Научная статья на тему 'Образ России у иностранных военнослужащих: формирование и динамика трансформации'

Образ России у иностранных военнослужащих: формирование и динамика трансформации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
46
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Образ России / социокультурная адаптация / иностранные военнослужащие / «мягкая сила» / музейная педагогика / Image of Russia / socio-cultural adaptation / foreign servicemen / soft power / museum pedagogy

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьёва Наталия Владимировна

Рассматриваются итоги научно-исследовательской работы «Формирование положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла». В рамках НИР разработана программа педагогического эксперимента формирования положительного образа России у иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах МО РФ, разработаны критерии и показатели диагностики образа России иностранными военнослужащими, обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации и диагностический аппарат исследования. Описываются проведенные мероприятия по корректировке образа России у иностранных обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Воробьёва Наталия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Russia Among Foreign Military Personnel: Formation and Dynamics of Transformation

The results of the research work “Formation of a positive image of Russia in the course of teaching disciplines of the social and humanitarian cycle” are considered. Within the framework of the research work the program of the pedagogical experiment on formation of a positive image of Russia among foreign servicemen studying at the universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation was developed, the criteria and indicators of diagnostics of the image of Russia among foreign servicemen and the diagnostic apparatus of the study were developed. The measures taken to correct the image of Russia among foreign students are described.

Текст научной работы на тему «Образ России у иностранных военнослужащих: формирование и динамика трансформации»

Образ России у иностранных военнослужащих: формирование и динамика трансформации

Н.В. ВОРОБЬЁВА, доктор исторических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматриваются итоги научно-исследовательской работы «Формирование положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла». В рамках НИР разработана программа педагогического эксперимента формирования положительного образа России у иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах МО РФ, разработаны критерии и показатели диагностики образа России иностранными военнослужащими, обучающихся в вузах Министерства обороны Российской Федерации и диагностический аппарат исследования. Описываются проведенные мероприятия по корректировке образа России у иностранных обучающихся.

The results of the research work "Formation of a positive image of Russia in the course of teaching disciplines of the social and humanitarian cycle" are considered. Within the framework of the research work the program of the pedagogical experiment on formation of a positive image of Russia among foreign servicemen studying at the universities of the Ministry of Defense of the Russian Federation was developed, the criteria and indicators of diagnostics of the image of Russia among foreign servicemen and the diagnostic apparatus of the study were developed. The measures taken to correct the image of Russia among foreign students are described.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Образ России, социокультурная адаптация, иностранные военнослужащие, «мягкая сила», музейная педагогика.

Image of Russia, socio-cultural adaptation, foreign servicemen, soft power, museum pedagogy.

В УСЛОВИЯХ современного геополитического раскола мира формирование положительного образа России у иностранных обучающихся представляется важнейшей задачей образовательного процесса. В рамках научно-исследовательской работы «Формирование положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла» разработана программа педагогического эксперимента формирования положительного образа России у иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах Министерства обороны РФ.

Формирование образа государства неизбежно связано со стере-отипизацией представлений о его истории, культуре, национальном

характере населения. Образ России формируется в рамках исторической, политологической, лингвокультуро-логической парадигм.

Нами был проведен дескриптивный анализ образа России в восприятии курсантов специального факультета, а также российских обучающихся. В исследовании приняли участие свыше 439 курсантов из восемнадцати стран. Концептуально-аксиологическое содержание образа России исследовалось нами посредством комплекса методологических процедур поэтапно: в 2021 году были опрошены курсанты 1-го курса специального факультета (лингво-культурологический эксперимент «Родина, семья, взросление в восприятии иностранных курсантов» (29 респондентов); «Концептуально-аксиологическое содержание образа России» (27 полуструктурированных интервью); в 2022 году опрошены курсанты 1-го, 2-го курсов специального факультета («Концептуально-аксиологическое содержание образа России» (92 эссе) — 4-го курса «Образ Специальной военной операции» (59 косвенных интервьюирований методом семантической дифференциации); российские курсанты (92 курсанта — экземплефикацион-ный эксперимент); 2023 год — опрошены курсанты 1-го курса специального факультета (56 курсантов, комплекс методик, 14 курсантов экспериментальной группы — лонгитюд-ное исследование, мониторинг, 10 диагностических процедур); российские курсанты (77 курсантов, метод субъективной экспликации). Всего опрошено 439 курсантов, из которых 270 курсантов специального факультета.

Экспериментальной базой педагогического эксперимента «Формирование положительного образа России в ходе преподавания дисциплин социально-гуманитарного цикла» выступает Омский автобронетанковый инженерный институт. Опытно-экспериментальной работой охвачены курсанты первого курса специального факультета.

В состав экспериментальной группы входили курсанты из Республики Уганда, Республики Гвинея, Республики Никарагуа, Королевства Иордания, Республики Гвинея Бисау, Республики Буркина Фасо, Социалистической Республики Вьетнам, Республики Монголия. Представленные в ходе диагностического опроса характеристики образа России описаны нами в статье «История, государственность и культура России в восприятии иностранных курсантов: итоги педагогического эксперимента»1. Корректировка диагностированного образа производилась как в ходе учебного процесса (к примеру, на дисциплинах «История» и «Культурология»), так и с помощью участия курсантов экспериментальной группы в комплексе внеаудиторных мероприятий: тематические экскурсионные программы, организованные совместно с социальными партнерами вуза — омскими учреждениями культуры. Разработанная программа опиралась на результаты проведенной диагностики, т. е. программа мероприятий включала лишь те фреймы образа России, которые нуждались в корректировке. К примеру, незначительные знания о русской культуре и ее вкладе в мировое наследие привели к вовлечению в работу музеев и проведению авторских экскурсионных программ.

Курсанты первого курса недавно стали осваивать русский язык, поэтому аудиторные занятия по истории, культурологии, философии являются базисом, исключительно после которого вступает в силу «культурная дипломатия» музея2. Последний становится средством обмена ценностями и смыслами между нациями только после освоения соответствующих тем в ходе аудиторных занятий. Музейные коллекции включают образцы высочайших достижений цивилизации в области визуальной культуры, и, делая эти объекты доступными для

людей во всем мире, они пробуждают чувства благоговения, гордости и восхищения, через которые убедительно действует сила «народной дипломатии».

Остановимся подробнее на комплексе мероприятий, проведенных в ходе педагогического эксперимента в 2022—2023 учебном году (табл. 1).

В рамках мониторинга курсанты экспериментальной группы отмечали роль и значение российского патриотизма, который воплощается в объединении народа во время войны, стремление развивать науку. Значение вех, событий, явлений российской истории отметили курсанты специального факультета3.

№ занятия Наименование

1 Входящая диагностика

2 Экскурсионная программа «Рюриковичи», «На страже государства. История военного мундира сотрудников органов безопасности России 1900—2000 годов» (Музейно-выставочный комплекс «Моя история»)

3 Образ русского воина (богатырь Илья Муромец, великий князь Александр Невский, великий князь Дмитрий Донской) (внеаудиторное занятие, Омский автобронетанковый инженерный институт)

4 Экскурсионная программа «Знакомство с музеем Эрмитаж-Сибирь» (Музейно-выставочный комплекс «Эрмитаж-Сибирь»)

5 Экскурсионная программа в музей Генерал-губернаторский дворец «Ветер дальних странствий. Мир глазами русского путешественника XVIII—XXI веков» (Омский областной музей им. М.А. Врубеля, Генерал-губернаторский дворец)

6 «Богатство России Сибирью прирастать будет...»: освоение Сибири (внеаудиторное занятие, Омский автобронетанковый инженерный институт)

7 Интерактивная «Игра народов» (Омское региональное отделение Молодежной Ассамблеи народов России «Мы — россияне», в рамках гранта Фонда Президентских грантов)

8 Исторический вклад Петра I в развитие Российской империи (к 350-летию со дня рождения российского императора Петра I) (внеаудиторное занятие, Омский автобронетанковый инженерный институт)

9 Экскурсионная программа «Барышня-крестьянка» (Омский областной музей им. М.А. Врубеля)

10 «XVIII век — век русской воинской славы. Генералиссимус А.В. Суворов и его наука побеждать» (внеаудиторное занятие, Омский автобронетанковый инженерный институт)

11 Занятие, посвященное Рождественским и новогодним традициям народов России (Омский областной музей им. М.А. Врубеля)

12 Подбор материала для составления курсантами эссе, посвященного международным отношениям и геополитическому влиянию СССР/РФ в азиатском, африканском, латиноамериканском регионах

13 Промежуточная диагностика, дисциплина «Культурология»

14 Благотворительная акция «Зори Сибири с Донбассом», опера «Зори здесь тихие» (Омский государственный музыкальный театр)

Таблица 1

Внеаудиторные мероприятия педагогического эксперимента по формированию положительного образа России у иностранных военнослужащих

Продолжение таблицы 1

№ занятия Наименование

15 Участие в Международной студенческой научно-практической конференции «Рождественские исторические чтения» (Музейно-выставочный комплекс «Моя история»)

16 «Щи да каша — пища наша», занятие, посвященное культуре национальных блюд, национальным песням, народным инструментам (внеаудиторное занятие, Омский автобронетанковый инженерный институт)

17 «Александр I. Личность и время». Из собрания Государственного Эрмитажа (музей «Эрмитаж-Сибирь», Омский областной музей им. М.А. Врубеля)

18 Участие в концертной программе, посвященной Дню защитника Отечества «От сердца к сердцу» (Детская школа искусств № 13)

19 Музейное занятие «Россия: XX век» (Музейно-выставочный комплекс «Моя история»)

20 Участие в Международной научно-практической конференции «Омские социально-гуманитарные чтения 2023» (Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского)

21 Музейные занятия «Век незавершенных утопий. Официальное советское искусство (1917—1991)»; «Польза, честь и слава». Изобразительное искусство и наградное дело, выставка, посвященная Победе в Великой Отечественной войне» (музей «Эрмитаж-Сибирь», Омский областной музей им. М. А. Врубеля)

22 Участие во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студент: наука, профессия, жизнь» (Омский государственный университет путей сообщения)

23 «Тайны города Омска»: пешая прогулка по Омску, организованная при содействии Центра краеведческой информации Омской государственной областной научной библиотеки им. А.С. Пушкина

24 Участие в круглом столе «Особенности восприятия России и Омска в разных странах и регионах» в рамках Международного управленческого Саммита «Омский диалог-2023»: публичная дипломатия и международное сотрудничество» (18—19 мая 2023 года). Организаторы: Президентская программа подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации, Министерство экономики Омской области, Министерство образования Омской области, ФГБОУ ВО «Омский государственный технический университет», АНО ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

25 Итоговая диагностика

Среди проведенных мероприятий наибольший отклик (критериальные оценки по трем шкалам: «узнал новое о России», «узнал новое о русской истории и культуре», «узнал новое о русских людях и их ценностях») вызвали: участие в концертной программе «От сердца к сердцу» (средняя оценка 4,8); интерактивная игра «Мы — россияне» (средняя оценка 4,4); участие в круглом столе «Особенности восприятия России и Омска в разных странах и регионах» в рамках Международного управленческого саммита «Омский диалог-2023» (средняя оценка 4,3); «Щи да каша —

пища наша», внеаудиторное занятие, посвященное культуре национальных блюд, национальным песням, народным инструментам (средняя оценка 4,3); музейное занятие, посвященное Рождественским и новогодним традициям народов России в Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А. Врубеля (средняя оценка 4,3). Таким образом, можно сделать вывод о необходимости деятельного включения иностранных обучающихся в проводимые внеаудиторные мероприятия, нахождение их в качестве пассивного воспринимающего субъекта музей-

ного урока снижает познавательную и мотивационную активность.

Приведем несколько характерных примеров итогового мониторинга относительно восприятия образа России (табл. 2).

На вопрос о государственной символике Российской Федерации верно ответили 80 % опрошенных курсантов экспериментальной группы (74 % — курсанты неэкспериментальной группы — из Республик Руанда и Бурунди), хотя при первичном мониторинге процент правильных ответов не превышал 57. Большее

количество курсантов полагают, что Россия «была и остается великой мировой державой» (динамика от 57,6 % до 86 %). Самыми влиятельными государственными деятелями в истории России курсанты считают В.В. Путина (90 %), Александра Невского (86 %) и Петра I (71,4 %). Визуально (на изображениях, гравюрах, памятниках) Петра Великого узнают 93 % опрошенных. Более узнаваемыми стали изображения водружения знамени Победы над Рейхстагом (от 70 к 74 %), монумент «Родина-Мать зовет!» (от 33 до 100 %).

Таблица 2

Образ России как многонациональной и поликультурной державы

Высказывание Страна респондента

Россия — самая большая страна в мире, в России проживает 146 млн человек. Также в России много национальностей, у некоторых из них есть свой язык, они хорошо говорят по-русски и имеют российское гражданство. Население России составляет более 146 миллионов человек, что является номером один в мире по площади суши. Население состоит из многих этносов, которые имеют свой язык и культуру и сохраняют их. Среди стран с относительно небольшим населением Монголия во многом уникальна, так как в граничащих с ней России и Китае есть национальные меньшинства и этнические группы, которые разделяют тот же язык, и религию, и культуру, что и монголы Республика Монголия

В России замечательная вещь — организация праздников, театры, музыка, танцы. Что приятно в русских людях, так это то, что они много знают о своем прошлом, их историю всегда помнят, поэтому мы можем встретить множество статуй и памятников в честь их героев и героических подвигов, которые были запечатлены в истории великой страны Республика Никарагуа

До моего приезда сюда мое видение России было ограниченным <.> я думал, что отношения между иностранцами и русскими были чисто профессиональными, т. е. они были там на определенный период работы. В контексте религии я бы посчитал Россию полукатолической и наполовину мусульманской страной и отношения между этими двумя были мирными. Обучаясь в России, я узнал, что Россия — это огромная страна с более чем 124 национальностями, которые говорят на нескольких языках. .Другие нации живут на русской территории, а другие нашли семьи с русскими и десятилетиями жить без дискриминации, ссор и внутренних войн. я несколько раз удивлялся, почему у него много национальностей в России Республика Буркина Фасо

Россия и русский народ занимают особое место в сердцах каждого вьетнамца. Когда я учился в школе, я слышал много историй о помощи русского народа Вьетнаму во время антиамериканской войны сопротивления Республика Вьетнам

Продолжение таблицы 2

Высказывание Страна респондента

Для каждого человека мечта — это что-то особенное. Для меня как военнослужащего — вносить свой вклад и отдавать себя стране... Я знал Россию с ее большой территорией, с развитой наукой, технологиями и экономикой. Раньше, когда в Руанде еще шла война во время колонизации, Советский Союз много помогал Африке в процессе защиты страны. Поэтому отношения между Руандой и Россией были очень близкие Республика Руанда

Я вижу Россию как другой мир, и Президент России как бог на земле. Я восхищаюсь Президентом России, мне нравится его политика Республика Гвинея Бисау

Памятники культуры по-прежнему вызывают затруднения в верной идентификации. К примеру, буддийский храм Золотая обитель Будды Шакья-муни знают не более 40 % опрошенных курсантов неэкспериментальной группы и 63 % экспериментальной (на начало педагогического эксперимента памятник не смог назвать ни один курсант); храм Христа Спасителя в Москве путают с храмом Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге 57 % опрошенных.

Фонтан «Дружба народов», расположенный на территории Выставки достижений народного хозяйства не является, по мнению респондентов, символом России, идентифицировать его смогли не более 21 % курсантов неэкспериментальной группы, 33 % курсантов экспериментальной группы.

По данным опроса на момент начала педагогического эксперимента 85,7 % курсантов знали А.С. Пушкина (хотя часть из них написали, что Пушкин был изобретателем (12 %), композитором и художником (по 3 %), и лишь пятая часть курсантов смогли ответить на вопрос о П.И. Чайковском, большинство же полагают, что он, как и Пушкин, был писателем (53 %) или художником (21,5 %). К окончанию педагогического эксперимента все курсанты ответили на вопрос верно.

По мнению курсантов специального факультета Россия занимает лидирующие позиции с точки зрения современных технологий в космической

сфере, в атомной энергетике, в оборонной сфере, в медицине, в биотехнологии и генной инженерии.

Каналами получения информации о России являются, во-первых, рассказы родственников, друзей, знакомых («Руандийцы уважают русский народ, потому что предыдущие поколения всегда рассказывают нам о том времени» (Руанда), «Я узнал о России от моего отца, который рассказывал много историй о России, потому что тоже учился в городе под названием Пенза» (Руанда), «Когда я был в Гвинее Бисау, мой папа немного рассказывал мне про Советский Союз, потому что он учился здесь во времена Советского Союза (в Киеве) (Гвинея Бисау), «Мое желание стать отличным офицером на высоких должностях началось еще до того, как я пошел в армию. Меня вдохновили друзья отца, которые получили военное образование в Российской Федерации в начале 1990-х годов. На данный момент они занимают большое положение в различных воинских частях благодаря полученному образованию. Я рассчитываю окончить учебу с дипломом танкиста в звании лейтенанта, уверен, что это станет отправной точкой моей офицерской военной карьеры» (Уганда)».

Вторым каналом формирования образа России по степени значимости назван Интернет и средства массовой информации («Я никогда не был в России до приезда сюда. Дедушки

и бабушки, родители, братья и сестры узнавали о России из телевизора, газет и журналов» (Монголия), «Я не много знал о России, помнил только спортивные события — чемпионат мира по футболу, который проходил летом 2018 г.» (Руанда), «Образ России очень сложный, что делает вашу мысль о России и реальности может быть противоречивой. Я немного знаю Россию через фильмы, особенно через футбол. Я помню, что я заинтересовался Россией в 2018 году, когда они организовали Чемпионат мира» (Буркина Фасо), «Я узнал это по средствам массовой информации, по интернету. Трудно знать, это правда или неправда в настоящее время в мире», «я смотрел Камеди клаб, они очень интересны» (Руанда).

Мы полагаем, что взаимное изучение истории и культуры России позволит избавиться от стереотипов и однобокости восприятия, будет способствовать формированию положительного образа России у иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах МО РФ, и не менее положительному образу стран Азии, Африки и Латинской Америки у российских курсантов.

Проводимые мероприятия, которые были основаны не на восприятии монологического текста экскурсовода, но предполагали активные формы вовлечения (игровые формы, диалогические, основанные на принципах межкультурного диалога), вызвали не только больший отклик, но и желание узнать дополнительную информацию о России.

На наш взгляд, не следует недооценивать важность участия курсантов специального факультета в благотворительных программах и акциях, проводимых не только при содействии российских курсантов, но и студентов, школьников учебных заведений региона.

Важным аспектом формирования положительного образа России

стал акцент на самостоятельном изучении вклада СССР и Российской Федерации в помощь государствам, в которых курсанты начинали освоение русского языка как иностранного, роли России на международной арене, на достижениях России в научной сфере. Курсанты экспериментальной группы по итогам проработки сведений и написания эссе смогли принять участие в научных мероприятиях с выступлениями и докладами4—16.

Формирование положительного образа России у иностранных обучающихся начинается в рамках стереотипного представления, транслируемого средствами массовой информации. «Отмена» российской культуры и негативное маркирование российской цивилизации отражаются на изначальном уровне восприятия. Символы России трактуются однобоко: пространные территории, холод, медведь, сильная армия. Знания об истории невелики, системные представления о русской культуре у большинства обучающихся сведены к минимуму.

В ходе проведения внеаудиторных мероприятий (музейных занятий и экскурсий) наибольшие сложности были у курсантов из Республики Гвинея. Языковой барьер стал «камнем преткновения» для понимания содержания музейных уроков, которые они оценили низко (средний балл 2,8). При этом те же занятия были оценены на 4,5—5 баллов курсантами из Вьетнама и Монголии (причину мы видим в лучшем освоении языка, возрасте обучающихся).

Внеаудиторные немузейные занятия, подразумевающие активное участие курсантов (викторина, игра, концерт), совместные с российской обучающейся молодежью приводят к быстрой социокультурной адаптации и усвоению ценностей российской культуры.

Совокупное влияние аудиторных и внеаудиторных мероприятий отра-

зилось и на академической успеваемости (средний балл группы по «Истории», «Культурологии», «Философии», «Экономической теории»: «хорошо», что несколько выше, чем у других учебных групп первого курса).

Согласно экспертной оценке руководства факультета, степень конфликтности группы, участвовавшей в педагогическом эксперименте, была намного ниже, чем в других

группах специального факультета, как многонациональных, так и мононациональных.

Таким образом, программа формирования положительного образа России у иностранных военнослужащих, обучающихся в вузах МО РФ, получила реализацию и практическое подтверждение и может быть использована в целях социокультурной адаптации.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Воробьева Н.В., Лидер Н.В. История, государственность и культура России в восприятии иностранных курсантов: итоги педагогического эксперимента // Исторический бюллетень. 2023. Т. 6. № 2. С. 178—183.

2 Воробьева Н.В. Опыт организации духовно-просветительской работы с иностранными военнослужащими в ходе музейных занятий // Военно-политическая работа в Вооруженных силах Российской Федерации: история и современность: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 21 апреля 2023 г.) / под общ. ред. П.Е. Кобзаря. Омск: ОАБИИ, 2023. С. 171 — 178.

3 Воробьева Н.В. «Моя любимая Россия!»: промежуточные итоги педагогического эксперимента по формированию положительного образа России у иностранных военнослужащих // Наука и военная безопасность. 2023. № 1 (32). С. 128—134.

4 Жибров Е.В., Нгуен Во Хиеу. Образы России и Вьетнама в восприятии курсантов / «Студент: наука, профессия, жизнь»: Материалы X всероссийской студенческой научной конференции с международным участием / Омский гос. ун-т путей сообщения. 24—28 апреля 2023. Омск: ОмГУПС, 2023. С. 408—413.

5 Корго Т., Нанема В. Образ Томаса Сан-кары в современной политической картине мира / Омские социально-гуманитарные чтения-2023: материалы XVI Междунар. науч.-практ. конф. (Россия, Омск, 22—24 марта 2023 г.) / Рос. о-во социологов [и др.]; отв. ред. Л.А. Кудринская. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2023. С. 7—11.

6 Нгуен Во Хиеу. Образ В.И. Ленина в истории и культуре Вьетнама / Между-

народная НПК V Рождественские гуманитарно-исторические чтения (Омск, исторический парк «Россия — моя история», 11 января 2023 г.). Омск, 2023.

7 Нгуен Хоанг Тхонг, Нгуен Куанг Хиен. Роль и значение СССР и России в истории Вьетнама / Международная НПК V Рождественские гуманитарно-исторические чтения (Омск, исторический парк «Россия — моя история», 11 января 2023 г.). Омск, 2023.

8 Корго Талоута, Нанема В. Борис Фло-рус. Вехи отношений Буркина-Фасо и России / Международная НПК V Рождественские гуманитарно-исторические чтения (Омск, исторический парк «Россия — моя история», 11 января 2023 г.). Омск, 2023.

9 Нгуйен Во Хиеу, Нгуйен Куанг Хиен, Нгуйен Хоанг Тхонг. Образ России в Социалистической Республике Вьетнам / Международный управленческий Саммит «Омский диалог-2023: публичная дипломатия и международное сотрудничество». Омск, 2023.

10 Ейал Салман Мохаммад Халед Мо-хаммад. Образ России в Королевстве Иордания / Там же.

11 Мунхбаатар Жамьянсурен, Одхуу Энхмунх, Энхан-амгалан Билгуун. Образ России в Монголии / Там же.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 Биливогуи Коикои II, Сов Тхиерно Мамадоу Ламбо. Образ России в Республике Гвинея / Там же.

13 Коли Мамаду. Образ России в Республике Гвинея Бисау / Там же.

14 Корго Талоута, Нанема Вендингоуди, Борис Флорус. Образ России в Буркина Фасо / Там же.

15 Акаса Насиф Бин Али, Мванга Бриан. Образ России в Республике Уганда / Там же.

16 Гомес Эрнандес Кенер Хосу. Образ России в Республике Никарагуа / Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.