Научная статья на тему 'Образ Петра i в русском искусстве'

Образ Петра i в русском искусстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1424
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ XVIII-XX ВВ. / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ / СКУЛЬПТУРА / ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД ХУДОЖНИКА / ARTIST'S CREATIVE STYLE / 18TH-20TH CENTURY RUSSIAN HISTORY / ART / PORTRAITURE / SCULPTURE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хуан Мин-хун

В статье на материале широкого круга источников (картин и скульптуры) показано, как различные взгляды на личность и деятельность Петра I повлияли на интерпретации его образа в изобразительном искусстве России XVIII начала ХХ в. Живописные и скульптурные изображения российского императора от первого официального портрета 1716 г. до картины Серова 1907 г. рассматриваются в контексте меняющихся стилей и идейных течений двух столетий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Image of Peter I in Russian Art

The article analyses the image of Peter I in Russian art of the 18th early 20th century. A wide range of sources (paintings and sculptures) demonstrates how different views on the personality and activities of Peter I influenced the interpretation of his image in art. His image in painting and sculpture(from his first formal portrait in 1716 to Serov's painting of 1907) is analysed on the background of changing art styles and ideological trends of the two centuries.

Текст научной работы на тему «Образ Петра i в русском искусстве»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 8. ИСТОРИЯ. 2009. № 6

Хуан Мин-Хун

(аспирантка кафедры истории отечественного искусства исторического

факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)*

ОБРАЗ ПЕТРА I В РУССКОМ ИСКУССТВЕ

В статье на материале широкого круга источников (картин и скульптуры) показано, как различные взгляды на личность и деятельность Петра I повлияли на интерпретации его образа в изобразительном искусстве России XVIII — начала ХХ в. Живописные и скульптурные изображения российского императора — от первого официального портрета 1716 г. до картины Серова 1907 г. — рассматриваются в контексте меняющихся стилей и идейных течений двух столетий.

Ключевые слова: история России XVIII—XX вв., художественная культура, портретная живопись, скульптура, творческий метод художника.

The article analyses the image of Peter I in Russian art of the 18 th — early 20th century. A wide range of sources (paintings and sculptures) demonstrates how different views on the personality and activities of Peter I influenced the interpretation of his image in art. His image in painting and sculpture(from his first formal portrait in 1716 to Serov's painting of 1907) is analysed on the background of changing art styles and ideological trends of the two centuries.

Key words: 18th—20th century Russian history, art, portraiture, sculpture, artist's creative style.

* * *

С изображениями Петра I на портретах и картинах утверждается образ человека, призванного служить делам земного благоустрое-ния, пришедшего на смену средневековой заботе о «граде души». Вообще портретное искусство в России начинает развиваться именно в Петровскую эпоху и в изображениях главной персоны этой эпохи обретает свои основные типологические разновидности.

Создание портретов и исторических картин, призванных увековечить облик и деяния государя, диктовалось требованиями придворного этикета. Это было общепринято при всех тогдашних европейских дворах. Первые известные портреты Петра I были выполнены иностранными художниками. 1716 годом датируется портрет, написанный Луи Каравакком. Вероятно, это тот самый портрет, который находится ныне в собрании Центрального военно-морского музея Санкт-Петербурга. Петр изображен на фоне побережья с многочисленными крепостями и выстроившимися на море кораблями союзного флота, которым он командовал во время

* Хуан Мин-Хун, тел.: 8-915-433-16-96, e-mail: [email protected].

морской кампании осенью 1716 г. Портреты этого иконографического типа были популярны, их неоднократно копировали, варьировали и гравировали в течение последующего времени. На втором портрете кисти Каравакка редкой для художника овальной формы Петр I изображен погрудно в любимом мундире бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка, но без орденской ленты и звезды.

Следующий, 1717 год, отмечен появлением портретов Петра, написанных голландцем К. Моором и французом Ж.М. Наттье. Многократно гравированные, они также относятся к числу часто повторявшихся иконографических типов.

Однако Петр желал, «чтобы и из нашего народа были добрые мастера», и в конце концов приближенным портретистом государя наряду с иностранными художниками становится Иван Никитин.

Кисти Никитина долгое время приписывался так называемый «круглый» портрет из собрания Государственного Русского музея, где Петр I запечатлен в момент глубокого раздумья. Глядя на него, невольно вспоминаются слова Экклезиаста: «Многое знание плодит многую скорбь». В художественном отношении этот портрет ассоциируется с произведениями Рембрандта.

Портретом, бесспорно принадлежащим И.Н. Никитину, является знаменитая картина «Петр I на смертном ложе» (1725), также из собрания Государственного Русского музея. Документализм живописи Никитина сочетается здесь со своего рода колористическим символизмом в драматическом противоборстве противоположностей — холодного и теплого тонов. Репрезентативные по форме портреты великого преобразователя работы Никитина лишены, однако, светской парадности. Единственное исключение составляет портрет Петра I, выполненный художником в Италии и ныне хранящийся в галерее Уффици.

Ярким явлением русского искусства Петровской эпохи становится светская скульптура, скульптурный портрет. Победы в войне со Швецией, создание армии и флота, получение береговых владений и строительство новой столицы — все это вдохновляло современников и побуждало к творчеству художников. В скульптурном портрете они видели не только и не столько средство украшения в диалоге с архитектурой, но в первую очередь — средство идеологической дидактики. В полной мере эти свойства художественной риторики выражены в скульптурных произведениях Б.-К. Растрелли и Э.М. Фальконе.

В русском искусстве следующего, XIX столетия ныне хрестоматийные произведения, посвященные Петру I и его эпохе, бытовали наряду с менее известными, но многочисленными памятниками. Существуют произведения, значимость которых, если рассматри-

вать их как символ и примету времени, превосходит их собственно художественную ценность. К таковым, в частности, относится картина А.Г. Венецианова «Петр Великий. Основание Петербурга» (1838, ГТГ). В творчестве Венецианова, признанного мастера и одного из основоположников бытового жанра в русском искусстве, создававшего поэтические образы крестьянской жизни, эта картина является единственным произведением на историческую тему. Особенную и неожиданную актуальность картина получила в связи с ее недавно (в 2006 г.) завершившейся реставрацией, существенно видоизменившей ее облик, что привело в некоторое замешательство искусствоведческое сообщество.

Бытовая сторона Петровской эпохи интересовала Станислава Хлебовского, о чем свидетельствует его картина «Ассамблея при Петре Великом» (1858, ГРМ). В начале 70-х гг. личность Петра I привлекла внимание Г. Г. Мясоед ова («Дедушка русского флота», 1871, Государственный музей искусств Узбекской ССР); Н.Н. Ге («Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871, ГТГ); М.М. Антокольского («Петр I», 1872, ГТГ); В.И. Сурикова («Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге», 1870, ГРМ; несколько рисунков 1872 г. на петровские темы, выполненных молодым художником по заказу известного промышленника М.К. Сидорова; «Утро стрелецкой казни» (1881, ГТГ), положившее начало написанной в 1880-е гг. трилогии картин, посвященных переломной эпохе рубежа XVII—XVIII вв.).

Деятелей искусства интриговали исключительная сложность времени Петра, драматический характер его реформаторской инициативы; важен был и тот особенный ореол личности царя-преобразователя, который возник на фоне проходивших через все XIX столетие идеологических споров о судьбе России.

Концепция исторической картины в станковой живописи, ведущей свое начало от эпохи Петра I, претерпевала со временем известные изменения. Искусство рубежа столетий стремилось обрести менее «эпохальные» и более человеческие черты в изображении характера Петра и его времени. Названные тенденции можно проследить в произведениях А.П. Рябушкина, Е.Е. Лансере, А.Н. Бе-нуа и В.А. Серова. Петровской эпохе отдали дань ведущие художники «Мира искусства». Характерно, что чаще они обращались не к личности самого реформатора, а к эпохе в целом, характерам и обстоятельствам в их бытовом измерении.

Петербург в ипостаси «великого города» наподобие занавеса закрывал, как в заставке пушкинского «Медного всадника», «сцену жизни». Вдруг занавес открылся, но не во время спектакля, а, так сказать, в рабочее время, и закулисная жизнь сделалась видна. Именно такую жизнь мы наблюдаем на картинах художников «Мира ис-

кусства». Общее у них — это показ Петербурга не с парадной стороны, а в процессе строительства. Он уже есть, но это еще не тот «град», который «вознесся пышно, горделиво», — это бытовое, трудовое прозаическое пространство, где сам царь участвует в работах. Художники «Мира искусства», особенно В.А. Серов, позволяют нам увидеть это время часто даже в гротескных образах. При этом Серов виртуозно использует «мистические» свойства теневого отражения, превращая полотно в подобие экрана, на котором играют тени. В картине «Петр I» 1907 г., изображающей Петра со свитой, художник благодаря этому приему создает поразительный эффект присутствия своих героев, буквально вызывая тени прошлого и словно подчеркивая близость современных ему революционных событий тем временам, когда Петр I, по словам поэта, «Россию поднял на дыбы».

Список литературы

1. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. М., 1957.

2. Алленов М.М. Русское искусство XVIII — начала XX века. М., 2000.

3. Андросов С.О. Иван Никитин. СПб., 1998.

4. Арбитман Э.Н. Жизнь и творчество Н.Н. Ге 1831—1894. Саратов, 1972.

5. Аркин Д.Е. Медный всадник. М., 1958.

6. Васильникова А.А. О портретах Петра Великого. М., 1872.

7. Верещагина А.Г. Художник, время, история. Очерки русской исторической живописи XVIII — начала XIX века. Л., 1973.

8. Верещагина А.Г. Памятник Петру I Фальконе // Русская художественная критика. М., 1991.

9. Голлербах Э. Портретная живопись в России, XVIII век. М.; Л., 1923.

10. Лапшина Н.П. Мир искусства. М., 1977.

11. Лейтес И.А. Сюжет и образ в творчестве Н.Н. Ге. М., 1990.

12. ПетровВ.Н. Конная статуя Петра I работы Растрелли. Л., 1972.

13. Римская-Корсакова С.В. Атрибуция ряда портретов петровского времени на основании технико-технологического исследования // Комелева Г.Н. Культура и искусство петровского времени. Л., 1977.

14. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. М., 2001.

15. Чечот И.Д. Корабль и флот в портретах Петра I. Риторическая культура и особенности эстетики русского корабля первой четверти XVIII века // Основные проблемы отечественного и зарубежного искусства XVIII века. Л., 1986.

Посупила в редакцию 10.12.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.