Научная статья на тему 'Образ Родины в образовательной политике в сфере дошкольного образования'

Образ Родины в образовательной политике в сфере дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
327
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ РОДИНЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / IMAGE OF MOTHERLAND / EDUCATIONAL POLICY / NATIONAL IDENTITY / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карушева Юлия Михайловна

Целью настоящей статьи является анализ того, как образ Родины формируется в представлениях детей через образовательную политику, на примере дошкольного образования и воспитания. Научной новизной данной работы выступает изучение образа Родины в образовании с точки зрения социологического знания. Эмпирической базой исследования послужили 57 сценариев детских утренников, опубликованных в 20142016 гг. на образовательном портале maam.ru и предназначенных для проведения праздников в детских садах и школах России. Для анализа указанных источников был использован качественный контент-анализ. Исследование показало, что образ Родины включается в формирование национальной идентичности. Он выстраивается через компоненты национальной идентичности, а именно через когнитивный (маркеры территории; образ семьи (в первую очередь матери), официальные и неофициальные символы России), аффективный (положительные оценки и чувства к Родине) и поведенческий (осуществление действий, выражающихся в защите и заботе о Родине).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF MOTHERLAND IN PRE-SCHOOL EDUCATION POLICY

The aim of the article is to analyze how the image of the Motherland is formed in children's minds by means of educational policy, using the example of pre-school education and upbringing. The scientific novelty of this work is that the image of the Motherland in education is studied from the sociological point of view. The empirical basis for the study includes 57 scenarios of matinee scripts, published in 2014-2016 on the educational portal «maam.ru» and intended for celebrations in Russian kindergartens and schools. To analyze these sources, qualitative content analysis was used. The study shows that the image of the Motherland is incorporated in the development of national identity. It is built through the components of national identity, namely through cognitive components (markers of the territory, the image of the family (primarily mothers), official and unofficial symbols of Russia), affective components (positive assessments and feelings for the Motherland) and behavioral ones (actions through which one's desire to protect and care for the Motherland is manifested).

Текст научной работы на тему «Образ Родины в образовательной политике в сфере дошкольного образования»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018, № 3 (51), с. 127-133

127

УДК 316.4

ОБРАЗ РОДИНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2018 г. Ю.М. Карушева

Карушева Юлия Михайловна, аспирантка кафедры социологии и управления персоналом Ивановского государственного университета;

младший проектный менеджер Всероссийского центра изучения общественного мнения, Москва

karusheva_j@wciom.com

Статья поступила в редакцию 12.03.2018 Статья принята к публикации 19.07.2018

Целью настоящей статьи является анализ того, как образ Родины формируется в представлениях детей через образовательную политику, на примере дошкольного образования и воспитания. Научной новизной данной работы выступает изучение образа Родины в образовании с точки зрения социологического знания. Эмпирической базой исследования послужили 57 сценариев детских утренников, опубликованных в 20142016 гг. на образовательном портале maam.ru и предназначенных для проведения праздников в детских садах и школах России. Для анализа указанных источников был использован качественный контент-анализ. Исследование показало, что образ Родины включается в формирование национальной идентичности. Он выстраивается через компоненты национальной идентичности, а именно через когнитивный (маркеры территории; образ семьи (в первую очередь матери), официальные и неофициальные символы России), аффективный (положительные оценки и чувства к Родине) и поведенческий (осуществление действий, выражающихся в защите и заботе о Родине).

Ключевые слова: образ Родины, образовательная политика, национальная идентичность, патриотизм.

Введение

Образ Родины является одним из наиболее значимых символов России. Его включают в литературные произведения, монументальную и визуальную культуру [1-4]. Как свидетельствуют результаты социологических опросов, он и сегодня сохраняет свою значимость для россиян (РОМИР, сентябрь 2015 г. [5]1).

Важной теоретической предпосылкой к пониманию образа Родины в России исследователи считают различение Родины и Отечества, которое имеет в отечественной мысли длительную историческую традицию и является значимым в представлениях современных россиян [6]2. Родина характеризуется через этническое, материнское, через приватную сферу жизни человека (семья, родной язык, территория); Отечество же описывается через политическое, отцовское, ассоциируется с публичной сферой (государство, власть, война). Отечество определяют посредством стереотипно мужских качеств (сила, логика, рациональность, отвага), в то время как Родине приписывают черты женщины-матери (эмоциональность, заботливость, милосердие) [6].

Социологические исследования проблемы показывают, что у граждан России есть четкое представление, что для них значит Родина: это неполитический феномен, который отождеств-

ляется с «корнями» - землей и домом, матерью и близкими, родным языком и народом. Между Родиной и человеком существует тесная связь. Родина - это земля, на которой человек вырос и которая дала ему жизнь; она растит, воспитывает, учит и оберегает своих детей. Дети относятся к Родине как к матери, которую нельзя бросать, а нужно поддерживать и защищать [7- 9].

В настоящей статье ставится цель проанализировать, как образ Родины формируется в представлениях детей через образовательную политику, на примере дошкольного образования и воспитания.

Государственную политику в сфере образования в самом общем виде определяют как «одно из ключевых направлений внутренней политики государства, имеющее целью создание экономических, институциональных и духовно -идеологических условий для осуществления основных функций образования, включая формирование определенного типа (или типов) личности, воспроизводство кадрового потенциала общества и воспитание граждан государства в соответствии с принятой системой ценностей» [10, с. 17]. Она реализуется на уровне общего и профессионального образования.

Как образ Родины включается в образовательную политику, мы рассмотрим на примере дошкольного образования, поскольку в соответствии с принципами образовательной политики

именно в дошкольном возрасте закладываются основы нравственности, выстраивается иерархия ценностей [11]. Дошкольное образование как первая ступень общего образования имеет свою специфику. В возрасте 3-7 лет у ребенка складывается наглядно-образная форма мышления, дети познают различные связи и свойства вещей посредством оперирования образами этих вещей [12]. Представление о всем многообразии большого мира в таком возрасте начинается с малого: со знакомых ребенку образов семьи, друзей, дома, детского сада - путем проведения аналогий с остальным миром [13].

Среди методов, способов и форм организации образовательной деятельности в детском саду выделяются всевозможные виды игр, проекты различной направленности, праздники, социальные акции, которые могут использоваться как по отдельности, так и в комплексе [14, с. 21].

Материалами для нашего исследования послужили 57 сценариев детских утренников, опубликованных в 2014 - 2016 гг. на образовательном портале maam.ru и предназначенных для проведения праздников в детских садах и школах в различных регионах России. Данный образовательный портал является площадкой для обмена опытом между педагогами.

Сценарии праздников (или, как их по привычке называют, утренников) были выбраны в качестве основного источника, поскольку подготовка к ним предполагает включение разных форм деятельности детей: изготовление «тематических поделок», реквизита, разучивание песен, стихов и танцев. Такое разнообразие методик учитывает возрастные особенности дошкольников. Оно позволяет удерживать их внимание путем переключения с одной активности на другую, что способствует успешному восприятию новой информации [15].

Проведение утренников предполагает серьезную подготовку: дети разучивают песни, стихи, постановки. Задача воспитателей, как считают практики в области педагогики, заключается в объяснении детям, к какому празднику они готовятся, чему он посвящен, чтобы воспитать в них уважительное отношение к различным сферам жизни общества [16]. При этом излагать детям материал рекомендуется таким образом, чтобы оставить у них положительные впечатления как от подготовки, так и от самого утренника. Для реализации этой задачи педагоги учитывают возрастные особенности детей и прибегают к использованию красочных, близких и понятных детям образов. Кроме того, составителям сценариев советуют руководствоваться Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, внося

дополнения с учетом региональных и социокультурных особенностей [14, с. 8].

Одним из принципов современной образовательной политики России является важность воспитания гражданственности и патриотизма в подрастающих поколениях [17]. Он реализуется на всех уровнях образования, в том числе и в дошкольном образовании, где в познавательное развитие Министерство образования и науки РФ включает «формирование первичных представлений <...> о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках» [18]. Патриотизм у детей дошкольного возраста формируется, в том числе, и с помощью такой формы обучения, как утренники.

Образ Родины является важным элементом формирования национальной идентичности, которая формируется во взаимодействии трех компонентов - когнитивного (представления о национальном сообществе, о его территории, символах, истории, ценностях), аффективного (гордость, энтузиазм, переживание за успехи и поражения) и поведенческого (готовность действовать во имя этих представлений и переживаний) [19, с. 241]. Эти компоненты национальной идентичности включаются и в образовательные программы [20], в том числе в сценарии детских утренников.

Рассмотрим теперь, как образ Родины включается в формирование национальной идентичности детей.

Результаты исследования

Анализ сценариев детских утренников показывает, что с помощью образа Родины у детей формируется когнитивный компонент национальной идентичности (знания о своей нации, стране). Образ Родины, на наш взгляд, составляют следующие элементы: во-первых, родная для человека территория; во-вторых, люди, ее населяющие, главным образом семья (в первую очередь мама), друзья, а также многонациональный народ; в-третьих, официальные и неофициальные символы России.

Во всех сценариях значительное место в характеристике образа Родины занимают маркеры территории. Э. Смит подчеркивал важность территории в национальной идентичности. Ту местность, которую люди считают своей и на которой живут несколько поколений, он называл «исторической землей». Ее реки, берега, озера, горы и города становятся священными, они имеют особенное значение для членов нации [21, р. 9].

Территория Родины описывается для детей прежде всего с помощью элементов ландшафта -

«бескрайность и широта лугов и полей», «быстрая речка», «высокие хлеба» и так далее:

«Как пойду я на быструю речку, / Сяду я да на крут бережок.

Посмотрю на родную сторонку, / На зеленый приветный лужок.

Ты сторонка, сторонка родная, / Нет на свете привольней тебя,

Уж ты, нива моя золотая / Да высокие наши хлеба.

Эх, ты, русское наше приволье, / Краю нет на луга и поля.

Ты - широкое наше раздолье, / Ты - родимая матушка-земля!» [22].

В данной песне используются слова, которые показывают, что все это дорого человеку, который испытывает к своей Родине теплые чувства. Важным дополнением здесь является то, что Родина представляется как родимая матушка-земля. Это соотносится с уже упоминаемой традицией соотнесения Родины с этнической, неполитической и потому приватной составляющей национальной идентичности. Не случайно Родина характеризуется преимущественно с помощью этнических маркеров: «русское приволье», «русская природа», «русская песня» и другие. Приватность образа Родины выражается и в том, что Родина описывается как место, где человек родился и живет. Родина - это дом, где человека любят, понимают и ждут, куда хочется возвращаться. В общем смысле образ Родины как дома можно назвать продолжением образа территории, о котором речь шла выше. Родная земля и дом отождествляются с «корнями» человека - это его малая родина.

Исследователи считают, что следует различать малую и большую родину3. Такое разделение особенно актуально для детей, поскольку позволяет организовать патриотическое воспитание более эффективно. Педагоги-практики указывают, что воспитание любви к большой родине происходит через обращение к тому, что важно для ребенка - мама, семья, дом, со знакомства с малой родиной [23]. Именно поэтому все эти элементы часто включаются в сценарии детских утренников.

Как указывают специалисты в области педагогики, формирование представлений о Родине должно начинаться с малого. Сначала происходит знакомство с ближайшим окружением и родным городом или поселком, т.е. с малой родиной. Постепенно расширяя кругозор ребенка, воспитателям следует переходить к знакомству со страной в целом, государственными символами, событиями в истории России, выдающимися гражданами и культурным наследием государства [20].

Анализируемые источники показывают, что в зависимости от региона, в котором был составлен сценарий утренника, содержание образа территории варьируется, в нем нередко делается акцент на малую родину. Это подтверждает следующая фраза из сценария: «Родина - место, где мы родились, страна, в которой мы живем, гражданами которой являемся. Любовь к России у каждого из нас начинается с любви к местам, где ты родился и живешь» [24]. Приведем примеры из сценариев, написанных в г. Челябинске и г. Махачкале:

«Урал - это значит земля золотая / Урал -это рек полноводных простор,

Это леса, что, как волчьи стаи, / Кольцом окружили подножия гор» [25];

«Махачкала - столица дружбы, спорта! / Живут здесь дружно, как одна семья,

Морская гавань - корабли у порта, Махачкала! / Любовь и жизнь моя!» [26].

Еще одной важной составляющей образа Родины является образ людей, ее населяющих. Как отмечал М.О. Мнацаканян, люди являются «субстанцией национальной жизни» [27, с. 54].

В большинстве случаев развертывание образа Родины через образ людей начинается с самого близкого и понятного для ребенка - с семьи, и особенно мамы. Проведение аналогии с семьей является значимым элементом национального дискурса, который определяет ценностную систему национальной идеологии [6, с. 44]. «Что такое Родина? - Спросят вдруг меня. Место, где родился, - Так отвечу я. Папа, мама, бабушка / И мой брат Антон -Это тоже Родина, / И ещё мой дом» [28]4. Родина в сценариях детских утренников зачастую ассоциируется с матерью. По причине возрастных особенностей детей формировать любовь к Родине более эффективно возможно через сравнение ее с самым близким человеком для ребенка - его мамой. Опросы показывают, что и во взрослом возрасте ассоциация Родины с матерью остается достаточно сильной: ей приписываются материнские характеристики и качества [9].

При сравнении Родины с матерью часто в сценариях говорится о ее красоте:

«Мама и Родина очень похожи. / Мама красивая, Родина тоже.

Вы присмотритесь, у мамы глаза / Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница, /Та, что на наших полях колосится.

Много у Родины общего с мамой, / Самой красивой, ласковой самой!» [29].

Материнство Родины дошкольникам описывается также и через характеристики ее отно-

шения к ребенку. Родина заботится о людях, как мать заботится о своих детях. Она, как и мать, любящая и понимающая, она защищает и бережет своих детей:

«Родину называют матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать, защищает нас от всяких врагов» [30].

В характеристике большой Родины составители отмечают, что поскольку Родина-Россия -страна огромная, ее населяют люди разных национальностей:

«Каких народов только нет / В стране великой нашей:

Как пёстрый солнечный букет, / Калмыки и чуваши,

Татары, коми и мордва, / башкиры и буряты -Всем скажем добрые слова. / Любому будем рады» [31].

Наконец, элементом образа Родины являются известные личности, которые сделали весомый вклад в жизнь народа. Они ассоциируются, по терминологии Смита, с «золотым веком нации», временем, которым гордятся [21, р. 66]. Часто в сценариях о выдающихся личностях говорят в привязке к малой родине. Так, таганрогским детям сообщают, что Петр I является основателем г. Таганрога и именно с петровских времен в город стали прибывать корабли из разных стран, происходил обмен культурными ценностями и традициями [32]. Детям Саранска рассказывают о Герое Советского Союза, земляке, летчике М.П. Девятаеве, совершившем побег из концлагеря [33].

Следующей составляющей образа Родины являются символы [34]. Как указывает Л.А. Степнова, символы являются материализованными носителями идеи, имеющими смысл для определенной социальной общности [35].

Среди символов России часто в анализируемых сценариях утренников встречается березка. Она описывается как «русская красавица», «душа русского народа»:

«Берёзка наша, русская красавица, / Не зря роднится с женскою душой,

Сестрой, невестой, милой называется, / То символ нашей Родины большой» [23].

Кроме того, нередко упоминаются и официальные символы государства: флаг, герб, гимн, а также Москва, Красная площадь и Кремль. Они относятся к политической составляющей национальной идентичности, однако чтобы сделать их понятными для детей, составители сценариев раскрывают официальные символы через этническую составляющую: объяснение герба и цветов флага через природу, использование таких фраз, как «сердце России, которое любит тебя»:

«Москва - это Красная площадь. / Москва -это башни Кремля.

Москва - это сердце России, Которое любит тебя» [36];

«Белый цвет - березка / Синий - неба цвет,

Красная полоска - солнечный рассвет» [37];

«У России величавый / На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток / Он смотреть бы сразу смог» [38].

Следует заметить, что авторы сценариев детских утренников разделяют Родину и Отечество, они объясняют образ Родины с помощью этнических, а Отечество - с помощью политических маркеров5. Это можно проследить в сценариях, посвященных празднованию Дня защитников Отечества, Дню Победы, Дню героев Отечества, т.е. военных праздников. В них чаще речь идет об Отечестве, которое нужно защищать. Для этого нужна храбрость, смелость, отвага, сила, любовь к Родине [39]. В сценариях же, которые предназначены для празднования первых дней осени или весны, говорится о Родине без упоминания Отечества. Так происходит, вероятно, потому, что образ Родины описывается в мирное, спокойное, радостное время, когда Родина находится вне опасности.

Формирование аффективного компонента национальной идентичности на детских утренниках связано с развитием положительного отношения к Родине на основе усвоенных ранее представлений о ней. Воспитание в дошкольниках чувства любви к Родине является основной целью, которой следуют авторы сценариев. Помимо любви к Родине, составители считают необходимым развивать в детях чувства долга перед Родиной, гордости и уважения, чувства причастности к судьбе Родины. В целом же указанные чувства образуют одно комплексное -чувство патриотизма. В опросах общественного мнения патриотизм определяется через любовь и уважение к Родине (см., например, [40]).

Наконец, сценарии детских утренников демонстрируют, как формируется поведенческий компонент национальной идентичности, предполагающий выражение чувства любви к Родине и долга перед ней на основе усвоенных знаний и оценок. Проявления указанных чувств задаются в сценариях как различающиеся. Любовь к Родине проявляется в поступках, совершаемых в мирное время; любить Родину - это бережно относиться к природе, заботиться о ней и охранять; интересоваться историей и культурой Родины, а также трепетно, нежно и почтительно относиться к символам Родины; трудиться на благо Родины; воспевать Родину.

«Любить свою Родину - это не значит только восхищаться, любоваться тем, что есть в твоей стране. Любить Родину - это не значит жить

только настоящим. Ведь без прошлого нет будущего. Нужно помнить о прошлом страны, в котором были и героические, и трагические моменты. Любить Родину - это значит делать все, чтобы она становилась богаче, чтобы людям жилось лучше» [41].

Долг же перед Родиной выражается в поступках, совершаемых в военное время. Внимание акцентируется на том, что мальчики должны пойти служить в армию и защищать свою Родину от возможных угроз. Чтобы облегчить понимание и принятие детьми этой обязанности перед Родиной, воспитателям рекомендуют использовать в сценариях такие пословицы, как «жить - Родине служить» и «Родина - мать, умей за нее постоять». В этом аспекте проявляется мобилизационная функция национальной идентичности [42] для защиты страны от внешних и внутренних угроз.

«Сыны России подрастают вновь / И Родине служить они готовы,

Чтоб солнце не ушло навеки в ночь, / А утром озаряло землю снова» [43].

Выводы

Подведем итоги проведенному исследованию. Формирование национальной идентичности в дошкольном возрасте через образовательную политику проводится с учетом возрастных особенностей маленьких детей. Образ Родины в данном случае выступает как действенный инструмент образовательной политики, заключающий в себе и транслирующий компоненты национальной идентичности. Для детей дошкольного возраста характерно образное мышление, поэтому они познают образ Родины через наглядные образы близкого окружающего мира. Воспитание в детях любви к Родине - это важная часть становления национальной идентичности. Этот процесс идет с помощью усвоения знаний о родной земле, близких людях, символах (когнитивный аспект), положительных оценок и чувств (аффективный аспект) и особых поведенческих норм (заботиться о Родине и защищать ее, трудиться на благо Родины).

Проведенный анализ сценариев детских утренников показывает, что образ Родины представлен в нем преимущественно как неполитический, поскольку в описании содержания образа Родины значительное место занимают этнические характеристики. Важное место в описании Родины отводится сравнению ее с матерью. Такая аналогия является доступной и понятной для дошкольника. Отождествление отношения матери и ребенка с отношением Родины и человека позволяет формировать близость маленького гражданина с Родиной.

Таким образом, можно утверждать, что такое направление образовательной политики, как формирование национальной идентичности, позволяет достичь наибольшей эффективности в воспитании маленьких граждан страны, поскольку апеллирует к образу Родины и разъясняет его детям посредством понятных и близких им образов.

Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ 15-03-00010 «Символ 'Родины-матери' в символической политике современной России».

Примечания

1. Об опросах общественного мнения см. также: Гу-зенина С.В. Тамбовчане об образе Родины: итоги эмпирического исследования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 268-276; Рябова Т.Б., Мутаев У.К., Карушева Ю.М. «Родина-мать» в символической политике современной России глазами россиян (на материале интервью) // Женщина в российском обществе. 2016. № 4. С. 31-42.

2. О представлениях современных россиян см. также: Воронцова Е.О., Рябов О.В. Представления ивановцев о Родине и Отечестве (к вопросу о ген-дерных аспектах патриотизма) // Женщина в российском обществе. 2007. № 1. С. 58-65.

3. М.П. Крылов в своей работе отмечает, что малая родина представляет собой «восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственной логикой и представляющей совокупность пространственных идентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности» (Крылов М.П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности // Мир психологии: научно-методический журнал. 2005. № 3. С. 187-200).

4. Семейная метафора в характеристике отношения к Родине берется на вооружение и в массовой культуре. Примером может служить один из самых популярных фрагментов известного фильма

A. Балабанова «Брат-2», в котором ученик начальной школы читает на школьном утреннике стихотворение

B. Орлова «Я узнал, что у меня есть огромная семья». URL: https: //www.youtube. com/watch?v=UvaqR3pj DHM/

5. Идея разграничения Родины и Отечества прослеживается в истории западной и российской философии, анализ которой по данной теме провел О.В. Рябов (Рябов О.В. «Матушка-Русь»: опыт ген-дерного анализа поисков национальной идентичности России и западной историософии. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2001. 202 с.).

Список литературы

1. Докучаев Д.С. «Дочки-матери»: женские аллегории этнорегионов России в постсоветской мону-

ментальной риторике // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 82-95.

2. Рябов О.В. «Родина-мать» в символической политике периода «Болотной революции»: легитимация и делегитимация власти // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 64-81.

3. Смирнов Д.Г. К вопросу о ресемиотизации как форме символической политики («Родина-мать» в политических практиках современной России) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 96-112.

4. Тимофеев М.Ю. Помни о матери-Родине! Конкурирующие места памяти // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 43-63.

5. Образ Родины - в натуре / РОМИР. URL: http://romir.ru/studies/709_1442955600/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Рябов О.В. «Матушка-Русь»: опыт гендерного анализа поисков национальной идентичности России и западной историософии. М.: Научно-издательский центр «Ладомир», 2001. 202 с.

7. Карушева Ю.М. Понимание ивановцами символа «Родина-мать» // Молодая наука в классическом университете: Тезисы докладов научных конференций фестиваля студентов, аспирантов и молодых ученых. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2016. Ч. 5. С. 20.

8. Мутаев У.К. Символ Родины-матери глазами жителей Дагестана (на материале интервью) // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2015. № 4. С. 126-135.

9. Рябова Т.Б., Мутаев У.К., Карушева Ю.М. «Родина-мать» в символической политике современной России глазами россиян (на материале интервью) // Женщина в российском обществе. 2016. № 4. С. 31-42.

10. Смолин О.Н. Образование - для всех. Философия. Экономика. Политика. Законодательство. URL: http://smolm.ru/sites/defauMiles/content/read/educa tion/pdf/section01.pdf (дата обращения: 02.12.2016).

11. Крылов А.А. Психология: Учеб. М.: Проспект, 2005. 496 с.

12. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. М., 2006. URL: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/04.php (дата обращения: 25.01.2017).

13. Рагимова Л.И. Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта // Известия ДГПУ. 2015. № 1. С. 90-96.

14. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. URL: http://www. firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (дата обращения: 25.01.2017).

15. Малашенкова Е.А. Как организовать утренник. URL: http://psmetodiki.ru/index.php/polez/stati-dlya-pedagoga/122-kak-organizovat-utrennik (дата обращения: 26.01.2017).

16. Курочкина М. Утренники в детском саду // RB7-baby. URL: http://rb7.ru/lady/baby/3492 (дата обращения: 15.01.2017).

17. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 19 дек. 2016 г.). URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.01.2017).

18. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: Приказ Министерства образования и науки России от 17 окт. 2013 г. № 1155. URL: http://pravo.gov.ru (дата обращения: 20.01.2017).

19. Дробижева Л.М. Этничность в социально-политическом пространстве Российской Федерации. Опыт 20 лет. М.: Новый хронограф, 2013. 336 с.

20. Попова Е.И. Формирование представлений о родном государстве у детей старшего дошкольного возраста // Концепт. 2014. № 3. С. 1-6.

21. Smith A. National Identity. Penguin Books, 1991. 227 p.

22. Русская народная песня // Сычева С. Сценарий «Россия - Родина моя!». URL: http://www.maam. ru/detskijsad/nod-rosija-rodina-moja-v-sotvetstvi-s-fgos. html (дата обращения: 26.01.2017).

23. Родичева Т. Сценарий фольклорного развлечения «Человек без Родины, что соловей без песни». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-folklorno go-razvlechenija-chelovek-bez-rodiny-chto-solovei-bez-pesni-starshii-doshkolnyi-vozrast.html (дата обращения: 26.01.2017).

24. Фролова Е. Сценарий развлечения «Всё, что Родиной зовется!». URL: http://www.maam.ru/detskij sad/razvlechenie-vs-chto-rodinoi-zovetsj a.html (дата обращения: 26.01.2017).

25. Загороднюк М. Праздник для детей старшей и подготовительной групп «В край родной приходит осень». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/prazdnik-dlja-detei-starshei-i-podgotovitelnoi-grupy-v-krai-rodnoi-prihodit-osen.html (дата обращения: 26.01.2017).

26. Чикуленко М. Сценарий «Мой город у синего моря». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-razvlechenija-moi-gorod-u-sinego-morja.html (дата обращения: 25.01.2017).

27. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. М.: Анкил, 2001. 303 с.

28. Абдуллаева М. Сценарий развлечения «В стихах и песнях славим мы Россию». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-razvlechenija-v-stihah-i-pesnjah-slavim-my-rosiyu-dlja-detei-mladshego-i-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 26.01.2017).

29. Стариков А. «Стихотворение «Мама и Родина» // Рангаева Л. Сценарий общего праздника «Наша малая родина - с. Еделево». URL: http:// www.maam.ru/detskijsad/scenarii-obschego-prazdnika-nasha-malaja-rodina-s-edelevo-s-uchastiem-roditelei. html (дата обращения: 26.01.2017).

30. Дорофеева О. Сценарий развлечения «Я о Родине вам расскажу». URL: http://www.maam.ru/det skijsad/scenarii-vechera-razvlechenija-ja-o-rodine-vam-raskazhu-posvjaschenogo-dnyu-narodnogo-edinstva. html (дата обращения: 26.01.2017).

31. Придолина М. Сценарий музыкально -тематического развлечения «Наша Родина - Россия». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-muzykal no-tematicheskogo-razvlechenija-na-temu-nasha-rodina-rosija-g-tynda-mbdou-ds-2-rosmka.html (дата обращения: 26.01.2017).

32. Безус Г. Сценарий «Моя малая Родина». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-zanjatija-na-te

mu-moja-malaja-rodina-starshii-doshkolnyi-vozrast. html (дата обращения: 26.01.2017).

33. Агишева Н. Сценарий развлечения «О, край ты мой! О, Родина моя!». URL: http://www. maam.ru/detskijsad/razvlechenie-na-temu-o-krai-ty-moi-o-rodina-moja.html (дата обращения: 26.01.2017).

34. Тимофеев М.Ю. Нациосфера. Опыт анализа семиосферы наций. Иваново: Иван. гос. ун-т, 2005. 279 с.

35. Степнова Л.А. Социальная символика России // Социс. 1998. № 7. С. 90-100.

36. Дмитриева Л. Сценарий праздника «Наша Родина - Россия». URL: http://www.maam.ru/detskij sad/nasha-rodina-rosija-403910.html (дата обращения: 26.01.2017).

37. Степанов В. Стихотворение «Флаг России» // Зудова Е. Сценарий праздника «Моя малая Родина». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-moja-malaja-rodina-104692.html (дата обращения: 26.01.2017).

38. Степанов В. Стихотворение «Герб России» // Зудова Е. Сценарий праздника «Моя малая Родина».

URL: http://www.maam.ru/detskijsad/-moja-malaja-rodina-104692.html (дата обращения: 26.01.2017).

39. Котова Е. Сценарий «День героев Отечества». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-prazdni ka-den-geroev-otechestva-532825.html (дата обращения: 26.01.2017).

40. Фонд Общественное Мнение: О патриотизме. URL: http://fom.ru/TSennosti/11471 (дата обращения: 26.01.2017).

41. Ляленкова В. Сценарий «Все здесь русское, родное». URL: http://www.maam.ru/detskijsad/ kraevedcheskii-prazdnik-vse-zdes-ruskoe-rodnoe-4395 25.html (дата обращения: 26.01.2017).

42. Гудков Л.Б. Человек в реформирующемся обществе. Феномен негативной мобилизации. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/12/16/1214863269/Gu dkov.pdf (дата обращения: 26.01.2017).

43. Сазонова В. Сценарий «Родина - Мать. Умей за нее постоять». URL: http://www.maam.ru/detskij sad/scenarii-prazdnika-23-fevralja-rodina-mat-umei-za-ne-postojat.html (дата обращения: 26.01.2017).

THE IMAGE OF MOTHERLAND IN PRE-SCHOOL EDUCATION POLICY

Yu.M. Karusheva

Ivanovo State University

The aim of the article is to analyze how the image of the Motherland is formed in children's minds by means of educ a-tional policy, using the example of pre-school education and upbringing. The scientific novelty of this work is that the image of the Motherland in education is studied from the sociological point of view. The empirical basis for the study includes 57 scenarios of matinee scripts, published in 2014-2016 on the educational portal «maam.ru» and intended for celebrations in Russian kindergartens and schools. To analyze these sources, qualitative content analysis was used. The study shows that the image of the Motherland is incorporated in the development of national identity. It is built through the components of national identity, namely through cognitive components (markers of the territory, the image of the family (primarily mothers), official and unofficial symbols of Russia), affective components (positive assessments and feelings for the Motherland) and behavioral ones (actions through which one's desire to protect and care for the Motherland is manifested).

Keywords: image of Motherland, educational policy, national identity, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.