Научная статья на тему 'Образ психолога в современном отечественном кинематографе'

Образ психолога в современном отечественном кинематографе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3069
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ / КИНЕМАТОГРАФ / ПРОФЕССИЯ "ПСИХОЛОГ" / ЭТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / IMAGE / CINEMA / PROFESSION OF "PSYCHOLOGIST" / ETHICS / PROFESSIONAL AND IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дремова К.Е., Белобрыкина О.А.

В статье представлены результаты теоретического анализа образа психолога, позиционируемого в современном отечественном кинематографе. На основе требований, предъявляемых к личности и деятельности психолога, выступающих в качестве оценочных категорий анализа, показано, что в отечественных фильмах образ психолога представлен довольно противоречиво, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование у зрителя отношения к данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of psychologist in modern domestic cinema

Results of the theoretical analysis of an image of the psychologist positioned in a modern domestic cinema are presented in article. On the basis of the requirements imposed to the personality and activity of the psychologist, acting as estimated categories of the analysis it is shown that the image of the psychologist is presented in domestic movies is quite inconsistent that has adverse impact on formation at the viewer of the relation to this profession.

Текст научной работы на тему «Образ психолога в современном отечественном кинематографе»

Педагогические и психологические науки

УДК 159.9

ОБРАЗ ПСИХОЛОГА В СОВРЕМЕННОМ ОТЕЧЕСТВЕННОМ КИНЕМАТОГРАФЕ

К.Е. Дремова, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск,

Россия), e-mail: dremova.k@mail.ru О.А. Белобрыкина, Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия), e-mail: olga.belobrykina@gmail.com

Резюме. В статье представлены результаты теоретического анализа образа психолога, позиционируемого в современном отечественном кинематографе. На основе требований, предъявляемых к личности и деятельности психолога, выступающих в качестве оценочных категорий анализа, показано, что в отечественных фильмах образ психолога представлен довольно противоречиво, что оказывает неблагоприятное влияние на формирование у зрителя отношения к данной профессии.

Ключевые слова: образ, кинематограф, профессия «психолог», этика, профессионально-важные качества.

В современном информационном пространстве кинематографу принадлежит особая роль как одному из наиболее распространенных и доступных видов искусства. В художественных и телевизионных фильмах поднимается большое количество актуальных для современного человека проблем: смысл жизни, честь и достоинство, историческая память, патриотизм и гражданственность, духовно-нравственная позиция, пути и средства самореализации личности, ее профессионального и культурного становления, перспективы общественного развития и будущего человечества. При этом, в последние десятилетия одним из персонажей, значимых в развитии сюжетной линии, в отечественных кинофильмах и сериалах все чаще становится профессиональный психолог, который, несомненно, играет определенную роль в формировании образа специалиста данного профиля в сознании зрителей, и, соответственно, может оказывать влияние на отношение людей к представителям данной профессии. Не секрет, что в общественном сознании вплоть до настоящего времени распространены представления о психологах, не соответствующие научным и социальным требованиям, предъявляемым к этой профессии. Так, согласно данным отдельных исследований, у россиян образ психолога сформирован неадекватно - это проявляется, прежде всего, в том, что его, с одной стороны, часто приравнивают к психиатрам и в связи с этим бояться обращаться за психологической помощью, тогда как, с другой стороны, бытует мнение, что психологи - это нечто вроде гадалок и шарлатанов, что также отрицательно влияет на спрос психологических услуг [2;

3].

Актуальность проблемы обусловлена как широким распространением персонажа психолога в современном отечественном кинематографе, значительным влиянием этого вида искусства на формирование у зрителя системы представлений о профессии, так и спецификой позиционирования образа психолога средствами искусства, его соответствие методологически обоснованным требованиям к профессии [1]. Для исследования образа психолога в современном отечественном кинематографе были отобраны наиболее

популярные сериалы и фильмы российского производства, вышедшие на экран в период с 2005 по 2013 год:

1. Без свидетелей (сериал). Россия, 2012. Режиссер - Илья Малкин; сценарий - Яэль Хедайя, Валентин Спиридонов, Максим Белозор. В главных ролях: Ксения Кутепова, Андрей Ильин.

2. Голоса (сериал). Россия, 2010. Режиссер - Нана Джорджадзе; сценарий - Зоя Дзюбло, Илья Авраменко, Дмитрий Терехов. В ролях: Даниэла Стоянович (в роли психолога), Андрей Казаков, Игорь Лысов.

3. Группа счастья (сериал). Россия, 2011. Режиссеры - Вячеслав Никифоров, Александр Хван; сценарий - Елена Райская. В ролях: Леонид Бичевин, Александра Волкова, Дмитрий Бероев (все исполняют роли психологов).

4. Любовь в большом городе. Россия, 2009. Режиссер и сценарист - Марюс Вайсберг. В ролях: Вера Брежнева, Светлана Ходченкова (в роли психолога), Алексей Чадов, Владимир Зеленский и др.

5. Метод Фрейда (сериал). Россия, 2013. Режиссер - Михаил Вайнбегр; сценарий -Алексей Красовский, Владимир Дьяченко. В ролях: Иван Охлобыстин (в роли психолога), Наталия Антонов, Елена Николаева.

6. Неадекватные люди. Россия, 2010. Режиссер и сценарист - Роман Каримов. В ролях: Илья Любимов, Ингрид Олеринская, Евгений Цыганов (в роли психолога), Юлия Такшина.

7. Понять, простить (сериал). Россия, 2006 - 2014. режиссеры - Валентина Власова, Толиб Хамидов, Гарри Закарян; сценарий - Инга Боярская, Вячеслав Кушнир, Петр Черняев. Психологи Галина Тимошенко и Борис Егоров. В ролях: Александр Коржов, Екатерина Волкова, Александр Гордеев и др.

8. Путь к себе (сериал). Россия, 2010. Режиссер - Артем Мазунов; сценарий -Альжбета Горицвет. В ролях: Глафира Тарханова (в роли психолога), Андрей Финягин, Михаил Евланов, Людмила Гнилова.

9. Решение проблем (сериал). Россия, 2005. Режиссер - Игорь Москвитин, Виктор Михеев; сценарий - Виктор Михеев. В ролях: Артур Ваха, Татьяна Колганова, Ян Цапник, Юлия Горшенина.

10. Служба доверия (сериал). Россия, 2007. Режиссер - Елена Николаева; сценарий - Наталья Чепик. В ролях: Татьяна Догилева, Евгения Симонова, Мария Шукшина, Георгий Тараторкин, Инга Оболдина (все исполняют роли психологов-консультантов).

11. Цветы зла (сериал). Россия, 2013. Режиссер - Анна Легчилова; сценарий -Мария Кулиджанова, Вета Шпаргель. В ролях: Светлана Антонова (в роли психолога), Дмитрий Ульянов, Александр Устюгов, Юрий Ваксман.

Основным методом исследования выступали элементы компаративного анализа кинематографических персонажей-психологов по их соответствию профессиональным требованиям, предъявляемым к специалистам данного профиля, представленным в профессиограммах и нормативно-правовых документах [7; 9; 10; 15].

Первое, на чем фиксируется взгляд зрителя при просмотре фильма - это внешний вид персонажа и организация пространства во время консультационных встреч, манера общения с клиентами. Прежде всего необходимо отметить одно из наиболее заметных отличий представления психолога в отечественных кинокартинах, по сравнению с

зарубежными фильмами, это - его закрытая позиция: специалист чаще всего сидит за столом, тем самым, как бы, «отгораживается» от клиента (фильмы «Любовь в большом городе», «Неадекватные люди»; сериалы «Решение проблем», «Цветы зла»). В зарубежных фильмах психолог и клиент чаще располагаются в креслах или диванах друг напротив друга на небольшом комфортном для них расстоянии [5]. Расположение стола и каких-либо других элементов мебели или иных деталей интерьера может нарушать психологический контакт между консультантом и клиентом, в то время как именно от установки доверительных отношений в диаде «психолог-клиент» во многом зависит успех психологической консультации [4; 8; 13; 14].

Практически во всех картинах психологи - это люди зрелого возраста, за исключение сериала «Группа счастья», в котором психологами являются студенты психологического факультета.

В отечественных фильмах и сериалах роль психолога исполняют как мужчины (сериалы «Без свидетелей», «Метод Фрейда», «Понять, простить», «Решение проблем»), так и женщины (сериалы «Голоса», «Цветы зла»; фильм «Любовь в большом городе»), что является адекватным отображением реальной действительности, так как психологами-консультантами и психологами-психотерапевтами, чаще бывают мужчины, но и процент женщин, занимающихся консультативной и психотерапевтической практикой достаточно высок [8; 12; 14].

Стиль одежды специалиста-психолога, представленный в анализируемых кинокартинах, преимущественно строгий, деловой, а в сериале «Цветы зла» психолог-консультант даже носит медицинский халат, что может формировать у зрителей суждение о том, что психолог - это врач, за помощью к которому обращаются люди с какими-либо отклонениями в психическом здоровье. На наш взгляд, подобного рода установки по отношению к специалистам-психологам отрицательно сказываются на частоте обращения россиян за психологической помощью [2; 13].

Что касается личностных качеств экранных специалистов-психологов, то в отечественных сериалах и фильмах, вошедших в перечень для аналитического рассмотрения, чаще всего психологи изображены как люди с хорошим чувством юмора, спокойные, толерантные, приветливые и образованные, иногда харизматичные и смелые, как, например, в сериале «Метод Фрейда». Конечно, вышеперечисленные личностные качества чрезвычайно важны для успешной профессиональной деятельности психологов, и в этом плане зрители воспринимают близкий к реальности образ специалиста, каким он в идеале и должен быть. Однако, следует отметить и в достаточной степени некорректное изображение психологов на экране. Так, в сериале «Голоса» психолог во время консультативной встречи не просто сам пребывает в неподходящем для психологического сеанса психоэмоциональном состоянии (вспоминая о собственных детских потрясениях, специалист испытывает страх, волнение, агрессию, начинает с усилием черкать что-то на листе бумаги, ломает от сильного нажима ручку). Более того, психолог, хватает решившего прервать консультацию клиента (девушку-подростка), несмотря на протест, усаживает обратно на диван, берет за голову и предлагает начать сеанс сначала. Такое поведение профессионального специалиста с этических позиций просто недопустимо [7; 12]. В реальной практике психолог, как человек, конечно, может испытывать все представленные в демонстрируемой сцене состояния, но тогда он просто обязан отменить встречу с клиентом, так как её продолжение будет лишь усугублять психологические

№ 6-2. - 2016

проблемы клиента, обратившегося за помощью. Такого рода отражение психолога на экране также способно оказать негативное влияние на формирование у зрителей представления о специалистах, работающих с психологическими проблемами человека.

В сериале «Группа счастья» также представлен отрицательный портрет практикующего психолога - женщины с большим стажем работы. В одной из серий этот специалист ведет себя с клиенткой (которая, совершенно очевидно, находится в состоянии повышенной тревоги, так как напугана угрозами со стороны мужа и испытывает колоссальный стресс) очень директивно, разговаривая с ней крайне нетактично, и употребляя такие выражения как: «Не смогу ничем вам помочь», «Зачем вы вообще пришли ко мне» и тому подобное. Важно подчеркнуть, что по сюжету образ именно этого психолога представлен как отрицательный, то есть авторы сценария исходно стремились продемонстрировать зрителю, каким не должен быть профессиональный специалист, оказывающий подобные услуги. Но, учитывая тот факт, что это сериал, а не полнометражный художественный фильм, вполне вероятно, что многие зрители могут посмотреть только одну или несколько серий, а, соответственно, образ психолога в какой-то степени будет уже сформирован именно таким - резко негативным.

Рассматривая образ психолога, представленный в сериале «Группа счастья», следует также затронуть тему непрофессионального поведения молодых психологов -главных действующих героев сериала, которые образуют команду для оказания психологической помощи людям, действуя при этом весьма нестандартными, и даже, в определенной степени, авантюрными методами работы. Например, начинающие специалисты сами приглашают на встречу девушку (напуганную мужем клиентку, побывавшую на приеме у директивного психолога) и прямо за столиком в кафе начинают говорить ей о том, что они (клиентка с мужем) живут по модели семейных отношений ее родителей, и что им следует сменить эту модель для установления благоприятных отношений в семье. Очевидно, что профессиональный психолог никогда не допустит такого в своей практике, ведь важно не только соблюдение этических принципов в работе с клиентом, но и готовность самого клиента к восприятию какой-либо новой для него информации [8; 13; 14; 15]. Нам видится, что образ начинающих психологов, представленный в данном сериале, так же может оказать неблагоприятное влияние на доверие людей к молодым специалистам этого профиля. По сути, у зрителя формируется искаженное представление не только о существующей в российском образовании системе подготовки психологических кадров, но и о понимании студентами-психологами смысла, содержания и специфики своей профессиональной деятельности, что, на наш взгляд, чрезвычайно губительно для профессионального самоопределения молодежи [6; 11].

Одним из важных аспектов в современном отечественном кинематографе при позиционировании образа психолога является воссоздание задач, которые персонаж решает по ходу сюжета кинокартины, и содержания тех проблем, с которыми к нему обращаются. В просмотренных кинокартинах психологи либо привлекаются для оказания помощи в раскрытии уголовных дел (сериалы «Метод Фрейда»; «Цветы зла»), либо работают с проблемами клиентов в их личных взаимоотношениях с близкими (супружеские и детско-родительские отношения) людьми (сериалы «Группа счастья», «Понять, простить», «Решение проблем», «Служба доверия»; фильмы «Любовь в большом городе», «Неадекватные люди»), а также представлена работа психолога с подростками в период кризиса развития (сериал «Голоса»). Безусловно, это далеко не все аспекты работы

психологов, которыми в непосредственной практике занимается специалист, но в целом, это вполне адекватное представление тех проблем, с которыми обращаются за психологической помощью к специалисту.

Следует отметить, что в отечественном кинематографе четко прослеживается приписывание психологам неких «экстраординарных» способностей. Например, в сериале «Метод Фрейда», психолог, роль которого исполнят Иван Охлобыстин, раскрывает запутанные уголовные дела примерно так, как это делал персонаж произведений А. Конан-Дойла Шерлок Холмс. Для иллюстрации данного утверждения можно указать на эпизод, в котором психолог Фрейдин выигрывает в игру «Камень, ножницы, бумага» абсолютно у всех при каждой пробе. Окружающие его (по сериалу) люди просто ошеломлены его способностями, а зрители у экранов воспринимают психолога как человека, способного «читать» мысли других и чуть ли не предсказывать будущее. Такие, бесспорно, профессионально-важные качества психолога как наблюдательность, умение понимать невербальные средства коммуникации, а также распознавать признаки лжи, в данном сериале чрезмерно преувеличены. Подобное отображение психолога способно создавать у зрителя впечатление, что всех окружающих он видит «как на ладони» и может сразу же рассказать любую информацию о любом человеке (привычки, образование, нюансы личной жизни) и т.п. Возможно, транслирование подобного образа специалиста-психолога, хотя и может положительно влиять на рейтинги сериала, вызывая у зрителей любопытство к психологическим приемам, но, вместе с этим, оно также способно оказывать и негативное воздействие на желание людей обращаться за психологической консультацией в их реальной жизни. Ведь не каждому человеку захочется, чтобы его читали как «раскрытую книгу» и с первого взгляда узнавали мельчайшие подробности их личной жизни. Фактологическим подтверждением «приписывания» образу психолога сверхъестественных способностей может также выступать сюжет сериала «Путь к себе». Не останавливаясь на обсуждении художественных достоинств и недостатков фильма, отметим, что ключевая идея произведения - это поиск субъектом пути к самопознанию и достижение адекватного профессионального становления. Сюжетная линия фильма основана на том, что главная героиня с необычным именем Рада обладает природными психологическими способностями, но сама не понимает их подлинной ценности и поэтому действует методом «проб и ошибок», периодически попадая в крайне неприятные (в том числе, и с точки зрения правовых норм) ситуации. Стремясь выжить в суровых жизненных условиях, она использует свой необычный дар - видеть прошлое и настоящее человека, делать выводы о его проблемах, исходя из краткосрочного общения с ним - совершенно специфическим способом, сначала зарабатывая на жизнь в роли гадалки, затем, параллельно с основной работой в должности санитарки, периодически консультирует больных. Причем, основная особенность Рады состояла в умении позитивно решать проблемные ситуации - она никогда не отвечала угрозами на угрозы, силой на силу, а находила конструктивные варианты решений, приемлемые для обеих сторон. Героиня обладала уникальной способностью внимательно слушать людей, но соотнести это с какой-либо конкретной деятельностью у неё получилось не сразу, а только благодаря рекомендации со стороны. Это и определило ее выбор профессии. Получив диплом психолога, Рада, по сути, продолжает применять диалогические методы, содержательно эквивалентные тем, которые она использовала до получения профессионального образования, но уже без необходимости привлечения парапсихологической атрибутики, и, соответственно, не боясь

быть «пойманной» органами правопорядка, пресекающими деятельность разного рода гадалок, магов и разного рода экстрасенсов. Этот аспект, на наш взгляд, увеличивает вероятность того, что формирование у зрителей в некотором смысле парапсихологического образа психолога может выступать одной из причин неадекватного представления о специалистах данного профиля в обыденном сознании россиян.

Чрезвычайно важно обратить внимание на анализ тех профессиональных приемов, которыми пользуются экранные психологи. Наиболее активно применяемым психологами в фильмах и сериал выступает метод аутогенной тренировки для достижения состояния расслабления клиентов (сериалы «Без свидетелей», «Голоса», «Решение проблем», «Цветы зла»; фильм «Неадекватные люди»). В сериале «Метод Фрейда» демонстрируются техники нейролингвистического программирования (подстройка по дыханию и движениям). В целом, в отечественном кинематографе психолог изображается как специалист, работающий посредством ведения беседы с клиентом, тогда как, множество других, техник, средств и способов психологического консультирования, а так же вариативных направлений и форм работы психолога [4; 8; 12; 14], не представлены, что может не только сужать у зрителей представление о деятельности профессионального психолога, но и искажать его образ.

Обобщая результаты абрисного аналитического исследования, следует отметить, что в современном отечественном кинематографе позиционируются как положительные, с точки зрения соответствия профессиональным стандартам, аспекты образа психолога, так и отрицательные. В частности, к негативным моментам изображения экранных психологов, способных сформировать неадекватное представление о специалистах данного профиля, следует отнести:

1. Представление психолога-консультанта как специалиста преимущественно медицинского профиля (в белом халате), формирующее у зрителей суждение о том, что психолог - это врач, за помощью к которому обращаются люди с какими-либо отклонениями в психическом здоровье.

2. Ведение психологом консультативной встречи в состоянии психоэмоционального напряжения, тревоги и страха, что может сформировать образ психолога как человека, который сам остро нуждается в помощи специалиста для решения собственных психологических проблем, и, соответственно, не способного оказывать помощь другим по их решению.

3. Нетактичность, директивность, жёсткость, некомпетентность психолога, работающего с психологическими проблемами клиента, обратившегося за помощью.

4. Несоблюдение этических принципов работы психолога, использование экранными специалистами весьма нестандартных, рискованных методов работы.

5. Приписывание психологам неких «экстраординарных», сверхъестественных, экстрасенсорных способностей.

Напротив, к положительным, близким к реальности, аспектам образа психолога в современном отечественном кинематографе следует отнести:

1. Исполнение роли психолога как мужчинами, так и женщинами является адекватным отображением реальной действительности реализации профессиональной деятельности специалистами данного профиля.

2. Наделение персонажей-психологов такими профессионально-важными личностными качествами как: образованность, эмоциональная устойчивость,

ответственность, профессиональная смелость, эмпатичность, лояльность, доброжелательность, субъект-субъектная направленность на человека, хорошее чувство юмора и пр.

3. Адекватное представление тех проблем, с которыми люди обращаются за психологической помощью.

4. В целом, хотя и не в полной мере, но отражение на экране вполне соответствующих действительности психологических приемов и техник работы с клиентами.

В целом, образ психолога в современном отечественном кинематографе представлен довольно противоречиво. С одной стороны, тот факт, что персонаж психолога все чаще задействован в российских фильмах и сериалах, сам по себе является положительным. Это, прежде всего, свидетельствует о развитии и востребованности профессиональной практической психологии в нашей стране, а так же о том, что обращение за помощью к психологу не удел психически нездоровых людей, а вполне нормальное явление. Вместе с тем, экранный психолог зачастую изображается либо как врач, либо как специалист, обладающий экстрасенсорными способностями, или же, как человек, которому самому бы не помешала психологическая помощь - все это не только закрепляет устойчивость мифов о профессии психолога, но и преумножает их количество в сознании обывателя.

Подводя краткий итог, отметим, что именно благодаря кинематографу, даже, несмотря на определенную долю художественного вымысла, у зрителя появляется реальная возможность дифференцировать психолога-профессионала от непрофессионала. Это, на наш взгляд, чрезвычайно важно, прежде всего, с позиции дальнейшего становления в России службы психологической помощи населению. В связи с этим, высока вероятность и повышения спроса на психологические услуги в нашей стране. Возможно, что люди перестанут испытывать меньше опасений и чувство стыда при необходимости обращения за психологической помощью, особенно в случае кинематографического позиционирования объективного образа психолога, когда они будут иметь относительно правдоподобную картину того, чем конкретно занимается этот специалист.

Литература:

1. Белобрыкина О.А. Роль искусства в формировании образа профессионала (на примере профессии «психолог») //Вестник Нижегородского университета. Серия: Социальные науки. 2014. № 4 (36). С. 202-210.

2. Байгужинова О.А., Белобрыкина О.А. Образ психолога в обыденном и профессиональном сознании: общее и особенное //В сб.: Психолого-педагогические технологии в условиях инновационных процессов в медицине и образовании: Материалы Международной междисциплинарной научно-практической конференции (Кемер, Турция, 14-20 марта 2010 г.) /Под науч. ред. М.Г. Чухровой, О.А. Белобрыкиной. Новосибирск: ООО «Альфа-Виста», 2010. С. 20-23.

3. Большунова, Н.Я., Портянкина, Е.А. Профессиональное самоопределение студентов и социокультурная востребованность психолога в современной социокультурной ситуации //Вестник БГУ. 2012. № Спецвыпуск - Д. С. 114-117.

4. Бьюдженталь Д. Наука быть живым. Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. 336 с.

5. Дремова К. Е. Образ психолога в современном зарубежном кинематографе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 481-485. URL: http://e-koncept.ru/2016/86106.htm (дата обращения 20.04.2016).

6. Кошенова М.И. Особенности и закономерности личностного и профессионального становления студентов-психологов //Человек в контексте эпохи: материалы региональной научной конференции, посвященной 85-летию М.Е.Бударина (30 ноября 2005 г.). Омск: ОмГПУ, 2005. С. 147-149.

7. Мета-кодекс этики = Meta-Code of Ethics [Электронный ресурс] //Европейская федерация психологических ассоциаций = European Federation of Psychologists' Associations [сайт]. URL: http://www.efpa.eu/ (дата обращения 10.01.2016).

8. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М: Независимая фирма «Класс», 1994 144 с.

9. «О психологической помощи в Российской Федерации» Федеральный Закон РФ (Проект) [Электронный ресурс]. URL: http://asozd2c.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/E2085C7A1 EE1B82A43257D01004CE78E/$FI LE/553338-6_24062014_553338-6.PDF?0penElement (дата обращения 12.04.2016).

10. Психология как профессия /Т.Ю.Базаров, Е.М.Иванова, А.С.Кузнецова и др.; отв. ред. Е.А. Климов, О.Г.Носкова [Электронный ресурс] // Факультет психологии МГУ им. М.В.Ломоносова [сайт]. - URL: http://psy.msu.ru/science/public/psy_prof/ (дата обращения 18.02.2016).

11. Солоницына М. А., Питайкина А. А., Белобрыкина О. А. Специфика представлений студентов-первокурсников о профессиональном предназначении и смысле деятельности психолога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 391-395. URL: http://e-koncept.ru/2016/86084.htm (дата обращения 20.04.2016).

12. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. Наука о душе. М.: Владос, 2001. 208 с.

13. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 352 с.

14. Ялом И. Д. Дар психотерапии. М.: Эксмо, 2005. 352 с.

15. Ethical principles of psychologists (Amended June 2, 1989) //American Psychological Association. 1990. American Psychologist, 45. Pp. 390-395.

rf Dremova K.E., Belobrykina O.A. Obraz psihologa v sovremennom otechestvennom v kinematografe II Nauka. Mysl'. - 2016. - №6-2.

© К. Е. Дремова, 2016.

© О. А. Белобрыкина, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. Results of the theoretical analysis of an image of the psychologist positioned in a modern domestic cinema are presented in article. On the basis of the requirements imposed to

the personality and activity of the psychologist, acting as estimated categories of the analysis it is shown that the image of the psychologist is presented in domestic movies is quite inconsistent that has adverse impact on formation at the viewer of the relation to this profession.

Keywords: image, cinema, profession of «psychologist», ethics, professional and important qualities.

— • —

Сведения об авторах

Кристина Евгеньевна Дремова, студентка 1 курса факультета психологии Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия).

Ольга Альфонсасовна Белобрыкина, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной психологии и виктимологии, Новосибирский государственный педагогический университет, академик Академии полярной медицины и

экстремальной экологии человека (Новосибирск, Россия).

— • —

Подписано в печать 20.05.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.