Научная статья на тему 'Образ птицы турпан в мифах хакасского народа'

Образ птицы турпан в мифах хакасского народа Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
250
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАКАСЫ / ВЕРОВАНИЯ ХАКАСОВ / МИФОЛОГИЯ / ЛЕГЕНДЫ / СТИХИ / БАСНИ / ПТИЦА ТУРПАН / KHAKASS / KHAKASS BELIEFS / MYTHOLOGY / LEGENDS / POEMS / FABLES / SCOTER BIRD (TURPAN)

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сагалакова Светлана Михайловна, Медведева Мария Алексеевна

В статье рассматривается образ птицы турпана в мифологии хакасов. В традиционном мировоззрении хакасов турпан особенная птица: самки и самцы, образовавшие семейную пару, неразлучны всю жизнь и, убив одну из птиц даже нечаянным выстрелом, охотник ждал неминуемую смерть. У хакасского народа существует поверье, что оставшаяся в живых птица проклинает не только охотника, но и весь его род. О турпане, его верности и особом отношении хакасов к этой птице созданы легенды и басни, сложены песни и стихотворения, написана повесть. Этот богатый материал и стал основой для выявления особенностей образа турпана, созданного мифологией хакасского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Сагалакова Светлана Михайловна, Медведева Мария Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Image of Scoter in the Myths of the Khakass People

The article considers an image of a scoter ( turpan ) in the Khakass mythology. In the traditional Khakass worldview the scoter is a peculiar bird: females and males that formed married couples are inseparable all their life, so, killing one of the birds, even by an accidental shot, the hunter is to wait for an inevitable death. The Khakass people believe that the surviving bird curses not only the hunter, but his entire family as well. Legends and fables, songs and poems have been composed about the turpan, its loyalty and special attitude of the Khakass to this bird. This rich material became the basis for the analysis of the peculiar features of the bird image in the Khakass mythology.

Текст научной работы на тему «Образ птицы турпан в мифах хакасского народа»

события 90-х годов в Приднестровье. Это публицистика Бориса Челышева («Дважды расстрелянный» [1, с. 65]), стихотворения Василия Гурковского, Леонида Литвиненко и др. Ср.: Опять стрелок бесчеловечный, Как в том далёком январе, Стрелял не там, на Чёрной речке, А здесь, в Бендерах, на Днестре.

(В. Гурковский «Стреляли в Пушкина опять...» [1, с. 116]); Закат над Чёрной речкой чёрно-сизов, Я в святости величию клянусь, От всех потомков объявляю вызов: «Дантес, к барьеру, я не промахнусь!»

(Л. Литвиненко «На Чёрной речке» [1, с. 67]). Подведём итоги. Отражённый в статье материал является лишь малой, но, на наш взгляд, показательной частью, свидетельствующей о неразрывной связи Приднестровья с Россией. Литературное творчество приднестровских мастеров художественного слова, используемое в образовательных и воспитательных целях в учебном процессе с учётом возрастных особенностей обучающихся, направлено на формирование уважительного отношения к прошлому своей родины, исторической памяти, патриотизма и сознания гордости за сопричастность приднестровцев к великой державе - России. Об этом и строки из стихотворения приднестровской поэтессы Татьяны Кушнаревой «Мой род»: Да, я горда, легко иду по свету, Не стыдно мне в лицо смотреть годам. Я - русский человек, и гордость эту, Как память сердца, внукам передам [1, с. 24].

Библиографический список

1. Литература Приднестровья (Литература родного края). Учебник-хрестоматия. 7 - 9 классы. Учебник для организаций общего образования. / Авт.-сост.: Т.А. Арабаджи, И.Л. Павловская. - Тирасполь: ПГИРО, 2011. - 188 с.

2. Книгин, И. А. Реминисценция // Словарь литературоведческих терминов / И. А. Книгин. - Саратов: Лицей, 2006. - 270 с. - URL: https://licey.net/free/16-kritika proizvedenii literatury obschie voprosy_otnosheniya_k_literature/60-slovar_literaturovedcheskih_terminov /stages/3381-reminiscenciya.html (дата обращения: 14.08.2018).

3. Есенин, С. Стихи, поэзия, биография / С. Есенин. - URL: http://www.kostyor.ru/poetry/esenin/?n=11 (дата обращения: 14.08.2018).

4. Тургенев, И. Русский язык / И. Тургенев. - URL: http://turgenev-lit.ru/turgenev/proza/stihi-v-proze/russkij-yazyk.htm (дата обращения: 14.08.2018).

5. Пушкин, А. С. Пророк / А. С. Пушкин. - URL: https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1826/0420.htm (дата обращения: 14.08.2018).

6. Пушкин, А. С. Стихи: К*** / А. С. Пушкин. - URL: http://www.stihi-rus.ru/Pushkin/stihi/237.htm (дата обращения: 14.08.2018).

7. Пушкин, А. С. Зимний вечер / А. С. Пушкин. - URL: https://rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1825/0389.htm (дата обращения: 14.08.2018).

8. Лермонтов, М. Смерть поэта / М. Лермонтов. - URL: http://www.all-poetry.ru/stih386.html (дата обращения: 14.08.2018).

9. Сурков, А. Бьётся в тесной печурке огонь / А. Сурков. - URL: http://www.stihi-rus.ru/1/surkov/1.htm (дата обращения: 14.08.2018).

10. Тургенев, И. С. Муму - /И. С. Тургенев. - URL: https://ilibrary.ru/text/1250/index.html (дата обращения: 14.08.2018).

11. Есенин, С. Берёза / С. Есенин. - URL: http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/3.htm (дата обращения: 14.08.2018).

© Полежаева С. С., 2018

УДК 598.252.1:821.571.513-343

ААТ ХУС ХАКАС ЧОНЫНЬЩ КИРТ1ШЗШДЕ ОБРАЗ ПТИЦЫ ТУРПАН В МИФАХ ХАКАССКОГО НАРОДА

С. М. Сагалакова, М. А. Медведева

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается образ птицы турпана в мифологии хакасов. В традиционном мировоззрении хакасов турпан — особенная птица: самки и самцы, образовавшие семейную пару, неразлучны всю жизнь и, убив одну из птиц даже нечаянным выстрелом, охотник ждал неминуемую смерть. У хакасского народа существует поверье, что оставшаяся в живых птица проклинает не только охотника, но и весь его род. О турпане, его верности и особом отношении хакасов к этой птице созданы легенды и басни, сложены песни и стихотворения, написана повесть. Этот богатый материал и стал основой для выявления особенностей образа турпана, созданного мифологией хакасского народа.

Ключевые слова: хакасы, верования хакасов, мифология, легенды, стихи, басни, птица турпан.

Культураньщ куз^ чузер дее чыллар ирт парган полза, амгы шзшщ кбцнш, сагызын кбдiре тартча. Пурунгы устар постарыныц тузындагы чуртастарын паза кибiрлерiн хумнац хатып путкен чалбах хайаларда аймах-пасха сомнар артыс салганнар. Таста сиилген нимелер муцар чыллар турчалар. Андаг сомнар Хакасияда парлар. Кургеннердеп дее обааларда кбп сомнар хоостал парган. Обшнде ацнар, хустар, маллар, шзшер кбзщл парган. Асхыс ла аймагында муц азыра сом пар тш таныхталча. Я. И. Сунчугашев, хустардацар аймах сомнар кбрш, тди пасча: «Илееде сомнарны Таштык эпоха (шстщ эраныц алнында I веп - шстщ ээраныц VI веп) тузындагылар халгыстырлар. Сомнар аразында ханаттарын сала чайа тастап салып одырчатхан хара хустар.

Олaрныц чуглер^ xaнaттaрны пaзa xaxaчaxтaры (тyмзyxтaры) тын килiстiре xooстaлтырлaр. ХaйдaF кибiрнi тa-ныxтaп xooстaн сoмнaр пoлaр ол? Kiзi xyды тiп сaнaп идiлген ме aлaй родтын с00п xaрa xyс пoлFaн мa? Хaрa xyс сомы Тaштык эпoxaзынын кyргеннерiнде yдaa yчyрaпчa» [1].

Хaкaс чирi ызыx чир. ny чирлерде к0п чыллaр xaкaс чоны чyртaп пaрчa. Олaрнын к0п чус чыллaр aлнындa путкен киртiнiстерi, кибiрлерi пiстiн толге читкен. Äмды пiс iдöк киртшстер, кибiрлер mOT^a чyртaп пaрчa-быс. Че чyртaс aлысчa, кибiрлер, киртшютер док aлызып oдырчaлaр. Че пик тостел пaрFaн кибiрлерге пiс aм дaa киртiнчебiс, oлaрны, пyрyнFылaрыбыстaн истш, сaFыстa aл чöрiп, yлyFлaпчaбыс.

AндaF пик киртiнiстернiн пiрсi - aaт xyстaнaр. Aaт xyстaнaр к0п нымaxтaр, кип-чooxтaр, тaxпaxтaр пiстiн чoнFa читкен. Олaрнын aрaзындa «Aaт пaлaзы Хyбaй Хус пaзa Ир Тoxчын» кип-чooxты тaныxтирFa чaрир. Kибелiс пaстырa aaт xyстын oмaзын пiске В. Мaйнaшев, Н. Тиников, В. Тaтaрoвa, A. Тюкпеев пaзa Ф. Тoxтoбин чaxсы кöзiтчелер. Aндa aaт xyстыц xbrnbiFbrn чaxсы пiлiп aлaрFa чaрир.

Юзщмге aлзa, В. Мaйнaшев позыныц «AaTO тiп кибелiзiнде, aaт xyстыц oмaзын чaрыдып, amiy тaсты-кöрiмiне xaйыFсaлчa:

Keн чaxaйaFы oсxaс xызыл aaт

Mauaa к0лдеу xысxырчa aт тш, aт [2, с. 74].

Ieí чоллыю пис стрoфaлыF кибелiсте aaт xyстын oмaзы чaxсы чaрыдылчa. В. Мaйнaшевтiн «am, am» xысxыр-чaтxaн xyстaры чoнзaр сyрыныснaн aйлaнчa пoлбaс пa? Мындa килiстiре пoлaр В. A. Kaрaмaшевaнын сöстерi: «Чир-чaйaaннын алиин чyрекке чaFын aлaры - шзшщ псиxикaзынын пiр 00н oндaйлaрынын тра пoлчa» [1]. 1д0к aвтoр aarrbiH тaсты-кöрiмiне, сöбiрезiне xaйыF сaлчaтxaнынa 00н к0стег итче: Чox, aaт ганхым, мин aтпaспын синi. Син чoxтa кем к0рер xaйрaн ипчiннi. Ол riri тaFдa aмыр yйa пaсчa, Чщен ниме aFылaрын сaFыпчa [2, с. 74].

Мындa кöрiнче, aвтoр aaт xyсты сöбiрелiг xyс тш тaныxтaпчa. Ол позы aaт xyCTbi чaxсы пiлчеткенiн кöзiтче. Ол aaт xyстaрны чaрaрFa чaрaбaзынaнaр сизiндiрче. Хус, В. Мaйнaшевтiн кöрiзiнде, чaxсы oндaйлыF пoлчa. Aны ол кун чaxaйaFы oсxaс xызыл aaт тiп тaныxтaпчa пaзa пoзынзaр чaFын тaртчa, нaнчым тiп aдaп. Ибiре сaFынып aлчaтxaны кöзiдiлче: aaтты aтыбыссa, ирееленер ине xya 1д0к aвтoр чaлFыс xydbiH xoмзынызын чax-сы пiлче, amiH сыыдын сизiнче:

Aнзын чaxсы тлчем мин позым дaa, XaйдaFдыр чaлFыс пoлaрFa чyртaстa [2, с. 74].

Н. Тиников док aaт xyCTbiH oмaзынa xaйыF сaлчa. «Aaт пaзa петyx» прoизведениезi жaнр xooCT^a бaсня пoлчa. Пiс пiлчебi, бaснядa yдaa 00н мaтырлaр aн-xyстaр пoлчaлaр. Олaр кöбiзiн кiзi oмaзын чaрытчaлaр. 00шнде кiзiнiн читпес сaрилaры тaныxтaлчa. ÄдaлFaн бaснядa aaт xyс oнныF мaтыр пoлчa. Ол мындa петyктaн теелюче. Aвтoр oлaрнын кылиин ira шзшщ чooFы oндaйынaц пирче:

- ТoFaзaр мaFaa ниме пaр 6a? Чooxтaзaр миннен xyс пaр 6a?

- HoFa чox roo^a^ - мин чiзе? -

Чир a^ramaR Aaт сыFa xoнFaн [3, с. 45].

Бaснядa дaa aaт xyстын oмaзы чaxсы чaрыдыл пaрFaн. Aнын тш дее иптiг, сiлiг истiлче, чooxтaсчaтxaн сöстерiнде чaxсы xылии кöрiнче, чyртaзы чaрыдылчa:

- Xa^a чир ибiре ч0р пaрим -Син oсxaс xyсты кöрбеебiн, -Теен Aa^ - yFaa к0п тaнaxтaн Ч0рчеткен тaбaн пoлчaн ноон! Минiн xa^an дaa пiр ле пoлчa.

Öлiм дее пiстi чaр пoлбинчa [3, с. 45].

Петyxxa нaндырииндa, aaт xyс ami к0п тaнax xyстaр ибiрчеткенiне ерекче, позынын пiр ле сын ööрезi пaр пoлчaтxaнын пaзa oлaрны öлiм дее чaр пoлбинчaтxaнынaнaр чooxтaпчa. Пaсxa прoизведениелердегi aaт xyCTaH тиннестiрзе, бaснядaFы aaт xyс тр дее пaсxaлaлбинчa.

В. Тaтaрoвa, повестьтен пaсxa, aaт xyстaнaр кибелiс тс сaлFaн. Чир-чaйaaндa aaт xyсты aтxaны ол aF^^rn^n- сyрыF, ami к0п чaйaaчылaр тaныxтaпчaлaр. «Aaт xyстaр» кибелюте Вaлентинa Kириллoвнa aaт xyс позынын xhim^bm чiдiргенiненер пaсчa. Kибелiсте куску тус кöзiдiлче, прaй xyстaр чыльн- чирзер пaрчaлaр, прaй ниме пос тyзындa иртче: Тaн aтxaндa, к0к тигiр чaйaaндa Aaт xyстaр yчyxxaннaр. Чыллы^ чирлерзер тyтxaн чoллaрдa AчыныстыF xысxырFaннaр [4, с. 81].

Aвтoр кибелiстi aaттaр чылыF чирзер yчyxчaтxaнынaн пaстaпчa. Xyстaрнын öрчiлiг нимес к0нншерш aвтoр тaбыстaры xooCT^a чaрытчa. XamiF ирепчi xyстaрFa сaлылчa, xyстaр, aaттaрнaн пaсxaлaры дaa, ирепчiлернен yчyxчaлaр.

Че кинетш мылтыx тaзылaaн -Чир-чaйaaнны чaрa тaртxaн. Тимiр yxxa чег чaчырaaн -

Хустарныц шра ацдарылган [4, с. 81].

Чонда мындаг киртiнiс пар: аат хустарныц тра бл парза, iкiнчiзi iдбк чалгызаан чуртап полбинча. 1ди, кибелiсте чалгыс аат хустыц сыыдын таапчабыс: Хайдазын син, хынганым хайда?! Хара сугны хастадым, хастадым, Хада хонганым таппадым, таппадым. Харах чазым хан полды, хан полды, Халых пу чонга таразын, таразын [4, 81].

Сизшерге чарир, чалгыс аат сыыдында хынызын тiлепче. Ол аны прай талайларха, чазыларха, сугларча учух чбрш, тiлепче, сыыдын прай чир-чайаанга чайча. Чонны, хынызын бдiрген учун, харгап, учух чбрче. 1ди, аат хустыц чурее угаа тыц агырчатханы кбршче. Сыыды пастыра сизiнчебiс, ол чалгыс хус, чылыг чирзер учухпа-ан, ол, чуртаан чирлерiнче учух чбрш, прай нименi сагысха кирче. Ол орай кескеге читiре, сыыдын тооспин, ирееленче. Анзы мындаг сбстерде кбрiнче: Пурным суу пус полды, пус полды, Пеел чонга таразын, таразын [4, с. 81].

Хайди естенде таныхтаабыс, чонныц киртiнiзi хоостыра, аат хус, чалгызаан халза, чуртабинча. Адалган кибелiсте чалгыс аат хус, кбп тус сыыттап, чалгызаан учух чбрш, агыриина сыдаспин, тас полып, чирзер тускен:

Андада хайран хус тас полып, Чир кбксше сыылап, тускен. Кбпп кбрген хузух, аны кбре, Тайгаа толдыра бстеен [4, с. 81].

Кибелюте аат хустыц хыйалына чир-чайаан даа ылгаан тiп кбзщлче. Аныц ирееленгенiн кбрш, агаа айаан-нар,че хайди полызып аларлар. Юзшщ холы айландыр полбас ниме ит салган. Кбпп кбрген хузух агазы даа, аатха айап, тайгаа толдыра бстеен.

Ол ондайнац, автор хыгырыгчыларныц хайиин саба кирек идiл парганына айландырча. Чонда аат хустарны атарга чарабас полчатханыннацар паза ол хус харгапчатханыннацар киртiнiс пар даа полза, че кибелютеп ма-тыр, аны тле тура, ол киртшюп хыйыстырча. Пiс прайзы сагынчабыс, чох, ол магаа урунмас, пiр хати хайт-пас... Че хустар - ол олох прщ чир чайаан чайап салган нимелер. Оларныц андагох чуртас, хыныс, тбллерi пар. Чонда киртшю тиктец нимес полча. Адалган кибелюте автор пiстi сизiндiрерге сагынча: аат хустарга тецерге чарабас, олар пос оцдайлыглар.

А. Тюкпеев «Ааттар паза сагыстар» кибелiзiнде, пасха авторларох чiли, аат хустыц сыыдын кбзщп, пуох хустарга чарыдылган агырсымныг сурыгны кбдiрче: Чалгыс халган ааттыц табызы Кбл естенде чайылган. Чeреенiц агырсыныс кeзi Аныц eнiнде истiлген [5, с. 33].

Ф. Тохтобин аймах-пасха хустардацар кбп пасча. Оларныц санында аат хустыц омазы чарыдылча. Ол пос алынха пасхалалча, че сагыс тр. «Аат тапсапча» кибелiсте автор чалгыс ааттацар пiди пасч:а Хызыл иирде хызыл аат тапсапча Узирга иткен аал естенде [6, с. 72].

Чонныц кирпшзшзер хатап айланза, аат хус аалзар шргеш - ол хомайга: кемнi-де харгапчатхан полар. Кибелюте аат хус тиктец нимес аалзар учухча, ол хынызын атхан шзш тiлепче: Алай пiреезi атып салган Аныц бкерек сын аргызын. Ам, чалгызаан хал парып, харганган: «Миш дее пiреезi ат салзын» [6, с. 73].

Халганхызында таныхтирга кирек, аат хустыц омазын чайаачыларныц аймах жанрлыг тогыстарында кбрш, мындаг салтарларга килгебiс:

1. Прай даа чайаачылар аат хустыц хылиин тббй таныхтапчалар: олар ынаглар, паарсахтар, пик хыныстыглар.

2. Аат хустыц тасты-кбрiмi чайаачыларныц тогыстарында бунершецне пасхалалча: пiреезiнде ол хызыл, пасхазында - кен чахайагы осхас хызыл.

3. Прай жанрлыг произведениелерде аат хустар, пос алынха сббiре тбстеп, угаа ынаг чуртапчалар. Ол оуцдайнац, аат хус хоостыра хакас чоныныц мындаг киртiнiстер пар:

1. «Аат ирепчi осхас» - ынаг, хынызып, чарылыспин, хададац хада ла чбрчеткен ирепчiлердецер чоох.

2. Аат хустарны атарга чарабас - олар тра тра чох чуртап полбинчалар, чалгыс халганы блшбюче.

3. Аат хус - харгагхы: атхан кiзiнi ол харгапча, ол кiзi щбк ер чуртабинча.

Шске, чииттерге, пiстiц чонныц аймах кирпшстерш пiлiп, саба киректер ит салбас ечен, оларга тудынарга кирек.

Библиографический список

1. Таскаракова, Н. Н. В. Татарованыц «Аат табызы» повезшде чир-чайаанныи омазы / Н. Н. Таскаракова, А. Д. Томочакова // Ежегодник ИСАТ. - Абакан, 1988. - Вып. 2. - С. 60-64.

2. Майнашев, В. Ирбен от. Стихтар / В. Майнашев // Агбан: Хызылчар книга издательствозынын Хакасиядагы полт, 1979. - 94 с.

3. Тиников, Н. Чир ээзг Стихтар / Н. Тиников, В. Барашков. - Агбан: Хызылчар книга издательствозынын Хакасиядагы полЫ, 1984. -144 с.

4. Татарова, В. Аат хустар / В. Татарова // Хан типр. - 1993. - № 1. - С. 81.

5. Тюкпеев, А. 4^iM оннерг Стихтар / А. Тюкпеев, А. Майтакова, Я. Тиспереков. - Агбан: Хакас книга издательствозы, 1992. -117 с.

6. Тохтобин, Ф. Аат тапсапча / Ф. Тохтобин // Хан Типр. - 1996. - N° 3. - С.71-72.

© Сагалакова С. М., Медведева М. А., 2018

УДК [659.4+004] :78

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ИМИДЖА МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРУППЫ

Д. Ю. Свиридова

Научный руководитель — Д. И. Спичева, кандидат философских наук, доцент Национальный исследовательский Томский государственный университет

В данной статье рассматриваются характерные особенности формирования имиджа музыкальных проектов в сфере шоу-бизнеса. Анализируются выделенные автором подходы к формированию цифрового имиджа музыкальных групп на основании влияния на него состава группы: её лидера и участников.

Ключевые слова: цифровой имидж, имидж музыкальной группы, имидж в сфере шоу-бизнеса, подходы к формированию имиджа.

Развитие современных технологий в существенной мере повлияло на все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и на музыкальную сферу. По выражению Мануэля Кастельса, одного из ведущих социологов современности, специалиста в области теории информационального общества, на повседневную жизнь общества накладывается логика сети [1]. В силу этого процесс продвижения проектов в сфере шоу-бизнеса существенно трансформировался и продолжает претерпевать изменения. Одной из задач шоу-бизнеса в области музыкальных проектов является, таким образом, изменение отношения к ним и целостному их восприятию без значительных модификаций исходного качества музыкальной продукции. Формирование цифрового имиджа музыкального проекта является одним из инструментов, решающих данную задачу. В связи со сказанным формулируется следующая цель нашего исследования: определить специфику формирования цифрового имиджа проектов в сфере шоу-бизнеса и рассмотреть подходы к формированию имиджа музыкальных групп.

Одним из ключевых понятий настоящего исследования является понятие «имидж». Вслед за Д. И. Спичевой, под имиджем мы будем понимать «многомерный, технологический, амбивалентный, коммуникативно -управленческий феномен знаково-символической природы, возникающий в процессе восприятия субъектом или массой людей закодированного послания, актуализирующего в их сознании и подсознании соответствующие мотивы поведения» [2, с. 42]. На современном этапе развития цивилизации, когда доминирующей формой коммуникации становится обмен информацией с помощью сетевых интернет-технологий, поддерживающих нелинейность взаимодействий социальных субъектов [1], имидж в контексте глобального сетевого информационно-коммуникативного общества получает цифровой онтостатус, приобретая характеристики социально-технологического феномена. «Цифровой имидж - это имидж, созданный с помощью тех или иных цифровых технологий, реализуемый на различных носителях в режиме on-line или off-line» [3]. По своей сути цифровой имидж, состоящий из негомогенных частей (вербальной и невербальной), является креолизованным текстом. В рамках данной работы нас интересуют имиджи, транслируемые с помощью новых медиа.

Формирование имиджа музыкального проекта (в том числе и цифрового) осуществляется в сфере шоу-бизнеса, что накладывает на этот процесс ряд специфических особенностей. PR музыкального проекта в шоу -бизнесе - это формирование его имиджа и обеспечение ему паблисити (то есть создание условий высокого уровня известности). В самых общих чертах формирование имиджа музыкального проекта направлено на изменение его статуса в глазах аудитории.

Цифровой имидж как элемент публичной коммуникации используется в любом проекте сферы шоу-бизнеса. Подходы к формированию цифрового имиджа музыкальных групп отличаются от подходов к формированию персонального имиджа артиста. Так, В. В. Белобрагин, выделяя понятия персонального и корпоративного имиджей в сфере шоу-бизнеса, актуализирует последнее как для различных предприятий и учреждений музыкальной индустрии, так и для самих творческих коллективов [4, с. 47]. Поэтому о формировании цифрового имиджа музыкальной группы мы будем говорить в контексте работы над корпоративным имиджем.

Рассмотрим структуру корпоративного имиджа в сфере шоу-бизнеса, предлагаемую В. В. Белобрагиным в работе «Феномен имиджа отечественного шоу-бизнеса». Автор выделяет следующие элементы корпоративного имиджа в сфере шоу-бизнеса:

- название фирмы (в случае с музыкальной группой - творческого коллектива), которое отражает основное послание группы, смысл её творчества и которое призвано вызвать в сознании аудитории эмоциональный отклик. Название должно быть запоминающимся, но при этом не слишком примитивным. Более того, оно должно соответствовать творчеству группы и не входить в диссонанс с его содержанием. Это важно для выстраивания единого смыслового восприятия группы;

- фирменный стиль - принятие единых графических и цветовых принципов в оформлении логотипа, товарного знака, одежды персонала (участников группы), упаковки, рекламных проспектов и пр. Фирменный стиль

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.