Научная статья на тему 'Образ России в словах-ассоциациях (на материале опроса носителей языка)'

Образ России в словах-ассоциациях (на материале опроса носителей языка) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
337
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА / АССОЦИАТИВНЫЙ ОПРОС / АССОЦИАТИВНОЕ ПОЛЕ / СЛОВО-РЕАКЦИЯ / АССОЦИАЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кондрашова Ольга Васльевна, Шельдешова Ирина Викторовна

В статье характеризуется вербальный облик концепта Россия, полученный в результате анализа и обобщения данных ассоциативных опросов, проводившихся авторами статьи в 2000-2011 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ России в словах-ассоциациях (на материале опроса носителей языка)»

№ 2 (45), 2012

жизнь Юга России"

О. В. КОНДРАШОВА, И. В. ШЕЛЬДЕШОВА

ОБРАЗ РОССИИ В СЛОВАХ-АССОЦИАЦИЯХ (На материале опроса носителей языка)

В статье характеризуется вербальный облик концепта Россия, полученный в результате анализа и обобщения данных ассоциативных опросов, проводившихся авторами статьи в 2000-2011 годах.

Ключевые слова: языковая картина мира, вербализация концепта, ассоциативный опрос, ассоциативное поле, слово-реакция / ассоциация.

Языковая картина мира (ЯКМ) как сложноор-ганизованное когнитивное целое постепенно формируется в индивидуальном и / или коллективном сознании носителей языка и фрагментарно реализуется в их письменной и устной речи в виде более или менее развернутых словесных описаний, характеристик, образов значимых явлений действительности. Родная страна входит, как правило, в число таких важных для человека реалий, поэтому ее словесный образ начинает складываться у индивида уже в раннем сознательном возрасте.

Можно сказать, что построение ЯКМ, равно как и исследовательское ее выявление, похоже на игру в пазлы, когда завершенные участки изображения окружены пустотами, заполнению которых способствует обнаружение связей между элементами рисунка, т. е. зрительных или (в нашем случае) словесных ассоциаций. Поскольку в качестве носителей культурной информации словесные ассоциации - слова-реакции на заданное понятие (слово-стимул) могут рассматриваться как феномен культуры [1], их репрезентативная совокупность составляет единый ассоциативно-словесный образ определяемого понятия, или концепта (под этим термином принято подразумевать культурно значимое понятие).

В результате анализа и обобщения данных свободного ассоциативного эксперимента [2], проведенного нами среди носителей русского языка в течение десяти лет (2000-2011), можно выявить характер и изменения вербального образа концепта Россия, выделить его устойчивые и изменчивые составляющие.

Базой эксперимента были два вуза: Кубанский государственный университет (филфак) и Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков (КВВАУЛ). На филологическом факультете КубГУ (Отделения Истории культуры России и Северной Америки) опросы проводились в рамках учебных занятий по дисциплине «Введение в языкознание» (I курс) и спецкурсу «Лингвокуль-турология» (III курс); в КВВАУЛ - на занятиях по курсу «Русский язык и культура речи» (I курс). Кроме того, в течение названного периода дополнительно опрашивались носители языка старшего возраста, в том числе преподаватели-филологи.

В результате обработки полученных ассоциаций на заданное слово-стимул «Россия» были выявлены 482 словесные реакции. Они различаются количеством предъявлений, формальным составом, грамматической и тематической принадлежностью, семантико-стилистическими характеристиками и, как следствие, ролью в вербальном портрете России.

По составу полученные вербальные реакции делятся на слова и словосочетания (устойчивые и свободные). Абсолютное большинство выявленных слов-реакций относится к грамматической категории существительных, принадлежащих к разным лексико-грамматическим классам. Среди них выделяются имена нарицательные разных тематических групп и собственные, обозначающие географические объекты, лица, события, административные и общественные организации.

Традиционно в структуре словесно-концептуальных / лексико-семантических полей выделяют ядерную и периферийную области, границы между которыми чаще всего размыты. В рамках статьи нет возможности детально охарактеризовать периферийную область полученного ассоциативного поля из-за ее многоплановости. Остановимся лишь на наиболее заметных явлениях.

Периферия характеризуется, прежде всего, единичными, разрозненными, иногда внешне не мотивированными словами-ассоциациями, которые могут быть признаны случайными (в нашем материале: лист, прыщ). С ними соседствуют мотивированные индивидуально-образные словесные реакции метафорического (кормчий, корабль) или метонимического (надпись на майке, телевизионный канал) типа. Примечательно, что метонимические ассоциации такого рода вызваны реакцией на письменную фиксацию слова-стимула на определенных предметах, т. е. на внешнюю (графическую) его форму, тогда как индивидуальные ассоциативные метафоры строятся на более сложных содержательных сходствах слова-стимула и слова-реакции.

Некоторые периферийные единицы могут репрезентировать гендерную принадлежность информантов (янтарная помада в группе студенток филфака и футбол у курсантов военного училища), другие - профессиональную ориентацию реципиентов: соответственно - Ахматова и вертолет Ми-8. К этой же области относится ассоциативная лексика, обусловленная особенностями жизни информанта. Так, специфика закрытого военного учебного заведения вызывает ряды ассоциаций, связанных с удаленностью от малой родины, поэтому в ответах курсантов частотны топонимы Самара, Тамбов, Брянск, Западная Сибирь. Некоторые ассоциации обусловлены особым укладом армейской жизни: прапорщик, Устав, курсант, офицер, солдат.

Пролонгированность эксперимента позволила обнаружить изменения в составе исторически обусловленных ассоциаций. Ранние опросы обязательно содержали наименования, связанные с

22 "Культурная жизнь Юга России"

№ 2 (45), 2012

советской действительностью (СССР, Советский Союз, Ленин, Сталин, революция, коммунизм, коммунисты, колхоз, товарищ и им подобные); в более поздних они почти не встречаются. Вполне закономерно меняются ассоциации, обозначающие актуальные социально-политические проблемы. Например, перестройка «уступила место» Чечне и теракту-2 (цифрой через дефис здесь и далее указывается частотность полученного ответа), кризису, криминалу, коррупции и взяточникам. Помимо фиксации отражаемой реальности набор слов-ассоциаций в опросах разных лет демонстрирует также изменения ценностных ориентиров носителей языка: в анкетах 2005-2011 годов стали редкими космос, коллектив, великая страна, но появились, например, красивые девушки.

Основные черты словесного портрета России формируются наиболее частотными словами-ассоциациями, входящими в ядерную зону исследуемого ассоциативного поля. Эта зона представлена как понятийными (когнитивными) ассоциациями, передаваемыми отвлеченными существительными и прилагательными, так и предметными (перцептивными), выраженными конкретными именами существительными - собственными и нарицательными.

Само слово-стимул является онимом - именем страны, которая в своей истории имела разные названия, значимые для некоторых отвечающих, о чем свидетельствуют слова-реакции Русь-2, СССР-2, Советский Союз-1. Первая и наиболее объемная группа ассоциаций-апеллятивов включает слова-реакции страна-22, государство-7, а также стилистически окрашенный синоним дер-(высок.)-6 в сочетаниях, акцентирующих независимость, силу и влияние страны: ядерная держава-1, космическая держава-1.

Этот парадигматический ряд расширяется многочисленными единицами с личностно ориентированными семами моя, родная, а именно: родина-53, отечество-20, отчизна (высок.)-10. Российское государство представлено в ответах информантов как территория со своими границами-1 и определенным политическим устройством, имеющим разные формы (империя-1, федерация-2, демо-кратия-1, многопартийность-4), определенные символы (герб-5, орел-1, гимн-5, гимн Российской Федерации-1, государственный гимн-1, флаг-11, государственный флаг, флаг РФ-1, триколор-1, белый-синий-красный-1), властные органы и механизмы власти, в том числе и представляющие ушедшую реальность (власть-4, Государственная Дума-1, конституция-3, законы-1, выборы-1, правительство-3, президент-10, Царь-9). Столица тоже относится к государствообразующим компонентам, поэтому в ответах Москва упоминается 28 раз, а Петербург /Питер - шесть.

Природа и природные ресурсы, которые характеризуют Россию как богатейшую территорию, нашли довольно полное отражение во многих ответах информантов (65 ед.): природа-13, ресурсы-4, природные ресурсы-1, природные богатства-1; леса-14, тайга-3, тундра-1, горы-1, степь-3, ре-ки-5, озера-1, земля-5, чернозем-1, нефть-4, газ-2, золото-2, уголь-1, звери-2, животные-1.

Известно, что некоторые из наименований природных объектов и явлений обладают дополни-

тельными фоновыми смыслами и коннотациями. Так, из огромного количества гидронимов России наибольшую культурно-историческую значимость имеет название Волга, и это подтверждает собранный материал (11 ед.). Прецедентными в русской культуре являются также единицы, входящие в группу «зима» (всего 14): зима-6, мороз-2, снег-4, метель-2, и, кроме того, ряд наименований, связанных с традиционной культурой (31): медведь-7, береза-5, матрешка-6, хлеб-6, кара-вай-1, балалайка-2, баня-3, валенки-1 и, к сожалению, водка-13.

Населением государства и носителем культуры страны является народ, поэтому закономерно, что слово-реакция народ встречается в 18 ответах, а народный (-ая), население - в двух. К этой группе примыкает блок ассоциаций, представляющих государствообразующий народ: субстантив рус-ские-5 и прилагательное русский в четырех адъективных сочетаниях (русские люди, русское искусство, русский панк, русский рок). Идея русскости расширяется реакциями славяне-3, славянская-1 и связывается с идеей веры и духовности: вера-8, православие-8, православные-2, православ-ная-1, Бог-2, крест-2, крещение-2, икона-1, цер-ковь/(кви)-6, собор-1, храм-1, святой-1, христи-ане-1, панихида-1, духовность-1, душа-2, душев-ный-1, безверие-1, язычество-2 (всего 43 ед ).

Для людей, которые ощущают себя не населением, или электоратом, а единым народом, является важным его историческое прошлое. Видимо, поэтому довольно многочисленна тематическая группа словесных ассоциаций «история» (20 ответов): история-14, древняя история-1, древ-ность-1, испокон веков-1, предки-1, поколе-ние-2. Прошлое в памяти следующих поколений связано с именами выдающихся личностей. Об этом свидетельствуют повторяющиеся в анкетах онимы Пушкин-15, Петр Ы2, (Юрий) Гага-рин-7, Путин-7, Ленин-4, Лермонтов-3, Иван Грозный-2. Историческая память народа поддерживается традициями и закреплена в фольклоре. Понимание этой связи демонстрируют 25 ответов: традиции/я-8, обычаи-6, обряды-1, поверья-1, поговорки-1, пословицы-1, песня-3, кухня-1, па-мять-1, хоровод-1, хохлома-1.

На всех этапах опроса информанты отмечали военную и победную составляющую исторического прошлого нашей родины: война/ы-14, военные-1, военная мощь-1, воин-4, войска-1, рать-1, враги-1; победа/ы-8, победитель-2, победительница-2, не-победимая/ые-3, Сталинград-2, героизм-3, от-вага-4, мужество-7, храбрость-2, стойкость-2, герои-1. Положительная оценочность и эмоциональная окраска гордости за свою страну прочитывается также в ответах: сила-12, сильная/ые-7, силь-ная армия-1, могучая-8, могущество-6, мощь-2. С ними связаны слова-реакции, указывающие на свободолюбие нашего народа: свобода-9, свобод-ная-2, независимость-3, воля-2 и, как антипод этому, - тюрьма-1, крепостное право-1.

Сема квантитативности (количества) сочетается с положительной оценочностью и в другой значительной по объему группе понятийных слов-ассоциаций, которые отражают размеры (24 ед.), величие (13 ед.), многообразие ликов (8 ед.), богатство (7 ед.) России. При этом упо-

№ 2 (45), 2012

"Культурная жизнь Юга России"

требление входящих в каждую группу словесных реакций колеблется от одного (огромная, ширь, бескрайние поля, за далью даль; величайшая, великая страна; многоконфессиональная, богатство природы) до пяти - четырнадцати (многонациональность-5, богатая-11, богат-ство-6, большая-9, простор(ы)-13, великая-14, величие-6). Амбивалентная идея количества в этих группах представлена в основном полюсом «большой, много», и только группа «богатство» имеет оппозицию «бедность», реализованную тремя единицами: бедная, бедность, беднота. В этом блоке слов-реакций вполне закономерно преобладают имена прилагательные, отадъективные существительные и атрибутивные словосочетания.

Те же грамматические разряды слов-ассоциаций выделяются в четырех группах именований значимых для информантов человеческих свойств и качеств: доброта, красота, любовь (дружба). Группа «доброта» содержит 17 единиц: добро-та-3, добрый(ая)-1, добро-2, добрососедство-1, щедрая-3, щедрость-1, щедрая душа-2, госте-приимство-3, хлебосольство-1. Менее разнообразной по набору слов-реакций, но более многочисленной (24 ед.) оказалась группа «красота»: красота-15, красивая-7, красивые девушки, прекрасное. В группе «любовь» также представлены 24 единицы: любовь-14, любовь к своей стране-1, любимая-7, любящая-1, любимые девушки-1. А в группе «дружба» - 8 (дружба-4, друзья-3, друг-1). Частотность ответов позволяет предположить, что респонденты относят любовь, красоту, доброту, способность дружить к характерным национальным качествам.

Россия для носителей языка, прежде всего, родная страна, которой принято гордиться, что проиллюстрировано рассмотренными материалами. Но есть еще и малая родина - дом-17, родной дом-1, родительский дом-1; родительский дом и те люди, которые для человека ближе и дороже всего: семья-12: родители-2, ребенок-1, дети-1, отец-1, мать-7, мама-2, матушка-2, родствен-ники-1 и родные-1. В то же время слова мать, матушка традиционно связываются в русской культуре с образом родины, России (прецедентные единицы: Россия-матушка, Родина-мать зовет и им подобные).

Если образ России характеризовать наиболее частотными словами-реакциями, общий обзор результатов эксперимента дает следующее: ро-

дина-53, Москва-28, страна-22, отечество-20, народ-18, дом-17, Пушкин-15, история-14, вели-кая-14, война-14, леса-14, природа-13, водка-13, Петр Первый-12, сила-12, просторы-12, се-мья-12, богатая-11, флаг-11, президент-10 (около 20 слов, имеющих по 10 и более употреблений; общее число совпадающих реакций - 335).

Высокочастотные слова, которые могут быть признаны ключевыми в вербальном образе России, обладают, по мнению ряда специалистов, культурной значимостью [3], а также свойствами взаимопритяжения и текстопорождения [4], что выводит исследование концепта на новый, интер- и интратекстуальный уровень (о цельности ЯКМ и единстве ее составляющих см. в работе С. Н. Плотниковой [5]). Кроме того, выявленный в нашем эксперименте перечень основных слов-реакций дает лишь эскиз вербального образа России в сознании носителей русского языка, включающий основные структурные характеристики концепта: родная страна с ее народом, имеющая обширную территорию и богатую природу, государственность и великую историю. Более детальная прорисовка образа концепта требует изучения периферийной области всего словесно-ассоциативного поля.

Литература и примечания

1. Прохорова И. О. Словесные ассоциации как феномен культуры. Ассоциативный эксперимент // Вестник Российского ун-та дружбы народов. Сер. Вопросы образования. Языки и специальность. 2008. № 1. С. 5-9.

2. Свободным называют эксперимент, при котором испытуемому предлагают ответить словом-реакцией, т. е. первым пришедшим в голову, при предъявлении слова-стимула, ничем не ограничивая ни формальные, ни семантические ассоциации (См.: Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. М., 2001).

3. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков. М., 1999. С.278 - 282.

4. Левонтина И. Б, Шмелев А. Д. Родные просторы // Логический анализ языка. Языки пространств. М., 2000. С. 338-348.

5. Плотникова С. Н. Холистичность языковой картины мира // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2011. № 2. С. 70-77.

o. v. kondrashova, i. v. sheldeshova. the image of Russia through words-associations

(According to the poll of native speakers)

This article represents the description of a verbal image of the concept Россия, which is the result of the analysis and summary of the data of associative polls carried out by the authors of the article in 2000-2011. Key words: language picture of the world, verbalization of a concept, associative poll, associative field, word-reaction/association.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.