Научная статья на тему 'ОБРАЗ ПРОРОКА МОИСЕЯ В СОЧИНЕНИИ «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ» ЕВСЕВИЯ ПАМФИЛА'

ОБРАЗ ПРОРОКА МОИСЕЯ В СОЧИНЕНИИ «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ» ЕВСЕВИЯ ПАМФИЛА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
70
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОРОК МОИСЕЙ / ВНЕШНОСТЬ ПРОРОКА МОИСЕЯ / ДУХОВНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОРОКА МОИСЕЯ / ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИЙ / «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ» ЕВСЕВИЯ ПАМФИЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соболев Максимилиан Валерьевич

В данной статье осмысляется взгляд Евсевия Кесарийского на прор. Моисея в аспекте его внешности и духовных качеств, который содержится в труде «Евангельское приготовление». Для осуществления необходимого анализа используется оригинальный текст сочинения, взятый из авторитетных французских сборников: «Христианские источники» (Sources Chrétiennes) и из т. 21 «Греческой патрологии» аббата Жака-Поля Миня. Целью статьи является анализ экзегетического творчества еп. Евсевия в рамках выбранной тематики, который поспособствует ознакомлению читателя с писательской деятельностью отца церковной истории, направленной на толкование Священного Писания: в исследовательских работах сложно встретить осмысление его исагогико-экзегетического наследия. Особенно в сравнении с пластом литературы, посвященной анализу его исторических трудов («Церковная история» и «Хроника»). В результате можно увидеть, что автор «Евангельского приготовления» указывает, с одной стороны, на мужество, молитвенность и мудрость прор. Моисея, а с другой стороны, на крепкое телосложение угодника Божия, несмотря на его седину, которая появилась из-за старости. Этими качествами Моисей Боговидец являет собой образец уважаемого мудреца, который обладает прекрасными внешними и внутренними характеристиками, то есть калокагатией (καλοκἀγαθία).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMAGE OF THE PROPHET MOSES IN THE WORK “PREPARATION FOR THE GOSPEL” BY EUSEBIUS OF PAMPHILUS

This article comprehends the view of Eusebius of Caesarea on the prophet Moses in the aspect of his appearance and spiritual qualities, which is contained in the work “Preparation for the Gospel”. For the analysis, the original text of the work under consideration is used, taken from authoritative French collections: “Christian sources” (Sources Chrétiennes) and from 21 volumes of the Greek patrology of abbot Jacques Paul Migne. The purpose of this article is to analyze the exegetical work of Bishop Eusebius within the framework of the chosen topic, which will help to acquaint the reader with the writing activity of the father of church history, aimed at interpreting Holy Scripture. For in research works it is often difficult to find an understanding of his isagoge-exegetical heritage. Especially when compared with the layer of literature containing an analysis of his historical works (“Church History” and “Chronicle”). As a result, one can see that the author of the «Preparation for the Gospel» points, on the one hand, to the courage, prayerfulness and wisdom of the prophet Moses, and on the other hand, to the strong physique of the saint of God, despite his gray hair, which appeared due to old age. With these qualities, Moses the God-seer is an example of a respected sage who has excellent external and internal characteristics, that is, kalokagathia (καλοκἀγαθία).

Текст научной работы на тему «ОБРАЗ ПРОРОКА МОИСЕЯ В СОЧИНЕНИИ «ЕВАНГЕЛЬСКОЕ ПРИГОТОВЛЕНИЕ» ЕВСЕВИЯ ПАМФИЛА»

ХРИСТИАНСКОЕ ЧТЕНИЕ

Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви

№ 3 2023

М.В. Соболев

Образ пророка Моисея в сочинении «Евангельское приготовление» Евсевия Памфила

УДК 27-242.4-277+27-9"02/03"-284 DOI 10.47132/1814-5574_2023_3_47 EDN EQUPXQ

Аннотация: В данной статье осмысляется взгляд Евсевия Кесарийского на прор. Моисея в аспекте его внешности и духовных качеств, который содержится в труде «Евангельское приготовление». Для осуществления необходимого анализа используется оригинальный текст сочинения, взятый из авторитетных французских сборников: «Христианские источники» (Sources Chrétiennes) и из т. 21 «Греческой патрологии» аббата Жака-Поля Миня. Целью статьи является анализ экзегетического творчества еп. Евсевия в рамках выбранной тематики, который поспособствует ознакомлению читателя с писательской деятельностью отца церковной истории, направленной на толкование Священного Писания: в исследовательских работах сложно встретить осмысление его исагогико-экзегетического наследия. Особенно в сравнении с пластом литературы, посвященной анализу его исторических трудов («Церковная история» и «Хроника»). В результате можно увидеть, что автор «Евангельского приготовления» указывает, с одной стороны, на мужество, молитвенность и мудрость прор. Моисея, а с другой стороны, на крепкое телосложение угодника Божия, несмотря на его седину, которая появилась из-за старости. Этими качествами Моисей Боговидец являет собой образец уважаемого мудреца, который обладает прекрасными внешними и внутренними характеристиками, то есть калокагатией (ка^окауабСа).

Ключевые слова: пророк Моисей, внешность пророка Моисея, духовные качества пророка Моисея, Евсевий Кесарийский, «Евангельское приготовление» Евсевия Памфила.

Об авторе: Максимилиан Валерьевич Соболев

Преподаватель кафедры Библеистики Санкт-Петербургской духовной академии и аспирант

Санкт-Петербургской духовной академии.

E-mail: theodoxa@ya.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0229-6824

Для цитирования: Соболев М. В. Образ пророка Моисея в сочинении «Евангельское приготовление» Евсевия Памфила // Христианское чтение. 2023. № 3. С. 47-53.

Статья поступила в редакцию 26.04.2023; одобрена после рецензирования 20.05.2023; принята к публикации 02.06.2023.

KHRISTIANSKOYE CHTENIYE [Christian Reading]

Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church

No. 3 2023

Maximilian V. Sobolev

Image of the Prophet Moses in the Work "Preparation for the Gospel" by Eusebius of Pamphilus

UDK 27-242.4-277+27-9"02/03"-284 DOI 10.47132/1814-5574_2023_3_47 EDN EQUPXQ

Abstract: This article comprehends the view of Eusebius of Caesarea on the prophet Moses in the aspect of his appearance and spiritual qualities, which is contained in the work "Preparation for the Gospel". For the analysis, the original text of the work under consideration is used, taken from authoritative French collections: "Christian sources" (Sources Chrétiennes) and from 21 volumes of the Greek patrology of abbot Jacques Paul Migne. The purpose of this article is to analyze the exegetical work of Bishop Eusebius within the framework of the chosen topic, which will help to acquaint the reader with the writing activity of the father of church history, aimed at interpreting Holy Scripture. For in research works it is often difficult to find an understanding of his isagoge-exegetical heritage. Especially when compared with the layer of literature containing an analysis of his historical works ("Church History" and "Chronicle"). As a result, one can see that the author of the «Preparation for the Gospel» points, on the one hand, to the courage, prayerfulness and wisdom of the prophet Moses, and on the other hand, to the strong physique of the saint of God, despite his gray hair, which appeared due to old age. With these qualities, Moses the God-seer is an example of a respected sage who has excellent external and internal characteristics, that is, kalokagathia (KaÀOKayaSia).

Keywords: prophet Moses, appearance of prophet Moses, spiritual qualities of prophet Moses, Eusebius of Caesarea, "Preparation for the Gospel" of Eusebius Pamphilus.

About the author: Maximilian Valerievich Sobolev

Lecturer at the Department of Bible Studies at the St. Petersburg Theological Academy; Postgraduate

Student at St. Petersburg Theological Academy.

E-mail: theodoxa@ya.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0229-6824

For citation: Sobolev M. V. Image of the Prophet Moses in the Work "Preparation for the Gospel" by Eusebius of Pamphilus. Khristianskoye Chteniye, 2023, no. 3, pp. 47-53.

The article was submitted 26.04.2023; approved after reviewing 20.05.2023; accepted for publication 02.06.2023.

О важности личности прор. Моисея для «Евангельского приготовления» говорят некоторые исследователи, к примеру Сабрина Иновлоцкая и Клаудио Заманьи (см.: [Inowlocki, Zamagni, 2011, 211]).

Конечно, в рамках статьи невозможно проанализировать все аспекты, касающиеся личности великого пророка в рассматриваемом труде. Поэтому в ней будут кратко представлены главные тезисы, связанные с внешностью и духовными качествами святого Боговидца, которые выделяет Евсевий Кесарийский.

Кроме того, как кажется, весьма целесообразным будет добавить в данную статью немного информации относительного сочинения «Евангельского приготовления» и его автора, дабы предоставить необходимый контекст для анализа.

Краткие сведения о «Евангельском приготовлении» и его авторе

На основе многих исследований, в числе которых возможно выделить исследования прот. Алексия Ястребова, Wallace-Hadrill, Kofsky, Inowlocki, Zamagni, Sirinelli, Carriker, Robertson, можно обозначить время написания данного труда промежутком с 312 до 325 г. (см.: [Ястребов, 2004, 254; Wallace-Hadrill, 1960, 57; Kofsky, 2000, 74-75; Inowlocki, Zamagni, 2011, 69; Sirinelli, 1974, 8-15; Carriker, 2003, 39, Robertson, 2007, 38]).

Помимо ярко выраженного апологетического характера (см.: [Schroeder, 1975, 11]), «Приготовление ко Евангелию» еп. Евсевия имеет также и исагогико-экзегетический характер, что ясно следует не только из названия самого труда, но и из анализа, проведенного в данной статье. Указанное сочинение состоит из 15 книг, из которых, насколько известно, переведены на русский язык в настоящее время только две: 9-я и 11-я.

Евсевий Памфил, помимо того что был выдающимся историком, справедливо получившим впоследствии именование отца церковной истории, уделял также особое внимание апологетике, изучению и толкованию Св. Писания (см.: [Соболев, 2021, 90-92]). Например, только его «Толкование на псалмы» охватывает собой весь 23-й том «Греческой патрологии» аббата Жака-Поля Миня.

Кроме того, известно о существовании и многих других экзегетических сочинений еп. Евсевия. Некоторые из них — «Толкование на Исаию», «Ономастикон», «Евангельские каноны», «О Пасхе». Также Евсевий Памфил вел активную деятельность по созданию 50 кодексов Св. Писания по указу Константина Великого (см.: (Евсевий Памфил, 1998, 243)). Эти книги, написанные на пергамене, вероятно, имеют прямую связь с Ватиканским, Синайским и Александрийским кодексами, роль которых в библеистике трудно переоценить (см.: [Алексеев, 2012, 17]).

Внешность пророка Моисея

В «Евангельском приготовлении» интерес Евсевия Кесарийского простирается не только на духовные качества прор. Моисея, но и на его внешность.

Центральное значение для анализа выбранной тематики занимает фрагмент из 27-й главы 9-й книги рассматриваемого труда: «TeyovEvai 8е ф^01 tov Mwüoov ^aKpov, яиррак^, rco^iov, ko^t^v, ä^iw^aTixov, таита 8e яра^аь яер! Етп övTa oySo^KovTa evvea». Его можно перевести на русский язык следующим образом: «Он же утверждает, что Моисей был высоким, огненным, седым, длинноволосым, достопочтенным. Это же сделал, когда ему было около 89 лет» (Eusebe de Cesaree, 1991, 280).

Для детального анализа необходимо разобрать по отдельности все термины, которые приводятся в указанном тексте, а именно: цакрод, яиррак^^, яо^ьод, корт|тп<;,

Итак, описание прор. Моисея начинается с прилагательного цакрод, которое, можно предположить, с одной стороны, указывает на высокий рост угодника Божия, а с другой стороны, намекает на его телесную и душевную крепость, поскольку

использовано слово при указании на его успехи в военной кампании, что будет проанализировано ниже.

Далее Евсевий Кесарийский, скорее всего, говорит о цвете кожи святого Бого-видца, который обозначается им термином пиррак^д. Очевидно, что это слово тесно связано с глаголом яирра^«, означающим «иметь огненный цвет», «быть красным» [Вейсман, 1899, 1108]. Соответственно, от него при переводе и произведено выше использованное прилагательное «огненный». Примечательно, этот тезис согласуется с научными данными, свидетельствующими о кирпичном цвете кожи у древних египтян (см.: [Дьяконов и др., 1989, 146]).

Хотя существует английский перевод данного слова термином «ruddy» (Eusebius of Caesarea, 1903, 436), как правило, имеющим значение «румяный» [Мюллер, 2007, 516], а также русский перевод, где на данном месте стоит прилагательное «здоровый» [Бокарев, 2015, 188].

Кроме того, можно подумать, что, помимо упомянутого буквального смысла, епископ Кесарийский говорит, к примеру, о пламенной молитве или ревности по Боге у великого пророка.

Слово яо^юд обычно в тексте указывает на седовласого старца, когда речь идет о каком-либо человеке [Вейсман, 1899, 1022]. Однако упомянутый термин может обозначать также нечто сияющее и лучезарное [Дворецкий, 1958, 1340].

В контексте приведенной выше цитаты, где говорится о 89-летнем возрасте св. Моисея, следует предположить, что повествование свидетельствует преимущественно о седине великого пророка.

Следовательно, перед читателем предстает образ почтенного старца, которого должны были уважать и иудеи (Лев 19:32; Притч 16:31, 20:29; Ис 3:5; Иов 12:12), и, естественно, христиане (1 Тим 5:1; Флм 1:9)\ и эллины с древности, поскольку к этому призывали Хилон Лакедемонянин, Платон, Бион Борисфенит, Пифагор и другие мыслители (см.: [Диоген Лаэртский, 2011, 75, 162, 182, 312]).

Следующим термином, корт|тпд, вероятно, обозначается наличие длинных волос не только на голове, но и в бороде у угодника Божия [Вейсман, 1899, 720; Дворецкий, 1958, 966]. А это, как хорошо известно, было особенной чертой внешности и для иудеев, у которых она ассоциировалась с назорейством (Чис 6:1-8), и для христиан, которые созерцают Самого Господа Иисуса Христа на иконах, и для эллинов, видящих в этом слове образ мудреца античности. Ибо подобный вид имел Антисфен, основатель школы киников, который носил короткий двойной плащ на голое тело, длинную бороду, посох и нищенскую суму. В последующие годы этот образ переняли и стоики (см.: [Брагинская, 2010, 121-122]).

В конце анализируемого предложения подводится итог всем указанным выше характеристикам прор. Моисея. Он обозначается широким понятием а^ьыцатькод, которое содержит в себе корень, означающий достоинство (см.: [Вейсман, 1899, 143; Дворецкий, 1958, 180]).

Таким образом, перед читателем «Евангельского приготовления» прор. Моисей предстает в виде высокого, статного, физически крепкого седовласого старца с длинными волосами и бородой и с огненным цветом кожи. Этот образ соответствует образу общенационального мудреца, достойного всякого уважения и почитания.

Духовные качества

Прежде всего Евсевий Кесарийский касается именно тех добродетелей, которые наиболее важны и авторитетны для его читателей. Он акцентирует внимание аудитории на том, что источником знаний для Моисея Боговидца был Сам Бог, говоря о бо-голюбии великого пророка, используя термин 9еофЛг|д (Eusebe de Cesaree, 1991, 214),

1 Конечно, для христиан актуальны и приведенные чуть ранее ветхозаветные цитаты, которые не были вновь нами указаны с целью избежать повторений в тексте.

который можно перевести на русский язык как «боголюбец». Также он свидетельствует о нем как о «муже, ставшем в молитве сильнейшим» (Eusebe de Cesaree, 1991, 214)2.

Поэтому Евсевий Памфил множество раз именует святого Моисея «всемудрецом» (Eusebe de Cesaree, 1857, 849, 860, 908)3, а также «достигшим вершины философии» (Eusebe de Cesaree, 1857, 140)4. Следовательно, прор. Моисей Боговидец мыслится именно тем, кто может привести и к настоящей мудрости, которую ищут эллины (1 Кор 1:22), ибо он сам ей обладает от Первоисточника.

В упомянутой ранее 27-й главе 9-й книги «Евангельского приготовления» автор, ссылаясь на Артапана Александрийского5, передает читателю внебиблейскую историю о военных подвигах великого пророка во время его похода против эфиопов, где явным образом проявляется его мужество.

«Хенефрин, увидев же добродетель Моисея, позавидовал ему и стал искать удобного момента, дабы его убить. И когда эфиопы напали на Египет, Хенефрин хотел найти подходящее время, чтобы отправить Моисея против них в должности полководца с войском. Он же дал ему множество земледельцев, поняв с легкостью, что тот будет убит врагом по причине слабости солдат. Моисей, когда пришел в Гермополь, прозванный номом, имел в своих рядах около ста тысяч земледельцев. Далее он отправил туда полководцев, которые заняли эту область, несмотря на то что их явно превосходили в боях» (Eusebe de Cesaree, 1991, 272)6.

Об этом событии упоминает и Иосиф Флавий, который также акцентирует внимание своего читателя на доблести прор. Моисея (см.: (Иосиф Флавий, 2002, 116)).

Как хорошо известно, мужество — одна из наиболее почитаемых добродетелей среди эллинов еще с давних времен (см.: [Гусейнов, 2010, 618-619]), которым преимущественно и предназначалось для чтения «Евангельское приготовление». Следует отметить, что к этой добродетели призваны как христиане, так и иудеи (Пс 26:1, 14; 1 Пар 29:29-30).

Кроме того, заслуживает особого внимания аналогия прор. Моисея с ап. Павлом в рассматриваемом труде. Она связана с именованием великого пророка словами «'Eßpaioq öv ё^ 'Eßpaiwv, eL Kai ti? a^Äog (еврей из евреев, как никто другой)» (Eusebe de Cesaree, 1975, 172), которые практически дословно совпадают с теми, что первовер-ховный сказал о себе «'Eßpaiog ё^ 'Eßpaiwv (еврей из евреев)» (Флп 3:5).

Возможно предположить, что это сравнение Евсевий Кесарийский приготовил для тех читателей, которые хорошо знакомы с текстом Св. Писания Нового Завета. В противном случае подобную идею было бы весьма трудно уловить.

Действительно, по ряду аспектов эта аналогия имеет право на существование. Ибо оба святых получали особое откровение от Бога (Исх 3:1-4:17; Деян 9:1-7); отличались своей кротостью (Чис 12:3; 1 Тим 1:15); тяжело переживали за судьбу богоизбранного народа и были за него ходатаями перед Богом (Исх 32:7-14; Рим 9:2-4).

В дальнейшей литературе сравнение великого пророка с апостолом встречается также у свт. Иоанна Златоуста, который, впрочем, отдает предпочтение последнему

2 В оригинале: «äv5pi yEvo^evw 0ew EÜ^aoöai SuvaTWTaTW».

3 В оригинальном тексте: «о п^оофод Mwo^g» или «Mwüo^g о яоуоофод».

4 В тексте оригинала: «Mwo^g 5ё Kai фЛоооф£ад ёп' агтгр фбаоад «кротята».

5 Артапан Александрийский был экзегетом и апологетом Ветхого Завета, он жил на рубеже III-II вв. до Р. Х. Одним из главных аспектов его деятельности было представление Авраама, Иосифа, и в особенности прор. Моисея достойными почитания и уважения. См. об этом, напр.: [Титова, Венцель, 2009, 452-453].

6 В оригинале: «Tov 5ё Хеуефр^у opövTa T^v äpET^v тог Mwroou фбо^оа1 агтф ка1 Z^teiv arTÖv ёп' EÜXoyw агла Tivi äveXeiv. Ка1 поте töv ALÖionwv ёпloтрaтЕuoaцëva>v тд ALyunTW tov XEVEфр^v гпoXaß6vтa EÜpr^vai raipöv eüöetov пёц^а1 töv Mwüoov ёп' агтогд 0TpaTr]YÖv ЦЕта 5uvä^Ewg^ то 5ё töv ye^PY^v агтф ouoT^oai п^бод, гпoXaß6vтa pa5iwg arTÖv 5ia t^v töv oTpaTiwTÖv äoбëvЕlav гпо töv по^Е^Са^ ävaipE6^0E06ai. Töv 5ё Mwüoov ёXб6vтa ёп1 töv 'ЕрцопоМтгр övo^aZ6^Evov vo^6v, ExovTa пЕр1 5ёка цирю5ад ye^PYöv, агтог катаотратопЕ5Егоаь пёц^а1 5ё отратг^оид тоид прoкaбЕ5ouцëvoug т^д х^рад, огд 5г| пXЕ0VЕKTЕlv ёпlфavög ката тад ца^а?».

(Иоанн Златоуст, 1896, 516). Более широкое распространение получили те толкования, где либо сам св. Моисей осмысляется в качестве прообраза Господа Иисуса Христа (Евр 3:1-9); (см.: (Феофилакт Болгарский, 2010, 214-215)), либо отдельные аспекты его жизни (см.: [Юревич, 2014, 127-146; Добыкин, 2016, 107-142]).

Таким образом, автор «Евангельского приготовления» прикровенно говорит о том, что прор. Моисей не был чужд каХокауаЭьа — калокагатии7, которая подразумевает наличие в человеке сочетания телесной красоты и прекрасных внутренних качеств. Данное понятие встречается у многих выдающихся мыслителей Древней Греции. Например, у Солона, Платона, Аристотеля, Сократа, Ксенофонта и других (см.: [Соло-пова, 2008, 407-409]), на основе размышлений которых в античности сформировалось особое уважение к ее носителю (см.: [Стрелков, 2009, 218]). Именно поэтому Евсевий Кесарийский акцентирует внимание своей аудитории, с одной стороны, на физической крепости великого пророка, а с другой стороны, на мудрости, возвышенности молитвы и мужестве этого угодника Божия, скрыто сравнивая его с самим ап. Павлом.

Евсевий Памфил, очевидно, старается представить прор. а Моисея своему читателю с той стороны действительности, которая наиболее заинтересует его, вызовет чувство почтения, а потому и правильно подготовит к дальнейшей встрече с многократным упоминанием этой личности на страницах Нового Завета (см.: [Ианнуарий Ивлиев, 2009, 564])8.

Источники и литература

Источники

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. В Синодальном переводе с комментариями и приложениями. М.: Российское Библейское общество, 2008. 2047 с.

2. Диоген Лаэртский (2011) — Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Астрель, 2011. 576 с.

3. Евсевий Памфил (1998) — Евсевий Памфил, еп. Жизнь блаженного Василевса Константина. М.: Labarum Посев, 1998. 352 с.

4. Иоанн Златоуст (1896) — Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творение святого Иоанна Златоуста: в 2 кн. СПб.: Изд-во СПбДА, 1896. Кн. 1. 979 с.

5. Иосиф Флавий (2002) — Иосиф Флавий. Иудейские древности: в 2 т. М.: АСТ; Ладомир, 2002. Т. 1. 784 с.

6. Феофилакт Болгарский (2010) — Феофилакт Болгарский, архиеп. Толкование на Послания святого апостола Павла: в 3 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. Т. 3. 285 с.

7. Biblia Hebraica Stuttgartensia / Ed. K. Eiliger, W. Rudolph et al. 5th Edition. Stuttgart: Deutschen Bibelgesellschaft, 1997. 1574 p.

8. Eusèbe de Césarée (1975) — Eusèbe de Césarée. La Préparation Evangelique. Livre VII / Trad. par G. Schroeder. Paris, 1975. 337 p. (SC. 215).

9. Eusèbe de Césarée (1991) — Eusèbe de Césarée. La Préparation Evangelique. Livres VIII-X. Paris, 1991. 520 p. (SC. 369).

10. Eusebius Caesareae (1857) — Eusebius Caesareae. Praeparatio Evangelica // PG. 21. Paris, 1857. 1716 p.

11. Eusebius of Caesarea (1903) — Eusebius of Caesarea. Preparation for the Gospel / Trans. from Gr. Oxford: Oxford University Press, 1903. 855 p.

12. Novum Testamentum Graece / Nestle-Aland. 28th Edition. Stuttgart: Deutschen Bibelgesellschaft, 2012. 894 p.

7 Слово каХокауабСа (калокагатия) происходит от древнегреческой фразы «каХо^ ка1 ауабо^», которую можно буквально перевести на русский язык как «прекрасный и добрый».

8 В Новом Завете насчитывается 191 ссылка на прор. Моисея и его закон.

Литература

13. Алексеев (2012) — Алексеев А. А. Текстология Нового Завета и издание Нестле-Аланда. СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. 184 с.

14. Бокарев (2015) — Бокарев А., свящ. Перевод с древнегреческого языка и комментарий девятой книги Евсевия Кесарийского «Приготовление к Евангелию»: дис. ... магистра богословия. СПб., 2015. 215 с.

15. Брагинская (2010) — Брагинская Н.В. Антисфен // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 1. C. 121-122.

16. Вейсман (1899) — Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. СПб.: Изд. автора, 1899. 1370 с.

17. Гусейнов (2010) — Гусейнов А. А. Мужество // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М.: Мысль, 2010. Т. 2. C. 618-619.

18. Дворецкий (1905) — Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1958. 1905 с.

19. Добыкин (2016) — Добыкин Д.Г. Православное учение о толковании Священного Писания: лекции по библейской герменевтике. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2016. 272 с.

20. Ианнуарий Ивлиев (2009) — Ианнуарий (Ивлиев), архим. Закон Моисеев // Православная энциклопедия: в 66 т. М., 2009. Т. 19. С. 564-567.

21. История древнего мира (1989) — История древнего мира: в 3 т. / Под ред. И. М. Дьяконова, В. Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М.: Наука, 1989. Т. 1. 470 с.

22. Мюллер (2007) — Мюллер В. К. Большой англо-русский и русско-английский словарь. М.: Эксмо, 2007. 1008 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Соболев (2021) — Соболев М. В. Евсевий Кесарийский — библеист своего времени // Актуальные вопросы церковной науки. 2021. № 1. С. 90-92.

24. Солопова (2008) — Солопова М.А. Калокагатия // Античная философия. Энциклопедический словарь. М.: Прогресс-Традиция, 2008. С. 407-409.

25. Стрелков (2009) — Стрелков А.В. Древняя Греция // Православная энциклопедия: в 66 т. М., 2009. Т. 14. С. 217-222.

26. Титова, Венцель (2009) — Титова О.В., Венцель О.В. Артапан // Православная энциклопедия: в 66 т. М., 2009. Т. 3. С. 452-453.

27. Юревич (2014) — Юревич Д., прот. Мессианские места Ветхого Завета в экзегезе отцов Церкви // Христианское чтение. 2014. № 6. С. 127-146.

28. Ястребов (2004) — Ястребов А, прот. Евсевий // Православная энциклопедия: в 66 т. М., 2004. Т. 17. С. 252-267.

29. Carriker (2003) — Carriker A. The Library of Eusebius of Caesarea. Leiden, Boston: Brill, 2003. 358 p.

30. Inowlocki, Zamagni (2011) — Inowlocki S, Zamagni C. Reconsidering Eusebius Collected Papers on Literary, Historical, and Theological Issues. Leiden, Boston: Brill, 2011. 254p.

31. Kofsky (2000) — Kofsky A. Eusebius of Caesarea against Paganism. Leiden, Boston: Brill, 2000. 337 p.

32. Robertson (2007) — Robertson J.M. Christ as Mediator. Oxford: Oxford University Press, 2007. 243 p.

33. Schroeder (1975) — Schroeder G. Introduction // SC. 215. Paris, 1975. 337 p.

34. Sirinelli (1974) — Sirinelli J. Introduction Générale // SC. 206. Paris, 1974. P. 8-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.