Научная статья на тему 'ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ С НИМИ У ПОДРОСТКОВ'

ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ С НИМИ У ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / ОТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / РОДИТЕЛЬСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Королева А.Н.

Проблема взаимоотношений между родителями и подростками является на данный момент одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день. Если подростки, имеющие благоприятные отношения с родителями, имеют эмоционально насыщенные и объемные представления о своих родителях, то какое же складывается впечатления у подростков, которые имеют конфликтные отношения с родителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF PARENTS AND REPRESENTATION OF RELATIONSHIP WITH THEM IN ADOLESCENTS

The problem of the relationship between parents and adolescents is currently one of the most pressing issues today. If adolescents who have a favorable relationship with their parents have emotionally rich and voluminous ideas about their parents, then what are the impressions of adolescents who have conflicting relationships with their parents.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ С НИМИ У ПОДРОСТКОВ»

Королева А.Н. студент 2 курса магистратуры ОЧУВО «МИУ» Россия г. Москва

ОБРАЗ РОДИТЕЛЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕННОСТЬ ОТНОШЕНИЙ С

НИМИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Проблема взаимоотношений между родителями и подростками является на данный момент одним из самых актуальных вопросов на сегодняшний день. Если подростки, имеющие благоприятные отношения с родителями, имеют эмоционально насыщенные и объемные представления о своих родителях, то какое же складывается впечатления у подростков, которые имеют конфликтные отношения с родителями.

Ключевые слова: образ, отношение, подростковый возраст, родительское воспитание.

Koroleva A.N.

2nd year graduate student OCHUVO "MIU" Russia Moscow

IMAGE OF PARENTS AND REPRESENTATION OF RELATIONSHIP

WITH THEM IN ADOLESCENTS

Annotation. The problem of the relationship between parents and adolescents is currently one of the most pressing issues today. If adolescents who have a favorable relationship with their parents have emotionally rich and voluminous ideas about their parents, then what are the impressions of adolescents who have conflicting relationships with their parents.

Key words: image, attitude, adolescence, parenting.

Постоянно возникающие конфликты подростков со своими родителями заставляют снова и снова возвращаться к изучению специфики отношений с окружающими людьми у подростков. А так же представления у подрастающего поколения отношений с матерью и отцом выполняют важную функцию в развитии взаимоотношений с другими подростками и взрослыми людьми. В подростковом возрасте происходит переориентация подростка на отношения со сверстниками , общение становится основным содержанием в его жизни, соответственно мнение и главная роль родителей в жизни ребенка уходит на второй план.

Так, М.В. Розин, изучающие формальные отношения подростков, выявил, что образ родителей в большинстве случаев окрашен негативно. Конфликты с родителями в таким подростковых субкультурах являются предметом гордости, а это, в свою очередь, определяет негативный характер и содержание образа отца и матери.

По мнению А.А. Бодалева- достижение положительного результата в общении свзяано с адекватным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением правильной информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, неправильного истолкования информации. Эмоциональное отношение к человеку- это обязательное проявления оценивания, основной признак формирующихся понятий и представлений.

Восприятие как родителей, так и других людей зависит от возраста, культуры и отношений к воспринимаемому. В течении подросткового периода, подростки почти всегда смотрят друг на друга, пытаясь перенять поведенческие лини, вследствие чего складывается идентичное поведение у подростков по отношению к своим родителям. Необходимо уточнить маленький нюанс, благодаря которому можно глубже понять отношение подростков к своим родителям. По моему мнению, большая роль благополучных и хороших взаимоотношений между родителями и детьми заключается в здоровом образе жизни матери и отца. Если ребенок родился в семье алкоголиков, увы, но подросток наврятли будет пытаться понять линию поведения своих родителей. Мало того, что у ребенка не будет дополнительной мотивации в адекватном восприятии и понимании своих родителей. Но так же бывают ситуации и наоборот. Семья ведет здоровый образ жизни, пытаются правильно воспитывать ребенка, но к сожалению у них не складываются такие взаимоотношения, которые хотели бы получить родители. А здесь как раз таки проблема вся исходит от родителей, поскольку либо родители давят своим вниманием, либо один родитель занят только своей работой. Таким образом, помимо образа своих родителей у подростков формируется представления об отношениях с ними.

Отношение - это психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, результаты познания конкретного объекта действительности. В.Н. Мясищев считал, что « отношение - это сила, потенциал, определяющий степень интереса, выраженности эмоций».

Как показывают исследования последних лет, потребность в общении с родителями не исчезает, но стремление к независимости от родителей часто становятся причинами конфликтных отношений подростков с отцом и матерью.

Существуют разные точки зрения на причины такого поведения. Одна из них заключается в следующем-так, Л.С. Выготский связывал отчуждение и протесты подростков с прохождением ими фразы влечений , при которой разрушаются старые интересы и происходит активизация органических влечений.

Подростки, представляющие свои отношения с родителями как эмоционально близкие и удовлетворяющие их, описывают родителей более полно, характеризуя их по многим параметрам.

Подростки, представляющие свои отношения с родителями как эмоционально отстраненные, имели обедненное описание своих родителей.

Методика

В исследовании участвовали 30 подростков в возрасте от 11 до 14 лет (мальчики и девочки) и их матери. Процедура исследования

Подростков и их матерей попросили принять участие в исследовании детско-родительских отношениях. Использованные методики. Представления о родителях с помощью: А) Теста М.Куна

Б) Беседа описание родителей в предложенных обстоятельствах. Предлагаемые обстоятельства:

1. Кто твоя мама( папа) была в тоем возрасте?

2. Опишите маму, папу в самый счастливый момент жизни.

3. Расскажи, какой была твоя мама( папа) на свадьбе.

4. Что бы ты рассказал своему другу о родителях. По результатам исследований можно сделать выводы:

Подростки, представляющие свои отношения с родителями как эмоционально близкие и удовлетворяющие их, описывают родителей более полно, характеризуя их по многим параметрам.

Подростки, представляющие свои отношения с родителями как эмоционально отстраненные, имели обедненное описание своих родителей.

Использованные источники:

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учеб. для высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 2010.

2. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. - М.: НОУ ВПС МПСИ, 2009.

3.Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - СПб.: Питер, 2006.

4.Б.Д. Парыгин. Социальная психология Истоки и перспективы. - СПб.: СПбГУП, 2010.

5. Акопов Г.В. Социальная психология образования. - М.: Флинта, 2000.

6. Акопов Г.В. Социальная психология студента как субъекта образовательного процесса. - М.: Машиностроение - 1, 2003.

7.Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теорет. подходы: Учеб. пособие для вузов по специальности "Психология". - М.: Аспект Пресс, 2001.

8.Андреева Г.М. Социальная психология (аудиокнига МР3 на 2 CD). -М.: Студия АРДМС, 2008.

9. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие для вузов по направлению и специальностям психологии. - М.: Аспект Пресс,

2007.

10.Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие по специальностям "Соц. педагогика", "Педагогика и психология", "Соц. психология", "Педагогика". - М.: Academia, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.