Научная статья на тему 'Образ российского олигарха в интернет-пространстве'

Образ российского олигарха в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
464
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА-ОБРАЗ / ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВО / ОЛИГАРХ / ОБРАЗ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ / МАСС-МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Якусев Артур Бариевич

Рассматриваются сообщения в российском интернет-пространстве, способствующие формированию образа российского олигарха. Безусловно, на сегодняшний день тема является актуальной, что обусловлено необходимостью разработки научно-обоснованного подхода к исследованию технологий, в том числе и в формировании образа российского олигарха в интернет пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ российского олигарха в интернет-пространстве»

УДК 008:316.42

А. Б. Якусев

«Универсал Компани», Челябинск

ОБРАЗ РОССИЙСКОГО ОЛИГАРХА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

Рассматриваются сообщения в российском интернет-пространстве, способствующие формированию образа российского олигарха. Безусловно, на сегодняшний день тема является актуальной, что обусловлено необходимостью разработки научно-обоснованного подхода к исследованию технологий, в том числе и в формировании образа российского олигарха в интернет пространстве.

Ключевые слова: медиа-образ; интернет-пространство; олигарх; образ в интернет-пространстве; масс-медиа.

В мире постоянно растет роль информации, поэтому такая информационная структура, как образ в интернет-пространстве, неизбежно будет привлекать все большее внимание и теоретиков, и практиков.

В условиях информационного общества эффективность любой деятельности, в том числе связей с общественностью, во многом определяется успешным использованием стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Традиционно применяемые приёмы и методы связей с общественностью постоянно совершенствуются вместе с диверсификацией информационных возможностей и коммуникационных ресурсов. Совершенствуется и весь медиаинструмента-рий PR-деятельности. По мнению известного специалиста по связям с общественностью Э. А. Галумова, «новизна современного PR состоит в особом инструментарии, высокой степени специализации, широте познания, целеустремлённости и интенсивности прилагаемых усилий» [3. С. 210].

Объектом исследования выступает образ российского олигарха в масс-медиа и Интернете, в свою очередь предметом анализа являются технологии, используемые при создании образа. Основная цель исследования - проанализировать образ российского олигарха в интернет-пространстве и выявить технологии его создания.

Объект нашего исследования является очень интересным не только в плане раскрытия образа олигархов, но и с точки зрения самого явления олигархии, понятия олигарха и вопроса путей и способов формирования его образа.

В России мало кто дает столько поводов для злословия и недоверия, как так называемые

«олигархи» - супербогатые члены закрытого клуба, управляющего Россией последние 20 лет, - пишет авторитетное британское издание The Observer, добавляя, что «получить доступ к этим таинственным существам очень сложно», ибо одни просто не хотят разговаривать с прессой, а другие считают, что внимание и уважение общественности - это товары, которые можно легко купить, «как полотно Пикассо или богатый энергоресурсами район Сибири».

Определений понятия олигарх много, мы рассмотрим три основных, которые помогут нам в исследовании образа олигарха.

В словаре русских синонимов приводится следующее понятие олигарха: «олигарх - это финансовый туз, финансовый воротила, магнат, капиталист, правитель» [10].

Олигарх - публичный человек. Стоит обратить внимание на то, в каком обличье олигархи впервые появляются на страницах электронных и печатных СМИ. Кто-то предстает активным бизнесменом средней руки, решающим конкретные вопросы своего бизнеса, как, например, Борис Березовский, торгующий автомобилями отечественного производства. А кто-то является миру уже магнатом, имеющим серьезное влияние в политических кругах. Например, Михаил Ходорковский [2. С. 14].

В. Бондарев в журнале «Власть» отмечает: «Олигарх - богатый человек. Олигарха можно квалифицировать как человека, о действиях которого "Ъ" пишет никак не реже раза в три недели (если реже - значит, человек еще не стал олигархом или временно перестал им быть)» [4. С. 13].

Олигархи - это крупные бизнесмены, ведущие системный бизнес и занимающие монопольное положение в каком-либо секторе рынка, имеющие свою фракцию в парламенте

и своих людей в структурах исполнительной власти, «держащие» свои медиа-ресурсы (издания, телеканалы, интернет-издания, радиостанции) [4].

Из рассмотренного можно выделить следующие критерии понятия олигарха: публичность, власть, политическая сила, деньги, успех.

Как выяснилось в апреле 2012 года: «Долларовых миллиардеров стало на пять меньше -96. Совокупное богатство 200 предпринимателей в 2012 году составило $446,3 млрд (в 2011 году - $498,6 млрд).

В рейтинге 2012 года сменился лидер: два года находившийся на вершине рейтинга Владимир Лисин уступил первое место Алишеру Усманову, основателю "Металлоинвеста", гендиректору "Газпроминвестхолдинга", крупному акционеру Facebook. Его состояние оценивается в $18,1 млрд» (по данным Forbes) [12].

Предмет исследования напрямую зависит от среды, в которой данный образ формируется. Интернет как среда и социокультурное явление не может не влиять на технологии, применяемые в работе над образом в интернет-пространстве.

Интернет-пространство - это открытое целостное образование, не имеющее четких границ, создаваемое взаимодействующими индивидами, акторами, социальными группами и организациями, объединенными опосредованными социальными взаимосвязями и отношениями при помощи компьютерных и аналогичных им коммуникационных технологий и соответствующих средств поддержки.

Под интернет-аудиторией автор понимает неоднородную социальную общность, характеризующуюся общим предметом восприятия и отсутствием видимой значимости связей между индивидами и группами пользователей, использующую информационные и коммуникационные ресурсы и возможности интернета. Интернет-пользователь, в таком случае, - это индивид, имеющий доступ и пользующийся в качестве инструмента для решения различных задач (деловых, учебных, развлекательных) информационными и коммуникационными сервисами и службами интернета.

Как и социальное, интернет-пространство структурировано и дифференцировано, т. е. в нем существуют различные социальные группы, являющиеся носителями доминирующих интересов, взаимодействующие на основе формальных и неформальных связей и реали-

зующие различные виды совместной деятельности. Интернет-пространство неоднородно и имеет множество плоскостей, каждая из которых характеризуется определенным типом отношений и обладает собственной логикой, а его элементы соединены в хаотическом и противоречивом единстве. В интернет-пространстве есть участки с относительно высоким социальным взаимодействием и развитыми связями, оказывающие влияние на другие, менее референтные и статусные сообщества.

Вместе с этим, в качестве одного из определяющих факторов социальной дифференциации в интернет-пространстве выступает уровень доступа к знаниям и информации, при этом роль традиционных критериев определения социального положения незначительна, т. е. происходит сглаживание межкультурных, этнических, социально-личностных различий и наличествует уравнивание по социальному, образовательному и материальному статусу. Интернет-пользователи, находящиеся в верхних эшелонах информационной стратификации, далеко не всегда занимают высокие позиции в традиционном совокупном социально-экономическом ранжировании [7. С. 145-155].

Рассмотрим наиболее существенные характеристики коммуникации в интернете, чтобы в итоге выявить характеристики медиасистемы в целом. Интернет - не только канал, средство, но и среда коммуникации, что принципиально отличает его от существующих каналов медиа. Среда, впервые в истории медиа, становится равноправным субъектом коммуникации.

Характеристики Сети также можно определить как уникальные: интерактивность, глокаль-ность, сиблированность, оперативность, возможность онлайновой корректировки информации; для общения характерны прямой индивидуальный контакт (форматы один-к-одному, один-ко-многим, многие-к-одному), высокий уровень вовлеченности, значительная личная свобода. Коммуникация масштабируема, возможен ее взрывной рост в онлайновом режиме. Особое доверие к ней возникает за счет «эффекта присутствия», коммуникативной открытости Сети. Информационную и эмоциональную насыщенность обеспечивают гипертекстовые возможности и комплексная мультимедийная фиксация сообщений. Компьютерный сетевой гипертекст, как авторский, так и пользовательский (по предложенной нами классификации), является особым типом текста, максимально удобным для взаимодействия адресата и адре-

санта, коллегиального творческого использования всей информации сети.

Уникальны характеристики всех элементов коммуникационной модели в интернете. Так, участники - виртуальны, информация -мультимедийна, могут быть реализованы все форматы коммуникации (от один-к-одному до многие-ко-многим) и т. д. Информация выступает как объект трансляции, обмена, товар приобретает принципиально иные свойства: многомерность, мультимедийность, интерактивную открытость для изменений и проч.

В новых версиях веб (2.0, 3.0) базовые коммуникационные характеристики остаются, однако происходит кардинальное изменение коммуникационной парадигмы: рядовой пользователь самостоятельно обращается в Сеть за информацией - и становится активным и практически основным создателем коммуникации и контента. Пользователь из адресата коммуникации превратился в ее адресанта. Смена объект-субъектных отношений первой версии веб (1.0) в новейшей сетевой модели (обозначим ее модель 2.0) на субъект-субъектные принципиально изменяет роль и функции авторов - профессиональных создателей коммуникаций и контента - и характеристики целевых аудиторий, что влечет за собой смену направления, условий, задач коммуникации [9].

М. В. Зубакин составил общий алгоритм проведения групповой работы в русле медиап-сихологии. Используются дискуссионная форма организации, которая нацелена на расширение сферы культурных значений медиа-образа, и психотерапевтическая форма, цель которой -работа с личными переживаниями и смыслами, которые актуализируются в ходе просмотра ме-диатекста и группового обсуждения [6].

Из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что интернет - есть не что иное, как часть масс-медиа, но также и автономный медиа-ресурс, исходя из этого мы можем рассматривать часть образа в интернет-пространстве как медиа-образ в интернет-источниках.

Из вышесказанного можно вывести определение образа в интернет-пространстве - формируемый в сознании интернет-пользователя мысленный (ментальный) образ воспринимаемого им предмета (лица) в интернет-среде.

Как утверждает В. Бондарев в своей работе «Россия олигархическая»: «Олигарх - публичный человек», соответственно современные бизнес-элиты, или олигархи, являются публич-

ными персонами, поэтому для них характерны следующие составляющие:

1) конкретно имидж публичного лица;

2) менталитет народа той страны, в которой мы рассматриваем его образ;

3) коммуникативное пространство вокруг публичного лица.

Для создания образа публичного лица в первую очередь создается само лицо, а именно, имидж человека - это мнение о нем у группы людей в результате сформированного в их психике образа этого человека, возникшего вследствие полученной о нем информации от других людей. По сути, имидж человека - это то, как он выглядит в глазах других людей [8. С. 26].

Рассматривая образ в интернет-пространстве, мы в первую очередь должны обратить внимание на саму среду, которая, как мы говорили ранее, является непосредственным участником процесса коммуникации.

Взаимодействие соционических типов протекает в определенной протяженной среде, которая называется коммуникативным пространством. Это пространство неоднородно: его плотность в разных местах неодинакова, поэтому информационный обмен одних и тех же типов в разных его местах будет иметь различную интенсивность. Существует несколько типов организации коммуникативного пространства:

1. Символическая организация. Символ, как правило, опирается на более древний арсенал воздействия, чем сегодняшние наши приобретения. Символ - это то, что уже воздействовало на наших предков в качестве эффективного инструментария.

2. Событийная организация. Существует важная закономерность, знакомая всем специалистам по воздействию: люди не только больше верят тому, что видят, чем тому, что слышат, но и больше верят событиям, чем словам.

3. Мифологическая организация. Мифы выступают в роли банка данных, из которого черпаются все серьезные идеи и цели. Даже если не признавать существования определенных архетипов, нам следует согласиться, что определенный набор сюжетов имеет высокую степень повторяемости, и новый сюжет возникает с опорой на их существование. Общей мифологией начинает «обрастать» любая социальная группа в результате многочисленных коммуникативных контактов. В том числе и искусственно созданные идентичности. Мифологемы интересны для коммуникатора тем, что

принимаются всеми как данность, без проверки на истинность. Присоединение к мифам позволяет резко усилить эффективность сообщений [5. С. 6-21].

Говоря о российских олигархах, мы будем рассматривать самого яркого, на наш взгляд, из представителей данного слоя в период 20112012 годов, т. к. это был пик медиаактивности и

Публикации материал

первый случай такого высокого уровня публичности российского олигарха - М. Д. Прохорова, кандидата в президенты РФ. Ему принадлежит 7-е место в рейтинге Форбс по России; занимается аквабайком, кикбоксингом, горными лыжами, виндсерфингом. Ежедневно тренируется не менее двух часов. Доход за 2010 год - 115,25 млрд рублей. ; о Михаиле Прохорове

Категории контент-анализа Единицы контент-анализа Количество публикаций

Образ Личность Российский миллиардер 1753

Российский бизнесмен 1209

Работа Союз биатлонистов России, ОНЕКСИМ, ФК «Москва» 2732

Политик 3685

Коннотация упоминаний Положительные Нейтральные Отрицательные 3470 3752 2157

В рамках исследования был проведен мониторинг публикаций с июня 2011 по февраль 2012 года (9 месяцев).

2011-2012 годы - начало развития после кризиса, что повлияло в большей степени в имиджевом плане, т. к. в бизнесе необходимо заключать новые сделки и начинать развитие фирм. Также период с июня 2011 по февраль 2012 года является ключевым в политической деятельности Михаила Прохорова.

В рамках данного исследования нас интересуют технологии создания образа олигарха-бизнесмена, ушедшего в политику, поэтому именно этот период в 9 месяцев будет самым показательным. Для исследования технологий создания образа мы выбрали материалы, в которых встречается сочетание слов Михаил Прохоров.

В электронных СМИ: Forbes, РБК, Коммерсантъ. Выбор данных электронных СМИ определен следующими причинами: независимость, ориентированность на деловых людей и руководителей. Отбор публикаций производился на основе индикаторов мониторинга, обзора прессы. Сформированный поисковый запрос по ключевым словам - имя «Михаил Прохоров» и его социальные роли: олигарх, миллиардер, бизнесмен и другие, рассмотренные нами ранее при изучении понятия «олигарх».

1. Первым личностным мифом выступает «Миф о руководящих качествах Мудрого хозяина».

Мудрого хозяина характеризует правильно выбранная стратегическая политика, готовность и способность создать собственную структуру, направленную на заполнение обнаруженной ниши и позволит в перспективе удержать ее.

2. Следующим личностным мифом выступает «Миф о герое» - удачливом бизнесмене.

В июне 2011 года журнал Forbes публикует несколько «принципов» бизнеса одного из самых успешных олигархов современности Михаила Прохорова. Несмотря на то, что уже активно говорят о начале политической деятельности олигарха, Forbes вывел «постулаты», сказанные Прохоровым за период 2006-2010 годов.

3. Показателем успешности и возвышенности олигарха выступает «Миф о богатом человеке» - владельце редких предметов роскоши. Владелец недвижимости и уникального транспорта, человек с безупречным вкусом.

4. Приближенность к простому народу и показателем возможностей каждого выступает «Миф о герое, создавшем себя сам», выходце из народа. Достаточно простое начало биографии, размещенной на сайте главного экономического ИА России «РБК», и первая строчка - «родился <...> в семье служащих», не олигархов или властных политиков. Выходец из простой семьи.

5. Силу олигарха и его желание создавать блага для людей иллюстрирует «Миф о герое-

созидателе». Миф о герое-созидателе, помогающем людям, возможно, активно поддерживался в силу предвыборной кампании олигарха Прохорова, ведь будущий президент должен в первую очередь думать о народе.

Образ Михаила Прохорова в электронных печатных СМИ, исследованных нами, поливариативен и удачен.

В рамках исследования был также проведен опрос среди пользователей интернет-пространства, а именно самой популярной в России и странах СНГ социальной сети «Вкон-такте.ру».

Анкеты были размещены в следующих сообществах(группах): «Михаил Прохоров» (http://vk.com/prohorovprizedentrf), «[СБР]Союз Биатлонистов России] биатлон]» (http://vk.com/ sbr_club), «ЗА Прохорова / Прохоров М. Д. Данные» (http://vk.com/club18016561), «БУдУЩИЕ ОЛИГАРХИ» (http://vk.com/club429918), «Forbes.ru» (http://vk.com/forbes).

Источники выбраны по следующим критериям: 1) количество участников, подписчиков сообщества; 2) соответствие тематики сообщества тематике исследования.

Анкеты были размещены в течение 30 дней, за данный промежуток в опросе приняло участие 218 человек.

Были получены следующие результаты:

1. В вопросе об отношении к личности: «Как вы считаете? Михаил Прохоров - ...»:

- Михаил Дмитриевич добился всего только благодаря упорному труду и профессионализму - считает 32,4 % респондентов;

- Михаил Прохоров добился успеха в бизнесе и заработал состояние в результате незаконных и аморальных действий - 38,1 %;

- олигарх ворует деньги у народа - 22,3 %;

- крайне отрицательно относятся к личности Михаила Прохорова - 7,2 %.

2. В вопросе, раскрывающем желание взаимоотношений с личностью олигарха: «Хотели бы вы, чтобы. »:

- с Михаилом Прохоровым связывала тесная неформальная связь, такая, как любовь или дружба - 23,2 %;

- с олигархом связывали кровные узы родства - 15,1 %;

- с Михаилом Дмитриевичем их связывали профессиональные отношения - 46,5 %;

- не хотели вообще связываться с Михаилом Прохоровым - 22,2 %.

3. В вопросе, раскрывающем доверие к СМК: «Влияют ли СМК (СМК - ТВ, радио, га-

зеты, журналы, книги, буклеты, листовки и т. п.), по вашему мнению, на ваше отношение к той или иной публичной фигуре?»:

- СМК полностью влияют на образ публичной фигуры - 23,3 %;

- помимо СМК есть еще факторы, которые формируют образ публичной фигуры - 46,2 %;

- имеют собственное мнение и получают через СМК только информацию - 17,1 %;

- не доверяют СМК и считают, что информация в них не достоверна, что это только средство «зомбирования» людей - 13,4 %.

4. В вопросе, раскрывающем отношение к образу олигарха в СМИ: «Какой образ М. Прохорова нам диктуют СМК?»:

- образ Михаила Прохорова в СМИ абсолютно положительный - 23,2 %;

- образ М. Прохорова в СМИ в наибольшей степени положительный - 38,1 %;

- образ олигарха в СМИ в наибольшей степени отрицательный - 31,2 %;

- образ Михаила Дмитриевича в СМИ полностью отрицательный - 7,5 %.

Наше исследование показало, что образы олигархов, как и других публичных персон, создаются специалистами, каждый из олигархов имеет свою стратегию общения со СМИ, для каждого характерна индивидуальная мифо-логичность образа. Сочетание имиджа и менталитета дает нам свое понимание личности и профессиональных характеристик публичных лиц, что мы и увидели в анкетном опросе.

Какого бы вида ни была использована технология мифологической организации коммуникативного пространства, ее цели и приемы остаются скрытыми для общества. Посредством данной технологии СМИ формируют конкретный образ персоны в сознании людей, а это значит, что выдвигаемая нами гипотеза подтверждена.

Список литературы

1. Абрамов, Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений [Текст] / Н. Абрамов. - М.: Русские словари, 1999. -615 с.

2. Бондарев, В. Россия олигархическая [Текст] / В. Бондарев // Власть. - 2009. - № 3. - С. 13-16.

3. Галумов, Э. А. Информация и PR в международных отношениях [Текст] / Э. А. Галу-мов, Ю. Б. Кашлев. - М.: Известия, 2003. - С. 210.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Дацюк, С. Олигарх. Телекритика [Электронный ресурс] / С. Дацюк. -URL: PART. ORG.UA.

5. Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века [Текст] / Г. Г. Почепцов. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1999.

- 352 с.

6. Смирнов, Д. О. Медиапсихология: теория, практика и перспективы развития [Текст] / Д. О. Смирнов, М. В. Зубакин // Медиаобразо-вание. - 2009.

7. Соколова, И. В. Проблемы социологического измерения процессов информатизации общества [Текст] / И. В. Соколова // Социология. Социальность. Современность. - М., 2000.

- Вып. 6, ч. 1.

8. Шепель, В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния [Текст] / В. М. Шепель. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 361 с.

9. Шилина, М. Г. Интернет-коммуникация и теоретические аспекты исследований масс-медиа [Текст] / М. Г. Шилина // Медиаскоп. -2011. - Вып. 4.

10.Goldman, Marshall I. Petrostate: Putin, Power, and the New Russia [Text] / Marshall I. Goldman. - Oxford University Press, 2008.

11.Официальный сайт Журнала «Эксперт» [Электронный ресурс]. - URL: expert.ru.

12.Официальный сайт Журнала «Форбс» [Электронный ресурс]. - URL: forbes.ru.

13.Официальный сайт Журнала «Коммерсант» [Электронный ресурс]. - URL: kommersant.ru.

14. Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» [Электронный ресурс]. - URL: rbc.ru.

15.Официальный сайт Журнала «Русский NewsWeek» [Электронный ресурс]. - URL: runewsweek.ru

IMAGE OF RUSSIAN OLIGARCHS IN THE INTERNET SPACE

Yakushev A. B., "Universal Company" Ltd., Chelyabinsk, [email protected]

Explores messages of the Russian internet space, contributing to the formation of the image of the Russian oligarch.

Of course, topic is relevant today, due to the need to develop evidence-based approach to the study of technology including in shaping the image of the Russian oligarch in the Internet space.

Keywords: media image; web space; the oligarch; the image in the Internet space; mass media.

References

1. Abramov, N. (1999) Slovar russkih sinonimov i shodnyih po smyislu vyirazheniy [=Dictionary of Russian synonyms and similar expressions on sense], Moscow, 615 p. (In Russ.).

2. Bondarev, V. (2009) Rossia oligarhicheskaya [=Russian oligarch], in: Vlast' [=Power], pp. 13-16. (In Russ.).

3. Galumov, E. A. and Kashlev, Y. B. (2003) Informatsiya y PR v megdunarodnykh otnosheniyah [=Information and PR in international relations], Moscow, 210 p. (In Russ.).

4. Datsyk, S. (2001) Oligarch. Telekritika [=Oligarch. Tele criticism], available at: Part.org.ua, accessed 12.09.2016. (In Russ.).

5. Pocheptsov, G. G. (1999) Kommunikativniye Technologii dvadtsatogo veka [=Communication technology of the twentieth century], Moscow, 352 p. (In Russ.).

6. Smirnov, D. O. and Zubakin, M. V. (2009) Mediapsichologiya teoriya, praktika y perspektivy razvitiya [=Media psychology: Theory, Practice and Prospects for Development], Moscow. (In Russ.).

7. Sokolova, I. V. (2000) Problemy siciligicheskogo izmereniyaprocessov informatizacii obshestva [=Problems of the sociological processes of information society measurement], Moscow. (In Russ.).

8. Shepel, V. M. (2006) Imidzhelogiya: secrety lichnogo obayaniya [=Imageology: the secrets of personal charm], Moscow, 361 p. (In Russ.).

9. Shilina, M. G. (2011) Internet kommunikaciya y teoreticheskiye aspekty issledovaniy massmedia [=Internet communication and theoretical aspects of media studies], in: Mediaskop. (In Russ.).

10. Marshall I. Goldman. (2008) Petrostate: Putin, Power, and the New Russia, Oxford University Press.

ll.Ofitsialnyiy sayt Zhurnala «Ekspert» [=The official website of the magazine «EXPERT»],

available at: expert.ru, accessed 12.09.2016 (In Russ.).

12.Ofitsialnyiy sayt Zhurnala «Forbs» [=The official website of the magazine "Forbes"] available at: forbes.ru, accessed 12.09.2016 (In Russ.).

13.Ofitsialnyiy sayt Zhurnala «Kommersant» [=Official site of the magazine «Kommersant»], available at: kommersant.ru, accessed 12.09.2016 (In Russ.).

14. Informatsionnoe agentstvo «RosBiznesKonsalting» [=Information Agency «RosBusinessConsulting»], available at: rbc.ru, accessed 12.09.2016 (In Russ.).

15.Ofitsialnyiy sayt Zhurnala «Russkiy NewsWeek» [=The official website of the magazine «Russian NewsWeek»], available at: runewsweek.ru, accessed 12.09.2016 (In Russ.).

Якусев Артур Бариевич - менеджер по рекламе, ООО «Универсал Компани», Челябинск.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.