ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2008. № 5
Е.В. Черненко
ОБРАЗ РОССИИ В НЕМЕЦКОМ
ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКЕ «ШПИГЕЛЬ»
(по материалам публикаций 2000—2004 гг.)
Взаимные представления народов друг о друге — важный фактор международных отношений. Представления людей о другой нации или стране оказывают устойчивое влияние на взаимоотношения народов — ведь именно восприятие во многом управляет действием. Нередко «образ другого» выполняет роль заменителя реальности, хотя порой он имеет мало общего с действительностью. Сила целенаправленно сформированных представлений людей заключается в том, что в них верят, а не в том, в какой мере они отражают реальность1. Если положительный образ той или иной нации или страны стимулирует развитие контактов в разных областях жизнедеятельности, то негативный препятствует становлению связей между народами.
Изучению представлений народов друг о друге посвящена значительная литература2. Для специалистов по отечественной истории особенно важны представления о России народов тех стран, с которыми на протяжении веков у нее существовали постоянные контакты. Одной из таких стран является Германия. Многие немецкие путешественники, писатели, дипломаты, журналисты, побывавшие в России, оставили описания о ней и о ее народе. Эти люди, приезжая в Россию из любопытства, любознательности или по долгу службы, по возвращении в Германию передавали свои впечатления другим. Благодаря им в общественном сознании сформировался образ страны, который до сих пор отчасти оказывает влияние на отношение к России в Германии.
1 См.: Ветте В. Образы России у немцев в ХХ веке // Россия и Германия. М., 1998. Вып. I. С. 226.
2 См., напр.: Гасанов И.Б. Национальные стереотипы и «образ врага». М., 1994; Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1998; Голубев А.В. Россия и русские в восприятии Запада и Востока. СПб., 1998; Кан А.С. Швеция и Россия в прошлом и настоящем. М., 1999; Артемова Е.Ю. Культура России глазами французов (последняя треть XVIII в.). М., 2000; Оболенская С.В. Германия и немцы глазами русских (XIX в.). М., 2000; Лучицкая С.И. Образ другого. Мусульмане в хрониках крестовых походов. М., 2001; Многоликая Финляндия. Образ Финляндии и финнов в России: Сб. статей. Великий Новгород, 2004; Чернышева О.В. Шведы и русские. Образ соседа. М., 2004; Образ врага (Нация и культура. Новые исследования): Сб. статей / Под ред. Л.Д. Гудкова. М., 2005.
В Х1Х—ХХ вв. Россия и русские не раз становились объектом массированных пропагандистских кампаний в Германии, когда государство целенаправленно формировало определенные представления о своем восточном соседе3.
Самым масштабным исследовательским проектом, охватившим практически всю историю взаимных представлений русских и немцев, является «Вуппертальский проект» Льва Копелева, который более 10 лет посвятил многоаспектному изучению проблемы «западно-восточных отражений». В данном случае речь шла не только о традиционных государственных внешнеполитических и экономических связях между Россией и Германией. Главная идея «Вуппертальского проекта» состояла в том, чтобы на основе источников воссоздать динамичную картину тысячелетнего процесса развития российско-немецких духовных, культурных, человеческих контактов и длительных связей. Предполагалось изучить не только сами представления обоих народов друг о друге, но и условия возникновения этих представлений, а также то, кто и почему способствовал их созданию и распространению. Итогом работы стала публикация двух параллельных серий, которые составили десять больших основательно документированных и иллюстрированных томов: Серия А — «Русские и Россия глазами немцев» и серия Б — «Немцы и Германия глазами русских»4. Этот проект — самый масштабный в области исследования российско-германских представлений друг о друге, но не единственный. Историки обеих стран не раз обращались к этой теме, причем чаще всего источником для изучения «образа другого» служила периодическая печать5.
3 См., напр.: Heidorn G. Monopole — Presse — Krieg. Die Rolle der Presse bei der Vorbereitung des ersten Weltkrieges. Studien zur deutschen Außenpolitik in der Periode von 1902 bis 1912. Berlin, 1960; Volkmann H.-E. Das Rußlandbild im Dritten Reich. Köln, 1994; и др.
4 West-Östliche Spiegelungen. Herausgegeben von Lew Kopelew. Reihe A: Russen und Rußland aus deutscher Sicht. Reihe B: Deutsche und Deutschland aus russischer Sicht. Von den Anfängen bis zum 20. Jahrhundert. Wuppertaler Projekt zur Erforschung der Geschichte deutsch-russischer Fremdenbilder unter der Leitung von Lew Kopelew. In jew. 5 Bändern.
5 См., напр.: Doser U. Das bolschewistische Russland in der deutschen konservativen Presse 1918—1925. Berlin, 1961; Немцы о русских: Сборник / Сост. В.В. Дробы-шев. М., 1995; Зайченко О.В. Образ России в консервативной прессе Веймарской республики: на материале журнала «Ди Тат» // Россия и Европа в XIX—XX вв. Проблемы взаимовосприятия народов, социумов, культур. М., 1996; Ветте В. Указ. соч.; Оболенская С.В. Указ. соч.; Данилевский Р.Ю. Германия в зеркале русской культуры (новые исследования и публикации) // Русская литература. 2001. № 3; Здравомыслов А.Г. Немцы в России. М., 2003; Deutschlandbilder im Spiegel anderer Nationen: Literatur, Presse, Film, Funk, Fernsehen / Hrsg. Klaus Stierstorfer. Hamburg, 2003; и др.
6 ВМУ, история, № 5
Представительную информацию о современной России массовой читательской аудитории в Германии сообщают прежде всего влиятельные еженедельные иллюстрированные журналы. По авторитетной оценке Г.Ф. Вороненковой, одно из наиболее тиражных и читаемых изданий — информационно-политический журнал «Шпигель»6.
Еженедельник «Шпигель» вот уже более 60 лет является крупнейшим информационно-политическим журналом в Европе и одним из самых читаемых немецких журналов в мире — его читают в 172 странах7. В 2006 г. тираж «Шпигеля» в среднем составлял 1048 млн экземпляров. С 1989 г. этот тираж остается практически неизменным, стабильно превышая миллион экземпляров. Читательская аудитория журнала составляет 9,3% населения (старше 14 лет), что соответствует 6,01 млн читателей8.
Для историков публикации о России в «Шпигеле» — источник систематической информации о том, что может знать о России немецкий читатель, при помощи каких средств и приемов журнал создает образ нашей страны.
СМИ не только отражают реальность, но сами во многом формируют общественное мнение о событиях. Как исторический источник периодическая печать является носителем информации, на основе которой историк реконструирует изучаемую им общественно-историческую реальность9. Чрезвычайно важен обозначенный академиком И.Д. Ковальченко вопрос о соотношении выраженной и скрытой информации в исторических источниках. Общее впечатление о сообщениях СМИ складывается на базе как выраженной, так и скрытой информации, содержащейся в публикациях.
К средствам, с помощью которых журнал создает у читателей представление о российской действительности, можно отнести: тематику публикаций; информацию, непосредственно содержащуюся в тексте статей; заголовки и подзаголовки; выделенные шрифтом фразы (так называемые «выносы»); русские слова, написанные латиницей; иллюстрации. Каждое из перечисленных средств несет читателю наряду с выраженной (очевидной, воспринимаемой на уровне сознания) еще и скрытую информацию.
6 См.: Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. М., 1999.
7 Die Spiegel Gruppe 2006. Hamburg, 2006. S. 8.
8 Ibid. S. 14.
9 Ковальченко И.Д. Методы исторических исследований. 2-изд., доп. М., 2003. С. 101.
Так, например, тематику отдельно взятых публикаций о России читатель, скорее всего, воспринимает просто как информацию об актуальных событиях. Вряд ли он задумывается о том, что, освещая только определенные стороны российской действительности, журнал формирует представление читателя о стране и ее народе. Многократно повторенное сообщение запоминается, а содержащиеся в нем сведения воспринимаются как привычные, а потому не вызывают сомнений. Постоянно называя В.В. Путина «бывшим шпионом», журнал внушает читателю, что именно эта характеристика и является определяющей для бывшего российского президента. Выносы по отдельности передают лишь наиболее важную, с точки зрения редакции, информацию. Взятые в совокупности, они, однако, образуют скрытый пласт сведений, которые читатель фиксирует на уровне подсознания. Запоминая русские слова, переданные в тексте латиницей, читатель набирает определенный словарный запас, не задумываясь о том, что большая часть этих слов носит крайне негативный оттенок либо характеризует негативные явления.
Значительный объем скрытой информации содержат иллюстрации. Эта информация фиксируется читателем непроизвольно. Эффект воздействия на читателя может быть существенно усилен при создании фотомонтажа и умелом использовании возможностей цветной многокрасочной печати. Журналисты «Шпигеля» часто прибегают к приему смыслового противопоставления элементов, которые, казалось бы, должны находиться в единстве. Так, заголовок статьи может не соответствовать содержанию следующего ниже текста, подзаголовок противоречить заголовку, выносы — и тому и другому. Широкое поле для интерпретаций предоставляет сочетание фотографий и подписей под ними. Посредством комбинирования выраженных и скрытых средств целенаправленного воздействия на аудиторию редакция добивается формирования у читателей определенного представления о России.
Автором данной статьи были изучены публикации журнала «Шпигель» (всего 220 номеров) за период с января 2000 г. по апрель 2004 г. — время первого срока пребывания В.В. Путина на посту президента РФ. Всего за рассматриваемый период выявлен 361 материал о России, где:
1) над заголовком указано «Россия» (реже «Москва») или «Чечня», если публикация посвящена событиям в Чеченской Республике;
2) в заголовке или подзаголовке присутствуют: слово «русский»; имена российских политиков, бизнесменов, ученых, де-
ятелей культуры и спорта; названия субъектов или городов РФ; названия российских предприятий и т.д.)
Диаграмма № 1 (Российская тематика в «Шпигеле») отражает общее количество публикаций о России за этот период.
Российская тематика в «Шпигеле»
аз >>
0 ф
т ^
1
120 100 80 60 40 20 0
2000 2002
2001 \\4\w\N 2003
■ 11111
И
ШХ 2000 НЛП 2001
га 2002 га 2003
Годы
Сведения за 2004 г. на диаграмме отсутствуют, так как в соответствии с установленными хронологическими рамками исследования учитывались материалы только по апрель 2004 г. Как видно из диаграммы № 1, количество публикаций о России колеблется из года в год, но незначительно, поэтому можно говорить о постоянстве интереса журнала к российской тематике.
Публикации о России можно условно разделить на следующие тематические блоки: В.В. Путин, события в Чеченской Республике, российско-германские отношения, социальная тематика, экономика, культура, наука и техника, спорт, экология. На диаграмме № 2 (Тематические приоритеты) показано количество публикаций по каждому из этих блоков за рассматриваемый период.
В статье проанализированы публикации, посвященные В.В. Путину. Это наиболее крупный тематический блок. Для массовой аудитории образ страны и народа во многом оди-цетворяет собой глава государства — он в фокусе внимания, в том числе в фокусе фотообъективов. «Шпигель» любит броские заголовки, содержащие экспрессивно окрашенную информацию, направленную на привлечение внимания читателя к самой статье. Задача подзаголовка — вкратце передать содержание статьи и одновременно заинтриговать читателя. В публикациях о В.В. Путине можно условно выделить несколько типов заголовков. Преобладают заголовки, содержащие главную мысль автора. Например: «Поворот к сильному государству» (подзаголовок: «С помощью перестановки кадров на ключевых постах Путин укрепляет свою позицию в Кремле. Новая доктрина госбезопасности, вызывающая по отношению к Западу и наделенная элементами выпячивания атомного арсенала, призвана военизировать страну. Чечне грозит раскол»). Основная мысль статьи — в России намечается «поворот к сильному государству» — сформулирована в заголовке, в подзаголовке автор обозначает главные тезисы материала.
Есть заголовки, характеризующие лично В.В. Путина: «Царь, который любит немцев» (подзаголовок: «Заняв пост президента, Путин получает страну, полную противоречий: нищую, но наделенную несметными богатствами. Гордая атомная держава давно уже вынуждена униженно протягивать руку. Приведет ли он Россию к автократии по примеру Пиночета? Или же сделает ее социал-демократической страной по западной модели?»). «Шпигель» часто называет В.В. Путина «царем». Это определение имеет скорее негативный оттенок, так как журнал не только указывает таким образом на его особое положение в государстве, но проводит параллели с историческим прошлым России, отождествляя этот титул и политику «вседозволенности». Поскольку Б.Н. Ельцина «Шпигель» тоже называл «царем», В.В. Путин часто обозначается как «новый царь». Пояснение «...который любит немцев» немного смягчает негативный оттенок значения слова «царь» для немецкой аудитории. На особую симпатию В.В. Путина к Германии, связанную с его долгим пребыванием в этой стране, «Шпигель» не раз указывал в 2000—2001 гг. Журнал выделяет этот факт как одну из немногих положительных характеристик экс-президента России.
Иногда заголовки и подзаголовки противоположны по своей направленности. Например: заголовок — «Очаровательная улыбка»
(подзаголовок — «Еще до президентских выборов многие карьеристы, деятели культуры и простые граждане оказались во власти культа личности Путина». Можно подумать, что статья посвящена умению В.В. Путина очаровывать окружающих своей улыбкой. Словосочетание «очаровательная улыбка» имеет положительную направленность, но подзаголовок перечеркивает этот позитивный образ. Выражение «культ личности» воспринимается как явно отрицательное, особенно в странах с демократическими традициями. Прочитав подзаголовок, читатель понимает, что заголовок надо воспринимать в переносном смысле, как иронию.
«Шпигель» описывает характер бывшего российского президента следующим образом: «лукавый», «непредсказуемый», «изворотливый», «обидчивый», «холодный как холодильник», «не терпит никакой критики», «человек с автократическими амбициями», «он настоящий русский — говорит одно, а думает другое». Направленность характеристик, которые журнал дает В.В. Путину, явно негативная. Из года в год эти оценки становятся жестче. 2000 год: «новый царь», «запасной монарх из кадрового резерва неономенклатуры», «политический младенец с обманчивыми талантами». 2001 год: «специалист по политическим интригам», «популист», «любимчик богов и влиятельных закулисных игроков», «пустой экран». 2002 год: «пародия на Наполеона», «президент всея Руси», «карьерист в Кремле», «неудачник без собственных идей». 2003 год: «его величество», «вождь», «император-воин», «продукт советского режима», «режим товарища Путина из Санкт-Петербурга», «нарушает законы», «имеет связи с питерской мафией», «создал вокруг себя культ личности как в Северной Корее», «разжигает в народе шовинистические настроения», «хочет построить новый тоталитарный режим», «строит капитализм со сталинским лицом». Все эти характеристики имеют негативную направленность. Даже, казалось бы, позитивные оценки (например: «надежда нации», «спаситель», «победитель», «исцелитель») «Шпигель» приводит в таком контексте и с такой ярко выраженной иронией, что впечатление у читателя все равно остается негативным.
Наиболее часто употребляемой по отношению к В.В. Путину характеристикой, как уже было сказано, является упоминание о его профессиональном прошлом: «бывший шпион», «бывший кагэбэшник», «бывший полковник КГБ», «бывший разведчик», «офицер КГБ», «бывший агент КГБ», «святой из резерва КГБ», «большой брат», «маленький человечек из темного мира шпионов». Чаще других встречается определение «бывший шпион»
(«Spion a. D.», «ehemaliger Spion», «Ex-Spion»). Слово «шпион» имеет негативный оттенок в отличие от нейтрального «разведчик» («Geheimdienstler»), но именно первое «Шпигель» употребляет чаще. К теме русских разведчиков и тайных агентов журнал возвращался на протяжении всего рассматриваемого в данной работе периода: «К власти Путина привели кагэбэшники, генералы и олигархи» (2000 г.); «Главной опорой Путина в борьбе за власть являются и будут являться его коллеги из ФСБ» (2003 г.); «По некоторым данным, около 5600 офицеров КГБ заняли ключевые посты в стране после прихода Путина к власти» (2004 г.) и т.п. Источники подобного рода сенсационной информации «Шпигель», как правило, не указывает. Скорее всего, устойчивый интерес журнала и, по всей видимости, его читателей к этой тематике связан со стереотипами «холодной войны».
«Шпигель» постоянно напоминает читателям о ядерной мощи России как о потенциальной угрозе. Такие высказывания, как: «Путин готов нажать кнопку и уничтожить планету, если Россия окажется под угрозой и другие средства окажутся недейственными» или «Путин стал президентом самого большого государства на Земле и получил в распоряжение 10 000 атомных боеголовок» часто встречаются в статьях о России.
В журнале можно обнаружить и положительные высказывания о В.В. Путине: «молодой», «спортивный», «друг немцев», «выходец из народа». «Шпигель» неоднократно указывает на то, что В.В. Путин «выигрывает по сравнению со своим предшественником» и что «он симпатизирует Германии». Но все эти положительные характеристики относятся к публикациям 2000 г. Тогда (особенно в первом полугодии 2000 г.) «Шпигель» писал о российском президенте более сбалансированно. «Шпигель» часто сравнивал В.В. Путина с Б.Н. Ельциным (сравнение было не в пользу Б.Н. Ельцина: «дряхлый предшественник Путина», «часто болеющий и пьющий президент») и указывал на его особое отношение к Германии. Кроме того, при всей настороженности и недоверии журнала к новому президенту редакция явно связывала с ним определенные надежды на будущее. Отсюда множество вопросов, которыми задавался журнал весной 2000 г.: «Станет ли Путин новым Вилли Брандтом?», «Пойдет ли Путин по социал-демократическому пути?», «Сможет ли Путин реформировать Россию?», «Сможет ли Путин воплотить западную модель в России?» и т.д. «Будем надеяться, что в новом тысячелетии Путин не станет по отношению к Ельцину тем, чем Сталин стал по отношению к Ленину», — писал «Шпигель» весной 2000 г.
Но уже с мая 2000 г. направленность публикаций становится более негативной. Первый звонок прозвучал в середине мая, после того как был подвергнут обыску главный офис холдинга «Медиа-Мост». «Шпигель» расценивал это как «проявление авторитарных тенденций Путина» и «начало нового подхода к свободе СМИ». Поэтому в мае 2000 г. «Шпигель» указывал — «с Путиным надо быть начеку. Нас ожидают весьма неприятные сюрпризы». В 2001, 2002 и 2003 гг. негативная информация о В.В. Путине резко преобладала над позитивной. О президентских выборах марта 2004 г. журнал пишет: «отлично организованное и инсценированное шоу одного человека», «демократический цирк», «безальтернативный фарс», «в последние годы результаты всех выборов в России всегда известны заранее».
В материалах о внутренней и внешней политике В.В. Путина «Шпигель» постоянно напоминает читателям, что Россия — это «страна с недоразвитой демократией» («имитация плюрализма и демократии», «деспотия бюрократов»), «коррумпированная страна» («страна пропавших миллиардов и черного нала», «без взяток в России ничего не двигается»), «бедная страна» («отсталая развивающаяся страна», «нищая, но наделенная несметными богатствами», «вечный российский парадокс — потенциально богатая страна с бедными гражданами», «потенциально богатая Россия является должником практически всех крупных кредитных организаций», «ВВП России лишь немногим выше, чем ВВП земли Гессен»).
Про русских «Шпигель» пишет, что это «бедный ограбленный народ» с «рабской психологией». По утверждению журнала, россияне «столетиями привыкли приклонять голову», «любят культы личностей», «не любят революций», «безразлично относятся к выборам».
В публикациях, посвященных российскому президенту, много русских слов и словосочетаний, написанных латиницей: опричнина, указ, немец, компромат, бардак, силовики, коммуналка, ваучер, «шаг влево, шаг вправо». Большая часть из них имеет негативную смысловую окраску.
Публикации о президенте России сопровождаются большим количеством фотографий (81% из них — репортажные снимки). Немецкому читателю В.В. Путина показывают чаще всего в окружении военных или священников. Обычно у него при этом суровое, даже агрессивное выражение лица. Кроме того, публикации о российском президенте сопровождаются большим количеством фотографий, не связанных непосредственно с содержанием тех
или иных статей, но образующих как бы фон или рамку для них. Именно на этих фотографиях представлены «типичные для России», с точки зрения журнала, сюжеты. Они повторяются из номера в номер на протяжении всего рассматриваемого периода: Кремль, военные, милиционеры, священнослужители, проститутки, лица без определенного места жительства, бедно одетые старушки в платочках с медалями на груди и протянутой за подаянием рукой, и тут же — «новые русские» в мехах и драгоценностях в дорогих ресторанах или машинах, нефтяные вышки. Для «Шпигеля» это — «символы» путинской России.
Образ России, представленный в других тематических блоках, также преимущественно негативный. Журналом пропагандируются стереотипы представлений о России, сформировавшиеся в сознании немцев еще в ХУШ—ХХ вв., но к ним прибавились и новые. По-прежнему сохраняется образ «гигантской холодной страны». Но значительно чаще речь идет об атомной мощи страны и ее бедных гражданах при значительных ресурсах, которыми Россия обладает. В публикациях о событиях в Чеченской Республике главной составляющей образа России является ее якобы исконная агрессивность. В материалах об экономике — отсталость и непредсказуемость. В статьях на социальные темы — всеобщая нищета на фоне сказочного богатства немногих избранных, высокий уровень преступности и социального напряжения. Позитивная информация преобладает лишь в материалах о российской культуре и спорте, но при этом «Шпигель» представляет деятелей нашей культуры и спорта как бы в отрыве от страны происхождения, поэтому массовая аудитория их с ней не идентифицирует.
Романтические размышления о «загадочной русской душе» встречаются крайне редко, а когда речь идет о религиозных представлениях россиян, то журнал делает упор на их якобы «показном» характере, подчеркивает «тесную связь православной церкви и силовых ведомств». По убеждению журналистов «Шпигеля», русскому человеку «не чуждо пьянство, насилие и примитивная жестокость». Журнал выделяет как национальную особенность русских их якобы пристрастие к алкоголю, не указывая при этом, что, по данным Всемирной организации здравоохранения, немцы в среднем употребляют больше спиртных напитков, чем жители РФ. Несмотря на шаблонный характер, эти, в основном негативные, стереотипы переходят из номера в номер, проявляются в подборе тем, содержании публикаций и фотографиях, сопровождающих их.
Манипулируя сознанием масс, «Шпигель» не выбирает между двумя «правдами». Материал подается односторонне, в привычном фарватере. Издатель и основатель журнала Рудольф Аугштайн гордился тем, что его журнал показывает «оборотную сторону медали». Но показывая лишь ее, «Шпигель» игнорирует другую сторону действительности и исключает таким образом возможность объективного подхода к освещению событий. Журнал ясно указывает читателю, как следует понимать то или иное явление и как интерпретировать происходящие в России события. Общая направленность этих интерпретаций не в пользу России.
Поступила в редакцию 20.09.2007