Научная статья на тему 'Формирование системы понятий в школьном учебнике биологии'

Формирование системы понятий в школьном учебнике биологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3200
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — С. В. Суматохин

В работе представлены теоретические и практические основы/ формирования понятийного аппарата в школьном курсе биологии. На примерах альтернативных учебников показаны/ различные подходы к отбору, группированию и способам раскрытия биологических понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOTIONS' SYSTEM FORMATION IN THE SCHOOL BIOLOGY COURSE BOOK

The article offers theoretical and practical foundations of notions' formation in the school course of biology. Using alternative course books the authors show different approaches to the selection, classification and methods of defining the biological notions.

Текст научной работы на тему «Формирование системы понятий в школьном учебнике биологии»

IIIIIIIIIH'11 »11111!1У

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОНЯТИЙ В ШКОЛЬНОМ УЧЕБНИКЕ БИОЛОГИИ

С.В. Суматохин

NOTIONS' SYSTEM FORMATION IN THE SCHOOL BIOLOGY COURSE BOOK

Sumatochin S.V.

The article offers theoretical and practical foundations of notions' formation in the school course of biology. Using alternative course books the authors show different approaches to the selection, classification and methods of defining the biological notions.

В работе представлены теоретические и практические основы/ формирования понятийного аппарата в школьном курсе биологии. На примерах альтернативным учебников показаны/ различные подходы/ к отбору, группированию и способам раскрытия биологических понятий.

УДК 371.38

Учебный предмет биология, как и биологическая наука, является системой понятий, развивающихся в логической последовательности и находящихся во взаимосвязи. Последующие понятия могут быть усвоены только на основе ранее изученных (1). Следовательно, качество школьного учебника биологии во многом зависит от отбора, группировки и способов раскрытия в нем понятий.

С.Л. Рубинштейн определяет понятие как «опосредованное и обобщенное знание о предмете, основанное на раскрытии его более или менее существенных связей и отношений» (2).

Для того чтобы придать раскрываемым в школьном учебнике понятиям свойства системы В.Г. Бейлинсон рекомендует распределить их «на три группы:

1) понятия, которые впервые вводятся и достаточно полно раскрываются в данном учебнике (пособии);

2) понятия, которые также вводятся впервые, но о них дается только самое первое представление;

3) понятия, которые уже вводились учебниками по этому же или другим предметам или известные учащимся из жизненного опыта, а здесь уточняются, обогащаются» (3).

Избежать формального подхода и грамотно распределить понятия при создании учебника непросто. Рассмотрим наиболее общие подходы, с помощью которых можно правильно ориентироваться в том, какие понятия должны впервые вводиться и полно

раскрываться в учебнике, о каких понятиях в учебнике будет даваться лишь первое представление, и какие понятия необходимо развивать.

Научной основой для отбора и расположения учебного материала в учебниках биологии является теория развития понятий (4). Она позволяет установить связи между основными биологическими понятиями и объединить содержание всех биологических курсов, реализованных в программах и учебниках, в единый биологический цикл с общей системой понятий.

Понятия, которые вводятся и развиваются в пределах одного курса, в одном учебнике, называют специальными (ботаническими, зоологическими и др.). «В свою очередь, ботанические понятия включают понятия о предметах (органах растений, различных растениях), о явлениях (процессах физиологических, агротехнических) и взаимосвязях (строения и функции, экологических, систематических и филогенетических).

Понятия бывают простые и сложные.

Простые - элементарные, первичные» (5). Одним из понятий, которое должно быть введено и достаточно полно раскрыто в учебнике по биологии растений (6 кл.), является понятие «лист». В первом параграфе по теме это понятие будет простым, первичным. Учащиеся узнают, что лист имеет зеленую пластинку с жилками и черешок, т.е. приобретают понятия о внешней форме.

Простое, начальное понятие, включающее один элемент знания, объединяясь с другими простыми понятиями, образует сложное.

«Основы ботанической науки определяют сложный состав понятий, включающих элементы знаний о внешнем и внутреннем строении и функции каждого органа и всего растения в целом в единстве с условиями жизни» (6).

Следовательно, к концу изучения курса биологии растений понятие «лист» постепенно развивается и становится сложным, включающим ряд элементов знаний. «Учащиеся знают разные формы листа, анатомическое строение, образование органического

вещества в листе путем усвоения углекислого газа на солнечном свету, дыхание листа, испарение листьями воды, приспособительные признаки листьев у различных растений (сокращение площади листовой пластинки, опушение и т.п.). Сложное понятие «лист» обобщает понятие морфологии, анатомии, физиологии, экологии листа» (7). Таким образом, специальное понятие «лист» будучи впервые введенным в учебник по биологии растений, должно быть раскрыто в нем достаточно полно.

Понятия о биологических закономерностях, относящихся ко всей природе, ко всем живым организмам и обобщающие специальные понятия отдельных биологических курсов называют общебиологическими понятиями. «Общебиологические понятия - клетка как единица жизни, единство строения и функции организмов, взаимосвязи организма и среды, организм как саморегулирующая система, обмен веществ и превращение их энергии, самовоспроизведение организмов, эволюционное развитие мира. Общебиологические понятия образуются из специальных и развиваются во всех курсах школьной биологии на материале каждого из них. Общебиологические понятия, возникшие вначале из простых специальных понятий, затем складываются в сложные и более общие» (8).

Рассмотрим вопрос о понятиях, которые вводятся впервые, но о них в учебнике будет даваться самое первое представление на примере понятия «клетка».

Анализ действующих программ (9) показал, что в настоящее время нет единого мнения о том, в каком классе и при изучении какого биологического курса целесообразно вводить понятие «клетка». Выявлено два подхода. Так, в большинстве авторских программ (10) понятие «клетка» впервые вводится в 5 классе в пропедевтическом курсе «Природоведение». А в программе Д.И. Трайтака (11) это понятие введено в курсе биологии растений 6 класса.

Для того, чтобы ответить на вопрос о том, когда и как наиболее целесообразно вводить понятие клетка, обратимся к теории развития понятий и другим работам.

В исследовании группы методистов-биологов под руководством Н.М. Верзилина «Развитие биологических понятий в У-1Х классах» предлагается вводить понятие «клетка» так: «На первом же уроке по этой теме перед учителем стоит задача - создать у детей правильное представление о клетке, ее размерах и предусмотреть возможную ошибочность восприятия. Поэтому учащимся предлагается рассмотреть клетки томата простым глазом и глазом, вооруженным лупой. Этим достигается первое представление об увеличении оптическими приборами. Затем показываются клетки томата в микроскоп. После кто-либо из учащихся воспроизводит рисунком на доске виденное в микроскоп. Представление может быть уточнено рассматриванием изображения клеток томата на таблице» (12).

В коллективной монографии «Содержание обучения биологии в средней школе» обращается внимание на то, что «учащиеся, впервые приступающие к изучению клеточного строения растений, испытывают некоторые трудности в усвоении этого материала. Трудности вызываются особенностями нашего мышления. Дело в том, что познание тел и явлений, находящихся вне постоянного воздействия на наши органы чувств, требует от человека умственных усилий, навыков сложного анализа и абстрагирования. Поэтому совершенно необходимо, чтобы учащиеся первоначально увидели клеточное строение растений невооруженным глазом. А затем уже на основе этих восприятий рассматривали клетки под микроскопом» (13).

Н.М. Верзилин в книге «Основы методики преподавания ботаники» пишет о методологическом значении темы, в которой «учащиеся должны получить представление о внутреннем строении растения, почти невидимым простым глазом; они должны усвоить первое понятие о клетке и впервые ознакомиться с микроскопом и приготовлением препаратов.

На этих первых понятиях о растительной клетке, на навыках смотреть в микроскоп и приготовлять препараты будет базироваться прохождение всех последующих тем по ботанике, а в дальнейшем и ряда тем

по зоологии, анатомии и физиологии человека и основ дарвинизма. Поэтому первые представления о растительной клетке следует дать учащимся наиболее ярко и понятно. Учителю необходимо понять методологическое значение этой темы» (14).

И.Г. Белов, В.А. Корчагина в пособии для учителей «Уроки ботаники в 5-6 классах» приводят детальные разработки уроков. Вот как ими описывается фрагмент урока, посвященный формированию представлений о клеточном строении растений: «Разрезая плод помидора и толстый стебель этого растения, учитель обращает внимание детей на то, что внутреннее строение растений не так просто, как внешнее, рассмотреть его невооруженным глазом невозможно. Показывая ручную и штативную лупы и микроскоп, учитель объясняет назначение увеличительных приборов.

Учащиеся приступают к лабораторной работе. Сначала они тренируются в обращении с лупой, а потом уже рассматривают мякоть арбуза. Для рассматривания они получают кусочки арбуза (помидора) на предметном стекле, препаровальную иглу, ручную лупу (на каждых 2-3 учеников). Сначала учащиеся рассматривают внутреннее строение плода простым глазом, затем с помощью лупы и отвечают на вопрос учителя, что они видят. Учитель определяет: мельчайшие «крупинки» мякоти, «пузырьки» -это клетки, из которых состоит мякоть плода. Детям он предлагает зарисовать клетки мякоти, рассмотренные под лупой, и написать под рисунком «Мякоть плода состоит из клеток. Они очень малы».

Далее учитель останавливает внимание учащихся на штативной лупе и микроскопе. Он демонстрирует приборы и говорит, что внутреннее клеточное строение растений можно изучить только с помощью приборов, дающих сильное увеличение»

(15).

После этого учитель знакомит учащихся со строением микроскопа и предлагает учащимся прочитать приведенные в учебнике правила работы с этим увеличительным прибором.

Следующий урок И.Г. Белов и В.А. Корчагина посвящают приготовлению препарата и рассматриванию кожицы лука с помощью лупы. И лишь третий урок по этой теме преследует цель «изучить строение растительной клетки; на примере клеток кожицы лука ознакомиться с особенностями строения клетки» (16).

Таким образом, во всех приведенных теоретических работах и конкретных методических рекомендациях авторы предлагают начинать формирование представлений о клетке с ее изучения невооруженным глазом, а затем переходить к рассматриванию при помощи увеличительных приборов. Считаем, что введение понятия «клетка» в учебниках должно соотноситься с рассмотренными выше методическими подходами. Еще один момент, на который хотим обратить внимание. Из всех проанализированных работ видно, что знакомство с клеткой авторы начинают в курсе биологии растений. По этому поводу Н.М. Верзилин пишет: «Научность материала в программе V класса по ботанике не может быть признана достаточной без понятий о клетке и клеточном строении растений, хотя эти вопросы и затруднительны для понимания учащихся, но без них нельзя изучить органы растения, их функции, процессы роста и оплодотворения» (17).

Но все эти работы - достояние истории методики. Посмотрим, как проблема введения понятия «клетка» решается авторами современных учебников.

В журнале «Биология в школе» профессор В.В. Пасечник охарактеризовал «учебно-методический комплект, включающий в себя программу, учебники и учебно-методические пособия для учителей и учащихся» (18). В этом комплекте интересующее нас понятие «клетка» впервые вводится в учебнике В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая» следующим образом. В § 36 «Увеличительные приборы» есть статья, набранная более мелким шрифтом и озаглавленная «Немного истории». В ней изложена история создания увеличительных приборов. Понятие «клетка» введено авторами в последнем абзаце этой статьи:

«Лучшие микроскопы того времени были именно у Роберта Гука. Рассматривая в микроскоп тонкий срез пробки, он увидел, что пробка состоит из мелких ячеек, напоминающих пчелиные соты. Эти ячейки Р.Гук назвал клетками. Позже убедились, что из клеток построены почти все живые существа» (19). Заканчивается § 36 заданием: «Объектив микроскопа увеличивает в 20 раз, а окуляр - в 15 раз. Подсчитайте, какое увеличение можно получить в микроскопе» (20).

Следующий - 37 параграф «Строение организмов» - начинается словами: «Итак, с помощью микроскопа человек узнал о том, что почти все живые организмы построены из клеток. Причем клетки, составляющие организм, тоже живые: они питаются, растут, размножаются и взаимодействуют» (21). Далее в параграфе описано строение клетки и вводятся понятия об одноклеточных организмах, многоклеточных организмах, тканях, органах, неклеточных организмах.

Таким образом, авторы вводят понятие «клетка» в дополнительном тексте § 36. В § 37 это понятие развивается. Практических заданий, направленных на формирование первоначальных представлений о клетке, в учебнике не предусмотрено. В.М. Па-кулова, Н.В. Иванова отказались от классического подхода, когда учащиеся сначала рассматривают растительные клетки невооруженным глазом, а затем, на основе этого восприятия, наблюдают их под микроскопом. В их учебнике первое представление об увеличении оптическими приборами не связано с понятием «клетка». Авторы формируют его с помощью рисунка-карикатуры № 84 под названием «Почему кошка испугалась мышь?» (22). Насколько целесообразен такой методический подход - судить трудно.

В рассматриваемом нами учебно-методическом комплекте после освоения учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой для пятого класса, учащиеся должны приступить к изучению биологии по учебнику В.В. Пасечника «Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения».

§ 1 этого учебника - «Устройство увеличительных приборов» - начинается сло-

вами: «Разломите розовый, недозревший, плод томата (помидор), арбуза или яблоко с рыхлой мякотью. Мякоть плодов состоит из мельчайших крупинок. Это клетки. Они будут лучше видны, если рассмотреть их с помощью увеличительных приборов - лупы или микроскопа» (23). Далее в параграфе подробно описываются устройство и правила работы с увеличительными приборами. К тексту параграфа предложены задания: изучить микроскоп, познакомиться с правилами пользования микроскопом и отработать их на практике. Дополнительный материал к этому параграфу углубляет знания учащихся об истории изобретения увеличительных приборов: «световые микроскопы с двумя линзами были изобретены в XVI в. В XVII в. голландец Антони ван Левенгук сконструировал более совершенный микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX в. был изобретен электронный микроскоп, увеличивающий изображение в десятки и сотни тысяч раз» (24).

Следующий, второй, параграф посвящен строению клетки. В нем даны инструкции по приготовлению и рассматриванию препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

Таким образом, понятие «клетка» в учебнике В.В. Пасечника вводится методически грамотно, в соответствии с раскрытыми выше положениями теории развития понятий. Однако встает вопрос о целесообразности и продуманности введения понятия «клетка» в 5 классе, в учебнике В.М. Паку-ловой, Н.В. Ивановой и преемственности между двумя учебниками в составе единого учебно-методического комплекта.

Рассмотрим подходы, реализованные в учебно-методическом комплекте, подготовленном авторским коллективом под руководством Н.И. Сонина.

В учебнике для 5 класса «Природоведение» A.A. Плешакова, Н.И. Сонина понятие «клетка» впервые вводится следующим образом: «Это произошло более 300 лет назад. Английский ученый Роберт Гук рассматривал под микроскопом тонкий срез бутылочной пробки, сделанной из коры пробкового дуба. То, что увидел Гук, стало

великим открытием. Он обнаружил, что пробка состоит из множества маленьких полостей, камер, которые он назвал клетками» (25). Далее это понятие в учебнике развивается.

В учебнике для 6 класса «Живой организм» Н.И. Сонина изучение клетки продолжается в § 2 «Химический состав клетки», который начинается так: «Вы уже знаете, что все живые организмы сходны по строению: они состоят из клеток. Но, оказывается, сходен и их химический состав -клетки всех живых организмов состоят из одних и тех же элементов» (26).

Нетрудно заметить, что понятие «клетка», введенное в учебнике 5 класса, развивается в учебнике 6 класса.

Еще один подход к введению и раскрытию понятия «клетка» реализован в учебнике Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» (5 кл.). В нем о клетке и микроскопе впервые говорится во втором параграфе: «Самые маленькие живые организмы видны только в микроскоп и измеряются тысячными долями миллиметра.

По мере того как совершенствовался микроскоп, ученые открывали все новые, ранее невидимые живые организмы.

Теперь многие знают, что различные «невидимки» кишмя кишат в болотах и прудах, в озерах и реках, в морях и океанах. Несметное их количество населяет почву и воздух. Миллионы их живут на теле и в теле живых и мертвых растений, животных и людей. Микроскопически малые, разнообразные по форме, все они сходны между собой в том, что состоят из одной клетки.

Микроскоп позволил ученым заглянуть и в тайны тех живых организмов, которые сами видны невооруженным глазом. Благодаря ему перед человеком открылась еще одна тайна.

ВСЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ СОСТОЯТ ИЗ КЛЕТОК» (27).

Далее, в § 3 «Как идет жизнь на Земле», ни о клетке, ни о микроскопе не упоминается. Микроскопу и правилам работы с ним, посвящен § 4, который так и называется - «Прибор, открывающий тайны». В § 5

описано приготовление микропрепарата плесени. В этом параграфе термин «клетка» используется для введения нового понятия «спора»: «Установи препарат под микроскопом и рассмотри его. Ты увидишь мелкие черные точки, рассыпанные по всему полю зрения микроскопа. Это клетки, которые называют спорами. Они покрыты толстой оболочкой и могут долго сохраняться. Из споры при благоприятных условиях может развиться новая плесень» (28).

§ 6 «Как размножаются живые организмы» посвящен размножению. В этом параграфе говорится о половых клетках, вводятся термины «спермии», «сперматозоиды», «яйцеклетки».

Изучив курс введения в биологию и экологию по учебнику Т.С. Суховой, Н.И. Строганова в пятом классе, в шестом учащиеся приступают к изучению биологии по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Раздел II этого учебника - «Клеточное строение растений» - открывается параграфом 6 «Микроскоп и лупа - приборы для изучения строения растений».

В нем описаны лупа и микроскоп, их устройство, назначение, приведены сведения об изобретении микроскопа. Параграф включает также описание лабораторной работы «Приготовление микропрепарата», после которого, в продолжающемся основном тексте, вводится понятие «клетка»: «Благодаря микроскопу установлено, что все части растения состоят из клеток. Они разнообразны по форме и размерам, выполняют разные функции. Немало растений состоит из большого количества клеток, но есть растения, которые образованы только одной клеткой. И у тех и у других клетка - основная структурная (строительная) единица тела. От того, как живут клетки, зависит жизнь растения. Поэтому клетку еще называют основной единицей жизнедеятельности организма.

Клетка - основная часть организма» (29).

Таким образом, понятие «клетка» введено в учебнике для 5 класса Т.С. Суховой,

В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию» очень нестандартно. А в учебнике для 6 класса И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» оно вводится повторно, но уже традиционным, устоявшимся в методической науке, способом.

Итак, мы рассмотрели как вводится понятие «клетка» в учебниках, входящих в три учебно-методические комплекта. Мы не берем на себя ответственность судить о том, насколько эффективны методические подходы, реализованные в этих учебниках. Для этого необходимы специальные исследования. Еще раз подчеркнем, наша - задача состояла в том, чтобы на конкретных примерах показать понятия, которые «вводятся впервые, но о них дается только самое первое представление».

Перейдем к следующей группе понятий. Согласно В.Г. Бейлинсону это «понятия, которые уже вводились учебниками по этому же или другим предметам или известные учащимся из жизненного опыта, а здесь уточняются, обогащаются» (30).

В учебнике по биологии животных (7 класс) к таким понятиям относится общебиологическое понятие «вид». Постараемся на конкретных примерах показать как на основе привлечения ботанических знаний в учебнике по биологии животных должна осуществляться преемственность в развитии понятия «вид».

Это понятие выбрано нами не случайно. Вопрос о том, когда необходимо вводить и как развивать понятие «вид» неоднократно поднимался в методической науке. Вот как об этом писали Н.А. Рыков, Н.Л. Соколов, И.Д. Зверев еще в 1956 году: «Понятие «вид» вводилось в последние годы в самом конце курса зоологии. Далее при изучении зоологии оно не применялось и сразу же превращалось как бы в «омертвленное» знание» (31).

В соответствии с современной структурой школьной биологии понятие о виде и других таксономических единицах (род, семейство, класс, тип) должно вводиться в курсе биологии растений 6 класса. «Это не-

обходимо для того, чтобы показать хотя бы в самом элементарном виде, как ученые разбираются в громадном количестве растений, как устанавливают родство, происхождение растений. Наконец, нужно для определения растений и пользования определителями. Для тех же, кто будет работать в сельском хозяйстве, уметь различать растения и сорта их совершенно необходимо» (32).

В классической работе «Развитие биологических понятий в V-IX классах» есть очень грамотный анализ подходов к развитию понятия о виде в таких учебниках и пособиях первой трети XX века, как «Руководство зоологии» Н.А. Иванцова (изд. 2-е, 1905), «Учебник зоологии» Н. Кричагина (1903), «Учебник зоологии» Ю.Н. Вагнера (1910), «Первые уроки естествознания»

B.М. Ускова (1908), «Учебник зоологии»

C.И. Огнева (изд. 3-е, 1926), «Начальный учебник зоологии» В.Н. Львова (1902), учебной книге по зоологии «Мир животных» A.A. Яхонтова (1926).

Общеизвестно, что знание истории позволяет предотвратить повторение ошибок в настоящем и будущем. Поэтому мы будем учитывать мнение наших известных предшественников НА. Рыкова, Н.Л. Соколова, И.Д. Зверева, которые писали: «Aнализируя содержание учебников, можно видеть, что в прошлом применялось два способа введения в курс систематических понятий. Одни из составителей учебников учитывали, что после раскрытия системы растительного мира, чем заканчивается курс ботаники, весьма легко дать учащимся понятие и о системе животного мира, по аналогии с системой растительного мира. Вообще многие составители прежних учебников зоологии с первых же страниц начинали говорить о виде, классе, типе и т.д., отнюдь не опасаясь быть непонятыми учащимися» (33).

Другой подход, выявленный этими авторами, заключался в том, что некоторые более осторожные люди предпочитали вводить эти понятия не путем аналогии, а путем конкретизации систематических понятий на собственно зоологическом материале.

Так, С.И. Огнев в своем «Учебнике зоологии» (изд. 3-е, 1926) понятие о класси-

фикации животных раскрывал на примере хищных птиц. Основным видом служил при этом орел-беркут, положение которого в системе животного мира далее и прослеживалось до типа. Учащиеся знакомились с родом (орел), семейством (орлиные), отрядом (хищные), классом (птицы) и типом (позвоночные). Все это позволяло С.И. Огневу абстрактные выражения сразу же связывать с конкретными представлениями, что, несомненно, более ценно, чем обогащение сознания учащихся одними только наименованиями таксономических единиц» (34).

Идея введения понятия «вид» в начале курса биологии животных и конкретизации этого понятия на известном учащимся зоологическом материале прошла проверку временем и прочно закрепилась в методической науке. Практически во всех школьных учебниках по биологии животных второй половины ХХ и начала ХХ1 века (35) понятия о классификации животных в целом, и о виде в частности, развиваются начиная с первой темы. К сожалению, беркут, на примере которого С.И. Огнев раскрывал понятие о классификации животных, в настоящее время стал редким видом и занесен в Красную книгу Российской Федерации (36). Поэтому в современных учебниках понятие о виде конкретизируется на примерах чайки озерной (37), собаки домашней (38), зайца беляка (39), шимпанзе карликового (40).

Рассмотрев особенности введения и раскрытия понятий в школьных учебниках мы убедились в необходимости системного подхода к решению этой проблемы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. 3-е изд. $ М.: Провещение, 1976.

2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. $ СПб.: Питер Ком, 1999. $ С. 311.

3. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. $ М., Книга, 1986. $ С. 47.

4. Известия академии педагогических наук РСФСР. $ Выпуск 82. Развитие биологических понятий в 8$1Х классах. $ М. Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1956. $ 324 с.

5. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. $ М.: изд-во АПН РСФСР, 1955.

6. Там же.

7. Верзлин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. фак. пед. ин-тов. 3-е изд. $ М.: Просвещение, 1976. $ С. 89.

8. Там же. $ С. 92.

9. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5$11 кл. $ 2-е изд., степереотип. $ М.: Дрофа, 2000. $ 224 с.; Трайтак Д.И. Программы общеобразовательных учреждений. Естествознание 5 класс. Биология 6-9 классы. $М.: Мнемозина, 2001. $ 48 с.

10. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5$11 кл. $ 2-е изд., степереотип. $ М.: Дрофа, 2000. $ 224 с.

11. Трайтак Д.И. Программы общеобразовательных учреждений. Естествознание 5 класс. Биология 6-9 классы. $М.: Мнемозина, 2001. $ 48 с.

12. Известия академии педагогических наук РСФСР. Выпуск 82. Развитие биологических понятий в V $1Х классах. $ М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1956. $ С. 60.

13. Содержание обучения биологии в средней школе / Под ред. Е.П. Бруновт. $М.: Педагогика, 1971. $ С. 50.

14. Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. $ М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. $ С. 127.

15. Белов И.Г., Корчагина В.А. Уроки ботаники в 5$6 классах: Пособие для учителей. 2-е изд., испр. и доп. $М.: Просвещение, 1974. $ С. 25.

16. Там же. $ С. 27.

17. Верзлин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. Учебник для студентов биол. Фак. Пед. ин-тов. 3-е изд. $ М.: Просвещение, 1976. $ С. 58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Пасечник В.В. Учебно-методический комплект по биологии // Биология в школе. $ 2000. $ №5. $ С. 62-64.

19. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая: Учебн. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. $М.: Дрофа, 1998. $ С. 142.

20. 21.

Там же. Там же.

22. Там же. - С. 140.

23. Пасечник В.В. Биология. 6 кл. Бактерии, грибы, растения: Учеб. для общеобразоват. учеб. .заведении. -М.: Дрофа, 1997. - С. 14.

24. Там же. - С. 17.

25. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 кл.: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учеб. заведений. $ 5-е изд., стереотип. $ М.: Дрофа, 2000. $С. 102.

26. Сонин Н.И. Биология. 6 кл. Живой организм.: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. $М.: Дрофа, 1997. . $ С. 10.

27. Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. проф. Н.М. Черновой. $ М.: «Вентана-Граф», 1997. $ С. 14.

28. Там же.

29. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучмен-ко В.С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: Учебник для 6 класса общеобразовательной школы / Науч. ред. проф. И.Н. Пономарева. $М.: «Вентана-Граф», 1999. $ С. 27.

30. Бейлинсон В.Г. Арсенал образования. $ М.: Книга, 1986. $ С. 47.

31. Известия академии педагогических наук РСФСР. Выпуск 82. Развитие биологических понятий в V $1Х классах. $ М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1956. $ С. 141.

32. Там же. $ С. 56.

33. Там же. $ С. 142.

34. Там же. $ С. 143.

35. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. /Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончад-ский и др.; под ред. М.А. Козлова. $ 23-е изд. $ М.: Просвещение, 1993. $ 256 с.; Никишов А.И. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений /А.И. Никишов, И.Х. Шарова. $ 9-е изд. $ М.: Просвещение, 2002. $ 256 с.; Константинов В.М., Бабенко В.Г., Куч-менко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы /Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. $М.: Вентана-Граф, 2002, 304 с.; Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. $ М.: Дрофа, 2000. $ 304 с.

36. Красная книга Российской Федерации (Животные). $М.: А СТ Астрель, 2001. $ С. 440.

37. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучмен-ко В. С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. $М.: Вентана-Граф, 2002. $ 304 с. $ С. 18.

38. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. сред. шк. / Б.Е. Быховский, Е.В. Козлова, А.С. Мончад-ский и др.; под ред. М.А. Козлова. $ 23-е изд. $ М.: Просвещение, 1993. $ С. 8.

39. Никишов А.И. Биология: Животные: Учеб. для 7-8 кл. общеобразоват. учреждений /А.И. Никишов, И.Х. Шарова. $ 9-е изд. $ М.: Просвещение, 2002. $ С. 23.

40. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. $М.: Дрофа, 2000. $ 304 с. $ С. 7.

Об авторе

Суматохин Сергей Витальевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела образовательных программ и стандартов естественнонаучного образования Министерства образования и науки Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.