Научная статья на тему 'Образ природы в творчестве Ф. М. Достоевского: различные подходы к изучению'

Образ природы в творчестве Ф. М. Достоевского: различные подходы к изучению Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4419
370
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРИРОДЫ / ПЕЙЗАЖ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ / ТВОРЧЕСТВО Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО / НАУКА О ДОСТОЕВСКОМ / АКСИОЛОГИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ПИСАТЕЛЯ / F. M. DOSTOEVSKY''S CREATIVITY / THE IMAGE OF THE NATURE / A LANDSCAPE IN A WORK OF ART / A SCIENCE ABOUT DOSTOEVSKY / AXIOLOGY / SYSTEM OF VALUES OF THE WRITER

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Богач Дмитрий Александрович

Приводится обзор различных подходов к изучению образа природы в творчестве Ф. М. Достоевского, аналитическое выявление их достоинств и недостатков, а также предлагается собственная концепция исследования образа природы в произведениях Ф. М. Достоевского.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n this article the review of various approaches of the nature image studying in F. M. Dostoevsky's creativity, analytical identification of their merits and demerits is provided, and the own concept of this problem research is also offered.

Текст научной работы на тему «Образ природы в творчестве Ф. М. Достоевского: различные подходы к изучению»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 32 (286).

Филология. Искусствоведение. Вып. 71. С. 16-21.

Д. А. Богач

ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ТВОРЧЕСТВЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО: РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ

Приводится обзор различных подходов к изучению образа природы в творчестве Ф. М. Достоевского, аналитическое выявление их достоинств и недостатков, а также предлагается собственная концепция исследования образа природы в произведениях Ф. М. Достоевского.

Ключевые слова: образ природы, пейзаж в художественном произведении, творчество Ф. М. Достоевского, наука о Достоевском, аксиология, система ценностей писателя.

Традиционно под природой в литературоведении понимают внешний мир, для которого характерны «и описания животных, растений, их, так сказать, портреты, и, наконец, собственно пейзажи (фр. pays - страна, местность) - описания широких пространств»1. По справедливому замечанию М. Эпштейна, природа в литературе не просто «эстетическое

своеобразие» словесного произведения искус-

^ 2 ства, но и «система устойчивых мотивов»2.

Однако, как бы претенциозно это ни звучало, все эти определения и методологические подходы кажутся нам не совсем исчерпывающими при изучении образа природы в художественном наследии Ф. М. Достоевского. Связано это с несколькими причинами. Одна из них состоит в разногласии ученых-достоев-сковедов по поводу того, чем является природа у Достоевского, в чем смысл ее воплощения, когда писатель больше сосредоточен на психологии своих героев и устремлен в раскрытие сложного, напряженного внутреннего мира человека, который для Достоевского «есть тайна». А главное - остается неясным общий художественный критерий образа природы в творчестве Ф. М. Достоевского. В связи с этим возникает вопрос, по какому пути идти в изучении природы у Достоевского.

Например, Т. А. Касаткина утверждает, что природа в творчестве Достоевского проявляется лишь тогда, когда реализуется автором через диалог с персонажем, в результате чего выражается некое противопоставление человека и природы, где человек должен и обязан осознавать свою вину перед природой. У человека в творчестве Ф. М. Достоевского «присутствует постоянная память о вине человека перед землей и ее обитателями, вине, все время возобновляющейся, <...> но с которой вообще начинается христианская «историческая» память, ибо эта вина - грехопадения, отпадения

от Бога, совершенного человеком»3. Таким образом, по мнению исследователя, взаимоотношения природы и человека Достоевский рассматривал с позиции своих христианских убеждений, потому что «Достоевский создает образ истинного отношения к природе, без которого невозможен “переезд” к новой жизни»4.

Японский исследователь Рё Омацу природу в творчестве Ф. М. Достоевского рассматривал также в качестве не самостоятельной художественной единицы, а с позиции критики антропоцентризма, то есть как жертву человеческих действий и решений. Он говорил о том, что «писателя волновали проблемы отчуждения человека от природы. Проблема жестокого обращения с животными - критический взгляд Достоевского на современную цивилизацию»5.

По справедливому замечанию Чжан Бянь-гэ, воплощение образа природы в попытке раскрытия психологического состояния персонажа у Достоевского неслучайно: природа вводится им «в момент душевного возрождения героев, в момент их соприкосновения с Богом»6. Иными словами, герои, вступая в диалог с природой, в состоянии душевного обнажения ощущают некий катарсис, а иногда даже испытывают чувство «радости жизни»7 в момент тесного (кровно-биологического) контакта. Из этого можно сделать вывод о том, что природа у Достоевского наделена определенной функцией, имеет свою сверхзадачу - исцелить и возродить человека к новой жизни. Примеров этого в художественном опыте Достоевского немало: в «Преступлении и наказании», когда Раскольников целует землю; в «Сне смешного человека», где восприятие природы во сне и ощущение гармонии с ней помогло герою заново пересмотреть свою жизнь и свои идеалы; в «Братьях Карамазовых», где «клейкие листочки», о которых грезит Иван Карамазов и которые ему дороги; его желание

поцеловать землю позволяет понять душевную осколочность героя, потому что, не принимая мир божий, он тяготеет к его природным творениям. В связи с этим можно отметить пути легкого проникновения божественного света в «темное» сознание Ивана, и все это обосновывается его чутким проникновением к «клейким листочкам» (14; 210)8.

С. Н. Дурылин природу у Достоевского определяет как куски большого полотна, вкрапляемые в неотделимую часть сюжета, потому что «Достоевский не изобразитель природы», а природа у него «как бы вобрана человеком в себя»9. Однако «она проступает в столь важные и ответственные мгновения бывания человеческого, что неизменно и символически неоспоримо и строго напоминает ему о бытии»10. Таким образом, здесь исследователь, на наш взгляд, верно интерпретирует образ природы, когда утверждает, что, хотя и природные зарисовки ремарочны и фрагментарны (рассыпаны оттеночными вкраплениями то тут, то там, или, выражаясь словами Н. М. Чиркова, находят себя «только в совершенно исключительных случаях»11), они значимы и важны для понимания идейно-художественного своеобразия произведений Ф. М. Достоевского, прямо или косвенно определяют их суть.

Р. В. Плетнев и его последователи (В. В. Борисова, Е. А. Мужайлова, О. А. Фарафонова)12 природу связывали с особым культом земли, фигурирующим в мотиве целования и припаде-ния к земле в творчестве Достоевского. Мотив целования земли как проникновение в духовно-нравственные истоки у Достоевского, как правило, свидетельствует о здоровом моральном развитии человека (или предпосылке к этому), потому что земля в системе ценностей Достоевского наделяется признаками святости и чистоты. Мотив припадения к земле и целования земли воплощаются, к примеру, в таких романах Ф. М. Достоевского, как «Преступление и наказание», «Бесы» и «Братья Карамазовы». Раскольников с целью покаяния в своем преступлении по настоянию Сонечки Марме-ладовой целует «грязную землю с наслаждением и счастием» (6; 405); старец Зосима перед смертью припадает к земле; со слезами на глазах целует землю Алеша Карамазов; Мария Ле-бядкина говорит Шатову, что она очень хотела бы припасть к земле; Иван Карамазов тоже желает припасть к земле, но не в России, а в Европе. Особенность данного взаимодействия с землей у героев Достоевского имеет, с точ-

ки зрения игумена Вениамина, экстатический характер, персонажи с телесным соприкосновением с землей ощущают некий катарсис, ознаменованный началом новой жизни и вторым рождением: «Падение на землю Алеши и Раскольникова типологически сходны (хотя это спорный вопрос, так как психологическое состояние данных персонажей в тот момент неодинаково и причины этого действия различны. - Д. Б.). Оба целуют землю со слезами в экстатическом (исступленном) состоянии. Алеша обнимает землю, целует «ее всю» <...> Алеша чувствовал, «как что-то твердое и незыблемое. сходило в душу его»13.

По мнению Т. Н. Созиной, пейзаж как элемент природы - функциональное проявление трогательного у Достоевского, то есть исследователь выявляет способность пейзажа «раскрепостить», обострить самые лучшие и благородные порывы и чаяния, чувства и стремления героев Достоевского. Например, любовь «маленького героя» из одноименной повести к яркой, эффектной блондинке развивается на фоне летнего деревенского пейзажа, который как бы подталкивает его проявить свое мужество, совершить подвиг ради любимой женщины. Рассказчик повести «Село Степанчиково и его обитатели» на время отвлекается от своих насущных проблем в момент созерцания красоты деревенского пейзажа, когда видит огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых дней его детства и который он много раз видел во сне, проходит аллею столетних лип; словом, под воздействием пейзажа наслаждается воспоминаниями о детстве,

о счастливых мгновениях своей жизни. Иван Петрович, герой романа «Униженные и оскорбленные», тоже целиком и без остатка отдается воспоминаниям о детстве и созерцанию сельского пейзажа Ихменевки). «Природа, - отмечает Т. Н. Созина, - у Достоевского чаще всего подается через воспринимающее сознание. Автор акцентирует впечатление героя от восприятия природной картины, от ее созерцания <.> Величественная картина природы рождает ответные чувства в душе героя, его переполняют нахлынувшие эмоции, свидетельством которых становятся несдерживаемые слезы»14.

С. Г. Семенова природу в воплощении Достоевского видит в двух корреспондирующих между собой проявлениях: «Первое - некая взаимосвязанная совокупность всего существующего, всей неживой и живой природы: камней, растений, животных, морских волн

<...> И второе - природа как вполне определенный порядок существования, стоящий на законе взаимной борьбы и пожирания»15, в результате чего, по сути, и выражается уже упомянутое нами противопоставление «человек и природа». Это противопоставление посредством анализа образа природы раскрывает последовательница С. Г. Семеновой А. Г. Гачева в книге «Достоевский и Тютчев», в результате чего в этой онтологической борьбе человек предстает существом промежуточным и несовершенным: «Героя Достоевского и Тютчева особенно поражает несоответствие природного и человеческого измерений: что для личности целая жизнь, для природы - минута <...> Вот он умрет, уничтожится, исчезнет, а вокруг также будут расти деревья, петь птицы ,..»16. В одной из своих работ мы уже доказывали данную идею совершенства природы, потому что природа у Достоевского - божественное творение, она сакральна, священна и обладает магической силой исцеления, ведь неслучайно его персонаж нередко припадает к земле, созерцает пейзаж, что помогает ему ощутить радость жизни и духовно возродиться: «. она (природа - Д. Б.) стоит над человеком и диктует ему свои законы, а мнимая победа человека над природой - лишь его воображаемая иллюзия: человек - это часть природы, а не ее хозяин»17.

На сегодняшний день одной из самых серьезных монографий по вопросам изучения образа природы в художественном наследии Ф. М. Достоевского является монография С. М. Соловьева «Изобразительные средства в творчестве Достоевского». Сразу сделаем одну оговорку: природа Соловьевым здесь рассматривается лишь на уровне пейзажа, однако исследователем выполнена очень кропотливая и академически выдержанная работа по его анализу. Во-первых, пейзаж Достоевского рассматривается ученым не обособленно, а в контексте стилевой динамики писателя. Во-вторых, в монографии представлен анализ пейзажа практически на примере всех произведений Достоевского, а самое главное - определена роль, значение и функция пейзажа в воплощении того или иного художественного творения. В-третьих, методологически грамотно дана типология пейзажа, в которой выделяется:

1) конфликтный пейзаж - пейзаж в нарушении гармонии между человеком и природой, его разлад с природой, когда природа действует на него мучительно;

2) туманный пейзаж - пейзаж города, урбанистический пейзаж с мокрым снегом, например, мраком и пр.;

3) пейзаж с закатными лучами солнца -пейзаж, аккумулирующий лейтмотив косых лучей заходящего солнца в их волшебном (порою - фантастическом) воздействии на персонажа;

4) архитектурный пейзаж - описание построек, интерьера и так далее18.

Итак, резюмируем полученные результаты различных подходов к изучению образа природы в творчестве Ф. М. Достоевского. Как видно, все исследователи понимают данный художественный уровень по-разному. И наша задача здесь - в свете этих интерпретаций выявить собственную модель определения образа природы и его анализа у Достоевского.

На наш взгляд, некорректно предположение некоторых исследователей, в частности, С. Н. Дурылина, Н. М. Чиркова, Ю. Никольского о том, что Достоевский отчужден от пейзажа, у него нет комплексных пейзажных картин, а лишь фрагменты и обрывки их; что в центре внимания писателя - только внутренний мир человека, а природные элементы в его поэтике - крайне редкое явление. Отметим, что комплексная пейзажная зарисовка в художественной системе Достоевского присутствует, и далеко не фрагментарно: достаточно вспомнить поэтическое изображение осени в романе «Бедные люди», передаваемое через восприятие Вареньки: «Я так любила осень, -позднюю осень, когда уже уберут хлеба, окончат все работы, когда уже в избах начнутся посиделки, когда уже все ждут зимы. Тогда все становится мрачнее, небо хмурится облаками, желтые листья стелятся тропами по краям обнаженного леса, а лес синеет, чернеет, - особенно вечером, когда спустится сырой туман и деревья мелькают из тумана, как великаны, как безобразные, страшные привидения. Запоздаешь, бывало, на прогулке, отстанешь от других, идешь одна, спешишь, - жутко! Сама дрожишь как лист; вот, думаешь, того и гляди выглянет кто-нибудь страшный из-за этого дупла; между тем ветер пронесется по лесу, загудит, зашумит, завоет так жалобно, сорвет тучу листьев с чахлых веток, закрутит ими по воздуху, и за ними длинною, широкою, шумною стаей, с диким пронзительным криком, пронесутся птицы, так что небо чернеет и все застилается ими» (1; 83-84). И это - далеко не единственный пример (такие картины также

можно найти и в «Униженных и оскорбленных», и в «Идиоте» и пр.). Кроме того, сомнительно предположение о том, что Достоевский не видит красоты в природе, объясняя это тем, что он больше психолог, чем эстет, а значит ему якобы не хватает художественного мастерства красочно и живописно «подать» природу. Однако, читая его многочисленные сочинения, посвященные русским пейзажистам, можно прийти к предположению о том, что Достоевский не просто понимал истинное значение красоты в природе, но и улавливал и схватывал ее там, где ее выявить практически невозможно. Так, примечателен «разбор» Достоевского картины М. П. Клодта «Последняя весна». Сюжет данной композиции таков: безнадежно больная, умирающая девушка полулежа сидит в кресле, опустив вниз глаза, олицетворяющие чувство отчаяния и безнадежности; однако последние ее дни освещает из окна «прекрасное, яркое весеннее солнце»: «Художник выбрал себе, таким образом, чрезвычайно трудную задачу: отвратительное представить прекрасно» (19; 167). И природа здесь подчеркивает мотив горя и страдания, то есть представлена осознанно, поэтому картина и получила высокую оценку Ф. М. Достоевского. Осознанность изображения природы в живописи, с точки зрения Достоевского, заключается в том, чтобы уловить в ней некую идею, воспринятую сквозь призму своего чувства, и взрастить эту идею до категории идеального (21; 75).

Кроме того, методологически неверно, на наш взгляд, образ природы у Достоевского сводить к пейзажу, потому что природа сама по себе гораздо шире, чем пейзаж, и в философском, и в лексико-семантическом значении: пейзаж - лишь форма проявления природы, часть природных элементов. В связи с этим, природа в творчестве Достоевского -естественный мир, созданный Богом, поэтому, на наш взгляд, из художественного воплощения природы стоит исключить урбанистический пейзаж, природу города, как ее назвали С. Г. Семенова и С. М. Соловьев (так как это не биологическая материя), а включить сюда образы животных как часть природного мира Достоевского (об этом также говорили Р. В. Плетнев, В. П. Владимирцев, Н. Каноскэ).

Итак, выявив достоинства и недостатки различных подходов к изучению природы в творчестве Ф. М. Достоевского и опираясь на научный опыт ученых, занимавшихся данным вопросом, мы предлагаем свой путь решения

этой проблемы. Не отрицая бахтинский принцип полифонии в творчестве Достоевского, скажем, что Достоевский - автор с интенсивным авторским сознанием, чьи мысли, по мнению В. Е. Ветловской, авторитетны19. Поэтому нужно исходить из того, какое место природа занимала в сознании Достоевского, в его системе ценностей, как сформировалось у писателя представление о природе как естественной среде обитания, какую роль играла природа в мировоззрении Ф. М. Достоевского. То есть, чтобы понять определенные стилевые критерии воплощения образа природы в художественном наследии Достоевского, нужно обратиться вначале к его нехудожественному творчеству (письмам, заметкам, дневникам, статьям различного характера), где, на наш взгляд, раскрывается концепция природы в системе ценностей и мировоззрении биографического творца, в связи с чем нам предоставляется возможность говорить об аксиологии природы Ф. М. Достоевского как публициста, философа, писателя и просто реально живущего в социуме человека, что впоследствии сформирует аналитическую модель понимания и изучения художественного воплощения природы в романах и повестях Ф. М. Достоевского. Проведя такой анализ, используя ценностный (аксиологический) подход, мы пришли к следующим соображениям о природе в творческом мышлении Ф. М. Достоевского.

Образ природы в его наследии и системе ценностей предстает в трех идеологических способах воплощения: в сакральном значении, в почвенническом образе и в эстетическом освещении. Эстетическая модель природы в художественной аксиологии Достоевского -это способность писателя биографического и творческого видеть, ощущать, воспринимать, улавливать и воплощать прекрасные зрительные явления в природе (цвет, запах, колорит), ее абсолютную сущность и идеальное начало. Эстетическая концепция природы Достоевского - в чутком умении писателя увидеть неуловимую и нераспознанную красоту в природе; осознанность изображения природы в эстетике Достоевского заключается в том, чтобы раскрыть в ней некую идею, воспринятую сквозь призму своего чувства, и взрастить эту идею до категории идеального. К примеру, в романе «Идиот» природа представлена исключительно живописно, с воссозданием эффекта красоты, без малейшего намека на мрачность, серость, унылость и подобные оттенки, присущие пи-

сательской акварели для создания пейзажного полотна в определенных сюжетно-фабульных моментах. Здесь Достоевский, как нам кажется, поставил перед собой задачу изобразить не только «положительно прекрасного» (28; 251) героя, но и абсолютную красоту в природе, что позволяет говорить об эстетико-философской модели природы в формировании картины мироздания (мира и человека) в романе по формуле «мир есть красота», рождающей в душе героев, скажем, у князя Мышкина, ощущение радости жизни. Иными словами, природа как высшая форма Красоты мироздания в своей степени выражения Прекрасного формирует в сознании князя Мышкина жизненные установки и идеалы - радоваться каждому мгновению «великого праздника» (то есть жизни в природе), во всех и во всем находить проявление высоких и светлых чувств, любить и боготворить природу как божественное творение и человека в ней, не видеть и не замечать ужасное и мерзкое, что уничтожает в человеческой душе чувство добра и любви к людям, а находить во всей «сокровищнице» мира благородное и совершенное, а самое главное - быть неподдельно счастливым благодаря осознанию гармонии с природой.

Суть почвенничества в аксиологии природы Ф. М. Достоевского - в культурном и социальном преобразовании общества путем ощущения кровного родства с родной землей и почвой; тем самым концептуальная идея почвы - основная категория философии почвенничества. Почвенническое понимание природы - особый культ земли как неотъемлемой части природы, земли питающей и плодоносящей. Человек кровно и биологически зависит от природы, а в результате разрыва этой связи наступает духовный разлад его внутреннего мира, поэтому, впитывая в себя духовные и биологические истоки земли, человек как бы приобретает свои национальные корни, без которых невозможно его нравственное развитие. Почвенническое понимание природы реализуется, к примеру, у Достоевского мотивом при-падения к земле, ранее упомянутым нами, что помогает персонажам духовно исцелиться и возродиться к новой жизни.

Сакральное значение природы в системе ценностей Достоевского высвечивается также определением природы как божьего промысла, его творения, поэтому естественна в мировоззрении Достоевского потребность человека в природе, в ее осязании и созерцании, в конкретных формах ее проявления, т.е.

в диалоге с ней. Суть категории сакрального в аксиологии природы Ф. М. Достоевского - в понимании и осознании природы как благости жизни, способной исцелить и возродить человека, дать ему истинную цель в жизни; в осознании Достоевским взаимоотношения природы и человека с позиции своих христианских убеждений. Это объясняется тем, что в отношении Достоевского к природе присутствует постоянная память об ответственности человека перед землей и ее обитателями. Это присутствие вины и осознание своей греховности перед природой заставляют человека каяться и просить у нее прощения. К примеру, природа в романе «Братья Карамазовы» представляется как земной рай, подаренный свыше, является божественным творением, изначально выше и мудрее человека, поэтому у нее нужно учиться доброте и состраданию (на этом и основаны «заповеди» старца Зосимы). В системе ценностей Дмитрия Карамазова сакральный характер природы подчеркивается его кровным родством со всем живым, его неисчерпаемой любовью к миру природы и человеку; он так же, как и его братья, связан с землей в своей потребности припасть к ней, и это помогает сладострастнику Карамазову почувствовать Бога в себе и себя в нескончаемом стремлении любить и жить полноценно.

Таким образом, изучение образа природы в теоретическом аспекте на уровне различных подходов открывает немалый горизонт возможностей для обоснования и художественных принципов воплощения образа природы в наследии Ф. М. Достоевского и теоретиколитературоведческого подхода в исследовании художественной аксиологии природы на материале поздних романов писателя.

Примечания

1 Хализев, В. Е. Теория литературы. М. : Высш. шк., 1999. С. 133.

2 Эпштейн, М. «Природа, мир, тайник вселенной...»: система пейзажных образов в русской поэзии. М. : Высш. шк., 1990. С. 109.

3 Касаткина, Т. А. О творящей природе слова. Онтологичность слова в творчестве Ф. М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле». М. : ИМЛИ РАН, 2004. С. 367-368.

4 Касаткина, Т. А. Взаимоотношения человека с природой в Христианском миросозерцании Достоевского // XXI в. глазами Достоевского: перспективы человечества. М., 2002. С. 307.

5 Омацу, Р. Люди и животные в произведениях Ф. М. Достоевского: критика антропоцентризма Достоевского по отношению к природному миру // Достоевский и современность : материалы XX Междунар. старорус. чтений 2005 г. Великий Новгород, 2006. С. 290.

6 Чжан, Б. Одухотворенный пейзаж в раскрытии духовных исканий героев романа Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Достоевский и современность : материалы XXI Междунар. старорус. чтений 2006 г. Великий Новгород, 2007. С. 54.

7 Накамура, К. Чувство жизни и смерти Достоевского. СПб. : Дмитрий Буланин, 1997. С. 23.

8 Тексты Ф. М. Достоевского цитируются по изданию: Достоевский, Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. Л. : Наука, 1972-1990. с указанием номера тома и страниц в круглых скобках.

9 Дурылин, С. Н. Пейзаж в произведениях Достоевского // Достоевский и мировая культура : альм. № 25. СПб. : Лит.-мемориальн. музей Достоевского в СПб., 2011. С. 12.

10 Дурылин, С. Н. Там же. С. 13.

11 Чирков, Н. М. О стиле Достоевского. М. : Акад. наук СССР, 1963. С. 81.

12 См.: Плетнев, Р. В. Земля (из работы «О природе в творчестве Достоевского») // Вокруг Достоевского / под ред. А. Л. Бема. М. : Рус. путь, 2007; Борисова, В. В. Фольклорно-мифологическая основа категории земли у Достоев-

ского // Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1979. Вып. 6; Фарафонова, О. А. Мотив земли в художественной структуре романа Достоевского «Братья Карамазовы» // Молодая филология. Новосибирск, 1998. Вып. 2.

13 Игумен Вениамин. Xристианские персонализм и дионисизм Ф. М. Достоевского // Октябрь. 2007. № 9.

14 Созина, Т. Н. Пейзаж как функциональное проявление трогательного в романной поэтике Достоевского // Литература в контексте современности : сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Челябинск : Энциклопедия, 2011. С. 56.

15 Семенова, С. Г. Природа в творчестве Достоевского // Достоевский и современность : сб. науч. тр. Великий Новгород, 1988. С. 96.

16 Гачева, А. Г. Достоевский и Тютчев. М. : ИЛЛИ РАН, 2004. С. 47.

17 Богач, Д. А. Аксиология природы Ф. М. Достоевского в свете почвеннических идей // Проблемы изучения литературы. Исторические, культурологические, теоретические и методические подходы : сб. науч. тр. Челябинск : Цицеро, 2011. С. 12.

18 Соловьев, С. М. Изобразительные средства в творчестве Достоевского. М. : Сов. писатель, 1979. С. 148, 158, 167, 183.

19 См.: Ветловская, В. Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». Л. : Наука, 1977. С. 46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.