Научная статья на тему 'Образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века'

Образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
76
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВАНГЕЛИЕ / НОВОМУЧЕНИКИ / ИСПОВЕДНИКИ / СВЯЩЕННОМУЧЕНИК / ПРИМЕР / ОБРАЗ / ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРИСТИАНИН / GOSPEL / NEW MARTYRS / CONFESSORS / HIEROMARTYR / AN EXAMPLE / AN IMAGE / AN ORTHODOX CHRISTIAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Емельянов Г. В.

В данной статье рассматривается образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века. Особый акцент в статье делается на примерах их деятельного следования учению Господа нашего Иисуса Христа, крепости веры, верности пастырскому и христианскому долгу. К основным выводам можно отнести следующие: новомученики и исповедники XX века показали пример подлинного христианского духа и любви к ближнему; готовность преодолевать любые жизненные трудности ради Христа и Его Евангелия; исповедание своей веры перед лицом атеистического государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An image of an orthodox Christian on the example of new martyrs and confessors of the XX century

In the article it is shown an image of an orthodox Christian on the example of new martyrs and confessors of the XX century. A special emphasis in the article is being made on their active following to the teaching of our God and Savior Jesus Christ, strength of faith, fidelity to the pastoral and Christian duty. The main conclusions are as follows: new martyrs and confessors of the XX century showed the example of true Christian spirit and love to a neighbour; readiness to overcome any life obstacles for the sake of Christ and His Gospel; confession of their faith in the face of the atheistic state.

Текст научной работы на тему «Образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века»

6. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации № 683 от 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://base.garant.rU/71296054/

7. Чмыхало А.Ю. Социальная безопасность. - Томск: изд-во ТПУ, 2007. - 168 с.

УДК 002-009

Образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века

Емельянов Георгий Владимирович воспитанник 3 курса Курской Духовной семинарии, Россия, г. Курск egor.emelyanow2016@yandex.ru

Аннотация: В данной статье рассматривается образ православного христианина на примере новомучеников и исповедников XX века. Особый акцент в статье делается на примерах их деятельного следования учению Господа нашего Иисуса Христа, крепости веры, верности пастырскому и христианскому долгу. К основным выводам можно отнести следующие: новомученики и исповедники XX века показали пример подлинного христианского духа и любви к ближнему; готовность преодолевать любые жизненные трудности ради Христа и Его Евангелия; исповедание своей веры перед лицом атеистического государства.

Ключевые слова: Евангелие; новомученики; исповедники; священномученик; пример; образ; православный христианин.

Emelyanov Georgiy V. student of the 3-rd course of the Kursk Theological seminary, Russia, Kursk egor.emelyanow2016@yandex.ru

An image of an orthodox Christian on the example of new martyrs and confessors of the XX century

Abstract: In the article it is shown an image of an orthodox Christian on the example of new martyrs and confessors of the XX century. A special emphasis in the article is being made on their active following to the teaching of our God and Savior Jesus Christ, strength of faith, fidelity to the pastoral and Christian duty. The main conclusions are as follows: new martyrs and confessors of the XX century showed the example of true Christian spirit and love to a neighbour; readiness to overcome any life obstacles for the sake of Christ and His Gospel; confession of their faith in the face of the atheistic state.

Key words: Gospel; new martyrs; confessors; hieromartyr; an example; an image; an Orthodox Christian.

В начале своей статьи необходимо процитировать Слова Господа нашего Иисуса Христа из 12 главы Евангелия от Луки: «Всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:8-12). Эти слова Спасителя находят своё наиболее полное отражение в подвиге Новомучеников и Исповедников XX века, которые несмотря на страшные гонения безбожной власти непоколебимо исповедали Православную веру перед лицом атеистического общества. Перед нами предстаёт целая плеяда ярких примеров подлинного христианского духа, искренней готовности пройти сквозь «огнь и воду» (Пс. 65:12) ради Христа и Его Евангелия. И таких примеров неисчислимое множество.

Во-первых, это священномученик Онуфрий (Гагалюк), Архиепископ Курский и Обоянский. Доподлинно известно, что Владыка только в первые годы своего епископского служения совершил около пятисот Богослужений, активно проповедовал как посредством устной проповеди, так и через свои архипастырские послания. Несмотря на гонения и ссылки он остался верен своему архипастырскому долгу. Владыка говорил: «Нужно работать Богу и людям в тех условиях, в каких Господь определил мне жить. Служитель Христов должен нести свет Христов и в темнице, как это делали апостолы. Сказать слово веры своему случайному собеседнику, приголубить ребенка, открыто исповедовать и защитить свою веру, несмотря на насмешки и гонения неверующих, — все это значит нести свет Христов в окружающую жизнь» [3]. Каждый раз, открывая Священное Писание, мы слышим призыв,

который обращен к каждому христианину - быть «Светом миру» (Мф. 5:14). Особенно эти слова важны для тех, кто призван к пастырскому служению. На примере священномученика Онуфрия мы можем видеть деятельное воплощение этих слов в своей жизни вопреки тяготам тех лет.

Второй, о ком необходимо сказать, это Исповедник Георгий Седов. Уроженец Владимирской губернии, он относился к тому типу людей, которые из страха не изменили Православию и до конца претерпели все испытания, выпавшие на их долю. Проявив подлинную христианскую любовь, он принял на себя заботу о своём духовном отце, епископе Афанасии (Сахарове), стремясь настолько, насколько хватало сил и средств облегчить положение Владыки, оказывая ему материальную помощь. Сам Владыка Афанасий говорил, что почти на тринадцать лет Георгий Георгиевич стал его опекуном, он проявил как сердечное, так и деятельное участие в жизни исповедника. Кроме того, из жизнеописания самого Георгия Седова нам известно о той помощи, которую он оказывал репрессированному духовенству, ищущему крова и утешения. Его церковность послужила поводом для неоднократных арестов, но следствию не удалось собрать «доказательства» для его осуждения [4, с. 282; 285; 293] Читая его жизнеописание, вспоминаются следующие Слова Господа: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин.13:34).

Ещё один пример крепости духа являет нам священномученик Николай Красовский. Уроженец села Воинова Гора Московской губернии, потомственный священнослужитель, он окончил Владимирскую духовную семинарию и затем работал школьным учителем, во время Первой мировой войны служил санитаром в 10-м сводном госпитале города Москвы. Вернувшись с фронта, он продолжил работу в школе. В 1922 году, когда сельский храм был закрыт и переоборудован в клуб и власти заставили учителей водить туда учащихся, лишь Николай Константинович отказался это делать, за что в 1922 году был уволен. В 1924 году состоялась диаконская хиротония Николая Константиновича. Он был направлен в Успенский храм села Воинова Гора, где священником служил его брат, протоиерей Александр Красовский. В 1931 году он заболел и вскоре скончался. Этим поспешили воспользоваться обновленцы. Православный архиерей направил нового священника отца Николая Поспелова, но власти отказали ему в регистрации, и обновленцы захватили храм. Диакон Николай, несмотря на угрозы обновленцев отправить его в Соловецкий концлагерь, отказался сослужить им и был направлен в храм великомученика Никиты в село Кабаново. В 1932 году диакон Николай был рукоположен в сан пресвитера к той же церкви, а в 1936 году был назначен в храм великомученика Никиты в село Дровосеки Орехово-Зуевского района. Отец Николай вёл по-настоящему подвижнический образ жизни, будучи по сути иноком без пострига. Его отличали любовь и милосердная помощь бедствующим людям, многих власть

лишила последних средств к существованию. 18 января 1938 года отец Николай, отслужив всенощную под Богоявление, в ту же ночь был арестован по обвинению в антисоветской агитации. Своей вины он не признавал и после недолгого следствия был приговорён к расстрелу. Священник Николай Красовский был расстрелян 31 января 1938 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой [2].

И это лишь одни из множества. Одни из сотен пострадавших за веру и за Христа в страшные годы гонений XX века. «Кровь мучеников - семя Церкви» - этот известный парафраз слов Тертуллиана очень точно отражает историю христианской Церкви, которая на протяжении всей своей многовековой истории находится в состоянии гонений. Но там, где Церковь была гонима, она вопреки всему возрастала и духовно укреплялась, очищаясь от маловерных, сохраняя самых достойных своих членов. Пример новомучеников и исповедников показывает нам ту иерархию ценностей, которая должна быть у каждого православного христианина. Во главе её -желание быть со Христом, вопреки даже самым тяжёлым жизненным обстоятельствам. В Евангелии Господь наш Иисус Христос, обращаясь к Своим ученикам, говорит им: «Вы - соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Претерпевая страдания, идя на смерть, мученики и исповедники помнили об этих словах. Их пример должен побуждать и нас быть той самой евангельской «солью», не стесняться своей веры, когда в обществе доминируют совершенно иные ценности; невзирая ни на что, проповедовать Христа всей своей жизнью [1].

Библиография

1. Кирьянова О. Подвиг новомучеников - урок нам [Электронный ресурс] / Православие^и» — Режим доступа: http://www.pravoslavie.ru/58073.html

2. Дамаскин (Орловский), игумен. Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века [Электронный ресурс] / Б-ка «Азбука веры» - Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitrja_syjatykh/zhitrja-novomuchenikov-i-ispovednikov-rossrj skih-xx-veka/171

3. Русин В. Священномученик Онуфрий [Электронный ресурс]/ Информационный портал митрополичьего центра. Православное Осколье. -Режим доступа: http://stal-neysky.ru/?page_id=88

4. Таких рождает вера наша: Избранные жития новых мучеников и исповедников Российских. - М.: Никея, 2013. - 318 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.