Научная статья на тему 'Динамика социальных представлений о Русском мире: роль культурных событий как фактор изменений'

Динамика социальных представлений о Русском мире: роль культурных событий как фактор изменений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
313
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ МИР / ОБРАЗ РУССКОГО МИРА / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / КУЛЬТУРНЫЕ СОБЫТИЯ / RUSSIAN WORLD / IMAGE OF RUSSIAN WORLD / RUSSIAN CULTURE / SOCIAL AND CULTURAL POLICY / SOCIO-CULTURAL DYNAMICS / SOCIOCULTURAL DEVELOPMENT / CULTURAL POLICY / CULTURAL EVENTS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Астафьева Ольга Николаевна, Козловцева Нина Александровна

Рассматривается траектория изменения образа Русского мира и влияние реализуемых в рамках государственной политики культурных событий на данную динамику. Отмечается повышение роли Русского мира в актуальном социокультурном пространстве начала XXI в., при этом сложившийся образ Русского мира в сознании социума динамичен, влияние на него оказывается различными факторами (не только культурными событиями, но и текущей геополитической ситуацией, СМИ и т. д.). Большое значение для создания актуального образа Русского мира имеет государственная культурная политика Российской Федерации как инструмент «мягкой силы» государства. В статье доказывается, что эффективная деятельность в данном направлении способна нивелировать негативное влияние других источников формирования образа, не подлежащих контролю, что делает культурную политику РФ приоритетным направлением внешнеполитической деятельности по формированию образа Русского мира. Анализируются основные государственные документы, регулирующие данную деятельность, на основании чего выделяются базовые направления государственной культурной политики, а также приводятся примеры конкретных культурных событий, которые оказали положительное влияние на образ Русского мира в сознании социума, что доказывается данными последних социологических исследований. В частности, помимо непосредственно культурных (определяющихся в рамках государственной культурной политики) выявляются события, обладающие культурным потенциалом (к примеру, крупные спортивные мероприятия), что позволяет им также оказывать влияние на образ Русского мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Астафьева Ольга Николаевна, Козловцева Нина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF THE RUSSIAN WORLD: THE ROLE OF CULTURAL EVENTS AS A FACTOR OF CHANGES

This article discusses the trajectory of changes in the image of the Russian world and the impact of cultural events implemented in the framework of state policy on this dynamics. The relevance of the study of this problem is to increase the role of the Russian world in the actual socio-cultural space of the early XXI century. At the same time, the existing image of the Russian world in the minds of society is dynamic, the influence on it is different factors (not only cultural events, but also the current geopolitical situation, the media, etc.). An important role in creating an actual image of the Russian world is played by the state cultural policy of the Russian Federation as an instrument of "soft power" of the state. The article proves that effective activity in this direction is able to neutralize the negative impact of other sources of image formation that are not subject to control, which makes the cultural policy of the Russian Federation a priority direction of foreign policy activities to form the image of the Russian world. The article analyzes the main state documents regulating this activity, on the basis of which the main directions of the state cultural policy are highlighted, as well as examples of specific cultural events that have had a positive impact on the image of the Russian world in the consciousness of society, which is proved by the latest sociological research. In particular, in addition to direct cultural events (defined within the framework of the state cultural policy), events with cultural potential (for example, major sporting events) are identified, which allows them to also influence the image of the Russian world.

Текст научной работы на тему «Динамика социальных представлений о Русском мире: роль культурных событий как фактор изменений»

УДК 008

О. Н. Астафьева Н. А. Козловцева

д-р филос. наук, профессор, канд. культурологии, преподаватель,

Институт государственной службы и Финансовый университет

управления Российской академии при Правительстве

народного хозяйства и государственной Российской Федерации

службы при Президенте РФ E-mail: Nina_kozlovtseva@mail.ru E-mail: onastafieva@mail.ru

ДИНАМИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РУССКОМ МИРЕ: РОЛЬ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ КАК ФАКТОР ИЗМЕНЕНИЙ

Рассматривается траектория изменения образа Русского мира и влияние реализуемых в рамках государственной политики культурных событий на данную динамику. Отмечается повышение роли Русского мира в актуальном социокультурном пространстве начала XXI в., при этом сложившийся образ Русского мира в сознании социума динамичен, влияние на него оказывается различными факторами (не только культурными событиями, но и текущей геополитической ситуацией, СМИ и т. д.). Большое значение для создания актуального образа Русского мира имеет государственная культурная политика Российской Федерации как инструмент «мягкой силы» государства. В статье доказывается, что эффективная деятельность в данном направлении способна нивелировать негативное влияние других источников формирования образа, не подлежащих контролю, что делает культурную политику РФ приоритетным направлением внешнеполитической деятельности по формированию образа Русского мира. Анализируются основные государственные документы, регулирующие данную деятельность, на основании чего выделяются базовые направления государственной культурной политики, а также приводятся примеры конкретных культурных событий, которые оказали положительное влияние на образ Русского мира в сознании социума, что доказывается данными последних социологических исследований. В частности, помимо непосредственно культурных (определяющихся в рамках государственной культурной политики) выявляются события, обладающие культурным потенциалом (к примеру, крупные спортивные мероприятия), что позволяет им также оказывать влияние на образ Русского мира.

Ключевые слова: Русский мир, образ Русского мира, русская культура, социокультурная политика, социокультурная динамика, социокультурное развитие, государственная культурная политика, культурные события

Для цитирования: Астафьева, О. Н. Динамика социальных представлений о Русском мире: роль культурных событий как фактор изменений / О. Н. Астафьева, Н. А. Козловцева // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 4 (56). - С. 31-40.

Введение интенсификацией процессов культурной гло-

На сегодняшний день понятие «Русский бализации, вследствие чего обострилась геопо-

мир» уже не является новым в научном и об- литическая ситуация в мире (это вызвано в том

щественно-политическом дискурсе. Вошедшее числе стремлением представителей отдельных

в обиход в начале XXI в., оно стало объектом культур сохранить свою идентичность и само-

самоидентификации русских людей не только в бытность под нарастающим влиянием амери-

России, но и во всех зарубежных странах. Ак- канизации или, шире, вестернизации). Сейчас

туализация данного понятия, история которого сущность Русского мира изучается значитель-

восходит еще к XIII в. [9, с. 285], обусловлена ным количеством исследователей, относящих-

31

ся к различным областям социально-гуманитарного знания, среди них В. А. Никонов [14], Н. А. Нарочницкая [13], А. В. Павловская [15], В. А. Тишков [18], В. И. Фатющенко [19], П. Г. Щедровицкий [20].

В результате распада СССР в России возникла необходимость построения новых принципов цивилизационного взаимодействия с мировым сообществом. Новой формой организации такого взаимодействия и стал Русский мир.

В сложившихся условиях Русский мир можно рассматривать в качестве трансграничной надэтнической социокультурной общности, ключевыми характеристиками которой являются гибкость и динамичность адаптации к мировым геополитическим и социокультурным изменениям, объединяющей на основе добровольного участия всех людей, разделяющих ценности русской культуры и небезразличных к судьбе России, вне зависимости от страны их происхождения и проживания, вероисповедания или родного языка [10, с. 288].

Исходя из данного определения, Русский мир становится не просто общностью единомышленников, основой их идентичности, но и инструментом «мягкой силы» Российской Федерации в мире, создавая релевантный образ России и русских посредством трансляции ценностей, присущих русским, русского языка и шедевров русской культуры.

Задачей же Русского мира является консолидация граждан России, соотечественников за рубежом и людей, ощущающих ментальную и духовную близость с русскими, в рамках единой культурной идентичности, а также трансляция наиболее универсальных ценностных и культурных составляющих «русскости» за пределы страны [1, с. 123-124]. Русский мир дает возможность формирования не только общественно-гражданской идентичности россиян [3, с. 100], но и особой культурной идентичности [16, с. 16-17], выходящей за границы России и охватывающей более широкий круг конструктов и представителей.

Причем эффективная реализация Русским миром функции «мягкой силы» может быть осуществлена только в случае его адекватного восприятия. Как известно, обострение геополи-

тической ситуации последних лет не способствует этому. В связи с чем необходимым представляется определение существующего образа Русского мира в сознании социума, а также роли культурных событий в его изменении.

Современный образ Русского мира

Что касается образа Русского мира, важно комплексное культурологическое понимание его сущности как в духовно-культурном, так и политическом ракурсе.

Образ в гуманитарном знании традиционно выступает как результат познавательной деятельности субъекта. Так, Н. А. Бердяев утверждал, что ключевая особенность образа заключается в том, что, будучи субъективным (идеальным) и не существуя сам по себе вне отношения к вещи, он при этом является объективным по своему содержанию в той степени, в которой он точно отражает данную вещь. Помимо этого, образ не может включать в себя все ее свойства: оригинал всегда богаче копии [4].

Причем вторичность образа по отношению к своему объекту не противоречит тому, что он трансформируется в активной деятельности субъекта, направленной на обеспечение максимальной адекватности образа, которая, несмотря на это, всегда характеризуется неполнотой. После своего возникновения образ приобретает относительную самостоятельность и получает способность регулировать поведение людей.

В гносеологическом дискурсе в качестве главной черты образа выделяется репрезентация идеального совместно с нравственно-этическими и социально-культурными ценностями и оценочными суждениями.

Современные исследования все чаще говорят об образе применительно к странам и общностям. Вопросы создания образа страны являются наиболее актуальными и для описания образа Русского мира, который, по мнению ряда исследователей, представляет собой не только особую социокультурную общность, но и новый тип государственности. Ранее нами подчеркивалось, что сложный образ культуры определенной страны динамичен, складывается как обобщенное представление о состоянии

32

жизненного пространства, способах бытия и стилях поведения, сложившихся у индивидов, социальных групп, обществ, вбирающее переработанные сознанием людей очевидные и только намечающиеся противоречия в социокультурной реальности, разрывающие систему сложившихся нравственных императивов. Следует также обратить внимание на то, что именно на основе такого образа могут сформироваться новые культурные практики и альтернативные модели освоения мира, предлагаться способы реализации жизненных целей и стратегий [2, с. 74]. Однако такое восприятие образа культуры в большей степени характерно для людей, включенных в ее пространство, в то время как внешними реципиентами (туристами, гостями, иммигрантами и т. д.) эти изменения могут не фиксироваться, поскольку у них работают сложившиеся стереотипные представления. Но нельзя не учитывать того, что любой образ может претерпевать, с одной стороны, стихийные изменения под влиянием трансформации ситуации или действительности в процессе коммуникаций, в которых участвует объект; с другой - под влиянием концептуально организованной коммуникации образ целенаправленно изменяется. Как подчеркивает С. Б. Синецкий, такие изменения реальности (социального объекта) предполагают предварительное построение желаемого образа и только затем осуществление каких-либо действий, которые бы привели объект в соответствие с данным образом [17, с. 342-343].

Исходя из этого, образ страны описывается в рамках междисциплинарного подхода и определяется как устойчивый и диверсифицированный, стремящийся к усложнению своей структуры и усилению степеней взаимосвязанности своих основных элементов. По структуре он напоминает матрешку (центральный образ окружен рядом поддерживающих) [6]. Применительно к Русскому миру центральным можно считать образ России - его исторического центра, а в качестве поддерживающего выступает образ русского зарубежья.

Итак, образ любой нации формируется как набор стереотипов, под которыми понимаются

исторически сложившиеся представления о менталитете и стандартном поведении представителей различных этносов [13].

С одной стороны, стереотипы являются способом экономии усилий, сжимая представления о другом народе до обобщенной картины. Помимо этого, они обеспечивают упорядоченную, более или менее непротиворечивую картину мира людей. С другой - национальные стереотипы традиционно базируются на веками бытовавших предубеждениях, в связи с чем могут иметь искаженный характер и не вполне соответствовать действительности (особенно с течением времени).

Говоря о современном образе Русского мира, отраженном в сознании социума, следует учитывать его культурный пласт, содержащий как элементы высокой, так и бытовой, повседневной культуры; структурно он состоит из стержневого (Россия) и поддерживающих (русское зарубежье) образов. При этом образ Русского мира не является суммой целостных образов России и русского зарубежья, он сжимает каждый из них до ключевых понятий, а затем объединяет [11].

При этом образ Русского мира насыщен стереотипными представлениями. Рядом исследователей констатируется, что современные этноцентрические стереотипы национальных политик государств базируются не на мнениях, обладающих адекватной эмпирической базой, а на устаревших стереотипах восприятия. Как отмечается в статье О. А. Жуковой, Русский мир в глазах зарубежной общественности - это «собирательный образ постсоветских "русских" в парадигме незнания и предубеждения, явно или неявно содержащий в себе негативную для "цивилизованного мира" коннотацию "чужих"» [6].

При этом восприятие Русского мира на основании стереотипов свойственно сознанию не только иностранцев, но и (иногда даже в большей степени) соотечественников за рубежом. В связи с этим значимыми направлениями формирования образа Русского мира сегодня становятся развенчание устаревших стереотипов и увеличение представленности достойных образцов русской культуры за рубежом.

33

Роль государственной культурной политики в формировании образа Русского мира

Наиболее эффективным каналом, способствующим достижению данной цели, представляется государственная политика «мягкой силы», традиционно находящая свое отражение в сфере культуры. Культурная политика в данном случае понимается нами в соответствии с «Основами государственной культурной политики», т. е. как действия российских органов государственной власти и институтов общества, в задачи которых входит поддержка, сохранение и развитие каждой из отраслей культуры, а также видов творческой деятельности россиян и формирование личности в соответствии с системой ценностей, присущей российскому обществу [21].

Исходя из данного определения, культурная политика государства включает в себя такие основные сферы, как культура (в ее узковедомственном понимании), образование, русский язык. Эти направления можно считать приоритетными, поскольку они поддаются государственному планированию и регулированию и позволяют сформировать единую государственную стратегию деятельности в указанном направлении, учитывающую текущую ситуацию и необходимые корректирующие действия.

Политика «мягкой силы» современной России в последние годы демонстрирует значительные успехи. Доказательством этого факта служит то, что в 2016 г. Россия впервые попала в рейтинг тридцати самых влиятельных стран мира по эффективности реализации политики «мягкой силы», оказавшись сразу на 27-м месте и поднявшись на одну позицию в 2017 г. Рейтинг ежегодного составляется британским PR-агентством Portland [22].

При расчете рейтинга одним из важнейших является подрейтинг уровня культуры, в котором в 2017 г. наша страна находилась на 12 месте в мире (поднявшись на две позиции в сравнении с 2016 г.) [Там же].

Данный показатель формируют такие факторы, как культурное влияние страны, наличие у нее универсальных транслируемых ценностей, культурное богатство и интересные дос-

топримечательности, дружелюбие населения, комфортность страны для проживания, ее национальная кухня и привлекательность для иностранных туристов, количество спортивных побед и т. д.

Высокий уровень культурных показателей России подтверждается рейтингом лучших стран мира в 2018 г. (по версии издания US News & World Report [22]). Россия в данном рейтинге, формируемом на основании 65 показателей при опросе 21000 человек со всего мира, находится на 26 месте. Два подрейтинга непосредственно связаны с культурой: подрей-тинг уровня культурного влияния (в нем Россия на 23 месте) и уровня уникальности культурного наследия (16 место). При этом подрей-тинг культурного влияния составляет 12,93 % от итогового рейтинга, а подрейтинг культурного наследия - 3,17 % (в совокупности - более 16 %).

Заметим, что средний балл России в подрей-тинге культурного влияния составляет только 3,5 из 10 возможных. Но это не связано с влиятельностью русской культуры, которая оценивается в 8,7 балла, или с ее престижностью (5,7 балла). Он обусловлен показателями ее культурной значимости для развлечений (3,7 балла), современности (3,4 балла), модности (1,7 балла) и уровня счастья (0,3 балла) [22].

По уровню же своего культурного наследия Россия набирает 5,3 балла из 10. При этом высоко оценивается ее история (9,7 балла), наличие большого числа достопримечательностей (8,5 балла). Но отмечается низкий уровень доступности культуры (2,9 балла) и национальной кухни (1 балл) [22].

На основании анализа показателей данных рейтингов можно сформулировать ключевые проблемы, на решение которых должны быть направлены усилия государства:

1) поиск, отбор и трансляция современных достижений русской культуры;

2) повышение уровня доступности и состояния российских достопримечательностей;

3) популяризация национальной кухни.

Следует также отметить особую роль

крупных спортивных мероприятий в формиро-

34

вании образа Русского мира (имеет смысл рассматривать их в рамках культурной политики государства). Наглядным примером положительного влияния на образ России стало проведение Чемпионата мира по футболу - 2018 в ряде городов России. По его завершении факультет социологии и политологии Финансового университета при Правительстве РФ организовал исследование (приняло участие 1723 человека из более чем 20 стран мира), определившее динамику отношения иностранцев к России [8].

В результате было определено актуальное отношение иностранцев к России: отлично (627 человек), удовлетворительно (528), нейтрально (285), хорошо (147), плохо (122), ужасно и отвратительно (9 и 5 человек соответственно).

При этом среди факторов, сформировавших подобное отношение, респондентами выделялись: СМИ (903 человека), русские традиции (276), политика России (261), истории, связанные с русскими (224), нравственные устои русского общества (58).

Абсолютное большинство респондентов отметили, что их отношение к России изменилось после поездки на Чемпионат мира - 2018 (1702 человека). Из них 1392 опрошенных заявили об улучшении своего отношения к России и русским, 314 признались, что их отношение осталось практически без изменений, и только 17 человек сообщили, что их отношение ухудшилось.

Также в ходе опроса было определено, что более всего понравилось иностранцам в России. Самым популярными вариантами стали: русская культура (1175 респондентов), русская кухня (981), организация ЧМ (771), люди (473) [8].

Схожие результаты были получены в результате опроса, проведенного волонтерами «Молодой гвардии Единой России» в 11 городах ЧМ, в котором приняли участие 5367 зарубежных гостей Чемпионата мира. Так, респондентами отмечалось, что до посещения России они боялись проявлений нетолерантности (31 %) и недоброжелательности со стороны

россиян (28 %), а также плохой погоды (24 %). При этом большинство (88 %) иностранцев сообщило, что данные стереотипы развеялись после первых же дней пребывания в стране. Более того, 73 % гостей ЧМ-2018 заявили, что хотели бы приехать в Россию еще раз [9].

При этом особенно болельщики в России оценили гостеприимство и доброжелательность русских людей (91 %), красивых девушек (87 %), ощущение безопасности (86 %), высокотехнологичные стадионы (83 %), богатую культуру страны (80 %), вкусную еду (79 %), национальный колорит столицы и других городов России (77 %) и теплую погоду (63 %) [5].

Таким образом, следует отметить, что крупные спортивные мероприятия, не являясь напрямую инструментом культурной политики государства, имеют значительный культурный потенциал, в связи с чем могут рассматриваться в качестве инструментов «мягкой силы» России. Однако помимо спортивных мероприятий в рамках культурной политики Российской Федерации реализуются и непосредственно культурные мероприятия.

Ключевые направление государственной культурной политики

Современная государственная культурная политика имеет два основных направления: внутреннее и внешнее.

В рамках внешнеполитической деятельности в сфере культуры можно выделить следующие целевые группы, на которые направлена ее деятельность: соотечественники за рубежом, граждане стран СНГ и граждане иных зарубежных стран. В рамках же внутриполитической деятельности это специалисты сферы культуры и творческие деятели, народы России, иностранные граждане, желающие работать, учиться или жить в России.

В таблицах 1 и 2 представлены результаты анализа государственных документов, регулирующих сферу культуры. В таблице 1 выделена внешнеполитическая, а в таблице 2 - внутриполитическая деятельность государства в сфере культуры, а также нами предложены возможные дополнительные направления данной деятельности.

35

Таблица 1

Основные направления внешнеполитической деятельности России в сфере культуры

Целевая аудитория внешнеполитической деятельности России в сфере культуры Обозначенные в государственных документах направления деятельности Дополнительные возможные направления деятельности

1. Соотечественники за рубежом а) консолидация русской диаспоры за рубежом; б) оказание помощи в переселении в Россию зарубежных соотечественников а) сохранение и популяризация русской культуры среди соотечественников за рубежом; б) обеспечение облегченного доступа соотечественников за рубежом к культурному наследию Русского мира; в) поддержка и популяризация современного творчества российских соотечественников за рубежом

2. Граждане стран СНГ а) усиление и расширение позитивного восприятия и культурно-гуманитарного влияния российской культуры в иностранных государствах; б) расширение представленности за рубежом лучших достижений российской культуры; в) работа по увековечению памяти об исторических связях России с зарубежными странами; г) совершенствование условий для продвижения российской культуры в иностранных государствах, усиление и расширение влияния и представленности российской культуры в иностранных государствах, повышение интереса к русской культуре во всем мире; д) обеспечение достойного участия России в международных культурных акциях, а также в перекрестных годах с иностранными государствами, поощрение проведения за рубежом Дней культуры России а) обеспечение сохранности и доступности российских достопримечательностей для иностранных граждан; б) популяризация традиционной русской кухни в иностранных государствах. в) рассмотрение крупных спортивных мероприятий с участием России как инструмента популяризации русской культуры в мире

3. Граждане стран ближнего и дальнего зарубежья

Таблица 2

Основные направления внутриполитической деятельности России в сфере культуры

Целевая аудитория внутриполитической деятельности России в сфере культуры Обозначенные в государственных документах направления деятельности Дополнительные возможные направления деятельности

1. Специалисты сферы культуры и творческие деятели а) поддержка создания и представления обществу произведений литературы, музыки, изобразительного искусства, драматургии, киноискусства, архитектуры, дизайна, художественной фотографии, иных видов искусства а) обеспечение инфраструктуры и условий для эффективной работы специалистов сферы культуры и творческих деятелей

2. Народы России а) сохранение российской культурной самобытности и создание условий для обеспечения равной доступности культурных благ; б) укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития; в) сохранение единого культурного пространства как фактора национальной безопасности и территориальной целостности России; а) формирование единой культуры России на основании интеграции в ней ведущих достижений культур проживающих в стране народов; б) популяризация достижений общероссийской культуры среди жителей всех регионов страны

36

Целевая аудитория внутриполитической деятельности России в сфере культуры Обозначенные в государственных документах направления деятельности Дополнительные возможные направления деятельности

г) сохранение культурного наследия и его использование для воспитания и образования; д) передача из поколения в поколение традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения; е) сохранение и популяризация культурных традиций народов России и поддержка основанного на них искусства и народного творчества

3. Иностранные граждане, желающие работать, учиться или жить в России а) успешная социальная и культурная адаптация и интеграция мигрантов; б) обеспечение интеграции в российское общество иностранных граждан и лиц без гражданства, переселившихся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства а) определение общих культурных традиций русской и иностранных культур иммигрантов, разъяснение базовых принципов; б) организация культурно-воспитательных мероприятий для приезжающих в целях их ознакомления с традициями и ценностями русской культуры

Подводя итоги сказанному выше, отметим, что современная государственная политика России в сфере культуры является весьма масштабной и разветвленной на уровне стратегических задач и основных направлений деятельности.

Выводы

Значимость культурных мероприятий и мероприятий, содержащих мощный культурный потенциал (к примеру, крупных спортивных событий), при формировании образа Русского мира в условиях развития социокультурной глобализации и обострения мировой геополитической ситуации всё возрастает. Эффективность реализации данных мероприятий обеспечивает положительную динамику изменения образа Русского мира в сознании социума, что подтверждают, к примеру, результаты социологических опросов, проведенных после Чемпионата мира в России.

Именно культурные мероприятия способны обеспечить позитивно окрашенную интерпретацию стереотипным представлениям о Русском мире, дополняя и расширяя их за счет включения современных достижений культуры и искусства России.

Думается, что повышению эффективности деятельности в сфере культуры и сохранению

культурного суверенитета страны в условиях давления глобализирующегося культурно-цивили-зационного пласта будет способствовать Национальный проект «Культура», благодаря которому развитие и продвижение русской культуры поставлено в ряд государственных приоритетов. Поддержка масштабных проектов (подобных «Русским сезонам», недавно с успехом проведенным в Японии и Италии) обеспечивает преемственность ключевых ценностно-смысловых оснований Национального проекта «Культура», которые были отражены еще в «Основах государственной культурной политики в Российской Федерации» и «Стратегии государственной культурной политики до 2030 года». Координировать мероприятия НП «Культура» будет федеральный проектный офис ФГБУК «Роскульт-проект» Министерства культуры Российской Федерации.

С нашей точки зрения, эффективное внедрение данного Национального проекта обеспечит повышение эффективности реализации государственной культурной политики, что в свою очередь окажет положительное влияние на динамику социальных представлений о Русском мире.

1. Астафьева, О. Н. Государственная политика в сфере русского языка в контексте Русского мира / О. Н. Астафьева, Н. А. Козловцева // Знание. Понимание. Умение. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2017. - C. 122-139.

37

2. Астафьева, О. Н. Теория и практика культурной политики: смыслы - образы - действия / О. Н. Астафьева // Государственная служба. - 2014. - № 1 (87). - С. 71-79.

3. Белякова, И. Г. Формирование гражданской идентичности в образовательной среде глобализирующегося пространства / И. Г. Белякова // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - C. 98-105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Бердяев, Н. А. Царство Духа и царство кесаря / Н. А. Бердяев. - Москва : Республика, 1995. - 250 с.

5. Болельщиков на ЧМ-2018 по футболу впечатлило русское гостеприимство и красивые девушки [Электронный ресурс] // Russia Today: сайт, 14 июля 2018 г. - Режим доступа : https://russian.rt.com/ sport/news/536183-bolelschiki-devushki-gostepriimstvo.

6. Жукова, О. А. «Свои» и «чужие» в транскультурном диалоге: гуманитарная миссия медиа / О. А. Жукова // XIV Международные Лихачевские научные чтения. - Санкт-Петербург : СПбГУП, 2014.

7. Замятин, Д. Н. Образ страны: структура и динамика / Д. Н. Замятин // Общественные науки и современность. - 2000. - № 1. - С. 107-112.

8. Из России с любовью: наша страна глазами иностранных болельщиков (социологический опрос исследовательской группы Финуниверситета) [Электронный ресурс] // Финансовый университет при Правительстве Российской федерации: сайт. - Режим доступа : http://www.fa.ru/org/faculty/sip/News/2018-08-08-iz-rossii-s-lyubovu.aspx. - Дата обращения: 07.09.2018.

9. Иностранные болельщики рассказали о развеянных стереотипах о России после пребывания на ЧМ-2018 [Электронный ресурс] // Russia Today: сайт, 14 июля 2018 г. - Режим доступа : https://russian.rt.com/sport/news/536190-inostrannye-bolelschiki-stereotipy-rossiya.

10. Козловцева, Н. А. Русский мир как теоретическое понятие в современном социально-гуманитарном знании / Н. А. Козловцева // Обсерватория культуры. - 2017. - Т. 14. - № 3. - С. 284-292.

11. Козловцева, Н. А. Образ Русского мира в актуальном социокультурном пространстве / Н. А. Козловцева // Вестник культуры и искусств. - 2018. - № 1 (53). - С. 58-67.

12. Липпман, У. Общественное мнение / У. Липпман; пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко. - Москва : Институт Фонда «Общественное мнение», 2004.

13. Нарочницкая, Н. А. Русский мир / Н. А. Нарочницкая. - Санкт-Петербург, 2007.

14. Никонов, В. А. Современный мир и его истоки / В. А. Никонов. - Москва : Издательство Московского университета, 2015. - 880 с.

15. Павловская, А. В. Русский мир. Характер, быт и нравы: в 2 т. / А. В. Павловская. - Москва : Слово, 2009.

16. Разлогов, К. Э. Память и идентичность / К. Э. Разлогов // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке: коллектив. моногр. / Новый ин-т культурологии; отв. ред. Н. А. Кочеляева. - Москва : Совпадение, 2015. - С. 11-28.

17. Синецкий, С. Б. «Образ» как отражение и формирующее начало сущности социального объекта / С. Б. Си-нецкий // Экономические, юридические и социокультурные аспекты развития регионов: сб. науч. тр.: в 2 ч. Ч. 2: Вопросы развития социокультурного и коммуникативного пространства регионов / под ред. В. Н. Ни. - Челябинск : Челябинский институт экономики и права им. М. В. Ладошина, 2008. - C. 339-350.

18. Тишков, В. А. Русский мир: смысл и стратегии [Электронный ресурс] / В. А. Тишков // Стратегия России. -2007. - № 7 - Режим доступа : http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1185275035&id=1185274651& start_from=&subaction=showfull&ucat=14. - Дата обращения: 08.07.2018.

19. Фатющенко, В. И. Русский мир в контексте мировых цивилизаций: курс лекций / В. И. Фатющенко. - Москва : Гносис, 2009. - 320 с.

20. Щедровицкий, П. Г. Русский мир и транснациональное русское / П. Г. Щедровицкий // Альманах гуманитарного семинара Русский мир и Латвия: Место образования в современном обществе. Вып. II. - Рига, 2005. - С. 3-12.

21. Указ Президента РФ № 808 «Основы государственной культурной политики» от 24 декабря 2014 г.

22. Best countries. Ranking, 2018 [Electronic resource]. Available from : https://www.usnews.com/news/best-countries/russia#ranking-details.

23. Overall Ranking. The Soft Power 30, 2017 [Electronic resource]. Available from : https://softpower30.com/ country/russian-federation/?country_years=2016,2017.

Получено 26.11.2018

38

O. Astafyeva

Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Institute of Public Administration and Civil Service of the Presidential Academy of National Economy and Public Administration E-mail: onastafieva@mail.ru

N. Kozlovtseva

Candidate of Culturology, Lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federation E-mail: Nina_kozlovtseva@mail.ru

DYNAMICS OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF THE RUSSIAN WORLD: THE ROLE OF CULTURAL EVENTS AS A FACTOR OF CHANGES

Abstract. This article discusses the trajectory of changes in the image of the Russian world and the impact of cultural events implemented in the framework of state policy on this dynamics. The relevance of the study of this problem is to increase the role of the Russian world in the actual socio-cultural space of the early XXI century. At the same time, the existing image of the Russian world in the minds of society is dynamic, the influence on it is different factors (not only cultural events, but also the current geopolitical situation, the media, etc.). An important role in creating an actual image of the Russian world is played by the state cultural policy of the Russian Federation as an instrument of "soft power" of the state. The article proves that effective activity in this direction is able to neutralize the negative impact of other sources of image formation that are not subject to control, which makes the cultural policy of the Russian Federation a priority direction of foreign policy activities to form the image of the Russian world. The article analyzes the main state documents regulating this activity, on the basis of which the main directions of the state cultural policy are highlighted, as well as examples of specific cultural events that have had a positive impact on the image of the Russian world in the consciousness of society, which is proved by the latest sociological research. In particular, in addition to direct cultural events (defined within the framework of the state cultural policy), events with cultural potential (for example, major sporting events) are identified, which allows them to also influence the image of the Russian world.

Keywords: Russian world, image of Russian world, Russian culture, social and cultural policy, sociocultural dynamics, sociocultural development, cultural policy, cultural events

For citing: Astafyeva O., Kozlovtseva N. 2018. Dynamics of social representations of the Russian world: the role of cultural events as a factor of changes. Culture and Arts Herald. No 4 (56) : 31-40.

References

1. Astafeva O., Kozlovtseva N. 2017. State policy in the field of Russian language in the context of the Russian world. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Skill]. Moscow : Moskovskiy gumanitarnyy universitet. P. 122-139. (In Russ.).

2. Astafieva O. 2014. Theory and practice of cultural policy: meanings - images - actions. Public service. № 1 (87) : 71-79. (In Russ.).

3. Beliakova I. 2017. Formation of civil identity in educational environment of the globalizing world. Culture and Arts Herald. № 2 (50) : 98-105. (In Russ.).

4. Berdiaev N. 1995. Tsarstvo Dukha i tsarstvo kesarya [Kingdom of the Spirit and the kingdom of Caesar]. Moscow : Respublika. 250 p. (In Russ.).

5. Fans at the 2018 World Cup were impressed by Russian hospitality and beautiful girls [Electronic resource]. Russia Today, 14 july 2018. Available from : https://russian.rt.com/sport/news/536183-bolelschiki-devushki-gostepriimstvo. (In Russ.).

6. Zhukova O. 2014. "Own" and "Strangers" in Transcultural Dialogue: Humanitarian Mission of Media. XIV Mezhdunarodnye Likhachevskie nauchnye chteniya [XIV International Likhachev's Scientific Reading]. St. Petersburg: SPbGUP. (In Russ.).

7. Zamiatin D. 2000. Country Image: Structure and Dynamics. Obshchestvennye nauki i sovremennost' [Social Sciences and Modernity]. № 1 : 107-112. (In Russ.).

8. From Russia with love: our country through the eyes of foreign fans (a sociological survey of the research group of the Financial University) [Electronic resource]. Financial University under the Government of the Russian Federation. Available from : http://www.fa.ru/org/faculty/sip/News/2018-08-08-iz-rossii-s-lyubovu.aspx. (In Russ.).

9. Foreign fans told about dispelled stereotypes about Russia after their stay at the 2018 World Cup [Electronic resource]. Russia Today, 14 july 2018. Available from : https://russian.rt.com/sport/news/536190-inostrannye-bolelschiki-stereotipy-rossiya. (In Russ.).

З9

10. Kozlovtseva N. 2017. Russian world as a theoretical concept in modern social and humanitarian knowledge. Observatoriya kul'tury [Observatory of culture]. Vol. 14. № 3 : 284-292. (In Russ.).

11. Kozlovtseva N. 2018. The image of the Russian world in the actual sociocultural space. Culture and Arts Herald. № 1 (53) : 58-67. (In Russ.).

12. Lippman U. 2004. Obshchestvennoe mnenie [Public opinion]. Moscow : Institut fonda «Obshchestvennoe mnenie». (In Russ.).

13. Narochnitskaia N. 2007. Russkiy mir [Russian world]. St. Petersburg. (In Russ.).

14. Nikonov V. 2015. Sovremennyy mir i ego istoki [The modern world and its origins]. Moscow : Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta. 880 p. (In Russ.).

15. Pavlovskaia A. 2009. Russkiy mir. Harakter, byt i nravy: v 2 t. [Russian world. Character, life and customs: in 2 books]. Moscow : Slovo. (In Russ.).

16. Razlogov K. 2015. Memory and Identity. Kul'turnaya pamyat' v kontekste formirovaniya natsional'noy identichnosti Rossii v XXI veke [Cultural memory in the context of the formation of the national identity of Russia in the XXI century]. Moscow : Sovpadenie. P. 11-28. (In Russ.).

17. Sinetskii S. 2008. "Image" as a reflection and forming the beginning of the essence of a social object. Ekonomicheskie, yuridicheskie i sotsiokul'turnye aspekty razvitiya regionov: v 2 ch. Ch. 2 [Economic, legal and socio-cultural aspects of regional development: in 2 parts. Part 2]. Chelyabinsk : Chelyabinskiy institut ekonomiki i prava im. M. V. Ladoshina. P. 339-349. (In Russ.).

18. Tishkov V. 2007. Russian world: the meaning and strategy [Electronic resource]. Strategiya Rossii [Russian strategy]. № 7. Available from : http://sr.fondedin.ru/new/fullnews.php?archive=1185275035&id=1185274651&start_from=&subaction=showfull&ucat=14. (In Russ.).

19. Fatiushchenko V. 2009. Russkiy mir v kontekste mirovykh tsivilizatsiy [Russian world in the context of world civilizations]. Moscow : Gnosis. 320 p. (In Russ.).

20. Shchedrovitskii P. 2005. Russian world and transnational Russian. Al'manakh gumanitarnogo seminara Russkiy mir i Latviya: Mesto obrazovaniya v sovremennom obshchestve. Vypusk II [Almanac of the Humanitarian Workshop Russian World and Latvia: The Place of Education in Modern Society. Issue II]. Riga. P. 3-12. (In Russ.).

21. Ukaz Prezidenta RF № 808 «Osnovy gosudarstvennoy kul'turnoy politiki» ot 24 dekabrja 2014 [Presidential Decree No 808 "Basics of the State Cultural Policy" dated December 24, 2014]. (In Russ.).

22. Best countries. Ranking, 2018 [Electronic resource]. Available from : https://www.usnews.com/news/best-countries/russiaWranking-details. (In Eng.).

23. Overall Ranking. The Soft Power 30, 2017 [Electronic resource]. Available from : https://softpower30.com/country/russian-federation/?country_ years=2016,2017. (In Eng.).

Received 26.11.2018

А0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.