Научная статья на тему 'Образ пастыря в американских проповедях святителя Тихона (Беллавина)'

Образ пастыря в американских проповедях святителя Тихона (Беллавина) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образ пастыря в американских проповедях святителя Тихона (Беллавина)»

был построен, на него съезжались и гости из окрестных населённых пунктов. Поэтому было крайне нежелательно, чтобы он приходился на период напряжённых работ. Следовало также учитывать, чтобы престольный праздник не выпадал на период Великого поста.

В действительности цикл храмовых праздников в епархии был спланирован и организован таким образом, чтобы не накладываться на период страды и строгого поста, насколько это было возможно. В период обработки пашни под посев яровых и сам сев, который в южных уездах начинался в первых числах апреля, а в северо-восточных районах - в начале мая, престольных праздников отмечалось мало, так же, как во время жатвы озимых хлебов в конце июля и в период уборки яровых в конце августа.

Сельскохозяйственные работы предварялись и заканчивались празднованием памяти святых, которые считались помощниками и покровителями в крестьянских делах. Так, посевную начинали с Егорьева дня (23 апреля ст. стиля), в это же время первый раз выгоняли скот в поле. Окончание весенних работ для крестьян юга губернии приходилось на день памяти святителя Николая (9 мая), в северных же уездах примерно в это время начинали сеять. Сенокос, как правило, начинали с Петрова дня и старались закончить его к Ильину (20 июля). После этого сразу переходили к жатве озимых хлебов, а с Успения - яровых. В сентябре, после окончания полевых работ, начиналась череда престольных праздников, которые равномерно распределялись на три осенних месяца.

Интересно также отметить, что на время самых разгульных дней - святок и масленицы - престольных праздников выпадало мало.

П.А. Хайрулина ОБРАЗ ПАСТЫРЯ В АМЕРИКАНСКИХ ПРОПОВЕДЯХ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА (БЕЛЛАВИНА)

Святитель Тихон (Беллавин) - один из известнейших церковных деятелей XX столетия, ставший первым российским патриархом после так называемого синодального периода в управлении Русской Православной церковью. В жизни его немало ярких страниц: служение в г. Холм на территории Царства Польского, в США, Ярославле, Литве, патриаршество в тяжелейшие годы истории России. Ценным историческим материалом является огромное письменное наследие святителя. Это и патриаршие акты и указы, воззвания и речи, всевозможные распоряжения и отчеты Св. Синоду, ходатайства и, конечно, многочисленные проповеди и поучения, произносившиеся им на всех этапах служения. Наше внимание привлекли проповеди, сказанные новорукоположенным иереям и архиереям в период его епископства в Северной Америке. Они позволяют синтезировать образ священнослужителя в понимании святителя и попытаться выявить, в какой мере сам Преосвященный соответствовал ему. Автор выделил несколько составляющих образа пастыря, которые условно можно разделить на три категории: во-первых, обязанности священнослужителя, так называемое «внешнее делание»1; во-вторых, личностные качества, которыми должен обладать пастырь или, по крайней мере, прилагать максимум усилий к их достижению; в-третьих, внешние атрибуты служителей церкви и их значение.

К «внешнему деланию» относятся: 1) совершение богослужений истовое и благоговейное; 2) миссионерская деятельность по распространению православной веры, отстаиванию ее истинности; 3) утверждение в вере неофитов, открытие и организация успешной работы школ, читален, братств, постройка церквей и часовен, покупка земли для церковных нужд, создание церковной общины, руковод-

ство духовным ростом и совершенствованием ее членов; 4) оказание помощи прихожанам по возможности во всех житейских делах.

Имманентными характеристиками священнослужителя являются: 1) христианская жизнь по заповедям Божиим; 2) кроткий нрав, послушание; 3) примерная исполнительность и усердие по службе; 4) стремление к нравственному самосовершенствованию путем непрестанной молитвы, ежедневного внимательного и вдумчивого чтения Священного Писания, терпеливого перенесения скорбей и страданий.

При посвящении в сан каждому священнику вручается наперсный крест. Святитель Тихон видел в этом прежде всего постоянное напоминание иерею о его миссионерском служении. Помимо этого, он был убежден в том, что образ Иисуса Христа будет поддерживать в пастырях бодрость духа и желание во всех трудностях и искушениях обращаться в молитве за помощью к Богу. Кроме того, святой

2

крест напоминает священнослужителю о «предлежащем пути крестном» , о скорбях, страданиях, разочарованиях, которые встречаются на жизненном пути каждого человека и иерея в том числе. Вместе с тем крест призван облегчить этот путь пастырю, потому что он «сила, крепость, щит и хранитель, победа и утверждение наше»3.

Одним из знаков высшего церковного служения является жезл (посох), который святитель рассматривал как символ духовного правления, дающийся епископу «яко кормчему кормило во правительство корабля духовного»4. Однако он не должен становиться знаком мирской власти, возвышающим и отдаляющим владельца от подвластных ему. Напротив, это посох доброго пастыря (пастуха), с помощью которого тот оберегает и защищает свое стадо, с ним «выводит он их на пажить, ищет заблудшую овцу и отбивает похищенную»5. Вообще, епископское служение святитель Тихон рассматривал не как безответственное господство и подавляющее самовластие, а как «отеческое попечение, служение другим низшим»6.

Анализ американских проповедей четко демонстрирует приоритет духовности над внешней деятельностью. В речах, обращенных к иереям, превалируют рассуждения святителя именно о необходимости морального совершенствования. Безусловно, священнослужитель должен выполнять свои функциональные обязанности, но все же основное внимание уделить служению Истине. Святитель убежден в действенности духовности, внутренней чистоты помыслов человека, значения которых не может восполнить никакая, даже самая удачная практическая деятельность. Успех труда священнослужителя является «следствием духовного подвига и благодатной жизни»7 его самого. Человек, призванный быть духовным руководителем, назидать других в вере христианской и нравственном совершенствовании, должен, в первую очередь, сам достичь определенных высот духовной жизни, пройти путь «христианского самоусовершенствования»8. Аргументируя свою мысль, святитель цитирует знаменитого теолога св. Григория Богослова: «Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом уже умудрять; стать светом, потом просвещать; освятиться, потом освящать»9. Эта мысль фабулой проходит через все речи преосвященного. Епископ верил, что даже в начале XX века, время сомнений, ослабления религиозных чувств, время поклонения человеческому разуму, материальному благосостоянию и комфорту, в такой стране, как США, стране успеха и бизнеса, православные идеалы, «присущие славянской натуре алчба духовная, порывы к небесному»10, в конце концов, будут востребованы. Можно с уверенностью заявить, что все вышеперечисленные ценностные ориентации и качества пастыря были характерны святителю Тихону, он не требовал от других большего, чем делал сам.

Святитель, по воспоминаниям современников, был человеком очень энергичным и деятельным, приветливым и неизменно доброжелательным, снисходительным к заблуждающимся и непреклонным, непоколебимо твердым в отстаивании истины. Он обладал замечательным тактом в общении с людьми, при глубоко проницательном уме был разносторонне образованным человеком. Однако при всех своих дарованиях, талантах, достижениях и известности святитель оставался человеком предельной душевной скромности. Он всю свою жизнь искал истину и жаждал донести ее до людей, проповедовал Слово Божие, искренне верил в благо для человека обращения в христианство, в спасение души. Вместе с тем святитель Тихон был чужд религиозного фанатизма. Православие являлось главной составляющей его духовной жизни. Святитель рассматривал православие как систему миропонимания и нравственный кодекс повседневного поведения, поскольку оно должно быть не просто религиозной верой, а образом жизни, определять мировоззренческие позиции человека. Церковь и ее ценности не имманентны нашему миру, имеют трансцендентную основу, но тем не менее религиозные моральные нормы способствуют формированию духовно-нравственной личности, человека с большой буквы.

Добрый, ласковый, крайне доступный в общении, склонный к юмору владыка Тихон никогда не отличался аффектированной религиозностью, аскетическим пафосом. Он любил во всем искренность, прямоту, простоту. Однако чувствовалось, что эта простота прикрывает подлинное величие духа. Владыка не пытался представить себя лучше, чем он был на самом деле, не изображал из себя святого или мученика и страдальца, даже в период жесточайших гонений и травли на него со стороны большевиков. Его внутренний мир был необычайно гармоничен и целостен. Жизнь архиерея не принадлежала ему, он жил жизнью Церкви и своей паствы, считал радость и горе пасомых своими радостью и горем, каждую минуту жертвовал собой на благо вверенных ему человеческих душ. Именно они -эти многочисленные души людей и являлись отправной точкой его миссионерской деятельности. Он действовал во имя Бога, но ради людей. Необычайная спаянность с прихожанами без труда обнаруживалась в искренних проявлениях народной любви и доверия на всех этапах его служения. Святитель сформировал особый тип поведения, подал высокий пример пастырства, мессианского служения Церкви, обществу, Истине, справедливости. Такова была его проповедь делом.

Итак, православие для владыки являлось не просто верой, а образом жизни. Как известно, внутренний мир человека, его ценностные установки лучше всего передаются через его собственные высказывания и, конечно, подтверждаются действиями. В этом отношении американские проповеди были отражением духовной жизни святителя, опытом которой он делился с иереями. Проповеди пронизаны духом любви и веры, поскольку только от «избытка сердца глаголят уста» (Мф. 12:34).

Примечания

1 Поучение к новопоставленному иерею Владимиру Александрову // Американский православный вестник. 1900. № 8. С. 155.

2 Речь к новорукоположенному иерею Петру Попову // Там же. 1900. № 19. С. 378.

3 Речь новорукоположенному иерею о. Михаилу Поточному // Там же. 1904. № 5. С. 79.

4 Речь при вручении жезла архимандриту Севастиану // Там же. 1905. № 19. С. 374.

5 Речь при вручении посоха Преосвященному Рафаилу, епископу Бруклинскому // Там же. 1904. № 6. С. 98.

6 Речь, сказанная при вручении жезла Преосвященному Иннокентию, епископу Аляскинскому // Американский православный вестник. 1904. № 2. С. 23.

7 Поучение к новопоставленному иерею... С. 155.

8 Речь к новорукоположенному иерею ... С. 378.

9 Поучение к новопоставленному иерею. С. 155.

10 Речь при освящении Свято-Тихоновского монастыря // Американский православный вестник.1906. № 11. С. 2

С.В. Никитина ПРОТЕСТАНТСКАЯ АСКЕТИКА В РОМАНЕ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПОДРОСТОК»

Вопрос о протестантской аскетике в романе связан прежде всего с «рот-шильдовской идеей» главного героя - подростка Аркадия Долгорукого - и возник отнюдь не случайно.

1) В современном литературоведении заявляется необходимость анализа художественного текста с конфессиональной точки зрения, для произведений Достоевского такой подход наиболее актуален.

2) В достоевсковедении отношение к роману «Подросток» достаточно прохладное, и связано это с «идеей» героя, которую считают причиной «рыхлости» текста и не видят в ней «объективности и общезначимости, свойственной, например, идеям Раскольникова и Ивана Карамазова»1. Но и то и другое противоречит высказываниям самого Достоевского, называвшего план романа «великолепным» и отмечавшего, что «поэма» романа «в Подростке и его идее»2.

3) Важен и тот факт, что сам герой называет свою «новую жизнь» «идеей, той самой, что и прежде, но уже совершенно в ином виде, так что ее уже и узнать

3

нельзя» .

4) Сам автор характеризует «идею» героя как идеализм, в котором «странным образом соединились позитивизм и нигилятина»4.

Позитивизм в своем стремлении «уподобиться эмпирическим наукам»5 восходит к протестантской идее познания Бога по Его творениям, приведшей в итоге к использованию методов естественных наук в сфере духовного6.

5) На аскетический характер «идеи» неоднократно указывает сам Подросток: «. тут тот же монастырь, те же подвиги схимничества»7.

Прежде чем приступить к анализу «идеи» героя, стоит указать на специфические особенности конфессиональных аскетик. Основное различие между католической и православной аскезой заключается в разном понимании источника первородного греха: в православии - это собственная злая воля, в католичестве -чувственная природа человека, потому православная аскеза нерациональна, ее цель в «обретении любовной цельности личности»8.

Протестантская аскетика многое наследует от католической: ее рациональность как способ «освобождения человека от иррациональных инстинктов, от влияния природы <...> и подчинения его жизни некоторому планомерному стремлению»9, а также активное самообладание как высшую форму аскезы. Отличие состоит в том, что протестантская аскетика осуществляется исключительно в миру, что обусловлено влиянием прежде всего кальвинистского учения о безусловном предопределении10.

Анализировать «идею» героя целесообразно с двух сторон: собственно содержание и способ реализации. Подросток суть своей «идеи» характеризует как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.