НАУКА.ТЕОРИЯ.
2009'1
ПРАКТИКА.
ОБРАЗ ПРЕСТУПНИКА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Е.А. ПОГОНИНА,
кандидат психологических наук, доцент (Бел ЮИ МВД РФ);
В современных сложных, быстро меняющихся социально-экономических условиях обострение криминогенной обстановки является неизбежным следствием социальной напряженности, а потому качество подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России - вопрос, актуальность которого не вызывает сомнения.
Одной из специфических черт профессиональной деятельности сотрудника внутренних дел является то, что по своей сути она является взаимодействием. Информация о содержательных характеристиках образа преступника, имеющегося у представителей правоохранительных органов, служит одним из психологических механизмов регуляции профессиональной деятельности.
Проблеме профессионализации личности сотрудника органов внутренних дел посвящены работы В.Л. Васильева, А.В. Кокурина, А.В. Молокановой, А.И. Папкина, Е.Н. Соколовой, А.М. Столяренко и др. В силу того, что практическая психология находится на стадии становления, многие вопросы о роли образа другого человека в регуляции профессиональной деятельности еще не получили должного теоретического осмысления и разрешения. В ряде работ отечественных психологов рассматриваются вопросы сущности, закономерностей функционирования и формирования профессиональных знаний, умений, навыков, структурных элементов профессиональной деятельности (Г.С. Абрамова, М.Р. Битянова, И.В. Дубровина, Н.И. Исаева, Т.Н. Клюева, Р.С. Немов, А.А. Реан, Е.И. Рогов и др.)
Проблематика специальных психологических особенностей, влияющих на успех профессиональной деятельности, рассматривалась такими учеными, как Н.В. Басманова, А.И. Донцов, Л.А. Петровская, Р. Мей, К. Роджерс. Исследованию профессионально значимых качеств профессионала, необходимых для различных аспектов его
И.А. КУЧЕРЯВЕНКО,
кандидат психологических наук (БелГУ)
профессиональной деятельности, посвящены работы В.Е. Гаврилова, А.Г. Лидерса, Н.Н. Обозова, Р.В. Овчаровой, Е.С. Романовой, Е.В. Сидоренко и др.
Межличностное познание в системе «субъект-субъект» является обязательным компонентом общения и взаимодействия. Среди проблем общения одно из ведущих мест занимают проблемы социальной перцепции. Ее исследование позволяет понять закономерности общения и совместной деятельности полнее и глубже. Социально-перцептивные процессы являются одним из важнейших аспектов, составляющих предмет исследования социальной психологии.
Разработке вопросов, связанных с восприятием и пониманием человека человеком, посвящено значительное количество работ отечественных и зарубежных авторов: Г.М. Андреева, А.А, Бодалев, И.П. Волков, Р.Б. Гительмахер, Л.Я. Гозман, Б.И. Додонов,
A.И. Донцов, Е.С. Кузьмин, О.Г. Кукосян,
B.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, В.Н. Панферов, Л.А. Петровская, Д. Браун, Д. Дженнингс, К. Дэвис, Д. Кемпбедд, Г. Линдсей, Т. Ньком, Г. Олпорт и др.
Главными видами деятельности, в которых люди познают других людей, является общение и труд, при этом участники деятельности выступают по отношению друг к другу одновременно и объектами, и субъектами.
Для характеристики общения является важным решение вопроса: понимает ли меня партнер по общению? Здесь речь идет о механизме взаимопонимания. Г.М. Андреева называет осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению рефлексией [1]. Э. Кентрил подчеркивал, что всякая перцепция есть обмен или взаимодействие (транзакция) между воспринимающим и воспринимаемым. У А.А. Бодалева познание и взаимное воздействие людей друг на друга - обязательные элементы любой совместной
2009'1
НАУКА.ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА.
деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности [2].
О.Г. Кукосяном, А.Н. Зимичевым и рядом других исследователей показано влияние специфики вида деятельности человека и роли общности, к которой он принадлежит, на формирование стереотипов и их содержание. Н.Д. Левитов рассматривал связь между результатами восприятия и психологическим состоянием.
Взаимопонимание участников процесса общения зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить: адекватное чувственное отражение общающихся субъектов; накопление и правильное обобщение ими информации друг о друге; опыт совместной деятельности, познания и общения, накопленные человеком в ходе жизни; система конкретных общественных отношений, которые определяют социально необходимые формы коммуникации и нормы общественного поведения; непрерывное получение информации каждым из общающихся о различных сторонах взаимодействия. Информация о содержательных характеристиках образа преступника, имеющаяся у курсантов, служит одним из психологических механизмов регуляции процесса освоения ими профессиональной деятельности.
Анализ психологической литературы по проблеме восприятия курсантами преступников показывает, что на сегодняшний день практически отсутствуют работы, в которых освещаются вопросы восприятия курсантами одного из основных объектов их будущей профессиональной деятельности - правонарушителей.
Это и позволило сформулировать проблему исследования: каковы особенности представлений о преступнике у курсантов образовательных учреждений системы МВД России. Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России, в нем приняли участие 62 курсанта первых курсов. Одновременно устанавливались психологические особенности образа преступника и жертвы преступления у будущих специалистов правоохранительных органов.
Основным организационным методом выступил сравнительный метод. Сбор эмпирического материала проводился с помощью методики Т.Лири. В соответствии с процедурой проводимой методики на основе
полученных данных были определены различные типы - октанты (шкалы методики), отражающие предпочитаемые типы межличностных отношений.
Перейдем к анализу полученных данных и рассмотрим сначала, как воспринимают курсанты жертву преступления.
Лидирующим октантом в профиле образа жертвы у респондентов является ответственно-великодушный октант (мода 7.7 балла). Это указывает на доминирование в образе жертвы таких личностных характеристик как склонности к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений, выраженная эмоциональная отвлеченность, артистичность. Такие данные наталкивают нас на размышление о том, что курсанты считают жертву человеком, живущим за рамками системы преступник-жертва, не имеющим опыта взаимодействия с преступником.
Сотрудничающий-конвенциональный октант занимает второе по значимости положение в профиле (мода 7.5 балла). Эти данные обогащают образ жертвы такими индивидуально-личностными характеристиками, как низкий уровень агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Жертва преступления в глазах курсантов стремится проявлять дружелюбие к окружающим, ищет признание в глазах авторитетных личностей группы.
Наименьшее значение моды у недоверчиво-скептического октанта (1.1 балла). На основании этих данных можно предположить, что курсанты менее всего готовы видеть жертву обособленным, замкнутым, критически настроенным к любым мнениям, кроме собственного, человеком. У него не наблюдается неудовлетворенности занимаемой позицией, что наталкивает на мысль, что курсанты убеждены: человек, в отношении которого были предприняты преступные действия, ожидал их. В общении жертва не обладает сверхчувствительностью к критическим замечаниям в свой адрес. Не видят в ней курсанты и склонности к построению ригидных и сверхценных умозаключений, связанных с убежденностью в недоброжелательности окружающих лиц.
В целом можно отметить, что курсанты оценивают жертву преступления как человека, уверенного в себе, обладающего качествами хорошего собеседника; он, в их глазах, способен к эмпатии, гибок в контактах, ком-
НАУКА.ТЕОРИя.
2009'1
ПРАКТИКА.
муникабелен, доброжелателен. Испытуемые выделяют эмоциональную вовлеченность жертвы преступления в ситуацию взаимодействия, ее потребность производить приятное впечатление, что может говорить о неадекватном восприятии безоценочного поведения субъекта взаимодействия. Одним из главных качеств в его образе курсанты выделяют готовность оказывать помощь окружающим, давать конкретные советы тем, кто попал в схожую ситуацию. Они также отмечают стремление взять на себя ответственность за происходящее вокруг.
Рассмотрим, как курсанты представляют себе преступника. Лидирующим октантом в профиле видения преступника курсантами является сотрудничающе-конвенциальный октант. Мода по нему составила 8.5 балла. Это может говорить о доминировании в образе человека, преступившего закон, следующих характеристик: низкий уровень агрессивности, повышенная откликаемость на средовые воздействия, стремление найти общность с другими. В общении он стремится к признанию в глазах окружающих, восприимчив к эмоциональному настрою группы, испытывает потребность в проявлении своего дружелюбия на окружающих.
Чуть меньшее значение моды (7.8 бала) получил ответственно-великодушный октант. Это выявляет тип межличностного взаимодействия, который сочетается с такими личностными особенностями, как склонность к идеализации гармонии межличностных отношений, экзальтация в проявлении своих убеждений. Преступник легко вживается в различные социальные роли, хочет произвести приятное впечатление на сотрудников правоохранительных органов.
Наименьшее значение в профиле особенностей восприятия курсантами преступника получили недоверчивый-скептический и покорно-застенчивый октанты (3.3 и 4.1 балла соответственно). Данные по первому из них могут означать, что меньше всего курсанты готовы воспринимать преступника критически настроенным к окружающим его людям, подозрительным, сверхчувствительным к критическим замечаниям в свой адрес. Преступник не склонен, в глазах курсанта, к построению ригидных и сверхценных умозаключений к критическим замечаниям в свой адрес, к иронии, не хочет оказаться отгороженным от мира. Для него характерен низкий уровень конфликтности.
Низкие данные в профиле особенностей восприятия преступника курсантами по по-
корно-застенчивому октанту говорят о том, что тип межличностных отношений, связанный с интровертированностью, неуверенностью в себе, с повышенной склонностью к рефлексии, преобладанием мотивации избегания неудач курсанты не связывают с образом преступника. Они видят последнего аккуратным в преступной деятельности, занимающим такую позицию в общении, когда он может привлечь к себе внимание окружающих.
Полученные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на наличие статистически значимых расхождений в образах преступника и жертвы есть и общие тенденции в их восприятии. Данный факт свидетельствует о том, что курсанты готовы взаимодействовать, осуществляя свою профессиональную деятельность, как с жертвой преступления, так и с самим преступником. Курсанты не видят в преступнике того человека, с которым они не хотели бы общаться. В своих представлениях о преступнике, они наделяют его теми характеристиками, которые позволят им легко взаимодействовать с ним. Курсанты также убеждены в том, что и преступники в большинстве своем открытые, готовые идти на контакт с ними люди.
Особенности имеющегося у курсантов образа преступника объясняются, на наш взгляд, рядом причин. С одной стороны, представления о преступном мире до обучения в вузе строятся у будущих специалистов на основе фильмов, книг, телепередач, где зачастую демонстрируется успешный сотрудник (полицейский), достаточно легко решающий задачи борьбы с преступностью. С другой стороны, проявляется закономерность юношеского возраста в завышенной самооценке своих способностей, умений, в том числе коммуникативных. Все это формирует у первокурсников искаженное представление о их будущей профессиональной деятельности и собственного успеха в ней.
Это, как мы считаем, является тревожным симптомом, так как, выйдя за пределы вуза и приступив к исполнению своих профессиональных обязательностей, они столкнутся с тем, что те, кто преступил закон, будут нередко избегать общения с представителями правоохранительных органов, препятствуя расследованию преступлений.
Кроме того, отсутствие иерархии в выборе особенностей, которыми курсанты характеризуют преступника, указывает на отсутствие в их сознании четкого образа преступника как субъекта своей профессио-
2009'1 НАуКА.ТЕОРИя.
ПРАКТИКА.
нальной деятельности. Значит, столкнувшись в профессиональной деятельности с реальной ситуацией взаимодействия с человеком, преступившим закон, они могут испытывать значительные трудности при определении тактики поведения, которая обеспечит им успешность в решении профессиональных задач. Ведь именно образ преступника у сотрудников правоохранительных органов является одним из средств регуляции их профессиональной деятельности.
Результаты проведенного исследования приводят к выводу о необходимости усиления практической направленности обучения в вузе, формирующего конкретные, соответствующие действительности представ-
ления у курсантов о различных сторонах их будущей профессиональной деятельности, в том числе, о психологических характеристиках правонарушителей, личностных особенностях участников уголовного процесса.
В ходе исследования мы изучали особенности образа правонарушителя, имеющегося у курсантов на начальных этапах обучения. Безусловно, изучение дисциплин специализации, а также прохождение различных видов практики окажут влияние на представления будущих специалистов о преступниках и их жертвах. Динамика этого процесса представляет и научный интерес, и практическую значимость, поэтому требует дальнейших исследований.
ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С РЕЦИДИВНОМ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
М.К. АБРАМОВ
(БелЮИ МВД РФ);
р.с. ягодин,
кандидат юридических наук (БелЮИ МВД РФ)
Во всех работах, тем или иным образом затрагивавших проблему рецидива, подчеркивается, что он является одной из наиболее опасных разновидностей преступности. Это обусловлено рядом факторов. Совершение повторных преступлений свидетельствует о наличии у лица стойкой антиобщественной установки, упорного нежелания подчиняться требованиям закона. Рецидивисты, как правило, совершают преступления, характеризующиеся повышенной общественной опасностью, тяготеют к созданию организованных преступных групп (сообществ). Использование не только собственного криминального опыта, но и специальных технических средств и орудий, позволяет рецидивистам дольше продолжать преступную деятельность и скрываться от правоохранительных органов. Опасность рецидивистов заключается также и в том, что они вовлекают в преступную деятельность новых лиц, особенно молодежь, зачастую отдавая предпочтение руководству перед непосредственным исполнением преступного замысла. Такая позиция помогает рецидивистам порой оставаться безнаказанными, в то время как вся вина за содеянное ложится на менее опытных участников их деяний.
Различают уголовно-правовое понятие рецидива и криминологическое. Если в уго-
ловном праве рецидивом признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление (ст. 18 УК РФ), то понятием рецидива в криминологии охватывается совершение преступлений лицами, к которым применялось уголовное наказание или меры, его заменяющие, независимо от снятия или погашения судимости за прежние преступления.
Статистическими отчетами фиксируется и криминологический, и уголовно-правовой рецидив. Согласно данным МВД РФ в период с 2003 г. по 2008 г. наблюдался рост доли преступлений, совершенных рецидивистами, в сравнении с предшествующими годами.
В ходе проведения специальной переписи изучалась личность как впервые осужденных, так и имеющих судимость (учитывались только неснятые и непогашенные судимости). Данные социально-демографической характеристики осужденных позволяют составить социально-психологический портрет лица, имеющего судимость. Среди неоднократно судимых преобладают лица в возрасте 31 - 46 лет, имеющие среднее полное общее образование, семьи которых распадаются почти в полтора раза чаще, чем у осужденных впервые. Таким осужденным чаще назначается принудительное лечение