Научная статья на тему 'Образ соперника у представителей контактных и дистантных видов спорта'

Образ соперника у представителей контактных и дистантных видов спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА / ОБРАЗ СОПЕРНИКА / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТАКТНЫЕ И ДИСТАНТНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / IMAGE OF A MAN / IMAGE OF A RIVAL / SPORTS ACTIVITY / CONTACT AND DISTANT SPORTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левченко А. В.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме соперничества в спортивной деятельности. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить образ соперника у представителей контактных и дистантных видов спорта. Основное содержание исследования составляет семантиче ский анализ качеств, приписываемых спортсменами своему сопернику. На основании проведенного анализа устанавливается, что у представителей контактных видов спорта складывается негативный образ соперника, который наделяется такими характеристиками, как большой, сильный, неуязвимый и опытный. У представителей дистантных видов спорта, наоборот, складывается позитивный образ соперника. Его наделяют такими характеристиками как, сильный, честный, ловкий, выносливый. Проведенное исследование будет интересно специалистам, занимающимся психологической подготовкой спортсменов к соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF A RIVAL IN CONTACT AND DISTANT SPORTS

The article examines the topical problem of rivalry in sports activity. As the research task the author made an attempt to estimate the image of a rival of in contact and distant sports. The main part of the research is made up by a semantic analysis of qualities given by sportsmen to their rivals. On the basis of the analysis, the author determines that in contact sports the image of a rival tends to be negative. This image of a rival is given such traits as big, strong, invulnerable and experienced. In distant kinds of sports, vice versa, the image of a rival tends to be positive. The rival is given such traits as strong, honest, crafty and capable of great endurance. This research will be interesting to the specialists, engaging in psychological training of sportsmen for a rival activity. In the experiment the respondents had to use the names of characters from children’s stories to name the features of rivals. The respondents used five characters form tales and stories: Koshey Bessmertny, Buratino, Ilya Muromets, Zmey Gorynych and Kolobok.

Текст научной работы на тему «Образ соперника у представителей контактных и дистантных видов спорта»

6. Психологическое обеспечение отбора сотрудников ОВД-для работы в экстремальных условиях Этапы, критерии отбора. Влияние индивидуально-личностных особенностей на готовность сотрудника к деятельности в экстремальных условиях. 1. Углубление представлений о личностных качествах; 2. Развитие умений самодиагностики и самокоррекции.

7. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях. Психологические аспекты повышения готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях. Методики профессионально-психологической подготовки к деятельности в экстремальных ситуациях. Ознакомление курсантов с системой профессионально-психологической подготовки сотрудников ОВД к несению службы в экстремальных условиях.

8. Диагностика посттравматических стрессовых нарушений и психологическая реабилитация сотрудников ОВД после работы в экстремальных ситуациях. Диагностические критерии ПТСР Методики диагностики ПТСР Психокоррекционные методики в реабилитации сотрудников ОВД после работы в экстремальных ситуациях. Медико-психологический и социально-психологический подходы к реабилитации. Ознакомление курсантов с особенностями диагностики и лечения ПТСР, мероприятиями в области реабилитации сотрудников ОВД после работы в экстремальных ситуациях.

Основной целью элективного курса являлось повышение 3. Сформировать у будущих сотрудников ОВД необходимые

уровня психологической компетентности будущих сотрудников психодиагностические и психокоррекционные профессиональ-

ОВД, их психологической подготовленности и профессиональ- ные навыки и умения.

но-психологической устойчивости при работе в экстремальных 4. Выработать у курсантов готовность к практическому ис-

ситуациях профессиональной деятельности. пользованию данных предлагаемого курса в процессе решения

оперативно-служебных задач в условиях экстремального возданная цель решалась посредством следующих задач: действия.

1. Сформировать у курсантов научные представления об Программа элективного курса рассчитана на 36 часов, из экстремальных ситуациях, характерных для профессиональной которых 16 часов - теоретические занятия и 20 - практические. деятельности в ОВД, закономерностях психической деятельно- Краткое содержание элективного курса «Психология экстре-сти сотрудников ОВД, проявляющихся в экстремальных услови- мальных ситуаций» представлено в таблице 2.

ях. Таким образом, знания и умения, полученные на электив-

2. Сформировать у курсантов личностные качества, необ- ном курсе, позволят будущим сотрудникам полиции эффективно ходимые для эффективного осуществления деятельности в про- и надежно выполнять профессиональные задачи в экстремаль-фессиональных экстремальных ситуациях. ных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Библиографический список

1. Беляева, Л.И. Психологические особенности экстремальных ситуаций правоохранительной деятельности // Прикладная юридическая психология / под ред. А.М. Столяренко. - М., 2001.

2. Смирнов, В.Н. Профессионально-психологическое обеспечение деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: учебно-методич. пособ. - Домодедово, 2003.

3. Авдеев, В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях. - М., 1988.

Bibliography

1. Belyaeva, L.I. Psikhologicheskie osobennosti ehkstremaljnihkh situaciyj pravookhraniteljnoyj deyateljnosti // Prikladnaya yuridicheskaya psikhologiya / pod red. A.M. Stolyarenko. - M., 2001.

2. Smirnov, V.N. Professionaljno-psikhologicheskoe obespechenie deyateljnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del v ehkstremaljnihkh usloviyakh: uchebno-metodich. posob. - Domodedovo, 2003.

3. Avdeev, V.V. Psikhologicheskie osnovih povihsheniya ehffektivnosti deyateljnosti rabotnikov OVD v ehkstremaljnihkh situaciyakh. - M., 1988.

Статья поступила в редакцию 10.10.14

УДК 159. 922

Levchenko A.V. THE IMAGE OF A RIVAL IN CONTACT AND DISTANT SPORTS. The article examines the topical problem of rivalry in sports activity. As the research task the author made an attempt to estimate the image of a rival of in contact and distant sports. The main part of the research is made up by a semantic analysis of qualities given by sportsmen to their rivals. On the basis of the analysis, the author determines that in contact sports the image of a rival tends to be negative. This image of a rival is given such traits as big, strong, invulnerable and experienced. In distant kinds of sports, vice versa, the image of a rival tends to be positive. The rival is given such traits as strong, honest, crafty and capable of great endurance. This research will be interesting to the specialists, engaging in psychological training of sportsmen for a rival activity. In the experiment the respondents had to use the names of characters from children's stories to name the features of rivals. The respondents used five characters form tales and stories: Koshey Bessmertny, Buratino, Ilya Muromets, Zmey Gorynych and Kolobok.

Key words: image of a man, image of a rival, sports activity, contact and distant sports.

А.В. Левченко, канд. психол. наук, доц. каф. психологии Благовещенского гос. педагогического университета, г. Благовещенск, E-mail: levchenko.anastasija@lenta.ru

ОБРАЗ СОПЕРНИКА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ КОНТАКТНЫХ И ДИСТАНТНЫХ ВИДОВ СПОРТА

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме соперничества в спортивной деятельности. В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка оценить образ соперника у представителей контактных и дистантных видов спорта. Основное содержание исследования составляет семантиче-

ский анализ качеств, приписываемых спортсменами своему сопернику. На основании проведенного анализа устанавливается, что у представителей контактных видов спорта складывается негативный образ соперника, который наделяется такими характеристиками, как большой, сильный, неуязвимый и опытный. У представителей дистантных видов спорта, наоборот, складывается позитивный образ соперника. Его наделяют такими характеристиками как, сильный, честный, ловкий, выносливый. Проведенное исследование будет интересно специалистам, занимающимся психологической подготовкой спортсменов к соревновательной деятельности.

Ключевые слова: образ человека, образ соперника, спортивная деятельность, контактные и дистантные виды спорта.

Спортивная деятельность является областью достижений человеческих возможностей, которая характеризуется высокими требованиями, как к физическому состоянию организма, так и к психической деятельности спортсмена. Основной формой спортивной деятельности являются спортивные соревнования, центральным элементом которых выступают спортсмены - соперники и достигнутые ими спортивные результаты. В связи с этим актуально изучение образа соперника у представителей разных видов спорта, так как проблема психологии спортивного соперничества теснейшим образом связана с вопросами психологической подготовки спортсмена к соревнованиям. Разработка этих вопросов имеет большое практическое значение для правильного подхода к воспитанию моральных, волевых и эмоциональных качеств личности спортсмена, для формирования его психологической устойчивости в условиях состязаний.

Так, представители контактных видов спорта, видят своего соперника непосредственно перед собой и находятся с ним в прямом физическом противоборстве. Именно поэтому они в первую очередь воспринимают физические качества соперника -активный, быстрый. Характеристика «чужой» содержит в себе негативную установку и вероятно является следствием спортивной злости, направленной на соперника.

Представители дистантных видов спорта во время участия в соревнованиях не имеют физических контактов с соперниками, а конкурируют с результатом их спортивной деятельности, либо со своим собственным результатом. Их спортивная злость, как правило, направляется на самого себя или результат соперника, а не на него самого. В связи с этим у них формируется более позитивный образ другого спортсмена (жизнерадостный, чистый). В образе закрепляются и физических качества - сильный, бы-

Таблица 1

Результаты корреляции образа соперника и сказочных персонажей у спортсменов разных видов спорта

Сказочные персонажи Кощей Бессмертный Буратино Илья Муромец Змей Горыныч Колобок

Образ соперника представителей контактных видов спорта 0,518** -0,055 0,365 0,446* 0,211

Образ соперника представителей дистантных видов спорта -0,307 0,530** 0,772** 0,041 0,287

* - p < 0,05; ** - p < 0,01

Методологической основой исследования послужили: работы А.А. Бодалева в которых образ человека представляет собой совокупность элементов, находящихся в определенном соотношении с совокупностью элементов, составляющих облик отражаемого человека [1], а также взгляды Т.Т. Джамгарова на психологические особенности и систематику спорта на основе анализа психологического контакта между спортсменами [2].

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что у представителей контактных и дистантных видов спорта существуют различия в образе соперника.

Исследование проводилось на базе факультета физической культуры и спорта, Благовещенского государственного педагогического университета.

Выборку составили 66 студентов, в возрасте от 18 до 21 года, со стажем спортивной деятельности от 8 до 15 лет. Все испытуемые были разделены на 2 группы. В первую группу были включены спортсмены, занимающиеся контактными видами спорта: баскетболом, футболом, вольной борьбой, самбо, боксом (всего 36 человек). Во вторую были включены спортсмены, занимающиеся дистантными видами спорта: легкой атлетикой, гимнастикой, гиревым спортом, плаванием (всего 30 человек).

В исследовании использовались семантические методы: ассоциативный эксперимент, метод семантического дифференциала Ч. Осгуда, метод «сказочного» семантического дифференциала (в модификации В.Ф. Петренко) [3]. Статистическая обработка данных проводилась с применением корреляционного критерия Спирмена.

С помощью семантического дифференциала Ч. Осгуда были получены характеристики, которыми спортсмены наделяют своего соперника.

Представители контактных видов спорта присваивают своему сопернику такие качества как активный, чужой и быстрый. В свою очередь представители дистантных видов спорта оценивают своего соперника как сильного, быстрого, жизнерадостного и чистого.

Полученные оценки являются результатом восприятия спортсменами своих соперников и взаимодействия с ними в ходе соревновательной борьбы.

стрый, определяющие объективные результаты соревнований (время прохождения дистанции, длина или высота прыжка и др.).

В ходе ассоциативного эксперимента спортсмены называли сказочных персонажей, с которыми у них ассоциируется соперник. Были выделены пять сказочных персонажей, которые наиболее часто встречались в ответах испытуемых: Кощей Бессмертный, Буратино, Илья Муромец, Змей Горыныч и Колобок.

На следующем этапе исследования использовалась техника «Сказочного» семантического дифференциала. Испытуемые оценивали каждого из сказочных персонажей с помощью набора дескрипторов. Полученные оценки по каждому из сказочных персонажей соотносились с характеристиками реального соперника, для этого использовался коэффициент ранговой корреляции гзСпирмена (таблица 1).

Соперник представителями контактных видов спорта наделяется теми же качествами, что и Кощей Бессмертный.

Это один из наиболее ярких сказочных персонажей, часто изображается в виде худого высокого старика, представляется скупым. Кощей может быть побежден только путём выполнения сложных, запутанных манипуляций. Его смерть (душа, сила) материализована в виде предмета и существует отдельно от него. Сам Кощей заботливо хранит тайну о своей смерти, что делает его неуязвимым для врагов. Найти и раздобыть смерть Кощея под силу только настоящему герою. Таким образом, представители контактных видов спорта не только негативно воспринимают своего соперника, но и понимают, что для победы над ним необходимо обладать особыми знаниями, видеть его слабые стороны, иметь не столько физическую силу, сколько сообразительность и хитрость.

Испытуемые этой группы так же отождествляют соперника со Змеем Горынычем.

Змей Горыныч - это трехголовый огнедышащий дракон, представитель злого начала в русских народных сказках и былинах. В большинстве случаев у змея отмечается способность к полёту. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, основными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. Еще одной важной особенностью змея является его огневая природа. Огонь змей

носит в себе и извергает его в случае нападения. Это описание сказочного персонажа говорит о том, что представители контактных видов спорта видят своего соперника большим и сильным. В спортивной деятельности он может быть более опытным, обладать качествами, которых нет у других, и которые позволяют ему легко выигрывать.

Соперник представителями дистантных видов спорта наделяется теми же качествами, что и сказочный персонаж Илья Муромец.

Илья Муромец - один из главных героев древнерусского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг, страж родной земли. Следовательно, респонденты считают своего соперника сильным и честным, позитивно относятся и уважают его. В спортивной деятельности это может быть самый старший и опытный спортсмен, преданный своему делу. Он будет рисковать на соревнованиях, чтобы доказать не только своим соперникам, но и своему тренеру, что он способен на большее.

Кроме этого представителями дистантных видов спорта соперник отождествляется с Буратино. Это главный герой сказки

Библиографический список

А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Это непоседливый хулиган, который любит приключения и поэтому часто попадает в неприятности. При этом герой решителен, любопытен, и обладает альтруизмом. По своим физическим качествам он не наделен большой силой, но является очень ловким и выносливым. Таким образом, представители дистантных видов спорта относятся к своему сопернику положительно, считают, что он не обладает большой мышечной силой, но является выносливым и ловким, и именно это помогает ему выигрывать у физически сильных конкурентов.

Результаты, полученные в ходе исследования, позволяют заключить, что у представителей контактных видов спорта складывается негативный образ соперника. Они наделяют его такими характеристиками, как большой, сильный, неуязвимый. Такой соперник представляется опытным, обладающим такими качествами, которых нет у других спортсменов. Для того, чтобы его победить, необходимо обладать знаниями о сопернике, видеть его слабые стороны, а также иметь не просто физическую силу, а сообразительность и хитрость.

У представителей дистантных видов спорта, наоборот, складывается позитивный образ соперника. Его наделяют такими характеристиками как, сильный, честный, ловкий, выносливый. Такой соперник может иметь большой опыт соревновательной деятельности и благодаря своему характеру, ловкости и выносливости побеждать более сильных спортсменов.

1. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1982.

2. Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / сост. и общая ред. И.П. Волкова. - СПб., 2002.

3. Петренко, В.Ф. Методы психосемантики. - СПб., 2005.

Bibliography

1. Bodalev, A.A. Vospriyatie i ponimanie cheloveka chelovekom. - M., 1982.

2. Sportivnaya psikhologiya v trudakh otechestvennihkh specialistov / sost. i obthaya red. I.P. Volkova. - SPb., 2002.

3. Petrenko, V.F. Metodih psikhosemantiki. - SPb., 2005.

Статья поступила в редакцию 10.10.14

УДК 371.9 (075.8)

Panina V.S. THE ARBITRARY REGULATION OF SOLVING PRACTICAL PROBLEMS BY PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH NORMAL AND IMPAIRED HEARING. The article presents the results of the research of arbitrary activity regulation in terms of solving practical problems. The analysis of different approaches allowed us identifying a random motion as the primary structural unit of the regulation of mental activity. The diagnosis was possible to get qualitative and quantitative comparative data in groups of children with intact and impaired hearing for further analysis and identify features in the development of arbitrary activity regulation. Analysis of dynamic changes in activity regulation extends the understanding of its formation mechanisms in case of practical tasks solution involving the movements of children with hearing loss compared with well-hearing coevals. The children with false hearing had difficulties to formulate a problem and find goals. The children in young school age can't find the means to solve problems, tend to void the rules and conditions of problems, they like the process of activity (rather than the result), which has the inner motif circumstantially connected with the activity.

Key words: random regulation of general activities, primary school children with hearing impairment, practical problems.

В.С. Панина, аспирант каф. психолого-педагогических основ специального образования, Институт специального образования и комплексной реабилитации, МГПУ, г. Москва, Е-mail: v.s.panina@gmail.com

ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ РЕШЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ДЕТЬМИ С СОХРАННЫМ И НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ

В статье представлены результаты исследования произвольной регуляции деятельности в условиях решения практических задач. Анализ различных подходов позволил выделить произвольное движение как первичную структурную единицу регуляции психической активности. Проведенная диагностика позволила получить качественные и количественные сравнительные данные в группах детей с сохранным и нарушенным слухом для последующего анализа и определения особенностей в развитии произвольной регуляции деятельности. Анализ динамических изменений регуляции деятельности расширяет представления о механизмах ее становления при решении практических задач, требующих участия движений, у детей с нарушенным слухом в сравнении со слышащими сверстниками.

Ключевые слова: произвольная регуляция деятельности, младшие школьники с нарушением слуха, практическая задача.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.