Научная статья на тему 'Образ России и русских в паремийном наследии В. И. Даля'

Образ России и русских в паремийном наследии В. И. Даля Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
91
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА / ПОСЛОВИЦА / ОБРАЗ РОССИИ / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР / NATIONAL CULTURE / PROVERB / IMAGE OF RUSSIA / NATIONAL CONSCIOUSNESS / NATIONAL CHARACTER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Пыжова О.В.

В статье рассматриваются особенности формирования самобытного национального образа России сквозь призму народной культуры. Акцентируется внимание на взаимосвязи народных традиций и национального характера. Обзорный анализ паремийного наследия В.И. Даля, описывающего особенности быта и нравов русского народа, демонстрирует влияние фольклора на национальное самосознание и на национальную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ России и русских в паремийном наследии В. И. Даля»

Пыжова О.В.

Канд. филос. н., доцент, кафедра философии Курский государственный медицинский университет

ОБРАЗ РОССИИ И РУССКИХ В ПАРЕМИЙНОМ НАСЛЕДИИ

В.И. ДАЛЯ 1

Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования самобытного национального образа России сквозь призму народной культуры. Акцентируется внимание на взаимосвязи народных традиций и национального характера. Обзорный анализ паремийного наследия В.И. Даля, описывающего особенности быта и нравов русского народа, демонстрирует влияние фольклора на национальное самосознание и на национальную культуру.

Ключевые слова: народная культура, пословица, образ России,

национальное самосознание, национальный характер.

Keywords: national culture, proverb, image of Russia, national consciousness, national character.

В формировании этнического образа того или иного народа одно из первых мест занимает его культурная история. Ни для кого не секрет, что культура - творение человеческое, которое возникает первоначально в сознании, а затем мысль объективизируется в предметы и знаки. Другими словами, национальная культура неразрывно связана с особенностями национального самосознания, которыми она во многом и определяется. Обнаружить, исследовать и осмыслить специфику этнического самосознания и национального характера нам помогает философия культуры.

Одной из форм выражения национального самосознания и определения специфики национального характера является устное народное творчество или народная культура - копилка народного опыта этноса. Как известно, традиционная культура и, следовательно, этнический образ того или иного этноса создается народом. Невозможно сформировать истинный образ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 14-33-01018 «Духовная практика как философская проблема: онтологические, эпистемологические, аксиологические аспекты».

народа, игнорируя народную традицию во всех ее разновидностях, в том числе и устное народное творчество, фольклор, т.е. все то, что составляет основу национального самосознания на каждой ступени исторического развития. Описать наиболее полно и, по возможности, точно этнический образ народа означает всесторонне исследовать все пути его формирования, все внешние воздействия на него, все образующие его грани. Одной из таких граней и является устное народное творчество. Важно отметить, что В.И. Даль «видел в языке важную часть «воспитания внутреннего», «нравственного образования»: язык должен приурочить человека с пелен к своей почве, срастить с духом, бытом и жизнью народа»[5, 9].

Влияние фольклора на национальное самосознание и на национальную культуру достаточно ярко выражено у русского народа. Эта проблема является одной из основных в творчестве Владимира Ивановича Даля. Огромный, весомый вклад внес он в изучение народной культуры, народного творчества, в описание быта, нравов русского народа, особенностей отражения им окружающего мира, нарисовав в своих произведениях живую картину нравственного бытия и деятельности, мыслей, обычаев, верований русских людей. Его наследие сохранило свою актуальность до наших дней и представляет собой широкое поле для научных исследований в самых разных областях гуманитарного знания.

Прожив достаточно долгую и насыщенную жизнь, В.И. Даль, известный русский писатель, этнограф, лингвист, лексикограф, и, наконец, врач, очень много путешествовал по России, что позволило ему собрать обширнейший и богатейший материал для изучения народной культуры и, следовательно, народного самосознания. Среди произведений Даля - очерки, статьи по медицине (он одним из первых в России XIX века встал на защиту гомеопатии), лингвистике, этнографии, стихи, одноактные комедии, сказки, сборники пословиц и поговорок, сборник «Картины из русского быта» и, наконец, «Толковый словарь живого великорусского языка», ставший

вершиной его творчества. В.И. Даль в своем уникальном словаре не просто истолковывает то или иное слово, но применяет при его описании этноязыковую характеристику, что и помогает разобраться в лабиринтах русского самосознания.

Несомненным достоинством словаря является и то, что В.И. Даль включил в него около тридцати тысяч пословиц, которые составляют также самостоятельный сборник «Пословицы русского народа» (1862г.).

Пословицы и поговорки представляют собой неисчерпаемый источник изучения этнических особенностей, специфику ментальности народа, делающую его уникальным. Достаточно явно, что в таких индикаторах народного сознания, как пословицы и поговорки, многогранно, многооттеночно отображена идея индивидуальной и групповой относительности человеческих представлений реальности, мира как универсума (включая и такой компонент, как субъективная реальность, «внутренний мир») [4, 159].

В этом сборнике русский мыслитель не выделяет конкретные черты русского характера, предоставляя читателю самостоятельно и,

следовательно, субъективно, их для себя определить. Он, безусловно, был очень тонким психологом, поскольку, собирая свой бесценный материал о русском нраве и быте, ему приходилось общаться с разными и по роду деятельности, и по характеру, и по социальному положению людьми. Но нас интересует духовная, нравственная сторона русского национального сознания, отраженная в пословицах.

Собрание пословиц - «это свод народной мудрости, народного опыта, здорового ума, это житейская правда народа. Пословицы - не вымысел одного человека. Они не придуманы кем-то и когда-то. Они достояние общее, как радость и горе. Они - мудрость, выстраданная поколениями и влитая в единый возглас. Пословицы, говорил Даль, не сочинялись, а рождались [2, 188]. Самый первый цикл пословиц в сборнике отражает

отношение русского народа к Богу и вере и называется «Бог-вера-религия». И сразу мы видим неоднозначное отношение к Богу: «Г осподня воля - наша доля» или «Что богу угодно, то и пригодно», но при этом «Бог видит, да нам не сказывает» или «Бог богом, а люди людьми» и, наконец, «Богу молись, а к берегу гребись!» или «На бога надейся, а сам не плошай!» [3]. Однако подавляющее большинство пословиц этого цикла указывает все же на искреннюю православную веру русского человека в Бога и в его помощь в трудные минуты жизни. Конечно, весь объем пословиц мы в данной статье отразить не сможем, но некоторые выводы относительно особенностей русского характера, по мнению Даля, обозначим.

Во-первых, люди русские, создатели метких и мудрых пословиц, искренне верили в Бога, но при этом, не меньше, чем в Бога, верили они в батюшку-царя, безмолвно терпя столетиями гнет и бесправие.

Во-вторых, «смышленостью и находчивостью неоспоримо может похвалиться народ наш... он крайне понятлив и переимчив, если дело пойдет по промышленной и ремесленной части; но здесь четыре сваи, на которых стоит русский человек, - авось, небось, ничего и как-нибудь, - эти четыре сваи на плавучем материке оказываются слишком ненадежными; жаль, что они увязли глубоко и что их нельзя заменить другими» [1, 142].

В-третьих, «дивный, могучий, дремлющий в кандалах народ, он был угнетен, но в нем чувствовались неисчерпаемые духовные силы. «Сколько я знаю, нет добрее нашего русского и нет его правдивее, если только обращаться с ним правдиво», - писал Даль» [1, 138].

«Толковый словарь живого великорусского языка» по праву считается не просто обычным словарем, но огромнейшим источником, благодаря которому узнаем о жизни, быте, нраве русского народа, познаем его духовную жизнь, нравственные устои и верования. Это своеобразное зеркало и истолкователь жизни народа. Владимир Иванович Даль очень любил русских людей, знал их, как никто другой, почитал со всеми их

достоинствами и недостатками. А самое главное, он оставил нам, потомкам, бесценный подарок, самое большое дело своей жизни - словарь, в котором, как в зеркале, отразился щедрый, добрый, бескорыстный, терпеливый, наивный, но великий русский характер.

Литература:

1. Бессараб М.Я. Владимир Даль. - М.: Современник, 1972. - 288 с.

2. Булатов М.А., Порудоминский В.И. Собирал человек слова... Повесть о В.И. Дале. - М.: Дет. лит., 1969. - 224с.

3. Даль В.И. Пословицы русского народа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/dal/19 .htm.

4. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных прфессиях. Учеб. пособие / Л.Н. Климов. - М.: изд-во МГУ, 1995. - 224 с.

5. Порудоминский В.И. Повесть о Толковом словаре. - М.: Книга, 1981. -

125с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.