатива в области образования. URL: https://www.edu2035.org/.

8. Глобальное исследование тенденций

ре всегда стоит наставник. Люди, которые через наставничество передают другим свои знания и навыки в рабочих профессиях, в науке, в управлении, вызывают уважение. Наставничество не решается административным путем, наставничество подразумевает вкладывать душу, делиться секретами профессии, которые позволили ему самому быть лучшим».

Внедрение новых образовательных инструментов, подходов, способов мышления, когнитивных навыков работы с информацией и других методов и приемов, технологий обучения должны способствовать профессиональной подготовке сотрудника полиции для решения оперативно-служебных задач любой трудности на высоком уровне.

Форсайт-сессии могут стать новой моделью осмысления профессиональных компетенций будущего сотрудника полиции и при регулярном и методичном внедрении данной формы коллективной работы в образовательный процесс системы МВД России позволят спрогнозировать конкретные подходы к совершенствованию учебной программы подготовки сотрудников полиции, адаптированных к новым технологическим вызовам.

Bibliography

1. 10 trends of modern education. URL: ht-tps://www.hse.ru/news/63841790.html.

2. Seven main theses about the future from Vladimir Putin's speech. URL: https://aftershock Oh.news/.

3. SARA (the model of problem-oriented activities of poli-tion). URL: https://www.newsmax. com/fastfeatures/police-skills-law-enforcement/ 2015/07/03/id/652904/.

4. Watson R. Future. 50 ideas you need to know about. Moscow, 2017.

5. In Dubai, the service will be robot-police. By 2030, there will be a police station of one company-bots. URL: https://meduza.io/shapito/2017/ 05/23/v-dubae-na-sluzhbu-vyydet-robot-politsey-skiy-k-2030-godu-poyavitsya-politseyskiy-uchas-tok-iz-odnih-robotov.

6. Agamirzyan I. R. and other. Challenge 2035 / comp. Burov V. V. Moscow, 2016.

7. The global initiative in education. URL: https://www.edu20 3 5. org/.

МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОГО КРУГЛОГО СТОЛА «ОБРАЗ ПОЛИЦЕЙСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ОЦЕНКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

информационной безопасности на 2017. Новый уровень кибербезопасности и защиты данных. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/ gsiss-2017.html.

9. Елкина М. Полиции предлагают взять на службу дроны // Известия. 2016. 28 января.

10. Почему дроны в полиции - это будущее в борьбе с преступностью? // Сообщество робототехников. 2016. 12 мая.

11. Угрозы и преступления будущего - ключевые идеи бестселлера Марка Гудмана «Future Crimes». URL: https://vc.ru/21948-future-crimes-book.

12. Гибсон У. Нейромант. СПб., 2017.

13. Член Общественной палаты РФ Дмитрий Чугунов просит МВД повсеместно внедрить достижения высоких технологий для повышения эффективности работы полиции. URL: http://www.interpolitex.ru/media/news/no-vosti-bezopasnosti/chlen-op-dmitriy-chugunov-prosit-mvd-povsemestno-vnedrit-dostizheniya-vysokikh-tekhnologiy-dlya-povy/.

14. Что такое форсайт? URL: http://www. expertclub.ru/sections/foresight.

15. Шваб К. Четвертая промышленная революция. М., 2016.

8. A global study of tendency information security in 2017. A new level of cyber security and data protection. URL: https://www.pwc.ru/ru/pub-lications/gsiss-2017.html.

9. Elkina M. Police offer to take on service drones // News. 2016. January 28.

10. Why drones in the police is the future in the fight against crime? // Community of robotics. 2016. May 12.

11. The threats and crimes of the future- key messages from the bestselling Marc Goodman's «Future Crimes». URL: https://vc.EN/21948-fu-ture-crimes-book.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Gibson W. Neuromant. St. Petersburg, 2017.

13. A member of the Public fell-you Dmitry Chugunov asked the interior Ministry to widely introduce the achievements of high technology to improve the performance of the police. URL: http://www.interpolitex.ru/media/news/novosti-bezopasnosti/chlen-op-dmitriy-chugunov-prosit-mvd-povsemestno-vnedrit-dostizheniya-vysok-ikh-tekhnologiy-dlya-povy/.

14. What is the foresight? URL: http://www. expertclub.ru/sections/foresight.

15. Schwab K. The fourth industrial revolution. Moscow, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.