ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОДИАГНОСТИКА ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕД / EDUCATIONAL PSYCHOLOGY, PSYCHODIAGNOSTICS OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENTS
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.123.12
ОБРАЗ РЕАЛЬНОГО И ИДЕАЛЬНОГО ГОРОДА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ
НИЖНЕГО НОВГОРОДА)
Научная статья
Зинина С.М.1' *
1 ORCID : 0000-0002-4005-9555;
1 Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, Нижний Новгород, Российская
Федерация
* Корреспондирующий автор (snejanazinina[at]mail.ru)
Аннотация
Предмет исследования - образ города как система представлений о пространстве типичной жизнедеятельности, включающая значимые элементы и характеристики города, связанные с ведущими потребностями и ценностями личности. На основании исследования, выполненного методом семантического дифференциала «Город», показано, что значимыми для студентов являются эмоционально-эстетические, нравственные, и обеспечивающие самореализацию характеристики городской среды. По результатам исследования основные черты Нижнего Новгорода: большой, заполненный, старый и красивый. Желательные свойства - чистый и ухоженный. Иногородние студенты выше оценивают положительные характеристики городской среды нежели студенты, проживающие в городе постоянно. Делается вывод о том, что городская среда Нижнего Новгорода не является дополнительным фактором негативного стресса для иногородних студентов-первокурсников.
Ключевые слова: образ города, факторы городской среды, метод семантического дифференциала, стресс, социально-психологическая адаптация студентов.
THE IMAGE OF THE REAL AND IDEAL CITY IN THE PERCEPTIONS OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF
NIZHNY NOVGOROD)
Research article
Zinina S.M.1' *
1 ORCID : 0000-0002-4005-9555;
1 Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering, Nizhny Novgorod, Russian Federation
* Corresponding author (snejanazinina[at]mail.ru)
Abstract
The subject of the research is the image of the city as a system of ideas about the space of typical life activity, including significant elements and characteristics of the city, associated with the leading needs and values of a person. Based on the study, performed by the method of semantic differential "City", it is shown that the emotional, aesthetic, moral, and self-fulfilling characteristics of the urban environment are significant for students. According to the results of the study, the main features of Nizhny Novgorod are the following ones: big, crowded, old and beautiful. Desirable characteristics are for the city to be clean and well-maintained. The out-of-town students rate the positive characteristics of the urban environment higher than the students who live in the city permanently. The conclusion is made that the urban environment of Nizhny Novgorod is not an additional factor of negative stress for out-of-town first-year students.
Keywords: city image, urban environment factors, semantic differential method, stress, socio-psychological adaptation of students.
Введение
Любой город - это феномен материальный, социальный, психологический. Изучение города, а точнее человека в городской среде, осуществляется в рамках экономической географии, истории, культурологии, социологии, психологии. Междисциплинарность свойственна многим исследованиям города и городского образа жизни. Основные психологические исследования жизни горожанина центрируются вокруг проблем восприятия города («ментальные карты города», образы, представления, эмоциональная модульность восприятия), влияния городской среды на эмоционально-психологическое благополучие человека, рассмотрение условий городской жизни как ресурса для удовлетворения персональных потребностей его жителей и все это ещё в сравнительном анализе у различных социальных или профессиональных групп как внутри города, так и у представителей разных по масштабу городов. В свете психолого-педагогических исследований город целесообразно рассматривать как особую среду для личностного развития и психологического комфорта, как фактор становления определенных личностных свойств [4].
Отечественные социально-психологические исследования проводились на примерах городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Самары, Белгорода [8], Екатеринбурга [1], Новосибирска [10], Нижневартовска [7] и конечно Нижнего Новгорода[8].
Психология в качестве фактора психического развития рассматривает не столько город, сколько городскую среду. Введение понятия «городская среда» смещает акцент с проблемы воздействия города на личность на проблему взаимоотношения личности и города. Городская среда влияет на человека, но будучи искусственной средой, она
человеком и создается. Городская среда - это не просто окружающее пространство, наполненное природными, архитектурными, социальными элементами, а то, что выделила и освоила личность из этого в процессе своей деятельности, то, к чему возникло определенное отношение. В исследовании Е.Ю. Пряжниковой и О.В. Голубь показано, что городская среда репрезентируется в сознании личности или группы в виде образа, обладающего определенной эмоциональной модальностью. В структуре образа города элементы среды переплетаются с фантазиями, желаниями, значениями реципиента [7]. Образ города - психическое образование, субъективная картина окружающей пространственно-предметной среды города и системы связей ее элементов с эмоционально-чувственными переживаниями [1].
В исследовании Н.В. Долговой, на основании факторного анализа материала, собранного методом семантического дифференциала, выявлено, что основные линии оценки городской среды связаны с возможностью или невозможность личности реализовать себя в городе; безопасностью проживания; порядочностью, нравственностью жизни горожан; динамичностью развития, прогрессивностью города [2].
Таким образом, представление о городе в сознании человека - это результат процессов восприятия и памяти. Восприятие всегда опосредуется образом жизни, целями деятельности субъекта. Как любой образ представления, образ города имеет эмоционально-чувственную грань, связанную с основными потребностями и ценностями личности. Следовательно, образ города у студенчества, как группового субъекта, - это система представлений студентов о городе как о пространстве типичной жизнедеятельности. И за спецификой образа и его оценкой прослеживается специфика ведущих потребностей и личных ценностей определенной молодежной группы. Результаты исследования, выполненные на выборке подростков из Нижневартовска [7] доказывают, что при освоении нового пространства для молодых людей важны такие характеристики городской среды как «дружелюбие», «надежность», «безопасность», которые отражают потребность сохранить внутреннюю безопасность при соприкосновении с привлекательным новым и неизведанным. Анализ оценки школьниками городской среды, выполненный Е.Ю. Мазур и Е.А. Никуловой, также показал, что для подростков важны безопасность, защищенность, комфортность объектов городской среды, где проходит их активная социализации [6].
В исследовании Н.К. Радиной [8] на основании результатов опроса 515 жителей малых городов Нижегородского региона и самого Нижнего Новгорода в частности показано, что в представления о Нижнем Новгороде входят: природные объекты (парки, скверы, набережные), история города («древности», «роль в истории России), объекты промышленности (заводы и фабрики), архитектура, объекты культуры (музеи, концертные залы), городские праздники. Причем частота представленности этих элементов при описании города имеет специфику в разных социальных группах.
В статье Е.Ю. Мазур и Е.А. Никуловой показано, что образы города в группе школьников и студентов несколько отличны по причине различий в образах жизни этих групп и ведущих потребностей возраста. Говоря о студентах лишь в аспекте сравнения со школьниками, авторы статьи отмечают те объекты, которые входят в «образ города» у молодежи - это места отдыха (площади, набережные), объекты культурного досуга, места, относящие к транспортным маршрутам [6].
Большой город содержит выраженный потенциал развития и потому, что является образовательным центром региона. Крупные университеты, как правило, располагаются в мегаполисах. При изучении стратегии выбора молодыми людьми учреждения высшего образования [9] было доказано, что город обучения - это весомый фактор выбора университета. На основании анализа таких характеристик города как: размер и «центральность», безопасность, культурная среда, количество мест досуга, стоимость жизни, климат и экология, наличие в городе социальных, научных и культурных проектов, были определены стратегии выбора абитуриентами города обучения: романтическая и проектная (за которыми стоит потребность в самореализации) и прагматическая (реализующая потребность в безопасности).
Основные факторы городской среды крупного города, такие как разнообразие форм досуга, избыток информации, плотность социальных контактов могут иметь неоднозначные последствия для личности, выступая источниками как эустресса, так и дистресса. В позитивном ключе разнообразие культурной жизни, контакты со значимыми людьми, информированность о городских событиях, вариативность модных проявлений повышают ресурс жизнеспособности личности. В то время как изобилие рекламы, навязанные социальные контакты в силу большой плотности населения, вызывают негативную эмоциональную реакцию, воспринимаются горожанином как нарушение психологической приватности и создают особое состояние «пресыщенности» от жизни в мегаполисе [3].
Стресс-факторы городской среды мегаполиса (загрязнение окружающей среды, транспортные риски, информационно-динамические нагрузки, социальный краудинг, трудности ориентации в пространстве) осознаются как самими жителями крупного города, так и жителями малых городов. Однако гипотетическая оценка их у жителей малых городов не соответствует их реальной оценки у жителей самого мегаполиса. В исследовании О.В. Кружковой доказано, что жители малых городов преувеличивают риски для жизни и здоровья, однако недооценивают безразличие в отношениях между горожанами, индифферентность в отношениях к окружающим, которые у жителя большого города являются механизмом психологической защиты от изобилия эмоциогенных стимулов [5].
Методы и принципы исследования
Эмпирические задачи исследования:
- выявление специфики оценки реального города (Нижнего Новгорода) иногородними студентами-первокурсниками в сравнении с оценками студентов постоянно проживающих в данном городе;
- определение ведущих характеристик при оценке студентами реального города (Нижнего Новгорода) и идеального города-мечты.
Исследование проводилось на выборке, которую составили 170 студентов младших курсов, из которых 100 студентов - профессионального направления «Строительство» (30 - нижегородцы, 70 - иногородние представители средних, малых городов, поселков и деревень Нижегородской области) и 70 студентов направления «Архитектура».
В качестве основного метода исследования использовался семантический дифференциал «Город», разработанный О.С. Шемелиной и О.Е. Ваниной [10] состоящий из 28 пар прилагательных противоположных по значению, типа: «чистый - грязный», «быстрый - медленный», «возбуждающий - успокаивающий», «прочный - хрупкий» и т.д.
В специальном бланке, который представлял собой традиционную табличную форму семантического дифференциала, при оценке города Нижнего Новгорода и его городской среды, необходимо было отметить степень близости персональной оценки к одному из полюсов значений, соотнеся их с силой выраженности данной или противоположной характеристики, используя шкалу:
- «очень» - 5 баллов;
- «скорее» - 4 балла;
- «ни то, ни другое» - 3 балла;
- «скорее» (противоположное свойство) - 2 балла;
- «очень» (противоположное свойство) - 1 балл.
Также необходимо было оценить и воображаемый идеальных для проживания город (город-мечту).
Основные результаты
Таблица 1 - Оценка студентами основных характеристик городской среды DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.123.12.1
Свойство городской среды Средняя оценка Нижнего Новгорода нижегородцами Средняя оценка Нижнего Новгорода иногородними Уровень статистической значимости различий Средняя оценка Нижнего Новгорода Средняя оценка города-мечты
п 30 70 - 170 170
чистый 2,75 3,10 р >0, 05 2,77 4,83
быстрый 3,35 3,60 р >0, 05 3,34 3,50
возбуждающий 3,06 3,23 р >0, 05 3,1 3,4
прочный 3,35 3,5 р >0, 05 3,3 4,35
красивый 3,74 3,95 р >0, 05 3,75 4,9
шумный 3,48 3,78 р >0, 05 3,5 2,36
многолюдный , 4,06 3,89 р >0, 05 3,75 3,1
активный 3,71 3,87 р >0, 05 3,6 4,15
динамичный 3,78 3,69 р >0, 05 3,5 4,15
светлый 3,19 3,44 р >0, 05 3,3 4,5
большой 4,16 4,18 р >0, 05 3,93 3,85
заполненный 3,8 3,8 - 3,7 3,4
энергичный 3,48 3,72 р >0, 05 3,41 4,16
изменчивый 2,96 3,05 р >0, 05 2,85 4,0
притягивающий 3,35 3,53 р >0, 05 3,55 4,65
развивающийся 3,38 3,78 р >0, 05 3,5 4,60
широкий 3,7 3,78 р >0, 05 3,6 4,05
расцветающий 3,35 3,68 р >0, 05 3,5 4,5
ухоженный 2,8 3,45 <0, 01 2,94 4,8
тусклый 2,77 2,80 р >0, 05 2,77 1,62
злой 2,70 2,80 р >0, 05 2,66 1,54
жесткий 2,93 2,68 р >0, 05 2,92 2,08
ритмичный 3,0 2,83 р >0, 05 3,06 3,9
старый 4,0 3,70 р >0, 05 3,84 2,55
миниатюрный 2,00 2,25 р >0, 05 2,20 2,47
сильный 3,50 3,68 р >0, 05 3,50 4,33
спокойный 2,8 3,0 р >0, 05 2,92 3,55
теплый 2,96 3,06 р >0, 05 3,0 4,27
Обсуждение
Как видно из таблицы, Нижний Новгород характеризуется иногородними студентами, прежде всего, как большой, красивый, многолюдный, активный, старый, сильный. Сравнение оценок данных Нижнему Новгороду студентами показывает, что большинство положительных характеристик города иногородними студентами оценивается несколько выше, чем студентами-нижегородцами. Однако расчет коэффициента статистических различий 1>критерия Стьюдента показал, что эти различия по большинству шкал не являются статистически значимыми. Исключение составляет лишь шкала «ухоженный-неухоженный»: иногородние студенты оценивают город как скорее ухоженный в сравнении с постоянными жителями Нижнего Новгорода, считающих город скорее неухоженным (р<0,01). Причина может быть связана с «эффектом гостя», с тем, что знакомство с городом у иногородних студентов связано, прежде всего, с его центральной частью, историческими местами, а не «спальными районами», где проживает большинство студентов-нижегородцев.
Анализ данных показал, что Нижний Новгород оценивается всеми студентами как большой, заполненный, старый, красивый. Значимыми характеристиками идеального города студенты считают «красивый», «чистый», «ухоженный», «притягивающий», «развивающийся», «светлый», «добрый». Причем наиболее выраженная разница оценок между Нижним Новгородом и городом-мечтой обнаружена по характеристикам «чистый» и «ухоженный».
Поступление молодого человека в университет, вхождение его в новый учебный коллектив создает новую социальную ситуацию его личностного развития. Смена привычного социального окружения и включение в новую систему педагогических отношений детерминируют процессы личностных изменений студента-первокурсника. Именно это творческое преобразование студентом самого себя и составляет суть его социально-психологической адаптации к высшему образованию.
Для некоторых первокурсников поступление в университет связано с переездом в другой город, с отрывом от семьи, началом самостоятельной жизни. Традиционно считается, что переезд в большой город выступает фактором дополнительного стресса и причиной осложнения процесса психологической адаптации первокурсника. Более того, в последнее время все чаще стали появляться психологические исследования, посвященные влиянию городского образа жизни на эмоциональное состояние человека. Городская среда в них рассматривается как дополнительный источник межличностной разобщенности, тревоги и депрессии. Проживание в большом городе отнимает жизненную энергию, вызывает необходимость поиска дополнительных ресурсов для поддержания психического здоровья. Арсенал психологических терминов пополнился понятием «краудинг», которое обозначает стрессовое состояние жителей города, вызванное ощущением нехватки пространства, из-за находящегося вокруг большого количества людей. Однако анализ оценок характеристик городской среды Нижнего Новгорода и гипотетического идеального города, полученных с помощью метода семантического дифференциала «Город», показал, что переезд в большой город в связи с поступлением в университет не является фактором осложняющим процесс социально-психологической адаптации студента-первокурсника. Город не является для студента источником негативного стресса. Более того, переезд в большой город воспринимает им как возможность большей самореализации личности.
Заключение
Таким образом Нижний Новгород представляется студентам как большой, заполненный, старый и красивый город. Для того чтобы приблизиться к идеальному городу он должен стать более чистым и ухоженным. Иногородние студенты выше оценивают положительные характеристики городской среды нежели студенты, проживающие в городе постоянно.
Ценными характеристиками городской среды для студентов являются эмоционально-эстетические (чистота, красота, ухоженность, притягательность, яркость), нравственные (доброта), и обеспечивающие развитие и самореализацию (изменчивость, процветание). Выявленные характеристики отражают ведущие потребности студентов направлений «Строительство» и «Архитектура»: эстетические (потребности в красоте и гармонии), духовно-нравственные и потребности в самореализации личности.
Необходимо учитывать, что образ города не только устойчивое, но и динамическое психическое образование, постоянно подпитываемое новыми впечатлениями от контактов с объектами городской среды [1]. За последний год Нижний Новгород заметно преобразился, став более чистым, ухоженным, щедрым на культурные события, а значит и представления о нем студентов вполне могли приблизиться к образу идеального города-мечты.
Благодарности
Анастасии Соколовой, студентке ННГАСУ, за помощь в проведении исследования
Конфликт интересов
Не указан.
Рецензия
Бочкина Е.В., Московский финансово-промышленный университет «Синергия», Москва, Российская Федерация DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2022.123.12.2
Acknowledgement
Thanks to Anastasia Sokolova, NNGASU student, for her help in conducting the study
Conflict of Interest
None declared.
Review
Bochkina E.V., Moscow Financial and Industrial University
"Synergy", Moscow, Russian Federation
DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.123.12.2
Список литературы / References
1. Воробьева И.В. Психология городской среды / И.В. Воробьева, О.В. Кружкова - Екатеринбург: RSVPU Publishing house, 2012. - 244 c.
2. Шемелина О.С. Аспекты психологического восприятия современной городской среды. / О.С. Шемелина, О.Е. Ванина // Ценности и смыслы . - 2009. - № 1. - с. 72-89.
3. Дробышева Т.В. Город как объект исследования в социальной психологии: история вопроса / Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев // Социальная и экономическая психология. - 2016. - Т. 1. - №1. - с. 196-213.
4. Скалабан И.А. Дороги старые и новые: образовательные стратегии российских абитуриентов в выборе университета обучения / И.А. Скалабан, Г.М. Черепанов // Высшее образование в России. - 2020. - Т. 29. - №2. - с. 5062.
5. Дробышева Т.В. Социально-психологическая пресыщенность молодежи условиями проживания в мегаполисе: концептуальный подход и результаты исследования / Т.В. Дробышева, И.В. Ларионова, Е.Б. Филинкова // Акмеология образования. Психология развития. - 2020. - Т .9. - Вып .4 (36). - с. 350-357.
6. Кружкова О.В. Городской средовой стресс: восприятие реальности и гипотетическая оценка. / О.В. Кружкова // Конфликтогенность современности : коллективная монография; под ред. Л.А. Максимовой - Екатеринбург: Ural State Pedagogical University, Institute of Psychology, 2014. - c. 83-101.
7. Долгова Н.В. Семантический анализ обыденных представлений москвичей о городе . / Н.В. Долгова // Социально-психологические исследования города; под ред. Т.В. Дробышевой, А.Л. Журавлева - М.: Institute of Psychology of RAS, 2016. - c. 49-60.
8. Радина Н.К. Урбанистика и социальная психология: город в представлении горожан . / Н.К. Радина // Социально-психологические исследования города; под ред. Т.В. Дробышева, А.Л. Журавлев - М.: Institute of Psychology of RAS, 2016. - c. 61-81.
9. Мазур Е.Ю. Особенности восприятия городской среды в подростковом и юношеском возрастах [Электронный ресурс] / Е.Ю. Мазур // Мировые цивилизации. - 2018. - №3. - URL: https://wcj.world/PDF/08PSMZ318.pdf . (дата обращения: 22.08.22)
10. Пряжникова Е.Ю. Роль восприятия городской среды в адаптации подростков [Электронный ресурс] / Е.Ю. Пряжникова, О.В. Голубь // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». - 2012. - №4. - URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57545.shtml . (дата обращения: 22.08.22)
Список литературы на английском языке / References in English
1. Vorob'eva I.V. Psixologiya gorodskoj sredy' [Psychology of the urban environment] / I.V. Vorob'eva, O.V. Kruzhkova -Ekaterinburg: RSVPU Publishing house, 2012. - 244 p. [in Russian]
2. Shemelina O.S. Aspekty' psixologicheskogo vospriyatiya sovremennoj gorodskoj sredy' [Aspects of psychological perception of the modern urban environment]. / O.S. Shemelina, O.E. Vanina // Cennosti i smy'sly' [Values and Meanings]. -2009. - № 1. - p. 72-89. [in Russian]
3. Drobisheva T.V. Gorod kak obekt issledovaniya v sotsialnoi psikhologii: istoriya voprosa [The City as an Object of Research in Social Psychology: Background] / T.V. Drobisheva, A.L. Zhuravlev // Sotsialnaya i ekonomicheskaya psikhologiya [Social and economic psychology]. - 2016. - Vol. 1. - №1. - p. 196-213. [in Russian]
4. Skalaban I.A. Dorogi starie i novie: obrazovatelnie strategii rossiiskikh abiturientov v vibore universiteta obucheniya [Roads old and new: educational strategies of Russian applicants in choosing a university of study] / I.A. Skalaban, G.M. Cherepanov // Visshee obrazovanie v Rossii [ Higher education in Russia]. - 2020. - Vol. 29. - №2. - p. 50-62. [in Russian]
5. Drobisheva T.V. Sotsialno-psikhologicheskaya presishchennost molodezhi usloviyami prozhivaniya v megapolise: kontseptualnii podkhod i rezultati issledovaniya [Socio-psychological satiety of young people living in a metropolis: a conceptual approach and research results] / T.V. Drobisheva, I.V. Larionova, Ye.B. Filinkova // Akmeologiya obrazovaniya. Psikhologiya razvitiya [Acmeology of education. Developmental psychology]. - 2020. - Vol .9. - Iss. 4 (36). - p. 350-357. [in Russian]
6. Kruzhkova O.V. Gorodskoj sredovoj stress: vospriyatie real'nosti i gipoteticheskaya ocenka [Urban environmental stress: perception of reality and hypothetical assessment]. / O.V. Kruzhkova // The Conflictogenicity of Modernity: Collective Monograph; edited by L.A. Maksimovoj - Ekaterinburg: Ural State Pedagogical University, Institute of Psychology, 2014. - p. 83-101. [in Russian]
7. Dolgova N.V. Semanticheskij analiz oby'denny'x predstavlenij moskvichej o gorode [Semantic analysis of everyday ideas of Muscovites about the city]. / N.V. Dolgova // Socio-psychological studies of the city; edited by T.V. Droby'shevoj, A.L. Zhuravleva - M.: Institute of Psychology of RAS, 2016. - p. 49-60. [in Russian]
8. Radina N.K. Urbanistika i social'naya psixologiya: gorod v predstavlenii gorozhan [Urban studies and social psychology: the city in the minds of citizens]. / N.K. Radina // Socio-psychological studies of the city; edited by T.V. Droby'sheva, A.L. Zhuravlev - M.: Institute of Psychology of RAS, 2016. - p. 61-81. [in Russian]
9. Mazur E.Yu. Osobennosti vospriyatiya gorodskoj sredy' v podrostkovom i yunosheskom vozrastax [Features of the perception of the urban environment in adolescence and youth] [Electronic source] / E.Yu. Mazur // World civilizations. -2018. - №3. - URL: https://wcj.world/PDF/08PSMZ318.pdf . (accessed: 22.08.22) [in Russian]
10. Pryazhnikova E.Yu. Rol' vospriyatiya gorodskoj sredy' v adaptacii podrostkov [The role of the perception of the urban environment in the adaptation of adolescents] [Electronic source] / E.Yu. Pryazhnikova, O.V. Golub' // Electronic journal "Psychological Science and Education". - 2012. - №4. - URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57545.shtml . (accessed: 22.08.22) [in Russian]