научно-методический электронный журнал
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13230.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13230
УДК 378.12
Ларина Елена Николаевна,
кандидат психологических наук, доцент кафедры дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет», г. Оренбург [email protected]
Аннотация. В статье приводятся результаты исследования представлений современных студентов 1-5-х курсов о профессионально важных качествах «идеального» и «реального» преподавателя высшей школы.
Ключевые слова: образ преподавателя, профессионально важные качества, мнение студентов, идеальный и реальный преподаватель.
Не смотря на бурное внедрение в образовательный процесс информационных технологий, решение основных педагогических задач происходит в процессе реального педагогического взаимодействия.
При исследовании взаимодействия преподавателей и студентов в сфере высшего образования большое значение приобретает объективная обоснованность ожиданий субъектов, выступающих в качестве участников взаимодействия. Характер педагогического взаимодействия напрямую зависит от того как представляют друг друга, что думают друг о друге, чего ждут друг от друга его субъекты. Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем - от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения.
Внешний вид преподавателя, стиль изложения материала, особенности речи определяют отношение студентов к изучаемой дисциплине, к образованию в целом, к выбранной профессии.
Исходя из вышеизложенного, нами выбрана тема исследования: «Образ преподавателя глазами студентов». Цель работы - изучение представлений студентов о профессионально важных качествах современного преподавателя. Нами были выделены следующие задачи исследования.
1. Систематизация материала, наработанного в науке по проблеме восприятия человека человеком.
2. Экспериментальное изучение представлений студентов о профессионально важных качествах преподавателя.
3. Сравнение представлений об «идеальном» и «реальном» преподавателе.
Адекватное восприятие друг друга - один из важнейших факторов успешного общения. Говоря о межличностном восприятии, С. Л. Рубинштейн сравнивает восприятие с чтением, расшифровкой значения внешних данных [1]. Возникающие при этом впечатления, играют важную регулятивную роль в процессе общения и деятельности. Наиболее информативными является внешний облик (физические качества плюс оформление внешности) и поведение (совершаемые действия и экспрессивные реакции).
В современном вузе преподаватель уже не может быть только проводником знаний и информации, он должен быть организатором, модератором, фасилитато-ром, психологом. От этого во многом зависит успешность его педагогической деятельности и авторитет.
В исследовании принимали участие студенты технического факультета в количестве 100 человек.
Изучение представлений студентов о профессионально важных качествах «идеального» и «реального» преподавателя
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
КОНТ TF,ПТ
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13230.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13230 УДК 378.12
Для проведения исследования на основе изучения педагогической литературы мы составили сводную таблицу профессионально важных качеств преподавателя (табл. 1).
На первом этапе исследования студенты отмечали в данной таблице качества, которыми должен обладать «идеальный» преподаватель. На втором этапе студенты отмечали качества, которыми обладают их реальные преподаватели. Результаты исследования мы анализировали по блокам профессионально важных качеств и по каждому качеству отдельно (рис. 1).
1800
1400
1000
600
200
идеальным і реальный
2 3 4 5
Знания,
опыт
1 2 3 4 5
Внешний
вид
1 2 3 4 5
Речь, стиль изложения
1 2 3 4 5
Педагогические
способности
Рис. 1. Сравнение образов идеального и реального преподавателя
Анализ по блокам показал, что у студентов на каждом курсе имеются свои критерии уровня развития профессионально важных качеств идеального преподавателя и представление о владении ими у реальных преподавателей. При этом нельзя не отметить, что у студентов третьего курса данная разница наименьшая или например критерий «знания и опыт» практически на уровне ожидания. Так же нельзя не акцентировать свое внимание на блоке «педагогические способности», где практически на всех курсах имеется большой разбег, особенно у первого и пятого курса.
Анализ по блокам показал, что у студентов на каждом курсе имеются свои критерии уровня развития профессионально важных качеств идеального преподавателя и представление о владении ими у реальных преподавателей. При этом нельзя не отметить, что у студентов третьего курса данная разница наименьшая или например критерий «знания и опыт» практически на уровне ожидания. Так же нельзя не акцентировать свое внимание на блоке «педагогические способности», где практически на всех курсах имеется большой разбег, особенно у первого и пятого курса.
2000
600
200
800
400
0
«VI О <Х»
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
КОНТ тнпт
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e
49965Pt:rU/2№2lo43i23aKhtm' ~ ^ ^ ЭЛ № ФС ?7‘
ART 13230 УДК 378.12 . ' .
Таблица 1
Бланк для оценки профессиональных качеств преподавателя
Блок «Знания, опыт»
Отсутствие 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общий кругозор, эрудиция (знания в различных областях)
Знания основ дисциплины на уровне учебника 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Глубокие теоретические знания по преподаваемой дисциплине
Сам не занимается практической работой по преподаваемой дисциплине 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большой практический опыт по преподаваемой дисциплине
Отсутствие педагогического опыта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Большой педагогический опыт (опыт преподавания)
Отсутствие жизненного опыта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Богатый жизненный опыт (знание о том, как поступить в той или иной жизненной ситуации)
Блок «Внешний вид»
Сутулость 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Прямая осанка
Шаркает ногами, семенит и другие недостатки 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уверенная походка
Джинсы, свитер 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Деловой костюм
Неопрятный внешний вид 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Аккуратность (идеально выглаженная, чистая одежда)
Не следит за модой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Модная одежда (соответствие последним мировым тенденциям, новинкам сезона)
Одинаковая одежда каждый день 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Разнообразие по цвету и фасону
Подчёркнуто молодёжный или слишком возрастной стиль в одежде 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Соответствие внешнего вида возрасту, статусу, индивидуальным особенностям преподавателя
«Не следит за собой» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Ухоженность (макияж, маникюр, стрижка)
Блок «Речь, стиль изложения»
Скучно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Образность (яркие примеры)
Простота, доступность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Научность (специальные термины и научные понятия)
Произносимые слова не понятны 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Чёткая дикция
Слова паразиты, речевые ошибки, ошибки в ударениях 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Грамотность
Говорит слишком тихо или слишком громко 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оптимальная громкость голоса
Перескакивает с одного на другое 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Логичность, последовательность
Блок «Педагогические способности»
Слишком сложно 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Понятно объясняет
Читает по бумажке 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Свободно излагает материал
Перегружает работой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Оптимально распределяет время на паре (чередует виды деятельности)
Монолог преподавателя 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Диалог со студентами
Слишком жёсткие требования 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Чёткие, понятные требования
Избирательное отношение к студентам 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Единые требования для всех
Даёт только теоретические положения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Теоретические положения сопровождает практическими примерами
Однообразные методы (лекции, семинары) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Разнообразные методы обучения (деловые игры, практические упражнения)
Строго следует требованиям программы и стандарта 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Учитывает способности и возможности студентов
Отсутствие, несистематичность 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Обязательный, систематический контроль
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
научно-методический электронный журнал
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13230.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
ART 13230
УДК 378.12
Одной из причин такой разницы, возможно, является преимущественное изучение на первом курсе общеобразовательных дисциплин. При этом нельзя исключить тот факт, что первокурсники сравнивают вузовских преподавателей с школьными учителями. Результаты выпускного курса иллюстрируют большую осознанность и дифференцированность критериев оценки преподавателя, а также большую критичность в отношении реальных преподавателей.
Вышеприведенный анализ является общим и для более полного анализа, рассмотрим более подробно каждый блок.
Блок «Знания, опыт». Анализируя блок «знания, опыт», можем сразу отметить, что, по мнению анкетируемых студентов, уровень владения предложенными критериями у идеального преподавателя на уровне не мене 75% (рис. 2). А вот у реальных преподавателей, владение данными критериями, по мнению некоторых респондентов на уровне 55-60% (рис. 3). Хотя нельзя не отметить, что уровень владения рядом критериев у идеального и реального преподавателя одинаковы. А в некоторых случаях степень развития реальных преподавателей превосходит идеального. Данное расхождение между идеальным и реальным преподавателем приходится на респондентов, обучающихся на третьем курсе.
Блок «Внешний вид» (рис. 4, 5). Проводя анализ данного блока, нами было отмечено, что, по мнению студентов, во внешнем виде преподавателя не имеют большой важности деловой костюм, разнообразие в цветовой и фасонной гамме, а так же модная одежда. При этом данные критерии находятся на уровне, или их соответствие лежат в промежутке ±10%, что практически соответствует погрешности.
Блок «Речь, стиль изложения» (рис. 6, 7). При проведении анализа данного блока нами было подчеркнуто, что студенты трезво оценивают и понимают, что идеала не существует. Уровень владения каждым из критериев лежит в промежутке от 75-80% до 90-93%. За исключением критерия «научность (специальные термины)», по мнению студентов, идеальный преподаватель должен владеть им на уровне 50-55%, при этом уровень данного критерия у реальных преподавателей оценен в 60-70%. О чем нельзя сказать по остальным критериям у реальных преподавателей, они увы уступают идеальным, по некоторым курсам разница лежит в промежутке до 30-35%. То есть некоторые качества у реальных преподавателей на уровне 50-55%, что говорит о необходимости повышения квалификации.
Блок «Педагогические способности» (рис. 8, 9). При анализе данного блока, нами было замечено, что уровень развития каждого из критериев у идеального преподавателя, по мнению студентов должен быть на высоком уровне (75-90%). Требования к уровню развития качеств данного блока у идеального преподавателя практически не меняются в процессе обучения, если и есть расхождения, то они незначительны. Аналогично предыдущим блокам уровень важности у каждого отдельно взятого критерия идеального преподавателя различен, одни более развиты, другие менее, но уровень ко всем высок. При этом явно видно и то, что реальные преподаватели не дотягивают по развитию этих критериев до идеального, разница не катастрофична, но все же ощутима. Что говорит о необходимости работы преподавателей в направлении развития данных качеств.
гм yj nj
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13230 УДК 378.12
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e koncept.ru/2ol3/13230.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Общий кругозор Глубокие Большой Большой Большой жизненный
теоретические знания практический опыт педагогический опыт опыт
■ 1 и2 и3 и4 и5
Рис. 2. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя в блоке «Знания и опыт» по мнению студентов разных курсов
200
180
160
140
120
100
80
60
40
20
Общий кругозор Глубокие Большой практический Большой Большой жизненный
теоретические знания опыт педагогический опыт опыт
Рис. 3. Уровень развития предложенных критериев у реальных преподавателей в блоке «Знания и опыт» по мнению студентов разных курсов
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
КОНТ TF,ПТ
научно-методический электронный журнал ART 13230 УДК 378.12
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13230.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
200
180
160
140
120
100
80
60
■ I
f
k I
Г|
III I '
I I
Рис. 4. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя в блоке «Внешний вид» по мнению студентов разных курсов
200
180
Прямая осанка Уверенная Деловой Аккуратность Модная одежда Разнообразие Соответствие Ухоженность
походка костюм по цвету и внешнего вида
фасону возрасту
Рис. 5. Уровень развития предложенных критериев у реальных преподавателей в блоке «Внешний вид» по мнению студентов разных курсов
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13230 УДК 378.12
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e koncept.ru/2013/13230.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
200
120
100
80
Рис. 6. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя в блоке «Речь, стиль изложения» по мнению студентов разных курсов
200
180 160 140 120 100 80 60
Рис. 7. Уровень развития предложенных критериев у реальных преподавателей в блоке «Речь, стиль изложения» по мнению студентов разных курсов
pu "7 fu
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
КОНТ тнпт
научно-методический электронный журнал ART 13230 УДК 378.12
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13230.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
250
200
150
100
Рис. 8. Уровень развития предложенных критериев у идеального преподавателя в блоке «Педагогические способности» по мнению студентов разных курсов
180 160 140 120 100 80 60
.1 L .1
Iі II
1 ■'
I 1
. . .
■ 1 nil V Iі 1 ■ ■ ■
.
Рис. 9. Уровень развития предложенных критериев у реальных преподавателей в блоке «Педагогические способности» по мнению студентов разных курсов
Результаты опроса студентов показали, что, прежде всего, последние ценят в преподавателе педагогические способности: «понятно объясняет», «учитывает способности и возможности студента» и пр. способность научить студента размышлять самостоятельно. Большую потребность наши студенты испытывают в сфере активных форм обучения: тренинги, деловые игры и пр.
На втором месте по значимости находится критерии знания и опыта преподавателя: преподаватель должен обладать знаниями в различных областях, быть профессионалом в своей области и объяснять изучаемый материал на конкретных примерах, его занятия должны обладать ценностью с точки зрения прикладной значимости.
На третьем месте, студенты ценят в преподавателе ораторские способности: «четкая дикция», «грамотность».
И на четвертом месте, наименее важный, по мнению студентов, критерий внешнего вида: «модная одежда», «разнообразие по цвету и фасону», хотя нельзя
IV! 0 IV!
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm
КОНТ тнпт
Ларина Е. Н. Изучение представлений студентов о профессионально важных качеств ах «идеального» и «реального» преподавателя // Концепт. - 2013. -№ 11 (ноябрь). - ART 13230. - 0,3 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2013/13230.htm. - Гос. per. Эл№ФС 7749965. - ISSN 2304-120Х.
научно-методический электронный журнал ART 13230 УДК 378.12
не отметить высокие требования к таким характеристикам внешнего вида как «ухоженность» и «аккуратность».
Противоречивость высказываний студентов заставляет еще раз подчеркнуть, что при всей ценности материалов опроса они - лишь составная часть многосторонней оценки деятельности преподавателя.
Ссылки на источники
1. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2009. - 720 с.
ISSN 2304-120Х
Larina Elena,
candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of supplementary professional education, Orenburg State Agrarian University, Orenburg [email protected]
The study of the students’ views on professionally important qualities of an «ideal» and «real» teacher
Abstract. The author presents the results of the study of modern students’ views on professionally important qualities of an "ideal" and "real" high school teacher.
Keywords: image of a teacher, professionally important qualities, the students' opinion, the ideal and the real teacher. ; 7 7 2 ? 0... , 2 r % 5
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412013511
http://e-koncept.ru/2013/13230.htm