Научная статья на тему 'Образ России в зеркале междисциплинарного исследования. Рецензия на коллективную монографию «Образ России во временной перспективе»'

Образ России в зеркале междисциплинарного исследования. Рецензия на коллективную монографию «Образ России во временной перспективе» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЦЕНЗИЯ / ОБРАЗ РОССИИ / «ОБРАЗ РОССИИ ВО ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ»
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ России в зеркале междисциплинарного исследования. Рецензия на коллективную монографию «Образ России во временной перспективе»»

Universum: Вестник Герценовского университета. 2/2012

академии образования, требования которых не просто не совпадают, но часто являются прямо противоположными. В этих условиях первоначальные идеи претерпевают существенные изменения, и тем не менее линии школьных учебников, созданные преподавателями РГПУ им. А. И. Герцена, являются учебниками «нового поколения», учебниками фиксированного формата и наиболее последовательно реализуют идеи ФГОС основного общего образования второго поколения.

Библиографический список

1. Современная учебная книга: Матер. науч.-практ. конф. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.

2. Издательский центр «Вентана-Граф»: 1) Пономарева И. Н., Сухова Т. С., Швец И. М. Природоведение. Биология. Экология: Программа. Класс: 5—11. 2) Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Учебник. Класс: 6. 3) Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Рабочая тетрадь. № 1, 2. Класс: 6. 4) Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: Дидактические материалы. Класс: 6. 5) Пономарева И. Н., Кучменко В. С., Симонова Л. В. Биология: Методическое пособие. Класс: 6.

3. Издательский центр «Вентана-Граф»: 1) Лазукова Н. Н., Журавлева О. Н. История России: Учебник / Под ред. Р. Ш. Ганелина. Класс: 8. 2) Журавлева О. Н., Пашкова Т. И., Кузин Д. В. История России: Учебник. Класс:10. 3) Искровская Л. В., Федоров С. Е., Гурьянова Ю. В. История средних веков: Учебник. Класс: 6. 4) Климов О. Ю., Земляницин В. А. и др. Всеобщая история: Учебник / Под ред. В. С. Мясникова. Класс: 10. 7) Пленков О. Ю., Андреевская Т. П., Шевченко С. В. Всеобщая история: Учебник / Под ред. В. С. Мясникова. Класс: 11.

4. Издательский центр «Вентана-Граф»: 1) Барабанов В. В., Насонова И. П. Обществознание. Мир человека: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 6. 2) Соболева О. Б., Корсун Р. П. Обществознание: Человек в обществе: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 7. 3) Соболева О. Б, Чайка В. Н. Обществознание. Право в жизни человека, общества, государства: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 8. 4) Насонова И. П. Обществознание. Экономика вокруг нас: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 9. 5) Соболева О. Б. и др. Обществознание. Базовый уровень: Учебник / Под ред. Г. А. Бордовского. Класс: 10.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год. «РГ». Федеральный выпуск № 5722 7 марта 2012 г.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf

Е. П. Кораблина

ОБРАЗ РОССИИ В ЗЕРКАЛЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

РЕЦЕНЗИЯ НА КОЛЛЕКТИВНУЮ МОНОГРАФИЮ «ОБРАЗ РОССИИ ВО ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ» (СПБ.: ИЗД-ВО РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА, 2012)

Проблема исследования образа России становится одной из ключевых в современном социогуманитарном знании. Ее актуальность обусловлена ведущими социально-экономическими преобразованиями, происходящими в современном российском обществе, необходимостью дальнейшего укрепления международного авторитета страны в мировом сообществе, развития гражданского общества, усиления внимания к духовным

Обзоры, рецензии

и культурным ценностям российского народа. В настоящий момент образ России интенсивно исследуется в различных науках: философии, социологии, культурологии, лингвистке и психолингвистике, психологии и педагогике. В связи с этим особенно важной становится идея междисциплинарного синтеза научных знаний, которая позволит выявить интегративные характеристики представления о современной России, определить пути его формирования в сознании современной молодежи.

Монография, изданная под редакцией проф. С. А. Гончарова, отражает результаты исследования, выполненного научным коллективом в 2009—2010 годы при финансовой поддержке фонда РГНФ. В книге представлены базовые теоретико-методологические подходы к изучению образа России в его историко-культурной динамике и в современности; раскрыты сущностные характеристики мифа о России в русской социокультурной традиции, особенности строения и функционирования актуальных социальных мифо-образов России; показана роль мифологизированных представлений о России в картине мира современной молодежи; определены базовые мифообразы, составляющие глубинные слои представлений российских молодых людей о своей стране. Преемственность традиционных и современных социальных мифов показана через механизмы трансформации архаических мифологем в современном образе России у людей молодого возраста. Представляется интересной системная модель современного социального мифа, которая включает в себя базовые структурные составляющие мифа, механизмы его генезиса, функции в современном российском обществе. На основании данной модели авторами разработана многомерная типология мифообразов России, существующих в сознании современной молодежи.

В связи с вышесказанным можно сделать заключение о высокой актуальности, научной новизне, оригинальности представленных в книге результатов, их несомненной практической значимости для разработки стратегий воспитательной работы с молодежью. Книга может быть интересна специалистам в области гуманитарных и социальных наук, преподавателям высшей школы, аспирантам и студентам, занимающимся научными исследованиями в различных областях человекознания, специалистам в области образования, рекламы, СМИ, молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.