Научная статья на тему 'Образ школы сегодня и завтра в контексте системы ценностей российских школьников'

Образ школы сегодня и завтра в контексте системы ценностей российских школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образ школы сегодня и завтра / старшеклассники / система ценностей / мировоззрение / молодежь / воспитание / образование / диалог / общественное благо / Image of school of today and tomorrow / high school students / system of values / life views / the youth / upbringing / education / dialogue / common good

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казин Филипп Александрович

Настоящая статья является вторым этапом исследования представлений российских старшеклассников о современной школе и школе будущего в контексте их системы ценностей и взглядов на жизнь. Результаты первого этапа опубликованы в журнале «Вопросы образования» осенью 2022 года. Эмпирическая часть нынешнего — второго — этапа исследования базируется на результатах анкетирования учащихся 50 школ Санкт-Петербурга, проведенного в январе — феврале 2023 года и позволяющего теперь рассмотреть интересующий нас образ школы в динамике. В 2023 году было проведено анкетирование не только школьников, но и педагогов, что дает возможность также оценить степень соответствия реальному образу представлений учителей об образе школы в глазах их учеников. Теоретической основой работы является академическая дискуссия о концепции счастья и осмысленной жизни, активно ведущаяся в современной социологической и психологической литературе. За полтора года, прошедшие с момента предыдущего анкетирования, содержание образа школы заметно изменилось, и это изменение носит во многом ценностный характер. Во-первых, наблюдается поворот от ценностей жизненной стабильности и комфорта к ценностям личностного и профессионального роста и достижений, т. е. от потребительских ценностей к ценностям развития. Во-вторых, сохраняется практически полная индифферентность школьников к ценностям общего блага. И, в-третьих, представления педагогов о системе ценностей школьников отличаются от реальности в двух важных аспектах: 1) по мнению педагогов, школьники ориентированы на потребительские ценности в гораздо большей степени, чем это есть на самом деле; 2) в позиции педагогов существенно занижена значимость предметных знаний. Педагоги считают, что для учащихся в школе гораздо важнее общение и дружба. Всё это свидетельствует о частичном переносе на детей системы ценностей взрослых, что мешает формированию оптимальной комбинации учебной и воспитательной деятельности в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казин Филипп Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Image of the School Today and Tomorrow in the Context of the Value System of Russian Schoolchildren

The image of the modern and future school in perception of high school students is examined in the context of understanding the system of their values and life views. Empirically the paper is based on the results of the field research undertaken by the author in September-October 2021 among the 9—11 grade students of St. Petersburg schools, followed by further investigation among the same target audience in January-February 2023. New questioning of the students was accompanied by the questioning of teachers, which allows us now not only to analyze the data in dynamics, but also to compare the views of students and teachers. Theoretical background of the research is based on the current sociological and psychological academic discussion about the concepts of happiness and meaningful life. We argue, that during the recent year and a half the image of modern and future school has significantly changed and this change bears the value-oriented character. First, the move from the values of life stability and comfort towards the values of personal and professional growth and achievements has been identified, i.e. from the consumer values to the values of development. Second, high school students demonstrate almost entire indifference towards the values of common good. And, third, the teachers’ perception of the teenagers’ values is significantly different from the reality in two important aspects: firstly, according to the teachers the students are much more oriented on consumer values, than it takes place in fact. And secondly, in the teachers’ perception students prioritize successful learning of curriculum disciplines much less than they actually do. According to teachers’ opinion friendship and communication are much more important to students than studies as such. This in fact may mean the attribution to the students the system of values, spread among the teachers, which causes major difficulties in identifying the optimal combination of teaching and upbringing.

Текст научной работы на тему «Образ школы сегодня и завтра в контексте системы ценностей российских школьников»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Б01: 10.17212/2075-0862-2024-16.2.1-121-144 УДК 37.035.2

Образ школы сегодня и завтра в контексте системы ценностей российских школьников

Казин Филипп Александрович,

кандидат исторических наук,

Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Россия, г. Санкт-Петербург,ул. Промышленная, 17; учитель истории гимназии № 587, Россия, г. Санкт-Петербурга,ул. Будапештская, 79 ОЯСГО: 0000-0002-7239-8500 philip_k@mail.ru

Аннотация

Настоящая статья является вторым этапом исследования представлений российских старшеклассников о современной школе и школе будущего в контексте их системы ценностей и взглядов на жизнь. Результаты первого этапа опубликованы в журнале «Вопросы образования» осенью 2022 года. Эмпирическая часть нынешнего — второго — этапа исследования базируется на результатах анкетирования учащихся 50 школ Санкт-Петербурга, проведенного в январе — феврале 2023 года и позволяющего теперь рассмотреть интересующий нас образ школы в динамике. В 2023 году было проведено анкетирование не только школьников, но и педагогов, что дает возможность также оценить степень соответствия реальному образу представлений учителей об образе школы в глазах их учеников. Теоретической основой работы является академическая дискуссия о концепции счастья и осмысленной жизни, активно ведущаяся в современной социологической и психологической литературе.

За полтора года, прошедшие с момента предыдущего анкетирования, содержание образа школы заметно изменилось, и это изменение носит во многом ценностный характер. Во-первых, наблюдается поворот от ценностей жизненной стабильности и комфорта к ценностям личностного и профессионального роста и достижений, т. е. от потребительских ценностей к ценностям развития. Во-вторых, сохраняется практически полная индифферентность школьников к ценностям общего блага. И, в-третьих, представления педагогов о системе ценностей школьников отличаются от реальности в двух важных аспектах: 1) по мнению педагогов, школьники ориентированы на потребительские ценности в гораздо большей степени, чем это есть на самом деле; 2) в позиции педагогов существенно занижена значимость предметных знаний. Педагоги считают, что для учащихся в школе гораздо важнее общение и дружба. Всё это свидетельствует о ча-

стичном переносе на детей системы ценностей взрослых, что мешает формированию оптимальной комбинации учебной и воспитательной деятельности в школе.

Ключевые слова: образ школы сегодня и завтра, старшеклассники, система ценностей, мировоззрение, молодежь, воспитание, образование, диалог, общественное благо.

The Image of the School Today and Tomorrow in the Context of the Value System of Russian Schoolchildren

Philip Kazin,

Cand. Sc. (History), Associate Professor, Department of Public Administration, Higher School of Economics, Saint-Petersburg,

17 Promyshlennaya Street, 198095, Saint-Petersburg, Russian Federation; Teacher of History in High School № 587, 79 Budapestskaya Street, Saint-Petersburg, Russian Federation ORCID: 0000-0002-7239-8500 philip_k@mail.ru

Abstract

The image of the modern and future school in perception of high school students is examined in the context of understanding the system of their values and life views. Empirically the paper is based on the results of the field research undertaken by the author in September-October 2021 among the 9—11 grade students of St. Petersburg schools, followed by further investigation among the same target audience in January-February 2023. New questioning of the students was accompanied by the questioning of teachers, which allows us now not only to analyze the data in dynamics, but also to compare the views of students and teachers. Theoretical background of the research is based on the current sociological and psychological academic discussion about the concepts of happiness and meaningful life.

We argue, that during the recent year and a half the image of modern and future school has significantly changed and this change bears the value-oriented character. First, the move from the values of life stability and comfort towards the values of personal and professional growth and achievements has been identified, i.e. from the consumer values to the values of development. Second, high school students demonstrate almost entire indifference towards the values of common good. And, third, the teachers' perception of the teenagers' values is significantly different from the reality in two important aspects: firstly, according to the teachers the students are much more oriented on consumer values, than it takes place in fact. And secondly, in the teachers' perception students prioritize successful learning of curriculum disciplines much less than they actually do. According to teachers' opinion friendship and communication are much

more important to students than studies as such. This in fact may mean the attribution to the students the system of values, spread among the teachers, which causes major difficulties in identifying the optimal combination of teaching and upbringing.

Keywords: Image of school of today and tomorrow, high school students, system of values, life views, the youth, upbringing, education, dialogue, common good.

Библиографическое описание для цитирования:

Казин ФА. Образ школы сегодня и завтра в контексте системы ценностей российских школьников // Идеи и идеалы. — 2024. — Т. 16, № 2, ч. 1. — С. 121—144. — DOI: 10.17212/2075-0862-2024-16.2.1-121-144.

Kazin Ph. The Image of the School Today and Tomorrow in the Context of the Va-lue System of Russian Schoolchildren. Idei i idealy = Ideas and Ideals, 2024, vol. 16, iss. 2, pt. 1, pp. 121-144. DOI: 10.17212/2075-0862-2024-16.2.1-121-144.

Введение

В нашей статье «Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников», опубликованной в журнале «Вопросы образования» в 2022 году [5, c. 155], главный вывод состоял в том, что в образе школы доминирует прагматическое и потребительское отношение учащихся к школе как к институту, созданному для предоставления им услуг в сфере личностного и интеллектуального развития [5, c. 184]. Результаты анкетирования показали, что учащиеся видели себя в роли клиентов, которым школа должна обеспечивать условия для непрерывного роста — умственного, творческого, физического и т. д. В этом образе практически полностью отсутствовала компонента, связанная с пониманием необходимости освоения навыков социального служения, гражданского участия, инициативного проектирования и иных форм деятельности в интересах общего блага. Вместе с тем школьники достаточно активно заявляли о своей готовности участвовать в развитии школы. Такие привлекательные для них элементы школьной жизни, как ориентация на общение и диалог, значимость общественного признания, стремление к саморазвитию и самообразованию, готовность брать на себя ответственность, давали возможность использовать стремление молодежи к творческим задачам для активизации их коллективной деятельности в интересах общего блага, прежде всего, через созидательную активность по развитию школы и местного сообщества.

В настоящей статье мы предлагаем вновь обратиться к образу школы настоящего и будущего, но с использованием новых данных, полученных в ходе анкетирования старшеклассников Санкт-Петербурга зимой 2023 года. Предметом нашего интереса на этот раз стала проверка двух гипотез,

сформулированных на основе материалов ежегодного мониторинга ценностных ориентаций молодежи России, проведенного Институтом воспитания РАО1. Первая гипотеза состоит в том, что в мировоззрении современных подростков продолжают устойчиво доминировать потребительские ценности в противовес ценностям развития, а вторая — в том, что ценности общего блага занимают в системе ценностей школьников не просто второстепенное место, но фактически не имеют для них никакого значения. В предлагаемой статье мы намерены проверить эти две гипотезы на основе собственных данных и высказать в связи с этим ряд суждений и рекомендаций в отношении содержания и направленности воспитательной работы в школе.

Объектом исследования, таким образом, является система ценностей российских молодых людей в возрасте от 14 до 18 лет, а предметом — ее отражение в образе школы сегодня и завтра. Мы намерены ответить на четыре вопроса. 1. Изменился ли за полтора года (с момента проведения нашего предыдущего анкетирования) образ школы настоящего и будущего глазами школьников, и если да, то в каком направлении? 2. Какие ценности (или группы ценностей) доминируют в этом образе? 3. Насколько отчетливо педагоги представляют себе его содержание и ценностный смысл? 4. Какие выводы с точки зрения подходов к воспитательной деятельности в школе нам необходимо сделать с учетом ответов, полученных на первые три вопроса?

Ценностные ориентиры современных российских школьников

Основным источником информации для этого раздела статьи является мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи, опубликованный в 2023 году Институтом воспитания РАО2, а также обширная библиография, посвященная проблематике ценностных ориентаций российской молодежи [1, 4, 6, 8]. Теоретическую основу для его анализа дает нам классическая философская [2, 3, 7, 10, 11] и современная академическая дискуссия о концепциях счастья и осмысленной жизни [9, 12—15]. На ее основе мы выделяем и далее используем в работе три группы ценностей.

1. Ценности жизненной стабильности и комфорта (потребительские ценности).

2. Ценности личностного и профессионального роста и достижений (ценности развития).

3. Ценности общего блага.

1 Ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи 2022 // Теле-грам-канал «Красный конь». URL: https://t.me/institut_vospitaniya/3724 (дата обращения: 14.04.2023).

2 Там же.

Рассмотрим табл. 1, в которой собраны вместе особенно интересные в контексте нашего исследования данные мониторинга, структурированные в соответствии с выделенными выше тремя группами ценностей.

Таблица 1 Table 1

Ценностные ориентиры современных школьников согласно мониторингу

Института воспитания РАО

The Values of the Modern High School Students according to the Monitoring

of the IPPC RAE

Ценности Ценностные ориентиры

Столбец 1. Столбец 2. Столбец 3. Столбец 4.

Группа цен- Мониторинг, Мониторинг, Мониторинг,

ностей слайд 6. слайд 16. слайд 26.

Какие качества лич- Что такое успех? Что важно

ности для вас в профессии?

в приоритете?

Группа 1. 1. Здоровье 1. Быть материально 1. Иметь высокий

Ценности (физическое обеспеченным — заработок — 67 %.

жизненной и психическое) — 55 %. 2. Достичь макси-

стабильности 61 %. 2. Создать крепкую мального комфорта

и комфорта 2. Наличие семью — 46 %. для себя — 60 %

хороших и верных 3. Иметь хорошее

друзей — 46 %. здоровье — 35 %.

3. Любовь (духовная 4. Иметь хороших

и физическая) — и верных друзей —

36 %. 31 %.

4. Материально 5. Иметь детей —

обеспеченная 17 %

жизнь — 35 %.

5. Счастливая

семейная жизнь —

27 %

Доля

Доля Доля значимости — 66 %

значимости — 60,2 % значимости — 63 %

Идеи и идеалы 2024 • Том 16 • № 2, часть 1 125

Оконсание табл. 1 End of the Tab. 1

Ценности Ценностные ориентиры

Группа 2. Ценности личностного и профессионального роста и достижений 1. Активная деятельная жизнь — 40 %. 2. Интересная работа — 27 %. 3. Уверенность в себе - 24 %. 4. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) - 23 % 1. Иметь интересную работу по душе — 56 %. 2. Сделать карьеру — 52 % 1. Иметь доброжелательный и отзывчивый коллектив — 19 %. 2. Иметь признание и уважение — 15 %

Доля значимости - 33,5 % Доля значимости — 37 % Доля значимости — 18 %

Группа 3. Ценности общего блага Общественное признание - 11 %. Счастье других -5 %. Религия — 5 % Нет ценностных ориентиров в этой группе Делать что-то полезное для общества — 23 %

Жить командным духом и стремиться к достижению общей цели в коллективе — 7 %

Доля значимости — 6,3 % Доля значимости — 0 % Доля значимости — 16 %

Данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о том, что в структуре ценностных ориентиров современных школьников устойчиво доминируют ценности жизненной стабильности и комфорта (60,2 %), на втором месте ценности личного и профессионального роста и до-

стижений (33,5 %), на третьем — ценности общего блага (6,3 %)3. Ответы учащихся на вопрос о том, что такое в их представлении жизненный успех, даны на слайде 16 мониторинга и структурированы в столбце 3 табл. 1. Ценности жизненной стабильности и комфорта в ответах на этот вопрос в совокупности составляют 63 % значимости; личностного, профессионального роста и достижений — 37 %, а ценности общего блага отсутствуют вовсе. Акцентируем на этом внимание еще раз: в структуре образа жизненного успеха современного российского школьника (портрета успешного «Я») полностью отсутствуют элементы, связанные с ценностями общего блага.

На слайде 17 мониторинга представлены также очень интересные данные, характеризующие отношение школьников к категориям «индивидуальное — коллективное»: 92 % школьников разделяют позицию, связанную с особой значимостью отстаивания своих личных границ; 72 % считают, что для того чтобы добиться успеха, нужно прежде всего рассчитывать на собственные силы; 55 % не сильно переживают, если люди не одобряют их поведение. Эти данные показывают, что ориентация на индивидуализм продолжает доминировать в системе ценностных ориентиров школьников.

Очень важным слайдом является слайд 26 мониторинга, на котором обозначена иерархия ценностных ориентаций школьников в связи с трудовой деятельностью. Мы видим, что верхнюю строчку таблицы занимают ценностные ориентиры, относящиеся к группе ценностей жизненной стабильности и комфорта, в совокупности дающие 66 % значимости. Ценностные ориентиры личностного и профессионального роста и достижений составляют в совокупности 18 % значимости. И, наконец, ценностные ориентиры общественного блага замыкают рейтинг и дают нам в совокупности 16 %.

Если обобщить все эти данные, то на их основании можно сделать однозначный вывод о том, что ценностные ориентиры жизненной стабильности и комфорта (потребительские ценности) продолжают устойчиво (на уровне 60—66 % значимости) доминировать в мировоззрении современной молодежи. Ценности личностного, профессионального роста и достижений (ценности развития) находятся на втором месте, а ценности

3 Расчет значимости той или иной группы ценностей осуществляется следующим образом: содержащиеся в каждом столбце табл. 1 процентные значения ценностных ориентиров суммируются, их общая сумма принимается за 100 %; значимость группы ценностей рассчитывается как доля от 100 %. Например, общая сумма процентных значений ценностных ориентиров, содержащихся в столбце 2, в целом составляет 61 + 46 + 36 + 35 + 27 + 40 + + 27 + 24 + 23 + 11 + 5 + 5 = 340. Сумма же процентных значений ценностных ориентиров, содержащихся только в строке 1 столбца 2, составляет 61 + 46 + 36 + 35 + 27 = 205. Доля значимости группы ценностей жизненной стабильности и комфорта, следовательно, рассчитывается так: 205 х 100/340 = 60,2 %.

общего блага — на третьем. Проверим теперь эти выводы с использованием новых данных об образе школы настоящего и будущего глазами школьников и педагогов г. Санкт-Петербурга.

Образ школы настоящего и будущего глазами старшеклассников и педагогов г. Санкт-Петербурга

Основу эмпирических данных для этого исследования составляют ответы школьников 9—11-х классов 50 школ Санкт-Петербурга, полученные в результате опроса, проведенного в феврале 2023 года. Вопросы аналогичны тем, что были заданы в предыдущем исследовании 2021 года. Это позволяет оценивать изменение образа школы в динамике. В целом, в анкетировании 2023 года приняли участие 1830 школьников и 50 педагогов. Обеим группам респондентов было задано 3 вопроса (причем педагогов опрашивали исходя из ролевой позиции ребенка, а не взрослого). Вопросы и задания были такими.

1. Продолжи, пожалуйста, предложение, добавив 3—5 слов (словосочетаний), характеризующих твое отношение к школе сегодня: «Моя школа сегодня — это ...»

2. Продолжи, пожалуйста, предложение, добавив 3—5 слов (словосочетаний), характеризующих твое отношение к школе будущего: «Моя школа завтра — это ...»

3. Какие результаты обучения (знания, навыки, умения, качества, компетенции и т. п.) должны быть, на твой взгляд, получены выпускником современной школы? (укажи 3—5 слов/словосочетаний).

На первый вопрос ответили 6447 школьников и 237 педагогов. Их ответы были сведены к 25 смысловым группам, десять самых значимых из которых представлены в табл. 2.

Основным элементом сходства ответов всех трех групп респондентов в обоих опросных периодах является неизменность восьми доминирующих элементов образа школы сегодня, соотношение между которыми отдельно анализируется в табл. 3.

Доминирующий элемент образа современной школы, согласно ответам школьников 2023 года, — это «Фундамент образования» (22,5 %). В этом состоит, пожалуй, ключевое отличие образа современной школы, согласно ответам школьников 2023 года, от образа 2021 года, в котором доминирующее место занимала смысловая группа «Устаревшее пространство» (15,2 %). Смещение внимания школьников от «Устаревшего пространства» к «Фундаменту образования» свидетельствует о более высокой значимости для школьников содержания по сравнению с формой. При этом интересно, что в ответах педагогов акцент делается на третьей смысловой группе — на «Среде общения и дружбы» (25,4 %). Это означает, что, по мнению

взрослых, ценность дружбы и общения в школе для школьников существенно выше, чем ценность образования, что в действительности не так.

Таблица 2 Table 2

Рейтинг смысловых групп образа школы сегодня в глазах старшеклассников

и педагогов

Rating of Thematic Elements of the Vision of High School of Today as Seen by The High School Student and Teachers

Моя школа сегодня — это ... Группа А 2021 г. Школьники (1609 ответов) Группа Б 2023 г. Школьники (6447 ответов) Группа B 2023 г. Педагоги (237 ответов)

Ответы Доля в общем количестве ответов (%)

Устаревшее пространство 15,2 2,7 4,5

Фундамент образования 10,8 22,5 13,4

Среда для развития и достижения целей 9,5 4,9 10,4

Среда общения и дружбы 8,8 14,4 25,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второй дом 8,3 6,5 3,0

Скука/демотивация/усталость 8,3 9,8 3,0

Череда рутинных занятий и тестирований 7,4 7,4 6,0

Стресс 6,3 4,8 4,5

Современное комфортное пространство 5,1 3,3 3,0

Веселье/отдых/спорт 4,1 2,7 0

Второе заметное отличие состоит в резком сокращении значимости смысловой группы «Устаревшее пространство». Трудно предположить, что за полтора года, прошедших с сентября 2021 года, качество школьных пространств настолько улучшилось, что его недостатки перестали быть важными для школьников. Тем не менее безусловные проблемы с качеством пространств и оборудования в современных школах оказались заметно менее значимыми в совокупном образе школы сегодня, чем это было зафиксировано в предыдущем опросе.

В заключение отметим, что педагоги в целом несколько более критично, чем школьники, относятся к состоянию школьных пространств, считая, что в глазах школьников эта проблема должна быть более значи-

yjA НАУЧНЫЙ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ "whf ЖУРНАЛ................................................................................................................................................

мой, чем об этом говорят сами школьники (4,5 % у педагогов против 2,7 % у школьников).

Баланс позитивных и негативных элементов образа школы сегодня представлен в табл. 3.

Таблица 3 Table 3

Баланс ключевых позитивных и негативных смысловых групп в структуре образа школы сегодня в представлении старшеклассников и педагогов

Balance of Key Positive and Negative Thematic Elements in the Vision of High School of Today as Seen by The High School Students and Teachers

Позитив Негатив

Смысловая группа Значимость (%) Смысловая группа Значимость ( %)

2021 г. 2023 г. 2023 г. 2021 г. 2023 г. 2023 г.

Школь- Школь- Педа- Школь- Школь- Педа-

ники ники гоги ники ники гоги

Фундамент образова- 10,8 22,5 13,4 Устаревшее простран- 15,2 2,7 4,7

ния ство

Среда для Скука/

развития и достиже- 9,5 4,9 10,4 демотива-ция/ 8,3 9,8 3,0

ния целей усталость

Среда общения и дружбы 8,8 14,4 25,4 Череда рутинных занятий и тестирований 7,4 7,4 6,0

Второй дом 8,3 6,5 3,0 Стресс 6,3 4,8 4,5

Итого: 37,4 48,3 52,2 - 37,2 24,7 18,2

Как отмечено выше, главное сходство образов школы 2021 и 2023 года состоит в идентичности доминирующих смысловых групп как позитивного, так и негативного плана. Главным же отличием является заметный рост доли позитивных оценок школы в 2023 году по сравнению с 2021 годом. Если в 2021 году количество упоминаемых учащимися позитивных и негативных элементов было практически равным (37,4 % против 37,2 %), то в 2023 году количество позитивных ответов существенно превышает число негативных (48,3 % против 24,7 %). Рост доли позитива, как видно из табл. 3, произошел, прежде всего, за счет уже упомянутого выше

роста значения смысловой группы «Фундамент образования» и сокращения значения смысловой группы «Устаревшее пространство».

Характеризуя позицию педагогов, следует отметить в первую очередь их еще более высокую, чем у детей, оценку образа школы (52,2 % против 48,3 %). Почти половину позитивных смыслов школьной жизни педагоги видят в развитой, по их мнению, среде для общения и дружбы, а также для развития и достижения целей (в совокупности 35,8 %). Школьники же оценивают значимость этих элементов почти в 2 раза скромнее (в совокупности 19,3 %). Второе заметное различие между позициями школьников и педагогов состоит в значимости смысловых групп из блока «негатив». Значимость смысловых групп «Скука/демотивация/усталость», «Череда рутинных занятий и тестирований», «Стресс» для школьников составляет в совокупности 22 %, а для педагогов лишь 13,5 %.

Для анализа образа школы завтра были использованы те же инструменты и та же выборка, что и для оценки образа школы сегодня: в сервисе «Яндекс. Формы» на вопросы анкеты ответили 1830 школьников и 50 педагогов. В ответ на открытый вопрос «Моя школа завтра — это ...» мы получили 6015 ответов от школьников и 218 от педагогов. Свели их к 35 смысловым группам, из которых 10 самых значимых представлены в табл. 4.

Таблица 4 Table 4

Рейтинг смысловых групп образа школы будущего в представлении старшеклассников и педагогов

Rating of Thematic Elements of the Vision of High School of Tomorrow as Seen by The High School Students and Teachers

Моя школа завтра — это ... Группа А 2021 г. Школьники (1204 ответа) Группа Б 2023 г. Школьники (6015 ответов) Группа B 2023 г. Педагоги (218 ответов)

Ответы Доля в общем количестве ответов (%)

Современное комфортное пространство и оборудование 27,3 9,0 18,0

Инновации/ГГ-технологии/ прогресс 14,7 4,7 11,5

Фундамент образования 5,9 13,4 3,3

Открытость/свобода 5,7 1,2 3,5

Интересность/нескучность 5,0 6,6 4,9

Окончание табл. 4 End of the Tab. 4

Моя школа завтра — это ... Группа А 2021 г. Школьники (1204 ответа) Группа Б 2023 г. Школьники (6015 ответов) Группа B 2023 г. Педагоги (218 ответов)

Ответы Доля в общем количестве ответов (%)

Психологический комфорт 4,4 2,1 4,9

Веселье/отдых 4,4 3,2 0

Источник практических навыков 4,1 2,3 1,3

Среда для развития и достижения целей 3,9 6,3 11,5

Привлекательность 3,7 0,3 0

В 2021 году в структуре смысловых групп, относящихся к образу школы будущего, было очевидно абсолютное преобладание пространственных и инфраструктурных характеристик. Группы «Современное комфортное пространство и оборудование» и «Инновации/ГГ-технологии/прогресс», к которой в основном относились суждения, связанные с необходимостью развития ГГ-оборудования в школах, составляли более 40 % ответов. Эта ситуация резко изменилась в 2023 году. На первое место в ответах школьников вышла смысловая группа «Фундамент образования» (13,4 % в 2023 году против 5,9 % в 2021 году), а доля указанных выше инфраструктурных групп упала в совокупности до значения 13,7 % в 2023 году против 42 % в 2021 году, т. е. они оказались вместе по значимости практически равны смысловой группе-лидеру.

Представление педагогов об образе школы будущего у школьников имеет заметные расхождения с реальностью. Во-первых, педагоги думают, что современное комфортное пространство и оборудование для школьников гораздо важнее, чем это есть на самом деле (18 % значимости у учителей против 9 % значимости у школьников). Во-вторых, педагоги считают, что значимость смысловой группы «Инновации/ГГ-технологии/про-гресс» для школьников также гораздо выше, чем это имеет место в действительности (11.5 % у педагогов против 4,7 % у школьников). В-третьих, учителя серьезно недооценивают значимость для школьников смысловой группы «Фундамент образования», причем разница четырехкратная (3,3 % у педагогов против 13,4 % у школьников). И, в-четвертых, педагоги

существенно переоценивают значимость для школьников смысловой группы «Профориентация» (9,7 % у педагогов против 2,0 % у школьников).

В целом, данные табл. 4 подтверждают выводы табл. 2. Как видно из табл. 5, ключевые позитивные элементы образа школы настоящего в представлении школьников должны перейти в школу будущего4.

Таблица 5 Table 5

Баланс ключевых позитивных и негативных смысловых групп в составе образа школы будущего в представлении старшеклассников

Balance of Key Positive and Negative Thematic Elements in the Vision of High School of Tomorrow as Seen by The High School Students

Группа А Новые позитивные элементы образа школы завтра Группа Б Старые позитивные элементы образа школы завтра Группа B Старые негативные элементы образа школы завтра

Современное комфортное пространство и оборудование 9,0 % Фундамент образования 13,4 % Череда рутинных занятий и тестирований 6,4 %

Интересность/ нескучность 6,6 % Среда общения и дружбы 6,4 % Скука/ демотивация/ усталость 6,1 %

Круто/здорово/ радость/счастье 5,6 % Среда для развития и достижения целей 6,3 % Стресс/страх 3,1 %

Инновации/ 1Т-технологии/ прогресс 4,7 % Второй дом 3,2 % Устаревшее пространство 0,5 %

Итого: 25,9 % - 29,3 % - 16,1 %

4 Приведем несколько примеров типовых цитат, которые составляют основу четырех наиболее значимых смысловых групп в описании образа школы будущего, которые являются новыми по отношению к образу школы настоящего: 1) «Современное комфортное пространство и оборудование»: уютная, комфортная, удобная, комфортабельная; 2) «Инновации/ 1Т-технологии/прогресс»: инновационная, модернизированная, технологичная; 3) «Интерес-ность/нескучность»: интерес, интересно, новое, новые эмоции; 4) «Круто/здорово/радость/ счастье»: место, в котором будет невероятно приятно учиться; место, из которого не захочется уходить; место, куда хотелось бы приходить всегда; место, куда хочется ходить каждый день.

Наиболее заметным отличительным свойством образа школы будущего глазами школьников 2023 года, в отличие от 2021 года, является высокая значимость сохранения в школе будущего главных четырех позитивных свойств современной школы (группа Б). В совокупности они составляют 29,3 % значимости и при этом превышают совокупный уровень значимости новых позитивных элементов образа школы (группа А), которые все вместе составляют 25,9 %. Это означает, что в глазах школьников фундаментальные (традиционные) смыслы школы сохраняют свою значимость, что, на наш взгляд, является важнейшим элементом новизны образа школы будущего образца 2023 года по сравнению с 2021 годом (полтора года назад констатировали 2—4-кратное снижение значимости всех главных позитивных элементов образа школы настоящего в структуре образа школы будущего) [1, с. 172].

При этом следует отметить, что позиция педагогов в этом вопросе изменилась меньше. С их точки зрения, старые позитивные элементы образа школы должны иметь в глазах школьников существенно меньшее значение, чем это имеет место в действительности (17,2 % у педагогов против уже упомянутых 29,3 % у школьников). При этом значимость смысловой группы «Фундамент образования» в школе будущего для педагогов представляется в 4 раза меньшей, чем об этом заявляют их ученики (3,3 % значимости у педагогов против 13,4 % значимости у школьников).

Результаты обучения, которые должны быть достигнуты выпускниками современной школы

В качестве смысловых групп для классификации ответов, полученных от школьников и педагогов при описании знаний, навыков, умений, качеств и компетенций, которые, по их мнению, должны быть у выпускников по итогам окончания школы, мы воспользовались формулировками требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы, содержащимся в ныне действующем ФГОС среднего общего образования5. В табл. 6 приведен перечень смысловых групп, при помощи которых далее структурируются и анализируются ответы школьников и педагогов.

В табл. 6 все полученные от школьников и педагогов суждения обобщены и систематизированы в виде 30 смысловых групп (столбец Б). На основании значимости каждой из них можно далее судить о том, какие результаты обучения в первую очередь для них важны, а какие нет.

5 Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства науки и образования РФ от 17 мая 2012 года № 413».

Таблица 6 Table 6

Смысловые группы, характеризующие желаемые результаты обучения в школе будущего с точки зрения школьников и педагогов

Thematic Groups that Constitute the Desired Results of Education in the High School of Tomorrow According to the Views of High School

Students and Teachers

А. Результаты освоения основной образовательной программы Б. Смысловая группа

Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования в соответствии с ФГОС от 17 мая 2012 г. с изменениями от 12 августа 2022 г. (глава II, раздел 7, стр. 2) Готовность и способность обучающихся руководствоваться в своем поведении основными смыслообразующими принципами: 1) гражданского воспитания, 2) патриотического воспитания, 3) духовно-нравственного воспитания, 4) эстетического воспитания, 5) физического воспитания, 6) трудового воспитания, 7) экологического воспитания, а также ценностями научного познания

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования Универсальные учебные познавательные действия: а) базовые логические действия, б) базовые исследовательские действия, в) работа с информацией Универсальные коммуникативные действия: а) общение, б) совместная деятельность Универсальные регулятивные действия: а) самоорганизация, б) самоконтроль, в) эмоциональный интеллект, г) принятие себя и других людей

окончание табл. 6 End of the Tab. 6

А. Результаты освоения основной образовательной программы Б. Смысловая группа

Предметные результаты освоения основной образовательной программы в соответствии с ФГОС Предметные результаты, установленные для учебных предметов

Иные результаты, не входящие в формулировки ФГОС Навыки для взрослой жизни Половое воспитание Быть успешным Готовность к проведению свободного времени Гибкие навыки

Для оценки значимости указанных смысловых групп так же, как и в предыдущих разделах, воспользовались сервисом «Яндекс. Формы». Мы получили 6113 ответа от школьников и 230 от педагогов и сравнили их, как и в предыдущих разделах, с ответами школьников 2021 года. В табл. 7 представлен рейтинг 10 самых значимых, с точки зрения школьников, результатов обучения6.

6 Приведем по три наиболее характерных суждения, которые мы относили к пяти наиболее значимым смысловым группам в 2021 и 2023 гг.: «Навыки для взрослой жизни»: бытовые знания, как справляться со взрослой жизнью, финансовая грамотность; «Общение»: коммуникабельность, общительность, умение общаться с людьми; «Предметные результаты»: базовые знания, грамотность, образование; «Работа с информацией»: киберграмотность, умение находить информацию, умение ориентироваться в больших потоках информации; «Базовые логические действия»: оценивать ситуацию и правильно делать выбор, правильно принимать решения, творческое мышление; «Совместная деятельность»: социализация, умение работать с людьми, умение работать в команде; «Эмоциональный интеллект»: ответственность, внимательность, стрессоустойчивость; «Трудовое воспитание»: трудолюбие, понимание, что делать в будущем, профессиональные навыки.

Таблица 7 Table 7

Рейтинг наиболее значимых для школьников и педагогов результатов

обучения

Rating of Most Important Education Results According to High School

Students and Teachers

Результаты обучения 2021 г. Школьники (1538 ответов) 2023 г. Школьники (6113 ответов) 2023 г. Педагоги (230 ответов)

Навыки для взрослой жизни 23,9 12,3 11,3

Общение 15,9 12,4 11,3

Предметные результаты 9,2 19,7 16,1

Работа с информацией 8,8 2,5 8

Базовые логические действия 7,7 1,7 3,2

Совместная деятельность 7,1 4,5 4,8

Эмоциональный интеллект 5,8 16,1 9,7

Физическое воспитание 4,1 1,2 1,6

Базовые исследовательские действия 3,7 1,4 3,2

Трудовое воспитание 3,2 2,8 8,1

В 2021 году самым значимым для школьников результатом обучения стали «Навыки для взрослой жизни» (23,9 %) — смысловая группа, вовсе не представленная во ФГОС. Суждения, составляющие основу этой группы, содержатся в сноске 6 и имеют большое значение для современных школьников: финансовая грамотность, правовая грамотность, тайм-менеджмент, умение готовить, вождение автомобиля и т. д. Вместе с тем в 2023 году эта группа значимо теряет свои позиции в рейтинге, уступая пальму первенства смысловой группе «Предметные результаты» (19,7 %), которая тесно связана с группой «Фундамент образования». Также становится заметным выход на второе место в рейтинге 2023 года смысловой группы «Эмоциональный интеллект» (16,1 %). Эта группа занимала лишь 7-е место в рейтинге 2021 года (5,8 %). Стабильно высокое место в приоритетах школьников занимает смысловая группа «Общение» (12,4 %) и лишь на

4-м месте в этом году оказалась группа «Навыки для взрослой жизни»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя представления педагогов об ожиданиях школьников в части результатов обучения, можем констатировать в целом высокий уровень соответствия. Значимость четырех из пяти смысловых групп у педагогов и школьников совпадает. Имеется лишь заметная разница в отношении смысловых групп «Предметные результаты» и «Эмоциональный интеллект», первая из которых более важна для школьников, а вторая — для педагогов. То же самое мы ранее наблюдали в табл. 4, в соответствии с которой значимость группы «Фундамент образования» у школьников в пять раз превышала аналогичный показатель у педагогов. Нельзя не отметить также разницу в оценках значимости смысловой группы «Трудовое воспитание», которой школьники уделяют гораздо меньше внимания, чем педагоги. Это наблюдение требует отдельного изучения, так как противоречит широко распространенному мнению о необходимости ранней профориентации в школе, поскольку якобы на это имеется явно выраженный запрос со стороны школьников. Наши данные наличие такого запроса не фиксируют.

В табл. 7 нельзя не отметить сохраняющуюся практически полную индифферентность школьников к таким элементам образования, как духовно-нравственное воспитание, гражданское воспитание, патриотическое воспитание, находящимся вверху иерархии значимости личностных результатов образования в соответствии с действующим ФГОС. Именно на них работают сейчас все основные инструменты воспитания в школах — Федеральная рабочая программа воспитания, «Разговоры о важном», все учебные программы по социально-гуманитарным дисциплинам и т. д. [8, с. 100]. Вместе с тем, несмотря на небольшой рост значимости этих смысловых групп для школьников, мы пока не можем говорить о каком-либо заметном прогрессе в этой сфере, успехом в которой мы бы считали выход хотя бы одной из этих смысловых групп на уровень топ-5 в рейтинге. Пока же, отвечая на вопрос о том, какие результаты обучения для них значимы, школьники в большинстве своем не упоминают о знаниях и навыках, связанных с указанными результатами обучения.

От ценностей потребления к ценностям развития

Какие же выводы мы можем сделать из предпринятого нами анализа? Изменился ли за полтора года (с момента проведения предыдущего анкетирования) образ школы настоящего и будущего в глазах школьников, и если да, то в каком направлении?

(12,3 %).

Относительно образа школы настоящего обращают на себя внимание два сюжета: 1) высокая значимость смысловой группы «Устаревшее пространство» в образе школы настоящего в 2021 году и полное отсутствие этой смысловой группы в образе школы настоящего в 2023 году; 2) радикальное (двукратное) повышение значимости смысловой группы «Фундамент образования» в 2023 году по сравнению с 2021. Это означает, что в образе школы настоящего содержательная учебная деятельность занимает в глазах школьников более значимое место, чем физическое пространство школы. И это первое важное отличие последних результатов от результатов полуторагодичной давности.

Такой же вывод можно сделать и на основе обновленных данных об образе школы будущего, в которых значимость элемента образа школы как современного комфортного пространства почти в 3 раза меньше в 2023 году по сравнению с 2021 годом, а значимость элемента «Фундамент образования», напротив, в 2 раза выше. Тема инноваций, 1Т-технологий и прогресса, широко представленная в ответах школьников в 2021 году в основном в виде желания видеть в школе современное компьютерное оборудование и мощный сигнал ■ш-А, в 2023 году уступает место таким содержательным элементам образа школы, как «Среда для общения и дружбы» и «Среда для развития и достижения целей». Этот переход означает смещение фокуса внимания школьников с внешних (технических) атрибутов образа школы будущего на содержательные элементы, связанные непосредственно с активностью самих школьников. Говоря о результатах обучения, мы видим двукратное падение значимости смысловой группы «Навыки для взрослой жизни». При этом двукратный рост значимости смысловой группы «Предметные результаты» означает повышение важности для школьников собственно учебной деятельности. Эта «рокировка» (снижение значимости «Навыков для взрослой жизни» и рост значимости «Предметных результатов») коррелирует с вышеупомянутой аналогичной «рокировкой» («Устаревшее пространство» — «Фундамент образования»). По сути, мы можем говорить о наличии очень важного явления — роста понимания в среде молодежи высокой значимости базового образования в образе школы будущего по сравнению с внешними («интерьерными») элементами этого образа.

Какая группа (или группы) ценностей доминируют в образе школы будущего? Напомним, что в начале статьи было выдвинуто две гипотезы, сформулированные на основе данных Института воспитания РАО. Первая гипотеза состояла в том, что группа ценностей жизненной стабильности и комфорта продолжает существенно опережать группу ценностей личностного и профессионального роста и достижений, а вторая — в том,

что ценности общего блага являются малозначимыми для школьников по сравнению с первыми двумя.

Во всех рассмотренных тематических блоках (табл. 2, 4, 7) наблюдается явное снижение доли значимости смысловых групп, относящихся к ценностям жизненной стабильности и комфорта, и соответственно рост значимости смысловых групп, связанных с ценностями личностного и профессионального роста и достижений. В тематическом блоке, посвященном вопросу о школе сегодня, значимость первых сократилась с 61,4 % в 2021 году до 34,4 % в 2023 году. Значимость вторых, напротив, выросла с 38,5 % в 2021 году до 65,5 % в 2023 году. Аналогично и по двум другим тематическим блокам — «Моя школа завтра» и «Необходимые результаты обучения» — наблюдается двукратное снижение значимости смысловых групп, связанных с потребительскими ценностями, и сопоставимый рост значимости смысловых групп, связанных с ценностями развития. Этот вывод является центральным в настоящей статье, так как фактически опровергает выдвинутую нами гипотезу о том, что в системе ценностей российских школьников доминируют потребительские ценности. Вывод статьи состоит в том, что, по нашим данным, ценности развития в мировоззрении школьников, напротив, заметно опережают по значимости ценности потребления.

В отношении второй гипотезы наши первоначальные предположения подтвердились. Ценности общего блага, к сожалению, продолжают иметь для наших школьников минимальное значение. Мы делаем такое заключение на основе того, что во всех тематических блоках смысловые группы, отражающие эти ценности, полностью отсутствуют. Это значит, что они продолжают находиться на периферии системы ценностей старшеклассников, и в этом смысле никаких значимых изменений за полтора года не произошло. Замечают ли эти тренды наши педагоги?

В целом, педагоги достаточно хорошо видят ценностную направленность образа школы настоящего и будущего глазами учащихся. Например, соотношение смысловых групп, отражающих ценности жизненной стабильности и комфорта, с одной стороны, и ценности личностного и профессионального роста, с другой стороны, в реальности и представлении педагогов практически совпадают (34,4 и 37,4 %, 65,6 и 62,5 % соответственно). То же самое фиксируем и в части смысловых групп, касающихся результатов обучения. В обоих случаях педагоги правильно оценивают настроения школьников (в первом случае доминирование ценностей личностного и профессионального роста и достижений, а во втором — жизненная стабильность и комфорт). Лишь в одном сюжете заметно несовпадение реальности настроений школьников и их оценки со стороны педагогов: в образе школы будущего глазами школьников особо выде-

ляется смысловая группа «Фундамент образования». Педагоги же думают, что фокус внимания школьников связан с общением и коммуникацией, а также с комфортом.

Заключение

Во-первых, необходимо поощрять наметившийся поворот в системе приоритетов школьников от ценностей жизненной стабильности и комфорта (потребительских ценностей) к ценностям личностного и профессионального роста и достижений (ценностям развития). Наличие этой тенденции является основным выводом нашей работы, опровергающим изначально выдвинутую гипотезу. Он представляет собой, с одной стороны, предмет для дальнейшего изучения и уточнения, а с другой стороны, безусловно позитивное явление, требующее стимулирования и поддержки со стороны педагогического сообщества. Инструментами такого стимулирования могут быть, по сути, все виды активности школьников: учебная деятельность, совместный труд, организация мероприятий, соучастие школьников в развитии школы, работа для местного сообщества и т. д. Особенно активно следует поддерживать выявленное глубинное понимание школьниками того, что образ будущей школы (а значит, и будущей жизни) неразрывно связан с предметными знаниями, т. е. с образованием как таковым. Ценностная основа для интенсивного сотворчества детей и взрослых в школе, таким образом, безусловно имеется, и ее значение заметно выросло по сравнению с данными полуторагодичной давности.

Во-вторых, обращает на себя внимание важнейший вызов для воспитательной работы в школе — практически полная индифферентность школьников к ценностям общего блага. Напомним, что содержательный вектор современной академической дискуссии об осмысленной жизни однозначно направлен на то, что без значимого компонента деятельности ради других истинного счастья не добиться. Понимание этого обстоятельства, к сожалению, отсутствует в сознании современных старшеклассников. Выход из этой ситуации видится как в усилении целенаправленного и прямого распространения мысли о значимости деятельности для общего блага, так и в более тонком продвижении идеи о том, что переход на ценности развития (к которому школьники явно склонны) еще не является достаточным условием для обретения персонального счастья. Для этого нужна именно осмысленная жизнь, построенная вокруг идеи об общем благе.

В-третьих, наши данные говорят о том, что представления педагогов о системе ценностей школьников заметно отличаются от реальной системы ценностей в двух важных аспектах. Во-первых, педагоги думают,

что школьники находятся «в плену» потребительских ценностей в гораздо большей степени, чем это есть на самом деле. Из этого следует гипотеза для следующего исследования: возможно, педагоги сами находятся «в плену» этих ценностей и фактически экстраполируют на детей свои собственные ценностные приоритеты? И, во-вторых, в представлении педагогов существенно занижена значимость предметных знаний. Педагоги считают, что для школьников гораздо важнее общение и дружба. Это также может означать, что для самих педагогов эти смыслы являются более важными и их перенос на детей может в некоторых случаях мешать формированию оптимальной конфигурации учебной и воспитательной деятельности.

Из этого следует четвертый вывод: нам следует внимательно прислушиваться к сигналам, которые посылают школьники своими ответами на такие вопросы. Они видят в школе фактически институт развития (в широком смысле этого слова) и ждут от него не столько комфортных интерьеров и уютного пространства, хотя и это важно, сколько актуального содержания и высокой динамичности учебной и внеучебной деятельности, включающей активное сотворчество взрослых и детей, диалог, обучение через деятельность и делегирование школьникам части ответственности за результаты совместного труда. Они пока не понимают, что эти навыки и умения им нужны во многом для того, чтобы научиться работать вместе ради общего блага. Но сейчас главное, чтобы это понимали педагоги и организовывали учебную, воспитательную и проектную деятельность в школе таким образом, чтобы у детей вырабатывался навык коллективной созидательной деятельности, привычка к которой дала бы каждому из них дополнительный шанс на осмысленную, а значит, и счастливую жизнь.

1. АлиеваЛ.В. К.Д. Ушинский о педагогических правилах воспитания человека // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2014. — № 2.— С. 19—30.

2. Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т. 4. — М.: Мысль, 1983. — 830 с.

3. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / гл. ред. А.М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1981.

4. Зарубина Н.Н. Этика ответственности современной молодежи // Вестник МГИМО-Университета. - 2012. - № 6 (27). - С. 250-258. - Б01: 10.24833/20718160-2012-6-27-250-257.

5. Казин ФА., Лукьянова Н.Г. Школа сегодня и завтра глазами старшеклассников // Вопросы образования. - 2022. - № 2. - С. 155-189. - Б01: 10.17323/18149545-2022-2-155-189.

Литература

6. Мальцева С.М., Кубышева О.О. Гедонистический образ жизни в современном обществе потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018 — № 8 (34). — С. 237—241.

7. Новая философская энциклопедия. В 4 т. Т. 1. — М.: Мысль, 2010. — 741 с.

8. Окольская Л.П. Жизненные ценности в учебниках для старшей школы // Вопросы образования. — 2012. — № 1 — С. 93—124.

9. Селигман М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. — М.: София, 2006. — 368 с.

10. Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 22 т. Т. 17. — М.: Художественная литература, 1983. — 910 с.

11. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем. В 30 т. Т. 17. — М.: Наука, 1980. - 526 с.

12. Чиксентмихайи М. Поток: психология оптимального переживания. — М.: АНФ, 2020. — 460 с.

13. Byrne R. The Secret. — New York: Atria Books, 2006. — 736 p.

14. Smith E.E. The Power of Meaning: Crafting a Life That Matters. — New York: Crown Publishing, 2017. — 304 p.

15. Tobler P., Fehr E. Generous People Live Happier Lives // Science Daily. — 2017, July. — P. 1.

References

1. Alieva L.V K.D. Ushinskii o pedagogicheskikh pravilakh vospitaniya chelove-ka [Konstantin D. Ushinskiy about Pedagogical Rules of Upbringing of Human Being]. Otechestvennaya i %arube%hnaya pedagogika = Domestic and foreign pedagogy, 2014, no. 2, pp. 19—30. (In Russian).

2. Aristotle. Sochineniya. V 4 t. T. 4 [Tractates. In 4 vol. Vol. 4]. Moscow, Mysl' Publ., 1983. 830 p. (In Russian).

3. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya. V 30 t. [Big Soviet Encyclopedia. In 30 vols]. Moscow, Sovetskaya entsiklopediya Publ., 1969—1981.

4. Zarubina N.N. Etika otvetstvennosti sovremennoi molodezhi [Ethic of the responsibility in the cultural and moral position of modern Russian youth: the transformation of the moral in the complex society]. Vestnik MGIMO-Universiteta = MGIMO Review of International Relations, 2012, no. 6 (27), pp. 250—257. DOI: 10.24833/20718160-2012-6-27-250-257.

5. Kazin F.A., Lukyanova N.G. Shkola segodnya i zavtra glazami starsheklassnikov [The School of Today and Tomorrow through the Eyes of High School Students]. Voprosy obra%ovaniya = Educational Studies, 2022, no. 2, pp. 155—189. DOI: 10.17323/ 1814-9545-2022-2-155-189.

6. Maltceva S.M., Kubysheva О.О. Gedonisticheskii obraz zhizni v sovremennom obshchestve potrebleniya [Hedonistic Way of Life in Modern Consumer Society]. Inno-vatsionnaya ekonomika:perspektivy ra%vitiya i sovershenstvovaniya = Innovation Economy. Prospects for Development and Improvement, 2018, no. 8 (34), pp. 237—241.

7. Novaya filosofskaya entsiklopediya. V 4 t. T. 1 [New Philosophical Encyclopedia. In 4 vol. Vol. 1]. Moscow, Mysl' Publ., 2010. 741 p.

8. Okolskaya L.P. Zhiznennye tsennosti v uchebnikakh dlya starshei shkoly [Value orientations in textbooks for high school]. Voprosy obra%ovaniya = Educational Studies, 2012, no. 1, pp. 93-124.

9. Seligman M. Authentic Happiness: Using the New Positive Psychology to Realize Your Potential for Lasting Fulfillment. New York, Free Press, 2002 (Russ. ed.: Seligman M. Novaya pozitivnayapsikhologiya: nauchnyi vzgjyad na schast'e i smysl zhizni. Moscow, Sofiya Publ., 2006. 368 p.).

10. Tolstoi L.N. Sobranie sochinenii. V 22 t. T. 17 [Works. In 22 vol. Vol. 17]. Moscow, Khudozhestvennaya literatura Publ., 1983. 910 p.

11. Chekhov A.P. Polnoe sobranie sochinenii i pisem. V 30 t. T. 17 [Complete Set of Works. In 30 vol. Vol. 17]. Moscow, Nauka Publ., 1980. 526 p.

12. Csikszentmihalyi M. Potok:psikhologiya optimal'nogo perezhivaniya [Flow. The Psychology of Optimal Experience]. Moscow, ANF Publ., 2020. 460 p. (In Russian).

13. Byrne R. The Secret. New York, Atria Books, 2006. 736 p.

14. Smith E.E. The Power of Meaning: Crafting a Life That Matters. New York, Crown Publishing, 2017. 304 p.

15. Tobler P., Fehr E. Generous People Live Happier Lives. Science Daily, 2017, July,

p. 1.

Статья поступила в редакцию 07.09.2023. Статья прошла рецензирование 27.10.2023.

The article was received on 07.09.2023. The article was reviewed on 27.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.