Научная статья на тему 'Влияние организации досуговой деятельности в семье на становление авторитета родителей'

Влияние организации досуговой деятельности в семье на становление авторитета родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕТИ-ПОДРОСТКИ / ХАРАКТЕР ОБРАЗА РОДИТЕЛЕЙ / АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Е. А.

Рассматривается проблема становления авторитета родителей через совместную досуговую деятельность с детьми-подростками. Представлены данные эмпирического исследования с использованием методики «Подростки о родителях» (Л.В. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына), которые подтверждают предположения о существовании определенного соотношения между характером образа родителей (матери и отца) со стороны их эмоциональной насыщенности, содержательной полноты, многомерности и их отношениями с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Емельянова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of organizing leisure activities on establishment of parents' authority in the family

This article is devoted to the establishment of parental authority by means of joint leisure activities. The article provides the results of empirical research based upon the method «Teenagers about parents» (L. Wasserman, I. Gorkovaya, E. Romitcina). These results confirm the suggestion about the existence of a particular correlation between the image about parents (mother and father) from the point of view of their emotional intensity, substantial intensity and diversity and teen-agers' image about relationships with them.

Текст научной работы на тему «Влияние организации досуговой деятельности в семье на становление авторитета родителей»

УДК 159.99

ЕЛ. Емельянова

ВЛИЯНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ НА СТАНОВЛЕНИЕ АВТОРИТЕТА РОДИТЕЛЕЙ

Рассматривается проблема становления авторитета родителей через совместную досуговую деятельность с детъми-под-ростками. Представлены данные эмпирического исследования с использованием методики «Подростки о родителях» (П.В. Вассерман, И.А. Горъковая, Е.Е. Ромицына), которые подтверждают предположения о существовании определенного соотношения между характером образа родителей (матери и отца) со стороны их эмоциональной насыщенности, содержательной полноты, многомерности и их отношениями с детьми.

This article is devoted to the establishment of parental authority by means of joint leisure activities. The article provides the results of empirical research based upon the method «Teenagers about parents»

(L. Wasserman, I. Gorkovaya, E. Romitcina). These results confirm the suggestion about the existence of a particular correlation between the image about parents (mother and father) from the point of view of their emotional intensity, substantial intensity and diversity and teenagers' image about relationships with them.

Ключевые слова: досуговая деятельность; дети-подростки; характер образа родителей; авторитет родителей.

Анализ концептуальных подходов к изучению влияния совместной досуговой деятельности подростков и родителей на авторитет последних показывает, что полноценное качественное и комплексное исследование до настоящего времени по данной проблематике не проводилось. Мы предполагаем, что это связано с рядом нерешенных методологических проблем. Сюда относится и тот факт, что имеет место разделение досуга и свободного времени. Если члены семьи не выделяют в своем сознании досуг как деятельность, следовательно, и не организуют, и не планируют свое свободное время.

При анализе особенностей взглядов на организацию досуговой деятельности в семье необходимо обратиться к проблеме восприятия подростками их отношений с родителями. Следует отметить, что представления подростков об отношениях с родителями в преломлении через образ родителей как авторитетных личностей остаются малоизученными.

Представления об отношениях с отцом, матерью формируют у подростка определенный образ авторитета родителей. В дальнейшем сложившиеся образы матери и отца уже сами начинают определять специфику детско-родительских отношений. В подростковом возрасте происходит переориентация подростка на отношения со сверстниками,

113

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 11. Педагогические и психологические науки. С. 112- 116.

114

общение становится основным содержанием его жизни. А общение с друзьями, нормы подростковой субкультуры формируют определенное представление о родителях. Так, М.В. Розин, изучавший неформальные подростковые группы, выявил, что образ родителей у подростков из неформальных групп в большинстве случаях окрашен негативно. Конфликты с родителями являются предметом гордости в подобных субкультурах, а это, в свою очередь, определяет негативный характер и содержание образа отца и матери [4].

Известно, что образ является важнейшей компонентой действий субъекта, ориентирующей его в конкретной ситуации, направляющей на достижение поставленной цели. В образ человека включается обобщенное знание о данной категории людей [1]. По мнению А.А. Бодалева, «достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостатка знаний и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает» [1, с. 6].

Авторитет как родителей, так и других людей зависит от возраста человека, культуры и отношения к воспринимаемому. Знание о человеке, (представление о чем-то) имеет двойственную природу; с одной стороны, оно выступает как единица общественного сознания, а с другой — как образующая индивидуального сознания. К примеру, образ «хорошего родителя» формируется через непосредственное подражание, усвоение опыта родительской семьи, под влиянием прочитанных книг, каналов массовых коммуникаций и обусловливает формирование нравственных критериев, «идеальных мерок», с которыми индивид подходит к оценке себя и других.

В течение подросткового периода у ребенка совершенствуется восприятие другого человека, увеличивается число описательных категорий, растет гибкость и определенность в их использовании; повышается уровень избирательности, последовательности, сложности и системности информации о человеке, используются все более тонкие оценки и связи; улучшается способность анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным.

Помимо образа своих родителей у подростков формируется представление об отношениях с ними. Отношение — психологический феномен, сутью которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности, интеграции всех составляющих эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него. В.Н. Мясшцев считал, что «отношение — сила, потенциал, определяющий степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности» [3, с. 206].

Как показывают исследования, потребность в общении с родителями в подростковом возрасте не исчезает, но эмансипация и стремле-

ние к независимости от родителей часто становятся причинами конфликтных отношений подростков с отцом и матерью. Существуют разные точки зрения на причины такого поведения. Так, Л.С. Выготский связывал отчуждение, негативизм и протесты подростков с прохождением ими фазы влечений, при которой разрушаются старые интересы и происходит активизация органических влечений [2]. Д.Б. Эль-конин и Т.В. Драгунова объясняли конфликтность и негативизм подросткового возраста отсутствием принятия и должного отношения родителей к «чувству взрослости», которое возникает у подростка. А. Фрейд [5] считала, что конфликтность подростков возникает как следствие процесса отчуждения от родителей, который выступает в качестве защиты от инцестуозных влечений, а также от попыток подростков по-новому, более реалистически оценить своих родителей, основываясь не на детской эмоциональной привязанности, а на объективном сравнении их с другими взрослыми.

Чрезмерная центрация на себе, некоторая «выхолощенность», оторванность от реальности мышления, вероятно, могут приводить подростков к такому же «выхолощенному», одностороннему, формальному представлению о своих родителях. Поскольку задачей возраста является обретение автономии, самостоятельности и независимости, подростки стремятся отделиться от родителей и освободиться от их контроля. А так как отстраняться и отталкиваться легче от чего-то абстрактного, обобщенного, эмоционально незначимого или отрицательно окрашенного, возможно, поэтому в большинстве случаев представления подростков об их отношениях с родителями предстают как односторонние, негативные, конфликтные, ущемляющие их права.

Мы полагаем, что формирование авторитета родителей составляется из представлений подростков. Эти представления образуют целостную систему, которая, с одной стороны, формируется на основе представлений подростка об его отношениях с родителями, а с другой — определяет специфику этих отношений.

Подростков просили принять участие в исследовании особенностей детско-родительских отношений. Нами была использована методика «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).

Описание родителей в предложенных обстоятельствах позволяло выявить не только особенности описания матери и отца (дифференциро-ванность образа), но и степень осведомленности о прошлой жизни родителей, характеристики эмоционального отношения подростка к матери и отцу, а также представления подростка о том, как, по его мнению, родители представляют его. Результаты описания оценивали по количеству затруднений (схематизмам, стереотипности, формальности), которые подростки испытывали при описании родителей. Затруднениями считали использование подростками одних и тех же слов, определений, сюжетов при описании матери и отца в различных обстоятельствах, ссылки на отсутствие конкретных знаний о родителях и т.д.

Образ родителей. Обработка данных теста показала, что при письменном описании родителей степень детальности и дифференцированности

115

116

образа матери имела статистически значимые отличия от степени диф-ференцированности образа отца. Подростки нашей выборки описывали своих матерей более детально и дифференцированно, чем отцов.

Статистическая обработка результатов теста не выявила существенных различий в степени дифференцированносги образов родителей между мальчиками и девочками.

Отношения с родителями. Результаты методики «Подростки о родителях» свидетельствуют о том, что 66 % подростков нашей выборки удовлетворены своими отношениями с матерями, а 31 % — расценивают свои отношения с матерями как конфликтные и эмоционально отстраненные. Эмоционально близкие отношения с отцом имеют 30 % подростков нашей выборки, а 70 % — испытывают недостаток эмоционального общения с отцами и не удовлетворены такой с и туацией.

Подростки, не удовлетворенные своими отношениями с матерями, как правило, воспринимают их менее авторитетными. Подростки, представляющие свои отношения с отцами как эмоционально близкие и удовлетворяющие их, склонны описывать отца более дифференцированно, полно, с помощью различных параметров, что и является в данном случае показателем авторитетности.

Соотнеся данные, полученные по методикам, проведенным с родителями и подростками, мы условно разделили всех подростков на три группы:

1. Благоприятные отношения с родителями. Мнения родителей и подростков об эмоционально близких отношениях совпадают.

2. Неблагоприятные отношения с родителями. Мнения подростков и родителей об отношениях совпадают, т.е. отношения отстраненные, отрицательные, симметричные.

3. Несимметричное, несовпадающее представление об отношениях. Мнения родителей и подростков об отношениях не совпадают. В этом случае можно выделить два варианта:

1) подростки оценивают свои отношения с родителями как благоприятные, а родители оценивают свои отношения с ребенком как негативные, эмоционально отдаленные;

2) подростков могут не устраивать их отношения с родителями, а матери, наоборот, могут быть полностью удовлетворены ими.

Дифференцированностъ образа родителей. По результатам нашего исследования оказалось, что подростки, давая письменную характеристику родителей, более детально и дифференцированно говорят о матери, чем об отце, образ отца, как правило, не дифференцирован.

Ранжирование наиболее часто употребляемых категорий для описания матери и отца показало, что в описании матери подростки больше похожи друг на друга, чем в описании отца.

Было выявлено, что уровень дифференцированносги образов матери и отца не зависит от возраста и пола подростков. Возрастные изменения касаются степени адекватности воспринимаемого поведения родителей, точности распознавания их эмоциональных состояний и отношения к подростку [1, с. 8]. Объемность и дифференцированностъ образа родителей как составляющих авторитета, по нашему мнению, зависит от особенностей общения подростка с родителями, в том числе

в рамках досуговой деятельности. Если общение многогранно, т.е. в равной степени включает в себя эмоциональный, информационный и поведенческий аспекты, то у подростка появляется опыт восприятия своих родителей в различных обстоятельствах. Эго, в свою очередь, формирует многогранное представление о родителях, которые предстают перед подростком с разных сторон. Поэтому он начинает воспринимать их более детально, целостно, эмоционально насыщенно и дифференцированно.

Итак, как было показано выше, всех подростков можно условно разделить на три группы:

1) имеющие отношения с родителями, которые благоприятно влияют на формирование авторитета;

2) имеющие отношения с родителями, которые неблагоприятно влияют на формирование авторитета;

3) имеющие отношения с родителями, которые противоречиво отражают сформированность родительского авторитета.

Полученные данные свидетельствуют о том, что при благоприятных отношениях с родителями у подростков формируется позитивный и «многомерный» их образ. При негативных, конфликтных отношениях большинство подростков имеют эмоционально обедненные, уплощенные представления о своих родителях.

Анализ результатов исследования позволяет заключить, что подростки, оценивающие свои отношения с родителями как благоприятные, имеют дифференцированные, эмоционально насыщенные, многомерные представления о своих родителях. У подростков, оценивающих отношения с родителями как неблагоприятные, конфликтные, существует недифференцированный, уплощенный образ матери и отца. Все это подтверждает предположение о существовании определенного соотношения между характером образа родителей (матери и отца) со стороны их эмоциональной насыщенности, содержательной полноты, многомерности и их отношениями с детьми-подросгками со стороны их конфликтности, деструктивности.

Список литературы

1. Бодалев А.А., Васина Н.В. Познание человека человеком (возрастной, гендерный, этнический и профессиональный аспекты). СПб., 2005.

2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984.

3. Ковалев А. Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека: В 2 т. Л., 1957. Т. 1.

4. Розин М.В. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

5. Фрейд А. Психология «я» и защитные механизмы. М., 1993.

Об авторе

117

Е.А. Емельянова — асп., Московский государственный гуманитарный университет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.