Научная статья на тему 'Образ реального и идеального преподавателя в представлении студентов специальности «Клиническая психология»'

Образ реального и идеального преподавателя в представлении студентов специальности «Клиническая психология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1422
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ преподавателя / педагог высшей школы / взаимоотношение преподавателя и студента / реальный и идеальный образ / кризис 3 курса / image of lecturer / teacher of the higher school / relationship of the teacher and student / real and ideal image / crisis of the third course

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Татьяна Викторовна, Сазыкина Светлана Николаевна

В статье представлены результаты эмпирического исследования реального и идеального образа преподавателя в представлении студентов 3 курса специальности клинической психологии. Исследование показало, что у студентов в целом наблюдается негативный образ реального преподавателя, который характеризуется незаинтересованностью в обучении студентов и предвзятым отношением к ним. Идеальный образ представлен ответственным, деликатным, мягким, заботливым, бескорыстным, отзывчивым педагогом, умеющим подбодрить и успокоить. Авторы статьи анализируют полученные данные с позиции кризиса 3-го курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF THE REAL AND IDEAL TEACHER IN REPRESENTATION OF STUDENTS OF THE SPECIALTY «CLINICAL PSYCHOLOGY»

The article presents the results of empirical research of a real and ideal image of the teacher in representation of students of the third course of specialty of clinical psychology. The research has shown that students have in general a negative image of the real teacher, which is characterized by lack of interest in training students and biased attitude to them. The ideal image is presented by the responsible, delicate, gentle, careful, unselfish, responsive teacher who is able to encourage and reassure students. The authors analyze the obtained data from a position of the crisis of the 3rd course.

Текст научной работы на тему «Образ реального и идеального преподавателя в представлении студентов специальности «Клиническая психология»»

УДК 378.015.3 ББК 88.6+88.7+74.48

ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

Капустина Татьяна Викторовна.

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет», г. Владивосток, преподаватель кафедры общепсихологических дисциплин, [email protected]

Сазыкина Светлана Николаевна.

ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный медицинский университет», г. Владивосток, студентка.

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования реального и идеального образа преподавателя в представлении студентов 3 курса специальности клинической психологии. Исследование показало, что у студентов в целом наблюдается негативный образ реального преподавателя, который характеризуется незаинтересованностью в обучении студентов и предвзятым отношением к ним. Идеальный образ представлен ответственным, деликатным, мягким, заботливым, бескорыстным, отзывчивым педагогом, умеющим подбодрить и успокоить. Авторы статьи анализируют полученные данные с позиции кризиса 3-го курса.

Ключевые слова: образ преподавателя, педагог высшей школы, взаимоотношение преподавателя и студента, реальный и идеальный образ, кризис 3 курса.

THE IMAGE OF THE REAL AND IDEAL TEACHER IN REPRESENTATION OF STUDENTS OF THE SPECIALTY «CLINICAL

PSYCHOLOGY»

Kapustina Tatyana Viktorovna.

The teacher of the Department of general psychological disciplines. State budgetary educational institution of higher professional education «Pacific State medical University», Russia, Vladivostok.

Sazykina Svetlana Nikolaevna.

The student of State budgetary educational institution of higher professional education «Pacific State medical University», Russia, Vladivostok.

Abstract. The article presents the results of empirical research of a real and ideal image of the teacher in representation of students of the third course of specialty of clinical psychology. The research has shown that students have in general a negative image of the real teacher, which is characterized by lack of

interest in training students and biased attitude to them. The ideal image is presented by the responsible, delicate, gentle, careful, unselfish, responsive teacher who is able to encourage and reassure students. The authors analyze the obtained data from a position of the crisis of the 3rd course.

Key words: image of lecturer, teacher of the higher school, relationship of the teacher and student, real and ideal image, crisis of the third course

В современном высшем образовании важное место занимает вопрос взаимоотношений между студентом и преподавателем. Многие исследователи в области педагогики утверждают, что качество высшего образования напрямую связано с личностью преподавателя. Педагог высшей школы должен обладать такими индивидуальными качествами, как владение строгой логикой педагогического процесса, речью, способностью аналитика, оратора, организатора и др. [1, с. 69]. Мнение студентов о том или ином преподавателе, степень заинтересованности их на лекциях и семинарах, стремление к самостоятельному поиску дополнительной информации по дисциплине влияют на оценку качества преподавания. В связи с этим, исследование является актуальным, поскольку знание реального и идеального образа педагога высшей школы поможет понять существующие проблемы в общении между студентом и преподавателем и найти оптимальные пути для их решения.

Цель работы: исследовать образ реального и идеального преподавателя в представлении студентов специальности клиническая психология для улучшения педагогического взаимодействия преподавателя и студента.

Для проведения эмпирического исследования использовались следующие методы: анкетирование, тестирование, представленное методикой «Диагностика межличностных отношений» (ДМО) Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик, рисуночная проективная методика «Реальный и идеальный преподаватель», для статистической обработки данных использовались непараметрический W-критерий Уилкоксона и контент-анализ. Выборку представили 30 студентов третьего курса специальности «Клиническая психология». Для исследования был выбран 3 курс, поскольку у студентов уже сформировался определенный образ преподавателя.

По результатам анкетирования было выявлено, что 19 студентов из 30 недовольны взаимоотношениями с преподавателями, объясняя это тем, что большинство педагогов не заинтересованы в обучении студентов и имеют предвзятое отношение к ним. Большинство считают своих преподавателей профессионалами, а в идеале видят своими наставниками.

При оценке реального и идеального образа преподавателя по методике ДМО, согласно W-критерию Уилкоксона и определению медианы, были получены значимые различия среди следующих типов: властный-лидирующий, сотрудничающий-конвенциальный, ответственно-великодушный (Таблица 1).

Таблица - 1. Значение медианы по значимым различиям реального и идеального образов преподавателя среди студентов по методике ДМО (Л.Н. Собчик)._____

Значения Значения

№ Тип Объем медианы медианы

п/п выборки для для

реального идеального

образа образа

1 Властный-лидирующий 30 7 9

2 Сотрудничающий-конвенциальный 30 3 6

3 Ответственно-великодушный 30 1,5 6,5

Соответственно, можно говорить о том, что реальный образ преподавателя в представлении студентов клинической психологии характеризуется уверенностью в себе, настойчивостью. Преподаватель воспринимается студентами как хороший наставник и организатор, реалистичный в суждениях и поступках. При этом преподаватель является доминантным, энергичным, успешным в делах. Идеальный же образ педагога высшей школы склонен к сотрудничеству, является гибким и компромиссным при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружающих, помогать, проявлять теплоту и дружелюбие в отношениях. По их мнению, преподаватель должен быть ответственным к людям, деликатным, мягким, добрым, заботливым, бескорыстным, отзывчивым, умеющим подбодрить и успокоить окружающих, чем не характеризуется реальный образ. Вероятно, такие данные были получены в связи с тем, что студентам больше хочется внимания со стороны преподавателей, чтобы преподаватель был авторитетом среди студентов, но при этом достаточно дружелюбным и идущим на контакт. В результате статистической обработки рисуночной проективной методики «Реальный и идеальный преподаватель» с помощью контент-анализа было выявлено, что в большинстве случаев (в 24 из 30) преподаватель изображается в образе женщины в возрасте 35-55 лет (исходя из визуального образа и пострисуночного опроса). Можно предположить, что полученный реальный образ является отражением бытующего мнения, что профессия преподавателя преимущественно женская. Студенты 3 курса клинической психологии считают, что реальный преподаватель нейтрально (безразлично, равнодушно) относится к студенту, а настроение преподавателя чаще плохое усталое, раздражительное, тревожное и грустное. Идеальный образ преподавателя также представлен женским образом (35-55 лет). Можно предположить, что это связано со спецификой их будущей профессии, поскольку образ психолога - это образ приятной женщины с качествами, присущими матери. Также идеальный педагог представлен студентами в хорошем и радостном настроении, он с добротой, любовью и уважением относится к студентам, в свою очередь, студенты относятся к педагогу с восхищением и уважением.

Таким образом, можно сделать вывод, что полученные результаты могут быть обусловлены так называемым «кризисом 3 курса». Этот этап обучения связан с осознанием своей будущей профессии. В этот момент студент может принимать решение о прекращении образования, либо, переоценивая свою систему профессиональных ценностей, продолжать обучение, но со сдвигом мотивов [2]. Шибаевой Г.Е. [3, с. 24] было установлено, что для студентов-психологов на третьем курсе обучения характерно внутреннее противоречие. C одной стороны, они имеют теоретическую базу, приобрели небольшой опыт практической деятельности, а с другой стороны, у них прослеживается осознание своей некомпетентности, ограниченности себя как специалиста. На фоне подобного рода противоречий возникает отрицательный эмоциональный фон. Вероятно, именно поэтому студенты видят педагога таким, каким он им кажется, ввиду их сомнения, связанного с кризисом 3 курса. В связи с этим, преподавателям необходимо подбадривать студента, приводить доводы в пользу продолжения учебы, стараться не конфликтовать со студентами, чтобы они окончательно не приняли решение прекратить учёбу. Проводить лекционные и практические занятия с использованием интерактивных методов, позволяющих студентам проявлять свою активность на занятии, не бояться отвечать, стимулировать возникновение еще большей заинтересованности в данной специальности. Также преподавателям необходимо проявлять уважение по отношению к студентам, быть более доброжелательными, отзывчивыми, чтобы студент мог обратиться за помощью и не бояться задавать волнующие его вопросы. При этом преподавателю необходимо оставаться требовательным, настойчивым, доминантным, проявлять сильную волю, чтобы оставаться в глазах студентов авторитетом.

Для подтверждения полученных результатов необходимо провести аналогичное исследование среди студентов этой же специальности, которые преодолели кризис 3-го курса.

Библиографический список:

1. Белова А.О., Кадыров Р.В., Корнилова Д.С., Скоробач Т.В. Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у преподавателей вуза (на примере преподавателей медицинского вуза) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2014. - № 12. - С. 69-74.

2. Семёнова Е.М., Ворошилина Н.Н. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза // Психология, социология и педагогика. - 2015. - №6 (45). - [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 05.06.2016)

3. Шибаева Г.Е. Динамика рефлексивно-эмпатийных свойств личности в процессе профессионального становления студентов-психологов: автореф. ... дисс...канд. психол. наук. - М., 2010. - 26 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.