Научная статья на тему 'Образ Русского мира в актуальном социокультурном пространстве'

Образ Русского мира в актуальном социокультурном пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
664
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ МИР / ОБРАЗ / ИМИДЖ / КУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ / RUSSIAN WORLD / REPRESENTATION / IMAGE / CULTURAL MEMORY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Козловцева Нина Александровна

Актуальный образ Русского мира отражен в произведениях искусства и культурной памяти социума. Рассматриваются вопросы его описания посредством анализа ряда источников научных, а также социологических исследований. Существенным при изучении данного образа было его структурное описание. Так, с одной стороны, он состоит из внутреннего и внешнего образа, с другой из основного (образа России) и поддерживающих (образ русского зарубежья) образов. Помимо этого, исследовались принципы взаимодействия названных составляющих в рамках единого образа Русского мира. На основании характеристики понятия «образ» и определения его взаимоотношений с понятием «имидж», анализа и обобщения данных существующих научных исследований, посвященных образу и имиджу России и русских в мире, а также актуальных социологических данных обозначены ключевые его конструкты. К ним относятся: православие, духовность, мифология, простор, ключевые географические точки (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и др.), дорога, сила воли, долготерпение, душевные страдания, радушие, трудолюбие, патриотизм, веселье, добродушие. Анализ также раскрыл перечень стереотипных представлений, уже не имеющих отношения к реальной действительности. Анализ конструктов данного образа, проявившихся в сознании социума, подтвердил как наличие ключевых его компонентов, транслируемых произведениями искусства, так и значительное количество стереотипов, искажающих данный образ. Полученные данные позволили не только описать существующий образ Русского мира и сопоставить его концепты, транслируемые произведениями искусства и отраженные в сознании социума, но и выявить ключевые направления деятельности по корректировке и формированию адекватного образа Русского мира в сознании социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE RUSSIAN WORLD IN THE ACTUAL SOCIO-CULTURAL SPACE

The actual image of the Russian world is reflected in works of art and cultural memory of the society. The questions of its description are considered through the analysis of a number of sources scientific, as well as sociological researches. Essential in the study of this image was its structural description. So, on the one hand, it consists of an internal and external image, on the other hand, from the main (image of Russia) and supporting images (the image of Russian Abroad). In addition, the principles of interaction of these components within the framework of a single image of the Russian world were researched. Based on the characteristics of the concept of “image” and the definition of its relation with the concept of “image”, analysis and generalization of existing scientific researches dedicated to the image and image of Russia and the Russians in the world, as well as actual sociological data, its key constructs are indicated. These include: Orthodoxy, spirituality, mythology, space, key geographical points (Moscow, St. Petersburg, Siberia, etc.), road, will power, long-suffering, mental suffering, cordiality, diligence, patriotism, fun, good nature. The analysis also revealed a list of stereotypical notions that are no longer relevant to reality. The analysis of the constructs of this image, manifested in the consciousness of the society, confirmed both the presence of its key components, broadcast by works of art, and a significant number of stereotypes that distort this image. The obtained data allowed not only to describe the existing image of the Russian world and to compare its concepts, broadcast by works of art and reflected in the consciousness of the society, but also to identify directions of activity for correcting and forming an adequate image of the Russian world in the mind of society.

Текст научной работы на тему «Образ Русского мира в актуальном социокультурном пространстве»

СЛОВО СОИСКАТЕЛЮ УЧЕНОЙ СТЕПЕНИ

УДК 008 -

Н. А. Козловцева

соискатель степени кандидата культурологии, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: [email protected]

ОБРАЗ РУССКОГО МИРА В АКТУАЛЬНОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Актуальный образ Русского мира отражен в произведениях искусства и культурной памяти социума. Рассматриваются вопросы его описания посредством анализа ряда источников - научных, а также социологических исследований.

Существенным при изучении данного образа было его структурное описание. Так, с одной стороны, он состоит из внутреннего и внешнего образа, с другой - из основного (образа России) и поддерживающих (образ русского зарубежья) образов. Помимо этого, исследовались принципы взаимодействия названных составляющих в рамках единого образа Русского мира.

На основании характеристики понятия «образ» и определения его взаимоотношений с понятием «имидж», анализа и обобщения данных существующих научных исследований, посвященных образу и имиджу России и русских в мире, а также актуальных социологических данных обозначены ключевые его конструкты. К ним относятся: православие, духовность, мифология, простор, ключевые географические точки (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и др.), дорога, сила воли, долготерпение, душевные страдания, радушие, трудолюбие, патриотизм, веселье, добродушие. Анализ также раскрыл перечень стереотипных представлений, уже не имеющих отношения к реальной действительности.

Анализ конструктов данного образа, проявившихся в сознании социума, подтвердил как наличие ключевых его компонентов, транслируемых произведениями искусства, так и значительное количество стереотипов, искажающих данный образ.

Полученные данные позволили не только описать существующий образ Русского мира и сопоставить его концепты, транслируемые произведениями искусства и отраженные в сознании социума, но и выявить ключевые направления деятельности по корректировке и формированию адекватного образа Русского мира в сознании социума.

Ключевые слова: Русский мир, образ, имидж, культурная память

Для цитирования: Козловцева, Н. А. Образ Русского мира в актуальном социокультурном пространстве /Н. А. Козловцева //Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 1 (53). - С. 58-67.

Введение

Последние несколько десятилетий развития мирового сообщества связаны с усилением миграционных и глобализационных процессов, ставящих под угрозу будущее национальных культур [1, с. 29-30]. В совокупности с существующими геополитическими угрозами они требуют поиска способов сохранения и трансляции культурных особенностей отдельных стран и национальностей. Для России таким способом стала концепция Русского мира, реализующая также функции «мягкой силы» [26] страны.

В связи с этим актуальность рассматриваемой темы обусловлена рядом факторов, связанных как с современной геополитической ситуацией, в рамках которой вопросы создания и трансляции адекватного образа Русского мира приобретают первостепенную значимость, так и с потребностями теоретического обоснования динамики социокультурных изменений взаимоотношений России и мира в аспекте актуализации практической задачи по переоценке стратегии государственной культурной политики.

Выбор понятия Русский мир, трактуемого как общность людей, говорящих и мыслящих

58

в координатах русской культуры, в качестве объекта исследования статьи связан с его все возрастающей ролью в современном политическом, общественном и научном дискурсе как способа сохранения и трансляции культурной идентичности русских во всем мире. Особенно актуальным представляется определение актуального образа Русского мира, сформировавшегося в сознании социума, без понимания которого невозможно выбрать дальнейшие векторы деятельности в данном направлении.

Таким образом, характеристика актуального образа Русского мира, отраженного в культурной памяти социума, является целью данной статьи. На основании проведенного анализа определяется актуальный образ России и образ Русского зарубежья, принципы их интеграции и взаимодействия в рамках образа Русского мира.

В настоящее время существует значительное количество исследований, посвященных Русскому миру. Он представляет интерес для ученых из различных областей социально-гуманитарного знания: философии, культурологии, лингвистики, этнологии, истории, политологии и др. (В. А. Никонов, Н. А. Нарочниц-кая, А. В. Павловская, В. А. Тишков, В. И. Фа-тющенко, П. Г. Щедровицкий и др.). Однако сегодня не реализован полноценно междисциплинарный подход к данному явлению, не описан актуальный образ Русского мира.

Исходя из понимания Русского мира как трансграничной надэтнической социокультурной общности, объединяющей на основе добровольного участия всех людей, интересующихся и разделяющих ценности русской культуры и небезразличных к судьбе России, вне зависимости от страны их происхождения и проживания, вероисповедания или родного языка [12, с. 288], задача данной концепции заключается в консолидации граждан России, соотечественников за рубежом и людей, ощущающих ментальную и духовную близость с русскими, в рамках единой культурной идентичности, а также в трансляции наиболее универсальных ценностных и культурных составляющих «русскости» за пределы страны [4, с. 123-124]. Русский мир дает возможность

59

формирования не только общественно-гражданской идентичности россиян [5, с. 100], но и особой культурной идентичности [17, с. 16-17], выходящей за границы России и охватывающей более широкий круг конструктов и представителей.

Русский мир представляется естественным ответом на трансформацию современного общества, подразумевающую «переход от парадигмы "общества" и "социального" к парадигме "общества культуры" и "социокультурного"» [8, с. 187]. Основными его элементами являются значения, ценности, нормы и их человеческие агенты, передаваемые посредством социального, культурного и личностного взаимодействия участников [20, с. 342-343].

Безусловно, эффективная реализация Русским миром функций «мягкой силы» возможна только в ситуации его адекватного восприятия. Не секрет, что геополитическая ситуация последних лет и современные общественные настроения за рубежом этому не способствуют, в связи с чем актуальной задачей становится определение существующего образа Русского мира в сознании социума, необходимого для дальнейшего планирования деятельности в данном направлении.

Образ и имидж: взаимосвязь понятий

Важным для определения образа Русского мира также является вопрос соотношения понятий образ и имидж.

При рассмотрении образа Русского мира представляется значимым комплексное культурологическое трактование сущности понятия образ как в его духовно-культурной, так и политической плоскости. Под образом в философском знании понимается результат познавательной деятельности субъекта. Так, по мнению Н. А. Бердяева, ключевая особенность образа заключается в его субъективности и неспособности существовать отдельно от вещи, и одновременно объективности по содержанию в той степени, в которой он точно отражает эту вещь. Также образ не может включать в себя все свойства вещи: оригинал всегда богаче копии [6, с. 122].

Для характеристики образа Русского мира актуально использование принципов формирования образа страны, представляющего собой матрешку (стержневой образ окружен поддерживающими) [10, с. 109-111].

Понятие имидж, пришедшее из английского языка и обозначающее на языке оригинала 'образ' [25], в России понимается как сформировавшийся в психике людей образ объекта, к которому у них возникает оценочное отношение, мнение [15, с. 10].

В качестве образа страны могут выступать, к примеру, наиболее значимые в образно-символическом смысле природные или культурные ареалы. Также образ страны безусловно включает в себя этнический образ населяющего ее народа (народов) [22, с. 120].

Имидж же понимается в контексте гуманитарных технологий, направленных на создание, образование, обработку или же изменение правил и рамок взаимодействия людей согласно вызовам изменяющейся среды [13].

Имидж отличается своей доминантностью (значительный объем информации о реальном объекте сводится к ограниченному набору символов), сфокусированностью на уникальности объекта, конкретностью и одновременно из-

Сравнительная характерист

менчивостью (постоянно корректируется, адаптируется к требованиям ситуации, к ожиданиям аудитории), наличием «обратной связи» (сообщения порождаются с учетом ожидаемой реакции целевых групп), идеализацией объекта (в то время как характеристики образа соответствуют объективным показателям) [11], консолидацией представлений аудитории и реальных характеристик объекта [9].

Проведенный нами анализ позволил сделать вывод, что понятия «образ» и «имидж» не могут рассматриваться в качестве синонимов (табл. 1).

Таким образом, под образом Русского мира мы понимаем целостную картину, формирующуюся на основании представлений о данной общности, существующих в сознании соприкасающихся с ее социокультурным полем групп людей. Структурно этот образ состоит из стержневого образа России и поддерживающих образов русского зарубежья. Имидж же, в нашем понимании, описывает ту составляющую данного образа, которая создается под воздействием направленных на его конструирование ресурсов и технологий. В этом смысле имидж может как являться частью образа, так и противоречить ему.

Таблица 1

понятий «образ» и «имидж»

Образ Имидж

Обладает естественной природой Конструируется искусственно и целенаправленно посредст-

1 вом использования специальных технологий

Принципиально вторичен по отношению к отра- Бывает первичным по отношению к своему объекту (который

2 жаемому объекту, пассивен и историчен может вообще не существовать в реальности), активным (призван целенаправленно воздействовать на целевую аудиторию), гибким, подвижным и динамичным

Используется в основном в теоретико- Используется также и в утилитарно-практическом значении,

3 культурологическом или философском знании чаще всего в различных областях менеджмента

Обычно связан с уже существующими, самостоя- Связан с существующими, но конструируемыми представ-

4 тельно сложившимися представлениями лениями в целом

Нет ни одного определения образа, которое бы Существует значительное количество определений имиджа

5 определялось через имидж [9] посредством образа [9]

Нет исследований, рассматривающих образ в Определяется рядом исследователей как разновидность

6 качестве разновидности имиджа образа, прообразом которого является субъект [15, с. 127], образ, возникший в результате социального взаимодействия

60

Формирование образа

по данным научных исследований

По данным исследований, образ страны формируется на основании трех групп факторов:

1. Условно-статичные (ресурсы России, культурное наследие, нерегулируемые геополитические факторы).

2. Корректируемые условно-динамичные социологические (настроения, структура, принципы деятельности общественно-политических объединений России, морально-нравственные аспекты развития общества).

3. Корректируемые условно-динамичные институциональные (устойчивость экономики, соответствие правовых норм международным требованиям, эффективность властной конструкции) [7].

Согласно данной теории, русская культура рассматривается в качестве одного из условно-статичных факторов, представляющих собой неизменную совокупность движущих сил, влияющих на восприятие России [3, с. 74]. Если исходить из понимания культуры как «совокупности формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовных ценностей (этических, эстетических, интеллектуальных, гражданских и т. д.)» [21], включающей в себя «такие области человеческой практики, как наука, образование, экономика, философия, искусство, литература, политика» [2, с. 25], вопрос о ее статичности представляется спорным. На сегодняшний день факт, что культура является не складом культурных ценностей, а дина-

Образ Русского мира в р

мично развивающейся системой, не вызывает сомнений.

Образ Русского мира формируется в культурной памяти социума. Исследователями выделяются две основные стратегии ее формирования. Первая, внешняя, базируется на «политике памяти», т. е. на целенаправленных усилиях элит по формированию конкретного образа прошлого. Внутренняя же связана прежде всего с естественной коммуникацией поколений носителей одной культурной памяти, основанной на традиции и трансляции посредством ее социального опыта [24, с. 72-73].

Важнейшей составляющей внутренней стратегии передачи существующего образа Русского мира является его образ, содержащийся в произведениях мировой и художественной культуры. Это связано с тем, что искусство само по себе - способ выражения чувств в образе. Произведениями культуры создается художественный образ, представляющий собой совокупность ключевых художественных образов Русского мира, отраженных в различных произведениях мировой и художественной культуры. Для определения его ключевых компонентов нами было проведено исследование существующих научных работ (всего 43), описывающих отражение данного образа в различных сферах искусства. Результаты проведенного нами анализа отражены в табл. 2. Оговоримся, что ниже представлены не полноценные образы (характеризующиеся значительным многообразием), транслируемые каждой из сфер искусства, но ключевые их составляющие, наиболее часто встречающиеся в каждой из них.

Таблица 2

ичных сферах искусства

Сфера искусства Образ Русского мира

1. Литература Литературный образ Русского мира в наиболее общем виде выражен в системе координат, горизонтальную ось которой составляют фольклорные мотивы, а вертикальную - христианские. Между этими осями находятся лингвоспецифичные концепты этнической языковой картины мира (быт, простор и т. д.), а также ключевые топонимы, мотивы дороги, пути [23]

2. Живопись Наиболее частотные составляющие образа Русского мира в живописи: «простор», «дороги», «красота природы» в пейзажных работах и «долготерпение», «духовность», «радушие», «трудолюбие», «добродушие» - в портретной, бытовой и исторической живописи

61

Сфера искусства Образ Русского мира

3. Музыка Значительное разнообразие музыкальных мотивов позволяет выделить следующие, наиболее типичные для характеристики образа Русского мира: мотивы «дороги», «простора», «природы», «воли», «судьбы», «боли человеческой души», «веселья, смеховой культуры», «духовности»

4. Кинематограф Говоря о современном кинематографе, можно выделить две основные тенденции, характеризующие образ Русского мира в данной сфере. С одной стороны, в России в кино формируется образ человека, любящего Родину, защитника отечества, основанный на патриотизме, носящий периодически пропагандистский характер; с другой - в зарубежном кинематографе (а иногда и в российском современном кино) образ Русского мира зачастую основан на традиционном наборе стереотипов (водка, медведи, бесконечная зима, бандитизм)

5. Театральное искусство Наиболее традиционными и частотными являются образы «судьбы», «страданий человеческой души», «долготерпения», «духовности», «дороги», «простора», «радушия» и «трудолюбия». Однако современное театральное искусство, не всегда транслирует вечные ценности, говоря и о «пьянстве», «лени», «жестокости» и т. д.

6. Скульптура Традиционно образу Русского мира в скульптуре свойственна монументальность, героичность, долготерпение, страдание, воля, сила духа и духовность, дополненные в XX в. незащищенностью, наивностью и красотой. Эти характеристики могут считаться базовыми при описании образа Русского мира в скульптуре

Таким образом, ключевые элементы образа Русского мира в произведениях художественной культуры во многом однообразны и традицион-ны. Наиболее общими концептами данного образа в искусстве мы будем считать: православие, духовность, мифологию, простор, ключевые географические точки (Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и др.), дорогу, силу воли, долготерпение, душевные страдания, радушие, трудолюбие, патриотизм, веселье, добродушие.

Данный образ, создаваемый произведениями традиционного искусства, подкрепляется зачастую негативными (и уже не всегда соответствующими истине) стереотипными представлениями, транслируемыми произведениями российского и зарубежного искусства: лень, пьянство, медведи, холода, жестокость, агрессивность.

Образ Русского мира в сознании социума

Соответствует ли художественный образ России ее образу, отраженному в сознании социума? Этому вопросу посвящен следующий этап нашего исследования.

Образ Русского мира в сознании социума обладает двумя основными направленностями: внутренней и внешней. В исследовании 2012 г. были выделены наиболее значимые элементы внутреннего образа страны - национальной самоидентификации россиян. К ним относятся:

территория, природные богатства, государственные символы, «сильная» власть, язык, религиозные традиции, духовное и культурное наследие, культурное многообразие и достижения культуры, значимые периоды российской истории, представления о качествах русского национального характера [19].

Внешний же образ России традиционно ассоциируется с культурными явлениями и персоналиями, ставшими символами русского вклада в мировую цивилизацию, что соответствует ее художественному образу.

Этнокультурная составляющая образа России в представлениях Запада практически всегда связывается с русской культурной традицией как с традицией государствообразующей нации, причем и в области классического искусства, и в сфере народной культуры. Проще говоря, устойчивые фольклорные образы и символы превратились в символы страны.

Устойчивой составляющей внешнего образа России являются стереотипы массового восприятия, что связывается исследователями с восприятием российской ментальности в присущей Западу системе координат. Поэтому настолько устойчив миф о «загадочной русской душе» [19].

Как говорилось выше, образ Русского мира складывается не только из образа России как стержневого, но и из образа Русского зарубежья как поддерживающего, сформированного

62

рядом эмиграционных волн. Русское зарубежье (русская диаспора) занимает второе место в мире по численности, включая в себя более 300 млн человек [16, с. 168]. Вместе с почти 150 млн, проживающими на территории России, они формируют русский капитал как совокупность культурных, интеллектуальных, человеческих и организационных потенциалов, отраженных в определяемом языком и культурой способе мышления и взаимодействия с миром.

Друзья России - третья группа, составляющая Русский мир, - способствуют формированию не непосредственно его образа, но общественного отношения к нему, сглаживая возможные негативные реакции и усиливая положительные, а также способствуя увеличению зоны его трансляции.

Для определения мнения Русского мира о самом себе было проведено несколько опросов. Так, по данным опроса россиян Всероссийского центра изучения общественного мнения (2014 г.), более 71 % жителей России никогда не слышали о Русском мире. Остальные же опрошенные склонялись к мнению, что он объединяет всех русских людей (3 %), воспитанных в соответствии с ценностями русской культуры (3 %). Русский мир ассоциируется у ряда респондентов с «Родиной» (1 %) [18].

Для получения более полного образа Русского мира в 2015-2016 гг. нами было проведено анкетирование в социальных сетях ВКонтакте и Facebook, в котором приняли участие 759 человек из 69 стран мира (из них 288 соотечественников за рубежом, 168 россиян и 303 иностранца).

Отметим, что, по данным нашего опроса, процент респондентов, не знающих, что такое Русский мир, за прошедший между опросами год значительно сократился и составил только 2 %. По нашему мнению, это связано с активной деятельностью последних лет в данном направлении, со средним возрастом опрошенных (20-40 лет), а также с их более широкой выборкой.

Для определения признаков русскости, отраженных в общественном сознании, респондентам было предложено написать три ас-

социации со словосочетанием «Русский мир». Всего было получено более 250 различных вариантов. Опрошенными были названы элементы русской культуры, блюда русской кухни, моральные и мировоззренческие ценности Русского мира (табл. 3), составляющие в совокупности образ Русского мира.

Отметим, что полученный образ является комплексным отображением Русского мира в общественном сознании. С нашей точки зрения, именно такой подход позволяет обеспечить целостность образа.

Таблица 3

Составляющие образа Русского мира

Тема Названная составляющая образа Русского мира Процент назвавших ее

респондентов

Религия, вера,христианство, православие 27

Традиции, обычаи 12

Литература 12

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го Искусство 6

Балет 6

О О Баня 3

О о Новый год 3

Q_ Музыка 2

Масленица 2

Сказки 2

Л Фольклор, частушки 2

Кириллица 1

Танцы 1

Изобразительное искусство 1

Блины 24

Борщ 13

Чай 9

го Оливье 7

S Икра 4

О Гречневая каша 4

О о Зефир 2

^ Q_ Квас 2

ГС X Селедка 2

& Соленья 2

Каша 2

Докторская колбаса 2

Пельмени 2

Сила 10

Справедливость 9

s Любовь 8

о X Дружба 8

CD Агрессия 7

CD s Свобода 6

о Красота 6

Стойкость 5

8 2 Доброта 5

о О ш ^ Взаимопомощь 5

Духовность 4

Е s Гостеприимство 4

ф Душевность 3

-О Гордость 3

ГО Интеллигентность 2

2 Патриотизм 2

Богатство, глубина 2

Честь 2

63

Анкетирование также выявило значительное количество стереотипных представлений о Русском мире. Это загадочная русская душа (26 %), водка (16 %), матрешка (13 %), холодная снежная зима (12 %), медведи (3 %), дороги (3 %), береза (2 %), тройка, кокошник, балалайка и дураки (по 1 %).

Характерно, что восприятие Русского мира на основании стереотипов свойственно не только сознанию иностранцев, но и (в большей степени) соотечественников за рубежом.

Отметим, что ряд респондентов (8 %) дает Русскому миру негативные характеристики (такие, как агрессия, обман). Учет данной точки зрения также необходим для выявления мест и причин искажения образа данной общности и поиска способов его корректировки.

Отметим, что полученный образ Русского мира представляется агрегированной версией образа России, к примеру, в культурном плане он включает в себя значительно меньшее количество реалий. Образ Русского мира также интегрирует представления соотечественников за рубежом, существенная часть которых связана с темой ностальгии («родина», «истоки», «общие корни», «дом», «мама», «детство»).

Выводы

Таким образом, говоря о современном образе Русского мира, отраженном в сознании социума, необходимо учитывать в первую очередь его культурный пласт, включающий в себя как элементы высокой, так и бытовой, повседневной культуры. Образ Русского мира не ин-

тегрирует целостные образы России и русского зарубежья, но сжимает каждый их них до ключевых понятий, а затем объединяет.

В свою очередь образы России и русского зарубежья, являясь родственными, не копируют друг друга. В каждом из них актуализируются наиболее релевантные для них характеристики, на основании которых и формируется их стержневой образ (так, образ России строится на основе патриотизма, а образ русского зарубежья - ностальгии).

Опираясь на проведенное исследование, выделим два ключевых направления формирования адекватного образа Русского мира:

1) развенчание стереотипов о России и русских;

2) актуализация и увеличение представленности достойных образцов русской культуры (в первую очередь современной) за рубежом.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о том, что актуальный образ Русского мира достаточно клиширован и основывается на традиционных представлениях о России и русской культуре, не включая в себя практически никаких элементов современности. Такая высокая традиционность данного образа служит катализатором появления все большего количества стереотипов о Русском мире, а также негативного мнения о нем. В связи с этим важным направлением политики по формированию образа Русского мира видится работа по развенчанию стереотипов и созданию образа современной разнообразной поликультурной России.

1. Аванесова, Г. А. Россия в межцивилизационных союзах: культурно-гуманитарные аспекты евразийского сотрудничества / Г. А. Аванесова, О. Н. Астафьева // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2015. - № 3 (43). - С. 29-36.

2. Астафьева, О. Н. Культурная политика: теоретические аспекты и практика реализации / О. Н. Астафьева // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2013. -№ 1-2. - С. 22-29.

3. Астафьева, О. Н. Теория и практика культурной политики: смыслы - образы - действия / О. Н. Астафьева // Государственная служба : науч.-полит. журн. - 2014. - № 1 (87). - С. 71-78.

4. Астафьева, О. Н. Государственная политика в сфере русского языка в контексте Русского мира / О. Н. Астафьева, Н. А. Козловцева // Знание. Понимание. Умение. - Москва : Московский гуманитарный университет. - 2017. - № 3. - С. 122-139.

5. Белякова, И. Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства / И. Г. Белякова // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 98-105.

64

6. Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. - Москва : Республика, 1995. - 384 с.

7. Галумов, Э. А. Международный имидж современной России: политологический анализ : дис. ... д-ра полит. наук : 23.00.04 / Э. А. Галумов. - Москва, 2004. - 433 с.

8. Гофман, А. Б. Социальное - социокультурное - культурное: историко-социологические заметки о соотношении понятий «общество» и «культура» / А. Б. Гофман // Социологический ежегодник, 2010 : сб. науч. тр. / гл. ред. Н. Е. Покровский, ред.-сост. Д. В. Ефременко. - Москва, 2010. - С. 128-136.

9. Гринберг, Т. Э. Образ страны или имидж государства: поиск конструктивной модели [Электронный ресурс] / Т. Э. Гринберг // Медиаскоп. - 2008. - № 2. - Режим доступа : http://mediascope.ru/node/252. - Дата обращения : 26.12.2017.

10. Замятин, Д. Н. Образ страны: структура и динамика / Д. Н. Замятин // Общественные науки и современность. - 2000. - № 1. - С. 107-112.

11. Киселев, И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма [Электронный ресурс] / И. Ю. Киселев // ПОЛИТЭКС. - 2007. - Режим доступа : http://www.politex.info/content/view/367/30/. - Дата обращения : 21.12.2017.

12. Козловцева, Н. А. Русский мир как теоретическое понятие в современном социально-гуманитарном знании / Н. А. Козловцева // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14. - № 3. - С. 284-292.

13. Островский, Е. В. Россия: страна, которой не было [Электронный ресурс] / Е. В. Островский, П. Г. Щед-ровицкий // Русский архипелаг: сетевой проект «Русского мира». 1999. - Режим доступа : http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no/. - Дата обращения : 20.12.2017.

14. Панкрухин, А. П. Имидж страны: смена парадигмы. Взгляды из Канады, России, Великобритании и Латвии / А. П. Панкрухин, С. Ю. Игнатьев // Корпоративная имиджеология. - 2008. - № 02 (03). - С. 8-15.

15. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа : учеб. пособие / Е. Б. Перелыгина. - Москва : Аспект Пресс, 2002. - 223 с.

16. Пивовар, Е. И. Русский язык и русский мир как факторы социокультурного диалога на постсоветском пространстве / Е. И. Пивовар // Диалог культур и партнерство цивилизаций: становление глобальной культуры: X Международные Лихачевские научные чтения 13-14 мая 2010 г. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2010. - С. 167-170.

17. Разлогов, К. Э. Память и идентичность / К. Э. Разлогов // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI в.: коллект. моногр. / Новый ин-т культурологии; отв. ред. Н. А. Кочеляева. - Москва : Совпадение, 2015. - С. 11-28.

18. «Русский мир» и как его понимать? [Электронный ресурс] // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 2728. - Режим доступа : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115074. - Дата обращения : 12.12.2017.

19. Семененко, И. Образ России в глобальном мире [Электронный ресурс] / И. Семененко // Социальные науки. - Опубликовано : 06.12.2012 г. - Режим доступа : http://socialnauki.prosv.ru/article/1885. - Дата обращения : 06.01.2018.

20. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. - Москва : Астрель, 2006. - 1176 с.

21. Указ Президента РФ № 808 «Основы государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 г. -Режим доступа : https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/0SN0VI-PRINT.NEW.indd.pdf. - Дата обращения : 23.12.2017.

22. Чеснов, Я. В. Лекции по исторической этнологии : учеб. пособие / Я. В. Чеснов. - Москва : Гардарика, 1998. - 397 с.

23. Шешунова, С. В. Национальный образ мира в русской литературе: П. И. Мельников-Печерский, И. С. Шмелев, А. И. Солженицын : дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.01 / С. В. Шешунова. - Дубна, 2006. - 368 с.

24. Шуб, М. Л. Функции культурной памяти / М. Л. Шуб // Вестник культуры и искусств. - 2016. - № 4 (48). -С. 71-76.

25. Dinnie K. 2007. Nation branding: concepts, issues, practice, Butterworth Heinemann. 289 p.

26. Nye Jr. and Joseph S. 2004. Soft Power. The means to success in world politics. New York : Public Affairs Publ. 193 p.

Получено 19.02.2018

65

N. Kozlovtseva

Applicant degree of candidate of cultural studies, Financial University under the Government of Russian Federation E-mail: [email protected]

THE IMAGE OF THE RUSSIAN WORLD IN THE ACTUAL SOCIOCULTURAL SPACE

Abstract. The actual image of the Russian world is reflected in works of art and cultural memory of the society. The questions of its description are considered through the analysis of a number of sources - scientific, as well as sociological researches.

Essential in the study of this image was its structural description. So, on the one hand, it consists of an internal and external image, on the other hand, from the main (image of Russia) and supporting images (the image of Russian Abroad). In addition, the principles of interaction of these components within the framework of a single image of the Russian world were researched.

Based on the characteristics of the concept of "image " and the definition of its relation with the concept of "image ", analysis and generalization of existing scientific researches dedicated to the image and image of Russia and the Russians in the world, as well as actual sociological data, its key constructs are indicated. These include: Orthodoxy, spirituality, mythology, space, key geographical points (Moscow, St. Petersburg, Siberia, etc.), road, will power, long-suffering, mental suffering, cordiality, diligence, patriotism, fun, good nature. The analysis also revealed a list of stereotypical notions that are no longer relevant to reality.

The analysis of the constructs of this image, manifested in the consciousness of the society, confirmed both the presence of its key components, broadcast by works of art, and a significant number ofstereotypes that distort this image.

The obtained data allowed not only to describe the existing image of the Russian world and to compare its concepts, broadcast by works of art and reflected in the consciousness of the society, but also to identify directions of activity for correcting and forming an adequate image of the Russian world in the mind of society.

Keywords: Russian world, representation, image, cultural memory

For citing: Kozlovtseva N. 2018. The image of the Russian world in the actual sociocultural space. Culture and Arts Herald. No 1 (53) : 58-67.

References

1. Avanesova G., Astafyeva O. 2015 Russia in the Union of Inter-Civilization: Cultural And Humanitarian Aspects of the Eurasian Cooperation. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts. No 3 (43) : 29-36. (In Russ.).

2. Astafyeva O. 2013. Cultural policy: theoretical aspects and practice of implementation. Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki [Modern science: actual problems of theory and practice]. No 1-2 : 22-29. (In Russ.).

3. Astafyeva O. 2014. Theory and Practice of Cultural Policy: senses - images - actions. Gosudarstvennaya sluzhba [Public administration]. No 1 (87) : 71-78. (In Russ.).

4. Astafyeva O., Kozlovtseva N. 2017. State policy in the sphere Russian Language in the context of the Russian world. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. No 3 : 122-139. (In Russ.).

5. Beliakova I. 2017. Formation of civil identity in educational environment of the globalizing world. Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 98-105. (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Berdyaev N. 1995. Tsarstvo Dukha i tsarstvo kesarya [The Kingdom of Spirit and the Kingdom of Caesar]. Moscow : Respublika. 250 p. (In Russ.).

7. Galumov E. 2004. Mezhdunarodnyy imidzh sovremennoy Rossii: Politologicheskiy analiz [International image of modern Russia: Political analysis]. Moscow. 433 p. (In Russ.).

66

8. Gofman A. 2010. The social - the sociocultural - the cultural: Historico-sociological notes on the correlation of the notions "society" and "culture". Sociologicheskiy ezhegodnik [Sociological Yearbook]. Pokrovskii N., ed., Comp. by D. Efremenko. Moscow. P. 185-198. (In Russ.).

9. Grinberg T. 2008. From the Country's Concept to Its Image: a Search for a Constructive Model [Electronic resource]. Mediaskop. No 2. Available from : http://mediascope.ru/node/252 (accessed : 26.12.2017). (In Russ.).

10. Zamiatin D. 2000. Image of the country: structure and dynamics. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social sciences and contemporary world]. No 1 : 107-112. (In Russ.).

11. Kiselev I. 2007. The problem of the image of the state in international relations within the framework of the construc-tivist paradigm [Electronic resource]. Polittical expertise (POLITEX). Available from : http://www.politex.info/ content/view/367/30/ (accessed : 21.12.2017). (In Russ.).

12. Kozlovtseva N. 2017. Russian world as a theoretical concept in modern social and humanitarian knowledge. Observatoriya kul'tury [Observatory of Culture] Vol. 14. № 3 : 284-292. (In Russ.).

13. Ostrovskii E., Shchedrovitskii P. 1999. Russia: a country that did not exist [Electronic resource]. Russkiy arkhipelag: setevoy proekt «Russkogo mira» [Russian archipelago: a network project of the "Russian world"]. Available from : http://www.archipelag.ru/ru_mir/history/history99-00/shedrovicky-possia-no/ (accessed : 20.12.2017). (In Russ.).

14. Pankrukhin S., Ignatev A. 2008. Image of the country: a paradigm shift. Views from Canada, Russia, the UK and Latvia. Korporativnaya imidzheologiya [Corporate imageology]. No 02 (03) : 8-15. (In Russ.).

15. Perelygina E. 2002. Psikhologiya imidzha [Image psychology]. Moscow : Aspekt Press. 223 p. (In Russ.).

16. Pivovar E. 2010. Russian language and the Russian world as factors of socio-cultural dialogue in the post-Soviet space. Dialog kul'tur i partnerstvo tsivilizatsiy: stanovlenie global'noy kul'tury [Dialogue of cultures and partnership of civilizations: formation of global culture]. St. Petersburg. P. 167-170. (In Russ.).

17. Razlogov K. 2015. Memory and identity. Kul'turnaya pamyat' v kontekste formirovaniya natsional'noy identichnosti Rossii v XXI veke [Cultural memory in the context offormation of national identity of Russia in the 21stcentury]. otv. red. N. Kochelyaeva. Moscow : Sovpadenie. P. 11-28. (In Russ.).

18. "Russian world" and how to understand it? [Electronic resource]. Press-vypusk VCIOM No 2728 [Press-release of VCIOM No 2728]. Available from : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115074 (accessed : 12.12.2017). (In Russ.).

19. Semenenko I. 2012. The image of Russia in the global world [Electronic resource]. Sotsial'nye nauki [Social sciencies]. Available from : http://socialnauki.prosv.ru/article/1885 (accessed : 06.01.2018). (In Russ.).

20. Sorokin P. 2006. Sotsial'naya i kul'turnaya dinamika [Social and cultural mobility]. Moscow : Astrel'. 1176 p. (In Russ.).

21. Ukaz Prezidenta RF No 808 «Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki» ot 24 dekabrja 2014 g. [The decree of the President of the Russian Federation No. 808 "Principles of state cultural policy" from December 24, 2014] [Electronic resource]. Available from : https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/0SN0VI-PRINT.NEW.indd.pdf (accessed : 23.12.2017). (In Russ.).

22. Chesnov IA. 1998. Lektsii po istoricheskoy etnologii [Lectures on historical ethnology]. Moscow. 397 p. (In Russ.).

23. Sheshunova S. 2006. Natsional'nyy obraz mira v russkoy literature: P. I. Melnikov-Pecherskii, I. S. Shmelev, A. I. Solzhenitsyn [National image of the world in Russian literature: P. I. Melnikov-Pecherskii, I. S. Shmelev, A. I. Solzhenitsyn]. Dubna. 368 p. (In Russ.).

24. Shub M. 2016. Functions of cultural memory. Culture and Arts Herald. No 4 (48) : 71-76. (In Russ.).

25. Dinnie K. 2007. Nation branding: concepts, issues, practice, Butterworth Heinemann. 289 p. (In Eng.).

26. Nye Jr. and Joseph S. 2004. Soft Power. The means to success in world politics. New York : Public Affairs Publ. 193 p. (In Eng.).

Received 19.02.2018

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.